Полезность-основа потребительского выбора. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Полезность-основа потребительского выбора.



Составной частью теории спроса и предложения является теория потребления. Она исходит их того, что:

- потребитель в удовлетворении своих вкусов и предпочтений всегда огра­ничен своими денежными доходами (бюджетные ограничения);

- в условия бюджетных ограничений потребитель делает выбор, обеспечи­вающий максимально возможную полезность данного конкретного вы­бора, предметом выбора является некое благо.

Благо – это любой объект потребления, приносящий определенные ус­тойчивые и предсказуемые удовлетворения запросов потребителей повы­шающие уровень благосостояния потребителей.

Система благ – весьма широкое понятие:

- материальные блага;

- духовные блага.

Благо предполагает существование и антиблага.

Набор благ – совокупность данных количеств данных видов благ со­вместно потребляемых в данный период времени.

Набор благ характеризуется тем, что потребитель в этом наборе стре­мится наибольшей выгоды при имеющихся возможностях.

Выгода – при потреблении представляет степень удовлетворения по­требителей, покупателей называется полезностью блага.

Ординалистская полезность – это определённая последовательность, некий порядок, в соответствии менее и более предпочтительных наборов благ (порядковая).

Кардиналистская полезность – характеризует разность в стоимости и уровнях благосостояния, в количественных характеристиках потребления (количественная)

Особое значение в характеристике поведения потребителя имеет предельная полезность ибо ординалистская и кардиналистская полезность характеризует лишь общую полезность.

Предельная полезность – это дополнительное увеличение данного уровня благосостояния, получаемое при потреблении дополнительного количества блага данного вида.

В конце XIX века Уильям Джонс, а затем и австрийская школа предельной полезности и сформировали принцип убывания предельной полезности.

Принцип убывания предельной полезности – чем больше количество однородных потреблённых благ, тем меньше предельная полезность, извлекаемая из каждой последующей единицы блага.

Рассмотренный нами случай касается поведения потребителя к одному товару.

В реальной действительности выбор потребителя всегда многообразен (x1, x2, x3, x4,…, xn).

В условиях финансовой ограниченности, сокращая потребление чебуреков и увеличивая потребление кофе, тем самым увеличивается предельная полезность товара x1 (чебурека) и уменьшается предельная полезность xn (кофе).

В каком-то диапазоне динамики предельной полезности достигается точка оптикума, при которой нельзя больше увеличивать полезность товара x1 и xn.

Точка этого оптимума называется точкой потребительского равновесия.

Потребительское равновесие – означает, что отношение предельной полезности блага к его цене должно быть одинаково для всех благ.

5=5 5=5

Ординалистская теория представляет собой исследование закономерностей, определение последовательностей и порядков в выборе и соотношении формирования предпочтительных наборов благ.

Ординалистская концепция анализа выборов связана уже со стоимостной оценкой.

Т.е. наряду с предельной полезностью о.т. рассматривает категории издержек потребителя, предельной ценности и бюджетные возможности.

А 8 ф. мяса + 3 ф. сыра

В 6 4

С 5 5

Д 4 7

2.Закон убывающей предельной полезности (1-й закон Госсена). Кардиналистский подход

Закон убывающей предельной полезности (первый закон Госсена):

1) в одном непрерывном акте потребления полезность последующей единицы потребляемого блага убывает;

2) при повторном акте потребления полезность каждой единицы блага уменьшается по сравнению с ее полезностью при первоначальном потреблении.

Формулировка условия оптимума потребителя дается во втором законе Госсена. Потребитель достигнет максимума удовлетворения, если он распределит свои средства на покупку различных товаров таким образом, что:

1) для всех реально покупаемых им товаров А,В,С... имеет место

где, предельные полезности товаров А,В,С...', Х- коэффициент, который характеризует предельную полезность денег;

2) для всех непокупаемых им товаров Z,Y... имеет место:

Из второго закона Госсена видно, что увеличение цены какого-либо блага (при неизменных ценах на все прочие блага и том же доходе) ведет к падению соотношения предельной полезности от его потребления и цены. Снижение предельной полезности означает меньшую готовность индивида платить за данное количество, то есть более низкий спрос.

Недостатки количественного подхода: не существует единиц для объективного измерения полезности различных товаров; предельная полезность денег не постоянна, она изменяется с изменением дохода, а значит деньги не могут служить мерой полезности.

Кардиналистский подход исторически первый, логически более простой. Идея австрийской школы. Предположили, что потреблению каждого блага можно приписать определенное число. Суммируя это число по разным благам можно получить общий показатель полезности. Есть некоторая единица – ютиль (utile). Чем больше uti-ей, тем полезнее благо. Человек всегда может все сравнить.

Если количество всех благ фиксировано, а потребление одного отдельно взятого блага увеличивается, то каждая следующая единица этого блага приносит все меньшую полезность. Этот принцип получил название «убывающая предельная полезность».

Допустим, потребляется два блага. Первое благо в количестве А, второе – в количестве В. Может ли потребитель увеличить совокупную полезность, если откажется от потребления части блага А в пользу В или наоборот.

Решая эту задачу, вывели условие равновесия потребителя: потребитель будет получать максимальную полезность в том случае, если предельные полезности по каждому благу равны, т.е. последняя единица блага А принесла столько же полезности, сколько последняя единица блага В. При потреблении многих благ, каждая последняя единица любого блага должна принести одинаковую полезность. Если это не так, то надо отказаться от менее эффективного блага ради более эффективного. Относительные цены двух товаров, ceteris paribus, пропорциональны отношению предельных полезностей данных товаров.

Возможен другой подход, ординалистский: представители кембриджской школы обратили внимание, что ценность одного и того же блага зависит не только от его количества, но также от ассортиментного набора, в котором это благо находится (одно и то же количество хлеба может иметь весьма различную ценность в зависимости от того, в каком наборе оно находится). Эта идея привела к тому, что понятие полезность лучше применять не к отдельному благу, а к определенному потребительскому набору. Причем одну и ту же степень полезности могут иметь различные потребительские наборы.

От потребителя требуется только умение сравнить два набора благ и выбрать, который из них предпочтительней, причем неважно, на сколько. По отношению к любому заданному набору потребитель может разделить все возможные потребительские наборы на 3 части:

1.Наборы, которые предпочтительнее данного.

2.Наборы, которые менее предпочтительны, чем данный.

3.Наборы, которые обладают той же самой полезностью – эквивалентные (безразличные).

Этих двух предположений (о наборах и о сравнениях) оказывается достаточно, чтобы построить непротиворечивую теорию потребительского выбора. Эту теорию разработал Дж. Хикс – первый нобелевский лауреат по экономике.

 
 

 

 


А1 = А2 = А = С, где С – некоторое значение полезности. Все Аn, принадлежавшие АА1 = С. Товарный набор В > C, а товарный набор D < C.

Если нам удастся выявить все точки с одинаковой полезностью, то мы получаем кривую безразличия – ГМТ в пространстве товаров, обладающие с точки зрения потребителя одинаковой полезностью. Это понятие ввел Эджуорт.

 

 

 


Для того чтобы математические выводы были более строгими, вводятся предположения:

1.Каждое благо неограниченно делимо.

2.Каждому потребительскому набору мы можем сопоставить уровень полезности (для любого товарного набора мы всегда можем найти кривую безразличия).

Кривые безразличия имеют некоторые свойства:

1.Кривые безразличия не могут иметь другие формы.

2.Для любого потребителя в каждый данный момент времени кривые безразличия не могут пересекаться.

Вывод: в каждый данный момент времени мы будем считать, что потребитель имеет систему предпочтений. Это означает, что он как бы упорядочил (проранжировал все товарные наборы с точки зрения их полезности) все пространство товаров. Если мы рассмотрим область потребительского выбора, то мы увидим, что она равномерно наполнена кривыми безразличия. Чем дальше она от начала координат, тем выше полезность. Стремление потребителя заключается в том, чтобы достичь как можно более дальней точки. При движении по кривой безразличия происходит эквивалентное замещение одного товара другим при той же полезности набора. В действительности пространство товаров N-мерное. Тогда будет не кривая безразличия, а поверхность безразличия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.171.136 (0.019 с.)