Общественные блага. Государственное регулирование рынка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общественные блага. Государственное регулирование рынка



Общественные блага- блага, выгода от пользования которыми неразделимо распределена по всему обществу независимо от того, хотят или нет отдельные его представители приобретать это благо.

Общественные блага оплачиваются за счет общего налогообложения, а не покупаются отдельными потребителями на рынке. Примером общественного блага служит система национальной обороны, поскольку касается всех и каждого в равной степени.

Различают чистые общественные блага и чистые частные блага.

Чистое общественное благо- благо, кот.потребляется коллективно всеми людьми независимо от того, платят они за него или нет. Получение полезности от обеспечения чистым общественным благом единственным потребителем невозможно.

Чистое частное благо- благо, которое можно разделить среди людей так, что другим от этого не будет никакой выгоды или затрат.

Чистые общественные блага (ЧОБ)имеют две осн.особенности:

ЧОБ обладают свойством неизбирательности в потребелнии, означающим, что при данном объеме блага его потребление одним человеком не снижает доступности для других.

Потребление ЧОБ не обладает исключительностью в потребелнии, т.е. не является исключительным правом. Это означает, что потребители, не желающие платить за такие блага, не могут быть лишены возможности их потребления.

Оптимальный объем общественного блага может быть определен: MSB(QS)= MC (QS), где MSB (QS)- предельная общественная выгода от потребления данного общественного блага в количестве: QS; MC(QS)- предельные издержки производства и обеспечения потребителей данными общественным благом в количестве QS.

 

       
 
   
 

 


Таким образом, для эффективного размещения благ в экономике данное общественное благо должно выпускаться в таком объеме, при котором предельная общественная полезность- выгода от потребления данного объема- равняется предельным общественным издержкам. Последнее представляет собой стоимость ресурсов, необходимых для производства дополнительной единицы блага.

Выделяют перегруженные и исключаемые общественные блага.

Целый ряд товаров и услуг по своим свойствам находятся между чистыми общественными и чистыми частными благами. Во многих случаях потребление блага неизбирательно лишь до определенного момента. Такие блага наз. перегружаемыми общест.благами, кот.может не хватить на всех потребителей. Начиная с определенного количества потребителей появление дополнительного потребителя приводит к уменьшению полезности, которую уже получали существующие пользователи.

В других случаях потребление благ неизбирательно, однако затраты на элиминацию дополнит.потребителей незначительны. Такие блага наз.исключаемыми обществеными благами, доступ к которым ограничен. Эти блага могут предлагаться фирмами, действующими с целью извлечения прибыли.

Основными средствами государственного воздействия на тот или иной рынок являются: налоги, субсидии, установление фиксированных цен или фиксированных объемов производства товаров. Самым мягким и «цивилизованным» средством государственного вмешательства в работу рыночного механизма являются налоги, которые не изменяют условия протекания рыночных процессов и не ограничивают свободу действий рыночных субъектов.

Введение поштучного (акцизного) налога, уплачиваемого. продавцом, приводит к сокращению равновесного объема рынка, повышению цен, фактически уплачиваемых покупателями, и снижению цен, фактически получаемых продавцами. Эластичность позволяет определить, какую часть налога выплачивают производители, а какую - потребители. Если спрос на товар высокоэластичен по цене, всю тяжесть налога несет производитель; если спрос на товар неэластичен по цене, большую часть налога платят покупатели. Подобное явление /легко объяснить, так как в случае эластичного спроса потребители при росте цены на данный товар будут стремиться направить свой спрос на товары-субституты. В случае неэластичного спроса это будет сделать гораздо труднее.

Если предложение эластично - большая часть налога падает на потребителей, а если неэластично - на производителей. Объясняется это следующим. Эластичность предложение означает, что производители без труда смогут переключить свои ресурсы на производство какого-либо другого товара, в случае неэластичного предложения переключение ресурсов происходит медленнее.

В случае введения дотации равновесный объем рынка расширяется, цена, фактически уплачиваемая покупателями, снижается, а цена, получаемая продавцами, повышается. Воздействие государства на рыночное равновесие посредством введения, фиксированных цен может привести к возникновению дефицита или избыточного предложения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 454; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.154.171 (0.004 с.)