Ценовая эластичность спроса. Точечная и дуговая.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ценовая эластичность спроса. Точечная и дуговая.



 
 


Эластичность спроса по цене

 

Функции спроса весьма различным способом реагируют на изменения цен. Хотелось бы ввести некоторую переменную, которая показывала бы некоторую чувствительность спроса к изменению цен.

Из математики эластичность функции:

 
 


.

Экономический смысл: коэффициент эластичности для заданной функции спроса показывает, на сколько процентов изменится спрос, если цена на 1%.

Если мы пойдем из (Q0; P0) к (Q1; P1), то мы получим другое значение – недостаток интервала эластичности. Этот недостаток устраняется, если определить коэффициент эластичности, называемый эластичность по средней точке. Очень часто используют эластичность не на интервале, а эластичность в конкретной точке. Например, EA показывает, насколько эластична функция спроса в окрестности точки А. Эластичность может существенно меняться при нелинейном графике.

 

Зная понятие эластичности можно рассмотреть все функции спроса и классифицировать их по степени чувствительности на изменение цены. В качестве критерия взяли Е = 1. Получилось 3 группы:

1.|E| > 1 – эластичная функция (например, Р+1% => Q – 10%);

2.|E| < 1 – жесткая эластичность (например, Р+1% => Q – 1%);

3.|E| = 1;

Эластичность можно рассчитать не только для традиционной функции спроса, а, например, для функции предложения:

 

 


Eij – перекрестная эластичность.

1.Eij > 0 => если товар i – подорожал, то товар j стали покупать больше – товары заменители – субституты.

2.Eij < 0 => если товар i подорожал, то товар j стали покупать меньше – взаимодополняющие товары – комплементарные товары.

3.E(R) – эластичность спроса по доходу (насколько изменится спрос на товар в результате изменения дохода).

4.E(R) > 0 – если доход возрос, то и спрос возрос – ценные товары.

5.E(R) < 0 – если доход возрос, то спрос упал – малоценные товары.

Эласти́чность — численная характеристика спроса или предложения, описывающая степень зависимости их величин от цены и показывающая, на сколько процентов изменится спрос при изменении цены на 1%.

Товары с эластичным спросом:

1. Предметы роскоши (шампанское, драгоценности, деликатесы)

2. Товары, стоимость которых ощутима для семейного бюджета (мебель, бытовая техника)

3. Легкозаменяемые товары (мясо, фрукты)

Товары с неэластичным спросом:

1. Предметы первой необходимости (лекарства, обувь, электричество)

2. Товары, стоимость которых незначительна для семейного бюджета (карандаши, зубные щетки)

3. Труднозаменяемые товары (электрические лампочки, бензин)

Эластичными считаются спрос или предложение, когда изменение величины спроса (предложения) больше изменения цены (E>1).

Неэластичными считаются спрос или предложение, когда изменение величины спроса (предложения) меньше изменения цены (E<1).

Эластичность для участка 1-2: ;

Эластичность спроса относительно цены

Эластичность спроса относительно цены – относительное изменение объема спроса при изменении цены на 1%.

Для измерения процентного изменения величины спроса используется формула средней точки Аллена. Различают точечную и дуговую эластичность.

Точечная эластичность – может быть определена, если провести касательную кривой спроса. Значение точек эластичности обратно пропорциональна тангенсу угла наклона касательной.

Дуговая эластичность – это показатель средней реакции спроса на изменение цены выраженной кривой спроса на некотором отрезке D1D2.

На эластичность влияют сроки хранения и особенности производства.

В зависимости от значения коэффициента Ed различают:

1. совершенную неэластичность (коэффициент Ed = 0).

2. неэластичный спрос (коэффициент Ed < 1);

3. спрос, имеющий единичную эластичность (коэффициент Ed = 1).

4. эластичный спрос (коэффициент Ed > 1);

5. совершенно эластичный спрос (коэффициент Ed = бесконечности).

Факторы влияющие на эластичность:

1. Наличие заменителей. Чем больше товаров-субститутов, тем эластичнее спрос на данные товар.

2. Удельный вес товара в бюджете потребителя. Чем больше удельный вес, тем выше ценовая эластичность спроса.

3. Размер дохода.

4. Качество товара. Если товар – предмет роскоши, спрос эластичен, если первой необходимости, спрос неэластичен.

5. Размеры запаса. Чем больше запас, тем эластичней спрос.

6. Ожидания потребителя.

Ценовая эластичность

Согласно закону спроса, потребители при снижении цены будут приобретать большее количество продукции. Однако степень реакции потребителей на изменение цены может значительно варьироваться от продукта к продукту.

Экономисты используют концепцию ценовой эластичности для определения чувствительности потребителей к изменению цены продукции. Если небольшие изменения в цене приводят к значительным изменениям в количестве покупаемой продукции, то такой спрос называют относительно эластичным или просто эластичным.

 

 


Если существенное изменение в цене ведет к небольшому изменению в количестве покупок, то такой спрос относительно неэластичный или просто неэластичный.

 
 

 

 


Когда процентное изменение цены и последующее изменение количества спрашиваемой продукции равны по величине, то такой случай называют единичной эластичностью.

 

 

Если изменение цены не приводит ни к какому изменению количества спрашиваемой продукции, то такой спрос является совершенно неэластичным.

 
 

 

 


Если самое малое снижение цены побуждает покупателей увеличивать покупки от нуля до предела своих возможностей, то такой спрос является совершенно эластичным.




Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.254.246 (0.011 с.)