Потребности и ресурсы: экономическая сущность и классификация. Проблема выбора в экономике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Потребности и ресурсы: экономическая сущность и классификация. Проблема выбора в экономике



 

Конечной целью развития любой экономической системы является удовлетворение потребностей общества. Именно на это направлен процесс производства, неразрывно связанный с потреблением товаров и услуг, расходованием имеющихся в распоряжении общества ресурсов для производства товаров и услуг.

С расходованием ресурсов для удовлетворения потребностей связаны все проблемы экономического развития. И все решения этих проблем базируются на двух фундаментальных экономических аксиомах.

Первая аксиомапотребности общества (индивидов и институтов) безграничны, полностью неутолимы.

ПОТРЕБНОСТЬ – это осознанная человеком нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности, развития личности и общества в целом.

Потребности с позиции экономической науки – это совокупность нужд и запросов людей, социальных групп, общества в целом, обусловленная уровнем экономического, социального, духовного развития, а также национальными, религиозными и другими традициями.

Понятие «потребности» изучает не только экономическая наука, но и многие другие, например, психология. Но мы будем рассматривать потребности с экономических позиций. Не следует путать понятие «потребность» и «потребление». Потребление – это процесс удовлетворения потребностей.

Потребность является побудителем к деятельности. Историю экономической цивилизации, с рассматриваемой точки зрения, можно представить как процесс формирования и реализации индивидуальных и общественных потребностей.

Потребности делятся на материальные и духовные. Экономисты изучают материальные потребности, под которыми понимается желание потребителей приобрести и использовать товары и услуги, доставляющие им удовольствие или удовлетворение.

К материальным потребностям относятся и услуги, которые, наряду с товарами, удовлетворяют наши потребности (ремонт автомобиля, стрижка волос, консультация юриста, удаление аппендикса, и т.п.). Многие изделия и покупаются ради услуг: автомобиль, стиральная машина и др.

В состав материальных потребностей включаются потребности предприятий, правительственных учреждений и общественных организаций. Частным фирмам необходимы здания, сооружения, оборудование, транспортные средства, складские помещения и многое другое для выполнения производственных целей. Для удовлетворения коллективных потребностей граждан страны необходимы железные дороги, шоссе, больницы, военная техника.

Американский ученый А. Маслоу расположил все потребности по принципу иерархии в следующем восходящем порядке от «низших» материальных до «высших» духовных:

1) физиологические (в еде, питье и т.д.);

2) в безопасности (защите от боли, гнева, страха и т.д.);

3) в социальных связях (любви, нежности, причастности к какой-либо группе, и т.д.);

4) в уважении (в достижении цели, признании, одобрении);

5) в самоактуализации (реализации способностей, понимании, осмыслении и т.д.).

Первые две группы потребностей, согласно А. Маслоу, низшего порядка, последние две – высшего. До тех пор пока не удовлетворены потребности низшего порядка, не могут быть актуальны потребности высшего порядка.

Ряд экономистов подразделяет потребности только на две группы:

- первичные, удовлетворяющие жизненно важные нужды человека (потребности в одежде, питании, жилье);

- вторичные, к которым относятся все остальные потребности (например: потребности досуга – кино, театр, спорт).

Эту классификацию потребностей можно дополнить выделением потребностей рациональных и иррациональных, абсолютных и действительных, осознанных и неосознанных, ложно понятых и др.

Таким образом, можно выделить три основные группы потребностей.

 

 


Рис.2. Группы экономических потребностей

 

Сопоставляя эти потребности, заметим, что по мере развития страны происходит изменение структуры потребностей. Причем, это изменение подчиняется закону их возвышения. Суть закона в том, что по мере насыщения первичных жизненных потребностей возрастает удельный вес духовных и социальных потребностей. Кроме того, внутри материальных, духовных и социальных потребностей тоже происходит изменение. Например, потребность не просто в одежде, а в модной одежде; не просто в жилище, а комфортном жилище.

Экономическая наука так сформулировала закон возвышения потребностей в ходе прогрессивного развития общества:

с течением времени, в ходе развития общества потребности изменяются в сторону умножения и усложнения. Повышение потребностей, как правило, опережает возможности производства и не совпадает с объемом и разнообразием фактического потребления, поскольку далеко не все потребности, как назревшие, так и перспективные, могут быть реально удовлетворены.

Непрерывное возрастание, или возвышение потребностей подтверждается многочисленными фактами из экономической эволюции человека. Человек прошел все этапы – от примитивного потребления ресурсов природы до рационального освое­ния и использования природных, человеческих и произведенных человеком ресурсов.

Потребности, таким образом, тесно связаны с производством. Эта связь двухсторонняя. С одной стороны, экономический прогресс расширяет потребности и способствуетих возвышению, а, с другой стороны, сами потребности являются стимулом экономического прогресса.

Только при осознании потребностей возникает мотивация к труду. В этом случае потребности приобретают конкретную форму – интереса.

В связи с этим можно рассмотреть взаимосвязь потребностей с интересами, стимулами, экономическим поведением (активностью).

Потребности —> интересы —> стимулы —> экономическое поведение

(активность)

Структура потребностей служит базой развития интересов. Из всего множества потребностей выделяются наиболее важные, на них сосредотачивается внимание человека, социальных групп (интерес, в переводе с латинского - это то, что наиболее важно).

Таким образом, потребности порождают интересы. Интересы являются основой стимулов, т.е. интересы порождают стимулы.

В переводе с латинского стимул означает побудительный мотив деятельности. Побудительные мотивы (то есть стимулы) приводят человека в движение. Это в экономическом преломлении и есть экономическое поведение человека, экономическая активность. Мы видим, что в основе экономического поведения человека, в основе его активности лежат потребности.

Таким образом, потребности по своей природе безграничны. Понятие безграничности не относится к какой-то одной потребности. Каждая из потребностей имеет предел, например, потребность в пище, но в совокупности потребности безграничны, т.е. полностьюих удовлетворить невозможно.

Безграничность потребностей имеет принципиальное значение,так как для удовлетворения потребностей нужны экономические блага, производимые с помощью ресурсов.

Средства с помощью которых удовлетворяются потребности людей, называются БЛАГАМИ.

Одни материальные блага (воздух, вода, солнечный свет) находятся в таком количестве и такой форме, что пользование ими оказывается для человека доступным всюду и во все времена. Удовлетворение потребностей в них не требует никаких усилий и пожертвований. Пока сохраняются такие условия, эти блага и потребности в них не являются предметом забот и расчетов человека. Это неэкономические (неограниченные) блага.

Другие материальные блага имеются в ограниченном количестве (разного рода «редкости»). Чтобы удовлетворить потребности в них и иметь их в достаточном количестве, необходимы усилия для их добычи и приспособления к потреблению. Эти блага называются хозяйственными (экономическими). Именно они интересуют практика-хозяйственника и экономиста-теоретика. Утрата этих благ составит потерю, ущерб, возмещение которого требует новых усилий, затрат, пожертвований. От этого зависит благосостояние людей, поэтому хозяйственник обращается с ними бережно, экономно, расчетливо.

Для производства экономических благ необходимы ресурсы – факторы, используемые для производства экономиче­ских благ.

Под ЭКОНОМИЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ понимаются все природные, людские и произведенные человеком ресурсы, которые могут быть использованы для производства товаров и услуг. Ресурсы, непосредственно вовлеченные в производственный процесс, называются факторами производства.

Вторая аксиома – ресурсы общества, необходимые для производства товаров и услуг, ограничены или редки.

Все разнообразие ресурсов (факторов производства) можно сгруппировать в 2 группы:

1. материальные ресурсы: - земля (сырьевые материалы)

- капитал

2. людские ресурсы: - труд

- предпринимательская способность.

К фактору «ЗЕМЛЯ» относятся все естественные ресурсы: пахотные земли леса, месторождения полезных ископаемых, водные ресурсы и т.д.

К фактору «КАПИТАЛ» (инвестиционные ресурсы) охватывает все произве­денные средства производства, используемые в производстве товаров и услуг, денежные средства, ценные бумаги и т.п.

Процесс использования средств для восстановления и развития реального и финансового секторов называется инвестированием.

К фактору «ТРУД» относятся все физические и умственные способности людей, применяемые в производстве товаров и услуг.

Под «ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СПОСОБНОСТЬЮ» (предприимчивостью) понимается особый вид человеческих ресурсов, заключаю­щийся в способности наиболее эффективно ис­пользовать (комбинировать) все другие фак­торы производства.

Ряд экономистов причисляет к факторам производства информацию, научно-технический прогресс и др.

Все ресурсы являются редкими. Понятие редкость определяется двумя основными аспектами:

1. Все ресурсы ограничены. Размеры посевных площадей, запасы полезных ископаемых, численность трудоспособного населения – все это ограничено, все имеет свои масштабы, свои географические границы.

2. Все ресурсы платны. Земля отдается в аренду или продается. Платаза землювыступает в виде рентного дохода. Капитал приносит доход в виде процента. Труд не бесплатен. Доход того, кто предоставляет свою рабочую силу, называется заработной платой. Плата за предпринимательские способности – прибыль.

Эти две характеристики: ограниченность + платность образуют редкость.

Поскольку потребности безграничны, а ресурсы редки, мы не в состоянии удовлетворить все потребности общества. Единственное, что остается, это добитьсявозможно большего удовлетворения этих потребностей при ограниченности ресурсов. Приходится решать, какие товары и услуги необходимо производить, а от каких в определенных условиях следует отказаться.

Отмеченное противоречие разрешается путем ВЫБОРА. Не случайно одно из определений экономики как общественной науки гласит: экономика описывает и анализирует выбор из ограниченных ресурсов для удовлетворения потребностей. Обществу (фирме, индивидууму приходится выбирать: какие потребности удовлетворить полностью, какие – частично, а от удовлетворения которых следует отказаться в связи с недостатком ресурсов.

Обществу приходится выбирать – производить пушки или масло, или производить и пушки, и масло в определенной пропорции. При этом возникает проблема рационального ведения общественного хозяйства. Эта ПРОБЛЕМА ВЫБОРА всегда была и будет.

Выводы по 2 вопросу:

Таким образом, экономика призвана ответить на три основных вопроса:

1. Что производить? Развитые страны прилагают немало усилий к росту производства ограниченного круга товаров для достижения определенного успеха в конкурентной борьбе с другими странами. Это могут быть компьютеры, автомобили, телевизоры и др.

2. Как произвести товары и услуги? Существуют различные варианты производства. По разным проектам можно построить производственное и жилое здание, выпускать автомобили, использовать участок земли. Здание может быть и многоэтажным, и одноэтажным, автомобиль можно собрать на конвейере или вручную, участок земли можно засеять кукурузой или пшеницей.

3. Для кого производить? Производителю важно знать, кто сможет покупать товары и услуги, есть ли возможность оплачивать и в каком количестве предложенный объем продукции и какую пользу при этом получит покупатель.

Ответ на эти три вопроса связан с проблемой ограниченности ресурсов и выбора вариантов хозяйствования, т.е. с рациональным поведением человека в экономической деятельности. Суть рационального поведения – в минимизации затрат и максимизации выгод, когда соотношение выгоды/затраты – не что иное, как показатель эффективности хозяйствования.

Экономическая наука исходит из посылки о рациональном экономическом поведении потребителя, производителя, государства.

Рациональное экономическое поведение потребителя означает, что, приобретая товары на рынке, он стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей, к возможно большей полезности.

Рациональное экономическое поведение производителя в том, что фирмы всегда стремятся к максимизации дохода.

Рациональное экономическое поведение государства в том, что правительство всегда стремится к максимизации благосостояния населения, к устойчивому экономическому росту.

 

Заключение

Выводы по лекции:

1. Экономическая теория исследует хозяйственную деятельность, которая представляет собой очень сложный и запутанный комплекс разнообразных явлений и процессов, в котором экономическая теория выделяет четыре стадии: собственно производство, распределение, обмен и потребление.

2. С расходованием ресурсов для удовлетворения потребностей связаны все проблемы экономического развития. И все решения этих проблем базируются на двух фундаментальных экономических аксиомах.

Первая аксиома - потребности общества (индивидов и институтов) безграничны, полностью неутолимы.

Вторая аксиома - ресурсы общества, необходимые для производства товаров и услуг, ограничены или редки.

3. Поскольку потребности безграничны, а ресурсы редки, мы не в состоянии удовлетворить все потребности общества. Единственное, что остается, это добитьсявозможно большего удовлетворения этих потребностей при ограниченности ресурсов. Приходится решать, какие товары и услуги необходимо производить, а от каких в определенных условиях следует отказаться.

Отмеченное противоречие разрешается путем ВЫБОРА. Обществу приходится выбирать – производить пушки или масло, или производить и пушки и масло в определенной пропорции. При этом возникает проблема рационального ведения общественного хозяйства.

 

ЛЕКЦИЯ №3

 

 

Содержание

Введение.

Учебные вопросы (основная часть):

1. Граница производственных возможностей.

2. Экономическая эффективность и альтернативные затраты.

Заключение.

 

Текст лекции

Учебные вопросы (основная часть):

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 906; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.41.106 (0.047 с.)