Возникновение и развитие экономической теории. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возникновение и развитие экономической теории.



Возникновение и развитие экономической теории.

Зарождение экономической теории.

Экономическая теория - одна из самых древних наук. Отдельные элемен­ты экономических знаний появились в древнем мире. Еще тогда человек стал задумываться над тем, как рационально использовать природные ресурсы. Однако древние мысли­тели не создали законченных систем экономических взгля­дов. Подлинное начало расцвета экономической науки связано с развитием "буржуазного" способа производства.

Первая школа экономической науки - меркантилизм. Источником богатства меркантилисты считали торговлю. Богатство отождествлялось с деньгами, золотом.

Затем появляются физиократы во главе с Ф. Кенэ, которые ис­точником общественного богатства признавали производ­ство, причем только в сельском хозяйстве.

Выдающимися представителями классического эконо­мической науки являются У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо, у которых основным объектом исследования выступает про­изводство как таковое, независимо от его отраслевых осо­бенностей, а также распределение благ.

Современный этап развития экономической теории.

В современной экономической теории обычно выделяют три основных направления: неоклассическое, неокейнсианское и институционально-социологическое.

В основу неоклассического направления положен прин­цип невмешательства государства в экономику. Сторонни­ки этого направления считают, что рыночный механизм способен сам регулировать экономику, устанавливать рав­новесие между предложением и спросом, между производ­ством и потреблением. Вмешательство государства может вызывать нарушение равновесия, снижение экономической эффективности. Поэтому неоклассики выступают за свобо­ду частного предпринимательства, рыночных сил (предста­вители А. Мельтцер, Ф. Кейган, А. Лаффер и др.).

Неокейнсианство базируется на идеях известного анг­лийского экономиста Дж. Кейнса о необходимости воздей­ствия государства на экономические процессы в целях приспособления производственных отношений к новым условиям. Неокейнсианцы выступают за постоянное, сис­тематическое вмешательство государства в экономику (представители Н. Калдор, Э. Эйхнер, Дж. Дэвис и др.).

Представители институционально-социологического на­правления (Дж. Гэлбрейт, Я. Тинберген) рассматривают эко­номику в качестве системы, в которой отношения между хозяйствующими агентами складываются под влиянием как экономических, так и социологических, политических и со­циально-психологических факторов. Объектом их исследо­вания являются "институты", под которыми подразумевают­ся корпорации, профсоюзы, государство, а также различного рода правовые, морально-этические и психологические явле­ния (например, обычаи, нормы поведения различных соци­альных групп, привычки, инстинкты и т.д.).

В последние годы экономисты все больше приходят к выводу о необходимости сочетания государственного регули­рования и свободного стимулирования производства. Была выдвинута концепция неоклассического синтеза (Д. Р. Хакс, П. Самуэльсон и др.). Суть этой концепции состоит в сочета­нии государственного и рыночного регулирования экономи­ки. Сочетание государственного производства и частного предпринимательства дает смешанную экономику.

В середине 50-х гг. возник монетаризм - экономичес­кая теория, приписывающая денежной массе, находящейся в обращении, роль определяющего фактора в процессе формирования хозяйственной конъюнктуры и устанавли­вающая причинную связь между изменениями количества денег и величиной валового конечного продукта. Лидер монетаризма профессор Чикагского университета М. Фридмен выступил с опровержением идей Дж. Кейнса и попытался доказать, что рыночному хозяйству присуща особая устойчивость, делающая ненужным вмешательство государства в хозяйственный процесс.

Неолиберализм - направление в экономической науке и практике управления хозяйственной деятельностью, сто­ронники которого отстаивают принцип саморегулирова­ния, свободного от излишней регламентации.

 

 

 

 

Предмет, структура и функции экономической теории.

Экономическая теория есть наука об использовании людьми редких и ограниченных производительных ресур­сов для производства различных товаров и распределения их между членами общества в целях потребления.

ПРЕДМЕТ экономической теории определяется в двух аспектах:

во-первых, как исследование поведения человеческих существ в процессе производства, распределения материальных благ и услуг в мире редких ресурсов и,

во-вторых, как эффективное использование ограниченных производственных ресурсов или управление ими, ставящее своей целью достижение максимального удовлетворения материальных потребнос­тей человека.

ФУНКЦИИ экономической теории:

1. Теоретическая функция состоит в том, что экономи­ческая теория не ограничивается простой констатацией фактов, она выясняет суть процессов и явлений, раскры­вает законы, управляющие хозяйственными процессами,

2. Практическая функция экономической теории позво­ляет анализировать накопившиеся проблемы и формули­ровать выводы для правильного решения задач, стоящих перед обществом.

3. Методологическая функция заключается в том, что экономическая теория выступает в качестве теоретического фундамента для конкретных отраслевых наук. В системе экономических наук она выступает фундаментальной ме­тодологической наукой. В систему экономических наук входят историко-экономические (экономическая история, история экономических учений); специальные, или функ­циональные (прогнозирование развития экономики, эконо­мическая статистика, экономика труда, бухгалтерский учет и анализ, финансы, кредит и денежное обращение); от­раслевые (экономика промышленности, экономика АПК, экономика торговли, экономика строительства и т.д.).

4. Критическая функция экономической теории состоит в том, что явления рассматриваются критически, выявля­ются преимущества, достоинства явлений, целесообраз­ность их использования.

5. Познавательная функция является общей для всех наук. Применительно к экономической теории есть лишь одна особенность: проведение экспериментов здесь ограни­чено и слишком дорогостояще. Что касается использования методов математического моделирования, то они пока еще далеки от совершенства.

СТРУКТУРА экономической теории:

1. Общие основы экономической теории, в которыхдается харак­теристика понятия общества и экономики, материального производства как основы жизни человеческого общества; обосновывается необходимость изучения законов и законо­мерностей развития общественного производства, раскры­ваются предмет и объект экономической теории, показыва­ется исторический процесс развития данной науки.

2. Микроэкономика (от гр. микро - маленький) объясня­ет, как и почему принимаются экономические решения на низшем уровне, каким образом фирмы планируют числен­ность рабочих, как потребители принимают решения о покупке товара и как на его выбор влияют изменения цен и доходов потребителей.

3. Макроэкономика рассматривает экономические про­цессы на уровне национальной экономики. Она изучает в агрегированном, совокупном виде такие величины; как национальный объем производства, валовой националь­ный продукт, валовой внутренний продукт, национальный доход.

4. Интерэкономика (мировая экономика) рассматривает экономические отношения в мировом сообществе. Она изучает объективные предпосылки развития связей в ми­ровом сообществе, процессы международной экономичес­кой интеграции, мировой рынок и меха­низм его функционирования, формы международных эко­номических отношений, экономические аспекты глобаль­ных проблем.

 

Элементы товарного производства. Товар и его свойства.

Элементами товарного производства являются:

Воспроизводство

Воспроиз­водству присущи четыре фазы: производство, распределение, обмен и потребление.

Производство — это исходный пункт, в котором создается продукт, а точнее, материальные блага и услуги. Именно поэтому оно играет определяющую роль в жизни общества.

Распределение — фаза воспроизводства, где происходит распределение, во-первых, результатов общественного производства, во-вторых, ресурсов, или факторов произ­водства.

Обмен означает обмен деятельностью между людьми и обмен продуктов труда.

Потребление - использование продукта в процессе удовлетворения потребностей, заключительная фаза воспроизводства. Различают личное и производственное (про­изводительное) потребление. При первом происходит уменьшение или разрушение полезностей, потребляются продукты. В этом смысле потребление есть своеобразное отрицательное производство. При втором — потребляются средства производства и рабочая сила, в результате чего создаются продукты труда.

Товар (продукт)

Продукт - это полезная вещь или полезный эффект (услуга). Он представляет собой результат целесообразной деятельности людей. Будучи результа­том процесса труда, продукт является и его условием. Он обеспечивает воспроизводство как личного, так и вещест­венного факторов производства. В первом случае возоб­новляются физические и духовные способности человека. Это возобновление происходит в любом обществе. Его материальной основой является продукт. За счет продукта воспроизводятся и вещественные факторы производства — предметы труда и средства труда.

Свойства продукта. Он характеризуется двумя свойст­вами: 1) способностью удовлетворять ту или иную потребность и 2) воплощенными в нем затратами общественного труда.

Соответственно различают натурально-вещественную и общественную стороны продукта. 1) Натурально-вещест­венная сторона продукта — это совокупность механичес­ких, химических, физических и других полезных свойств, делающих продукт способным удовлетворять потребность, т.е. быть потребительной стоимостью.

2) Другое свойство продукта состоит в том, что он вопло­щает в себе определенное количество затраченного труда. Последний выступает в виде живого труда, т.е. труда, непосредственно производящего данный продукт, и про­шлого труда, т.е. труда, овеществленного в средствах про­изводства.

Общественная сторона продукта позволяет опреде­лить, во что обходится обществу получение той или иной потребительной стоимости, ценой каких затрат труда удов­летворена та или иная потребность.

Единичный продукт является результатом индивидуально­го производства, а результатом общественного производст­ва выступает общественный продукт, представляющий собой сумму потребительных стоимостей, созданных в обществе за определенный период времени.

Общественный продукт по своей натурально-вещест­венной форме делится на средства производства и предметыпотребления. В основе этого деления лежит функцио­нальное назначение продукта: его способность быть сред­ством производства или предметом потребления. Посколь­ку в обществе есть потребность и в средствах производства, и в предметах потребления, их нужно производить.

 

Типы экономических систем

Экономическая система -совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нем отношений собственности и хозяйственного механизма.

Типы экономических систем:

1. Чистый капитализм, или капитализм эпохи свободной конкуренции, характеризуется частной собственностью на ресурсы и использованием системы рынков и цен для координации экономической деятельности и управления ею. Сложилась в 18 веке и прекратила существование в нач. 20 века.

Черты:

 Частная собственность на инвестиционные ресурсы

 Рыночный механизм регулирования макроэкономической деятельности

 Наличие множества самостоятельно действующих субъектов хозяйствования

 Опосредованное решение фундаментальных макроэкономических задач через цены и рынок

2. Современная рыночная экономика (нач. 20 века), (США, страны зап. Европы)

Черты:

 Обобществление и огосударствление части национального хозяйства в национальных масштабах

 Экономическая деятельность осуществляется на базе как частной, так и государственной собственности

 Активное госрегулирование национальной экономики с целью предотвращения экономических кризисов

 Создание государственных и частных фондов социальной защиты.

Менеджмент и маркетинг.

Менеджмент – система принятия и реализации решений, направленных на достижение наилучшего варианта использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов фирмы.

4 функции менеджмента:

1) планирование предполагает определение целей деятельности фирмы, главных направлений и средств их достижения.

2) Организация включает создание структуры фирмы и обеспечение взаимодействия и координации ее подразделений для достижения поставленных целей.

3 ) Мотивация заключается в создании внутреннего побуждения работников к труду.

4) Контроль включает определение соответствия фактически достигнутых результатов запланированным и внесение корректировок в работу фирмы.

В структуре менеджмента выделяют 3 составные части:

А) производственный мен-т

Б) финансовый мен-т

В) рыночный (сбытовой) мен-т, или маркетинг.

Маркетинг – это вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.

Процесс управления маркетингом предполагает:

· анализ рыночных возможностей

· отбор целевых рынков

· разработку комплекса маркетинга

· претворение в жизнь маркетинговых мероприятий.

Внутрифирменное планирование маркетинга имеет 2 уровня: стратегия планирования фирмы и планирование маркетинга. Первое предполагает поддержание стратегического соответствия между целями фирмы и ее шансами в сфере маркетинга. Второе содержит планы в отношении каждого отдельного производства, товара или товарной марки фирмы.

Организация маркетинга зависит от масштабов фирмы: в небольшой фирме работает 1 человек, в крупной – отдел маркетинга.

Контроль имеет целью убедиться в достижении намеченных результатов. В процессе контроля необходимо получить ответы на 4 вопроса:

1. чего мы хотим достичь?

2. что происходит?

3. почему так происходит?

4. что надо сделать для исправления положения?

 

 

Безработица и ее виды.

Безработный – это человек, который хочет и может работать, но не имеет рабочего места.

Безработные – это лица 16 лет и старше, которые: не имеют работы или доходного занятия; заняты поиском работы; готовы приступить к работе; обучаются по направлению государственной службы занятости.

Уровень безработицы (Уб) – это удельный вес численности безработных в численности экономически активного населения:

Причины безработицы и соответствующие её виды:

1. Циклическая. Когда временно становятся не заняты работники умственного и физического труда обладающие рабочей силой нормального качества из-за неравномерного развития регионов и отраслей, из-за периодически повторяющихся спадов в экономике, из-за цикличности развития.

2. Структурная. Обусловлена перемещением производства из одного региона в другой, упадком старых отраслей промышленности и образованием новых.

3. Фрикционная – это безработица связанная с временными сложностями в трудоустройстве, ожиданием работы людьми которые стремятся сменить место работы или профессию (люди добровольно оставившие прежнее место труда, временно потерявшие сезонную работу, молодежь выбирающая место с большим заработком.

Естественный уровень безработицы – это сумма уровней структурной и фрикционной безработицы. Как правило, данный уровень составляет 6-7% и является нормальным для функционирования экономической системы.

4. Скрытая. Когда работники фактически числятся на предприятии, но не работают или заняты неполный рабочий день.

5. Застойная. Охватывает людей с крайней нерегулярностью занятий (люди живущие на случайный заработок).

6. Технологическая, связанная с внедрением мало- и безлюдной технологии, основанной на электронной технике.

Закон Оукена: если фактический уровень безработицы превышает естественный на 1%, то отставание объема ВНП составляет 2,5%.

Например, естественный уровень безработицы – 7%, фактический – 12%, то отставание реального ВНП составит: (12% - 7%) * 2,5%= 12,5%

Социально – экономические последствия безработицы:

1. Снижение доходов населения

2. Снижение уровня удовлетворяемых потребностей

3. Отставание объема ВНП (валового национального продукта)

4. Рост дифференциации доходов населения

5. Рост социальной напряженности и социальных конфликтов

6. Снижение потребительского спроса.

 

 

26. СУШНОСТЬ И ФУНКЦИИ КРЕДИТА. Кредит как понятие связано с денежными функциями, в частности, с функцией средства платежа. Кредит означает предоставление денег в долг на условиях возвратности и платности. Кредитные отношения порождены необходимостью бесперебойного осуществления субъектами тех или иных экономических функций в условиях временного отсутствия денег. Содержание кредитных отношений связано с действиями между кредитором и дебитором по поводу использования денежной стоимости, виданной в ссуду (кредит). Ссудный капитал - денежный капитал, предоставляемый в ссуду собственником на условиях возвратности за плату в виде процентов. Ресурсы ссудного капитала: денежные резервы, высвобождаемые в процессе кругооборота фондов предприятий; денежные резервы в виде специальных фондов; государственные денежные резервы; денежные ресурсы населения; эмиссия денежных знаков в соответствии с потребностями товарооборота. Возможность возникновения и развития кредита связаны с кругооборотом и оборотом капитала. Функции кредита: мобилизация временно свободных денежных средств; распределение временно свободных денежных средств; экономия наличных денег, создание кредитных орудий обращения; осуществление контроля за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия; экономия издержек обращения; ускорение концентрации капитала; обслуживание товарооборота; ускорение НТП. Перераспределительная функция проявляется как при аккумуляции временно свободных средств, так и при их размещении, при котором хозяйствующие субъекты обеспечиваются необходимым оборотным капиталом и ресурсами для инвестиций. Функция замещения действительных денег кредитными деньгами и кредитными операциями. Здесь деньги выполняют функцию платежного средства. Контрольная функция реализуется в процессе наблюдения за деятельностью заемщиков и кредиторов, оценивающих кредитоспособность и платежеспособность хозяйствующих субъектов, контролирующих соблюдение принципов кредитования.

КРЕДИТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. По характеру кредитора и заемщика бывают формы кредита: коммерческий, банковский, ипотечный, государственный, международный. Они отличаются друг от друга составом участников, объектом ссуд, динамикой, величиной процента и сферой функционирования. Виды кредита - конкретное приложение кредита на практике, характеристика особых организационно-экономических признаков кредита. Виды кредита на формирование оборотных средств предприятия; на реконструкцию, модернизацию; на неотложные нужды; под товарно-материальные ценности; под затраты; расчетные; платежные кредиты; на распределительные операции. Виды кредита по срокам возврата: долгосрочный (предоставляется да срок более 1 года и обслуживает движение основных фондов) и краткосрочный (на срок до 1 года включительно и обслуживает кругооборот оборотных средств, а также на нужды поддержания текущей ликвидности компаний или банков).

КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА. Сущность и функционирование в его различных формах рга;1изуется через кредитную систему. Традиционно кредитная система рассматривается в двух аспектах: функциональном и институциональном. С т. з. функционального аспекта, под «кредитной системой» понимается совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования, т.е. кредитная система, представлена банковским, коммерческим, потребительским, государственным и международным кредитом. С т. з. институционального аспекта, кредитная система представляет собой совокупность кредитных институтов. Кредитный институт (банк) представляет собой юридическое лицо, которое для извлечения прибыли может осуществлять все или часть го следующих банковских операций; привлечение денежных средств физ. и юр. лиц во вклады; размещение этих средств от своего имени и за вой счет, предоставление юр. и физ. лицам кредитов; открытие и ведение по поручению владельцев счетов; инкассация денежных документов, средств и кассовое обслуживание; операции банков с ценными бумагами; привлечение и размещение драгоценных металлов; выдача гарантий. Банки отличаются от небанковских кредитных организаций тем, что они вправе осуществлять классические банковские операции: пассивные (по привлечению средств) и активные (по выдаче кредитов). Кредитные организации могут так же осуществлять различные виды сделок факторинговые, трастовые и лизинговые операции, выдавать поручительства, сдавать в аренду сейфы, консультировать и заниматься иной деятельностью, кроме производственной, торговой, страховой. Кредитные организации осуществляют свою деятельность на основании действующего законодательства, своего устава и полученной лицензии, формируют свой уставной капитал не ниже определенного уровня. Кредитные системы отдельных стран имеют общие черты. Они складываются го банковской системы и совокупности «небанковских банков».

 


Принципы приватизации в РБ.

приоритет платных форм.

1. Право каждого гражданина РБ на безвозмездное получение части гос-го имущества

2. Предоставление льгот субъектам приватизации

3. Гибкое сочетание форм приватизации

4. Широкая гласность при проведении приватизации

5. Контроль за ходом приватизации со стороны гос-ва и общественных организаций.

Финансовые источники приватизации:

1. средства предприятий (часть прибыли, амортизаторционные отчисления, фонд накопления)

2. заемные и привлечонные мр-ва (кредиты банков, кредиты предприятий, средства от продажи ценных бумаг)

3. личные средства.

Объекты приватизации

1. Жилье, предприятия, цехи, производства, участки, иные подразделения этих предприятий. Оборудования, здания, сооружения и т.д.

2. Доли (паи, акции) гос-ва и административно-территориальных образований в капитале акционерных обществ.

Субъекты приватизации:

1. граждане РБ

2. юридические лица РБ деят. кот. основана на негосударственных формах собственности

3. Трудовые коллективы гос-ых предприятий

4. Иностранные инвесторы

5. Лица без гражданства.

Субъекты приватизации могут действовать через своих представителей в соответсвии с законодательством РБ.

Формы приватизации

Под формой приватизации понимается определенное сочетание способов и условий приобретения новым собственником прав на гос-ое имущество. Различают следующие формы приватизации:

1. Прямой выкуп гос-го предприятия

2. Преобразование гос-ых и арендных предприятий в открытые акционерные общества.

3. Продажа гос-го предприятия на аукционе.

4. Продажа гос-го предприятия на конкурсе.

5. Выкуп арендного предприятия

6. Безвозмездная передача имущества.

(1) Прямой выкуп предполагает одноразовость платежа в бюджет за выкупаемое имущество. Прямой выкуп может осуществляться и в рассрочку, но это – льгота. В случае прямого выкупа предприятия преобразуются в нар. или коллективные. Однако могут образовываться и др. хозяйственно-правовые формы.

(2) Все предприятия, кот. подлежат приватизации, включаются в перечень объектов приватизации. Утверждается советом министров. Инициатором приватизации могут быть: Трудовой коллектив и любое лицо не гос-ой формы собственности.

( негос-ая форма собственности, это когда в уставном капитале не гос-ая собственность занимает более 70%. )

Создается комиссия по приватизации (налоговая инспекция, профсоюзы, трудовой коллектив). Эта комиссия производит переоценку имущества. Она должна предположить правовую форму функционирования предприятия.

По состоянию на 1-е января 97г. в РБ приватизированно 564 крупных предприятий и 1558 мелких объектов.

Выделяют малую и большую приватизацию:

Малая – предприятия коммунальной собственности.

Большая – крупные предприятия. Численность рабочих на приватизированных предприятиях составляет 480 тыс. человек или 13,2% от всей численности работающих. Всего в РБ около 8800 крупных и средних предприятий. И около 12000 малых предприятий. Если брать по кол-ву предприятий, то приватизировано 10% предприятий от всего кол-ва. Предприятия негос-ой формы собственности за 96 год произвели 32,8% промышленной продукции и 20,8% произведено акционерными обществами. Итак, основным способом приватизации для крупных предприятий явл. Акционирование. А для малых объектов продажа их по конкурсу или на аукционе. Главная Цель приватизации – повышение эффективности работы предприятия после приватизации.

Сущность и функции денег.

Деньги возникли в результате развития обмена, углубления и преодоления противоречий товарного хозяйства. Это был объективный процесс.

(В результате этого из товарного мира выделился один товар, на который стали обмениваться все другие товары. Этот товар стал всеобщим эквивалентом. Когда всеобщий эквивалент срастается с одним товаром, он становится деньгами. Этот товар - золото.)

Русский экономист Зибер: "Д - это всеобщий эквивалент, товар, на который обмениваются другие товары, это всеобщее средство измерения стоимости всех других товаров."

Они стихийно выделились из массы товаров в результате развития товарообмена. На различных этапах исторического развития роль денег выполняли сначала товары, затем благородные металлы, чему способствовали их однородность, делимость, сохраняемость, транспортабельность - качества, сделавшие их наиболее пригодными к выполнению функции денег.

Монета - определенной формы, веса и достоинства металл.

Бумажные деньги: банкнота - выпускается центральным банком страны;

Казначейский билет - государственным казначейством.

Существуют наличные, безналичные деньги, денежные чеки, дорожные чеки, электронные деньги.

Возникновение и развитие экономической теории.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; просмотров: 401; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.153.162 (0.092 с.)