Экономическая мысль периода развития рыночного хозяйства



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономическая мысль периода развития рыночного хозяйства



 

Первой школой национальной политической экономии в Германии была историческая школа. Она основывалась на идее национальной специфики хозяйства страны, а также на преувеличении роли государственных институтов в экономической жизни.

Основателем исторической школы в Германии был Фридрих Лист(1789-1846 гг.) Главный его труд - "Национальная система политической экономии" (1841г.).

Ф.Лист критически относился к английской классической политической экономии за ее попытку создать общую социально-экономическую концепцию для всех стран и народов. Он считал, что каждая нация имеет свой путь экономического развития и развивается по своим экономическим законам. Итак, по его мнению, общей политэкономии для всех стран быть не может.

Предметом политической экономии Ф. Лист считал политику, которой должны соответствовать отдельные нации, чтобы достичь прогресса в экономическом развитии.

В учении о развитии производительных сил Ф.Лист отклоняет теорию трудовой стоимости и считает, что стоимость измеряется не количеством труда, воплощенного в товар, а способностью образовывать товар. Производительным трудом Ф. Лист считает всякую работу, которая способствует богатству. На этом основании производительной силой он считает и государство, и церковь, и образование, и науку, и прессу, и мораль и т.д.

Разделение труда Ф. Лист понимает как распределение между физическим и умственным трудом.

Учение о стадиях хозяйственного развития базируется на критерии развития отраслей производства: дикость, пастушеской, земледелие, земледельческо-мануфактурная стадия. Ф.Лист выступил против свободной торговли и считал необходимым защищать отечественных производителей Германии, а свободную торговлю допускал в условиях, когда Германия достигнет уровня развития Англии.

Место Ф.Листа в экономической теории не исчерпывается тем, что он - основатель немецкой "национальной системы политической экономии". Его взгляды стали основой формирования одного из направлений экономической теории - исторической школы, идеи которой изложили В. Рошер, Б. Гильдебранд и К. Книс.

Вильгельм Рошер (1817-1894 г.г.), Бруно Гильдебранд (1812-1878 гг),Карл Книс (1812-1898 г.г.) выступили с идеей создания новой политической экономии на основании исторического метода. Особенностью методологии исторической школы было отрицание объективных законов, общих закономерностей социально-экономического развития, а, следовательно, метода абстракций.

В. Рошер в работе "Очерк политической экономии с точки зрения исторического метода" (1843 г.) сформулировал общие тезисы относительно исторического метода в политической экономии. Он подчеркивал, что естественные различия стран исключают возможность существования однотипных хозяйственных систем, их совместной политической экономии не может быть, она должна быть национальной.

Б.Гильдебранд обосновал принцип историзма в работе "Политическая экономия настоящего и будущего" (1848 г.). Он выступил против абстракции в политической экономии, его концепция основана на эмпирической (лат. empirio - собираю факты) методе. Центральным пунктом теории Б.Гильдебранда является защита частной собственности.

К. Книс в работе "Политическая экономия с точки зрения исторического метода" (1853 г.) системно изложил методологические принципы исторической школы. Он отклоняет экономические законы, отождествляет их с естественными законами и отмечает, что исторические события не повторяются, поэтому каждая страна должна иметь свою политическую экономию.

По категории "стоимость", все представители исторической школы выступили против ее определения классической школой и считали, что "стоимость является субъективная оценка полезности вещей".

Капитал они характеризовали как следствие содержания, как плату за "жертву" капиталиста.

Таким образом, учредители исторической школы поставили проблему национального в хозяйственных системах, что делает их исследования оригинальными. Вместе с тем отрицание общих закономерностей социально-экономического развития стран свидетельствует о непонимании "историками" ценности метода абстракции в науке.

В начале 70-х гг XIX в. в Германии возникло социально-этическое направление в буржуазной экономической теории, ядром которой стала так называемая новая, или молодая историческая школа (относительно исторической школы первой половины XIX века, представителями которой были В. Рошер, Б. Гильдебранд и К. Книс).

Особенностью новой исторической школы было стремление объяснить экономические явления и их взаимосвязь с этикой и психологией. Этика и психология рассматривались не как факторы, влияющие на экономику, а как равнозначные с экономикой элементы, определяющие сущность хозяйственной системы.

Общим для всех представителей исторической школы был взгляд на экономическую роль государства. Благодаря длительному периоду раздробленности Германии на мелкие княжества, государственность в ней была развита очень слабо. Жизнь и имущество людей практически не были защищены. Отсюда - тяготение к мощной и сильной государства как гаранта порядка и реализации социально-экономических идей.

Для понимания факторов формирования и сущности идей представителей новой исторической школы необходимо обратить внимание на исторические обстоятельства в Германии во второй половине XIX в, о которых уже говорилось ранее. После франко-прусской войны (1870-1871 гг) Германия объединилась в единую Германскую империю. Начал интенсивно развиваться капитализм, причем, на передовой технической основе. Германия вышла вперед в экономическом развитии. Одновременно обострились капиталистические противоречия, усилилось классовое движение, сформировалась единая рабочая партия. В этих условиях национальная политическая экономия должна была переосмыслить социально-экономические процессы, которые происходили в Германии и дать теоретическое обоснование ее национальных интересов и внешнеэкономической политики.

На формирование идей исторической школы повлиял марксизм. Ее представители выступили практически с полным отрицанием объективных экономических законов, против марксистского вывода о закономерности замены капитализма прогрессивным общественным строем.

Новая историческая школа не была однородной по характеру идей: среди ее представителей были консерваторы, стоявшие на позициях сохранения всех установленных общественных порядков, а также либерально настроенные ученые, которые предполагали возможность реформ, адаптирующих капитализм к новым условиям.

Основателем новой исторической школы был Густав Шмоллер (1838-1917 г.г.). Он представлял консервативную часть новой исторической школы, был сторонником прусской монархии, которую считал "наилучшим наследием немецкой государственной жизни".В своих произведениях он отстаивал исторический метод познания, однако категорически выступал против метода абстракций. Г. Шмоллер был сторонником эмпирического метода, метода накопления и изучения фактов экономической жизни.Считал, что теоретические обобщения (абстракция) возможны только при полном и окончательном познании мира. Его метод был скорее историко-статистическим. Политическую экономию Г. Шмоллер характеризовал как науку, которая "изображает народнохозяйственные явления, определяет и объясняет их". С именем Г.Шмоллера связан "этический акцент" в политической экономии, который по его мнению, должен изучать психологические и моральные факторы экономических явлений. На такой почве он определял категории заработной платы и прибыли как психологические. Считал, что частные попытки изменить условия жизни не дадут ничего хорошего. Значит, надо ждать "больших социальных реформ" и обеспечивать классовый мир.

Луйо Брентано (1844-1931 гг) стоял на позициях либерально настроенной буржуазии и считал возможным принципиальное изменение положения пролетариата и ликвидацию классового неравенства путем социальных реформ, организации потребительской кооперации, фабричного законодательства.

Карл Бюхер (1847-1930 гг) обосновал свою схему исторического развития национальной экономики: домашнее хозяйство (в котором все, что производится, потребляется в хозяйстве), городское хозяйство (при котором продукт предназначен для внешнего потребителя при непосредственной связи "производитель-потребитель"),народное хозяйство (при котором продукт производится для неизвестного потребителя). Главным критерием различий между отдельными периодами развития национальной экономики в системе Бюхера есть форма обмена, расстояние между производителями и потребителями, то есть он склоняется к меновой концепции. Этот методологический принцип позволил отойти от анализа способа производства и определить капитализм как "народное хозяйство".

В эволюции немецкой исторической школы выделяется третий ее этап, представители которого развивают свои теории в социально-институциональном направлении.

Самым выдающимся представителем третьей волны немецкой исторической школы былВернер Зомбарт (1863-1941 гг.) В эволюции взглядов В. Зомбарта отмечается длительный путь от марксизма к фашизму. Следуя методологии исторической школы, он считал, что капитализм в перспективе превратится в "смешанное хозяйство", в котором будут функционировать несколько форм: капитализм, кооперативное хозяйство, общественное хозяйство, ремесленничество и крестьянское хозяйство. Общественное и кооперативное хозяйство он относил к социалистическим формам, которые, по его мнению, впитают в себя все ценные качества капитализма. В свою очередь, капитализм перестроится изнутри и станет "умнее и надежнее".

Идея "смешанного хозяйства" выступает как идея "социального плюрализма" и представляет собой отрицание революционного пути развития общества.

По оценкам специалистов, в творчестве Макса Вебера (1864-1920 гг) историческая школа достигла своей наивысшей точки. Он просмотрел все наработанное немецкими учеными XVII-XIX вв. в области развития общества. Социально-экономические исследования М. Вебера основаны на философии Канта (1724-1804 гг), в которой объединились материалистические идеи естественного развития (вселенной), признание причинно-следственных связей явлений и невозможности достоверного теоретического знания о них. В своих исследованиях М. Вебер уделял большое внимание методологическим вопросам экономической и исторической теории. Вместе с тем он преувеличивал роль идеологических факторов в экономическом развитии. Так, исторические формы хозяйственных систем он объяснял влиянием христианской этики.

Представителем социального направления в немецкой политической экономии является Рудольф Штаммлер (1856-1938 гг.) В протиовес марксизму, он считал решающим фактором социальной жизни не экономику, а явления непроизводственного порядке, и прежде всего - право, этику, обычаи. Р. Штаммлер утверждал, что экономика регулируется "свободной волей человека", его "этическими идеалами". Они конкретизируются в правовых нормах общества. Такая постановка вопроса была обусловлена усилением экономических функций государства. Далее, логический и исторический метод мышления приводил ученого к выводу о формировании "корпоративного государства" как "социального целого".Анализируя экономические категории, Р. Штаммлер отделял их от объективного материального бытия, рассматривал как порождение разума, идеи.

В том же направлении развивал свои идеи Рудольф Штольцман (1852-1930 гг.). Он считал, что труд представляет собой натуральную категорию, которая регулируется нравственными факторами. Опровергая идею эксплуатации труда наемных рабочих, Р. Штольцман утверждал, что и капиталисты, и рабочие выполняют свои социальные функции, определяемые высшими социально-этическими принципами. А доля каждого в общественном продукте обусловлена важностью выполняемых функций.

В конце XIX - начале ХХ в. Германия пережила промышленный переворот и превратилась в крепкое государство. Влиятельнее стали ее экономические теории и концепции развития национальной экономики. А предложенный представителями немецкой школы исторический метод был новым и прогрессивным словом в экономической теории. В наше время исторический метод познания является одним из неотъемлемых элементов научного исследования в любой области знаний, чем и определяется место исторической школы в политической экономии.

Наиболее известным экономистом и философом XIX в. в США был Генри Чарльз Кэри (1793-1879 г.г.). Его взгляды на экономическую политику постепенно эволюционировали от фритредерства к протекционизму.Экономические неурядицы он объяснял существованием ценрализованого влияния Англии, которая была мастерской мира и толкала все остальные страны на аграрный путь развития. В этой связи Г. Кэри обосновал необходимость государственного вмешательства в экономику. Он стоял за национальное развитие США, противопоставлял интересы своей страны интересам Англии, обосновывал необходимость конкуренции между США и Англией. Г.Кэри сформулировал так называемый универсальный закон «экономических гармоний», где указал о существовании полного совпадения интересов различных социальных слоев населения США. В основу закона была положена теория стоимости Г.Кэри, где стоимость определялась количеством труда, которое необходимо для воспроизводства продукта. Г. Кэри считал, что земельная рента тождественна проценту, поэтому отношения между земельными собственниками и предпринимателями являются гармоничными, а прибыль и рента являются естественными формами доходов владельцев капитала и земли.

Австрийская школа объединила экономистов и представителей австрийских университетов. Ее представителями, наиболее известные, были: К. Менгер (1840-1921 гг), И. фон Бем-Баверк (1851-1919 гг), Ф. Визер (1851-1926 гг.) Начало австрийской школы, сформировавшейся в 70-х годах XIX в., положили работы Томаса Госсена. Эта школа получила большой резонанс и оказала значительное влияние на другие школы в разных странах. Теории, близкие австрийской школе, развивали англичанин Уэсли Джевонс (1835-1882 гг) и Леон Вальрас (1834-1910 гг) - Швейцария. Они положили начало математическому направлению в экономической теории.

Австрийскую школу называют еще школой предельной полезности (маржинализма). Ее представители выдвинули предположение о том, что экономическая теория должна изучать явления хозяйственной жизни с точки зрения хозяйствующего субъекта. Движущими силами в экономике являются психологические мотивы. Психология субъекта всегда первична по отношению к экономике.

Метод австрийской школы называют методом робинзонад, что имеет целью изучение индивидуального хозяйства. Представители этой школы отказались от определения стоимости трудом. Для определения товара был предложен термин «материальное благо», стоимости - термин «ценность», определяющий полезность вещи. Предложен новый вид определения стоимости - предельная полезность. Ценность материальных благ рассматривается маржиналистами как свойство тех вещей, которым свойственны законы редкости. Процесс возникновения ценности представлено двумя этапами:

1) возникновение субъективной ценности;

2) возникновение объективной ценности.

Под субъективной ценностью понимается индивидуальная оценка блага отдельным потребителем. Ценность зависит от насыщенности потребителя данным благом (стакан воды у источника в пустыне). Для определения ценности была введена категория предельной полезности. Предельность определяется как крайняя величина в перечне материальных благ. Под объективной ценностью представители австрийской школы понимали среднюю величину, которая возникает на рынке при столкновении многих субъективных оценок, спроса и предложения.

Особенность маржинализма состоит в том, что классики разделяли экономические явления тенденциозно, считая сферу производства первичной относительно сферы обращения, а стоимость - исходной категорией всего экономического анализа, а маржиналисты экономику рассматривали как систему взаимосвязанных хозяйствующих субъектов, которые распоряжаются хозяйственными благами, финансовыми и трудовыми ресурсами. Они отошли от ортодоксальной версии количественной теории денег Рикардо-Милля, когда стало возможным признать: «Деньги - это то, что делают деньги. Все, что выполняет функции денег, и есть деньги ». Автором этого высказывания был И. Фишер и А. Пигу, который вывел уравнения обмена.

В конце XIX в. в Англии формируется Кембриджская школа, основателем которой является Альфред Маршалл (1842-1924 гг.) А. Маршалл вошел в историю экономической мысли в первую очередь как автор синтетической теории цены.

Под стоимостью А. Маршалл понимал цену равновесия - среднюю цену, которая сформировалась на рынке. Он сочетал теории ценности, которые существовали до него в единую теорию цены, на основании которой объяснил процесс ценообразования. А. Маршал исходил из того, что в создании стоимости участвуют два фактора: производительный фактор (издержки производства) и субъективный фактор (полезность). Цена формируется в результате соотношения действия этих факторов. Полезность определяет цену предложения. В результате спроса и предложения получается цена равновесия. А. Маршалл - создатель теории оптимальных цен, объясняет возникновение монопольных цен.

Большой вклад в историю экономической мысли внес ученик А. МаршаллаАртур Пигу (1877-1959 гг), который разработал экономическую теорию благосостояния.

Американский экономист Джон Гейтс Кларк(1847-1938 гг) выдвинул синтетическую экономическую концепцию и распределил экономическую теорию на три части:

1) универсальная экономика, задачей которой является формулирование всеобщих экономических законов - предельной полезности, убывающего плодородия земли и т.д.;

2) экономическая статистика;

3) экономическая динамика.

Выдвигая срок экономической статистики, Дж.Кларк считал необходимым исследовать вмененные доли продукта, которые зависят от каждого фактора производства. Он воспринял теорию трех факторов производства Ж. Б. Сэя, утверждая, что каждый из них имеет самостоятельную производительность, включая: труд - заработную плату, капиталисту - прибыль, земли - ренту. Заработную плату Дж. Кларк поставил в зависимость от численности работающих и производительности их труда; ввел категорию предельной производительности труда, связав ее с последним наемным работником, который был принят на предприятие.

Методология маржинализма дала жизнь еще одной школе в политической экономии - математической (Лозаннской), возникшей во второй половине XIX в. Особенностью математической школы по сравнению с другими школами маржинализма, является опора на математические методы изучения экономических явлений как на микро-, так и на макроуровнях.

Наиболее активно использовался математический аппарат в решении экономических проблем, в частности проблем равновесия, используемый профессором Лозаннского университета (Швейцария) (отсюда название математической школы - лозаннская) - Л. Вальрас и В. Парето.

Леон Вальрас (1836-1910. г.) - автор известного труда "Элементы чистой политической экономии" (1926 г.), один из основателей теории "предельной полезности". Его учение включает теорию обмена, теорию производства и теорию распределения (капитализации).

Вальрас первым разработал замкнутую модель общего экономического равновесия. Рассматривая всех участников производства как обладателей производительных услуг (земли, капитала, труда), и как предпринимателей, которые приводят к действию эти факторы производства. Он сформулировал три условия, при которых наблюдается равновесие в экономике:

- Эффективный спрос на производительные услуги и предложение этих услуг должны быть эквивалентными;

- Цены на рынке продуктов устойчивы;

- Цена продажи продуктов равна издержкам на их производство.

В математической модели Вальраса эти условия равновесия выражены системой четырех уравнений:

- Предложение - функция рыночных цен;

- Спрос - функция рыночных цен;

- Сумма затрат каждой продуктивной услуги на производство всех готовых продуктов равна совокупному предложению этого вида услуг;

- Цена каждого готового продукта равна сумме цен всех потраченных на его изготовление производительных услуг.

Вальрас рассматривал свою модель не как средство установления равновесия, а как доказательство ее возможности.

Последователь Л.Вальраса, Лозаннский профессор, итальянский экономист и социолог французского происхождения Вильфредо Парето (1848-1923 гг) считал, что политическая экономия должна изучать механизм установления равновесия между потребностями людей и ограниченными возможностями их удовлетворения, а это требует математических расчетов. Парето пытался усовершенствовать теорию экономического равновесия Вальраса и ставил проблему равновесия не саму по себе, а как проблему социального равновесия. С его точки зрения, сущность социального равновесия заключается в том, чтобы повышение благосостояния хотя бы одного члена общества не происходило за счет другого. Социальный оптимум он видит в том, чтобы при увеличении благосостояния хотя бы одного члена общества, по крайней мере, не ухудшилось состояние других.

Шведскую школу считают одной из самобытных школ буржуазной политической экономии, главным направлением исследования которой является поиск путей преодоления кризисов и безработицы. Ее становление произошло на рубеже XIX-XX вв. и связано с именами К. Викселля и Г. Касселя.

Особенностями шведской школы являются:

1) признание роли государства в социально-экономических процессах;

2) преувеличение роли и значения денежно-кредитных отношений в воспроизводстве.

Кнут Викселль (1851-1926 гг) - автор работ "О цене, капитале и ренте" (1893 г.), "Финансово-теоретические исследования: представления и критика" (1896 г.), "Процент и цена" (1898 г.), "Лекции о национальной экономике на основании маржинализма" (1913-1922 г.).В первой из них он выступил как последователь учения австрийской школы в ее сочетании с математической, а в следующих - как основатель кредитной теории конъюнктуры, в которой рассматривал влияние банковского кредита и учетного процента на средний уровень товарных цен и их колебания.

В перечне достижений Викселля в экономической науке можно выделить следующие:

1) основал теорию несовершенной конкуренции. Разделяя взгляды маржиналистов, он, однако, считал, что они верны для условий совершенной конкуренции,т.е. цены соответствуют предельной полезности только при отсутствии монополий. В условиях монополий, по мнению Викселля, концепции маржинализма не реализуются.

2) внес существенный вклад в развитие теории капитала. Капитал он характеризовал как сложную систему, которая измеряется показателями его "ширины" и "высоты"."Ширина" капитала - совокупные затраты первоначальных факторов на воспроизводство затраченного запаса благ. "Высота" капитала - соотношение различных элементов капитала по сроку службы. Изучение структуры капитала для Викселля было осново на анализе экономических циклов.

3) автор концепции "кумулятивности процессов". Ее суть в том, что экономические процессы имеют инерционный характер, т.е. развиваются по "цепной реакции". К таким процессам ученый относил рост цен, нарушения равновесия и т.д.Факторы кумулятивности ученый объяснял концепцией "ожиданий экономических субъектов", то есть психологией экономического поведения субъектов. Викселль считал, что автоматически кумулятивность побороть невозможно, требуется государственное вмешательство в эти процессы, государственное регулирование. В качестве механизма государственного воздействия на экономику ученый предложил регулирование ставки банковского процента не в интересах повышения прибыли финансистов, а в интересах общего оздоровления экономики. Викселль считал, что "денежная" ставка процента (ссудный процент) должен быть ниже "естественной" ставки (норма прибыли).Это способствует оживлению производства и инвестирования.

Таким образом, Викселль в определенной степени опередил идеи Дж.М.Кейнса.Однако при жизни ученого его теории не нашли определенного понимания и поддержки у государства.

Шведский ученый Густав Кассель (1866-1945 гг.) известен работами "Теория социальной экономики" (1918 г.), "Современные монополистические тенденции в промышленности и торговле" (1927 г.), "Основные идеи теоретической экономии" (1935 г.).

Особенности методологии Касселя:

- Признание первенства экономической теории и анализа относительно математической статистики и количественных параметров экономических явлений;

- Разграничение сущности явлений и их внешних форм;

- Использование метода подъема от абстрактного к конкретному;

-Признание разногласий закономерностей развития микро-и макросфер.

Следует отметить, что в своих теоретических построениях ученый не всегда придерживался этих принципов.

Таким образом, на основе методологии австрийской и математической школ, К.Викселль и Г. Кассель разработали теоретические принципы экономических исследований, которые сочетали идеи этих школ, и одновременно дали свою методологию анализа социально-экономических процессов. Это позволило им сформировать национальную шведскую школу в политической экономии. Ее практическое значение состоит в обосновании необходимости государственного регулирования экономики.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Каковы особенности экономического развития стран мира в период становления монополистического капитализма?

2. Каковы особенности экономического развития Англии до Первой мировой войны?

3. Каковы особенности экономического развития Германии в условиях формирования монополистического капитализма?

4. Каковы особенности экономического развития Франции в период монополистического капитализма?

5. Какие основные идеи новой исторической школы в Германии в Х в.?

6.Какие основные идеи австрийской экономической школы?

7. Какие основные идеи маржинализма?

8. Какие основные идеи Кембриджской школы в Англии?

9. Какие основные идеи синтетической экономической концепции Дж. Б. Кларка?

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.35.159 (0.03 с.)