Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблемы социально-экономического реформирования украинской экономики в первые годы независимостиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
24 августа 1991 года Верховная Рада провозгласила Акт Независимости Украины. Этот день открыл новую эру в истории нашего государства. Одним из важнейших заданий, которые поставили перед первым всенародно избранным Президентом Украины Л. Кравчуком, Верховной Радой и правительством: обеспечить украинскому народу нормальные условия жизни, поднять уровень его благосостояния. Для этого необходимо было осуществить переход от командной к рыночной экономике, что дало бы возможность высвободить творческую энергию народа и качественнее реализовать возможности отечественного экономического потенциала. В марте 1992 г. Верховная Рада Украины утвердила "Основы национальной экономической политики". В документе предусматривалась структурная перестройка хозяйства Украины. Большое значение имела конверсии оборонной промышленности, перераспределения материальных и трудовых ресурсов в пользу тех производств, которые обеспечивают населения потребительскими товарами. Предусматривалось переориентирование машиностроения на удовлетворение потребностей агропромышленного сектора, легкой и пищевой промышленности. Было заявлено о выходе рублевой зоны. Важную роль в становлении рыночной экономики Украины играл закон "О приватизации имущества государственных предприятий". Началось создание малых и общих предприятий, обществ разного уровня ответственности, кооперативов и тому подобное. Начались некоторые сдвиги в аграрном секторе. В частности, создавались фермерские хозяйства, чему способствовал Закон "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". В январе 1992 г. Верховная Рада приняла Закон "О формах собственности на землю", которым провозглашалось равноправие всех форм собственности на землю. Принимались другие законы и постановления. В Международный валютный фонд было представлено расширенную программу рыночных превращений, которая была им одобрена. Украина стала членом МВФ. Вместе с тем экономические превращения шли чрезвычайно медленно. Украинский народ, длительное время находясь в колониальном положении, потерял бывшие демократические институты и традиции самоуправления, поэтому вынужден в процессе создания государства опираться на реалии, унаследованные от имперско-тоталитарных структур, как в политике, так и в экономике. Признаками последних были: тотальное огосударствление экономики; господство монополизма, командных форм и методов управления; экстенсивний путь развития хозяйства; структурная и территориальная диспропорция республиканской экономики, ее построение на принципе незавершенности; значительная милитаризация економики; катастрофическая экологическая ситуация; психологический климат коллективной пассивности и др.; что существенно ослабило стартовые возможности Украины на пути самостоятельного развития. К тому же госаппарат, чиновничество Украины в значительной степени стал олицетворением консервативной силы, которая готова быстрее вернуться в прошлое, чем двигать реформы вперед. Значительной преградой на пути перехода от тоталитаризма к демократии было отсутствие целостной концепции общественной трансформации, а потому много, принятых в Украине законов оказались оторванными от жизни и надлежащим образом не сработали. В постсоветском пространстве, по словам С. Кульчинского, создалась уникальная социально-экономическая ситуация, к которой не подходил весь накопленый человечеством опыт реформ. Продвигаться вперед можно было лишь методом проб и ошибок, приспосабливая законодательство не столько к длительной перспективе, скольки к жгучим проблемам нынешнего времени. К тому же в бывших союзных республиках четко проявилась полностью понятная закономерность: радикализм нового законодательства был тем меньше, чем лучшим виглядело текущее положение. Ситуация в Украине, в отдельности, была лучше, чем в России, особенно относительно продовольственного снабжения населения. Соответственно среди украинской политической верхушки преобладали настрои в пользу как можно более медленного продвижения в реформах. Опасность такого подхода проявилась уже в январе 1992 г., когда Россия начала либерализацию цен, в результате которой стоимость газа в Украине за 1992 г. выросла в 100 раз, а нефти - в 300 раз. Огромная зависимость украинской экономики от русских энергоносителей привела к резкому росту себестоимости продукции, к падению производства, раскручиванию маховика инфляции. Кризис в промышленном производстве углубил разрыв экономических связей с бывшими союзними республиками ведь промышленность Украины производила не больше 20% конечного продукта. Основная часть ее товарной продукции представляла собой полуфабрикаты или комплектующие изделия, предназначенные для продолжение производственного процесса в других республиках. Но ситуация ухудшалась не столько из-за разрушение старых структур, сколько из-за того, что они не были заменены новыми. В отличие от русских лидеров, украинские не выражали желания проводить радикальную экономическую реформу. Заявляя о расположении к рыночным регуляторам, они хранили, предыдущую вертикальную систему управления хозяйством, систему госзаказа, централизованное распределение важнейших ресурсов. В промышленности и сельском хозяйстве продолжал доминировать государственный сектор. После вынужденного, вслед за Россией, отпуска цен в январе 1992 г. в Украине проводилась откровенно про-инфляционная политика, для которой характерны огромный бюджетный дефицит, неограниченная денежно- кредитная эмиссия, рост цен, обвальное падение реальных доходов преимущественного большинства населения. Правительство практически не делало попыток сделать жесткую денежно-кредитную политику. В результате осенью 1992 г. под конец пребывания В. Фокина на должности премьер-министра, месячная инфляция перешла рубеж 50%, то есть стала гиперинфляцией. Посравнению с предыдущим годом национальный доход за 1992 г. составлял 85%, промышленная продукция - 91%, продукция сельского хазяйства - 89%. Наибольший спад состоялся в транспортном и сельскохозяйственном машиностроении, химической промышленности. Особенно взрывного характера приобрел рост цен на товары широкого потребления, которые в 1992 г. поднялись больше как в 30 раз. С октября в 1992 г. Верховная Рада Украины утвердила нового премьер-министра Л. Кучму, бывшего директора наибольшего военного завода "Южмаш". В ноябре новое правительство приняло принципиальное решения о выходе из рублевой зоны. В стране была введена собственная национальная валюта - карбованец, что давало возможность оздоровить финансовую систему и на основе ее стабилизации остановить падение производства. Однако в своей политике Л. Кучма акцентировал внимание на возобновлении порядка и административной системы управлении экономикой, а не на внедрении рыночных элементов. В начале 1993 г. премьер получил от Верховной Рады чрезвычайные полномочие на ближайшие шесть месяцев для осуществления своего плана экономических реформ. Однако к каким-то позитивным изменениям в экономике это не привело. В первые месяцы наметилось некоторое задержание спада производства, однако оно было достигнуто дорогой ценоз усилением кредитной эмиссии, непрестанной работой печатного станка. Инфляция до осени достигла уровня 70% в месяц. Попытки правительства Кучмы стабилизировать положение путем возобновления командно-административной системы управления государственными предприятиями, введение директивных цен, ограничения доходов лишь отдалило Украину от цивилизованной экономики. 21 сентября в 1993 г. Верховная Рада удовлетворила просьбу Кучмы, который так и не сумел найти общий язык с Президентом Кравчуком, и освободила его от обязанностей премьер-министра. Правительство возглавил сам Президент, а обязанности премьер-министра исполнял Ю. Звягильский. Политика нового Кабинета Министров заключалась в усилении регуляции налогов. Она, по словам историка Я. Грицака, сделала почти невозможной нормальную экономическую активность - украинские граждане, которые, зарабатывали месячный эквивалент до 100 американских доларов, должны были отдавать государству в виде налога 90% этой суммы. Такая ситуация вела или к гипертрофированному росту "теневой экономики", или дальнейшему ограничению производственной и коммерческой деятельности. Сосредоточив в своих руках большую власть, Л. Кравчук проявил мало политической воли для реформирования страны. Его нерешительность во внедрении изменений объяснялась нежеланием задевать интереси старой номенклатуры, которая благосклонно отнеслась к украинской независимости. Правда, такая позиция, как правило, объяснялась не какими-то высокопатриотическими мотивами, а прагматичным расчетом: избавившись от московской опеки, они стали хозяинами ситуации в Украине. В частности храня за собой руководящие посты, эта так называемая "элита" могла сказочно наживаться в условиях гиперинфляции за счет дешевых государственных кредитов (в 1993 г. уровень инфляции в Украине представлял 10 200% и, по оценке Мирового банка, был наивысшим в мире). В 1994 г. экономика страны оказалась на грани краха. ВВП посравнению с предыдущим годом упал на 23%, производство промышленной продукции - на 27,8%, сельскохозяйственной - на 16,5%. Капитальные вложения за 1992-1994 гг. снизились на 57%. Финансовая система государства оказалась практически разрушенной. В октябре дефицит бюджету достиг 18,5 % ВВП. Цены сравнительно с 1991 г. выросли в 102 раза. Подобная политика вызывала значительное недовольство среди украинского населения, которое нередко отождествляло ухудшение своего материального положения с приобретением Украиной государственной самостоятельности. Прежде всего это чувствовалось на русифицируемых Востоке, Юге и в Крыму, где начали проявляться регионалистические и сепаратистские тенденции, поддерживаемые Москвой. Обострилось противостояние между законодательной и исполнительной ветвями власти, которое на фоне всеобъемлющего кризиса закончилось решенням обеих сторон досрочно прекратить свои полномочия. Консервативная политика дискредитировала в глазах обеднелого народа идею украинской государственности и рыночной экономики. Попытке осуществить радикальные политические и экономические реформы руками бюрократично-административних структур, против которых эта реформа была направлена, были обречены на неудачу.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 817; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.163.23 (0.01 с.) |