Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экономическая мысль Древней ГрецииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В древнегреческом государстве были заложены первые попытки последовательного теоретического осмысления экономического уклада общества. Среди наиболее известных мыслителей того времени выделяют Ксенофонта, Платона и Аристотеля. Каждый из них имел свои взгляды относительно рационального уклада древнегреческих рабовладельческих городов-государств. Так, Ксенофонт (444 - 355 г.г.), известный как автор "Экономикс" ("Домострой"), где он впервые использовал термин "экономика", понимал экономику как науку о законах развития хозяйства. Ксенофонт рассматривал ее как науку, с помощью которой можно обогащаться. В своих трудах он предлагает советы, как пополнить казначейство и поднять благосостояние народа, рассматривает ремесло как занятие низшего порядка. Напротив, земледелие и сельское хозяйство он оценивает чрезвычайно высоко. Обрабатывать землю, считает Ксенофонт, необходимо и по воспитательным соображениям: "Земля учит даже тех справедливости, кто не может понимать ее уроки,потому что кто больше всего присматривает за ней, тот больше всего и получает… Земледелие приучает также помогать друг другу. Как на войну ити с людьми, так и с людьми же нужно идти на полевые работы… Хорошо сказал тот, кто назвал земледелие матерью и кормилицей всех искусств. Действительно, когда хорошо идет земледелие, тогда и все другие занятия процветают; где же земля заставлена оставаться необработанной, там, можно сказать, все занятия приходят в упадок - и на суше и на море» (Ксенофонт, Домострой, V, 1-17). Взгляд Ксенофонта относительно разделения труда находились в тесной связи со взглядами на рабство. Раб для него - это животное, одаренное речью. Он делил общество на рабов, которые выполняют физический труд, и рабовладельцев - работников умственного труда, управляющих обществом. Вместе с тем, Ксенофонт впервые выдвинул положение о материальном и моральном стимулирование труда рабов: хорошо работающему рабу можно подарить подарок, а на чистолюбивые натуры благоприятно влияет и похвала. Ксенофонт впервые в экономической литературе обратил внимание на двойственное употребление вещей: вещь полезна, если она нужна и ею можно пользоваться; в то же время напрасную вещь можно поменять на другую, полезную вещь. Таким образом, Ксенофонт поставил проблему потребительской и меновой стоимости товара. К деньгам Ксенофонт относился негативно. Вместе с тем он обращал внимание на рост употребления золота, но и серебра как предметов розкоши с ростом богатства, размежевывал понятие денег как денег и клада, выступал за рациональное использование серебряных рудников, считал, что если излишек товара приводит к его обесцениванию, то серебро никогда не станет дешевле. Таким образом высказывания Ксенофонта по ряду экономических проблем говорят о том, что как сторонник натурального хозяйства, он все таки стремился использовать имеющиеся товарно-денежные отношения в интересах рабовладельческой аристократии. Экономические взгляды Платона (427-347 г.г.) можно проследить в связи с его взглядами на государство. Из его произведений наиболее известно "Политея" или "Государство". В экономической литературе подчеркивается, как гениальное, положение Платона о том, что в основе всякого государства находится разделение труда. При этом, Платон отождествляет государство с обществом, а разделение труда в хозяйстве с общественным разделением труда. Процесс разделения труда и образования государства Платон связывает с потребностями способностей людей - человек не может удовлетворить все потребности, потому он берет себе разных помощников. Когда все они собраны вместе, то эту группу "жителей", по его мнению, можно назвать государством. В системе Платона государство - классовое общество. Он выделил три класса: 1)философов; 2)воинов; 3)хлеборобов, ремесленников и мелких торговцев. Рабы у него были орудиями труда. Мудрый тот, кто не только способен дать правильный совет в личном деле, но и для государства в целом. Поэтому мудрые должны править государством. Храбрые понятно, должны государство защищать. Сдерживающий фактор - способность понимать необходимость подчинения законам. Те, кто способны это понять и покориться законам, достойны быть свободными гражданами. А те, кто не способен покориться законам государства могут быть лишь рабами. В системе разделения труда Платон считал наиболее важным занятием - земледелие, которое должно 6ыть основой жизни государства. Развитие ремесла во вред земледелию может оказаться вредным. Признавая необходимость торговли, Платон все-таки негативно относился к ней и считал занятие торговлей делом варваров и подчеркивал нецелесообразность отвлекать для занятия торговлей греческих граждан, способных к другим занятиям. Экономической основой государства у Платона было натуральное хозяйство. Платон мечтал об идеальном государстве – рабовладельческой аристократической республике, которую он противопоставил "негативным" государствам - демократии (власть народа), тимократии (власть чистолюбивых натур), тирании (власть одного лица) и олигархии (власть избранных лиц). При этом он подчеркивал, что в реальной жизни, вследствии несовершенства людей, идеальное государство вряд ли может быть осуществлено. Одни государства больше, а другие - меньше отвечают идеалу, к которому стоит стремиться. Аристотеля (384-322) по праву считают самой всеобъемлющей натурой древности, который наиболее приблизился к материализму. Широко известным является его произведение "Политея", или "Политика", в котором он продолжил развитие взглядов своих предшественников по экономическим вопросам проблем государства. Происхождение государства он объяснял стремлением людей к общению. На основе этого строится семья, селение, а в последствии и государство. Как политическое образование, государство, по мнению Аристотеля должно объденять элементы монархии, аристократии и демократии. Аристотель выделил следующие классы в государстве: 1) хлеборобы, 2) скотоводы;3) торговцы; 4)воины; 5) наемные рабочие. Раб у него, как и у всех представителей античного мира не принадлежал к гражданской общине. В отличии от Платона, Аристотель считал, что свободный человек не должен заниматься ни ремеслом, ни земледелием. Это судьба рабов. Своеобразно он объяснял и стимул рабов к труду: поскольку раб – часть своего господина, постольку и то, что полезно для целого, полезно и для его части. Аристотель подчеркивал общность интересов раба и его собственника, как части и целого. Нужно сказать, что Аристотель допускал возможность исчезновения рабства, не в содержании освобождения рабов, а в содержании их ненужности в силу развития орудий труда настолько, когда они (орудия труда) сами будут "работать". Аристотель развил учение Ксенофонта о двойственном употреблении вещей. Вещи существуют для непосредственного удовлетворения потребностей и для обмена. Составляет интерес учения Аристотеля об экономике и хрематистике (от греч. hrema - имущество, добро). Под экономикой он понимал производство материальных благ, а под хрематистикой – исскусство наживанния состояния. Причем, в системе Аристотеля экономика – основа хрематистики. Возможность увеличения богатства он связывает с торговлей. Аристотель выступал против нагромождения денег и ростовщичества. Он считал основной функцией денег - роль посредника при обмене на товары. Он предчувствовал распаду рабства. Таким образом, в процессе анализа экономических явлений представители древнегреческой философии выявили большую глубину и оригинальность. Поэтому взгляды Ксенофонта, Платона и Аристотеля представляют собой наивысшее достижение экономической мысли античного периода общества.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 692; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.211.135 (0.007 с.) |