Экономическая мысль Древней Греции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономическая мысль Древней Греции



В древнегреческом государстве были заложены первые попытки последовательного теоретического осмысления экономического уклада общества. Среди наиболее известных мыслителей того времени выделяют Ксенофонта, Платона и Аристотеля. Каждый из них имел свои взгляды относительно рационального уклада древнегреческих рабовладельческих городов-государств.

Так, Ксенофонт (444 - 355 г.г.), известный как автор "Экономикс" ("Домострой"), где он впервые использовал термин "экономика", понимал экономику как науку о законах развития хозяйства. Ксенофонт рассматривал ее как науку, с помощью которой можно обогащаться. В своих трудах он предлагает советы, как пополнить казначейство и поднять благосостояние народа, рассматривает ремесло как занятие низшего порядка. Напротив, земледелие и сельское хозяйство он оценивает чрезвычайно высоко. Обрабатывать землю, считает Ксенофонт, необходимо и по воспитательным соображениям: "Земля учит даже тех справедливости, кто не может понимать ее уроки,потому что кто больше всего присматривает за ней, тот больше всего и получает… Земледелие приучает также помогать друг другу. Как на войну ити с людьми, так и с людьми же нужно идти на полевые работы… Хорошо сказал тот, кто назвал земледелие матерью и кормилицей всех искусств. Действительно, когда хорошо идет земледелие, тогда и все другие занятия процветают; где же земля заставлена оставаться необработанной, там, можно сказать, все занятия приходят в упадок - и на суше и на море» (Ксенофонт, Домострой, V, 1-17).

Взгляд Ксенофонта относительно разделения труда находились в тесной связи со взглядами на рабство. Раб для него - это животное, одаренное речью. Он делил общество на рабов, которые выполняют физический труд, и рабовладельцев - работников умственного труда, управляющих обществом. Вместе с тем, Ксенофонт впервые выдвинул положение о материальном и моральном стимулирование труда рабов: хорошо работающему рабу можно подарить подарок, а на чистолюбивые натуры благоприятно влияет и похвала.

Ксенофонт впервые в экономической литературе обратил внимание на двойственное употребление вещей: вещь полезна, если она нужна и ею можно пользоваться; в то же время напрасную вещь можно поменять на другую, полезную вещь. Таким образом, Ксенофонт поставил проблему потребительской и меновой стоимости товара.

К деньгам Ксенофонт относился негативно. Вместе с тем он обращал внимание на рост употребления золота, но и серебра как предметов розкоши с ростом богатства, размежевывал понятие денег как денег и клада, выступал за рациональное использование серебряных рудников, считал, что если излишек товара приводит к его обесцениванию, то серебро никогда не станет дешевле.

Таким образом высказывания Ксенофонта по ряду экономических проблем говорят о том, что как сторонник натурального хозяйства, он все таки стремился использовать имеющиеся товарно-денежные отношения в интересах рабовладельческой аристократии.

Экономические взгляды Платона (427-347 г.г.) можно проследить в связи с его взглядами на государство. Из его произведений наиболее известно "Политея" или "Государство". В экономической литературе подчеркивается, как гениальное, положение Платона о том, что в основе всякого государства находится разделение труда. При этом, Платон отождествляет государство с обществом, а разделение труда в хозяйстве с общественным разделением труда.

Процесс разделения труда и образования государства Платон связывает с потребностями способностей людей - человек не может удовлетворить все потребности, потому он берет себе разных помощников. Когда все они собраны вместе, то эту группу "жителей", по его мнению, можно назвать государством.

В системе Платона государство - классовое общество. Он выделил три класса:

1)философов;

2)воинов;

3)хлеборобов, ремесленников и мелких торговцев.

Рабы у него были орудиями труда. Мудрый тот, кто не только способен дать правильный совет в личном деле, но и для государства в целом. Поэтому мудрые должны править государством. Храбрые понятно, должны государство защищать. Сдерживающий фактор - способность понимать необходимость подчинения законам. Те, кто способны это понять и покориться законам, достойны быть свободными гражданами. А те, кто не способен покориться законам государства могут быть лишь рабами. В системе разделения труда Платон считал наиболее важным занятием - земледелие, которое должно 6ыть основой жизни государства. Развитие ремесла во вред земледелию может оказаться вредным.

Признавая необходимость торговли, Платон все-таки негативно относился к ней и считал занятие торговлей делом варваров и подчеркивал нецелесообразность отвлекать для занятия торговлей греческих граждан, способных к другим занятиям. Экономической основой государства у Платона было натуральное хозяйство.

Платон мечтал об идеальном государстве – рабовладельческой аристократической республике, которую он противопоставил "негативным" государствам - демократии (власть народа), тимократии (власть чистолюбивых натур), тирании (власть одного лица) и олигархии (власть избранных лиц).

При этом он подчеркивал, что в реальной жизни, вследствии несовершенства людей, идеальное государство вряд ли может быть осуществлено. Одни государства больше, а другие - меньше отвечают идеалу, к которому стоит стремиться.

Аристотеля (384-322) по праву считают самой всеобъемлющей натурой древности, который наиболее приблизился к материализму. Широко известным является его произведение "Политея", или "Политика", в котором он продолжил развитие взглядов своих предшественников по экономическим вопросам проблем государства.

Происхождение государства он объяснял стремлением людей к общению. На основе этого строится семья, селение, а в последствии и государство. Как политическое образование, государство, по мнению Аристотеля должно объденять элементы монархии, аристократии и демократии.

Аристотель выделил следующие классы в государстве: 1) хлеборобы, 2) скотоводы;3) торговцы; 4)воины; 5) наемные рабочие. Раб у него, как и у всех представителей античного мира не принадлежал к гражданской общине.

В отличии от Платона, Аристотель считал, что свободный человек не должен заниматься ни ремеслом, ни земледелием. Это судьба рабов.

Своеобразно он объяснял и стимул рабов к труду: поскольку раб – часть своего господина, постольку и то, что полезно для целого, полезно и для его части. Аристотель подчеркивал общность интересов раба и его собственника, как части и целого.

Нужно сказать, что Аристотель допускал возможность исчезновения рабства, не в содержании освобождения рабов, а в содержании их ненужности в силу развития орудий труда настолько, когда они (орудия труда) сами будут "работать".

Аристотель развил учение Ксенофонта о двойственном употреблении вещей. Вещи существуют для непосредственного удовлетворения потребностей и для обмена. Составляет интерес учения Аристотеля об экономике и хрематистике (от греч. hrema - имущество, добро). Под экономикой он понимал производство материальных благ, а под хрематистикой – исскусство наживанния состояния. Причем, в системе Аристотеля экономика – основа хрематистики. Возможность увеличения богатства он связывает с торговлей.

Аристотель выступал против нагромождения денег и ростовщичества. Он считал основной функцией денег - роль посредника при обмене на товары. Он предчувствовал распаду рабства.

Таким образом, в процессе анализа экономических явлений представители древнегреческой философии выявили большую глубину и оригинальность. Поэтому взгляды Ксенофонта, Платона и Аристотеля представляют собой наивысшее достижение экономической мысли античного периода общества.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 634; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.151.231 (0.005 с.)