Хозяйство Германии в межвоенный период 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Хозяйство Германии в межвоенный период



 

По степени монополизации хозяйства Германия в начале первой мировой войны находилась впереди всех европейских государств. Еще в домонополистический период капитализма государственная власть этой страны поддерживала тесные связи с крупным капиталом, придавая ей всестороннюю поддержку. В годы войны монополии еще больше сблизились с реакционным государственным аппаратом. Для периода военной перестройки экономика была ориентирована на потребности милитаризованного хозяйства, также были созданы специальные регулирующие органы.

Государственное регулирование охватило, прежде всего, сельское хозяйство и распределение продовольствия. До войны Германия значительную долю своих потребностей в зерне, мясе, молочных продуктах и другом продовольствии перекрывала за счет ввоза. В начале войны в связи с морской блокадой ввоз продовольствия в Германию сократилось более чем на 2/3.

Правительство Германии стало на путь жесткого нормирования продовольственного потребления. Был издан закон о хлебной монополии, согласно которому производители обязаны все зерновые продукты сдавать государству. Для обеспечения населения всеми важными видами продовольственных продуктов вводилась карточная система. Война требовала централизации снабжения предприятий, которые обеспечивали военные заказы важными видами сырья. Военное министерство сосредоточило в своих руках важные виды сырья и топлива, распределяло их среди промышленных предприятий в соответствии с характером и количества заказов. Оно также осуществляло мероприятия по распределению между предприятиями рабочей силы (для этого использовался женский труд и труд военнопленных). Для рабочих был установлен жесткий режим принудительного труда за мизерную зарплату.

Империалистическая Германия проводила организованное ограбление сырьевых запасов оккупированных территорий. Из Бельгии, Северо-восточной Франции, Польши немецкие захватчики вывезли большие запасы хлопка, шерсти, каучука и других видов промышленного сырья. Война резко усилила позиции монополистического капитала. За время войны значительно возросли доходы финансовой олигархии, повысился уровень концентрации производства, возросло значение монополии в экономике страны. Крупная буржуазия вышла из войны еще более обогащенной и мощной. Вместе с этим война привела к общему разрушения хозяйства капиталистов. К концу войны в стране произошла деградация производительных сил.

По Версальскому мирному договору территория Германии значительно уменьшилась. Германия должна была вернуть Франции захваченные в 1871 году Эльзас и Лотарингию, которые были богаты железорудными и калийными полезными ископаемыми. Франции были переданы в собственность также угольные шахты Саара (с правом выкупа), а сама Саарская область на пятнадцать лет переходила под руководство лиги наций, после чего предусматривалось провести плебисцит в населенной преимущественно немцами Саарский области на предмет ее государственной принадлежности. Страна получила «коридор» между немецкими территориями к берегам Балтийского моря, она заглядывала на порт Данциг (Гданьск), но он был заявлен «вольным городом» и переходил под управление Лиги наций. Бельгии отошли округа Эйпен и Мальмеди, территория Морено, Дании - Северный Шлезвиг. Чехословакия получила Тульчинский округ. Под управление Лиги наций перешла Мемельская область, в 1923 году Мемель (Клайпеда) был передан Литве. В целом Германия потеряла около 73 тыс. кв. км, или 13,5% территории, на которой проживало 6,5 млн. человек, или 10% населения. На утраченные земли приходилось 75% добычи железной руды и цинка, 20% добычи угля, 20% выплавки чугуна. Немецкие колонии, которые были подмандатные Лиге наций, были розданы наиболее влиятельным участникам коалиции.

В соответствии с Версальским договором позднее была определена сумма репараций, которые должна оплатить Германия. При оплате репараций было конфисковано 5 тыс. паровозов, 150 тыс. вагонов, 140 тыс. молочных коров. А в дальнейшем Германия должна была поставлять уголь, строительные материалы, химикаты к Франции, Бельгии и Италии. Странам-победительницам также гарантировались торговые и инвестиционные льготы. На Германию возлагались также расходы по содержанию оккупационных войск на левом берегу Рейна.

В целом следует отметить, что экономика Германии в результате развязывания войны оказалась на пороге разрушения. Но, несмотря на военный разгром, уже в 1927 году монополистический капитал Германии в области тяжелой промышленности не только полностью восстановился, но и значительно превысил довоенный уровень своего развития.

Экономика Германии была восстановлена за счет:

1. финансовой помощи монополий США и Англии. В 1924 году США был разработан «план Дауэса», который был направлен на восстановление германского капитализма. По условиям этого плана ежегодно уменьшались репарационные платежи Германии странам-победительницам, прекратилась оккупация Рурского угольного бассейна. В течение конца двадцатых годов ХХ века американский капитал попадал в Германии в форме займов и прямых вложений в промышленность, городское и коммунальное хозяйство. Кроме того, американские монополисты скупали акции важнейших немецких монопольных объединений.

2. Разорения и обеднения народных масс.

3. Рационализации - введения новых машин, ликвидации малых, технически отсталых предприятий, резкого повышенияинтенсивности труда и т.д. Производительность труда значительно возросла, но рос и такой макроэкономический показатель как безработица.

В Германии, где господствующей формой монополии долгое время были картели и синдикаты, после войны широкое распространение получили тресты и концерны. В 1937 году концерны контролировали 84% всего капитала немецких акционерных обществ. Стальной трест, который возник в 1926 году на основе важнейших металлургических акционерных обществ, в начале 30-х годов ХХ в. представлял собой промышленную державу. Ему принадлежали тысячи гектаров земли, судостроительные, металлургические заводы, а также каменноугольные шахты и железорудные предприятия. На предприятиях Стального треста Германии в то время работало 25 тыс. рабочих. В военной промышленности ведущие позиции занимал концерн Крупа («семейное» монополистическое объединение). В состав этого концерна входили сталелитейные и военные заводы в Эссене, судостроительная верфь в Киле и ряд других предприятий. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. в Германии имел разрушительный и длительный характер. К 1932 промышленное производство Германии, по сравнению с 1929 годом сократилось на 40%, количество полностью и частично безработных достигла 8 млн. человек.

Причины тяжелого положения немецкой экономики в период экономического кризиса:

- Германия обложена репарационными платежами и другими долгами;

- Прекратился приток иностранного капитала в немецкую промышленность;

- Капиталистическая рационализация уже в предкризисный период привела к значительной безработицы, которая в годы кризиса еще более возрастает.

В 1933 году к власти в Германии пришли фашисты. Их экономическая программа была целиком ориентирована на подготовку к войне за «жизненно важное пространство для нации». Мировой экономический кризис усилил захватнические тенденции немецкой финансовой олигархии, которая призвала разорвать Версальский договор и стать на путь подготовки к войне с целью захвата крупных колониальных владений и осуществить старый план установления мирового господства Германии. Подготовка к новой мировой войне открыла монополиям перспективы выхода из кризиса. Используя антикапиталистические настроения мелкого капитала, фашистская партия выдвинула демократические лозунги: уничтожение мирового финансового капитала, предоставление возможности крестьянам реализовывать сельхозпродукцию по высоким ценам, безработным предоставить работу, а рабочим высокую зарплату. С момента прихода к власти, фашисты стали поддерживать капиталистические монополии. Они разрушили профсоюзы, предоставили предпринимателям право устанавливать такую зарплату, которую они считают нужным, немедленно отменили свободу слова. Закон 1934 года «Об организации национального труда» запрещал профсоюзы, декларировал прекращение в Германии классовой борьбы и объединения рабочих и фабрикантов в единый «Германский трудовой фронт». В 1938 году трудовая повинность стала всеобщей.

Пользуясь поддержкой правящих кругов западных стран, которые поддерживали фашизм, Германия усовершенствовала свою военную машину, без усилий присоединила Австрию, оккупировала Чехословакию, развязала вторую мировую войну напав на Польшу 1 сентября 1939.

 

Институционализм

 

Институционализм - это направление экономической теории, которое возникло в конце XIX - начале ХХ в. в буржуазии литературе США и считается, прежде всего, явлением американским, хотя получило широкое распространение как в теории, так и в практике многих цивилизованных стран мира. Примером могут служить Франция, Швеция, Япония, политика которых опирается на рекомендации институционализма.

Термин "институционализм" происходит от слова "институт" (лат. institutio - образ действия, обычай, порядок, принятый в обществе), а также близкого к нему слова "институт" (англ. institute - закрепление этих обычаев и порядков в виде законов). Практически все авторы институционализма к институтам относят как категории политической и правовой надстройки, так и философские понятия и экономические явления: государство, семью, мораль, право, частную собственность, систему денежного обращения, кредит и т.д. В целом категория "институт" в концепциях институционалистов выступает как вспомогательный инструмент. Внедрение этого термина только отразили характерно стремление представителей направления изучать наряду с экономическими и неэкономические явления. В наше время термин "институт" в определенной степени утратил свою ведущую роль, сохранив значение этимологической основы - названия направлении.

Сущность институционализма как направления экономической теории заключается в обосновании использования разного рода институтов (государства, права, стоимости, цены) для государственного контроля над социально-экономическими процессами.

Факторы возникновения и этапы развития институционализма:

а) факторы первого этапа исторической эволюции институционализма (на рубеже ХIХ-ХХ вв.):

- Динамизм экономического развития США в середине XIX века, который дал почву для распространения мнения относительно роли науки и техники как самостоятельной силы социально-экономического роста. Это стало условием распространения идеи государственного управления наукой и обусловило главную особенность методологии институционализма - технологический детерминизм;

- В последней трети XIX в. экономику США стали потрясать периодические экономические кризисы, которые менялись долговременными депрессиями. Стало наблюдаться очевидное различие господствующей в то время теории экономического либерализма и реальной исторической картины американского общества. В этих условиях актуальной оказалась требование институционалистов критически пересмотреть основные положения традиционной буржуазной политической экономии, что обусловило второй риса методологии институционализма - социальный критицизм;

б) второй этап эволюции охватывает 20-30 гг. ХХ века и характеризуется широким распространением и значительным влиянием институционализма. Этому способствовали значительные изменения в экономике, а именно: переход от капитализма так называемой свободной конкуренции к монополистическому капитализму, усиление экономической роли государства на основе капиталистического обобществления производства. В этих условиях возникла потребность познать и раскрыть внутренние закономерности капитализма и предложить практические рекомендации, которые обеспечат его развитие. Поиск различных вариантов государственного контроля над экономикой - особенность буржуазной политэкономии ХХ века, в отличие от буржуазной экономической науки XIX в. Институционалисти выступили с этой идеей одними из первых и в теоретическом плане подготовили определенную платформу для дальнейшего распространения кейнсианства;

в) На третьем этапе эволюции институционализма - в 40-50-е гг. в связи с развитием кейнсианства, представители которого разработали конкретные варианты государственного регулирования экономики, влияние институциональной теории несколько уменьшился. Но в этот период представителями институционализма опубликовано несколько работ и выдвинуто содержательные концепции;

г) начиная с 60-х гг. снова усилилось влияние институциональных разработок и в наше время это направление является одной из теоретических основ государственной экономической политики многих стран мира.

Общей для всех представителей институционализма завершенной экономической доктрины не существует. Их объединяют методологические принципы.

Особенности методологических принципов институционализма:

1. Основой методологии является принцип технологического детерминизма: развитие науки и техники приводит к развитию социально-экономических систем.

2. Расширенная трактовка предмета политической экономии. Институционалисти пытаются создать экономическую теорию на базе комплекса наук - социологии, психологии, права.

3. Эклектичность направления - институционализм объединяет сложную подборку концепций.

4. Опирается на метод "социальной психологии", наличие элементов социального критицизма ".

5. Исторический подход: государство должно менять систему институтов, придвигая их к исторической изменения условий хозяйствования.

6. Игнорирование абстрактно-дедуктивного метода, эмпиризм и прагматизм.

7. Признание противоречий капитализма.

В первой половине ХХ в. четко определились три течения институционализма:

- Социально-психологическое;

- Социально-правовое;

- Эмпирическое, или социально-статистическое.

Основателем социально-психологического институционализма был американский ученый Торстейн Веблен (1856-1929). Главный труд - "Теория праздного класса" (1899 г.). Его место в буржуазной экономической науке определяется несколькими моментами:

- Один из первых буржуазных ученых, кто пытался доказать несостоятельность "конкурентной экономики" и аргументировал идею "социального контроля" за хозяйственной деятельностью;

- Первый из американских буржуазных экономистов, обвинивший монополистическую буржуазию, финансовую олигархию в "праздном" образе жизни и предложил механизм ограничения власти этого класса;

- Предложил новый методологический прием - технологический детерминизм, использовав технологический подход к анализу экономических явлений. Технологизация в дальнейшем получила широкое распространение в политэкономии.

Предметом экономической науки Т. Веблен считал "поведение человека в его отношении к материальным средствам существования".

Рабочий класс не рассматривался Вебленом как самостоятельная социальная сила. Он считал, что интересы рабочих противоречивы и не дают возможности объединить рабочий класс вокруг общей программы, он может лишь поддержать интеллигенцию. Смысл социальных программ Веблена в том, чтобы обеспечить реализацию интересов научно-технической интеллигенции, то есть, регулировать производство так, чтобы не допустить забастовки этого класса, потому что он парализует общество.

Программа преобразования общества, предложенная Т. Вебленом, объективно выступала не только как критика капитализма и его противоречий, но как форма защиты общества и поиску путей сохранения системы. По сути Т. Веблен предложил своеобразный проект реформирования капитализма путем модернизировать системы институтов.

Основателем социально-правового институционализма Джон Коммонс (1862-1945). Основные труды - "Правовые основы капитала" (1924), "Институциональная экономическая теория" (1934). Главная идея, заложенная в произведениях, - экономические отношения реализуются через суд и юридические акты.

Предметом политической экономии, по мнению Коммонса, является правовые отношения обмена, а главной категорией - сделка.

Как и Веблен, Коммонс считал, что отношения включают возможность противоречия и противоречия есть в каждом договоре (соглашения: административные, рыночные, распределения). Противоречия в сделках можно решить, используя правовые институты. Таким же путем можно решить противоречия между трудом и капиталом. Для этого необходимо и достаточно образовать союзы рабочих, объединения предпринимателей и можно найти компромиссы, решения, обусловят классовое согласие. Предлагал государству приспосабливать институты права в новых исторических условиях, что даст возможность перестроить общество на разумных началах.

Идеи Комонса были внедрены в программах буржуазно-демократических партий, а также в конкретной деятельности американских профсоюзов и правительства (в частности в области трудового законодательства, законодательства по социальному страхованию).

Основателем эмпирического институционализма (конъюнктурно-статистического) является Уэсли Митчелл (1874-1948). Главный труд - "Экономические циклы" (1913). Главная идея - изучение конъюнктуры рынка как основа активного вмешательства государства в экономику.

По инициативе Митчелла в 1924 году при Гарвардском университете был создан комитет социально-экономических исследований, на основании которого образовалась известная гарвардская школа коньюктуроведения.

Исследуя циклы, Митчелл пришел к выводу о необходимости государственного регулирования экономики. Главной задачей ученых-экономистов считал разработку его конкретных вариантов и форм. Он предлагал активно внедрять программирования экономического развития и антикризисное регулирование; корректировку механизма денежного обращения; регулирование уровня занятости; государственное страхование от безработицы, создание соответствующих государственных учреждений (институтов), которые способны реализовать и координировать эти программы.

Идеи представителей раннего институционализма широко использовались институционалистами 30-60-х гг. (неоинституционалистами). На этом эволюционном этапе институционального направления его представители активно выступили в защиту государственного регулирования экономики и дали свое обоснование проблемы.

По мнению известного американского экономиста Джона Мориса Кларка (1884-1963), автора книги "Экономические институты и благосостояние людей" (1957), состоялась революция в экономических функциях государства, от позиции наблюдателя перешла к выполнению функций организатора хозяйственного развития. Задачу государства он видел в разработке антикризисных мер, стимулировании доходов, увеличении государственных расходов, которые создают "эффективный стабильный спрос", в интересах занятости населения и загрузки предприятий. Большое внимание Дж.М.Кларк уделил институту олигополии. Он выступил за контроль над трестами, чтобы не допустить превращения их в монополии.

На протяжении многих лет идеи социальной трансформации капитализма разрабатывали американские ученые Адольф Берли (1895-1971) и Густав Минз (1896-1982). Широкую известность получила их совместная работа "Современная корпорация и частная собственность" (1932), в которой авторы на основании критики современной им корпорации обосновали идею развития акционерного капитала, что, по их мнению, приведет к обобществлению производства и предоставит ему коллективный характер.

 

Кейнсианство

 

Мировой экономический кризис 1929-1933 годов не подтвердил основного положения классической теории относительно способности рынка к быстрому саморегулированию. В связи с этим возникает необходимость в новом направлении экономической теории. Оно сформировалось в середине 30-х гг. XX в. и получило название по имени его основателя - английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946 гг.).

Если институционалисты сформулировали идею государственного контроля над экономикой, то представители кейнсианства обосновали конкретные программы государственного регулирования экономики. Кейнсианство, как и институционализм, не является однородным направлением экономической теории. Кейнсианские модели государственного регулирования экономики различаются как по сущности программ, так и изменяются по мере исторического развития стран. Так что в разных странах кейнсианство имеет свои особенности.

Кейнсианство - одно из направлений экономической теории, целью которого является обоснование необходимости государственного регулирования экономики и разработка конкретных его средств и форм.

Особенность кейнсианства, как направления экономической теории, состоит в том, что предметом его исследования служат макроэкономические процессы, национальная экономика в целом, количественные функциональные зависимости воспроизводства. Оно не занимается исследованием экономических законов и категорий, подобно традиционной экономической науки, а опирается на исследование этих законов и категорий имеющихся в экономической науке. Главным моментом в кейнсианстве является разработка общих принципов и конкретных мер государственного регулирования экономики.

Основополагающая идея кейнсианства: стихийный рыночный механизм саморегулирования не способен решить проблемы циклических колебаний и безработицы, а поэтому возникает необходимость государственного регулирования воспроизводственных процессов.

Факторы возникновения кейнсианства (материальные предпосылки и исторические корни):

- Материальной предпосылкой кейнсианства явилось гигантское обобществление капиталистического производства, которое проявилось не только в господстве монополий в начале XX века, но и в формировании государственно-монополистического сектора в экономике;

- Резкое обострение противоречий капитализма, что проявилось в глубочайшем кризисе 1929-1933 гг. Великая депрессия наглядно продемонстрировала неспособность рыночной экономики к саморегулированию;

- Успехи в то время планомерно организованной экономики бывшего Советского Союза, в 1928/29-1932/33 гг. при выполнении первого пятилетнего плана;

- Теоретическое обоснование для кейнсианства идей институционалистами. Институционалисты не дали практических рекомендаций по государственному регулированию капиталистической экономики, но их идеи стали теоретической платформой кейнсианства.

Как и институционализм, кейнсианство не является монолитным направлением. Различают следующие его течения по сущности программы

- Правое кейнсианство, выражающее интересы монополистической буржуазии, ориентированное на развитие военно-промышленного комплекса как основы для воспроизводства капитала.

- Либеральное кейнсианство, как и правое, поддерживает интересы монополистической буржуазии, но выступает против военно-промышленного комплекса и стремится найти другие меры поддержки динамического равновесия в экономике;

- Левое кейнсианство - его представители выступают за перераспределение национального дохода в пользу немонополизированных слоев населения для поддержания эффективного спроса на рынке.

Такая градация кейнсианства отвечает современной действительности. Понятие "левые", "правые", "либеральные" - это не просто слова, это определенная позиция, это конкретные рекомендации и действия, это конкретная социально-экономическая политика, имеющая место в современной жизни.

Кроме трех течений в кейнсианства следует различать и его историческую эволюцию как направления в целом:

- Собственно кейнсианством, как правило, называют экономическую теорию Кейнса;

- Неокейнсианством (а в дальнейшем ортодоксальным кейнсианством) - американский вариант кейнсианства А. Хансена, и С. Харриса (как и собственно кейнсианство оно представляет собой правое течение, которое делает ставку на ВПК). К неокейнсианству относят американскую теорию "экономической динамики" Р. Харрода, а также французский вариант кейнсианства Ф. Перу (они представляют собой либеральное течение кейнсианства);

- Посткейнсианство, которое сменило неокейнсианство, представлено английскими учеными Дж.Робинсон (левое кейнсианство), Н. Калдором, Т. Сраффа, которые обвиняют последователей Кейнса в неправильной трактовке его теории, выступают против идеи внутренней устойчивости капитализма, за совершенствование механизма регулирования капиталистической экономики.

Свою экономическую концепцию Дж.М.Кейнс обосновал в работе "Общая теория занятости, процента и денег" (1936 г.). Предметом его исследования выступают количественные функциональные зависимости капиталистического воспроизводства. Определение предмета исследования одновременно отражает методологические принципы решения проблемы - макроэкономический подход к анализу социально-экономических явлений и их количественную характеристику. Одной из особенностей методологии Кейнса является также учет факторов социально-психологического развития.

Основное отличие теории Кейнса от классической - отрицание саморегулирования рыночной капиталистической экономики. Никакого механизма, способного обеспечивать такое саморегулирование и стабильное развитие экономики, не существует. Полная занятость при капитализме достигается лишь в редких случаях, и, вопреки утверждению классической теории, вынужденная безработица имеет место всегда. Именно поэтому Кейнс сосредоточил свои усилия на разработке новой теории занятости, выводы которой совпали бы с действительностью, а именно - с наличием при капитализме периодических спадов производства и вызванного ими безработицы.

Главной проблемой воспроизводства Кейнс считал емкость рынка и возможности его расширения в соответствии с ростом предложения товаров. По мнению Кейнса, спрос и предложение не регулируются автоматически. Роль государства - обеспечить эффективный спрос, который обусловит рост экономики и занятости.

Конкретная программа Кейнса содержит следующие пункты:

1. Уменьшение банковского процента, что обусловит вложение денег в производство, а не в банк. То есть государство должно регулировать процент таким образом, чтобы он был меньше по сравнению с нормой прибыли в производстве.

2. Минимизация заработной платы. Кейнс считал, что в обществе действует психологический закон накопления, согласно которому чем больше денег получает человек, тем больше его желание ограничить потребление, чтобы больше денег накопить. В таком случае доля денег не доходит до рынка, что затрудняет реализацию товаров.

3. Государственное регулирование общей суммы инвестиций. Важной составляющей эффективного спроса является концепция мультипликатора. По Кейнсу, объем национального дохода, а следовательно и совокупного спроса, зависит от общей суммы инвестиций. Эта количественная взаимосвязь выражается особым коэффициентом - мультипликатором, показывающим насколько данное увеличение инвестиций повышает эффективный спрос в целом. Кейнс утверждал, что каждая единица прироста инвестиций приводит к многократному приросту занятости, доходов и потребления.

Кроме регулирования заработной платы и нормы ссудного процента, поддержание высокого уровня инвестиций Кейнс связывал также с бюджетной политикой государства. Кроме мультипликатора инвестиций в его концепции существуют мультипликатор государственных расходов и налоговый мультипликатор Рост государственных расходов может компенсировать сокращение или недостаточный рост частных инвестиций. Относительно налоговой политики Кейнс стоял на позиции, что даже при сильном спаде не следует снижать уровень налогообложения, так как это не позволит увеличить государственные расходы в той мере, в какой необходимо для выхода из кризиса.

4. Дополнительное привлечение в производство рабочих, имеющих дополнительный спрос, обуславливает рост производства предметов потребления.

5. Развитие военно-промышленного комплекса как основы для воспроизводства капитала.

В теории Кейнса есть определенный смысл, но есть и противоречия:

1. Рост инвестиций не всегда приводит к росту занятости. В условиях научно-технического прогресса рост занятости - необязательное следствие роста инвестиций.

2. Снижение заработной платы мешает реализации товаров и доходов.

3. Развитие военно-промышленного комплекса приводит к росту занятости, но осуществляется путем перераспределения национального дохода и тоже снижает платежеспособный спрос.

Но, несмотря на противоречия, идеи Кейнса стали основой, теоретической базой экономической политики многих стран мира

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 845; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.251.68 (0.059 с.)