Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 10. Развитие национальной экономики стран европейской цивилизации в системе мирового хозяйства под влиянием научно-технической революции (вторая половина ХХ ст. )

Поиск

Экономическая политика Франции в 50-70 годах.

 

Франция после Второй Мировой войны быстро модернизировала свое хозяйство. Темпы развития были выше, чем средние в экономически развитых государствах, но ниже чем в Японии, Италии. В структуре хозяйства уменьшилась доля сельского хозяйства, отраслей добывающей промышленности, транспорта, связи. Расширилась сфера материального производства. Традиционные отрасли французской промышленности - текстильная, швейная, деревообрабатывающая, пищевая - уступили первенство отраслям тяжелой промышленности. На этапе восстановления быстрее развивались угольная, газовая, электроэнергетическая, нефтеперерабатывающая отрасли. Решающее значение имели автомобильная, химическая, перерабатывающая, электрическая отрасли, частично сельскохозяйственное машиностроение, их рост был связан с военными заказами, переориентацией на производство потребительских товаров, на нужды международного рынка. Быстрые темпы развития (10% среднегодовых) химической промышленности были обусловлены развитием новых видов сырья, применением удобрений в сельском хозяйстве. Были созданы атомная, авиаракетная, радиоэлектронная отрасли, начато производство точной механики, оптики. Возникла новая современная структура промышленного производства.

Важной особенностью послевоенного развития Франции было увеличение объема инвестиций. Как и в других, экономически развитых странах, уменьшилась доля производственных и увеличилась доля непроизводственных капиталовложений. Значительно усилилось государственное вмешательство в хозяйственную жизнь.

Франция первой, среди экономически развитых государств, стала на путь программирования национальной экономики.

В 1954-1957 гг. хозяйство Франции развивалось по плану модернизации экономики. В 1958-1961 гг. был провозглашен переход от протекционизма к "открытой экономике". Поскольку в 50-х годах промышленность не испытывала трудности со сбытом товаров, усилия государства были направлены на развитие производственных мощностей. В 60-х годах возросли государственные закупки, проводилась политика "коллективного строительства".

Послевоенный период характеризовался быстрым ростом концентрации и централизации капитала. Этот процесс происходил в двух направлениях: слияние крупных и средних капиталов, разорение и объединения небольших семейных и ремесленных предприятий.

Одним из признаков французской экономики было смещение позиций иностранного капитала. Экономика Франции в 70 - 80-х годах развивалась очень динамично. Однако в начале 80-х годов во Франции наблюдались значительный бюджетный дефицит, усиление инфляции. Увеличился пассив платежного баланса. Значительные размеры приобрел отток валюты за рубеж, спад производства сопровождался ростом социальных конфликтов.

На экономику Франции негативно влияли военные расходы. Франция систематически испытывала ядерное оружие, создала собственный ядерный потенциал. Огромные масштабы производства военной техники тормозили нормальный процесс индустриального воспроизводства.

 

10.2 "Рейганомика", ее результаты

 

80-е годы в США - это годы президентства Р. Рейгана. Два срока - с 1980 по 1988 г. - Рейган и его администрация находятся у власти. Рейган вошел в иcтopию с собственной программой социально-экономического развития страны - «рейганомикой».

В «рейганомике» или концепции «сильной Америки» отражено стремление крупного капитала США ограничить государственное регулирование экономики и «оздоровить» ее за счет игры свободных рыночных сил, то есть ликвидации государственных преград для деятельности монополистического капитала и усиление военно-политического давления США на мировой арене.

В момент введения и в первые годы реализации программы подтвердилось то, о чем предупреждали известные американские экономисты. Провозглашенная республиканцами «экономическая революция» провалилась. Ее стали называть «контрреволюцией консерваторов».

Основное содержание экономической программы своей администрации президент Рейган изложил в выступлении на объединенном зacеданни обеих палат конгресса США 18 февраля 1981. Программа называлась «Новое начало Америки. Программа оздоровления экономики». Уже само название концентрированно проявляло решимость нового правительства осуществить действенную терапию национального хозяйства, которое в течение 70-х годов находилось в тяжелейшем состоянии со времен катастрофического кризиса 1929 - 1931 гг. В экономике нарастали застойные явления, которые проявлялись в устойчивом замедлении темпов экономического роста, повышении производительности труда, сохранении высокого уровня безработицы, двузначных цифрах инфляции, разбалансированности платежей.

Двумя ведущими направлениями программы были целенаправленное изменение в ориентации государственной экономической политики и ограничение роли государства в экономике в пользу частного сектора. В целом «рейганомика» предусматривала отход от кейнсианской тактики «быстрого реагирования» на изменения хозяйственной ситуации и предлагала сосредоточить государственную экономическую политику на длительном стимулировании «более эффективного функционирования частного рынка».

В февральском выступлении президента перед конгрессом были определены четыре главных направления программы:

1) ограничение общих расходов государственного бюджета (особенно за счет сокращения расходов на социальные нужды и государственных субсидий в некоторых отраслях промышленности, торговле, сфере услуг и исследованиях);

2) уменьшение налогов и увеличение нормы амортизационных отчислений, направляемых на рост капиталовложений и нововведений в частном секторе;

3) ограничение государственного регулирования там, где это увеличивает «необходимые издержки производства частного сектора (например, ликвидация многочисленных мероприятий по охране здоровья и окружающей среды);

4) ограничительная кредитная политика, нацеленная на замедление темпов инфляции и оздоровления доллара.

Для оправдания «рейганомики» был избран из теоретического арсенала буржуазной политэкономии те средства, которые рекомендовали другие, отличные от кейнсианских, формы государственной экономической политики и которые доказывали способность капиталистического рынка автоматически, без вмешательства государства обеспечить «могучее экономическое развитие».

Одним из этих средств была так называемая концепция «экономики предложения», то есть теория экономики, ориентированной на предложение. Содержание «экономики предложения» можно выразить довольно кратко - это критика существующей государственной политики, ориентированной прежде всего на спрос, то есть политики, направленной на стимулирование экономического роста благодаря поддержанию эффективного спроса. Это критика «чрезмерной» роли государственных расходов и государственного регулирования процесса хозяйствования.

Основными «конструктивными» тезисами «экономики предложения», связанными в двухфакторной модели рынка «спрос - предложение» именно с предложением, является сокращение налогообложения, чтобы поощрить рост производства, свертывание государственных расходов, уменьшая этим задолженность и снимая угрозу галопирующей инфляции.

Наряду с «теорию предложение» в «рейганомике» наблюдается еще одно течение буржуазной экономической мысли. Прежде всего, здесь следует отметить монетаризм. Прежде монетаризм отвергает его фискальные меры как неэффективные или имеющие инфляционный характер.

Практическое применение в США монетаристских идей непосредственно привело к сокращению социальных расходов государства наряду с увеличением военных расходов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 656; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.1.100 (0.012 с.)