Экономическое положение украинского государства во второй половине 90-х годов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономическое положение украинского государства во второй половине 90-х годов



Летом в 1994 г. новым Президентом Украины был избран Леонд Кучма, на которого полагались большие надежды. Он опирался на поддержку промышленного директората, части государственной номенклатуры и левых политических сил. К тому же Москва ясно дала понять что его приход к власти был бы для нее желательным. Кучма вел предвыборную борьбу под лозунгами радикальных экономических реформ возобновления связей с Россией и другими странами СНГ, борьбы с коррупцией и организованной преступностью.

Главной проблемой, которая появилась перед новоизбранным Президентом, был экономический кризис, его преодоление с нетерпением ожидала вся Украина. Первые шаги Президента Кучмы в этой сфере были многообещающими. В октябре в 1994 г. он провозгласил стратегию экономических превращений, которая была в принципе одобрена Верховной Радой. Она предусматривала освобождение цен, ограничения дефицита государственного бюджета, внедрение свободной внутренней и внешней торговли, введения суровой монетарной политики, массовую приватизацию больших предприятий и проведения земельной реформы.

В первые 2-3 года после провозглашения экономического курса Л. Кучмы в украинской экономике наметились определены позитивные изменения. Началась реальная приватизация. В 1995р. в Украине разгосударствляли 16 265 объектов, с которых 4051 принадлежали к государственной в общих чертах собственности. Это вдвое больше, чем в 1994 г. В итоге за 3,5 года часть государственной собственности в Украине сократилась с 96 до 62 %. Вторым важным итогом ускорения экономических реформ было достижение в 1996 г. финансовой стабилизации. В результате темпы роста цен уменьшились с 400 % в 1992 г. до 40 % в 1996 г.

Снижение инфляции благоприятно повлияло и на стабилизацию курса национальной валюты относительно доллара. В сентябре в 1996 г. была проведена денежная реформа. Ее сущность заключалась в фактической деноминации в 100 тыс. раз карбованца, который был тогда в обращении, и замене его гривней. Вместе с тем была также осуществлена либерализация цен, валютного курса, механизмов внешней торговли, разгосударствления земель, начал развиваться рынок ценных бумаг. Устранено такое уродливое порождение административной системы, как тотальный товарный дефицит.

Упомянутые мероприятия дали позитивные результаты. В первую очередь это нашло отображение в уменьшении темпов падения ВВП. Если до 1994 г. ВВП постоянно сокращался, то в 1995 г. впервые его сокращение не превысило уровня предыдущего года. Такая же тенденция имела место и в 1996 г. В 1997 г. темпы падения ВВП еще больше умедлелись - 3,2% против 10,1% в 1996 г. Аналогичная ситуация складывалась в промышленности и сельском хозяйстве. Заработная плата с октября в 1994 г. по апрель в 1997 г. выросла в валютном еквиваленте более чем в 4 раза - с 22 до 90 долларов США. Середнемесячная инфляция в 1997 г. не превышала 1%.

Однако, несмотря на некоторую стабилизацию, которая наметилась на

г. в ряде отраслей, экономический кризис преодолеть не удалось. И без того непростое финансовое положение Украины значительно ухудшилось из-за последствия кризиса в Юго-восточной Азии (в 1997 г.) и России(в 1998 г.). Крайне сложной оставалась финансовая ситуация большинства промышленных предприятий. В 1997 г. убыточным было каждое второе предприятие (в 1995 г. - каждое пятое, в 1990 г. - каждое одинадцатое). В январе-феврале в 1999 г. сравнительно с аналогичным периодом 1998 г. абсолютный объем прибыли в экономике уменьшился на 40%,при этом в строительстве и торговле был получен вообще отрицательный финансовый результат. Если в начале 1999 г. задолженность украинских предприятий перед бюджетом представляла 13,3 млрд.грн, то на средину года - уже 16,4 млрд грн. Платежная дисциплина была почти отсутствующей; началась повальная бартеризация экономики. По данным на конец в 1997 г., близко 40% всей промышленной продукции реализовывалось за бартером (в начале года - 32%). В топливно-энергетическом комплексе уровень бартера достиг 45%, машиностроении - 48, производство стройматериалов - 58, сахарной промышленности- 62%. В шинной и нефтехимической промышленности бартер стал практически единственным средством расчетов. На 1999 г. деньгами оплачивалось немного больше трети всей продукции.

Главная причина перехода украинских предприятий на бартер - плачевное состояние их оборотных средств и особенно острый недостаток наличных средств. С другой стороны, предприятия не могли пополнять свои оборотные средства за счет кредита, поскольку ставки были непосильными для большинства из них. В результате часть кредитов в финансировании инвестиций сократилась из 49% ВВП в 1992 г. до 5% в 1996. Значительно способствует бартеризации и действующая налоговая система. Она принуждала предпринимателей, которые, в принципе, имели возможность рассчитаться "живими" деньгами, идти на осуществление товарообменных операций, потому что только так они могли ослабить действие налогового пресса.

Кризис существенно повлиял на инвестиционную сферу, что проявилось в падении норм прибылей, снижении национального дохода. За подсчетами экспертов, для нормального развития украинской экономики нужно 40-50 млрд. дол. Поскольку таких средств у правительства не было, основной расчет делался на прилив иностранных инвестиций. Однако с момента провозглашения независимости страны потребности и капиталовложениях существенно превышали предложение. За период с 1991 по 2001 г. в Украину поступило лишь 3,9 млрд. дол. США иностранных инвестиций, тогда как, например, за этот же период в Венгрию с населением в пять раз меньше, чем в Украине, и Польшу - приблизительно по 40 млрд. дол. инвестиций, Россию - 21 млрд. дол., Румынию - 8 млрд. дол., сравнительно небольшую Словакию - 3,5 млрд дол. При этом в Украине объем иностранных инвестиций на душу населения составил всего 79 дол. {среди стран бывшего СССР этот показатель был меньшим только в Беларуси). Причины такого неблагоприятного положения связаны с нестабильной политической ситуацией в стране, частым изменением и запутанностью налогового законодательства, корумпированостью чиновничества, нежеланием бюрократии допускать иностранный капитал в Украину из-за невозможности влияния на него и тому подобное.

Одним из немногих сравнительно динамически реализуемым блоком экономических превращений на микроуровне стала приватизация. Она планировалась как элемент системы рыночных реформ. Параллельно с нею должен был бурно развиваться новый частный капитал. Эффективный с момента рождения, он призванный был рекрутировать в приватизированные предприятия и владельцев с опытом конкурентного поведения, и новые отношения управления, и средства для развития, а сам процесс превратить из формально юридического действия в реальную экономическую трансформацию. Новый частный капитал должен имел возможность стать владельцем приватизированных предприятий непосредственно в процессе массовой приватизации, в основном с помощью финансових посредников.

Приватизация вынужденная была играть несвойственную ей авангардну роль, создавая корпоративный сектор экономики, рыночную инфраструктуру, прослойку мелких владельцев, систему внебанкових финансовых посредников. В 1997 г. часть государства в основных фондах производственного сектора экономики уменьшилась с 81,4% (в 1990 г.) до 55,7%, в численности работников (без колхозов и малых предприятий) - с 82,9% (в 1992 г.) до 60,6%, в прибыли (без сельского хозяйства) - к 29,7%. До 1 января в 1999 г. часть государства в основних фондах этого сектору приблизилась к 50%, за количеством работников - к 58-55%.

В 1997 г. впервые проявилась и разница в эффективности работы государственных предприятий и акционерных обществ. Данные экономических исследований по отраслям, в которых государственный сектор не регулировал цени, свидетельствовали, что при общем для обеих групп ухудшении объемних показателей негосударственные предприятия лучше использовали труд и капитал, достигли высшей рентабельности. По данным Фонда государственного имущества, за 9 месяцев в 1999 г. часть продукции, выработанная разгосударствляющими предприятиями, в промышленности сложила 55,1% от общего объема производства в Украине, а стоимость основных фондов и нематериальных активов приватизированных предприятий - 53,4% от общей стоимости этих показателей всех предприятий. Аналогические процессы происходили в сельскохозяйственном производстве, где коллективные предприятия продолжали терять свои позиции. Если в 1997 г. частные хозяйства произвели 55,7% всего продовольства, то в 1998-ом - уже 58,8%. В 2000 г. в подсобных и фермерские хозяйствах выращивалось почти 98% картофеля, 84% - овощей, 11,4% - зерновых культур.

Однако масштабы позитивных изменений были минимальными, общеэкономическая динамика оставалась негативной. Приватизация не оправдала надежд общества в том значении, что сама по себе не обеспечила создания развитых конкурентных рынков, не привела к кардинальным изменениям в хозяйственном поведении владельцев и высших менеджеров, не предотвратила ухудшение положения украинской экономики. Если сначала массовая сертификатная приватизация привела к распыленности собственности среди мелких акционеров и преобладание работников в структуре собственности большинства приваш приватизированыхних предприятий, то в дальнейшем послабление контроля за государственной собственностью, особенно в традиционно прибыльных сферах, привело к массового присвоения государственного имущества. В результате в Укрине сложилась ситуация, когда, по данным специалистов, около двух десятков "семей" (кланов) захватили 4/5 так называемой общенародной собственности, оставив всем другим для борьбы за персональное физически выживание 1/5 этой собственности. Это была плата за политизирование и социализацию процесса, за возможность быстрой приватизации в стране практически без частного капитала, за тотальное доминирование в приватизационном процессе коррумпированной бюрократии. Как следствие, в Украине по словам известного экономиста О. Пасхавера, начался процесс формирования бюрократического капитализма, когда бюрократия определяет темпы, пропорции, качество создания и воссоздания частного капитала.

Обострение экономической ситуации прежде всего отразилось на состоянии население. Если в 1997 г. ВВП на душу населения в Украине состалял 1040 дол. США, то в 1998 - 816, а в 1999 - около 600 (в развитых странах этот показатель представляет от 25 до 42 тыс. дол США). В течение 1997-1999 гг. среднемесячная заработная плата, что выплачивалась крайне нерегулярно, снизилась в валютном эквиваленте почти вдвое и составляла менее 50 дол. США. Наблюдался постоянный рост цен на основные продукты и потребительские товары. Увеличилась численность официально зарегистрированных безработных, которая представляла на 1999 г. около 1,5 млн. чел. За чертой бедности оказалось около половины украинских граждан. По данным ООІН, Украина за индексом человеческого развития, который учитывает состояние здоровья, уровень образования и реальную покупательную способность населения, с 1994 по 1999 г. переместилась из 54-го на 102-ге место в мире.

Причины такого положения скрывались в низком качестве экономичской политики, которая проводилось в течение всех последних лет, отсутствие политической воли относительно оптимизации налоговой системы, снижение бюджетных расходов и тому подобное. В частности жесткие налоговые требования и финансовые ограничения, что из них выплывали, при высоких ценах на кредитные ресурсы парализовали производственно-потребительское обращение. Если в 1995 г. налоговая недоимка представляла 2,4%, то в 1998 - 39%, то есть в бюджет было оплачено только 61% всех начисленных налогов.

Потеря производителями оборотных средств, как одно из наихудших следствий завышенного налогообложения (по разным данным, прямые и непрямые налоги достигали 60-50%), привела к снижению конкурентоспособности продукции: предприятия вынуждены были идти на дорогою закупку сырья, материалов, энергоносителей путем невыгодного для них бартерного обмена, что суживало внешний и внутренний спрос на отечественные товары. При наличии спроса производители не имели возможности на него реагировать из-за отсутствия денежных средств. Кредитование в свою очередь сдерживалось из-за большого риска невозвращения взятых кредитов. Таким образом, ошибочная налоговая система стала главным блокирующим механизмом экономической активности в любой форме. Но государство, вместо того, чтобы остановить и кардинально, к разумным чертам, уменьшить налоговый пресс, выискивало новые источники и базы для налогообложения.

В значительной степени существующая налоговая система объективно способствовала формированию "теневой" экономики, которая представляет значительную угрозу для экономической безопасности государства (потери государственного бюджета от "тенезации" экономики, по словам Президента Украины, представляли 12-15 млрд. грн. на год). "Теневая" экономика, которая является неналогооблагаемой структурой, имеет две составляющие. Первая из них - это экономика, в которой граждане действуют цивилизованными методами, но скрывают свою прибыль от налогообложения ("тень" на 1999 г. обеспечивала доходы по меньшей мере для 75% населения Украины). В значительной степени она была объективной реакцией субъектов ведения хозяйства и населення на потерю государством его возможностей эффективно руководить экономическими процесами и необходимостью компенсировать неофициальной индивидуальной активностью обвальное падение социальной защиты. "Теневая" экономика стала результатом поиска предприятиями путей самосохранения в условиях тотального налогового прессинга, который делает невозможным их функционирование в правовой сфере. Вторая составляющая - криминальный сектор, который имеет значительный вес и, по мнению отдельных специалистов, представляет не менее половины объемов "теневой" экономики, характеризуется умышленным уклонением от действий государственных регуляторов, перераспределением официально или не официально выработанного товара, незаконным использованием государственных ресурсов, присвоением в той или другой противоправной форме прибыли от реализации товара или предоставления услуг, разворовыванием, рекетом, наркобизнесом и другими видами криминальной деятельности.

За последние годы "теневой" сектор экономики Украины увеличивался катастрофическими темпами, его объемы на 1999 г. достигли не меньше 60% ВВП. По словам председателя Государственной налоговой администрации Украины Н Азарова, в "теневой" экономике в это время оборачивалось 10-12 млрд. дол. США и больше 6 млрд. грн. (для сравнения: в легальном обращении было около 10 млрд. грн.). По мнению зарубежных специалистов, за 10 лет независимости из Украины было нелегально вывезены приблизительно 40 млрд. дол. США, которые осели в иностранных банках. Следовательно, сконцентрированный в "теневой" экономике капитал не направлялся на инвестирование национального производства, не мог быть использованным для поддержки социальной инфраструктуры, объективно способствовал росту налогового пресса, что в свою очередь еще больший объем экономики загоняло в "тень". Соответственно государство теряло возможности реального управления экономикой, поскольку больше половины экономической деятельности имело неофициальный характер, функционировало стихийно или под прямым контролем криминальных структур и не попадало под действие государственно-правоних регуляторов. По существу, "теневая" экономика стала экономической и финансовою базой образования параллельной государству инфраструктуры власти. В то же время, находясь под постоянной угрозой разоблаченном и страхом применения репрессивных санкций со стороны власти, "теневой" сектор экономики блокирует образование большого легального национального капитала, поскольку свободные финансовые ресурсы направляются за границу для обеспечения их сохранения. Это образует определен инвестиционный вакуум, который заполняется иностранным капиталом, ставя национальную экономику под существенное внешнее влияние. "Теневая" экономика деформирует сознание людей, ведет к правовому ниилизму, отождествление рыночных отношений с противоправной деятельностью, которая формирует психологическое сопротивление реформам.

Негативным фактором для развития украинской экономики стал огромный внешний долг. В течение 1994-1999 гг. он вырос больше чем втрое и представлял 12,5 млрд. дол. США при ликвидных валютных резервах в 768 млн. дол. Сюда добавлялось длительный рост внутренней задолженности по выплате заработной платы, стипендии, пенсий и других социальных выплат, общая сумма которых увеличилась с 36 млн. грн. в 1994 г. до 12 млрд. грн. в 1999 г. По оценкам Счетной палаты, лишь за 9 месяцев в 1998 г. на обслуживание и погашение государственного внутреннего и внешнего долга было потрачено почти 10 млрд. грн., то есть 95% всех доходов госбюджета. Несмотря на длительный системный кризис и его крайне негативные последствия, экономическая политика государства в течение 1990-х годов не имела стратегической основы, осуществлялась фрагментарно, преимущественно усилиями Национального банка Украины, что совсем недостаточно для формирования условий экономического роста. Правительство в разных составах оказалось неспособным обеспечить необходимое управление экономическими процессами, изъявляло недостаточно инициативы, в значительной степени способствовал "тенезации" украинской экономики, нередко отпугивалло внешних инвесторов своей непредсказуемостью и коррумпированностью.

Следовательно, отсутствие достаточной политической воли, профессионализма законодательной и исполнительной власти в умении соединить мировой опыт с конкретными украинскими условиями для проведения структурных реформ, бесплодная и изнурительная борьба внутри самой власти обусловили затяжной экономический спад, привели к снижению доверия общества не только к власти, но и к объективно необходимых рыночных реформ. Достигнута ценой жесткой монетарной политики макроэкономическая стабилизация без учета приоритетов и потребностей национальной экономики, без создания благоприятных условий для промышленной и предпринимательской деятельности сопровождалась нарастанием финансовой несбалансированности, снижением качественных показателей в производственной сфере, ухудшением отраслевой структуры промышленного производства, которое првело к серьезному нарушению основных параметров экономической безопасности Украины.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 518; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.178.207 (0.01 с.)