Эволюция экономической мысли. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эволюция экономической мысли.



Эволюция экономической мысли.

Условно можно выделит 3 этапа экономической мысли:

I этап – экономия (наука о правилах ведения домашнего хозяйства). Труды Ксенофонта, Аристотеля. Цель: воспитание достойного гражданина, умеющего рационально вести хозяйство.

Для этого этапа характерно:

• Экономическое знание не выделяется в самостоятельную область исследования.

• Преобладание нормативного подхода над позитивным.

• Преобладание иррационального, догматического, религиозного аспекта над рациональным.

• Преобладание дедуктивного метода.

II этап – политическая экономика. В XVII в. утверждение капитализма в ведущих странах мира. Этот термин введен в 1615 г. Французским экономистом Монкретьеном. Здесь видна неразрывная связь экономики и политики.

Существует два направления.

1. Политэкономия богатства:

• Меркантилизм (XV-XVIII вв.) – больше продавать, меньше покупать.

• Физиократы («власть природы»). В XVII в. богатство – это простые товары с/х. производства, а именно земледелие.

• Классическая политэкономия (А.Смит, Д.Рикардо):

1) сфера формирования богатства – всё материальное производство.

2) «Теория невидимой руки рынка» - рынок может функционировать без помощи государства.  Невмешательство государства в экономику (принцип «laisser faire»)

3) Термин homo economicus.

4) Осмысливали трудовую теорию стоимости. Стоимость – результат обезличенного человеческого труда. Труд – основа формирования цены.

2. Политэкономия труда (К.Маркс, Ф.Энгельс). Они считали, что именно рабочие – собственники капитала, а производитель забирает себе часть дохода. Накопление богатства. Таким взглядам способствовала тяжелая борьба между пролетариатом буржуазией. Кризисы перепроизводства. Они – авторы формационного подхода. Если производственные отношения развивались быстрее производительных сил, то возникал кризис. Производство становилось обобществляемым, а присвоение – индивидуальным. Противоречия.

III этап – современный.

Происходит уже к концу XIX в. смена парадигмы, обусловленная утверждением капитализма во многих государствах мира.

Изменения:

• Преимущество качественного анализа отдельных экономических явлений сменяется количественным анализом взаимодействия явлений с позиции равновесия.

• Теоретический анализ явлений переходит в практическую (прикладную) экономику.

Два основных направления:

1. Неоклассицизм (Альфред Маршал) – продолжение традиции классиков. Это противники активной роли государства в рыночных отношениях. Маршал – создатель теории равновесной рыночной цены. Школа – маржинализма: многие поступки людей связаны с субъективными оценками. Главный фактор покупки товара – его полезность. Маршал: есть 2 теории – марксизм и маржинализм. Он же предложил еще теорию «ножниц» - цена определяется и спросом (полезностью), и предложением (издержками), но не только труда, но и остальных факторов тоже.

2. Великая депрессия 1929-1932 гг. опровергла взгляды классиков о силе рынка. Три года были его падением и социальных проблем. Появляется новое направление – кейнсианство – за активную государственную роль в экономике, государство – это опора. Последователи этого течения основатели макроэкономики.

Институционализм. Особая популярность была в 70-80-х гг. ХХ в. в связи с переходом к постиндустриальному этапу развития. Появляется теория конвергенции (Гилбрейт) Представители этой школы считали, что жизнь людей определяется институтами, т.е. нормами поведения.

 

 

Методы и функции экономической теории. Позитивная и нормативная экономика.

В силу специфики предмета методы исследования в основном теоретические:

1. Метод научной абстракции (все явления, за исключением исследуемых, принимают как неважные, т.е. это стремление выявить главные связи и отвлечься от второстепенных). Звучит это: «при прочих равных условиях». При построении моделей используются математический инструментарий – метод функциональных зависимостей, в виде таблиц, уравнений и графиков.

2. Метод индукции – от частного к общему.

3. Метод дедукции – от общего к частному.

Уровни экономического исследования:

1 уровень – факты (эмпирическая экономика), индукция, дедукция.

2 уровень – принципы, законы (теоретическая наука). Позитивная экономика

3 уровень – экономическая политика (прикладная наука). Нормативная экономика содержит оценочный компонент, отвечает на вопрос «что должно быть?» Позитивная экономика – объективный подход, свободный от оценочного суждения.

4. Метод анализа и синтеза.

5 Метод единства логического и исторического. Логическое – это историческое освобождение от исторических случайностей, причем явление, рассматриваемое в более зрелой, классической форме.

6 Метод сравнения, аналогии. Свойство известного явления переносится на неизвестное.

7. Метод эксперимента. Инструментарий экономического исследования достаточно беден и имеет субъективную окраску.

В отличие от других наук, экономика – наука, не претендующая на создание абсолютной истины. Поэтому взгляды экономистов очень разнятся, и это нормально.

 

 

Экономический выбор и модель Homo economicus

Создание модели человека экономической наукой предполагает абстрагирование от многих реально существующих черт и качеств человеческой натуры. Поэтому модель «человека экономического», или «homo economicus», отличается определенной односторонностью, поскольку человек - не только «человек экономический», реализующий себя исключительно в процессе хозяйственной жизни.

Модель «homo economicus», - наиболее известная модель. В соответствии с этой теоретической конструкцией индивид ведет себя так, чтобы максимизировать полезность в рамках определенных ограничений, основным из которых является его денежный доход. Разработанная еще в XVIII в., эта концепция дожила донаших дней, и ей отводится почетное место в любом учебнике по экономической теории.

Важно заметить, что «homo economicus» - это рациональный индивидуум.

С развитием человечества степень свободы выбора экономического поведения увеличивается, что связано с постепенной ликвидацией сословных, кастовых, политических, идеологических, правовых и прочих ограничений этой свободы.

При этом принято различать полную, ограниченную и органическую

рациональность экономического поведения (сильная, полусильная и слабая формы).

Полная рациональность, как теоретическое допущение, предполагает,

что человек наилучшим из возможных образом использует всю имеющуюся информацию и достигает наивысшего разрыва между достигнутыми результатами и произведенными затратами (максимум выгоды при минимуме затрат).

Так, ограниченная рациональность, т. е. полусильная форма рациональности, (Герберт Саймон) отражает невозможность при принятии хозяйственных решений использовать всю полноту имеющейся информации из-за трудностей в ее сборе и анализе, а также ограниченности познавательных способностей человека. Человек - не счетная машинка. Ограниченная рациональность означает, что человек сознательно стремится к достижению наилучшего варианта, но не имеет при этом всей полноты информации.

В случае органическо й рациональности, т. е. ее слабой формы (наиболее видные представители этой концепции - А. Алчиан, Р.Нельсон, С. Уинтер, Ф. Хайек) особое внимание уделяется соблюдению формальных и неформальных правил поведения, которым следует человек. Рациональность выбора может быть ограничена либо юридическими запретами, либо традициями. Гипотеза органической рациональности предполагает, что взаимодействие людей рационализируется формальными и неформальными, например, моральными правилами поведения, сложившимися эволюционным путем институтами человеческого общества.

 

 

Предпосылки формирования и основные черты рыночного механизма.

Можно выделить три группы предпосылок:

1) экономические,

2) общественно-политические,

3) социально-психологические.

Экономические предпосылки.

Рынок возникает при росте развития производственных сил.

1 условие – появление излишек. Общественное разделение труда, в виде спецификации и кооперации. Спецификация в свою очередь базируется на принципе сравнения преимущества, т.е. способности производить блага при относительно меньших альтернативных издержках. наличие экономической обособленности, т.е. хозяйствование за свой счет за самоокупаемость как минимум.

Общественно-политические.

1) Наличие зрелой правовой основы рынка, защищающей частную собственность.

2) религия.

3) Моральные традиции.

4) Историческая память.

Социально-психологические. Рыночный тип мышления – человек, ориентированный на получение прибыли, но который знает, что ему никто не поможет. Он рассчитывает на себя.На это влияет тип образования, умение брать ответственность на себя, инициативность, доступность к информации.

Основные черты рыночного механизма. Его рассматривать невозможно без наблюдения субъекта рыночных отношений:

o Потребители (домохозяйство) – основная расходующая группа; это потребители конечных товаров, но, одновременно и поставщик ресурсов.

o Бизнес (фирма) – деловые предприятия, функционирующие с целью получения прибыли и являющие поставщиками конечных благ.

o Государство – выполняет функции регулирования экономики в целом.

Существует взаимодействия субъекта на трех рынках:

1. рынок конечных товаров,

2. рынок ресурсов,

3. финансовый рынок (денежный, фондовый, валютный).

Базовые основы рынка:

1. экономическая свобода,

2. свободная конкуренция,

3. свободные ценообразования.

Эластичность D и S.

Эластичность – понятие, отражающие степень чувствительности; реакции одной переменной в ответ на изменение другой. Три вида эластичности D:

1. (прямая) ценовая эластичность (показывает, как потребители реагируют на изменения цен). Степень эластичности рассчитывается на коэффициент эластичности. .

- спрос эластичен.

- спрос не эластичен.

- единичная эластичность спроса

- абсолютно не эластичен.

- абсолютно эластичен.

Эластичность может меняться на протяжении всего графика.

Факторы влияющие на Е:

1. Размер доходов (чем больше, тем его D менее Е),

2. Важность товара (чем важнее, тем эластичней),

3. Наличие субститутов (чем их больше, тем эластичней),

4. Доля расходов на товар в потребительском бюджете,

5. время (в короткий период – менее эластичней).

Эластичность важна в определении стратегии ценообразований. Если d эластичен, то для увеличения выручки выгодно P повышать.

Для налогообложения эластичность так же важна.

2. Перекрестная ценовая показывает, когда изменение d на один товар идет под влиянием изменения P другого товара.

Если = 0, то товары не сопряженные, если > 0 – товары субституты, если < 0 – товары комплименты.

3. Подоходная показывает, как d изменяется под влиянием доходов.

. Если > 0 – нормальные товары, если < 0 – низшие товары, если больше 1 – товары роскоши, если в [0;1] – малоэластичные товары 1-й необходимости.

Эластичность S бывает ценовой. Она показывает реакцию Q(s) при изменение P.

. Связь всегда положительная.

Если > 1 – эластичен, если < 1 – не эластичен.

Если = 1 – единичная эластичность, если = 0 – абсолютно неэластичен.

Факторы Е(s):

1. Способность к хранению и стоимость хранения товара (чем дольше хранится, тем эластичней).

2. Особенности производственного процесса (масштаб, наличие сырья, особенности организации фирмы и т.п.).

3. Временной фактор.

S1 – Е=0 (мгновенный период).

S2 – слабоэластичен (короткий период).

S3 – более эластичен в длительный период.

 

 

Равновесие монополистов.

Равновесие монополистов – стремление найти такую комбинацию P и Q, при которых фирма получает максимальную прибыль от продажи.

Монополист имеет максимально возможную власть над Р. Но эта власть не абсолютна, т.к. монополист вынужден действовать по законам рынка. Кривая D аналогична рыночному S.

1) TR-TC = TPr max 2) MR=MC

 

MR<P на величину потерь от снижения Р ранее вынужденной продукции, которую фирма продавала по более высоким ценам. MR лежит ниже D. P>MC – для рынка монополии.

Чтобы найти TPr=TR * TC = Q(P-AC).

В отличие от совершенной конкуренции, где получается прибыль только в короткое время, монополисты получают долговременную экономическую прибыль, из-за отсутствия конкурентов и за счет блокирования входа в отрасль. Благодаря этому, монополист забирает у потребителя часть их потребительской прибыли.

По сравнению с конкуренцией, монополист завышает Р и занижает Q, создавая ситуацию искусственного дефицита.

MC<Pм>ACmin  Деятельность монополиста с позиции общественного благосостояния оказывается неэффективной. Он не достигает аллокативной эффективности, т.е. недопроизводительность покупных для общества товаров, забирая тем самым потребительскую выгоду.

Последствия дефицита:

1. недополучение потребителем своей прибыли из-за высокой Р;

2. безвозвратные общественные потери («мертвый убыток») от недопроизводства;

3. не использования всей возможности технологии.

К тому же монополия характеризуется Х-неэффективностью – это бесхозяйственность, расточительность деятельности, что может привести к превышению средних издержек их объективно обусловленного уровня.

 

 

Ценовая дискриминация.

Любой монополист сталкивается с противоречиями: желанием продать по высокой Р, а с другой стороны – продать как можно больше. стремясь разрешить противоречия, монополист прибегает к ценовой дискриминации.

Ценовая дискриминация – это практика назначения разных цен на одинаковые товары при неизменности издержек производства. Либо это ценовая политика, когда различие в ценах превышает различие в издержках.

Ценовая дискриминация основана на различной эластичности спроса, разных групп населения. Условиями ее осуществления является:

1. Возможность сегментировать (т.е. разделять рынок по разной степени эластичности).

2. Отсутствие возможности перепродать товара и услуги с более дешевого рынка на дорогой.

Различают три степени ценовой дискриминации:

1. Идеальная – назначение каждому покупателю максимально возможных (резервированных) для него Р;

2. продажа по разным Р разных единиц товара в зависимости от объема покупок;

3. продажа товаров по разным ценам разным людям. Возможен само отбор и сегментация продавцов покупателей на группы.

Поскольку ценовые дискриминации неоднозначны, люди рассматривают как компромисс между покупателями и производителями, за исключением ситуаций жесткого разделения людей на группы.

 

 

Нескоординированная,

Скоординированная.

Т.О. олигополия – это некий сплав конкуренции и согласованности поведения фирм на рынке, который вытекает из естественной взаимозависимости фирм.

В долгосрочный период преобладает тенденция к дискриминации, вытеснению соперников, а в короткий – согласование действий. В долгосрочный период сценарий вытеснения соперников может быть самым разнообразным. Самый жесткий сценарий – ценовая война, которая может проводиться вплоть до демпинга. В краткосрочный период – фирмы подавляют свою конкурентную активность.

  В этой ситуации не выгодно менять Р, т.к. реакция соперников в таком случаи как правил будет не выгодной.

Три вида согласованности олигополии:

1. прямое соглашение в ценах и квотах – картель;

2. лидерство доминирующей фирмы – это молчаливое соглашение, или картеле- подобное;

3. барометрическое лидерство.

Картель – полная монополия. Это сговор. В отдельных странах картели официально запрещены. Наиболее известный картель – страны экспорта нефти. Но: Картель – это неустойчивая форма. Слишком большая Р заставляет понижать D. в картели почти всегда есть лица, которые хотят нарушить договор.

Лидерство доминирующей фирмы – это когда отсутствует явное соглашение олигополистов. Участники подчиняются так сказать «неписанному договору». Такая форма очень удобна. Фирмы свободны от писаных обязательств. В отрасли существует явный лидер, превосходящий по экономическим аспектам. Этот лидер устанавливает Р, а остальные фирмы следуют за ним. Это выгодно компании-лидеру, т.к. та действует в своих интересах. Другие фирмы экономят на транзакционных издержках.

Здесь нет диктата. Участники придерживаются следующей тактики:

§ Корректировка Р делается редко.

§ Изменение Р в сторону повышения делается осторожно с предварительным оповещением в СМИ, чтобы соперники успели сориентироваться.

§ Ценовой лидер осуществляет лимитирующее ценообразование, т.е. установление Р на уровне ниже максимальной прибыли уровня.

§ Применяется правило «издержки +», т.е. Р=АС + АРr (норматив).

Барометрическое лидерство – отсутствие явного лидера. Лидер часто формален.

MC<P>ACmin

Олигополия – это каркас современного рынка.

преимущества олигополии:

1. Возможность снижение издержек производства, т.е. Р за счет реализации положительного эффекта масштаба за счет внутренней экономии и за счет внешней экономии. Потенциально они могут снизить издержки.

2. Высокая инновационная активность крупных фирм.

недостатки:

1. олигополия – это худший вариант монополизма, т.к. Р растет, а Q падает.

2. Видимость конкуренции в лидерско-доминирующем типе. Избегают государственного контроля. Не явный сговор.

3. Жесткость монополистических Р.

 

 

Зарплата.

Отношение купли-продажи особого товара – труда, т.е. человек продает свои услуги.

Особенности рынка труда:

1. Больше, чем в других рынках проявляется господство и власть.

2. Меньше свободы у продавца рабочей силы.

3. Меньшая степень мобильности.

4. Сильны тенденции к монополизации.

5. Большую роль играет государство: трудовое законодательство и установление минимума заработной платы.

Р труда – определяется взаимодействием D и S на труд.

3 вида дифференциации заработной платы:

1. между странами,

2. внешне профессиональные,

3. внутри профессиональная,

Дифференциация определяется рыночными (связанными с особенностями D и S) и нерыночными (дискриминация) факторами.

Между странами дифференциация – специфика S: общая численность населения, удельный вес трудоспособного населения, менталитет.

На D влияют темпы экономического развития стран, уровень НТП

Факторы меж профессиональной дифференциации:

1. Отсутствие конкуренции между сугубо профессиональными группами.

2. Различна привлеченность и трудность видов работы.

3. Различная степень конкуренции и власти на разных рынках.

Несовершенство на рынке труда определяется в 2 формах:

1. в виде профсоюзов (напр.: борьба за ускорения срока выхода на пенсию).

2. монополизм со стороны работодателя.

1 покупатель в небольшом поселке.  Мобильность работников ограничена.  Монополист работодатель может использовать свою власть и занижать заработную плату.

Внутри профессиональные различия обуславливаются способностями человека, стажем работы, наличие и уровень образования (человеческий капитал).

В современной экономике заработки состоят из 2-х частей:

1. зависит от непосредственного трудового вклада,

2. зависит от человеческого капитала.

Две основные формы зарплаты:

1. сдельная (зависит от выпуска продукции),

2. повременная (зависит от отработанного времени).

Зарплата как основной доход лиц наемного труда различается как номинальная и реальная (то, что можно купить на деньги).

Пример. Номинальная зарплата – 20 000. Инфляция – 10%. Реальная зарплата = номинальная разделить на PI и умножить на 100%.  Реальная зарплата = 18 тысячи.

Рынок земли. Рента.

Земля как ресурс обладает наибольшей ограниченностью в силу свободной непроизводительности, не мобильности как ресурса. А цена использования земли и природных ресурсов, предложение которых ограничено, называется рентой.

Уровень ренты формируется на рынке, но полностью определяется со стороны D на землю в силу неэластичности S.

В отличие от других цен на ресурсы рента не выполняет стимулирующей функции увеличения объема S. Поэтому экономисты рассматривают ренту как надбавку над ценой, не имеющей экономического смысла.

Рента в реальности понимается как арендная плата, включающая в себя амортизирующую ренту. Под широким пониманием ренты понимается не только доходы от земельных ресурсов.

Кроме абсолютной ренты (платы за использование земли), различают и дифференциальную ренту, зависящую от естественного искусственного плодородия и местоположения.

Р земли = .

 

 

Макроэкономика

Цель

Темпы экономического роста измеряются в процентах.

Обобщающие показатели результативности экономики является показатель ВВП.

ВВП – это рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг производства на территории страны как резидентами, так и не резидентами в течение определенного промежутка времени.

ВНП (ВНД – внутренний национальный доход) – это денежная оценка всех конечных товаров и услуг произведенных гражданами страны не зависимо от территории.

ВНП = ВВП + ЧФД (чистый факторный доход из-за рубежа).

ЧФД = ФДэ – ФДи, где ФД – факторный доход.

Для правильно определения необходимо различать номинальный и реальный ВВП.

Номинальный ВВП – ВВП, рассчитанный в ценах реального года. По нему нельзя судить об изменении физического выпуска в стране, т.к. на него влияет и динамика цен.

Реальный ВВП – это ВВП, очищенный от искажающего влияния Р и рассчитанный в Р базового (прошлого) года или периода.

Пример. ВВПр(2005) = 21 665 млрд. руб., ВВПн(2006) = 26 621 млрд. руб., PI = 1,15.  ВВПр(2006) = 23 116 млрд. руб.  Темпы роста ВВП = 6,7%.

Экономисты также используют другую очень важную меру – ВВП потенциальное. В отличие от фактического ВВП – это расчетный показатель, показывающий возможности выпуска при полном использовании ресурсов. Это ВВП при естественном уровне безработицы и стабильной инфляции.

Реальный ВВП растет неравномерно, что обусловлено циклическими комбинациями.

Цель макроэкономической науки – сгладить разрывы реального и потенциального ВВП.

Цель

Рынок не гарантирует всем желающим работать, возможность получить соответствующее рабочее место.  Не может быть 100% занятости, т.е. нулевого уровня безработицы.

Уровень безработицы рассчитывается в процентах как численность безработных поделенных на численность экономически активную часть населения и умноженное все это на 100%.

Естественный уровень безработицы (оптимальный) = 5-6%.

Циклическая безработица вызвана циклическими спадами.

Уровень безработицы связан с ВВП. Существует закон Уокена, отражающий экономическую корреляцию. Отношение на 1% от естественного уровня приводит к отклонению реального ВВП от потенциального на 2-3%

Полная занятость – это ситуация, когда отсутствует циклическая безработица, вызванная циклическим спадами связи с ВВП.

Цель

Стабильность Р понимается не в смысле неизменности уровня Р при изменении рыночных услуг, а в плане стабильности покупательной способности денег приводит к нежелательным колебаниям покупательной стабильности:

1. инфляции (рост Р, снижение покупательной способности),

2. дефляция (падение цен),

3. дезинфляция (снижение темпов инфляции).

Все это вносит нестабильность, неопределенность. Для людей они нежелательны.

Инфляция – чистый прирост Р за промежуток времени, измерения через индекс цен PI.

Индекс цен в отличие от показателей цен – относительный показатель в коэффициенте (или процентном), отражающий среднее изменение цен товаров определенной совокупности за определенный период времени.

В основном используется три вида индекса цен (PI):

1. Индекс общего уравнения цен (изменение цен всех товаров) – дефлятор ВВП.

2. Индекс потребительских цен – стоимость потребительской корзины в ценах текущего периода разделенного на стоимость той же корзины (по структуре) в ценах прошлого (базового) периода.

, где наверх – корзина базового периода.

3. Индекс цен производителей, индекс оптовых цен.

Различия 1 и 2:

1. по масштабам сов-ти, а ИПЦ – ограничено.

2. ИПЦ – цена как отечественных, так и импортируемых товаров, а ВВП – дефлятор только отечественных.

Уровень темпов инфляции .

Цель

Экономика – это открытая система.

Торговое сальдо и валютный курс

Торговое сальдо (чистый экспорт) = экспорт – импорт.

Большое количество валюты в обороте обеспечивает Центробанк.  А чрезмерное количество валюты ведет к инфляции.  Растут издержки.  Товары и ресурсы дорожают.  Снижается конкуренция.  Снижается экспорт, а импорт повышается.

2 основные политики:

1. Протекционизм: создание барьеров для проникновения импортных товаров. Такая политика характерна для стран с низким уровнем развития или для развивающихся стран (?). Это политика вчерашнего дня.

2. Политика свободной торговли (ВТО).

На торговое сальдо также влияет и валютный курс – цена национальной денежной единицы, выражающаяся в денежной единице других стран.

2 режима установления валютного курса:

1. Установление рыночным путем.

2. Фиксирование валютного курса.

Для торгового баланса … выгодно падение курса национальной валюты по отношению к иностранной, т.к. растут экспортные возможности и удорожается импорт.

Основные институты макроэкономики (виды макроэкономической политики):

1. Фискальная (налог-бюджет финансов) – производится правительством через бюджет и заключается в изменениях государственных расходов и налогов.

2. Монетарная – проводиться ЦБ с целью воздействия на реальный сектор через денежный.

3. Социальная политика доходов и трансфертов с целью сгладить социальное расслоение общества через воздействие на первичные доходы.

 

AD и его неценовые факторы

AD – это денежные совокупные расходы на покупку конечных товаров. По внешнему виду сходство с микроэкономикой, но объяснение обратной связи нельзя давать как в микроэкономике, т.е. в макроэкономике не действует принцип при прочих равных условиях и объяснять кривую AD т.о. нельзя.

В макроэкономике существует 3 способа объяснения обратной связи:

Эффект импортных закупок.

PI падает. Конкур-ть отечеств товаров растет, так как национ валюта дешевле, чем зарубежная. Экспорт растет, импорт падает. Спрос растет.

На AD влияют и неценовые факторы. Графически – это сдвиги вправо, если AD растет.

Неценовые факторы, влияющие на AD:

1. изменения уровня благосостояние (С растет);

2. размер подоходного налога (налог уменьшается, AD повышается);

3. изменение ожидания инфляции (приводит к увеличению AD);

4. размер кредитной задолженности;

5. социальная политика государства.

Неценовые факторы, влияющие на I:

1. эффект ожидания,

2. налоговая политика,

3. темпы НТП,

4. степень закупок оборудования и мощностей,

5. процентная ставка.

Неценовые факторы для G:

1. макроэкономическая политика государства,

2. чистый экспорт.

 

Предложение.

Безработица.

Безработица – это разница между количеством трудоспособного населения и активного, занятого, это отсутствие способности человека, желающего и способного трудиться, иметь соответствующее рабочее место с оплатой труда, это количественное и качественное несоответствие спроса и предложения труда.

Классики проблемы безработицы не видели. Для них, безработные – это люди, добровольно нежелающие работать при низкой з/пл. Рынок труда – это гибкая динамическая система.

З./пл. – это и издержки и доходы. Если з/пл. понижается, то и доходы понижаются. D падает.

Кейнсианцы считают безработицу хроническим явлением рынка. Рынок – это инертная система. З/пл. негибкая в сторону понижения, т.к. имеются профсоюзы, государство, да и сами фирмы-работодатели не заинтересованы в понижении з/пл. Параметры занятости формируются не на самом рынке труда, а за его пределами – на рынке конечных товаров, т.е. зависят от AD.

Основные формы безработицы:

1. Фрикционная – отражает процесс перехода работника от одного места работы на другое. Этот тип безработицы неустраним из-за несовершенства рынка, т.е. из-за наличия транзакционных издержек. Она не устранима в свободном демократическом обществе, где человек сам выбирает, где ему работать.

2. Структурная – несоответствие D и S в профессиональном, территориальном, сезонном аспекте. Естественная безработица = фрикционная + структурная.

3. Циклическая – обусловлена циклическим спадом.

Фактическая безработица = естественная безработица + циклическая.

Естественная безработица отражает состояние рынка в условиях долгосрочного равновесия. Если для циклической безработицы характерно количественное несоответствие D, то для естественной – качественное несоответствие (требуются одни специалисты, а выпускаются другие).

Естественная безработица – это расчетный показатель. Он введен М. Фридманом. Он рассчитывается как усредненный уровень фактической безработицы за 10 лет. Он представляет собой наименьший уровень безработицы при данной институциональной структуре рынка труда, не ведущей к инфляции. NAIRU – не ускоряющий инфляцию уровень.

Если бы DL(вакансий)>SL(б/р.) W растет. PI растет. Инфляция увеличивается.

Если бы DL<SL W падает. Инфляция снижается.

Если DL=SL нет давления на инфляцию и з/пл.

Само наличие естественной безработицы является неизбежным для экономики и даже желательно для неё как резерв рабочей силы, но именно уровень естественной безработицы не является неизбежным и желательным.

Основные факторы, влияющие на уровень естественной безработицы:

1. система социальной защиты;

2. уровень налогообложения;

3. авторитет профсоюзов;

4. работа бирж, службы занятости и службы информации о вакансиях, курсы переподготовки;

5. ментальность человека по поводу труда.

Существует тенденция увеличения естественного уровня. Этому способствует рост демократизации, рост незащищенности граждан, более частые структурные сдвиги НТП, повышение роли в экономике активного населения (особенно женщин и подростков).

Политика на рынке труда:

Политика государства может быть разной в зависимости от характера уровня безработицы.

Если фактический уровень безработицы < или = естественной безработицы. То безработица обусловлена микроэкономическими причинами и ст. D и S. Роль государства заключается в посреднически–вспомогательных мероприятиях, помогающим ищущим работу быстро найти соответствующее место работы.

Главное требование – нейтральность в инфляционных отношениях:

§ профориентирующая,

§ работа бирж труда,

§ ярмарка вакансий.

Если фактическая безработица > естественного уровня, то роль государства должна быть более активной в проведении макроэкономической политике, стимулирующей рост AD, и создавать новые рабочие места.

Рост AD рост DL уменьшение циклической б/р.

 

 

Инфляция.

Инфляция – это общее повышение цен, в основе которого лежит реакция на процесс обесценивания бумажных денег по отношению к государственному золотому запасу, наблюдающийся в случае, когда объем денежной массы растет быстрее, чем объем товаров и услуг, и проявляющийся в повышении стоимости жизни и росте цен

Классификация инфляции:

1. Скрытая – цены фиксируются, инфляция проявляется в увеличении затрат, происходит скрытое повышение Р за счет ухудшения качества.

2. Открытая – это видимая инфляция. Она бывает нескольких типов:

1) Умеренная (до 10%),

2) Галопирующая (10-100%),

Гиперинфляция.

Другая классификация инфляции:

Ожидаемая или неожидаемая,

Инфляция D или инфляция S.

Главный виновник инфляции спроса – государство, монополия на эмиссию (выпуск бумажных денег без золотого обеспечения). MS – избыточное денежное предложение.

Стремление поддержать стабильный курс национальной валюты считают, что природа инфляции D – монетарная, т.е. вызванная избыточным денежным S.

Инфляция предложения обусловлена шоком (резким ростом издержек правительства в национальном масштабе).

Причина – монополизм крупных фирм в определении тарифов на базовые услуги (транспорт).

Как пример, инфляция S в развитой рыночной экономике не может длиться долго. Она либо останавливается, либо перерастает в инфляцию D. Природа инфляции S не монетарная, не денежная, т.к. сперва повышаются цены (растут общие издержки MS растет).

Влияние инфляции:

§ Если инфляция умеренная, сбалансированная и ожидаемая, то инфляция имеет нейтральное влияние.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.195.24 (0.207 с.)