Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Номинальные и реальные показатели. Индексы цен

Поиск

Наиболее распространенным показателем стоимости жизни является индекс потребительских цен, рассчитываемый на основе так называемой потребительской корзины.

Под потребительской корзиной понимают набор товаров и услуг, необходимых среднему потребителю для удовлетворения его насущных потребностей в еде, товарах первой необходимости, жилье, транспорте и т.д.

Индекс потребительских цен вычисляется как отношение стоимости потребительской корзины для текущего момента времени к ее стоимости для базового момента времени.

Общие изменения уровня цен характеризуют также индекс оптовых цен, индекс розничных цен.

Индекс оптовых цен вычисляется как отношение стоимости всех реализованных через оптовую торговлю в текущем периоде товаров и услуг, выраженной в действующих оптовых ценах, к стоимости тех же товаров и услуг, выраженной в оптовых ценах базового периода.

Индекс розничных цен определяется как отношение стоимости всех товаров и услуг, реализованных через розничную торговлю, выраженной в действующих розничных ценах, к стоимости тех же товаров и услуг, выраженной в розничных ценах базового периода.

Наиболее агрегированным показателем уровня цен является взвешенный индекс цен (дефлятор). Он определяется как отношение стоимости всех реализованных товаров и услуг (как через оптовую, так и через розничную торговлю), выраженной в соответствующих ценах реализации, к стоимости тех же товаров и услуг (с учетом фактического способа их реализации), выраженной в ценах реализации базового периода.

Как исчислить ВВП? Если расчеты производить в текущих ценах, то может оказаться искаженным физический объем производства. Допустим, ВВП в текущих ценах увеличился за год с 1 трлн. долл. до 2 трлн. долл. Что это означает? Увеличение количества произведенных товаров и услуг в 2 раза или рост общего уровня цен во столько же раз, без всякого реального роста экономики? Или и то, и другое в определенной степени одновременно? Ответ на этот вопрос дает различие в значениях номинального и реального ВВП. Номинальный ВВП - это ВВП, подсчитанный в текущих ценах. В макроэкономической теории его обозначают символом PQ, где Р означает индекс цен, a Q ~ физический объем производства. Но как определить физический объем производства? Для этого необходимо проделать следующую процедуру: установить так называемый базисный год и рассчитать в его ценах произведенный в текущем году ВВП. Например, все товары и услуги, произведенные в 1999 г., рассчитываются в ценах 1992 г. В промышленно развитых странах каждые 10-15 лет определяется новый базисный год. Неправильно было бы сопоставлять физические объемы ВВП 1999 г. и предшествующих ему лет, пользуясь на протяжении многих десятилетий ценами на товары и услуги, например, 1913 г., избранного в качестве базисного. Ведь в те далекие времена просто не существовало тех благ и услуг, которые привычны для нас сейчас - телевизоров, компьютеров, услуг Интернет, множества медикаментов и т. п., а, следовательно, и не существовало цен этих товаров. Итак, реальный ВВП - это фактический объем выпуска продукции, рассчитанный в ценах базисного года. Показатель ВВП в базисных ценах может за год возрастать меньше или больше, чем ВВП в текущих иенах. И происходит это из-за изменения общего уровня цен в стране. Таким образом, для вычисления реального ВВП необходимо использовать индекс цен.

реальный ВВП (Q) - номинальный ВВП (PQ)

дефлятор ВВП (Р),

следовательно, дефлятор ВВП (Р)= Номинальный ВВП (PQ)

Реальный ВВП (Q)

Дефлятор ВВП измеряет интенсивность инфляции или обратного процесса - дефляции, когда наблюдается снижение общего уровня цен в стране. Если величина индекса цен оказалась больше 1, то мы произвели дефлирование ВВП, т. е. элиминировали фактор инфляции. Если же индекс цен оказался меньше 1, то мы произвели инфлирование, т. е. очистили номинальный ВВП от влияния дефляции. Для России, например, дефлятор ВВП в 1996 г. по сравнению с 1990 г. составил 5929.

Поскольку дефлятор ВВП основан на вычислениях, учитывающих все произведенные в стране товары и услуги, он является всеобъемлющим индексом цен, применимым для измерения абсолютного уровня цен. Здесь следует подчеркнуть, что макроэкономическая теория использует различные индексы цен для исчисления реального ВВП. Помимо дефлятора ВВП, используются индекс потребительских цен (ИПЦ) и индекс цен производителей (ИЦП), измеряющий уровень оптовых цен. При этом в качестве весов цен могут использоваться как фиксированные наборы благ (так называемая «потребительская корзина»), так и изменяющиеся. В связи с этим следует выделить индексы цен Ласпейреса, Пааше и Фишера.

Индекс Ласпейреса представляет собой индекс, где в качестве весов цен представлен неизменный набор благ (неизменная по своему составу «потребительская корзина»)

 

где д0' -количество товаров и услуг, произведенных в базисном году, а - цены товаров и услуг в базисном году, - цены товаров в текущем году. Суммирование производится по всем товарам и услугам, входящим в набор.

Индекс Пааше - индекс цен, где в качестве весов цен берутся количества товаров и услуг, произведенные в текущем году. Дефлятор ВВП, рассмотренный нами ранее, и представляет собой индекс Пааше.

Указанные индексы широко используются для измерения уровня жизни. При этом индекс Ласпейреса рассчитывается, как мы отметили, для неизменного набора товаров, и, следовательно, в нем не учитывается замещение дорогих продуктов дешевыми. Напротив, в индексе Пааше отражается возможность взаимного замещения товаров. Широкое применение в последнее время находит также индекс Фишера, который представляет собой среднегеометрическое значение из индексов Ласпейреса и Пааше. h =JiJP

Следует отметить различия между дефлятором ВВП и ИПЦ, рассчитываемым как индекс Ласпейреса. Во-первых, дефлятор ВВП учитывает цены всех товаров и услуг, произведенных в стране, тогда как ИПЦ отражает только цены товаров, приобретаемых домашними хозяйствами («потребительской корзины»). Во-вторых, дефлятор ВВП не учитывает цены импортных товаров, что находит отражение в ИПЦ. В-третьих, дефлятор ВВП допускает изменения в наборе товаров и услуг в соответствии с изменением состава ВВП. ИПЦ рассчитывается, как мы подчеркивали, для неизменного набора товаров, входящих в «потребительскую корзину».

 

 

5. Совокупный спрос (AD) и совокупное предложение (AS)

AD – планируемые расходы на покупку товаров и услуг всех субъектов в экономике.

AS – отражает то количество реального выпуска, которые фирмы хотели бы предложить при различных уровнях цен.

AD и его неценовые факторы

AD – это денежные совокупные расходы на покупку конечных товаров. По внешнему виду сходство с микроэкономикой, но объяснение обратной связи нельзя давать как в микроэкономике, т.е. в макроэкономике не действует принцип при прочих равных условиях и объяснять кривую AD т.о. нельзя.

В макроэкономике существует 3 способа объяснения обратной связи:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 340; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.78.182 (0.006 с.)