И эффект конкурентного рынка.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И эффект конкурентного рынка.



MR=MC – условие равновесия.

Особенности конкуренции фирм:

1. Поскольку фирма производит стандартизированную продукцию, т.е. продукция фирм имеет бесконечное число заменителей.  D на продукцию конкурентной фирме абсолютно эластичен на уровне Р, сформулированной «невидимой рукой рынка».

2. Поскольку рыночная Р не меняется, какой бы Q фирма не выпускала. Р не меняется. MR=P.

3. MR=MC Частное правило P=MC. Фирмы не в силах воздействовать на Р. Фирмы подстраиваются под неё. Они занимаются поиском объективного объема, т.е. MC

 

Но, даже следуя этому правилу (P=MC), конкуренты могут сталкиваться с убытками, поскольку в данном правиле игнорируются постоянные издержки, а учитываются переменные (предельные) издержки. А это не учет постоянных затрат. Оно не имеет смысла, поскольку они не имеют значения. Фирма их оплатила. С убытками не имеет смысла мириться в долгосрочный период, когда фирма может перейти в другую отрасль.

А вот в коротком периоде порой выгодно работать с убытками, а не останавливать деятельность, если убытки при работе будут меньше, чем при закрытии, равные FC, которые фирма уже понесла и оплатила.

Т.О. общее правило равновесия фирмы, максимизирующей прибыль и минимизирующей убытки в краткосрочный период.

Это правило фиксирует логику поведения фирмы в краткосрочный период.

Фирма решает три вопроса:

1. Закрывать фирму или продолжать работать?

2. Если работать, то какой оптимальный объем выпуска? P=MC.

3. Расчет прибыли и убытков. TPr=TR – TC = PQ – ACQ = Q(P-AC).

При точки А – фирме имеет смысл работать, но при точки В – нулевая прибыль и нулевые убытки

Поскольку все оптимальные объемы выпуска находятся на пересечении линии D и МС, то МС – восходящая ветвь, начиная с точки минимума AVC. Это и есть S фирмы. А сумма предельных издержек – это есть S отрасли (рынка).

Чтобы оценить эффективность работы конкурента рынка нужно рассмотреть поведение фирмы и отрасли в долгосрочном периоде. Стремясь к получению прибыли, в конечном счете, условия рынка (входа и выхода) заставляет фирмы соглашаться на нормальную прибыль и на нулевую экономическую прибыль.

Рыночный D растет. Равновесная Р растет. Экономическая прибыль > 0. Действующие фирмы увеличивают объем выпуска. Появляются новые фирмы. S растет. Равновесная Р падает. экономическая прибыль = 0.

Если рыночный D падает, либо S чрезмерно растет, то все происходит в обратную сторону, пока на отдельных фирмах и в отрасли в целом не восстанавливается ситуация безубыточности.

Нулевая прибыль достаточна для фирмы.

 

Оцениваем эффективность рынка и фирмы, опираясь на условие равновесия (АС=Р=МС) в долгосрочном периоде.

Рынок и фирма во втором случае является стандартом экономической эффективности, если результаты деятельности рынка и фирмы соответствуют максимальной экономической выгоде общества в целом.

Выгода для общества заключается в предоставлении рынком товаров, производимых самым дешевым способом, причем полезных в необходимом количестве, соответствующим платежеспособности спроса.

 

17. Т.О. экономическая эффективность понимается как единство двух видов эффективности:

1. производственная (использование ресурсов в производстве),

2. аллокативная(эффективность размещения ресурсов между отраслями).

Производственная эффективность – условия, когда АСmin=Р.

Аллокативная эффективность – производство товаров, нужных обществу в необходимом количестве. Условие – Р=МС. Совокупный рыночный D соответствует рыночному S на рынке нет ни дефицитов (P>MC), ни избытков (P<MC).

 

18. Рынки несовершенной конкуренции:

1. чистая монополия,

2. олигополия,

3. монополистическая конкуренция.

Монополия – это наличие единственного поставщика, не имеющего близких заменителей.

Уникальный товар – товар, который дорого заменить.

Термин «монополия» не определен, т.к. мини-монополистом может быть каждый, если под товаром понимать «узкое» значение, либо никто не может быть монополистом, если товар понимается широко.

Барьеры для конкурентов обуславливаются появлением монополии:

1. Технологические барьеры.

§ Модель издержек правительства (экономия от масштаба).

 Размер фирмы определяется размерами рынка.

§ Огромное безвозвратное капиталовложение, необходимое для эффективного входа в отрасль.

На базе этих барьеров возникает естественная монополия – это единственная фирма с наименьшими издержками обслуживающая весь рынок. Это единственный способ монополизации, который является общественно-оправданным с позиции общества.

2. Искусственные (институциональные) барьеры: правовые и административные, т.е когда государство виновно в создании монополии:

§ права собственности на уникальные ресурсы,

§ патенты, т.е. охрана интеллектуальной собственности,

§ лицензия – право заниматься определенным видом деятельности.

3. Открытая монополия – фирма, не имеющая специальной защиты от конкурентов. Она может возникнуть в результате временного преимущества или из-за территориальной ограниченности рынка.

Равновесие монополистов.

Равновесие монополистов – стремление найти такую комбинацию P и Q, при которых фирма получает максимальную прибыль от продажи.

Монополист имеет максимально возможную власть над Р. Но эта власть не абсолютна, т.к. монополист вынужден действовать по законам рынка. Кривая D аналогична рыночному S.

1) TR-TC = TPr max 2) MR=MC

 

MR<P на величину потерь от снижения Р ранее вынужденной продукции, которую фирма продавала по более высоким ценам. MR лежит ниже D. P>MC – для рынка монополии.

Чтобы найти TPr=TR * TC = Q(P-AC).

В отличие от совершенной конкуренции, где получается прибыль только в короткое время, монополисты получают долговременную экономическую прибыль, из-за отсутствия конкурентов и за счет блокирования входа в отрасль. Благодаря этому, монополист забирает у потребителя часть их потребительской прибыли.

По сравнению с конкуренцией, монополист завышает Р и занижает Q, создавая ситуацию искусственного дефицита.

MC<Pм>ACmin  Деятельность монополиста с позиции общественного благосостояния оказывается неэффективной. Он не достигает аллокативной эффективности, т.е. недопроизводительность покупных для общества товаров, забирая тем самым потребительскую выгоду.

Последствия дефицита:

1. недополучение потребителем своей прибыли из-за высокой Р;

2. безвозвратные общественные потери («мертвый убыток») от недопроизводства;

3. не использования всей возможности технологии.

К тому же монополия характеризуется Х-неэффективностью – это бесхозяйственность, расточительность деятельности, что может привести к превышению средних издержек их объективно обусловленного уровня.

 

 

Ценовая дискриминация.

Любой монополист сталкивается с противоречиями: желанием продать по высокой Р, а с другой стороны – продать как можно больше. стремясь разрешить противоречия, монополист прибегает к ценовой дискриминации.

Ценовая дискриминация – это практика назначения разных цен на одинаковые товары при неизменности издержек производства. Либо это ценовая политика, когда различие в ценах превышает различие в издержках.

Ценовая дискриминация основана на различной эластичности спроса, разных групп населения. Условиями ее осуществления является:

1. Возможность сегментировать (т.е. разделять рынок по разной степени эластичности).

2. Отсутствие возможности перепродать товара и услуги с более дешевого рынка на дорогой.

Различают три степени ценовой дискриминации:

1. Идеальная – назначение каждому покупателю максимально возможных (резервированных) для него Р;

2. продажа по разным Р разных единиц товара в зависимости от объема покупок;

3. продажа товаров по разным ценам разным людям. Возможен само отбор и сегментация продавцов покупателей на группы.

Поскольку ценовые дискриминации неоднозначны, люди рассматривают как компромисс между покупателями и производителями, за исключением ситуаций жесткого разделения людей на группы.

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.36.32 (0.008 с.)