Научные взгляды М. Туган-Барановского. Народничество 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Научные взгляды М. Туган-Барановского. Народничество



 

Идейным выражением интересов крестьянства, мелких производителей, их растущего протеста, как против остатков крепостничества, так и против молодого капитализма стало народничество (70 - 90-е годы XIX века). Народники выступили с критикой капитализма, оценивая его как регресс в экономической жизни, и противопоставили ему особый самобытный путь страны к социализму через устройство общинного крестьянства и кустарей. В общей теории народничества различают два течения: революционное (70-е годы) и либеральное (80 - 90-е годы), которые представляли собой процесс эволюции этого направления экономической мысли. Революционные народники стремились поднять трудовые массы крестьянства на борьбу с царизмом и помещичьим землевладением. Они шли в народ "взбунтовать" его, убежденные в возможности крестьянской социалистической революции, которая откроет путь к некапиталистическому развитию на базе самобытной общинной организации крестьянской жизни. Народники считали, что капитализм разрушает потенциальную базу социализма - общину. Это была концепция "крестьянского социализма", которая своими корнями признавала идеи "общинного социализма" А. Герцена (40-е годы XIX века). Главные течения революционного народничества имели определенные различия, но сохраняли единство по основным вопросам. Их возглавляли Петр Лавров (1823 - 1900 рр.), Михаил Бакунин (1814 - 1876 г.г.), Петр Ткачев (1844 - 1885 гг.)

Либеральные народники, группировавшиеся вокруг журнала "Русское богатство", отказались от ориентации на радикальное устранение остатков крепостничества путем "крестьянской социалистической революции" и превратились в мелкобуржуазных реформистов. Они выступили с программой "мелких дел", требуя расширения крестьянского землевладения, упорядочения арендных отношений, обеспечения крестьян ссудами для развития их хозяйства, создание сети сберегательных касс и хранилищ на селе. Василий Воронцов (1847 - 1918 г.г.), Николай Даниельсон (1844 - 1918 гг.), Николай Михайловский (1842 - 1904 г.г.) и другие либеральные народники ставили вопрос о перспективе капиталистического пути развития и говорили об "искусственности" украинского капитализма, его незначительных позициях в экономике страны, о господстве небуржуазного "народного производства", представленного общинным крестьянством и кустарными промыслами. Решающую роль в обосновании идейной несостоятельности народничества сыграли труды Г. Плеханова об утверждении капитализма в конце XIX в.

Идеи марксизма и произведения его основоположников существенно влияли на общественно-экономическую мысль Украине. Одним из первых комментаторов и пропагандистов первого тома "Капитала" был Николай Зипер (1844 - 1888 гг), который сыграл важную роль в развитии экономической теории в Украине. Круг его научных интересов был достаточно широким: от анализа экономического состояния страны в теории классической школы до исследований ранних стадий развития общества. Предмет политэкономии М.Зибер определял как систему производственных отношений исследования с помощью метода научной абстракции на основе познания экономических законов. Он занимался вопросами трудовой теории стоимости, отрицая определения стоимости товара затратами на его производство и не соглашаясь с определением стоимости как соотношение спроса и предложения. М. Зибер отстаивал теорию чистого дохода Д. Рикардо и теорию прибавочной стоимости К.Маркса, неоднократно подчеркивая, что исследования автора "Капитала" является логическим продолжением и завершением классической английской политэкономии. М. Зибер имел собственный взгляд на перспективу развития капитализма. Он не разделял мнение о существовании исторической тенденции накопления капитала, сформулированной К. Марксом. По его мнению, накопление капитала, его концентрация и централизация закладывают основы перехода к новой общественной системы.

В середине 70-х годов XIX в. началась революционная деятельность Георгия Плеханова (1856 - 1918 гг.) - первого русского марксиста. Его взгляды имели сложную теоретическую эволюцию - сначала он разделял идеи революционного народничества, затем воспринял теорию Маркса и распространял ее, а с 1903 г.носил на себе клеймо "меньшевика", не разделяя большевистских методов и идеологии. Г. Плеханов уделил большое внимание критике народнических концепций, утверждая, что рост капитализма на базе внутреннего рынка - неоспоримый факт, а некапиталистический путь эволюции невозможен. Одновременно Г.Плеханов активно выступал против ревизионизма, бернштейнианства, легального марксизма, исторического направления, полностью разделяя марксистскую идею революционного преобразования мира. Самостоятельно Г.Плеханов не занимался разработкой экономической теории, хотя иногда и высказывал довольно интересные мысли по некоторым вопросам политической экономии. Например, конкретизируя предмет политэкономии, ученый различал собственно производственные отношения (социально-экономические) и отношения, определяющие организацию производительных сил (организационно-экономические). В марксистский период своей деятельности (1883 - 1903 гг.) Г.Плеханов сыграл выдающуюся роль в пропаганде и распространении революционной теории К. Маркса, ее защите, в идейной борьбе с народниками и ревизионистами.

В начале XX в. лидеры легального марксизма открыто стали пропагандировать идеи буржуазного либерализма, поддерживая ряд демократических требований и некоторые элементы экономического учения марксизма. Постоянно удаляясь от политической и идеологической позиции марксизма, они стремились представить научный анализ экономической действительности с другой точки зрения. В теории стоимости постепенно стала господствующей субъективно-психологическая школа, в вопросах распределения - так называемая социальная теория, в теории экономических циклов и кризисов - концепция экономической конъюнктуры.

Все эти проблемы нашли наиболее яркое отражение в произведениях М.Туган-Барановского, ученого с мировым именем, общественного и государственного деятеля Украины, министра финансов во времена Центральной Рады. Опираясь на теоретические установки А. Смита и Д. Рикардо, теорию К.Маркса, достижения других школ политэкономии, он первым среди украинских экономистов выступил за объединение трудовой теории стоимости с теорией предельной полезности. Еще в 1890 г. М. Туган-Барановский писал, что учение о предельной полезности благ не только не отрицает теории Д. Рикардо и К.Маркса, а наоборот, в правильном понимании подтверждает их. Утверждая, что теория предельной полезности только субъективная, а трудовая теория лишь объективная, он делал вывод об их взаимодополняемости. Позднее он обосновал закон, согласно которому предельные полезности свободно воспроизводимых хозяйственных благ пропорциональны их трудовым стоимостям. Эта политэкономическая формула стала основой многих исследований российских, украинских, а затем советских экономистов-математиков, ее восприняли и зарубежные ученые. Этот факт еще раз подтверждает, что в экономической теории имеют право на существование все концепции и взгляды.

Круг исследуемых проблем М. И. Туган-Барановским широк и разнообразен. Это и теория кризисов и циклов, место и роль капитализма как системы, теории кооперации, распределения, теория стоимости, маржинализм и многие другие проблемы. Многие из его научных предложений и прогнозов выдержали испытание временем и получили дальнейшее развитие в трудах его учеников и последователей.

В работе "Промышленные кризисы" М.И. Туган-Барановский показал закономерность не только возникновения кризисов, но и их преодоления, благодаря инвестиционной и социальной политике. Он обратил внимание на необходимость социальной, а не политической направленности экономического развития путем усиления социальной политики, направленной на гармонизацию условий материальной жизни различных слоев и социальных групп общества.

Именно из этих теоретических предпосылок в середине ХХ века стокгольмской школой научной экономической мысли были предложены пути самосохранения и развития капитализма через его шведскую модель, наиболее успешно реализованную в настоящее время в скандинавских странах и известную как "шведский социализм". Благодаря усилению социальной политики в государстве эти страны по уровню жизни в последние годы занимают первые места среди наиболее развитых стран мира.

По принципиальным экономическими положениями М.И. Туган-Барановский полемизировал с выводами марксистского учения. Отмечал, что он относится к К.Маркса не как противник, но и не как ученик.

Изучая теорию периодических кризисов, в которых марксистское учение видело надежный признак будущей гибели капитализма, М.И. Туган-Барановский утверждал, что капитализм "никогда не умрет своей смертью". Он не разделял - учение Маркса о природной, невольной гибели капитализма. По его мнению, капитализм способен к непрерывному развитию, хотя и будет проходить через кризисы. В результате своих исследований он пришел к выводу, что кризисы являются не симптомами гибели капитализма, который приближается, согласно теории Маркса, а механизмом его саморегулирования. История ХХ века подтвердила правоту выводов М.И Туган-Барановского.

Уже тогда, в своей теории распределения, М.И.Тутан-Барановский приходит к выводу что рост производительности труда может привести к повышению заработной платы и прибыли одновременно смягчая тем самым классовые противоречия, и отрицает выводы марксизма об абсолютном обнищание рабочего класса в процессе развития капитализма. Однако, М.И.Туган-Барановский отмечал, что на величину прибыли влияет и социальный фактор, поскольку прибыль может увеличиваться и за счет заработной платы. Эти экономические и социальные выводы ученого являются одной из причин забвения трудов М.И.Туган-Барановского в бывшем СССР, где марксизм был государственной политикой страны. Идеи социального переустройства общества М.И.Туган-Барановский не ограничивает доктриной марксизма, а постепенно формирует начало собственной теории социализма, пишет ряд работ по этой проблеме: "Социалистическое учение по эксплуатации труда", "Современный социализм в своем историческом развитии" и другие. Он вкладывает в идею социализма идею свободы человека и не отождествляет с социализмом, который строится в тот период.

Он связывает идеи реформы общества, поиски модели нового общества с разработкой новой концепции, публикует знаменитую работу "Социальные основы кооперации", которая только при жизни автора выдержала три издания. Кооперация по своей природе, пишет он, неразрывно связана с демократией, коллективизмом, культурой и не только объединять крестьян с целью повышения экономической эффективности их хозяйствования, но и помогает осознать себя членами одного класса, подняться на качественно новую ступень самосознания. Под кооперацией М. И. Туган-Барановский имел в виду не коллективизацию, а различные формы объединения усилий, кооперации единоличных хозяйств. Кооперация, по его мнению, давала свободный выход творческой энергии ее участников, не сдерживала лицо, побудила развивать предприимчивость, изобретательность.

В основе хозяйства (в том числе и социалистического), по мнению М. Туган-Барановского, находятся потребности и интересы человека. Обоснование необходимости перехода к социализму ученый совершил в двух аспектах: нравственно-правовом и материалистическом. Идея верховной ценности человеческой личности и права на свободу сочетается у него с мнением о необходимости установления "хозяйственной системы высочайшей производительности" - социалистической. Цель социалистического общества также сформулирована ученым родами: "С одной стороны, оно должно стремиться наиболее полного удовлетворения всех общественных потребностей, с другой стороны, оно должно наиболее полно обеспечивать свободу каждого". Для решения первой задачи нужен централизм на принципах планомерности, другой - максимальный демократизм производственного процесса и контроль со стороны непосредственных производителей. Трансформацию насильственного коллективистского начала в более свободное начало кооперации, прежде всего в сельском хозяйстве, М. Туган-Барановский трактовал как тенденцию к эволюционному развитию социализма.

Значительное влияние на современную политэкономию имела теория экономических циклов и кризисов М.Туган-Барановского, которая стала господствующей в начале XX в. Автор считал, что ни классическая школа А. Смита и Д. Рикардо, ни концепция С. Сисмонди не раскрывают истинных причин кризисов. Он обратил внимание на тесную связь между изменением цен на средства производства и движением процесса накопления денежного капитала, который направляется либо на увеличение инвестиций, или на образование фонда сбережений. Этими идеями М.Туган-Барановский предвосхитил современную инвестиционную теорию цикла, центром которой является идея "сбережения - инвестиции" как главная пружина циклических колебаний. Не соглашаясь с популярной теорией недопотребления, М.Туган-Барановский исходил из того, что недостаточный потребительский спрос может компенсироваться расширением инвестиционного спроса. Инвестиционные возможности уменьшаются вследствие ограниченности банковских ресурсов, установления невыгодных условий применения заемного капитала, а главное - диспропорциональности распределения свободных средств между сферами экономики. Последнее является решающим фактором циклических колебаний и способствует появлению экономических кризисов.

Идеи М. И. Туган-Барановского воплотил в жизнь, который получил мировое признание его ученик - Николай Кондратьев, который в середине 20-х годов ХХ века открыл большие циклы конъюнктуры, вошедшие в мировую науку под названием "длинных волн" Кондратьева. В 1923 году была издана книга Кондратьева о М.И.Туган-Барановском.

Путем сочетания трудовой теории стоимости и теории предельной полезности пошли и выдающиеся экономисты-математики: Владимир Дмитриев (1868 - 1913 гг.), Евгений Слуцкий (1880 - 1948 гг.) и другие. В своем главном труде "Экономические очерки" (1904 г.) В.Дмитриев предложил экономико-математические модели цен, построенные на основе синтеза теории предельной полезности и теории издержек производства на трудовой основе. Он исходил из того, что при определении уровня товарной цены необходимо учитывать условия как производства товара, так и его потребления в замкнутом производственно-технологическом и потребительском комплексе.

Итак, благодаря вкладу таких выдающихся ученых в начале ХХ века экономическая наука в Украине поднялась до европейского уровня.

 

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Какие предпосылки промышленного переворота в Украине?

2. Каковы основные этапы промышленного переворота в Украине?

3.Какие последствия промышленного переворота в Украине?

2. Какой экономический смысл аграрных реформ 1848-1861 г., их социальные последствия?

3. Какие основные формы организации внутренней торговли в Украине?

4. Какая финансовая политика была в Украине в начале ХХ века?

5.Что представляет собой критическое направление политической экономии?

6. В чем сущность социалистических идей?

7. В чем заключаются научные взгляды М. Туган-Барановского?

8. Что такое народничество?

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 691; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.93.209 (0.023 с.)