Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема1.Предмет и метод истории экономики и экономической мысли

Поиск


1.1. Предмет, метод и задачи истории экономики и экономической мысли


История экономики и экономической мысли развивается на стыке трех направлений исследования развития человеческого общества:

- Истории;

-Экономической теории;

-Конкретной экономики.

Исходя из этого, в структуре истории экономики и экономической мысли выделяют:

1.Экономическую историю разных стран, регионов, мира в целом;

2.Историю народного хозяйства; 3.Историю экономической мысли.

Описанная выше структура объясняет наличие неоднозначной трактовки объектов исследования в зависимости от сферы, которая анализируется. В общем смысле объектом изучения истории экономики и экономической мысли есть история зарождения, становления и развития экономических процессов, явлений и экономических течений. Для экономической истории различных регионов объектами выступают экономические причины и последствия отдельных исторических событий, экономическая политика государств, классов. Для истории народного хозяйства объектами является эволюция способов производства, история хозяйственных механизмов, история отдельных экономических процессов (урбанизация, кооперация, индустриализация и т.д.), история экономических институтов (налоги, цены, финансы и кредит, заработная плата). Для истории экономической мысли объектами являются история экономической теории, история отдельных теорий, экономических школ и направлений экономической мысли, история методов экономического анализа. Предметом изучения истории экономики и экономической мысли является развитие хозяйств, стран Европейской цивилизации и их научное отражение в экономической мысли. Задачей истории экономики и экономической мысли является формулировка современного экономического мышления и мировоззрения студентов, обеспечение усвоения ими знаний, методов исторического анализа экономических процессов на методологических принципах цивилизационной парадигмы развития общества.

История экономики и экономической мысли выполняет ряд функций:

1. Прагматическая - что предполагает обобщение и усвоение опыта хозяйственного развития;

2. Ценностная - имеет целью нравственную оценку методов и результатов преобразований;
3. Культурная - предусматривает сохранение преемственности в хозяйственной практике, знакомство с альтернативными моделями развития; 4. Фундаментальная - имеет дело с анализом и обработкой разнообразной экономической информации;

5. Мировоззренческая - нацелена на формирование логики и стиля экономического мышления.

В процессе исследования истории экономики и экономической мысли используется ряд метол: исторический, логический, метод классификаций, хронологический, сравнительно-исторический, исторического моделирования, математической статистики, социальной психологии и т.п. Метод, с помощью которого обществоведческие науки изучают свой предмет, сформировавшийся в результате длительной истории и является общефилософским методом познания. Основным методом истории экономических учений является общий метод познания - исторический, диалектический, материалистический подход к анализу экономической теории. Этот метод является одним из главных достижений науки. Диалектический метод познания состоит в продвижении от конкретного к абстрагированного и от него опять к конкретно

Метод научной абстракции - метод углубленного познания действительности. Абстрагирование позволяет выделить типичное, постоянную сущность явления, сформулировать категории и законы науки, выражающие ее сущность. В системе методов существенное место занимает единство количественного и качественного анализа. Развитие количественной стороны явлений приводит к возникновению нового качества. Все указанные элементы метода познания обусловливают и эмпирический метод, т.е. накопления фактов. И, конечно же, с развитием математики и внедрением ее в экономику все больше используются методы математического анализа. Следует обратить внимание на принцип системности анализа. Он вытекает из всего сказанного: истину можно получить только в виде метода познания. Эмпирические, статистические, математические методы играют роль вспомогательных инструментов всеобщего метода познания.

Существует несколько причин, обусловливающих необходимость изучения истории экономики и экономической мысли в Украине.

Во - первых, формирование государственности и независимости в Украине обусловливают необходимость поиска наиболее оптимального алгоритма исторической. Процесс поиска, в свою очередь, предполагает глубокое знание исторического опыта, накопленного человечеством относительно экономических механизмов и методов государственного регулирования экономики, и оценку возможности его применения в отечественных условиях хозяйствования;

Во - вторых, как показывает мировой опыт, наиболее эффективным механизмом для экономики процветания является рыночный механизм. Однако, среди 10 стран с рыночной экономикой действительно процветают только 2-3 странам другие значительно отстают. То есть, сам по себе рынок не является панацеей. Он предоставляет только шанс, которым необходимо правильно воспользоваться. И именно история экономики и экономической мысли, накапливая опыт, позволяет из перечня вариантов рыночных моделей выбрать одну, наиболее адекватную отечественным условиям, модель. Изучение существующего опыта позволяет оценить недостатки и преимущества различных рыночных рычагов и механизмов, максимально сократить социальные расходы, поскольку прогресс часто достигается дорогой ценой;

В - третьих, знание истории экономики и экономической мысли позволяет действовать более рационально и эффективно, не привлекая огромные массы людей в разного рода эксперименты благодаря тому что формируется видение долгосрочных тенденций экономического развития и навык»объемного» восприятия социальных процессов. История экономики и экономической мысли связана со многими общественными науками, прежде всего со всемирной историей. Человек, совершенствуясь, приспосабливается к условиям существования и превращает их. Так, открытие силы пара и электричества, появление телефона и телеграфа и т.д., вызывает изменения во многих сферах человеческой деятельности. Они принесли как положительные, так и отрицательные результаты. Изменились условия труда, понадобились новые законы, появились новые экономические проблемы, изменилась этика, мораль, появилось множество новых мер общественного контроля.

Связь всемирной истории с историей экономики и экономической мысли основан на том, что обе они изучают явления в процессе их эволюции, а отличие состоит в том, что предмет всемирной истории значительно шире, потому что она изучает смену цивилизации в целом, а история экономики и экономической мысли - изменения в экономических процессах, хозяйственной деятельности и развития экономической мысли.
История экономики и экономической мысли связана с экономической теории. Так, история экономики и экономической мысли базируется на историческом методе исследования, экономическая теория - на логическом. Несмотря на это, они взаимосвязаны, поскольку без теоретических абстракций история экономики и экономической мысли лишается теоретической основы. В свою очередь, экономическая теория без историко - экономических обобщений превращается в бездоказательную науку. История экономики и экономической мысли связана с историей экономических учений, которая занимается изучением интерпретаций человеческого сознания тех или иных экономических явлений. Все остальные гуманитарных наук помогает объяснить ход экономического развития, а точнее, отдельные его моменты. Основными источниками изучения истории экономики и экономической мысли является: памятники материальной культуры, письменности, законы, деловые, административные юридические документы, статистические справочники.

 

1.2. Периодизация истории экономики и экономической мысли

Попытки периодизации экономического развития общества, т.е. установление определенных хронологически последовательных этапов (периодов), предусматривают наличие общих для всех или нескольких стран рис исторического развития. Так, русский историк-экономист Л.И. Мечников в основу периодизации положил географический фактор. Он считал, главным фактором развития общества являются водные пути и сообщения и различал истории человечества такие периоды:

1.Речной (цивилизации древних народов); 2.Средиземноморский(средневековье)

3.Океанический (новое и новейшее время).

Немецкий экономист и статист Б. Гильдебранд в основу периодизации положил историю денег. Он выделил три периода в экономическом развитии человечества:
1. Натуральное хозяйство (продукты обмениваются непосредственно без участия денег);
2. Денежное хозяйство (обмен осуществлялся с помощью денег);
3. Кредитное хозяйство (в обмене участвует кредит).

В основе периодизации экономической теории истории К. Бюхера лежит «меновая концепция», согласно которой в истории народного хозяйства выделяются следующие периоды:

1.замкнуте домашнее хозяйство, потребляющего продукт собственного производства;

2. городское хозяйство, который характеризуется переходом продукта от производителя к потребителю;

3. народное хозяйство с типовой множеством обмена. Англичанин Тойнби в основу периодизации положил культуру и религию.

Формационный подход - базируется на «Марксистское пятизвездочной схеме» деления мировой истории, в которой он выделил:
1.Первобытнообщинныйстрой;
2.Рабовладельческомстрой;
3.Феодальныйстрой;
4. Капиталистический строй;

5.Коммунистический строй.

Логика совершенная, но все же в данной схеме превалирует упрощенное понимание истории как линейно - прогрессивного процесса смены общественных формаций выше. Наиболее слабое место обозначенного подхода - однолинейность, которая неизбежно упрощает исторический процесс. Безусловно, нельзя лишить внимания античную, средневековую, буржуазную формации. Формационная схема является теорией, которая присуща только одному, хотя и важном, но ограниченном региона - Западной Европе, причем в определенном историческом отрезке - с момента зарождения классов и к середине XIX века.

Последователи Маркса пытались усовершенствовать его подход и устранить недостатки. Поэтому предложено несколько новых классификаций. Так, Д. Белл и А. Турен положили в основу своего видения периодов развития общества уровень его промышленного развития. Они различали:

1.доиндустриальное;
2.индустриальное;
3. постиндустриальное общество;

Но в этих подходах не удалось избежать упрощенного представления об истории развития человечества.

Цивилизационный подход - это исторический процесс как обобщенный, синтезированный взгляд на экономическое и социальное развитие общества. В центре внимания при ориентации на цивилизационный подход лежит не одна страна, а совокупность всех черт того или иного общества: материальных, идейных, культурных, религиозных, этических в их единстве, развития и преемственности. Основным преимуществом цивилизационного подхода является то, что исторический процесс рассматривается с позиции общечеловеческих интересов и ценностей, поскольку современному человечеству присущи общность ряда социально - экономических, научных, культурных характеристик. Недостаток этого подхода заключается в том, что основу исследования составляет критерий западной цивилизации с ее либерально - демократическими ценностями и высоким научно-техническим уровнем развития, который в настоящее время является недостижимым для большинства стран.

Современной общепринятой периодизацией исторического развития являются:
1. - Древняя история (100 тыс. лет до н.э.);

2Средние века;

3. Новое время;

4. Новейшее время (с 1914 до наших дней)

Исходя из вышесказанного история экономики и экономической мысли рассматривает:

- Древнюю историю - экономическую основу первобытнообщинного и рабовладельческого общества, экономическую мысль Древнего Востока, Египта, Индии, Китая, Греции;

- Средние века экономические предпосылки перехода к феодализму, этапы его развития, взгляды меркантилистов,
- Новое время - генезис капиталистического производства, экономическую основу и сущность промышленного переворота, сторонников классической школы политэкономии в разных странах, физиократии, марксизм и т.д.;

- • новейшее время - предпоссылки и результаты I и II Мировых войн, Великой Депрессии, экономическую роль государства, проблемы формирования социально - ориентированного рынка, взгляды кейнсианцев, институционализм и неоклассические школы, этапы и проблемы развития суверенной Украине.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Что является предметом истории экономики и экономической мысли?

2. Что является объектом истории экономики и экономической мысли на разных уровнях?

3. Методы истории экономики и экономической мысли?

4. Функции истории экономики и экономической мысли?

5. Задача истории экономики и экономической мысли?

6. Чем обусловлена значимость истории экономики и экономической мысли?

7. На каких науках базируется история экономики и экономической мысли?

8. Периодизация истории экономики и экономической мысли: чем отличается формационный и цивилизационный подход?

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.48.122 (0.012 с.)