Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема1.Предмет и метод истории экономики и экономической мыслиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
- Истории; -Экономической теории; -Конкретной экономики. Исходя из этого, в структуре истории экономики и экономической мысли выделяют: 1.Экономическую историю разных стран, регионов, мира в целом; 2.Историю народного хозяйства; 3.Историю экономической мысли. Описанная выше структура объясняет наличие неоднозначной трактовки объектов исследования в зависимости от сферы, которая анализируется. В общем смысле объектом изучения истории экономики и экономической мысли есть история зарождения, становления и развития экономических процессов, явлений и экономических течений. Для экономической истории различных регионов объектами выступают экономические причины и последствия отдельных исторических событий, экономическая политика государств, классов. Для истории народного хозяйства объектами является эволюция способов производства, история хозяйственных механизмов, история отдельных экономических процессов (урбанизация, кооперация, индустриализация и т.д.), история экономических институтов (налоги, цены, финансы и кредит, заработная плата). Для истории экономической мысли объектами являются история экономической теории, история отдельных теорий, экономических школ и направлений экономической мысли, история методов экономического анализа. Предметом изучения истории экономики и экономической мысли является развитие хозяйств, стран Европейской цивилизации и их научное отражение в экономической мысли. Задачей истории экономики и экономической мысли является формулировка современного экономического мышления и мировоззрения студентов, обеспечение усвоения ими знаний, методов исторического анализа экономических процессов на методологических принципах цивилизационной парадигмы развития общества. История экономики и экономической мысли выполняет ряд функций: 1. Прагматическая - что предполагает обобщение и усвоение опыта хозяйственного развития; 2. Ценностная - имеет целью нравственную оценку методов и результатов преобразований; 5. Мировоззренческая - нацелена на формирование логики и стиля экономического мышления. В процессе исследования истории экономики и экономической мысли используется ряд метол: исторический, логический, метод классификаций, хронологический, сравнительно-исторический, исторического моделирования, математической статистики, социальной психологии и т.п. Метод, с помощью которого обществоведческие науки изучают свой предмет, сформировавшийся в результате длительной истории и является общефилософским методом познания. Основным методом истории экономических учений является общий метод познания - исторический, диалектический, материалистический подход к анализу экономической теории. Этот метод является одним из главных достижений науки. Диалектический метод познания состоит в продвижении от конкретного к абстрагированного и от него опять к конкретно Метод научной абстракции - метод углубленного познания действительности. Абстрагирование позволяет выделить типичное, постоянную сущность явления, сформулировать категории и законы науки, выражающие ее сущность. В системе методов существенное место занимает единство количественного и качественного анализа. Развитие количественной стороны явлений приводит к возникновению нового качества. Все указанные элементы метода познания обусловливают и эмпирический метод, т.е. накопления фактов. И, конечно же, с развитием математики и внедрением ее в экономику все больше используются методы математического анализа. Следует обратить внимание на принцип системности анализа. Он вытекает из всего сказанного: истину можно получить только в виде метода познания. Эмпирические, статистические, математические методы играют роль вспомогательных инструментов всеобщего метода познания. Существует несколько причин, обусловливающих необходимость изучения истории экономики и экономической мысли в Украине. Во - первых, формирование государственности и независимости в Украине обусловливают необходимость поиска наиболее оптимального алгоритма исторической. Процесс поиска, в свою очередь, предполагает глубокое знание исторического опыта, накопленного человечеством относительно экономических механизмов и методов государственного регулирования экономики, и оценку возможности его применения в отечественных условиях хозяйствования; Во - вторых, как показывает мировой опыт, наиболее эффективным механизмом для экономики процветания является рыночный механизм. Однако, среди 10 стран с рыночной экономикой действительно процветают только 2-3 странам другие значительно отстают. То есть, сам по себе рынок не является панацеей. Он предоставляет только шанс, которым необходимо правильно воспользоваться. И именно история экономики и экономической мысли, накапливая опыт, позволяет из перечня вариантов рыночных моделей выбрать одну, наиболее адекватную отечественным условиям, модель. Изучение существующего опыта позволяет оценить недостатки и преимущества различных рыночных рычагов и механизмов, максимально сократить социальные расходы, поскольку прогресс часто достигается дорогой ценой; В - третьих, знание истории экономики и экономической мысли позволяет действовать более рационально и эффективно, не привлекая огромные массы людей в разного рода эксперименты благодаря тому что формируется видение долгосрочных тенденций экономического развития и навык»объемного» восприятия социальных процессов. История экономики и экономической мысли связана со многими общественными науками, прежде всего со всемирной историей. Человек, совершенствуясь, приспосабливается к условиям существования и превращает их. Так, открытие силы пара и электричества, появление телефона и телеграфа и т.д., вызывает изменения во многих сферах человеческой деятельности. Они принесли как положительные, так и отрицательные результаты. Изменились условия труда, понадобились новые законы, появились новые экономические проблемы, изменилась этика, мораль, появилось множество новых мер общественного контроля. Связь всемирной истории с историей экономики и экономической мысли основан на том, что обе они изучают явления в процессе их эволюции, а отличие состоит в том, что предмет всемирной истории значительно шире, потому что она изучает смену цивилизации в целом, а история экономики и экономической мысли - изменения в экономических процессах, хозяйственной деятельности и развития экономической мысли.
1.2. Периодизация истории экономики и экономической мысли Попытки периодизации экономического развития общества, т.е. установление определенных хронологически последовательных этапов (периодов), предусматривают наличие общих для всех или нескольких стран рис исторического развития. Так, русский историк-экономист Л.И. Мечников в основу периодизации положил географический фактор. Он считал, главным фактором развития общества являются водные пути и сообщения и различал истории человечества такие периоды: 1.Речной (цивилизации древних народов); 2.Средиземноморский(средневековье) 3.Океанический (новое и новейшее время). Немецкий экономист и статист Б. Гильдебранд в основу периодизации положил историю денег. Он выделил три периода в экономическом развитии человечества: В основе периодизации экономической теории истории К. Бюхера лежит «меновая концепция», согласно которой в истории народного хозяйства выделяются следующие периоды: 1.замкнуте домашнее хозяйство, потребляющего продукт собственного производства; 2. городское хозяйство, который характеризуется переходом продукта от производителя к потребителю; 3. народное хозяйство с типовой множеством обмена. Англичанин Тойнби в основу периодизации положил культуру и религию. Формационный подход - базируется на «Марксистское пятизвездочной схеме» деления мировой истории, в которой он выделил: 5.Коммунистический строй. Логика совершенная, но все же в данной схеме превалирует упрощенное понимание истории как линейно - прогрессивного процесса смены общественных формаций выше. Наиболее слабое место обозначенного подхода - однолинейность, которая неизбежно упрощает исторический процесс. Безусловно, нельзя лишить внимания античную, средневековую, буржуазную формации. Формационная схема является теорией, которая присуща только одному, хотя и важном, но ограниченном региона - Западной Европе, причем в определенном историческом отрезке - с момента зарождения классов и к середине XIX века. Последователи Маркса пытались усовершенствовать его подход и устранить недостатки. Поэтому предложено несколько новых классификаций. Так, Д. Белл и А. Турен положили в основу своего видения периодов развития общества уровень его промышленного развития. Они различали: 1.доиндустриальное; Но в этих подходах не удалось избежать упрощенного представления об истории развития человечества. Цивилизационный подход - это исторический процесс как обобщенный, синтезированный взгляд на экономическое и социальное развитие общества. В центре внимания при ориентации на цивилизационный подход лежит не одна страна, а совокупность всех черт того или иного общества: материальных, идейных, культурных, религиозных, этических в их единстве, развития и преемственности. Основным преимуществом цивилизационного подхода является то, что исторический процесс рассматривается с позиции общечеловеческих интересов и ценностей, поскольку современному человечеству присущи общность ряда социально - экономических, научных, культурных характеристик. Недостаток этого подхода заключается в том, что основу исследования составляет критерий западной цивилизации с ее либерально - демократическими ценностями и высоким научно-техническим уровнем развития, который в настоящее время является недостижимым для большинства стран. Современной общепринятой периодизацией исторического развития являются: 2Средние века; 3. Новое время; 4. Новейшее время (с 1914 до наших дней) Исходя из вышесказанного история экономики и экономической мысли рассматривает: - Древнюю историю - экономическую основу первобытнообщинного и рабовладельческого общества, экономическую мысль Древнего Востока, Египта, Индии, Китая, Греции; - Средние века экономические предпосылки перехода к феодализму, этапы его развития, взгляды меркантилистов, - • новейшее время - предпоссылки и результаты I и II Мировых войн, Великой Депрессии, экономическую роль государства, проблемы формирования социально - ориентированного рынка, взгляды кейнсианцев, институционализм и неоклассические школы, этапы и проблемы развития суверенной Украине.
Вопросы для самоконтроля
1. Что является предметом истории экономики и экономической мысли? 2. Что является объектом истории экономики и экономической мысли на разных уровнях? 3. Методы истории экономики и экономической мысли? 4. Функции истории экономики и экономической мысли? 5. Задача истории экономики и экономической мысли? 6. Чем обусловлена значимость истории экономики и экономической мысли? 7. На каких науках базируется история экономики и экономической мысли? 8. Периодизация истории экономики и экономической мысли: чем отличается формационный и цивилизационный подход?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.48.122 (0.012 с.) |