Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные этапы становления экономической науки.

Поиск

Экономическая наука является одной из самых молодых отраслей научного знания. Институционально она окончательно оформляется только в ХХ веке. Косвенно это подтверждается тем фактом, что экономика не была упомянута в завещании А. Нобеля, на средства которого в 1900 году был образован крупнейший в мире фонд поддержки научных исследований. Только в 1969 году шведским Национальным банком была учреждена премия по экономике памяти А. Нобеля. В курсах по истории экономической теории вплоть до начала ХХ века указывается, что рассматриваемые представители научных школ и даже основоположники экономических теорий не были «профессиональными экономистами». Среди них мы чаще всего встречаем философов, историков и социологов. Это ни в коем случае не умаляет ценности их рассуждений и выводов, а лишь указывает на то, что экономика является синтетической наукой, сформированной на основе философских, исторических, социологических и психологических исследований человека, культуры и общества.

Такое позднее формирование важнейшей в настоящее время сферы научного знания непосредственно связано со спецификой цивилизационных процессов. Долгое время экономическая деятельность не существовала в качестве самостоятельной сферы в жизни человека и общества. Несмотря на то, что производительная хозяйственная деятельность сопровождает человечество практически с момента его возникновения, сфера собственно экономических отношений распределения и обмена возникает значительно позже. Изначально экономические отношения были плотно вплетены в систему социальных и политических отношений. Товарное производство и система денежного обращения формируется в Европе не ранее XV столетия. И только в середине XIX века развитие промышленного капитализма достигает такого уровня, который требует применения специальных научных методов научного познания. Они востребованы как со стороны государства, которому необходимы методы предотвращения экономических кризисов и стабилизации системы денежного обращения, так и со стороны владельцев и управляющих предприятиями, для которых необходимы методы увеличения производительности труда и эффективности производства и торговли. Укрупнение и централизация промышленных и торговых предприятий, создание транснациональных корпораций и формирование финансовых и кредитных механизмов потребовали подготовки более квалифицированных кадров для успешной деятельности в этой сфере. На смену коммерческим училищами школам, дающим начальный и средний уровень подготовки к практической деятельности, приходят учебные заведения высшего уровня, предполагающего высокий уровень теоретической подготовки. Более активное вмешательство государства в экономические процессы приводит к необходимости осуществления масштабных экономических исследований. В университетах открываются экономические факультеты, организуются самостоятельные высшие экономические школы, а также научно-исследовательские институты. В результате сегодня и система подготовки профессиональных научных кадров, и система организации научных исследований в сфере экономике представляет собой одну из самых многочисленных и разветвленных в структуре современной науки.

Но это не означает, что историю экономической науки следует ограничивать рамками ХХ столетия. Элементы экономической мысли формировались на протяжении истории становления науки в целом. Хотя необходимо учитывать и то, что в этом случае говорить можно лишь о становлении некоторых элементов экономической теории и практики, а не собственно экономической науки. Благодаря теоретическим размышлениям античных и средневековых авторов, теоретическим исследованиям Нового времени и более поздних периодов сформировался терминологический аппарат, методы и проблемное поле экономической науки.

Одним из первых к «экономической» проблематике обращается Аристотель в своих рассуждениях о рациональном ведении домашнего хозяйства (др. гр. oikos). Его рассуждения больше похожи на наставления по домоводству и во многом противоречат современным экономическим представлениям. Так, например, он прямо порицает стремление к богатству самому по себе, поскольку подлинная цель хозяйственной деятельности для него заключается в удовлетворении природных потребностей человека и поддержании социальных отношений. Все, что выходит за эти пределы является нецелесообразной, противоречащей природе человека деятельностью. Примером подобного рода деятельности Аристотель считает хремастику – стремление к обогащению. Какими бы далекими от принципов современной экономики не казались эти рассуждения, но именно античности мы обязаны возникновением самого понятия «экономика» (др.гр. nomos означает правило, закон).

Теолог и философ позднего средневековья Ф. Аквинский также внес свой вклад в становление экономической проблематики. В это время уже существовали достаточно развитые формы торговли и кредита, поэтому Аквинский высказывает свое мнение о справедливой цене и кредитной ставке. В первом случае он также далек от современных экономических теорий ценообразования, находясь в плену этических принципов своего времени, которое ценило только производительный труд и практики духовного совершенствования. Поэтому он предлагал ограничивать торговую надбавку величиной, обеспечивающей компенсацию понесенных затрат на транспортировку и хранение товара, а также обеспечение жизненных потребностей торговца и его семьи. В отношении же кредита его позиция была еще более категоричной. Он считал совершенно недопустимым брать деньги за использование денег, поскольку в этом случае ростовщик по сути дела торгует временем, т.е. тем, что принадлежит исключительно сотворившему его Богу. Авторитет Ф. Аквинского в христианском мире был так велик, что следующим поколениям европейских мыслителей пришлось потратить немало усилий, чтобы преодолеть указанное ограничение, поскольку, как мы сейчас знаем, экономическая деятельность без кредита совершенно невозможна. Дискуссии о справедливых ценах также продолжаются до сих пор, хотя и не имеют непосредственного отношения к экономике, которая в большинстве случаев не использует этические понятия ценности и справедливости.

Одно из первых направлений экономической мысли в новоевропейской науке - меркантилизм - рождается в недрах французской политической философии в XVIII веке. Меркантилисты ведут свои рассуждения о стратегиях государственного управления, ориентированных на достижение всеобщего благополучия. Это и было основной задачей «политической экономии». Снятие противоречия между частным и государственным интересом было подлинной заслугой меркантилизма, в отличие от его «экономических» гипотез приоритета сферы торговли в создании общественного благосостояния, отвергнутых современной наукой.

На протяжении нескольких столетий европейская культура освобождалась от античных и христианских этических принципов, которые входили в противоречие с экономической практикой. Особенно заметными эти противоречия стали заметными в эпоху становления промышленного капитализма XVII-XVIII веков. Поэтому основной задачей ученых этого времени становится в первую очередь преодоление этих противоречий. В некотором смысле это можно рассматривать как существенный вклад в развитие экономической мысли, особенно если вспомнить о социокультурных предпосылках становления науки. Но, как мы уже знаем, философские идеи имеют большое значение для становления теоретических принципов науки и изменения социокультурной реальности.

Одним из первых в ряду ученых, решавших вышеуказанную задачу, можно назвать имя А. Смита, автора «Исследования о природе и причинах богатства народов». Следует отметить, что основной сферой его научной деятельности была этика. Поэтому ему удалось предложить довольно удачный способ разрешения этических противоречий, связанных с утверждением капитализма. Именно Смиту принадлежит авторство в создании важнейших для современных экономических теорий концепций «экономического человека» и «естественного порядка». Во многом благодаря шотландскому ученому, в европейской науке и общественном утверждаются новые представления о человеке как существе, в природе которого заложено стремление к выгоде. Таким образом, устраняются этические и юридические предпосылки при рассмотрении социальных и экономических отношений. Их место занимает этически нейтральный практический принцип удовлетворения личных потребностей и интересов. А. Смита неслучайно называют основоположником классической экономической теории, поскольку предложенная модель соответствует принципам классической науки в целом и содержит основные положения экономической науки. Благодаря теоретическим рассуждениям Смита утверждаются представления об объективности экономических законов и естественности экономического поведения человека, ориентированного на максимизацию прибыли и минимизацию издержек.

Наиболее отчетливо представления об экономике как науке о пользе, расчете баланса удовольствия и страдания, проявляются в основанном К. Менгером и У. Джевонсом маржинализме, возникающем в последней трети XIX столетия. Благодаря маржинализму возникают основания выделения самостоятельной предметной сферы экономического исследования – количественных характеристик субъективного удовлетворения, выраженного в потребительских предпочтениях на рынке товаров и услуг. Теория стоимости теперь не подчинятся логике объективных (физических) свойств товаров, а основывается на исследовании поведения «человека экономического».

К. Маркс предлагает альтернативный вариант экономической теории, в которой автономная сфера индивидуальных мотиваций подвергается сомнению. В значительной степени это связано с чередой экономических кризисов, поставивших под сомнение классический тезис о «невидимой руке рынка». В своей теории прибавочной стоимости Маркс выступает как разоблачитель истинной сущности капитализма, основанного на эксплуатации человека человеком. Для него эгоистические побуждения человека не являются основой естественного порядка, а угрожают рациональным принципам организации общества. Теоретические принципы марксизма возвращают экономическую науку к исследованию объективных отношений.

В значительной степени идеи Маркса повлияли на становление теоретических принципов институционализма. С точки зрения представителей этого направления, среди которых выделяются Т. Веблен, Г. Адамс и Д. Гэлбрейт для понимания человеческого поведения необходимо учитывать социальные факторы, которые формируют и определяют предпочтения человека, далекие от рациональных оснований.

Конкуренция классических теоретических экономических теорий, отстаивающих ценности свободного рынка, и теорий, ориентированных на выявление институциональных форм экономических отношений, продолжается и в ХХ веке, а также и сегодня. Эти направления представлены кейнсианством, получившем свое название по имени его основателя Дж. Кейнса и неолиберализмом, представленным, например, монетаризмом М. Фридмена.

Современная экономическая наука является сложным комплексом идей, направлений, институциональных форм организации. Это связано со сложностью и разнообразием решаемых задач, а также со спецификой становления экономики как самостоятельной науки. Экономическая наука развивалась усилиями многих научных направлений самого широкого гуманитарного профиля и поэтому естественным образом предполагает использование междисциплинарного подхода, позволяющего решать сложные комплексные задачи и проблемы.

 

Литература:

 

  1. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
  2. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. Становление и развитие первых научных программ. М., 1980.
  3. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. (XVII-XVIII вв.). М., 1987.

4. Декарт Р. Избранные произведения. М., 1950.

  1. Лаваль К. Человек экономический. Эссе о происхождении неолиберализма. М., 2010.
  2. Ле Гофф Ж. Средневековье и деньги. Очерк по исторической антропологии. СПб., 2010.
  3. Маклюэн М. Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего. М., 2005.
  4. Марков Б.В. Храм и рынок. Человек в пространстве культуры. СПб., 1999.
  5. Никифоров Л.А. Философия и история науки. М., 2008.
  6. Перов Ю.В. Антропологическое измерение в трансцендентальной философии Канта // Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. СПб., 1999.
  7. Основы теории познания. Под ред. Б.И. Липского. СПб., 2000.
  8. Петров М.К. Язык. Знак. Культура. М., 1991.
  9. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1996.
  10. Фаррингтон Б. Голова и рука в Древней Греции. Четыре очерка социальных связей мышления. СПб., 2009.
  11. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.
  12. Философия науки. Выпуск 5. Философия науки в поисках новых путей. М. 1999.
  13. Философско-религиозные основания науки. Под ред. П.П. Гайденко М., 1997.

18. Хайдеггер М. Время картины мира // Время и бытие. М., 1993.

  1. Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996.
  2. Ясперс К. Ницше и христианство. М., 1994.

 

Часть 2. Методология науки.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 385; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.12.88 (0.007 с.)