Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие «метод» и «методология». Основные подходы к классификации методов.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Философия науки решает одну из кардинальных задач – занимается изучением методов и принципов, на основе которых ученый получает факты, истолковывает их и выдвигает гипотезы, создает теории. Конечный результат научной деятельности зависит не только от того, кто действует (т.е. субъекта познания), и от того, на что направлена эта деятельность (т.е. объекта познания), но и от того, как совершается этот процесс, какие способы и приемы при этом применяются. Это и есть проблема метода. Метод – совокупность правил, приемов и операций, направленных на решение какой-либо задачи; в науке – на организацию исследовательской деятельности. Под методом обычно понимается любая процедура, используемая для получения определенного результата. Метод в широком смысле включает не только предписания или правила определенной деятельности, но и те критерии и идеалы, которыми она руководствуется, образцы удачного применения метода, требования к тому, кто пользуется этим методом и т.д. Основная функция метода – внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта. Под научной методологией понимается систематический анализ тех рациональных принципов и процессов, которые должны направлять научное исследование. Новые концепции и теории в науке возникают как результат применения различных методов исследования. Современная наука выработала большое количество таких методов, общих для ряда областей и специфических для отдельных объектов. Особую актуальность проблема метода обретает в Новое время – эпоху становления классической науки. Рационализм и эмпиризм – два главных направления того времени в качестве главной задачи выдвигали проблему выработки методов научного познания. Рационалисты исходили из того, что человеческий ум содержит в себе нечто божественное, а потому не может ошибаться. В правильном методе видели они верное средство направить мысль по тому единственно верному пути, который приведет нас к познанию истины. Эмпирики, напротив, видели в разуме источник заблуждений, который «грешит против верности тем, что сплетает и смешивает с природой вещей свою собственную природу» Они были уверены, что лишь опытным путем достигается истина. В 19 веке методологию науки рассматривали как ветвь логики или как своего рода прикладную логику: методология, как тогда казалось, изучает приложение логических принципов и операций в сфере научного познания. Рассматривая историю развития методологии, можно выделить три основных подхода: 1) Поиски универсальных, значимых всегда и везде правил и методов научного исследования (Р.Декарт, И. Кант и др.) 2) Утверждение, что правила зависят от контекста исследования, ни одно из них не является универсальным; имеются, однако, универсальные условные суждения и соответствующие им условные правила, предписывающие в определенной ситуации определенное действие. 3) Нет не только абсолютных методов, но и условные правила и образцы имеют свои пределы, так что даже контекстуально определенные правила могут приводить к отрицательным результатам. Характерным примером третьей версии является «методологический анархизм» П.Фейерабенда, выражаемый им максимой «Все дозволено» «Идея метода, содержащего жесткие, неизменные и абсолютно обязательные принципы научной деятельности сталкиваются со значительными трудностями при сопоставлении с результатами исторического исследования. При этом выясняется, что не существуют правила – сколь бы правдоподобным и эпистемологически обоснованным оно ни казалось, - которое в то или иное время не было бы нарушено. Становится очевидным, что такие нарушения не случайны и не являются результатом недостаточного знания или невнимательности, которых можно было бы избежать. Напротив, мы видим, что они необходимы для прогресса науки» [26;153] Позиция П.Фейерабенда иногда истолковывается как призыв не следовать вообще никаким правилам и нормам. Однако, П. Фейерабенд утверждает нечто иное: поиски совершенно универсальных, не знающих исключений и не имеющих ограничений в своем применении методологических правил способны привести только к такому пустому и бесполезному правилу: «Все дозволено». Сам П.Фейерабенд стремится показать, что всякое методологическое правило, даже самое очевидное для здравого смысла, имеет границы, за которыми его применение неразумно и мешает развитию науки. Методологические правила нужны и всегда помогают ученому. Ученый, переступивший норму, руководствуется при этом другой нормой, так что такие нормы всегда есть. Проблема не в том, какие нормы и стандарты методологии признавать, а какие – нет. Проблема в отношении к методологическим предписаниям и в их использовании. В некоторых ситуациях одни методологические нормы можно заменять другими. Не существует абсолютных, значимых всегда и везде правил, образцов научного исследования. И поиски их – пустое дело. Методологические исследования можно разделить на общие, частные и конкретные. Общая методология занимается проблемами обоснования научного знания независимо от того, в какой из конкретных научных дисциплин оно получено: проблемой роли опыта в научном познании реальности, различиями между науками о природе и науками о культуре, структурами таких универсальных операций научного мышления как объяснение и понимание, проблемой единства научного познания и т.п. Частная методология исследует методологические проблемы отдельных наук или их узких групп. Можно, например, говорить о методологии физики, о методологии биологии о методологии наук исторического ряда и т.д. И в физике и в биологии применяется операция объяснения. Вместе с тем многие биологические объяснения включают понятие цели, которое теряет смысл применительно к объяснению физических процессов. В социальных и гуманитарных науках сравнительно хорошо разработаны частные методологии социологии, экономической науки, психологии и др. Конкретная методология, называемая иногда методикой, занимается методологическими аспектами, связанными с отдельными исследовательскими операциями в рамках конкретных научных дисциплин. Научный метод представляет собой систему категорий, ценностей, регулятивных принципов, способов обоснования, образцов и т.д., которыми руководствуются в своей деятельности члены научного сообщества. Научный метод предполагает: - достаточно устойчивую и ясную систему категорий, служащих координатами научного мышления; - определенную систему идеалов, на которую ориентируются в своей деятельности ученые; - систему норм научного познания, требующих обоснованности научного знания, его логической последовательности; - специфический отбор способов обоснования полученного знания; - ряд общих регулятивных принципов, соответствие которым желательно, но не обязательно; - особые, специфические для каждой научной дисциплины правила адекватности; - особые принципы упорядочения, или иерархизации, многообразных истолкований истины, типов научных теорий, применяемых в науке приемов обоснования, видов научного объяснения; - использование определенных философских представлений о мире, позволяющих прояснить философские основания науки и использовать метафизику в анализе роста и развития научного знания; - определенные образцы успешной исследовательской деятельности в конкретной области.[9;38-39] Выделяют два основных типа методов исследования. Во-первых – общелогические методы, присущие человеческому познанию в целом и применяемые как в обыденном, так и в научном познании. Во-вторых – методы, характерные только для научного познания. Эти методы вырабатываются в процессе развития самой науки и, как правило, не применяются в обыденном познании. К общелогическим методам осносятся: Анализ – расчленение объекта, который на уровне созерцания всегда дан как некоторая целостность, на определенные составные части, элементы, свойства, признаки и т.д. Синтез – соединение составных частей, элементов, свойств, признаков, расчлененных анализом, в единое целое. Абстрагирование – отвлечение от каких-либо свойств объекта с целью более полного и глубокого изучения других его свойств. Обобщение – объединение однородных объектов в группы на основе присущих им одинаковых свойств. Сравнение – установление сходства или различия между объектами или группами объектов. Дедукция – переход в процессе познания от общего знания к частному и единичному, выведение частного и единичного из общего. Индукция - переход в процессе познания от частного и единичного к общему. Аналогия – метод, когда на основе сходства объектов по каким-то одним свойствам или параметрам делается вывод об их сходстве и по другими свойствам или параметрам. В методологии науки принято классифицировать научные методы по двум основаниям: степени общности метода и по характеру получаемого знания. В первом случае выделяются общенаучные и частно-научные методы. Во втором – методы эмпирического познания и методы теоретического познания. К общенаучным можно отнести: научное наблюдение, эксперимент, идеализация, доказательство, интерпретация и др. Частно-научные методы - это методы, применяемые в той или иной сфере познания: логико-математические методы, технико-технологические, методы социально-гуманитарных наук, естественно-научные методы. К частно-научным относятся и методы, применяемые в конкретных науках: методы инженерного проектирования, логические методы, физические методы и т.д. По характеру получаемого знания выделяют методы эмпирического познания (наблюдение, эксперимент, измерение, моделирование и др.) и методы теоретического познания (идеализация, формализация, математическое моделирование и др.)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 361; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.16.151 (0.009 с.) |