Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Становление первых научных программ.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Античная философия, которая возникла в VI в. до н.э. в древнегреческих городах-полисах и прекратила свое существование VI в. н.э. вместе с римской империей, оказала значительное влияние на формирование оснований современной науки. То, что античная философия является первой формой теоретического знания и, благодаря этому, заложила основы теоретических методов науки, уже шла речь ранее. Но этим ее влияние не ограничивается. Не меньшее значение древнегреческая теория имеет для формирования первых научных программ, которые возникли в рамках первых философских школ и направлений этой эпохи. Научная программа – это одна из форм организации научного познания, которая представляет собой совокупность фундаментальных теоретических принципов и методологических подходов, определяющих направленность и содержание научных исследований и организацию знания, критерии его достоверности и обоснованности. Понятие научной программы как единицы развития науки ввел в научный обиход И. Лакатос. С его точки зрения изменения в науке происходят вследствие последовательного развития научных программ, проходящих несколько стадий своего существования: от возникновения, до постепенного насыщения и распада. Для современной науки наиболее значимыми являются атомистическая, математическая и континуалистская научные программы, сформировавшиеся в различных философских школах античности [2]. Основоположником атомистической программы является Демокрит, один из самых влиятельных античных мыслителей. Его теоретический гений позволил ему сформулировать важнейшую для современного естествознания идею атомистического строения материального мира. «Мир есть атомы и пустота». Так формулируется одно из основных положений теории Демокрита. Конечно, современные физические теории далеки от демокритовского понимания атома. Но представления о дискретности познаваемого физического мира, состоящего из множества элементов, является одним из главных принципов современной науки. Программа эта очевидным образом механистическая, поскольку полагает причиной изменений движение атомов. В атомизме впервые происходит разделение объясняющего принципа и объясняемого явления. А это означает универсальный научный принцип объективности знания.
Очевидными преимуществами предложенной Демокритом модели являются ее простота и наглядность. Занимаясь в своей повседневной практике измельчением зерна в мельнице или камней в каменоломне, люди без особого труда понимали, что более крупные объекты состоят из частиц одной с ними природы. Вновь соединив полученные частицы в тесте или строительном растворе, можно получить новый объект желаемой формы. Так возникает идея соотношения множественности и единства мира. За бесконечным множеством вещей, обладающих не менее бесконечным количеством свойств, скрывается, в соответствии с атомистической теорией, единое первоначало – конечное множество видов неделимых частиц, которые различаются только своей формой. Но полученное теоретическое представление является не только довольно простым, но еще и очень наглядным. Так, сам Демокрит, утверждая, что атомы настолько малы, что их невозможно увидеть указывал на наглядный пример с пылинками, которые, будучи невидимыми в обычных условиях, хорошо видны в темном помещении, в которое проникают отдельные лучи света. Не менее наглядными являются модели, предлагаемые современной наукой. Вспомните планетарную модель атома или модель ДНК, изображаемую в виде двойной спирали разноцветных шариков. И та, и другая модель имеют довольно отдаленное отношение к реальности, однако позволяют каждому получить отчетливое представление о сложнейших природных явлениях. Поэтому неудивительно, что античная атомистическая теория, дошедшая до нас благодаря эллинистической философской школе эпикурейцев, разделялась большинством европейских ученых XVII-XVIII веков и послужила основанием для формирования фундаментальных принципов классического естествознания. Среди них редукция – низведение сложного явления к простой теоретической модели как задача научного исследования. А также принцип построения научной теории на основе самых простых и понятных элементов. Эти принципы утвердились в качестве основных методов новоевропейской науки благодаря именно атомистической теории. Математическая программа сформировалась в пифагорейской школе и получила свое развитие в рассуждениях Платона, одного из главных представителей древнегреческой философии. В отличие от атомизма, пифагорейцы и Платон первоначалом считала число. Это уже не такое очевидное утверждение, ведь число невозможно увидеть и даже приписать ему какие-либо физические характеристики. Во многом именно благодаря умозрительности математических постулатов сформировалось представление о науке и философии как занятиях немногих избранных. Способных благодаря своему мощному интеллекту заглянуть в невидимый «мир идей», определяющих умопостигаемую сущность чувственно воспринимаемого «мира вещей». Пифагорейцы пришли к такому пониманию сущности числа в результате многочисленных наблюдений, в большинстве своем астрономических. Наблюдая за движением луны, солнца и звезд, они обнаружили закономерности, имеющие числовой характер. Семь известных в то время планет соответствовали периодичности изменения фаз луны, образую небесную гармонию, повторяющуюся в семи основных цветах радуги и таком же числе основных музыкальных звуков. Магия числовых пропорций и заставила их сделать вывод о сущностном значении чисел, которые они наделили независимым существованием. Мы видим, что свойственная современной науке математизация природы – описание изучаемых явлений на математическом языке числовых соотношений, - была известна уже древним ученым. Но возникает вопрос, почему же древние греки не смогли в достаточной мере развить математические методы познания. Во многом это было связано с довольно примитивным пониманием числа. Греки имели дело только с натуральными числами, изображая их в качестве последовательности точек. Вследствие этого числа обретали скорее геометрический, а не математический смысл. Поэтому древнегреческие теоретики не знали, да и не могли знать ни ноля, ни понятия иррационального числа и, в результате, столкнувшись с числом π, представляющем собой бесконечную дробь, пришли к выводу о несовместимости идеальной гармонии чисел с грубой и несовершенной материальной действительностью. Так, например, Платон полагал, что земной мир недостоин познания и строил свою математическую теорию только для описания идеального мира, существующего независимо от материального мира. В отличие от Демокрита, его «атомы» были идеальными и представляли собой совершенные, т.е. равносторонние объемные геометрические фигуры, которые могли сочетаться между собой в бесконечном числе вариаций. Определяя многообразные чувственные характеристики вещей посредством числовых отношений Платон даже не пытался проверить полученные результаты, вследствие своей уверенности в принципиальной несовместимости двух миров. Таким образом, его математическая теория оказывалась совершенно умозрительной и не имела никакого практического применения. Однако сама по себе идея числовой гармонии бытия оказалась привлекательной и получила свое развитие в новоевропейской науке. Хотя еще Г. Галилею пришлось прибегнуть к банальной подтасовке результатов своих физических экспериментов, чтобы доказать, что «великая книга мира написана на языке математики». Однако интуиция не подвела гениального основоположника современной науки, и следующие поколения ученых смогли, опираясь на более совершенный математический аппарат, доказать его правоту. И сегодня мы уже не можем себе представить иного, кроме математического, языка описания не только природы, но и любого познаваемого наукой явления. Важнейшим для научного познания достижением платоновской мысли было введение гипотетико-дедуктивного метода – выведение множества следствий из одного допущения, много из единого, говоря словами самого Платона. Большое значение для последующего развития научного знания имело также введенное древнегреческим философом понятие геометрического пространства, существующего независимо от материи.
Вошедшее в поговорку выражение «природа не терпит пустоты» передает наиболее общее содержание континуалистской программы. Поэтому совершенно неудивительно, что высказывание это принадлежит основоположнику этой научной программы – древнегреческому философу Аристотелю. Удивительно же другое обстоятельство. Только в XVII веке в городе Регенсбурге была экспериментально подтверждена правота античного мыслителя. Два медных полушария около 35 сантиметров в диаметре, из которых после соединения был выкачан воздух, не смогли разорвать 16 лошадей. Конечно, этот эксперимент в первую очередь должен был подтвердить силу атмосферного давления, но аристотелевский принцип лежал в основе понимания этого явления и, действительно, является одним из самых важных научных принципов, определяющих научное мировоззрение. С позиции самого Аристотеля вселенная представляет собой заполненное пространство, образованное совокупностью «мест», а это означает, что в природе все взаимосвязано, поскольку непосредственно или опосредованно соприкасается друг с другом. Порядок мест определяет порядок мира, и всякое нарушение этого порядка приводит к возмущению и сопротивлению. Поэтому именно покой, а не движение является естественным состоянием мира, за исключением равномерного движения небесных тел. Следствием такого понимания стало создание Аристотелем теории о причинах движения. Поскольку для него покой был естественным состоянием, то любое движение, т. е. изменение, должно было иметь причину. Таких причин он называл четыре в соответствии с четырьмя видами движения, понимаемого как изменение – количественное, качественное, возникновение и перемещение. Существуют причины материальная и формальная, указывающие на причину возникновения вещей; движущая, обусловливающая перемещение в пространстве; и целевая, определяющая порядок вещей. Хотя в новоевропейской классической науке осталась лишь действующая причина, но, по сути дела, в аристотелевском учении о причинах, был сформулирован один из самых важных научных принципов — принцип детерминизма. В соответствие этому принципу все явления действительности взаимосвязаны и ничто не происходит без причины. Поэтому главная задача науки — это поиск действующих причин, а знание — это знание причин наблюдаемых явлений. Конечно, современные научные представления далеки от механистического детерминизма XVIII столетия, и уже допускают элемент случайности в наблюдаемых процессах, однако и сегодня в науке нет места беспричинным событиям.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 456; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.200.139 (0.012 с.) |