Тема 1. 5. Накопление и обработка научной информации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. 5. Накопление и обработка научной информации



 

Умственный труд в любой его форме всегда связан с поиском информации. Информация имеет свойство "стареть". Это объясняется появлением новой печатной и неопубликованной информации или снижением потребности в данной информации.

Научная информация – это получаемая в процессе познания логическая информация, которая адекватно отображает закономерности объективного мира и используется в общественно-исторической практике.

Под «источником научной информации» понимается документ, содержащий какое-то сообщение, а отнюдь не библиотека или информационный орган, откуда он получен. К документам относят различного рода издания, являющиеся основным источником научной информации.

Рассмотрим, в первую очередь, те издания, из которых может быть почерпнута необходимая для исследовательской работы информация. Это научные, учебные, справочные и информационные издания. Научные издания Под научным понимают издание, содержащее результаты теоретических и/или экспериментальных исследований, а также научно подготовленные к публикации памятники культуры и исторические документы. Научные издания можно разделить на следующие виды: монография, автореферат, диссертации, препринт, сборник научных трудов, материалы научной конференции, тезисы докладов научной конференции, научно-популярное издание.Монография - научное или научно-популярное книжное издание, содержащее полное и всестороннее исследование одной проблемы или темы; принадлежащее одному или нескольким авторам.Автореферат диссертации – научное издание в виде брошюры, содержащее составленный автором реферат проведенного им исследования, предоставляемого на соискание ученой степени.Препринт - научное издание, содержащее материалы предварительного характера, опубликованные до выхода в свет издания, в котором они могут быть помещены.Сборник научных трудов - сборник, содержащий исследовательские материалы научных учреждений, учебных заведений или обществ.Тезисы докладов научной конференции - научный непериодический сборник, содержащий опубликованные до начала конференции материалы предварительного характера: аннотации, рефераты докладов и/или сообщений.Материалы научной конференции – научный непериодический сборник, содержащий итоги научной конференции (программы, доклады, рекомендации, решения).Научно-популярное издание - издание, содержащее сведения о теоретических или экспериментальных исследованиях в области науки, культуры и техники; изложенные в форме, доступной читателю-неспециалисту. Учебные издания Учебное издание – это издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанное на учащихся разного возраста и ступени обучения. К учебным изданиям относятся: учебник, учебное пособие, учебное наглядное пособие, учебно-методическое пособие, хрестоматия и т.д.Учебник - учебное издание, содержащее систематическое изложение учебнойдисциплины, ее раздела или части, соответствующее учебной программе и официальноутвержденное в качестве учебника.Учебно-методическое пособие - учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания учебной дисциплины или по методике воспитания. Учебное пособие – это учебное издание, дополняющее или частично заменяющее учебник и официально утвержденное в качестве учебного пособия. Хрестоматия - учебное пособие, содержащее литературно-художественные, исторические и иные произведения или отрывки из них, составляющие объект изучения учебной дисциплины. Учебное наглядное пособие - учебное издание, содержащее материалы в помощь изучению, преподаванию или воспитанию. Справочно-информационные издания Справочным называют издание, содержащее краткие сведения научного или прикладного характера, расположенные в порядке, удобном для их быстрого отыскания, не предназначенное для сплошного чтения.Информационное издание - издание, содержащее систематизированные сведения об опубликованных, непубликуемых или неопубликованных документах или результат анализа и обобщения сведений, представленных в первоисточниках.Информационные издания выпускаются организациями, осуществляющими научно-информационную деятельность.Информационные издания могут быть библиографическими, реферативными, обзорными.Библиографическое издание - библиографическое пособие, выпущенное в виде отдельного документа. По многим экономическим наукам публикуются тематические библиографические справочники.Реферативное издание – это информационное издание, содержащее упорядоченную совокупность библиографических записей, включающих рефераты.Издания могут быть непериодическими, периодическими и продолжающимися.Непериодические издания – это издания, выходящие однократно и не имеющие продолжения. К ним относятся: книги, брошюры, листовки и т.д. Книга - книжное издание объемом свыше 48 страниц. Брошюра - книжное издание объемом более 4-х, но не более 48 страниц. Листовка - в издательском деле - листовое издание объемом до четырех страниц.Периодическое издание - сериальное издание, выходящее, через определенные промежутки времени, постоянным для каждого года числом номеров (выпусков) и не повторяющимися по содержанию, однотипно оформленными нумерованными или датированными выпусками, имеющими одинаковое заглавие. К периодическим печатным изданиям – по законодательству РФ относят: газеты, журналы, альманах, бюллетени, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год. Газета – это периодическое газетное издание, выходящее через краткие промежутки времени, содержащее официальные материалы, оперативную информацию и статьи по актуальным общественно-политическим, научным, производственным и другим вопросам, а также литературные произведения и рекламу. Обычно газета издается в виде больших листов (полос). Журнал - периодическое журнальное издание, содержащее статьи или рефераты по различным общественно-политическим, научным, производственным и другим вопросам, литературно-художественные произведения; имеющее постоянную рубрикацию, официально утвержденное в качестве журнального издания. Журнал может иметь приложения. В России выпускается множество экономических журналов, таких как «Экономист», «Вопросы экономики», «Российский экономический журнал», «Экономические науки» и др. Альманах - сборник, содержащий литературно-художественные и/или научно-популярные произведения, объединенные по определенному признаку. Бюллетень - периодическое или продолжающееся издание, выпускаемое оперативно, содержащее краткие официальные материалы по вопросам, входящим в круг ведения выпускающей его организации. Обычно периодические бюллетени имеют постоянную рубрикацию.Приступая к поиску необходимых сведений, следует четко представлять, где их можно найти и какие возможности в этом отношении имеют те организации, которые существуют для этой цели, — библиотеки и органы научной информации. Библиотеки. В первую очередь это библиотеки научные и специальные, т. е. предназначенные для обслуживания ученых, преподавателей и специалистов различного профиля. По своим возможностям они не равны, но, тем не менее, формы обслуживания читателей у них в основном одни и те же: • справочно-библиографическое; • читальный зал; • абонемент; • межбиблиотечный обмен; • заочный абонемент; • изготовление фото- и ксерокопий; • микрофильмирование. Межбиблиотечный абонемент (МБА) представляет собой территориально-отраслевую систему взаимного использования фондов всех научных и специальных библиотек страны. Зная о существовании той или иной книги, но не найдя ее в доступной библиотеке, можно заказать ее по МБА. Присланные на определенный срок книги выдаются для работы в читальном зале.Органы научно-технической информации. Исходя из задач развития науки и практики, в соответствии с социально-экономической структурой нашего общества создана единая государственная система научно-технической информации (ГСНТИ), включающая в себя сеть специальных учреждений, предназначенных для ее сбора, обобщения и распространения. Предназначена она для обслуживания как коллективных потребителей информации — предприятий, научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, — так и индивидуальных. В основу информационной деятельности в нашей стране положен принципцентрализованной обработки научных документов, позволяющий с наименьшими затратами достигнуть полного охвата мировых источников информации и наиболее квалифицированно их обобщить и систематизировать. В результате этой обработки подготавливаются различные формы информационных изданий. Реферативные журна лы (РЖ) — основное информационное издание, содержащее преимущественно рефераты, иногда аннотации и библиографические описания литературы, представляющей наибольший интерес для науки и практики. Бюллетени сигнальной информации (БСИ) — включают в себя библиографические описания литературы, выходящей по определенным отраслям знаний. Основная их задача — оперативное информирование обо всех научных и технических новинках. Экспресс-информация (ЭИ) — информационные издания, содержащие расширенные рефераты статей, описаний изобретений и других публикаций, позволяющих не обращаться к первоисточнику. Аналитические обзоры (АО) — информационные издания, дающие представление о состоянии и тенденциях развития определенной области (раздела, проблемы) науки или техники. Реферативные обзоры (РО) — в целом преследуют ту же цель, что и аналитические, но в отличие от них носят более описательный характер, без оценки содержащихся в обзоре сведений. Печатные библиографические карточки — содержат полное библиографическое описание источника информации. Работа с книгой. Умение работать с книгой — это умение правильно оценить произведение, быстро разобраться в его структуре, взять и зафиксировать в удобной форме все, что в нем оказалось ценным и нужным. Умением работать с литературой обладают далеко не все. Наиболее частые ошибки — отсутствие должной целенаправленности в чтении, недостаточное использование справочного аппарата, нерациональная форма записи прочитанного. Все это снижает эффективность умственного труда, приводит к непроизводительным тратам времени.Техника чтения Одной из особенностей чтения специальной литературы является то, что оно протекает в определенной последовательности: сначала предварительное ознакомление с книгой и только после этого ее тщательная проработка.Предварительное ознакомление с книгой. Делать это лучше всего в следующей последовательности: • заглавие; • автор; • издательство (или учреждение, выпустившее книгу); • время издания; • аннотация; • оглавление; • авторское или издательское предисловие; • справочно-библиографический аппарат (указатели, приложения, перечень сокращений и т. п.).Предварительное ознакомление призвано дать четкий ответ на вопрос о целесообразности дальнейшего чтения книги, в каких отношениях она представляет интерес и какими должны быть способы ее проработки, включая сюда наиболее подходящую для данного случая форму записей. Чтение книги Существуют два подхода к чтению научно-литературного произведения: беглый просмотр его содержания и тщательная проработка произведения в целом или отдельных его частей. Беглый просмотр содержания книги необходим в тех случаях, когда предварительное ознакомление с ней не дает возможности определить, насколько она представляет интерес, и для того, чтобы быть в курсе имеющейся литературы по интересующему вопросу. Бывает и так, что становится ясно — в работе содержатся нужные материалы, и требуется ее полный просмотр, чтобы их найти. Беглый просмотр книги — по существу «поисковое» чтение. Тщательная проработка текста (иногда его называют «сплошным чтением») — это усвоение его в такой степени, в какой необходимо по характеру выполняемой работы. Следует отметить, что прочитать текст — еще не значит усвоить его. Текст надо обязательно понять, расшифровать, осмыслить. Вопрос об усвоении содержания книги часто понимают не совсем правильно. Усвоить прочитанное — значит понять все так глубоко и продумать так серьезно, чтобы мысли автора, объединяясь с собственными мыслями, превратились бы в единую систему знаний по данному вопросу. Основные мысли любого сочинения можно понять и усвоить лишь в том случае, если в полной мере уяснена схема его построения. Необходимо проследить последовательность хода мыслей автора, логику его доказательств, установить связи между отдельными положениями, выделить то главное, что приводится для их обоснования, отделить основные положения от иллюстраций и примеров. Это уже не просто чтение, а глубокий и детальный анализ текста. И именно при таком подходе становится возможным понять его и по-настоящему усвоить. Проведение такого анализа значительно облегчается, если все это попытаться изобразить на бумаге в текстовой форме, выписывая главные положения, или в форме графической схемы, на которой можно наиболее наглядно представить всю картину логических связей изучаемого явления. Необходимо приучить себя к обязательному уточнению всех тех терминов и понятий, по поводу которых возникают хоть какие-либо сомнения. Очень важно для этого всегда иметь под рукой необходимые справочники и словари Записи при чтенииВедение записей — обязательный элемент работы над книгой, неотделимый от процесса чтения, и поэтому их нельзя откладывать «на потом». Следует вырабатывать в себе умение читать и вести записи в любых условиях. Особенно важно быть дисциплинированным в отношении немедленной и обязательной записи оригинальных мыслей, появляющихся в процессе чтения. Надо помнить, что они являются результатом ассоциаций, которые в других условиях не возникнут. Записи должны быть предельно полными. Это, как правило, занимает гораздо меньше времени, чем повторное обращение к книге. Существует ряд практических приемов, направленных на то, чтобы записи в процессе чтения занимали бы как можно меньше времени, и на то, чтобы ими в дальнейшем можно было легко пользоваться. Для этого, прежде всего, нужно стремиться к лаконизму в изложении и к использованию всякого рода сокращений. Большую экономию времени дает также применение условных знаков-символов (например, математических: равно, больше, меньше и т. д.). Можно здесь вводить и любые свои знаки. Важными требованиями являются также наглядность и обозримость записей и такое их расположение, которое бы помогало уяснить логические связи и иерархию понятий. Сделать это возможно с помощью системы заголовков, подзаголовков и ключевых слов, а также путем расчленения текста за счет абзацных отступов, подчеркиваний, нумерации отдельных понятий и т. д. К общим моментам техники записей относится также вопрос о форме. Несомненные преимущества имеет карточная форма как лучший способ систематизации любых материалов. Практическая рекомендация — вести записи только на одной стороне листа. При этом ускоряется их поиск и систематизация, становится возможным производить любые вставки в текст, использовать записи при работе над докладами и рукописями научно-литературных произведений. В последнем случае целесообразно бывает все записи иметь в двух экземплярах: один остается для хранения, а второй идет на «разрез» для подготовки статей, брошюр, книг и т. д. Постоянный вопрос, встающий в разговоре о записях при чтении, — когда их делать.Единого ответа здесь быть не может: все зависит от вида записей.Насколько различны цели и условия чтения научной, учебной и специальной литературы, настолько могут быть различными и виды тех записей, которыми это чтение сопровождается. В отношении каждого отдельного вида записей имеется ряд правил и практических приемов их ведения, направленных на то, чтобы они возможно полнее отвечали своему назначению.Прежде всего, о группе записей, несвязанных с необходимостью аналитической переработки текста. Выписки. Прежде всего — особая тщательность записей. Любая небрежность в выписке данных из книги обычно оборачивается значительными потерями времени на их уточнение или повторный поиск. Выписывают все те данные, которые представляют интерес для работы. Примером, облегчающим работу с книгой, является использование закладок с надписями. В процессе чтения они позволяют быстро находить нужные разделы. Кроме того, закладками могут быть обозначены все те места в книге, которые понадобятся в дальнейшем. При чтении научной, учебной и специальной литературы довольно распространена практика всякого рода пометок и выделений в книгах. Делаются они на полях или прямо в тексте, выделяя то главное, на что надо обратить внимание или вернуться еще раз; те или иные непонятные места, положения, с которыми нельзя согласиться; удачные или малоудачные выражения, цитаты, подлежащие выписке или копированию. Использовать для этого можно различные линии, символы, цифры. В тех случаях, когда в книге нужно выделить какие-то части текста, а пометки в ней делать нельзя, целесообразно пользоваться так называемой «системой чистых листов»: между страницами вкладываются чистые листы бумаги, на которых делаются пометки на уровне интересуемого текста. При необходимости возле этих пометок могут быть краткие пояснения. Листы с пометками нумеруются в соответствии со страницами книги. В дальнейшем, приложив такой лист к тексту, можно сразу же найти нужные места. Результатом проработки книги может быть еще и такой вид записи, как перечень страниц, содержащих материалы по определенным вопросам. В дополнение к номерам страниц в нем целесообразно также указывать, в каких абзацах находятся нужные материалы или расстояние до них от верха или низа страницы в сантиметрах.Вторая группа записей — а н а л и т и ч е с к а я.Простейшими из них являются оценочные записи на библиографических карточках личной картотеки. Этим фиксируется факт, что данная книга была просмотрена или проработана и о ней сложилось определенное мнение в двух-трех словах, из которых станет ясно, следует ли еще раз обращаться к данной книге и что в ней можно найти. Для того, чтобы информация сохранилась надолго, необходимо ее зафиксировать. Формы фиксации могут быть разными: составление аннотации, простого или сложного плана информационного текста, тезисов, конспектов. Тезис — греческое слово, означающее «положение». Таким образом, тезисы — это основные положения книги, всегда имеют доказательства, позволяют обобщить материал, используются для критического анализа текста. Для того чтобы их составить, требуется достаточно полное усвоение содержания произведения, четкое представление о его основной идее и главных положениях, утверждаемых автором. Пункт плана называет вопрос, не раскрывая его содержание, а тезис дает ответ на этот вопрос, т.е. раскрывает его содержание. Тезисы несут в себе больше информации, чем план. Располагать тезисы следует в логической последовательности, в которой наиболее правильно изложены основные идеи книги. Это не всегда совпадает с последовательностью изложения материала. Пример. Алгоритмы чтения и их роль в понимании текста 1. Любой текст – это языковое выражение замысла автора.2. Алгоритм чтения определяет последовательность умственной деятельности при восприятии основных фрагментов текста.3. Психологическая установка – это готовность человека к определенной активности, к участию в некотором процессе, к реакции на знакомый стимул или известную ситуацию.4. При использовании интегрального алгоритма чтения формируется навык чтения, предусматривающий определенную последовательность рациональных действий в соответствии с боками алгоритма.5. Психологи называют пониманием установление логической связи между предметами путем использования имеющихся знаний. Более сложный вид записи — составление плана книги, отражающего ее содержание и структуру, это самая краткая запись его содержания. По существу планом любой книги является ее оглавление, но как форма записи при чтении он должен быть несколько подробнее оглавления. С помощью плана очень легко восстановить в памяти большой объем печатного материала. План может быть простой и сложный. Аннотация – это небольшое связное описание и оценка содержания структуры книги или статьи. Аннотация включает сведения о содержании произведения, его авторе и достоинствах работы, носит пояснительный или рекомендательный характер, используется для рекламы и пропаганды произведения. Включает характеристику издания, его основной темы и проблематики, дает представление об объекте, цели работы и ее результате. Средний объем аннотации 500 печатных знаков. Одним из наиболее часто практикуемых видов записей является конспект, т. е. краткое изложение прочитанного. В буквальном смысле слово «конспект» означает «обзор». По существу, его и составлять надо как обзор, содержащий основные мысли произведения, без подробностей и второстепенных деталей. Воспроизводит не только мысли оригинала, но и связь между ними. Сохраняет черты деления текста на части, свойственные оригиналу. Составляется с целью сохранения в памяти. Помимо обычного текстового конспекта, в ряде случаев целесообразно использовать такой конспект, где все записи вносятся в заранее подготовленные таблицы (формализованный конспект). Это удобно при конспектировании материалов, когда перечень характеристик описываемых предметов или явлений более или менее постоянен.Табличная форма конспекта может быть применена также при подготовке единого конспекта по нескольким источникам, особенно если есть необходимость сравнения отдельных данных.Еще одна форма конспекта — графическая. Суть ее в том, что элементы конспектируемой работы располагаются в таком виде, при котором видна иерархия понятий и взаимосвязь между ними. На первой горизонтали находится формулировка темы, на второй показано, какие основные положения в нее входят. Эти положения имеют свои подразделения и т. д.По каждой работе может быть не один, а несколько графических конспектов, отображающих книгу в целом и отдельные ее части. Ведение графического конспекта — наиболее совершенный способ изображения внутренней структуры книги, а сам этот процесс помогает усвоению ее содержания.

 

Тема 1.6. Язык и стиль научно-исследовательской работы

 

Язык и стиль изложения материалов исследования как научного труда имеет свой этикет.

В исследовательской принят формально-логический способ изложения материала. В работе исключается эмоциональность, образность, риторические вопросы. Формально-логический способ изложения материала предполагает отбор определенных языковых средств.

 

1.6.1. Система языковых средств, используемая в научно-исследовательской работе

 

Лексико-грамматические средства

 

Лексико-грамматические особенности научной речи влияют на стилистическое оформление текста научно-исследовательской работы.

В тексте принято использовать большое количество существительных с абстрактным значением, а также отглагольных существительных {исследование, рассмотрение, изучение и т.п.).

В работе используется значительное количество слов с абстрактным значением, служебных слов (предлогов, союзов), а также вводных слов, обеспечивающих логические связи между отдельными частями высказывания: таким образом, по нашему мнению, при этом, в связи тем, что и т. д.

В научных текстах рекомендуется применять стандартные слова и словосочетания, выполняющие роль средств связи между предложениями. Пример таких лексических средств, стандартных выражений, наиболее распространенных в научных текстах представлен в таблице 1 (приложение 1).

В исследовательской работе широко представлены относительные прилагательные, реже употребляются качественные.

Поскольку от относительных прилагательных не образуются формы степеней сравнения, то при необходимости использования качественных прилагательных предпочтение отдается аналитическим формам сравнительной и превосходной степени.

Сравнительная степень качественных прилагательных употребляется в виде слов более, менее, для образования превосходной степени чаще всего используются слова наиболее, наименее.

Не употребляется сравнительная степень прилагательного с приставкой «по» (например, побольше, поменьше, побыстрее), а также превосходная степень прилагательного с суффиксами -айш-, -ейш-, (огромнейшая, величайший).

Характерной особенностью языка научного текста является отсутствие экспрессии. В связи с этим преобладает такая форма оценки, как констатация признаков, присущих определяемому слову. Отдельные прилагательные употребляются в роли местоимений. Так, прилагательное «следующие» заменяет местоимение «такие» и предваряет последовательность перечисления особенностей и признаков.

В научном тексте распространены слова со стертой семантикой, информативно-неполнозначные глаголы (являться, казаться), сочетания глаголов с отглагольными существительными (оказать влияние, находить применение).

Глагол и глагольные формы в научном тексте несут особую информационную нагрузку и служат для выражения постоянного свойства предмета (в закономерностях, установленных ранее или в процессе данного исследования), употребляются также при описании хода исследования, доказательств и т. п. Например, принято писать «рассматриваемая проблема», а не «рассмотренная проблема».

Широко используются возвратные глаголы, пассивные конструкции, что обусловлено необходимостью подчеркнуть объект действия, предмет исследования (например, «В данной статье рассматриваются...»; «В работе исследуются...»).

В научной речи распространены указательные местоимения этот, тот, такой, которые не только конкретизируют предмет, но и выражают логические связи между частями высказывания (например, «Эти данные служат...»; «Такое исследование...»).

Местоимения «что-то», «кто-то», «кое-что», «что-нибудь» в силу неопределенности их значения в тексте дипломной работы не используются.

В основном в лексическом составе исследовательской работы выделяются три группы слов:

1. Терминологическая лексика. Специальные термины выражают объекты науки однозначно.

2. Общенаучная лексика. Лексическое окружение терминов: слова и словосочетания, которые в общеязыковом употреблении многозначны, но в научном контексте однозначны.

3. Слова-организаторы научной мысли:

– слова, входящие в логический контекст (поэтому, следовательно, таким образом, тем самым);

– слова, отрицающие приведенные выше соображения (однако, с другой стороны, тем не менее, в противоположность этому);

– слова, расширяющие приведенные выше соображения (то есть, кроме того, в свою очередь);

– слова, указывающие на последовательность аргументации (во-первых, выше, ниже);

– слова, характеризующие степень объективности информации (считают, думают, полагают, по-видимому, по мнению, возможно).

 

1.6.2. Фразеология исследовательской работы

Для правильного оформления исследовательской работы необходимо освоить фразеологию научного языка. С этой целью начинающему исследователю рекомендуется обращаться к стандартным словосочетаниям и выражениям, которые наиболее часто встречаются в научных текстах.

1. Для раскрытия актуальности проблемы:

1.1. Особенность, важность проблемы:

– Одной из наиболее актуальных проблем является...

– В настоящее время особую значимость приобретает...

– Приоритетным направлением является...

1.2. Сложность, трудность решения проблемы:

– Большим препятствием является... поэтому... - насущная проблема...

– При составлении... сталкиваемся с рядом трудностей, поэтому использование... - сложная проблема...

1.3. Необходимость какого-то действия:

– Необходимость применения... можно обосновать следующим образом...

– Необходимость обусловлена...

– Одной (одним) из основных (важнейших, наиболее сложных, на более актуальных) проблем (задач, особенностей, направлений, характеристик) является...

– Одна из... заключается в...

– Особую актуальность (особую значимость, все большее значение) приобретает...

– Особое место занимает...

– Огромную роль играет...

– Все большее внимание уделяется...

– При... возникает сложная проблема (разнообразие задачи)...

2. Для оформления главы I («Обзор литературы по теме») рекомендуется использовать стандартные словосочетания и выражения, которые разъясняют внутреннюю последовательность изложения текста.

Приведенные ниже словосочетания обозначают переходы авторской мысли и способствуют структурированию текста.

– Авторы по-разному (одинаково) определяют (что), подходят (к чему)...

– Рассмотрим один из возможных вариантов...

– Эти вопросы (проблемы) рассматриваются одинаково (по-разному).

– В работе (работах) показано (выделено, предложено, выдвигалась, описывалась, обосновывалась...).

– (Кто-либо) использует разные подходы (методики, методы) решения задачи...

– Основной недостаток такого решения состоит в том, что...

– Недостатком является то, что...

– Что касается... то эта проблема (задача) не решена...

– (Кто-либо) игнорирует условия эксперимента, при которых...

– В большинстве работ... рассматриваются общие условия...

– Однако, несмотря на явные достоинства, этот подход имеет свои недостатки.

– Во всех (в обеих) работах сходно решается вопрос о...

– Оба автора обращают внимание на то, что.

– В работе (кого-либо) этой проблеме уделяется большое (незначительное) внимание.

– Эти мысли (кого-либо) перекликаются с идеей (гипотезой)....

– По мнению (кого-либо, всех авторов, исследователей)...

– Эта проблема затрагивается также...

– Н., так же как и М., обращает внимание на то, что.

– Подобно Н., М. анализирует...

– В отличие от Н., М. указывает, что...

– Если Н. считает, что... то М. придерживается другой точки зрения.

– Что касается М., то он считает, что...

– М. анализирует современный материал, а Н. основывается на исторических фактах...

– М. опирается на богатый фактический материал, тогда как Н. частично оперирует гипотезами...

– Н. утверждает, что... тогда как М. опровергает это...

– Н. убежден, что... между тем как М. сомневается в этом...

– Можно отметить, что... могут быть использованы не только в... а и в...

– В то время как Н. - сторонник... М. придерживается...

– Предметом нашего дальнейшего рассмотрения являются...

– Остановимся, прежде всего, на анализе последнего предложения, вывода...

– С другой стороны, следует подчеркнуть, что...

– Это утверждение одновременно предполагает и то, что...

– Рассматриваемая нами форма кривой...

– Ясно, что...

– Логика рассуждений приводит к следующему...

– Как известно из...

– Проанализируем этот факт с точки зрения...

– Следует отметить...

– Таким образом, можно с достаточной точностью сделать вывод, что...

– Следовательно, можно доказать...

Следующий список стандартных словосочетаний поможет придать логичность обсуждению результатов с привлечением литературных источников:

– Автор убедительно доказывает (утверждает, приходит к выводу, подтверждает и т. д.), что...

– Рассматриваемая научная работа ценна тем, что в ней имеются новые подходы к раскрытию теории вопроса (дается интересный анализ современного этапа...)...

– Исследователь предлагает нестандартный вариант решения актуальной задачи (проблемы)...

– К достоинствам работы можно отнести наличие большого объема опытных данных (результатов эксперимента в реальных условиях)...

– Идея автора является обоснованной (убедительной, соответствующей ранее установленным фактам)...

– Автор прав, утверждая, что...

– Мысль автора (гипотеза, идея) сформулирована четко (ясно, доказательно)...

– Приводя аргументацию автора, необходимо отметить ряд спорных моментов...

– Такая постановка вопроса представляется малоубедительной (необоснованной, недостаточной)...

– Выводы противоречат основам теории...

– Автор приходит к выводам, которые не всегда подтверждаются фактическим материалом...

– Отдельные выводы имеют недостаточно подтверждающего их материала исследований...

– Автору не удалось раскрыть сущность закономерностей (связей, явлений, процессов)...

– Вместе с тем вызывает сомнение тезис (гипотеза, вывод)...

– Автор упускает при рассмотрении такие важные детали...

– В этом выводе излишне категорично ставится вопрос (проблема)...

– Автор формулирует исходные предпосылки (задачи, проблемы)...

– Автор детально (в полном объеме) проанализировал все возможные свойства (критерии, данные)...

– Рассматривая такие сложные вопросы (проблемы), автор допускает неточности (противоречие)... и т. д.

3. Для раскрытия авторского подхода:

3.1. Уточнение используемой терминологии или авторского определения исходных понятий:

– В данной работе (разделе, главе)... задача... будет рассмотрена как...

– При этом под... будем понимать...

– Под... здесь понимается...

3.2. Сознательное сужение границ предпринятого исследования:

– В данной работе рассматривается только...

– В описываемом исследовании нас интересовали в основном...

– Такой подход обусловлен...

– В рамках данного исследования...

3.3. Указание на целесообразность предлагаемого автором подхода:

– Именно поэтому... должно состоять не только из... но и содержать...

– Исходя из этих соображений, следует... строить не на... а на...

4. Для отражения целевой установки:

– Целью (цель) настоящей (данной) работы (главы) является (была, заключается в...)...

– В настоящей (данной) работе (главе, параграфе) излагаются (анализируются, описываются, исследуются, рассматриваются, предлагаются, рассмотрены, приведены...)...

– Настоящая (данная) работа посвящена...

5. Для описания известного варианта решения:

– Известно, что...

– Известные подходы к... основаны на...

5.1. Дистантная связь с предшествующими работами автора или других исследователей:

– В работе (работах) Л. С. Выготского, А. Р. Лурия показано (выделено, предложено, выдвигалась, описывалась, обосновывалась...)...

5.2. Указания на то, что какое-либо решение уже известно в науке:

– Все большее распространение получают...

– В настоящее время разработаны основные подходы к...

5.3. Перечисление известных решений:

– Для анализа... используются различные способы... например...

– Для сбора фактов... известны способы...

– В... используются различные подходы, например...

6. Для описания недостатков известного варианта решения:

– Основной недостаток... заключается в том, что...

– Недостатком является то, что...

– Что касается... то эта проблема еще не решена.

– Однако данный вопрос является недостаточно изученным (разработанным), нуждается в уточнении, конкретизации...

6.1. Характеристика отношений противопоставления, несоответствия:

– Однако... имеет ряд существенных недостатков...

– Однако... не позволяет...

6.2. Характеристика какого-либо дискуссионного вопроса:

– В... игнорируется...

– В большинстве работ... рассматривается без учета...

6.3. Констатация трудностей, сложности реализации известных ранее вариантов решения:

– Рассмотренная система является весьма сложной и характеризуется рядом недостатков...

– Трудоемкость существующих методов... существенно снижает...

7. Для описания предлагаемого варианта решения:

– В настоящей работе предлагается...

– Предлагаемый подход... основан на...

– Рассмотрим один из возможных путей решения этой проблемы...

– Перейдем непосредственно к описанию...

– В данной работе излагается один из подходов к...



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 4310; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.66.206 (0.139 с.)