Проблема «электронизации» информационных фондов России 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема «электронизации» информационных фондов России



В целом по объему информационных ресурсов Российская Федерация занимает одно из ведущих мест в мире. В последнее время очень быстро растет количество российских Web-сайтов, однако качество и структура этих ресурсов, степень их использования существенно отстают от современных мировых требований.

Особое значение для России имеет проблема электронизации национальных библиотек, различных БД, решение которой явится существенным вкладом в активизацию информационных ресурсов страны. Сделать интеллектуальные богатства российских библиотек достоянием пользователей в России и за рубежом и одновременно предоставить отечественному читателю свободный доступ к зарубежным информационным ресурсам призвана программа общероссийской информационно-библиотечной компьютерной сети - ЛИБНЕТ.

Для точной оценки состояния и перспектив развития национальных информационных ресурсов в русле мировой практики в стране разрабатывались специальные Национальные доклады. В 1994 году Комитетом при Президенте РФ по политике информатизации был подготовлен первый национальный доклад «Автоматизированные информационные ресурсы России. Состояние и тенденции развития». С 1995 по 2000 гг. было подготовлено три выпуска Национального доклада «Информационные ресурсы России». В настоящее время эта практика прекращена. В paмках Федеральной целевой программы «Электронная Россия» сделано несколько аналитических отчетов о состоянии информатизации, однако, по мнению М.Б. Антопольского, ресурсная проблематика отражена в них совершенно недостаточно.

 

Автоматизированные информационные ресурсы России, оценка их состояния

В России насчитывается порядка 400 тыс. БД. Однако, баз данных, доступных для широкого круга пользователей, лишь около 3000.

Качество БД, в частности, достоверность содержащейся в них информации, во многом определяется оперативностью их актуализации. Однако лишь порядка 15% БД обновляются ежегодно, ежеквартально или ежемесячно, и лишь 7% - ежедневно. Окупить созданные базы данных возможно лишь при их многократном тиражировании и многоаспектном социальном использовании.

Лидером подготовки БД, доступных на мировом рынке, являются США (порядка 5 тыс. БД в год). К странам, создающим более 100 БД в год, относятся Россия, Великобритания, Канада,Австралия, Франция, Германия, Япония.

 

4. «Утечка умов» из России: общая характеристика проблемы

Несмотря на то, что создатели знаний не включаются в классическое определение ИРО, они являются его наиболее значимой предпосылкой, национальным богатством любой страны. При этом уровень «живого знания» в каждой стране определяется историческим наследием, уровнем образования, профессиональной квалификации и т.д. В силу этого анализ информационных ресурсов общества невозможен без рассмотрения, так называемой, проблемы «утечки умов».

В принципе данная проблема существует в мире в целом, о чем может свидетельствовать приведенная ниже статистика распределения интеллектуальной эмиграции по различным странам (на 100% ученых, эмигрирующих из России): Германия - 60% ,Израиль - 25%; США - 10%; другие страны - 5%.

Распределение ученых-эмигрантов по различным направлениям науки таково: гуманитарные науки - 9%; химия -12%; биология - 24%; физика и математика - 52%.

Однако проблема «утечки умов» из России наиболее остра как по количеству, так и по опасности социальных последствий, как для самой страны, так и для мирового сообщества в целом.

По данным МВД России, наиболее «выездной» возраст ученых и специалистов составляет 31-45 лет. По данным Независимого института социального анализа размер внешней эмиграции из России в год примерно постоянен и соответствует 4 тыс. работников науки и образования.

По прогнозам Комиссии Совета Европы по образованию убытки России от этого процесса могут достигнуть 50-60 млрд.долл. в год. Расчеты по методике ООН показывают несколько больший ущерб - 60-70 млрд. долл. в год.

Как показывают социологические исследования, подавляющее большинство отечественных ученых хотели бы уехать за рубеж и планируют уехать, как только им представится подходящая возможность. Значительная часть научной молодежи России практически живет за рубежом, формально числясь сотрудниками российских НИИ. По прогнозам примерно к 2013 году такой социальной группы как ученые в России вообще может не оказаться.

Структура процесса «утечки умов». Процесс «утечки умов» далеко не исчерпывается традиционным представлением о нем - отъездом ученых и специалистов за пределы страны, являясь трехэлементной структурой, состоящей из следующих потоков:

• внешнего (интеллектуальной эмиграции),

• внутреннего,

• сетевого (интеллектуальной иммиграции), являющегося неким симбиозом первых двух потоков.

Иерархия этих эмиграционных потоков по размеру такова: внутренний, внешний и, наконец, сетевой поток. На одного эмигрирующего ученого приходится примерно 9 коллег, покидающих науку ради успеха в бизнесе или политике в пределах России.

Последнее место сетевого потока определяется весьма слабым уровнем так называемой «интернетизации» страны, составляющей по разным оценкам до 5% населения.

Наиболее опасным по социальным последствиям в аспекте ущерба для текущего и перспективного состояния национального интеллекта (информационного ресурса), является второй из названных потоков - внутренний, поскольку он означает уход представителей науки, образования в другие сферы, как правило, более низкие по интеллектуальной составляющей виды деятельности практически навсегда.

Ученые и специалисты из внешнего эмиграционного потока, несмотря на ощутимую потерю для развития отечественной науки и на негативное отражение в общественном мнении в целом их отъезда для работы за рубеж, во-первых, сохраняют себя в интеллектуально-профессиональном плане и, во-вторых, вероятно, в перспективе при изменении социально-экономической ситуации могут вернуться на родину.

Сетевой поток занимает последнее место потому, что по компьютерным сетям, в основном, реализуются, как правило, не научные планы, а трудовые варианты деятельности специалистов - например, маркетинговая деятельность, в частности по «вербовке» специалистов для работы в зарубежных научных центрах. Хотя по сетевому варианту реализуются в принципе не самые значимые варианты интеллектуальной деятельности, весьма опасно развит в настоящее время так называемый «информационный паразитизм» Запада - по сети Интернет, по оценкам специалистов, в соотношении 7:1 выкачивается научная информация, знания из России.

Остановить «утечку мозгов» из России можно, по мнению специалистов, в частности, совершенствованием государственной политики в системе оплаты труда. При этом уровень оплаты научного труда следует поднять до международных стандартов, повысив его в 10-30 раз.

 

Информационные продукты и услуги

Информационные ресурсы являются базой для создания информационных продуктов. Информационный продукт, являясь результатом интеллектуальной деятельности человека, должен быть зафиксирован на материальном носителе любого физического свойства в виде документов, статей, обзоров, программ, книг и т.д.

Информационный продукт – совокупность данных, сформированная производителем для распространения в вещественной или невещественной форме.

Информационный продукт может распространяться такими же способами, как и любой другой материальный продукт, с помощью услуг.

Услуга – результат непроизводственной деятельности предприятия или лица, направленный на удовлетворение потребности человека или организации в использовании различных продуктов.

Информационная услуга – получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов.

В узком смысле информационная услуга часто воспринимается как услуга, получаемая с помощью компьютеров, хотя на самом деле это понятие намного шире.

При предоставлении услуги заключается соглашение (договор) между двумя сторонами – предоставляющей и использующей услугу. В договоре указываются срок ее использования и соответствующее этому вознаграждение.

Перечень услуг определяется объемом, качеством, предметной ориентацией по сфере использования информационных ресурсов и создаваемых на их основе информационных продуктов.

· предоставление полных текстов документов, а также справок по их описанию и местонахождению;

· выдача результатов библиографического поиска и аналитической переработки информации (справки, указатели, дайджесты, обзоры и пр.);

· получение результатов фактографического поиска и аналитической переработки информации (справки, таблицы, фирменное досье);

· организация научно–технической пропаганды и рекламной деятельности (выставки новых поступлений, научно–технические семинары, конференции и т.п.);

· выдача результатов информационной) исследования (аналитические справки и обзоры, отчеты, рубрикаторы перспективных направлений, конъюнктурные справки и т.д.).

Пример. Библиотеки являются местом сосредоточения значительной части информационных ресурсов страны. Перечислим основные виды информационных услуг, оказываемых библиотечной сферой:

Информационные услуги возникают только при наличии баз данных в компьютерном или некомпьютерном варианте.

База данных –совокупность связанных данных, правила организации которых основаны на общих принципах описания, хранения и манипулирования данными.

Базы данных являются источником и своего рода полуфабрикатом при подготовке информационных услуг соответствующими службами. В них содержатся всевозможные сведения о событиях, явлениях, объектах, процессах, публикациях и т.п.

С появлением компьютеров существенно увеличиваются объемы хранимых баз данных и соответственно расширяется круг информационных услуг.

Базы данных принято разделять на библиографические и небиблиографические.

Библиографические базы данных содержат вторичную информацию о документах, включая рефераты и аннотации.

Небиблиографические базы данных имеют множество видов:

· справочные, содержащие информацию о различных объектах и явлениях, например адреса, расписания движения, телефоны магазинов и т.п.;

· полного текста, содержащие первичную информацию, например статьи, журналы, брошюры и т.п.;

· числовые, содержащие количественные характеристики и параметры объектов и явлений, например химические и физические данные, статистические и демографические данные и т.п.;

· текстово–числовые, содержащие описания объектов и их характеристики, например по промышленной продукции, фирмам, странам и т.п.;

· финансовые, содержащие финансовую информацию, предоставляемую банками, биржами, фирмами и т.п.;

· юридические, содержащие правовые документы по отраслям, регионам, странам.

Исходя из возможных видов информационных продуктов, баз данных и ресурсов классификация информационных услуг представлена на рис. 1.1.

Выпуск информационных изданий означает подготовку печатной продукции: библиографических и других указателей; реферативных сборников; обзорных изданий; справочных изданий.

Информационные издания подготавливаются практически всеми видами информационных служб, органов и систем. Эти издания содержат вторичную информацию, которая создается на основе работы с базами данных, предоставление работы с которыми также является услугой.

Ретроспективный поиск информации– это целенаправленный по заявке пользователя поиск информации в базе данных и пересылка результатов либо по почте в виде распечаток, либо по электронной почте в виде файла.

Предоставление первоисточника является традиционной услугой библиотечных служб. Эта услуга предусматривает не только выдачу первоисточников, но и их копий, полученных с помощью устройств различного принципа действия.

Традиционные услуги научно–технической информации осуществляются по предварительному заказу и включают в себя:

подготовку обзоров в виде рукописей;

подготовку переводов текстов.

Дистанционный доступ к удаленным базам данных организуется в компьютерной сети в диалоговом режиме. Популярность услуг дистанционного доступа к базам данных нарастает быстрыми темпами и опережает все виды других услуг благодаря:

· все большему числу пользователей, овладевших информационной технологией работы в коммуникационной среде компьютерных сетей;

· высокой оперативности предоставления услуг;

· возможности отказа от собственных информационных систем.

Основными пользователями услуг дистанционного доступа к базам данных являются организации. Однако за последние годы наметилась тенденция к существенному увеличению числа индивидуальных пользователей.

В основном эти услуги предоставляются специальными организациями, называемыми вычислительными центрами коллективного пользования, располагающими мощными ЭВМ с внешней памятью более сотен гигабайт и лазерными принтерами. Дистанционный доступ к базам данных может быть предоставлен по подписке на основе абонементной платы или по договорам. Схема оплаты может быть разная, но в основном это почасовая оплата, зависящая от объема получаемой информации.

Услуги дистанционного доступа к базам данных можно классифицировать следующим образом:

· непосредственный доступ к базам данных может быть организован с локального места пользователя только при условии его обученности работе в коммуникационной среде. В противном случае следует воспользоваться услугами, предоставляемыми специальными организациями;

· косвенный доступ включает организацию обучения пользователей, выпуск бюллетеня новостей, организацию справочной службы, организацию встреч с пользователем для выяснения интересующих его вопросов, рассылку вопросников пользователям;

· услуга Downloading позволяет загрузить результаты поиска в центральной базе данных в свой персональный компьютер для дальнейшего использования в качестве персональной базы данных;

· регулярный поиск предусматривает регулярное проведение поиска в массивах одной или нескольких центральных баз данных и предоставление результатов поиска на терминал пользователю в удобное для него время.

Подготовка и оказание информационных услуг:

· связь (телефонная, телекоммуникационная) для предоставления осуществляемых в форме передачи данных информационных услуг;

· и обработка данных в вычислительных центрах;

· программное обеспечение;

· разработка информационных систем;

· разработка информационных технологий.

 

Рис. 1. Основные виды информационных услуг





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 480; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.81.62.78 (0.01 с.)