Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема «электронизации» информационных фондов РоссииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В целом по объему информационных ресурсов Российская Федерация занимает одно из ведущих мест в мире. В последнее время очень быстро растет количество российских Web-сайтов, однако качество и структура этих ресурсов, степень их использования существенно отстают от современных мировых требований. Особое значение для России имеет проблема электронизации национальных библиотек, различных БД, решение которой явится существенным вкладом в активизацию информационных ресурсов страны. Сделать интеллектуальные богатства российских библиотек достоянием пользователей в России и за рубежом и одновременно предоставить отечественному читателю свободный доступ к зарубежным информационным ресурсам призвана программа общероссийской информационно-библиотечной компьютерной сети - ЛИБНЕТ. Для точной оценки состояния и перспектив развития национальных информационных ресурсов в русле мировой практики в стране разрабатывались специальные Национальные доклады. В 1994 году Комитетом при Президенте РФ по политике информатизации был подготовлен первый национальный доклад «Автоматизированные информационные ресурсы России. Состояние и тенденции развития». С 1995 по 2000 гг. было подготовлено три выпуска Национального доклада «Информационные ресурсы России». В настоящее время эта практика прекращена. В paмках Федеральной целевой программы «Электронная Россия» сделано несколько аналитических отчетов о состоянии информатизации, однако, по мнению М.Б. Антопольского, ресурсная проблематика отражена в них совершенно недостаточно.
Автоматизированные информационные ресурсы России, оценка их состояния В России насчитывается порядка 400 тыс. БД. Однако, баз данных, доступных для широкого круга пользователей, лишь около 3000. Качество БД, в частности, достоверность содержащейся в них информации, во многом определяется оперативностью их актуализации. Однако лишь порядка 15% БД обновляются ежегодно, ежеквартально или ежемесячно, и лишь 7% - ежедневно. Окупить созданные базы данных возможно лишь при их многократном тиражировании и многоаспектном социальном использовании. Лидером подготовки БД, доступных на мировом рынке, являются США (порядка 5 тыс. БД в год). К странам, создающим более 100 БД в год, относятся Россия, Великобритания, Канада,Австралия, Франция, Германия, Япония.
4. «Утечка умов» из России: общая характеристика проблемы Несмотря на то, что создатели знаний не включаются в классическое определение ИРО, они являются его наиболее значимой предпосылкой, национальным богатством любой страны. При этом уровень «живого знания» в каждой стране определяется историческим наследием, уровнем образования, профессиональной квалификации и т.д. В силу этого анализ информационных ресурсов общества невозможен без рассмотрения, так называемой, проблемы «утечки умов». В принципе данная проблема существует в мире в целом, о чем может свидетельствовать приведенная ниже статистика распределения интеллектуальной эмиграции по различным странам (на 100% ученых, эмигрирующих из России): Германия - 60%,Израиль - 25%; США - 10%; другие страны - 5%. Распределение ученых-эмигрантов по различным направлениям науки таково: гуманитарные науки - 9%; химия -12%; биология - 24%; физика и математика - 52%. Однако проблема «утечки умов» из России наиболее остра как по количеству, так и по опасности социальных последствий, как для самой страны, так и для мирового сообщества в целом. По данным МВД России, наиболее «выездной» возраст ученых и специалистов составляет 31-45 лет. По данным Независимого института социального анализа размер внешней эмиграции из России в год примерно постоянен и соответствует 4 тыс. работников науки и образования. По прогнозам Комиссии Совета Европы по образованию убытки России от этого процесса могут достигнуть 50-60 млрд.долл. в год. Расчеты по методике ООН показывают несколько больший ущерб - 60-70 млрд. долл. в год. Как показывают социологические исследования, подавляющее большинство отечественных ученых хотели бы уехать за рубеж и планируют уехать, как только им представится подходящая возможность. Значительная часть научной молодежи России практически живет за рубежом, формально числясь сотрудниками российских НИИ. По прогнозам примерно к 2013 году такой социальной группы как ученые в России вообще может не оказаться. Структура процесса «утечки умов». Процесс «утечки умов» далеко не исчерпывается традиционным представлением о нем - отъездом ученых и специалистов за пределы страны, являясь трехэлементной структурой, состоящей из следующих потоков:
• внешнего (интеллектуальной эмиграции), • внутреннего, • сетевого (интеллектуальной иммиграции), являющегося неким симбиозом первых двух потоков. Иерархия этих эмиграционных потоков по размеру такова: внутренний, внешний и, наконец, сетевой поток. На одного эмигрирующего ученого приходится примерно 9 коллег, покидающих науку ради успеха в бизнесе или политике в пределах России. Последнее место сетевого потока определяется весьма слабым уровнем так называемой «интернетизации» страны, составляющей по разным оценкам до 5% населения. Наиболее опасным по социальным последствиям в аспекте ущерба для текущего и перспективного состояния национального интеллекта (информационного ресурса), является второй из названных потоков - внутренний, поскольку он означает уход представителей науки, образования в другие сферы, как правило, более низкие по интеллектуальной составляющей виды деятельности практически навсегда. Ученые и специалисты из внешнего эмиграционного потока, несмотря на ощутимую потерю для развития отечественной науки и на негативное отражение в общественном мнении в целом их отъезда для работы за рубеж, во-первых, сохраняют себя в интеллектуально-профессиональном плане и, во-вторых, вероятно, в перспективе при изменении социально-экономической ситуации могут вернуться на родину. Сетевой поток занимает последнее место потому, что по компьютерным сетям, в основном, реализуются, как правило, не научные планы, а трудовые варианты деятельности специалистов - например, маркетинговая деятельность, в частности по «вербовке» специалистов для работы в зарубежных научных центрах. Хотя по сетевому варианту реализуются в принципе не самые значимые варианты интеллектуальной деятельности, весьма опасно развит в настоящее время так называемый «информационный паразитизм» Запада - по сети Интернет, по оценкам специалистов, в соотношении 7:1 выкачивается научная информация, знания из России. Остановить «утечку мозгов» из России можно, по мнению специалистов, в частности, совершенствованием государственной политики в системе оплаты труда. При этом уровень оплаты научного труда следует поднять до международных стандартов, повысив его в 10-30 раз.
Информационные продукты и услуги Информационные ресурсы являются базой для создания информационных продуктов. Информационный продукт, являясь результатом интеллектуальной деятельности человека, должен быть зафиксирован на материальном носителе любого физического свойства в виде документов, статей, обзоров, программ, книг и т.д. Информационный продукт – совокупность данных, сформированная производителем для распространения в вещественной или невещественной форме. Информационный продукт может распространяться такими же способами, как и любой другой материальный продукт, с помощью услуг. Услуга – результат непроизводственной деятельности предприятия или лица, направленный на удовлетворение потребности человека или организации в использовании различных продуктов. Информационная услуга – получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов. В узком смысле информационная услуга часто воспринимается как услуга, получаемая с помощью компьютеров, хотя на самом деле это понятие намного шире.
При предоставлении услуги заключается соглашение (договор) между двумя сторонами – предоставляющей и использующей услугу. В договоре указываются срок ее использования и соответствующее этому вознаграждение. Перечень услуг определяется объемом, качеством, предметной ориентацией по сфере использования информационных ресурсов и создаваемых на их основе информационных продуктов. · предоставление полных текстов документов, а также справок по их описанию и местонахождению; · выдача результатов библиографического поиска и аналитической переработки информации (справки, указатели, дайджесты, обзоры и пр.); · получение результатов фактографического поиска и аналитической переработки информации (справки, таблицы, фирменное досье); · организация научно–технической пропаганды и рекламной деятельности (выставки новых поступлений, научно–технические семинары, конференции и т.п.); · выдача результатов информационной) исследования (аналитические справки и обзоры, отчеты, рубрикаторы перспективных направлений, конъюнктурные справки и т.д.). Пример. Библиотеки являются местом сосредоточения значительной части информационных ресурсов страны. Перечислим основные виды информационных услуг, оказываемых библиотечной сферой: Информационные услуги возникают только при наличии баз данных в компьютерном или некомпьютерном варианте. База данных – совокупность связанных данных, правила организации которых основаны на общих принципах описания, хранения и манипулирования данными. Базы данных являются источником и своего рода полуфабрикатом при подготовке информационных услуг соответствующими службами. В них содержатся всевозможные сведения о событиях, явлениях, объектах, процессах, публикациях и т.п. С появлением компьютеров существенно увеличиваются объемы хранимых баз данных и соответственно расширяется круг информационных услуг. Базы данных принято разделять на библиографические и небиблиографические. Библиографические базы данных содержат вторичную информацию о документах, включая рефераты и аннотации. Небиблиографические базы данных имеют множество видов: · справочные, содержащие информацию о различных объектах и явлениях, например адреса, расписания движения, телефоны магазинов и т.п.; · полного текста, содержащие первичную информацию, например статьи, журналы, брошюры и т.п.;
· числовые, содержащие количественные характеристики и параметры объектов и явлений, например химические и физические данные, статистические и демографические данные и т.п.; · текстово–числовые, содержащие описания объектов и их характеристики, например по промышленной продукции, фирмам, странам и т.п.; · финансовые, содержащие финансовую информацию, предоставляемую банками, биржами, фирмами и т.п.; · юридические, содержащие правовые документы по отраслям, регионам, странам. Исходя из возможных видов информационных продуктов, баз данных и ресурсов классификация информационных услуг представлена на рис. 1.1. Выпуск информационных изданий означает подготовку печатной продукции: библиографических и других указателей; реферативных сборников; обзорных изданий; справочных изданий. Информационные издания подготавливаются практически всеми видами информационных служб, органов и систем. Эти издания содержат вторичную информацию, которая создается на основе работы с базами данных, предоставление работы с которыми также является услугой. Ретроспективный поиск информации – это целенаправленный по заявке пользователя поиск информации в базе данных и пересылка результатов либо по почте в виде распечаток, либо по электронной почте в виде файла. Предоставление первоисточника является традиционной услугой библиотечных служб. Эта услуга предусматривает не только выдачу первоисточников, но и их копий, полученных с помощью устройств различного принципа действия. Традиционные услуги научно–технической информации осуществляются по предварительному заказу и включают в себя: подготовку обзоров в виде рукописей; подготовку переводов текстов. Дистанционный доступ к удаленным базам данных организуется в компьютерной сети в диалоговом режиме. Популярность услуг дистанционного доступа к базам данных нарастает быстрыми темпами и опережает все виды других услуг благодаря: · все большему числу пользователей, овладевших информационной технологией работы в коммуникационной среде компьютерных сетей; · высокой оперативности предоставления услуг; · возможности отказа от собственных информационных систем. Основными пользователями услуг дистанционного доступа к базам данных являются организации. Однако за последние годы наметилась тенденция к существенному увеличению числа индивидуальных пользователей. В основном эти услуги предоставляются специальными организациями, называемыми вычислительными центрами коллективного пользования, располагающими мощными ЭВМ с внешней памятью более сотен гигабайт и лазерными принтерами. Дистанционный доступ к базам данных может быть предоставлен по подписке на основе абонементной платы или по договорам. Схема оплаты может быть разная, но в основном это почасовая оплата, зависящая от объема получаемой информации. Услуги дистанционного доступа к базам данных можно классифицировать следующим образом: · непосредственный доступ к базам данных может быть организован с локального места пользователя только при условии его обученности работе в коммуникационной среде. В противном случае следует воспользоваться услугами, предоставляемыми специальными организациями;
· косвенный доступ включает организацию обучения пользователей, выпуск бюллетеня новостей, организацию справочной службы, организацию встреч с пользователем для выяснения интересующих его вопросов, рассылку вопросников пользователям; · услуга Downloading позволяет загрузить результаты поиска в центральной базе данных в свой персональный компьютер для дальнейшего использования в качестве персональной базы данных; · регулярный поиск предусматривает регулярное проведение поиска в массивах одной или нескольких центральных баз данных и предоставление результатов поиска на терминал пользователю в удобное для него время. Подготовка и оказание информационных услуг: · связь (телефонная, телекоммуникационная) для предоставления осуществляемых в форме передачи данных информационных услуг; · и обработка данных в вычислительных центрах; · программное обеспечение; · разработка информационных систем; · разработка информационных технологий.
Рис. 1. Основные виды информационных услуг
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 729; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.130.96 (0.01 с.) |