Политические условия и предпосылки информатизации



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политические условия и предпосылки информатизации



Необходимой предпосылкой информатизации, как уже отмечалось ранее, является демократизация.

Демократии необходима совершенная информационная среда, поскольку она является ее атрибутом. С одной стороны, только информированный и компетентный человек может принимать участие в осуществлении института народовластия. С другой стороны, органы власти без совершенной информационной среды не могут в полной мере осуществлять социальное управление, реализовывать данные им народом полномочия и быть при этом постоянно уверенными в том, что народ поддерживает проводимую политику.

При анализе политических условий информатизации в России важно отметить, что в стране неглубоки корни демократии как нормы политической жизни, явно недостаточны темпы демократизации общества, что сдерживает приток в Россию иностранных инвестиций, часть из которых могла бы быть направлена на информатизацию.

Условия и предпосылки информатизации в культурно-духовной сфере:

• должна быть высока степень мотивационной готовности населения к использованию новых информационных технологий. По данным социологов общая, декларируемая готовность россиян к их использованию характерна для более 70% граждан, практическая же готовность - лишь для 50%;

• компьютерная грамотность россиян не соответствует уровню, требуемому для обеспечения высоких темпов информатизации, не говоря уж об информационной культуре;

• информационный образ жизни еще не является нормой жизни в России, а информация не занимает высоких позиций в системе человеческих ценностей; новое информационное сознание находится в стадии становления (ценность интеллекта человека в лучшем случае располагается на одном уровне с его материальным достатком);

• необходимо достижение высокого культурно-духовного потенциала общества, составляющими которого являются накопленные знания и люди, носители знаний.

К сожалению, реальная конкурентоспособность отечественных научных разработок в целом не может вызывать удовлетворение.

Условия и предпосылки информатизации в социальной сфере. Приведем наиболее значимое для рассмотрения социальных предпосылок информатизации определение понятия социальная сфера.

Социальная сфера - целостная, постоянно изменяющаяся подсистема общества, порожденная его объективной потребностью в непрерывном воспроизводстве субъектов социального процесса. Это устойчивая область человеческой деятельности людей по воспроизводству своей жизни, пространство реализации социальной функции общества. Именно в ней обретает смысл социальная политика государства, реализуются социальные и гражданские права человека.

Социальная сфера может быть определена как пространство и процесс расширенного воспроизводства человека как личности, как субъекта исторического процесса.

В структуру формирования индивидуального интеллекта наряду с генетической составляющей также входят составляющие определяемые микро- (семья) и макросоциальной (школа, трудовой коллектив) средами. Поэтому, например, сам факт наличия детских домов является ударом по интеллектуальному потенциалу нации.

При этом важно помнить, что имеется в виду как физическое, так и культурно-духовное формирование личности, так как развитие интеллектуальной и культурно-духовной деятельности как стержня информатизации невозможно без соответствующего прогресса в физическом развитии человека. Резервы же для россиян в этом смысле огромны. Так, например, для европейского генотипа рост современных американских юношей и девушек, как представителей экономически наиболее благополучной нации - соответственно 185 и 175 см может служить «идеальной планкой» физического расширенного воспроизводства.

Уровень образованности той или иной страны рассматривается в настоящее время ООН как важнейший показатель ее развитости. Так, например, количество лет обучения считается обобщающим индикатором уровня культуры страны и входит в свою очередь в «индекс развития человеческого потенциала», складывающийся из трех показателей: количества лет обучения, средней продолжительности жизни и величины валового внутреннего продукта на душу населения.

Потенциальные способности мозга человека используются в среднем всего на 5-10%. Значительно улучшить этот показатель приблизить его к объективному рубежу возможностей человека - серьезнейшая задача общества, в которую свою лепту должна внести и информатизация социальной сферы. Для того, чтобы информация, информационные технологии способствовали повышению качества жизни и улучшению условий воспроизводства личности необходим свободный доступ каждого человека к социально-бытовой (информационно-справочные центры муниципалитетов, префектур и т.д.), политической, экономической, культурно-духовной и др. информации, причем основная, первичная информация должна предоставляться населению бесплатно.

Особое социальное значение приобретает сам факт наличия дома (в семье), в детских садах, школах и вузах значимых библиотек, компьютеров с сетевым выходом. Значимость социологических исследований информационных потребностей семьи обусловлена общественной ценностью и ролью данного социального института. В последние годы возросло количество научных исследований и публикаций, связанных с анализом изменений жизнедеятельности семьи в условиях развития информационного общества2. Реализация предпосылок информатизации именно в социальной сфере является наиболее важной для интеллектуального, культурно-духовного развития общества.

В данной теме важно остановиться и на исходных условиях и альтернативных вариантах развития процесса информатизации в России. В нашей стране в целом существуют условия для интенсивного постиндустриального развития: быстрыми темпами совершенствуется информационная инфраструктура РФ как составная часть глобальной информационной инфраструктуры, развивается рынок услуг связи; информационно-коммуникационные технологии активно используются в социально-экономической, политической, и культурно-духовной жизни общества; развивается система правового регулирования информационных отношений.

Однако в настоящее время в России не сложились условия, соответствующие упомянутым выше классическим предпосылкам информатизации общества. Уровень развития российской информационной инфраструктуры, использования информационно-коммуникационных технологий в общественном производстве и государственном управлении не соответствует в полной мере задачам диверсификации экономики, повышения конкурентоспособности страны, благосостояния и качества жизни граждан, укрепления обороноспособности и безопасности, а также существенно уступает развитым странам мира. Сохраняется неравенство в доступе к информации и информационно-коммуникационным технологиям различных групп населения и регионов, что является фактором, тормозящим социально-экономическое развитие общества.

5. Альтернативность российского варианта информатизации

Альтернативность российского варианта информатизации предопределена спецификой политических и социально-экономических и культурных условий России, а также тем, что повторение пути других стран, помимо значительных капиталовложений потребует недопустимого изменения российского менталитета и переориентации общественного сознания на цели, приоритеты и направления развития, свойственные западному образу жизни.

Согласно Стратегии развития информационного общества в России*, утвержденной в июле 2007 года Советом Безопасности РФ, провозглашается «расширение государственной поддержки создания и распространения информационной продукции на различных языках народов России, а также продукции для удовлетворения потребностей людей с ограниченными физическими возможностями; обеспечение государственной поддержки проектов, направленных на создание и размещение в системе Интернет открытых информационных ресурсов, отражающих культурные ценности народов и народностей России, развитие механизмов использования информационно-коммуникационных технологий для организации межконфессионального диалога основных религий РФ».

Представляется важным понимание менталитета как способа, типа мышления, склада ума, проявляющегося в познавательном, эмоциональном, волевом процессах и характере поведения, который дополняется системой ценностных установок, присущих конкретной социальной общности.

Российский путь информатизации должен быть ориентирован на чисто российские критерии и характеристики качества жизни, социально-культурные особенности. При осуществлении информатизации общества необходимо учитывать специфические особенности российского стиля мышления (склонность к созерцательности, эмоциональная вовлеченность в познание, терпимость к неопределенности и противоречиям и др.).

Для российского варианта информатизации общества, по оценке специалистов, необходимы:

• информатизация всей системы общего и специального образования, в т.ч. повышение роли квалификации, профессионализма и способностей к творчеству как важнейших характеристик человеческого потенциала;

• формирование и развитие индустрии информационных и коммуникационных услуг, в т.ч. домашней компьютеризации, ориентированной на массового потребителя;

• наполнение сферы информационных услуг духовным содержанием, отвечающим российским культурно-историческим традициям, в том числе развитие мощного русскоязычного сектора в Интернете.

Историческая преемственность, национальная идентичность, восстановление нравственного сознания, образование единого духовного пространства страны - таковы основные особенности необходимого для России пути к информационному обществу.

Таким образом, важна реализация на практике целого ряда неординарных решений, позволяющих не только преодолеть технологическое отставание России от передовых в информационном отношении стран мира, но сохранить и развить национальную культурно-духовную сферу.

Перечислим необходимые слагаемые альтернативного варианта развития процесса информатизации в России:

• использование передовой информационной технологии с одновременным обеспечением информационной безопасности России;

• определение черт социальных преобразований будущего (например, гармонизация информационного и экологического начал общества);

• использование в качестве основополагающего принципа информационного комфорта;

• активный поиск новых конструктивных решений социальных проблем информатизации России на основе симбиоза «левополушарных» и «правополушарных» механизмов коммуникации. Господствующий в мире западный вариант информатизации рассчитан на рациональное ее восприятие. Россия же, образно говоря, - «правополушарный» регион, и грамотный, достаточно оперативный учет этого обстоятельства может позволить стране резко увеличить темпы и качество информатизации, своим путем войти в информационное общество. Необходимо не допустить в условиях информатизации общества «крайностей» - развития, с одной стороны, несвойственных российскому народу чрезмерной логики и прагматизма и, с другой стороны, - неограниченного логикой визуально-образного мышления, т.е. обеспечить баланс между правополушарным и левополушарным мышлением как основу прогрессивного развития российского общества. Такой важной чертой концепции информационного общества, которая могла бы получить социальную поддержку в России, является переориентация потребления с материальных благ на информационные, познавательные, духовные. Приоритет духовных ценностей над материальными, по крайней мере, в качестве нравственного идеала, позитивно воспринимается российским обществом;

• формирование общественного мнения через СМИ об особой роли россиян в развитии российской и далее общемировой информатизации по социокультурному варианту;

• формирование отношения к «виртуальной реальности» как к особому объекту социального управления, являющемуся своего рода индикатором нереализованных в реальной социальной практике желаний, настроений. Для российского менталитета точный учет в социальном управлении «виртуальной» культурно-духовной составляющей жизни имеет весьма существенное значение.

Социальные последствия информатизации. Итоги опроса общественного мнения по проблемам информатизации современного общества в приводимой ниже таблице известного швейцарского исследователя К. Хессига является достаточно представительным примером системного подхода к анализу социальных последствий информатизации.

Комментарий к таблице Хессига

1.«Информационное общество». Существенный базовый показатель такого общества наряду с возможностью граждан взаимодействовать друг с другом и с властью в реальном времени это право каждого гражданина на личное информационное бессмертие на основе создания персонального информационного ядра, состоящего из личных архивов, хранящихся неограниченное время.

2. «Социализация информации» - возможность увеличения степени направленности информации на социальную сферу в смысле состава параметров. При этом имеется в виду не только область непосредственного распределения, обмена и потребления жизненно необходимых благ и услуг, но и социальные аспекты материального производства, политических и духовных отношений, поскольку они способствуют формированию и раскрытиютворческого потенциала человека.

3. «Преодоление кризиса цивилизации» - создание предпосылок для разрешения глобального экологического кризиса, решение проблемы устойчивого развития цивилизации в целом.

4. «Снижение культурного уровня» - развитие информационной среды создает предпосылки для повышения культурного уровня (доступ по сетям к информационным сокровищам библиотек, музеев и т.д.), однако автоматически это не происходит. Возможно резкое увеличение числа людей, являющихся механическими, пассивными потребителями предоставляемой информации.

5. «Элитарное знание» - опасность огромной поляризации знаний в обществе, возможном накоплении их преимущественно в узком, «верхнем» общественном слое - элите (политической, экономической и т.д.).

6. «Изоляция индивида» - без общественного регулирования информатизация может привести к тому, что люди начнут общаться, как правило, опосредованно - через компьютер или только с компьютером. Незнание и, что еще хуже, отсутствие потребности знать своих коллег, соседей и родственников, общаться с ними - весьма опасное социальное явление.

7. Необходимо воспитывать, по выражению академика Д.С. Лихачева, «нравственную оседлость», чувство ответственности каждого человека за происходящее в мире, добиваясь четкого осознания взаимозависимости всех людей. Эта огромной важности задача ложится, прежде всего, на систему образования и воспитания в целом, а также на разнообразные средства массовой информации.

8. «Выравнивание иерархии власти» в информатизируемом обществе должно происходить за счет обеспечения всё большему числу людей реальной возможности участия в политическойдеятельности, повышения их социального статуса.

9. Государство - «надзиратель» - Левиафан – традиционно используемое в обществоведении библейское морское чудовище в качестве символа государства-монстра может быть значительно усилен компьютерными и телекоммуникационными технологиями. При современных информационных технологиях возможен практически абсолютный контроль, а затем и направление не только поведения, но и мыслей людей. Если государство не будет создавать условия для воспитания интеллектуального человека, то получит массу легко управляемых и прогнозируемых в поведении и мыслях людей.

10. «Повышение компетентности» и как альтернатива этому «деквалификация». Информационная и коммуникационная техника, технологии как современные средства нейтральны по отношению к человеку, они лишь предоставляют новые возможности для реализации конкретных жизненных целей.

11. «Новые профессии и квалификации» и возможное исчезновение многочисленных профессий. Появление новых, более интеллектуальных профессий не должно исключать сохранение информации не только об исчезающих технологиях, трудовых навыках, но и о социальных структурах, обеспечивавших их реализацию (типе людей, их отношениях, культуре, менталитете). Утеря технологий создания таких мировых шедевров как египетские пирамиды, изделий из дамасской стали, перегородчатой эмали, невозможность их воссоздания сегодня в значительной степени связана с социальными аспектами.

12. «Национальная независимость» и одновременно «уязвимость». Уровень развития информатизации, интеллекта нации позволяет государствам выходить на позиции действительной национальной независимости. Общеизвестна роль таких факторов как количество и качество вооруженных сил сторон, сформированная направленность общественного мнения, открытость (закрытость) информации о мотивах политических акций при поиске дипломатических решений.

13. Для общества, вступившего в фазу информатизации, фактор технологического отрыва становится более весомым, чем численное превосходство армии. Прежде всего, этот фактор проявляется в технологии информационно-обменных процессов. Понятия «информационная война», «психологическая война», «пси-оружие», «утечка умов», «зомбирование» наполняются реальным содержанием. Национальные системы СМИ становятся объектами стратегического значения.

Значимой проблемой является безвозмездная перекачка через сеть Интернет накопленного интеллектуального труда российских ученых в другие страны. В США проводятся работы по получению сведений об информационно-телекоммуникационных комплексах России для установления последующего контроля над российскими национальными информационными ресурсами. США уже сейчас закладывают маршруты информационных потоков, которые могли бы контролироваться американскими спецслужбами в соответствующих центрах. В частности, специальные пункты в странах НАТО четко фиксируют корреспондентов, обращающихся через сеть Интернет к американским информационным ресурсам.

Национальная независимость диктует России необходимость государственного регулирования технологического сотрудничества с Западом, что отражено в концепциях национальной безопасности, информационной безопасности, а также в ряде других нормативных документов.

Выводы

Информатизация российского общества должна иметь своей целью сохранение и развитие национального способа мышления, ментальности, позволяющей эффективно познавать и моделировать социальные процессы в том или ином конкретном объекте на базе возможностей, предоставляемых новыми информационными технологиями.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите и проанализируйте структурные компоненты процесса информатизации общества.

2. В чем суть основных теоретико-методологических подходов к информатизации общества?

3. Охарактеризуйте законодательную базу российской информатизации

4. Назовите предпосылки информатизации в политической, экономической и культурно-духовной сферах жизнедеятельности общества.

5. Каковы предпосылки информатизации в социальнойсфере?

6. В чем заключается суть альтернативных вариантов развития информатизации в России?

7. Опишите основные последствия информатизации в сфере культуры (на примере таблицы К. Хессига).

1. Приведите примеры последствий информатизации в социально-экономической сфере (таблица К. Хессига).

 

Литература

  1. Федеральный закон от 27 июля 2006 г.№149-ФЗ: Об информации, информационных технологиях и защите информации// Рос.газета.- 2006.- 29 июля
  2. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию: Утв. Указом Президента РФ от 1 апреля 1996 г. № 440 // Рос. газета. -1996. - 9 апр.
  3. Федеральный закон от 4 июля 1996 г. № 85-ФЗ: Об участии в международном информационном обмене // Собрание законодательства РФ. - 1996.-№28.-С. 6854-6861.

4. Стратегия развития информационного общества в России.-Принята Советом Безопасности России 25 июля 2007 года, утверждена Президентом РФ в марте 2008 года.- Режим доступа: http://kremlin.ru/mainhage.shtml - официальный сайт президента РФ

5. Готовность России к информационному обществу: Оценка ключевых направлений и факторов электронного развития: Аналитический доклад / Под ред. С.Б. Шапошника. - М., 2004.

6. Латыпов И.А. Собственность на информацию как социально-философская проблема. - Ижевск, 2007.

7. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура / Пер. с англ. - М., 2000.

8. Стрелец И.А. Сетевая экономика: учебник. - М., 2006.

9. Жуков В.И., Локосов В.В., Осипов Г.В. Социология трансформации России в меняющемся мире: Социальная цена неолиберального реформирования. - М., 2005.

10. .Ефремов О.В. Социальные аспекты современных компьютерных технологий: учеб. пособие. - Тамбов, 2006.

Сетевые источники

1. Информационный портал ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 годы)» - http://www.e-rus.ru/

2. Российский портал развития - http://www.russia-gateway.ru/

3. РИО-Центр. Центр развития информационного общества - http://www.riocenter.ru/

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.33.139 (0.022 с.)