Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политические условия и предпосылки информатизацииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Необходимой предпосылкой информатизации, как уже отмечалось ранее, является демократизация. Демократии необходима совершенная информационная среда, поскольку она является ее атрибутом. С одной стороны, только информированный и компетентный человек может принимать участие в осуществлении института народовластия. С другой стороны, органы власти без совершенной информационной среды не могут в полной мере осуществлять социальное управление, реализовывать данные им народом полномочия и быть при этом постоянно уверенными в том, что народ поддерживает проводимую политику. При анализе политических условий информатизации в России важно отметить, что в стране неглубоки корни демократии как нормы политической жизни, явно недостаточны темпы демократизации общества, что сдерживает приток в Россию иностранных инвестиций, часть из которых могла бы быть направлена на информатизацию. Условия и предпосылки информатизации в культурно-духовной сфере: • должна быть высока степень мотивационной готовности населения к использованию новых информационных технологий. По данным социологов общая, декларируемая готовность россиян к их использованию характерна для более 70% граждан, практическая же готовность - лишь для 50%; • компьютерная грамотность россиян не соответствует уровню, требуемому для обеспечения высоких темпов информатизации, не говоря уж об информационной культуре; • информационный образ жизни еще не является нормой жизни в России, а информация не занимает высоких позиций в системе человеческих ценностей; новое информационное сознание находится в стадии становления (ценность интеллекта человека в лучшем случае располагается на одном уровне с его материальным достатком); • необходимо достижение высокого культурно-духовного потенциала общества, составляющими которого являются накопленные знания и люди, носители знаний. К сожалению, реальная конкурентоспособность отечественных научных разработок в целом не может вызывать удовлетворение. Условия и предпосылки информатизации в социальной сфере. Приведем наиболее значимое для рассмотрения социальных предпосылок информатизации определение понятия социальная сфера. Социальная сфера - целостная, постоянно изменяющаяся подсистема общества, порожденная его объективной потребностью в непрерывном воспроизводстве субъектов социального процесса. Это устойчивая область человеческой деятельности людей по воспроизводству своей жизни, пространство реализации социальной функции общества. Именно в ней обретает смысл социальная политика государства, реализуются социальные и гражданские права человека.
Социальная сфера может быть определена как пространство и процесс расширенного воспроизводства человека как личности, как субъекта исторического процесса. В структуру формирования индивидуального интеллекта наряду с генетической составляющей также входят составляющие определяемые микро- (семья) и макросоциальной (школа, трудовой коллектив) средами. Поэтому, например, сам факт наличия детских домов является ударом по интеллектуальному потенциалу нации. При этом важно помнить, что имеется в виду как физическое, так и культурно-духовное формирование личности, так как развитие интеллектуальной и культурно-духовной деятельности как стержня информатизации невозможно без соответствующего прогресса в физическом развитии человека. Резервы же для россиян в этом смысле огромны. Так, например, для европейского генотипа рост современных американских юношей и девушек, как представителей экономически наиболее благополучной нации - соответственно 185 и 175 см может служить «идеальной планкой» физического расширенного воспроизводства. Уровень образованности той или иной страны рассматривается в настоящее время ООН как важнейший показатель ее развитости. Так, например, количество лет обучения считается обобщающим индикатором уровня культуры страны и входит в свою очередь в «индекс развития человеческого потенциала», складывающийся из трех показателей: количества лет обучения, средней продолжительности жизни и величины валового внутреннего продукта на душу населения. Потенциальные способности мозга человека используются в среднем всего на 5-10%. Значительно улучшить этот показатель приблизить его к объективному рубежу возможностей человека - серьезнейшая задача общества, в которую свою лепту должна внести и информатизация социальной сферы. Для того, чтобы информация, информационные технологии способствовали повышению качества жизни и улучшению условий воспроизводства личности необходим свободный доступ каждого человека к социально-бытовой (информационно-справочные центры муниципалитетов, префектур и т.д.), политической, экономической, культурно-духовной и др. информации, причем основная, первичная информация должна предоставляться населению бесплатно.
Особое социальное значение приобретает сам факт наличия дома (в семье), в детских садах, школах и вузах значимых библиотек, компьютеров с сетевым выходом. Значимость социологических исследований информационных потребностей семьи обусловлена общественной ценностью и ролью данного социального института. В последние годы возросло количество научных исследований и публикаций, связанных с анализом изменений жизнедеятельности семьи в условиях развития информационного общества2. Реализация предпосылок информатизации именно в социальной сфере является наиболее важной для интеллектуального, культурно-духовного развития общества. В данной теме важно остановиться и на исходных условиях и альтернативных вариантах развития процесса информатизации в России. В нашей стране в целом существуют условия для интенсивного постиндустриального развития: быстрыми темпами совершенствуется информационная инфраструктура РФ как составная часть глобальной информационной инфраструктуры, развивается рынок услуг связи; информационно-коммуникационные технологии активно используются в социально-экономической, политической, и культурно-духовной жизни общества; развивается система правового регулирования информационных отношений. Однако в настоящее время в России не сложились условия, соответствующие упомянутым выше классическим предпосылкам информатизации общества. Уровень развития российской информационной инфраструктуры, использования информационно-коммуникационных технологий в общественном производстве и государственном управлении не соответствует в полной мере задачам диверсификации экономики, повышения конкурентоспособности страны, благосостояния и качества жизни граждан, укрепления обороноспособности и безопасности, а также существенно уступает развитым странам мира. Сохраняется неравенство в доступе к информации и информационно-коммуникационным технологиям различных групп населения и регионов, что является фактором, тормозящим социально-экономическое развитие общества. 5. Альтернативность российского варианта информатизации Альтернативность российского варианта информатизации предопределена спецификой политических и социально-экономических и культурных условий России, а также тем, что повторение пути других стран, помимо значительных капиталовложений потребует недопустимого изменения российского менталитета и переориентации общественного сознания на цели, приоритеты и направления развития, свойственные западному образу жизни. Согласно Стратегии развития информационного общества в России*, утвержденной в июле 2007 года Советом Безопасности РФ, провозглашается «расширение государственной поддержки создания и распространения информационной продукции на различных языках народов России, а также продукции для удовлетворения потребностей людей с ограниченными физическими возможностями; обеспечение государственной поддержки проектов, направленных на создание и размещение в системе Интернет открытых информационных ресурсов, отражающих культурные ценности народов и народностей России, развитие механизмов использования информационно-коммуникационных технологий для организации межконфессионального диалога основных религий РФ».
Представляется важным понимание менталитета как способа, типа мышления, склада ума, проявляющегося в познавательном, эмоциональном, волевом процессах и характере поведения, который дополняется системой ценностных установок, присущих конкретной социальной общности. Российский путь информатизации должен быть ориентирован на чисто российские критерии и характеристики качества жизни, социально-культурные особенности. При осуществлении информатизации общества необходимо учитывать специфические особенности российского стиля мышления (склонность к созерцательности, эмоциональная вовлеченность в познание, терпимость к неопределенности и противоречиям и др.). Для российского варианта информатизации общества, по оценке специалистов, необходимы: • информатизация всей системы общего и специального образования, в т.ч. повышение роли квалификации, профессионализма и способностей к творчеству как важнейших характеристик человеческого потенциала; • формирование и развитие индустрии информационных и коммуникационных услуг, в т.ч. домашней компьютеризации, ориентированной на массового потребителя; • наполнение сферы информационных услуг духовным содержанием, отвечающим российским культурно-историческим традициям, в том числе развитие мощного русскоязычного сектора в Интернете. Историческая преемственность, национальная идентичность, восстановление нравственного сознания, образование единого духовного пространства страны - таковы основные особенности необходимого для России пути к информационному обществу. Таким образом, важна реализация на практике целого ряда неординарных решений, позволяющих не только преодолеть технологическое отставание России от передовых в информационном отношении стран мира, но сохранить и развить национальную культурно-духовную сферу. Перечислим необходимые слагаемые альтернативного варианта развития процесса информатизации в России: • использование передовой информационной технологии с одновременным обеспечением информационной безопасности России; • определение черт социальных преобразований будущего (например, гармонизация информационного и экологического начал общества);
• использование в качестве основополагающего принципа информационного комфорта; • активный поиск новых конструктивных решений социальных проблем информатизации России на основе симбиоза «левополушарных» и «правополушарных» механизмов коммуникации. Господствующий в мире западный вариант информатизации рассчитан на рациональное ее восприятие. Россия же, образно говоря, - «правополушарный» регион, и грамотный, достаточно оперативный учет этого обстоятельства может позволить стране резко увеличить темпы и качество информатизации, своим путем войти в информационное общество. Необходимо не допустить в условиях информатизации общества «крайностей» - развития, с одной стороны, несвойственных российскому народу чрезмерной логики и прагматизма и, с другой стороны, - неограниченного логикой визуально-образного мышления, т.е. обеспечить баланс между правополушарным и левополушарным мышлением как основу прогрессивного развития российского общества. Такой важной чертой концепции информационного общества, которая могла бы получить социальную поддержку в России, является переориентация потребления с материальных благ на информационные, познавательные, духовные. Приоритет духовных ценностей над материальными, по крайней мере, в качестве нравственного идеала, позитивно воспринимается российским обществом; • формирование общественного мнения через СМИ об особой роли россиян в развитии российской и далее общемировой информатизации по социокультурному варианту; • формирование отношения к «виртуальной реальности» как к особому объекту социального управления, являющемуся своего рода индикатором нереализованных в реальной социальной практике желаний, настроений. Для российского менталитета точный учет в социальном управлении «виртуальной» культурно-духовной составляющей жизни имеет весьма существенное значение. Социальные последствия информатизации. Итоги опроса общественного мнения по проблемам информатизации современного общества в приводимой ниже таблице известного швейцарского исследователя К. Хессига является достаточно представительным примером системного подхода к анализу социальных последствий информатизации. Комментарий к таблице Хессига 1.«Информационное общество». Существенный базовый показатель такого общества наряду с возможностью граждан взаимодействовать друг с другом и с властью в реальном времени это право каждого гражданина на личное информационное бессмертие на основе создания персонального информационного ядра, состоящего из личных архивов, хранящихся неограниченное время. 2. «Социализация информации» - возможность увеличения степени направленности информации на социальную сферу в смысле состава параметров. При этом имеется в виду не только область непосредственного распределения, обмена и потребления жизненно необходимых благ и услуг, но и социальные аспекты материального производства, политических и духовных отношений, поскольку они способствуют формированию и раскрытиютворческого потенциала человека.
3. «Преодоление кризиса цивилизации» - создание предпосылок для разрешения глобального экологического кризиса, решение проблемы устойчивого развития цивилизации в целом. 4. «Снижение культурного уровня» - развитие информационной среды создает предпосылки для повышения культурного уровня (доступ по сетям к информационным сокровищам библиотек, музеев и т.д.), однако автоматически это не происходит. Возможно резкое увеличение числа людей, являющихся механическими, пассивными потребителями предоставляемой информации. 5. «Элитарное знание» - опасность огромной поляризации знаний в обществе, возможном накоплении их преимущественно в узком, «верхнем» общественном слое - элите (политической, экономической и т.д.). 6. «Изоляция индивида» - без общественного регулирования информатизация может привести к тому, что люди начнут общаться, как правило, опосредованно - через компьютер или только с компьютером. Незнание и, что еще хуже, отсутствие потребности знать своих коллег, соседей и родственников, общаться с ними - весьма опасное социальное явление. 7. Необходимо воспитывать, по выражению академика Д.С. Лихачева, «нравственную оседлость», чувство ответственности каждого человека за происходящее в мире, добиваясь четкого осознания взаимозависимости всех людей. Эта огромной важности задача ложится, прежде всего, на систему образования и воспитания в целом, а также на разнообразные средства массовой информации. 8. «Выравнивание иерархии власти» в информатизируемом обществе должно происходить за счет обеспечения всё большему числу людей реальной возможности участия в политическойдеятельности, повышения их социального статуса. 9. Государство - «надзиратель» - Левиафан – традиционно используемое в обществоведении библейское морское чудовище в качестве символа государства-монстра может быть значительно усилен компьютерными и телекоммуникационными технологиями. При современных информационных технологиях возможен практически абсолютный контроль, а затем и направление не только поведения, но и мыслей людей. Если государство не будет создавать условия для воспитания интеллектуального человека, то получит массу легко управляемых и прогнозируемых в поведении и мыслях людей. 10. «Повышение компетентности» и как альтернатива этому «деквалификация». Информационная и коммуникационная техника, технологии как современные средства нейтральны по отношению к человеку, они лишь предоставляют новые возможности для реализации конкретных жизненных целей. 11. «Новые профессии и квалификации» и возможное исчезновение многочисленных профессий. Появление новых, более интеллектуальных профессий не должно исключать сохранение информации не только об исчезающих технологиях, трудовых навыках, но и о социальных структурах, обеспечивавших их реализацию (типе людей, их отношениях, культуре, менталитете). Утеря технологий создания таких мировых шедевров как египетские пирамиды, изделий из дамасской стали, перегородчатой эмали, невозможность их воссоздания сегодня в значительной степени связана с социальными аспектами. 12. «Национальная независимость» и одновременно «уязвимость». Уровень развития информатизации, интеллекта нации позволяет государствам выходить на позиции действительной национальной независимости. Общеизвестна роль таких факторов как количество и качество вооруженных сил сторон, сформированная направленность общественного мнения, открытость (закрытость) информации о мотивах политических акций при поиске дипломатических решений. 13. Для общества, вступившего в фазу информатизации, фактор технологического отрыва становится более весомым, чем численное превосходство армии. Прежде всего, этот фактор проявляется в технологии информационно-обменных процессов. Понятия «информационная война», «психологическая война», «пси-оружие», «утечка умов», «зомбирование» наполняются реальным содержанием. Национальные системы СМИ становятся объектами стратегического значения. Значимой проблемой является безвозмездная перекачка через сеть Интернет накопленного интеллектуального труда российских ученых в другие страны. В США проводятся работы по получению сведений об информационно-телекоммуникационных комплексах России для установления последующего контроля над российскими национальными информационными ресурсами. США уже сейчас закладывают маршруты информационных потоков, которые могли бы контролироваться американскими спецслужбами в соответствующих центрах. В частности, специальные пункты в странах НАТО четко фиксируют корреспондентов, обращающихся через сеть Интернет к американским информационным ресурсам. Национальная независимость диктует России необходимость государственного регулирования технологического сотрудничества с Западом, что отражено в концепциях национальной безопасности, информационной безопасности, а также в ряде других нормативных документов. Выводы Информатизация российского общества должна иметь своей целью сохранение и развитие национального способа мышления, ментальности, позволяющей эффективно познавать и моделировать социальные процессы в том или ином конкретном объекте на базе возможностей, предоставляемых новыми информационными технологиями.
Контрольные вопросы и задания 1. Назовите и проанализируйте структурные компоненты процесса информатизации общества. 2. В чем суть основных теоретико-методологических подходов к информатизации общества? 3. Охарактеризуйте законодательную базу российской информатизации 4. Назовите предпосылки информатизации в политической, экономической и культурно-духовной сферах жизнедеятельности общества. 5. Каковы предпосылки информатизации в социальнойсфере? 6. В чем заключается суть альтернативных вариантов развития информатизации в России? 7. Опишите основные последствия информатизации в сфере культуры (на примере таблицы К. Хессига). 1. Приведите примеры последствий информатизации в социально-экономической сфере (таблица К. Хессига).
Литература
4. Стратегия развития информационного общества в России.-Принята Советом Безопасности России 25 июля 2007 года, утверждена Президентом РФ в марте 2008 года.- Режим доступа: http://kremlin.ru/mainhage.shtml - официальный сайт президента РФ 5. Готовность России к информационному обществу: Оценка ключевых направлений и факторов электронного развития: Аналитический доклад / Под ред. С.Б. Шапошника. - М., 2004. 6. Латыпов И.А. Собственность на информацию как социально-философская проблема. - Ижевск, 2007. 7. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура / Пер. с англ. - М., 2000. 8. Стрелец И.А. Сетевая экономика: учебник. - М., 2006. 9. Жуков В.И., Локосов В.В., Осипов Г.В. Социология трансформации России в меняющемся мире: Социальная цена неолиберального реформирования. - М., 2005. 10..Ефремов О.В. Социальные аспекты современных компьютерных технологий: учеб. пособие. - Тамбов, 2006. Сетевые источники 1. Информационный портал ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 годы)» - http://www.e-rus.ru/ 2. Российский портал развития - http://www.russia-gateway.ru/ 3. РИО-Центр. Центр развития информационного общества - http://www.riocenter.ru/
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 807; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.142.42 (0.016 с.) |