Информационная свобода в информационном обществе



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Информационная свобода в информационном обществе



Что же будет происходить со средствами массовой информации в дальнейшем при формировании информационного общества, в котором получат дальнейшее развитие и широкое распространение новые информационные технологии? Здесь можно указать на несколько наиболее существенных изменений, которые ожидаются в ближайшем будущем .

1. Ожидается глобальная «цифровизация» технических средств массовой информации за счет все большего использования современной и перспективной цифровой элементной базы. В результате этого техника СМИ не только станет более портативной и надежной, но, самое главное, — существенно более качественной и функционально развитой.

Так, например, развитие систем цифрового стереофонического радиовещания с использованием спутниковых ретрансляторов позволит обеспечить высококачественный прием общественно-политических, образовательных и культурно-развлекательных программ, а также службы новостей даже на штыревую автомобильную антенну или же карманный радиоприемник. Таким образом, будет обеспечена «включенность» каждого жителя нашей планеты в глобальную информационную среду будущего информационного общества.

Цифровое телевидение высокой четкости, переход на плоские экологически безопасные экраны различных размеров, возможность размещения телевизионных экранов отдельно от приемных блоков телевизора существенно расширят использование телевизионной техники в производственных и домашних условиях и, по-видимому, окончательно вытеснят из социальной практики традиционные кинотеатры, которые должны будут уступить свое место голографическим информационным центрам,

2. Будет происходить все большая интеграция СМИ с цифровой вычислительной техникой и информационно-телекоммуникационными системами не только на техническом, но и на функционально-организационном уровне. Другими словами, функции СМИ и ИТКС будут все более часто пересекаться и дополнять друг друга.

Так, например, в информационном обществе станет возможным получать последние новости не только по радиовещательным и телевизионным сетям, но и по компьютерным сетям обмена информацией. Ведь сами эти сети будут интегрированными. Поэтому и телевизионные передачи можно будет смотреть прямо на экране компьютера, точно так же, как и телевизионный приемник будет иметь возможность выполнять определенные функции терминала информационно-телекоммуникационной сети. Через него можно будет связаться, например, с другим абонентом этой сети или же, что очень важно, выразить свое отношение к общественно значимой проблеме, обсуждаемой в данный момент обществом.

3. Цифровизация и интеллектуализация фото, кино- и видеотехники, а также простота ввода полученной с ее помощью информации в цифровые сети передачи данных существенным образом расширят круг пользователей этой техникой, что, в свою очередь, позволит значительно увеличить запасы информационных ресурсов общества, повысить их качество, оперативность и достоверность.

Причем это дело самого ближайшего будущего. Ведь первые цифровые видео- и фотокамеры существуют уже сегодня, а многие музыкальные и видеостудии переходят на современную мультимедийную технику, которая открывает совершенно новые возможности для композиции и создания новых аудиовизуальных эффектов.

Таким образом, развитие средств массовой информации в информационном обществе, безусловно, получит ряд новых возможностей для того, чтобы эти средства стали действительно массовыми и более доступными для всех граждан общества.

Необходимо только помнить, что информатизация общества сама по себе не делает его более демократическим, открытом или даже гражданским. Угроза тоталитаризма существует сегодня и будет существовать и в информационном обществе. Просто формы проявления этого тоталитаризма там будут другими. Но ведь сущность его от этого не изменяется.

Поэтому, для того чтобы обеспечить информационную свободу личности в условиях информационного общества, важно сохранить за средствами массовой информации возможности для оппонирования любым органам власти и организации их конструктивного диалога с общественностью своей страны, а также других стран мирового сообщества.

4. Информационное («цифровое») неравенство

В глобальном мире в целом увеличивается интеллектуальный разрыв между имеющими и не имеющими доступ к современным информационным и коммуникационным технологиям, проявляющийся как на уровне стран, так и на уровне социальных групп и индивидов. К настоящему времени только десятая часть землян использует Интернет, из них девять десятых - жители развитых стран (данные Международного комитета потребителей). «Супермагистрали», обеспечивающие доступ к информации и обмен ею, открыты не для всех. По мнению Международной комиссии по образованию XXI века, существует реальная опасность того, что укоренятся два типа обществ - динамичных и отстающих, причем это будет существенным образом зависеть от доступа отдельных лиц к технологиям.

В 1997 г. Программа развития ООН в ежегодном докладе об экономическом развитии впервые ввела термин цифровое неравенство («digital divide»), подразумевая под этим понятием разницу между «информационной бедностью» и «информационным богатством». Констатируя тем самым рост социального неравенства по принципу доступа к компьютерной сети, ибо в нынешних условиях доступ к компьютеру - это доступ к знанию и образованию. Специалисты часто отмечали, что степень цифрового неравенства однозначно связана с благосостоянием общества, а имущественный ценз является решающим при подключении к Интернету.

Однако результаты исследований ассоциации Global Consumer Advisory Board (GCAB)1 свидетельствуют, что такое неравенство - проблема не только развивающихся, но и передовых стран. Так, в Германии, Италии и Южной Корее женщины приобщаются к Интернету и сотовой связи медленнее, чем даже в ряде мусульманских стран. А в США, в отличие от азиатских и европейских стран, медлят с освоением таких передовых технологий, как мобильный и широкополосный доступ к Сети. Более того, пятая часть американцев, имеющих доступ в Интернет, считает, что он им не нужен. Таким образом, возможность доступа в Интернет не равносильна его разумному и эффективному использованию, поскольку даже высшие приматы имеют способности к работе с компьютером (данные компании Primate Programming Inc.) - ряд экспериментов по обучению бабуинов работе на ноутбуках показал, что они вполне могут заниматься тестированием программного обеспечения и даже элементарно программировать.

Информационное неравенство может быть определено как неравные возможности с точки зрения доступа, использования и производства информации и знаний, применения информационных и коммуникационных технологий для развития.

В Стратегии развития информационного общества в России отмечается, что в стране сохраняется неравенство в доступе к информации и информационно-коммуникационным технологиям различных групп населения и регионов, которое все более превращается в фактор, тормозящий социально-экономическое развитие общества.

Международная общественность и специалисты в качестве одного из вариантов решения проблемы информационного неравенства предлагают установление специальных квот на доступ в сеть Интернет, использование компьютерной техники для незащищенных групп населения.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Какие черты информационного образа жизни будут являться в будущем наиболее характерными?

2. Каковы возможные социальные последствия возникновения информационного неравенства между людьми в информационном обществе?

3. Какие новые возможности для творчества открываются в информационном обществе?

4. В чем проявляется информационная свобода личности? Какие новые возможности для нее создает информационное общество?

5. Каковы ограничений для информационной свободы личности в демократическом обществе?

6. В чем заключается информационная ответственность личности?

7. Что такое телеработа?

8. Чем характеризуется виртуальное предприятие?

 

Литература

1.Стратегия развития информационного общества в России//25 июля 2007 года.- Режим доступа:http://www.kremlin.ru

2. Колин К.К. Социальная информатика: Учебное пособие для вузов.- М.:Академический проект, 2004 (2000).- 350 с.

3. Могилев А.В., Листрова Л.В. Информация и информационные процессы. Социальная информатика.- СПб:БХВ-Петербург, 2006.-240 с.

4. Соколова И.В. Социальная информатика:Учебное пособие – Изд.2-е, перераб.и дополн.–М.:Издательство ПЕРСПЕКТИВА; Издательство РГСУ 2008.- 274 с.

5. Рунов А.В. Социальная информатика: Учебное пособие/ Рунов А.В. – М.:КНОРУС, 2009.-428 с.


Тема 8.Информационная безопасность личности, общества,

государства

План

1.Понятие «информационная безопасность» личности, общества, государства.

2. Социальные аспекты информационной безопасности

3. Информационно-психологическая безопасность, основные понятия и проблемы

4. Проблема информационной безопасности государств в условиях глобальной информатизации, российская специфика.

5. Основные направления достижения информационной безопасности личности, общества, государства

6. Роль социальной информатики в повышении информационной безопасности личности, общества, государства

 

Под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.

Обеспечение информационной безопасности личности означает ее право на получение объективной информации и предполагает, что полученная человеком из разных источников информация не препятствует свободному формированию и развитию его личности.

В структуре информационной безопасности специалисты выделяют такие категории как информационный вызов, информационные угрозы, информационный риск и информационная опасность. В качестве воздействия на личность так называемых информационных угроз могут выступать

- целенаправленное информационное давление с целью изменения мировоззрения, политических взглядов и морально-психологического состояния людей;

- распространение недостоверной, искаженной, неполной информации;

- использование неадекватного восприятия людьми достоверной информации.

Информационные воздействия опасны или полезны не столько сами по себе, сколько тем, что управляют мощными вещественно-энергетическими процессами, параметры которых на порядки выше самой информации. Учеными установлено, что пользователи в псевдореальном мире гораздо в большей степени, чем в мире обычном, подвержены внушению и гипнозу. Запрограммировать игровую программу на ту или иную установку в настоящее время не представляет труда. «Виртуальную» систему можно заразить вирусом, который будет кодировать на определенные слова, что позволит в дальнейшем осуществлять «зомбирование» пользователей, т.е. организацию их управляемого в нужном аспекте поведения.

Необходимо отметить, что за рубежом наблюдение за соблюдением прав граждан в этом отношении - компетенция специальных уполномоченных по защите прав граждан в информационных системах.

Компьютерная преступность. Компьютерная преступность является современным вариантом проявления социальной девиации (отклонения). Различаются, как правило, два направления компьютерной преступности:

- нарушение авторского права при не лицензированном использовании программных продуктов, хищение информации;

- несанкционированный доступ к информации, расположенной на машинном носителе, преднамеренное искажение или порча информации посредством вирусной атаки.

Попытка, как правило, молодых людей реализовать себя в вирусописательстве и в других видах компьютерной преступности связана отчасти с рядом субъективных причин, таких, как желание самоутвердиться, а также отсутствие осознанных жизненных целей. Объективно же в современной действительности «хакерство» для российской молодежи стало очевидным способом зарабатывания на жизнь в отсутствие реальной опасности (в возрасте до 18 лет) быть привлеченными к уголовной ответственности за компьютерные преступления согласно Уголовному Кодексу РФ.

Очевидно, что компьютерная преступность и компьютеромания - два взаимосвязанных социальных явления. Нерегулируемое обществом явление компьютеромании служит питательной средой развития компьютерной преступности, особенно в молодежной среде.

Стремительное развитие информационных и коммуникационных технологий привело к формированию фундаментальной зависимости от них критически важных национальных инфраструктур России и обусловило возникновение принципиально новых угроз, связанных с возможностью использования этих технологий в целях, несовместимых с поддержанием международной стабильности и безопасности, соблюдением принципов отказа от применения силы, невмешательства во внутренние дела государства, уважения прав и свобод человека.

Поэтому одним из главных компонентов системы обеспечения безопасности киберпространства России должен стать постоянный мониторинг уровня защищенности сегментов ее информационного пространства, а также создание служб ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в информационной сфере.

Понятие «информационная безопасность» личности, общества, государства Согласно Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, информационная безопасность - состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование и развитие в интересах граждан, организаций и государства. В Доктрине отмечается, что информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности России. Подчеркнуто, что национальная безопасность России существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, и в ходе современного технического прогресса эта зависимость будет постоянно возрастать

Проблематика информационной безопасности личности, общества, государства, информационно-психологической безопасности личности и общества отражена в работах целого ряда исследователей (А.Е. Войскунский, Г.В. Грачев, В.Н. Лопатин, Д.В.Манойло, Е.Ю.Митрохина, В.Я Нечаев, А.И. Поздняков, А.И. Смирнов, А.А. Стрельцов, Г.Л. Смолян и др.).



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.10.166 (0.008 с.)