Основные проблемы и направления исследований в области социальной информатики



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные проблемы и направления исследований в области социальной информатики



Cоциальную информатику в настоящее время нужно рассматривать не только как актуальную проблему прикладных исследований на стыке традиционных и новых научных дисциплин, связанных с проблемой информатизации общества, но и как важное направление фундаментальных исследований проблем и закономерностей развития общества. В России создано уже несколько специализированных кафедр социальной информатики, в т.ч. в МГУ на социологическом факультете.

Однако проблемная область социальной информатики еще недостаточно четко определена, а основные направления исследований и проблемы, которые они включают требуют не только детальной структуризации, но и научного обсуждения.

На современном этапе развития социальной информатики как комплексной научной проблемы представляется целесообразным выделить следующие основные направления научных исследований:

1. Роль информации в жизни общества

2. Информатизация общества как объективный глобальный процесс.

3. Информационные ресурсы общества, их свойства, структура и топология, потребности общества в информационных ресурсах и степень их удовлетворения.

4. Информационный потенциал общества, его структура, динамика, закономерности формирования и эффективность использования.

5. Информационное общества как очередная исторически неизбежная ступень развития цивилизации, его закономерности и проблемы.

6. Личность и социумы в информационном обществе.

Роль информации в жизни современного общества

Главная задача при рассмотрении этого направления исследований показать основные информационные закономерности истории развития цивилизации, роль и значение информации и средств ее активного социального использования — информационной техники и информационных технологий — в осуществлении очередной технологической революции – информатизации общества, результатом которой является переход общества на новый уровень общественного производства.

Направления исследований Основные проблемы
История развития цивилизации и основные информационные революции   1. Информационный подход к истории развития цивилизации как к последовательности информационных революций. 2. Основные информационные революции в развитии человеческого общества, краткая характеристика их содержания и последствий. 3. Информатизация общества как социотехническая революция.  

Информатизация общества как объективный глобальный процесс

Направления исследований Основные проблемы
Условия, предпосылки и последствия информатизации общества   1. Определение понятия «информатизация общества». 2. Информатизация общества как объективный процесс. 3. Информатизация общества как глобальный процесс. 4. Современное состояние и перспективы развития информатизации стран мирового сообщества.

Термин “информационные ресурсы” стал широко использоваться в научной литературе после публикации известной монографии Г.Р. Громова “Национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации”. Сейчас он еще не имеет однозначного толкования, несмотря на то, что это понятие является одним из ключевых в проблеме информатизации общества. Поэтому одной из главных фундаментальных проблем, входящих в состав первого направления исследований является проблема понимания сущности информационного ресурса, как формы представления данных и знаний, его роли в социальных процессах, а также закономерностей формирования, преобразования и распространения различных видов информационных ресурсов обществе.

Вторая проблема состоит в понимании генезиса информационных процессов в обществе и разработке методологии оценки и прогнозирования потребностей общества в информационных ресурсах. Эта методология должна определять оптимальную стратегию и тактику процесса информатизации страны, региона и общества в целом для достижения целей общественного развития и удовлетворения информационных потребностей всех его членов.

Третья проблема данного направления заключается в необходимости создания методов исследования структуры и топологии распределения различных видов информационных ресурсов по отельным регионам, странам и в глобальном масштабе.

Информационные ресурсы общества, их свойства, структура и топология, потребности общества в информационных ресурсах и степень их удовлетворения

Направления исследований Основные проблемы
Информационные ресурсы (ИР) общества, их свойства, структура и топология, потребности общества в ИР и степень их удовлетворения 1. Основные свойства информационных ресурсов (виды ИР, их взаимодействие, основные законы формирования ИР) 2. Потребности общества в ИР для достижения целей общественного развития и удовлетворения (проблема достаточности ИР). 3. Структура и топология ИР в данной стране и странах мирового сообщества, динамика этих факторов во времени и пространстве, долгосрочные и краткосрочные прогнозы.

В понятие информационный потенциал общества включается не только весь индустриально-технологический комплекс средств информатики той или иной страны, но также и сеть научно-исследовательских, учебных, административных, коммерческих и других организаций и социальных институтов, деятельность которых содействует эффективному использованию информационных ресурсов, а также подготовке для этих целей необходимого количества специалистов соответствующего профиля.

Информационный потенциал становится таким же важным экономическим и социальным фактором развития, как энергетический, промышленный и оборонный потенциал, численность и образовательный потенциал.

В связи с этим особую актуальность приобретает проблема повышения информационной культуры общества, т.е. степени его подготовленности к эффективному использованию информационных ресурсов и продуцированию новых знаний. Суть этой проблемы заключается в том, что остро ощущается тенденция отставания темпов и уровня образования в области информатики и информационных технологий от соответствующих темпов и уровня развития инструментальных средств. Эта тенденция имеет глобальный характер. Отчасти это связано с общеизвестной инерционностью образовательной системы. Но в России эта проблема стоит особенно остро по причине низкого уровня оснащенности современными средствами информатики учебных заведений.

Еще одна крупная проблема данного направления заключается в том, что для обеспечения активизации и эффективного использования информационных ресурсов общества необходимо осуществить “электронизацию” информационных фондов. По мнению академика А. Ершова именно “в загрузке и активизации информационного фонда человечества в глобальной компьютерной сети, собственно, и заключается задача информатизации в ее техническом содержании”. Активными информационными ресурсами является та часть национальных ресурсов, которую составляет информация, доступная для автоматизированного поиска, хранения и обработки: формализованные и законсервированные на машинных носителях в виде работающих программ профессиональные знания и навыки, текстовые и графические документы, а также любые другие содержательные данные, потенциально доступные на коммерческой основе пользователям национального парка компьютеров. Есть основания предполагать, что отношение объема активных информационных ресурсов к общему объему национальных информационных ресурсов становится одним из существенных экономических показателей, характеризующих эффективность использования этих важнейших информационных ресурсов. Информационная емкость машиностроительного проекта объекта средней сложности (самолет, энергетический блок и т.д.) составляет 25-10 Мбайт. Если принять минимальную стоимость информации (5 коп.) за 1 байт, то информационная стоимость такого объекта будет равна 12,5 млн. деноминированных рублей.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.175.108 (0.005 с.)