Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Семинар 6. Информационный образ жизни: общество и личность в условиях информатизации.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Цели занятия: 1. Проанализировать возможности, предоставляемые информатизацией общества для совершенствования образа жизни. 2. Оценить проблемы, возникающие перед человеком в новых условиях формирующегося информационного общества 3. Осознать новую социальную проблему информационного неравенства. 4. Уяснить необходимость учета физического, психического и социального начал человека в условиях развертывания информатизации. План занятия: 8. Понятие «информационный образ жизни»: отличительные признаки, слагаемые, их современное состояние. 9. Информатизация деловой сферы и профессиональная деятельность. 10. Информационные «надомники». Телеработа. Виртуальные предприятия. 11. Проблемы и возможности адаптации людей с ограниченными физическими возможностями в новой информационной среде. 12. Компьютеромания и компьютерофобия как социальные явления. 13. Компьютерная преступность как социальное явление. 14. Информатизация быта и досуга. Контрольные вопросы и задания 1. Какие черты информационного образа жизни будут являться в будущем наиболее характерными? 2. Каковы возможные социальные последствия возникновения информационного неравенства между людьми в информационном обществе? 3. Какие новые возможности для творчества открываются в информационном обществе? 4. В чем проявляется информационная свобода личности? Какие новые возможности для нее создает информационное общество? 5. Каковы ограничений для информационной свободы личности в демократическом обществе? 6. В чем заключается информационная ответственность личности? 7. Что такое телеработа? 8. Чем характеризуется виртуальное предприятие? 9. Назовите основные объективные и субъективные причины существования компьютеромании и компьютерофобии. 10. Перечислите основные характеристики хакеров как социальной группы. 11. Приведите примеры использования новых информационных технологий в организации быта и досуга. Глоссарий Глоссарий содержит наиболее распространенные в современной научной литературе толкования основных терминов, используемых при изучении курса «Социальная информатика».
Б Биологическая информатика — наука, изучающая общие закономерности и особенности реализации информационных процессов в биосфере — живых организмах и растениях. Раздел фундаментальной информатики, получивший свое развитие в России в конце XX века. В Виртуальное предприятие — совокупность территориально удаленных друг от друга структурных подразделений одной и той же организации, взаимодействующих между собой по информационно-телекоммуникационным сетям. Виртуальная реальность — новое направление развития информационных технологий, которые позволяют создавать у людей иллюзии наблюдения и даже ощущения некоторого искусственного (виртуального) мира, создаваемого при помощи средств информатики и кибернетики. «Всемирная паутина» (WWW) — гипертекстовая информационная подсистема международной информационно-телекоммуникационной сети 1п1егпе1. Обеспечивает возможность поиска информации по ключевым словам и ссылкам во многих базах данных, подключенных к сети 1п1егпе1 и находящихся в различных странах мира. Г Глобальная информационная инфраструктура — качественно новое информационное образование, формирование которого началось в 1995 году группой развитых стран мирового сообщества. По их замыслу будет представлять собой интегрированную общемировую информационную сеть массового обслуживания населения нашей планеты на основе интеграции глобальных и региональных информационно-телекоммуникационных систем, а также систем цифрового телевидения и радиовещания, спутниковых систем и подвижной связи. Д Дистанционное обучение — новый способ реализации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, которые позволяют осуществлять «обучение на расстоянии» без непосредственного, личного контакта между преподавателем и учащимися. Дистанционное образование — современный комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения на основе использования способов дистанционного обучения. И Информатизация — организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов. Информатизация — комплекс мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех общественно значимых видах человеческой деятельности. Инфосфера — информационная сфера общества. Включает в себя всю искусственно созданную человеком знаковую среду, которая окружает людей в современном обществе. Информационное общество — общество, в котором главным продуктом производства являются знания. Отличительными чертами информационного общества являются: доступность необходимой информации для всех членов общества, способность общества производить всю необходимую для его жизнедеятельности информацию, а также обеспечить всех членов общества средствами доступа к этой информации. Информатика — наука о закономерностях и формах движения информации в природе и обществе. Комплексное научное направление, имеющее междисциплинарный характер. Информатика — в настоящее время одна из фундаментальных областей научного знания, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации, стремительно развивающаяся и постоянно расширяющаяся область практической деятельности человека, связанная с использованием информационных технологий. Информология — наука будущего, объектом изучения которой являются информационные ресурсы общества, а предметом — основные свойства этих ресурсов, закономерности их формирования и эффективность использования. Информография — наука будущего, изучающая топологию распределения информационных ресурсов в пространстве мирового сообщества, а также на территории той или иной страны, их особенности, принадлежность, доступность, возможности эффективного использования. Информационное неравенство — новая проблема развития цивилизации, суть которой заключается в том, что возникающая в процессе информатизации общества новая высокоавтоматизированная информационная среда оказывается в различной степени доступной для отдельных людей, организаций, регионов и стран мирового сообщества. Информационная война — открытые или скрытые целенаправленные информационные воздействия систем друг на друга с целью получения определенного выигрыша в материальной, военной, политической или же идеологической сферах. Информационная инфраструктура общества — совокупность организационных структур, которые обеспечивают функционирование и развитие информационного пространства страны, а также средств информационного взаимодействия, обеспечивающих доступ граждан и организаций к информационным ресурсам. Информационный подход — фундаментальный метод научного познания. Суть этого метода заключается в том, что при изучении любого объекта, процесса или явления в природе и обществе в первую очередь выявляются и анализируются наиболее характерные для них информационные аспекты, определяющие их состояние и развитие. Информационный потенциал общества — совокупность средств, методов и условий, позволяющих активизировать и эффективно использовать информационные ресурсы. Информационные ресурсы — отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах). Информационная технология — представленное в проектной форме (т. е. в формализованном виде, пригодном для социального использования) концентрированное выражение научных знаний и практического опыта, позволяющее рациональным образом организовать тот или иной достаточно часто повторяющийся информационный процесс. Информационная техносфера — инструментально-технологическая среда общества, представляющая собой совокупность технических средств информатизации общества и информационных технологий, обеспечивающих возможности их социального использования. Информационная культура общества — способность общества эффективно использовать имеющиеся в его распоряжении информационные ресурсы и средства информационных коммуникаций, а также применять для этих целей передовые достижения в области развития средств информатизации и информационных технологий. Информационная революция — радикальное изменение инструментальной основы, способов передачи и хранения информации, а также объема информации, доступной активной части населения. Информационная супермагистраль — высокоскоростной тракт передачи информации, используемый в современных информационно-телекоммуникационных системах и обладающий повышенными характеристиками надежности и качества передачи информации. Информационная услуга — предоставление в распоряжение пользователей необходимых им информационных продуктов в документальной или электронной форме, а также распространение по информационным сетям принадлежащей пользователям информации или информационных продуктов. Информационная экономика — новый сектор экономики, возникший благодаря развитию глобального процесса информатизации. Включает в себя производство средств информатизации, а также информационных продуктов и услуг и информационный рынок. Информационный бизнес — новое направление деловой активности общества, связанное с реализацией функций торговли и посредничества на информационном рынке, а также организацией производства, обслуживания, аренды, страхования, финансового и кадрового обеспечения средств массовой информатизации общества. Информационный продукт — совокупность данных, подготовленная производителем для последующего распространения в вещественной документальной или электронной форме в качестве товара или услуги. Информационный рынок — система экономических, правовых и организационных отношений в обществе, которая обеспечивает торговлю средствами информационной техники, информационными технологиями, информационными продуктами, а также предоставление на коммерческой основе информационных услуг пользователям. Информационная безопасность — состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование и развитие в интересах граждан, организаций и государства. Информационная свобода личности — возможность человека получать необходимую для его жизни, профессиональной деятельности и развития информацию, а также выражать свою точку зрения по поводу тех или иных природных или общественных явлений, передавать информацию другим людям, т. е. распространять ее в обществе. Информационная преступность — противоправные действия в информационной сфере общества, нарушающие установленные законом права личности, организаций или государства и наносящие им моральный или материальный ущерб. Интеллектуальная безопасность — состояние защищенности интеллектуальной сферы общества, его когнитивных структур (научных школ, исследовательских центров, лабораторий, университетов и т. п.), а также интеллектуальных способностей человека от разрушительных воздействий. Информационная угроза — факторы и совокупности факторов, создающие опасность функционированию информационной среды общества. Информационное надомничество — выполнение производственных заданий в домашних условиях с использованием современной информационной техники и информационных технологий. Информационное оружие — средства и методы, которые позволяют осуществлять информационные воздействия на противника в информационной войне. Информационно-психологичесхая безопасность — состояние защищенности граждан, их отдельных групп и социальных слоев, а также населения в целом от негативных информационно-психологических воздействий. Информационно-энергетическая безопасность — состояние защищенности человека и общества, а также всей биосферы планеты от негативного воздействия энергетических, электромагнитных полей природного и техногенного происхождения, способных оказывать вредное влияние на биологические процессы в живых организмах и растениях, а также на их генетическую основу. К Киберкультура — новое технократическое направление в развитии культуры, основанное на использовании возможностей компьютерных игр и технологий виртуальной реальности. Киберболезни — новые виды заболеваний людей, вызванные вредным воздействием на их психику и физиологические функции технологий виртуальной реальности. Когнитивные технологии — информационные технологии, специально ориентированные на развитие интеллектуальных способностей человека. Характерным примером такой технологии является когнитивная компьютерная графика, позволяющая в пространственной форме представлять на экране компьютера не только различные геометрические фигуры, но и различные математические формулы. Такие представления развивают пространственное воображение человека и его ассоциативное мышление. Компьютеромания — патологическая потребность человека в регулярном использовании компьютерных систем, вызванная привыканием к воздействию на его психику компьютерных игр и технологий виртуальной реальности. Компьютерные преступления — противоправные действия, связанные с использованием новых возможностей по доступу к информации через информационно-телекоммуникационные сети, а также с нарушением функционирования компьютерных систем. Н Нейролингвистическое программирование — метод манипулятивного воздействия на подсознание людей при помощи особых форм словесного внушения, которые создают у них достаточно устойчивые психологические установки, побуждающие впоследствии ко вполне определенным действиям. Новые информационные технологии — информационные технологии, для реализации которых используются последние достижения в области развития средств информатизации общества, в том числе — электронная вычислительная техника, информационно-телекоммуникационные системы, методы искусственного интеллекта. О Общая теория информации — наука об общих свойствах информации и информационных процессов в природе и обществе. Одна из перспективных фундаментальных областей научного знания о наиболее общих закономерностях проявления информационной реальности, которые лежат в основе развития природы и общества. П Психотропное оружие — средства и методы, которые позволяют осуществлять целенаправленное разрушительное дистанционное воздействие на психологические функции и работу физиологических органов и систем человека. Постиндустриальное общество — общество, в котором сфера услуг получила приоритетное развитие и превалирует над объемами промышленного производства и производства сельскохозяйственной продукции. С Сеть связи — совокупность каналов связи (проводных, радио- или оптических), каналообразующей аппаратуры, а также центров и узлов связи, обеспечивающих функционирование данной сети. Система виртуальной реальности — техническая система, обеспечивающая формирование виртуальной реальности в сознании человека. Социальное время — универсальная мера затрат общественного труда, предложенная академиком В.Г. Афанасьевым для использования в области экономики с целью получения объективных количественных оценок экономических процессов. Предложено использовать эту меру в качестве общего количественного показателя для количественной оценки любых видов технологий. Таким показателем является экономия социального времени, достигаемая при использовании данной технологии. Социальная информатика — наука о закономерностях и формах движения информации в обществе. Раздел информатики, представляющий новую междисциплинарную область научных исследований. Социальный интеллект — совокупный творческий потенциал общества, определяющий способности людей производить и усваивать новые знания, формы и методы организации труда и новые технологии. Социальная когнитология — наука о закономерностях формирования и использования совокупного интеллектуального потенциала общества Средства информатизации — инструментальные аппаратные и программные средства, а также информационные технологии, используемые в процессе информатизации общества. Т Телекоммуникационные технологии — способы рациональной организации работы телекоммуникационных систем. Телеработа — производственная деятельность на дому или же в специальных локальных телецентрах сотрудников одной организации, при которой обеспечивается их взаимодействие посредством использования телекоммуникационных систем. Технология — представленное в проектной форме, т. е. в виде формализованных представлений (технических описаний, чертежей, схем, инструкций, представлений и т. п.), концентрированное выражение научных знаний и практического опыта, позволяющие рациональным образом организовать производственный, социальный или информационный процесс с целью экономии затрат труда, энергии, материальных ресурсов или же социального времени. Технологии виртуальной реальности — новые информационные технологии, обеспечивающие формирование виртуальной реальности в сознании людей при помощи средств информатики и кибернетики Технологическая революция — радикальное изменение доминирующего в обществе технологического уклада под воздействием развития научно-технического прогресса, в результате которого коренным образом изменяются не только способы организации общественного производства, приемы и методы труда, но и его инструментальная основа — орудия производства. Э Электронная библиотека — документальная автоматизированная информационная система, в которой документы (статьи, монографии, отчеты, рефераты и т. п.) хранятся, как правило, в полнотекстовом виде на электронных машинных носителях и могут представляться пользователям по их запросам в автоматизированную систему также в электронной форме, например, путем передачи текстов этих документов по электронной почте. Электронный архив — архив документов, представленных в электронной форме, пригодной для использования в автоматизированных информационных системах.
ТЕСТ Представленные тестовые задания предназначены для выявления и оценки остаточных знаний по курсу «Социальная информатика» у студентов старших курсов специальностей: «Маркетинг», «Коммерция», «Менеджмент организации», «Налоги и налогообложение», «Экономика и управление на предприятии», «Прикладная информатика», «Финансы и кредит». Тестовые задания охватывают все основные разделы программы курса: актуальные проблемы социальной информатики, роль информации в развитии общества, информационные ресурсы общества, информационный потенциал общества, информационное общество, человек в информационном обществе. Предлагаемый вариант теста включает 20 тестовых заданий, на которые предложено 3-4 варианта ответов. Все тестовые задания имеют средний уровень сложности. Инструкция. Перед Вами серия тестовых заданий из пройденного курса «Социальная информатика». В каждом задании приведены несколько вариантов ответов. Выберите и отметьте все правильные, по вашему мнению, ответы. Максимальное время работы с тестом 30 минут. 1. Социальная информатика — научное направление, являющееся отраслью: а). информатики б). социологии в). междисциплинарное направление 1. Кто из ниже перечисленных ученых является родоначальником научного направления "социальная информатика"? а). А.Д. Урсул б). А.В. Соколов в). А.П.Ракитов
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.140.100 (0.015 с.) |