Семинар 6. Информационный образ жизни: общество и личность в условиях информатизации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинар 6. Информационный образ жизни: общество и личность в условиях информатизации.



Цели занятия:

1. Проанализировать возможности, предоставляемые информатизацией общества для совершенствования образа жизни.

2. Оценить проблемы, возникающие перед человеком в новых условиях формирующегося информационного общества

3. Осознать новую социальную проблему информационного неравенства.

4. Уяснить необходимость учета физического, психического и социального начал человека в условиях развертывания информатизации.

План занятия:

8. Понятие «информационный образ жизни»: отличительные признаки, слагаемые, их современное состояние.

9. Информатизация деловой сферы и профессиональная деятельность.

10. Информационные «надомники». Телеработа. Виртуальные предприятия.

11. Проблемы и возможности адаптации людей с ограниченными физическими возможностями в новой информационной среде.

12. Компьютеромания и компьютерофобия как социальные явления.

13. Компьютерная преступность как социальное явление.

14. Информатизация быта и досуга.

Контрольные вопросы и задания

1. Какие черты информационного образа жизни будут являться в будущем наиболее характерными?

2. Каковы возможные социальные последствия возникновения информационного неравенства между людьми в информационном обществе?

3. Какие новые возможности для творчества открываются в информационном обществе?

4. В чем проявляется информационная свобода личности? Какие новые возможности для нее создает информационное общество?

5. Каковы ограничений для информационной свободы личности в демократическом обществе?

6. В чем заключается информационная ответственность личности?

7. Что такое телеработа?

8. Чем характеризуется виртуальное предприятие?

9. Назовите основные объективные и субъективные причины существования компьютеромании и компьютерофобии.

10. Перечислите основные характеристики хакеров как социальной группы.

11. Приведите примеры использования новых информационных технологий в организации быта и досуга.


Глоссарий

Глоссарий содержит наиболее распространенные в современной научной литературе толкования основных терминов, используемых при изучении курса «Социальная информатика».

 

Б

Биологическая информатика наука, изучающая общие закономерности и особенности реализации информационных процессов в биосфере — живых организмах и растениях. Раздел фундаментальной информатики, получивший свое развитие в России в конце XX века.

В

Виртуальное предприятие совокупность территориально удаленных друг от друга структурных подразделений одной и той же организации, взаимодействующих между собой по информационно-телекоммуникационным сетям.

Виртуальная реальность новое направление развития информационных технологий, которые позволяют создавать у людей иллюзии наблюдения и даже ощущения некоторого искусственного (виртуального) мира, создаваемого при помощи средств информатики и кибернетики.

«Всемирная паутина» (WWW) гипертекстовая информационная подсистема международной информационно-телекоммуникационной сети 1п1егпе1. Обеспечивает возможность поиска информации по ключевым словам и ссылкам во многих базах данных, подключенных к сети 1п1егпе1 и находящихся в различных странах мира.

Г

Глобальная информационная инфраструктура качественно новое информационное образование, формирование которого началось в 1995 году группой развитых стран мирового сообщества. По их замыслу будет представлять собой интегрированную общемировую информационную сеть массового обслуживания населения нашей планеты на основе интеграции глобальных и региональных информационно-телекоммуникационных систем, а также систем цифрового телевидения и радиовещания, спутниковых систем и подвижной связи.

Д

Дистанционное обучение новый способ реализации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, которые позволяют осуществлять «обучение на расстоянии» без непосредственного, личного контакта между преподавателем и учащимися.

Дистанционное образование современный комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения на основе использования способов дистанционного обучения.

И

Информатизация организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.

Информатизация комплекс мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех общественно значимых видах человеческой деятельности.

Инфосфера информационная сфера общества. Включает в себя всю искусственно созданную человеком знаковую среду, которая окружает людей в современном обществе.

Информационное общество общество, в котором главным продуктом производства являются знания. Отличительными чертами информационного общества являются: доступность необходимой информации для всех членов общества, способность общества производить всю необходимую для его жизнедеятельности информацию, а также обеспечить всех членов общества средствами доступа к этой информации.

Информатика наука о закономерностях и формах движения информации в природе и обществе. Комплексное научное направление, имеющее междисциплинарный характер.

Информатика в настоящее время одна из фундаментальных областей научного знания, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации, стремительно развивающаяся и постоянно расширяющаяся область практической деятельности человека, связанная с использованием информационных технологий.

Информология наука будущего, объектом изучения которой являются информационные ресурсы общества, а предметом — основные свойства этих ресурсов, закономерности их формирования и эффективность использования.

Информография наука будущего, изучающая топологию распределения информационных ресурсов в пространстве мирового сообщества, а также на территории той или иной страны, их особенности, принадлежность, доступность, возможности эффективного использования.

Информационное неравенство новая проблема развития цивилизации, суть которой заключается в том, что возникающая в процессе информатизации общества новая высокоавтоматизированная информационная среда оказывается в различной степени доступной для отдельных людей, организаций, регионов и стран мирового сообщества.

Информационная война открытые или скрытые целенаправленные информационные воздействия систем друг на друга с целью получения определенного выигрыша в материальной, военной, политической или же идеологической сферах.

Информационная инфраструктура общества совокупность организационных структур, которые обеспечивают функционирование и развитие информационного пространства страны, а также средств информационного взаимодействия, обеспечивающих доступ граждан и организаций к информационным ресурсам.

Информационный подход фундаментальный метод научного познания. Суть этого метода заключается в том, что при изучении любого объекта, процесса или явления в природе и обществе в первую очередь выявляются и анализируются наиболее характерные для них информационные аспекты, определяющие их состояние и развитие.

Информационный потенциал общества совокупность средств, методов и условий, позволяющих активизировать и эффективно использовать информационные ресурсы.

Информационные ресурсы отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).

Информационная технология представленное в проектной форме (т. е. в формализованном виде, пригодном для социального использования) концентрированное выражение научных знаний и практического опыта, позволяющее рациональным образом организовать тот или иной достаточно часто повторяющийся информационный процесс.

Информационная техносфера инструментально-технологическая среда общества, представляющая собой совокупность технических средств информатизации общества и информационных технологий, обеспечивающих возможности их социального использования.

Информационная культура общества способность общества эффективно использовать имеющиеся в его распоряжении информационные ресурсы и средства информационных коммуникаций, а также применять для этих целей передовые достижения в области развития средств информатизации и информационных технологий.

Информационная революция радикальное изменение инструментальной основы, способов передачи и хранения информации, а также объема информации, доступной активной части населения.

Информационная супермагистраль — высокоскоростной тракт передачи информации, используемый в современных информационно-телекоммуникационных системах и обладающий повышенными характеристиками надежности и качества передачи информации.

Информационная услуга предоставление в распоряжение пользователей необходимых им информационных продуктов в документальной или электронной форме, а также распространение по информационным сетям принадлежащей пользователям информации или информационных продуктов.

Информационная экономика новый сектор экономики, возникший благодаря развитию глобального процесса информатизации. Включает в себя производство средств информатизации, а также информационных продуктов и услуг и информационный рынок.

Информационный бизнес новое направление деловой активности общества, связанное с реализацией функций торговли и посредничества на информационном рынке, а также организацией производства, обслуживания, аренды, страхования, финансового и кадрового обеспечения средств массовой информатизации общества.

Информационный продукт совокупность данных, подготовленная производителем для последующего распространения в вещественной документальной или электронной форме в качестве товара или услуги.

Информационный рынок система экономических, правовых и организационных отношений в обществе, которая обеспечивает торговлю средствами информационной техники, информационными технологиями, информационными продуктами, а также предоставление на коммерческой основе информационных услуг пользователям.

Информационная безопасность состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование и развитие в интересах граждан, организаций и государства.

Информационная свобода личности — возможность человека получать необходимую для его жизни, профессиональной деятельности и развития информацию, а также выражать свою точку зрения по поводу тех или иных природных или общественных явлений, передавать информацию другим людям, т. е. распространять ее в обществе.

Информационная преступность — противоправные действия в информационной сфере общества, нарушающие установленные законом права личности, организаций или государства и наносящие им моральный или материальный ущерб.

Интеллектуальная безопасность состояние защищенности интеллектуальной сферы общества, его когнитивных структур (научных школ, исследовательских центров, лабораторий, университетов и т. п.), а также интеллектуальных способностей человека от разрушительных воздействий.

Информационная угроза факторы и совокупности факторов, создающие опасность функционированию информационной среды общества.

Информационное надомничество выполнение производственных заданий в домашних условиях с использованием современной информационной техники и информационных технологий.

Информационное оружие — средства и методы, которые позволяют осуществлять информационные воздействия на противника в информационной войне.

Информационно-психологичесхая безопасность состояние защищенности граждан, их отдельных групп и социальных слоев, а также населения в целом от негативных информационно-психологических воздействий.

Информационно-энергетическая безопасность состояние защищенности человека и общества, а также всей биосферы планеты от негативного воздействия энергетических, электромагнитных полей природного и техногенного происхождения, способных оказывать вредное влияние на биологические процессы в живых организмах и растениях, а также на их генетическую основу.

К

Киберкультура — новое технократическое направление в развитии культуры, основанное на использовании возможностей компьютерных игр и технологий виртуальной реальности.

Киберболезни новые виды заболеваний людей, вызванные вредным воздействием на их психику и физиологические функции технологий виртуальной реальности.

Когнитивные технологии — информационные технологии, специально ориентированные на развитие интеллектуальных способностей человека. Характерным примером такой технологии является когнитивная компьютерная графика, позволяющая в пространственной форме представлять на экране компьютера не только различные геометрические фигуры, но и различные математические формулы. Такие представления развивают пространственное воображение человека и его ассоциативное мышление.

Компьютеромания патологическая потребность человека в регулярном использовании компьютерных систем, вызванная привыканием к воздействию на его психику компьютерных игр и технологий виртуальной реальности.

Компьютерные преступления противоправные действия, связанные с использованием новых возможностей по доступу к информации через информационно-телекоммуникационные сети, а также с нарушением функционирования компьютерных систем.

Н

Нейролингвистическое программирование метод манипулятивного воздействия на подсознание людей при помощи особых форм словесного внушения, которые создают у них достаточно устойчивые психологические установки, побуждающие впоследствии ко вполне определенным действиям.

Новые информационные технологии информационные технологии, для реализации которых используются последние достижения в области развития средств информатизации общества, в том числе — электронная вычислительная техника, информационно-телекоммуникационные системы, методы искусственного интеллекта.

О

Общая теория информации наука об общих свойствах информации и информационных процессов в природе и обществе. Одна из перспективных фундаментальных областей научного знания о наиболее общих закономерностях проявления информационной реальности, которые лежат в основе развития природы и общества.

П

Психотропное оружие средства и методы, которые позволяют осуществлять целенаправленное разрушительное дистанционное воздействие на психологические функции и работу физиологических органов и систем человека.

Постиндустриальное общество общество, в котором сфера услуг получила приоритетное развитие и превалирует над объемами промышленного производства и производства сельскохозяйственной продукции.

С

Сеть связи совокупность каналов связи (проводных, радио- или оптических), каналообразующей аппаратуры, а также центров и узлов связи, обеспечивающих функционирование данной сети.

Система виртуальной реальности техническая система, обеспечивающая формирование виртуальной реальности в сознании человека.

Социальное время универсальная мера затрат общественного труда, предложенная академиком В.Г. Афанасьевым для использования в области экономики с целью получения объективных количественных оценок экономических процессов. Предложено использовать эту меру в качестве общего количественного показателя для количественной оценки любых видов технологий. Таким показателем является экономия социального времени, достигаемая при использовании данной технологии.

Социальная информатика наука о закономерностях и формах движения информации в обществе. Раздел информатики, представляющий новую междисциплинарную область научных исследований.

Социальный интеллект совокупный творческий потенциал общества, определяющий способности людей производить и усваивать новые знания, формы и методы организации труда и новые технологии.

Социальная когнитология — наука о закономерностях формирования и использования совокупного интеллектуального потенциала общества

Средства информатизации инструментальные аппаратные и программные средства, а также информационные технологии, используемые в процессе информатизации общества.

Т

Телекоммуникационные технологии способы рациональной организации работы телекоммуникационных систем.

Телеработа производственная деятельность на дому или же в специальных локальных телецентрах сотрудников одной организации, при которой обеспечивается их взаимодействие посредством использования телекоммуникационных систем.

Технология представленное в проектной форме, т. е. в виде формализованных представлений (технических описаний, чертежей, схем, инструкций, представлений и т. п.), концентрированное выражение научных знаний и практического опыта, позволяющие рациональным образом организовать производственный, социальный или информационный процесс с целью экономии затрат труда, энергии, материальных ресурсов или же социального времени.

Технологии виртуальной реальности новые информационные технологии, обеспечивающие формирование виртуальной реальности в сознании людей при помощи средств информатики и кибернетики

Технологическая революция радикальное изменение доминирующего в обществе технологического уклада под воздействием развития научно-технического прогресса, в результате которого коренным образом изменяются не только способы организации общественного производства, приемы и методы труда, но и его инструментальная основа — орудия производства.

Э

Электронная библиотека — документальная автоматизированная информационная система, в которой документы (статьи, монографии, отчеты, рефераты и т. п.) хранятся, как правило, в полнотекстовом виде на электронных машинных носителях и могут представляться пользователям по их запросам в автоматизированную систему также в электронной форме, например, путем передачи текстов этих документов по электронной почте.

Электронный архив архив документов, представленных в электронной форме, пригодной для использования в автоматизированных информационных системах.

 


ТЕСТ

Представленные тестовые задания предназначены для выявления и оценки остаточных знаний по курсу «Социальная информатика» у студентов старших курсов специальностей: «Маркетинг», «Коммерция», «Менеджмент организации», «Налоги и налогообложение», «Экономика и управление на предприятии», «Прикладная информатика», «Финансы и кредит».

Тестовые задания охватывают все основные разделы программы курса: актуальные проблемы социальной информатики, роль информации в развитии общества, информационные ресурсы общества, информационный потенциал общества, информационное общество, человек в информационном обществе.

Предлагаемый вариант теста включает 20 тестовых заданий, на которые предложено 3-4 варианта ответов.

Все тестовые задания имеют средний уровень сложности.

Инструкция. Перед Вами серия тестовых заданий из пройденного курса «Социальная информатика». В каждом задании приведены несколько вариантов ответов. Выберите и отметьте все правильные, по вашему мнению, ответы. Максимальное время работы с тестом 30 минут.

1. Социальная информатика — научное направление, являющееся отраслью:

а). информатики

б). социологии

в). междисциплинарное направление

1. Кто из ниже перечисленных ученых является родоначальником научного направления "социальная информатика"?

а). А.Д. Урсул

б). А.В. Соколов

в). А.П.Ракитов



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1064; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.129.100 (0.042 с.)