Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Информационный потенциал обществаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Информационную среду общества нельзя рассматривать вне связи с понятием информационного ресурса общества. Информационный обмен по существу представляет собой процесс перемещения знаний (данных) в границах информационной среды экономических, материально-технических, технологических, правовых и иных механизмов общества. Максимально эффективное использование информационного ресурса общества в условиях сложившейся информационной среды общества определяет информационный потенциал общества (ИПО). Если на практике информационный ресурс общества используется по различным объективным и субъективным причинам не в максимальной степени, то в таком случае информационный потенциал общества реализуется лишь частично, что говорит о способности общества осуществлять информационно-обменные процессы только на определенном, социально-обусловленном уровне. Стратегической целью Российской Федерации может и должна быть цель максимальной реализации своего информационного, информационно-интеллектуального потенциала (национального информационного потенциала). Информационный потенциал общества в широком смысле слова совпадает с понятием информационный ресурс общества, при этом и в том, и в другом случае речь идет об имеющихся в наличии информационных запасах, средствах, которые используются при необходимости. Информационный потенциал общества в узком смысле слова включает в себя только «активизированные» информационные запасы и при этом основывается на понятии «потенциала» как степени возможного проявления какого-либо действия, какой-либо функции. Информационный потенциал общества - это информационный ресурс общества в единстве со средствами, методами и условиями, позволяющими его активизировать и эффективно использовать. В эту совокупность средств, методов и условий должны быть включены не только средства информационной техносферы, но также социальные средства, методы и структуры, способствующие воспроизводству и развитию инфосферы, повышению информационной культуры общества, его интеллектуального потенциала. Таким образом, необходимо единство процессов компьютеризации, медиатизации и интеллектуализации. Социальные структуры и институты, необходимые для активизации информационных ресурсов общества (когнитивные структуры и институты) - это, например, институты образования и семьи. Особое значение в плане интеллектуализации социальных систем имеют подбор и расстановка кадров, подбор талантов, определение места и роли каждого индивидуального интеллекта (каждой личности) в системе. Здесь важно использовать методику определения интеллектуальных способностей, профессиональной ориентации и другие, широко используемые за рубежом. Уровень образования женщин имеет существенное значение для успеха процесса интеллектуализации общества, так как преимущественно по женской линии идет передача культурного опыта поколений, в основном мать закладывает основы интеллекта ребенка в семье. По аналогии с когнитивными структурами человека, изучаемыми психологией, важно выделять когнитивные структуры общества и его подсистем. Это структуры социальной памяти, общественного сознания и общественного мнения, научных и вообще творческих школ и течений, духовной Коммуникации и т.д. Следует отметить, что США имеют максимум квалифицированного населения - населения, способного приспосабливаться к новым технологиям (осуществлять трансферт технологий) за счет уровня образования. Показательным примером является тот факт, что 60% американской рабочей силы в канун XXI века имело высшее и неполное высшее образование - один из самых высоких показателей в мире. Все это свидетельствует о наличии хорошо налаженной системы реализации информационного потенциала нации. На современном этапе развития цивилизации информационный потенциал государства становится таким же важным экономическим и социальным фактором развития, как энергетический, промышленный и оборонный потенциалы, численность и образовательный уровень населения. Одна из ключевых проблем данного направления исследований заключается в создании научно обоснованной методологии формирования и развития инфосферы, т. е. информационной техносферы и информационной среды общества, которые смогли бы удовлетворить его быстро возрастающие информационные потребности. "Главными в этой проблеме являются следующие четыре крупномасштабных задачи: • проведение системных исследований для определения оптимальной структуры и стратегии развития национального парка средств вычислительной техники и информатики, которые необходимы для решения задач социально-экономического, научного и культурного развития конкретной страны, ее регионов и сфер деятельности людей; • организация автоматизированного проектирования и массового промышленного производства высоконадежных средств вычислительной техники, персональной информатики и связи, а также их программного обеспечения; • создание и развитие интегрированной телекоммуникационной среды общества на основе спутниковых и оптоволоконных систем связи и перспективных информационных технологий их использования, обеспечивающих информационное взаимодействие с соответствующими международными системами и гарантирующих оперативный удаленный доступ абонентов к центрам хранения информационных ресурсов; • организация промышленного производства и внедрения перспективных средств подготовки и распространения массовой информации (цифрового многопрограммного телевидения высокой четкости, стереофонического радиовещания, настольных издательских и копировальных систем, средств ввода/вывода и обработки изображений и т. п.). Только развитие и широкомасштабное внедрение перечисленных выше средств информатизации позволит снизить остроту проблемы «информационного бума», которая сейчас принципиально не может быть решена за счет дальнейшего увеличения количества работников информационной сферы. Доля таких работников в США уже превышает 60% от общего количества занятых, а аналогичный показатель для региона бывшего СССР составляет 40%. Процесс формирования информационной среды общества реализуется при соблюдении ряда основополагающих начал, которые можно назвать принципами формирования информационной среды общества: • принцип синхронности: информационная среда возникает и формируется вместе с возникновением и формированием самого общества; • принцип прагматичности: информационная среда возникает как реакция на потребность общества в общении и как средство удовлетворения этой потребности; • принцип адекватности: характер и темпы развития информационной среды соответствуют характеру и темпам развития общества (так, как уже отмечалось, в информационном обществе более 50% трудоресурса занято в сфере информационно-интеллектуальных услуг). В настоящее время развивается важное теоретическое и прикладное направление - интеллектуализация социальных систем (предприятий, управленческого аппарата, общественных организаций, сфер науки, искусства, массовой информации, социальной сферы). Речь идет о формировании методами социальной инженерии информационной среды как основы интеллектуальной среды, качественной среды обитания в целом. Существует практически не осмысленная, однако, очень важная проблема социальных последствий параллельного развития в российском обществе двух компьютерных сред - IBM и Macintosh. Как известно, покупателями и пользователями этих практически несовместимых компьютерных сред являются мало пересекающиеся и в реальной жизни социальные группы. Таким образом, усиливается поляризация, расслоение российского общества. Особенную тревогу вызывает значительная распространенность, в том числе и не без помощи государственных образовательных организаций, наиболее перспективных обучающих экспертных систем именно на базе среды Macintosh. Как уже отмечалось ранее, степень благоприятствования информационной среды для развития личности определяется в значительной степени характеристиками самого субъекта, участника информационно-обменных процессов. Однако по данным ВЦИОМ повышение компьютерной грамотности россиянами оценивается как существенно менее важное направление по сравнению с приобретением компьютеров и оргтехники.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1325; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.82.208 (0.007 с.) |