![]()
Заглавная страница
Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Информационный потенциал обществаИнформационную среду общества нельзя рассматривать вне связи с понятием информационного ресурса общества. Информационный обмен по существу представляет собой процесс перемещения знаний (данных) в границах информационной среды экономических, материально-технических, технологических, правовых и иных механизмов общества. Максимально эффективное использование информационного ресурса общества в условиях сложившейся информационной среды общества определяет информационный потенциал общества (ИПО). Если на практике информационный ресурс общества используется по различным объективным и субъективным причинам не в максимальной степени, то в таком случае информационный потенциал общества реализуется лишь частично, что говорит о способности общества осуществлять информационно-обменные процессы только на определенном, социально-обусловленном уровне. Стратегической целью Российской Федерации может и должна быть цель максимальной реализации своего информационного, информационно-интеллектуального потенциала (национального информационного потенциала). Информационный потенциал общества в широком смысле слова совпадает с понятием информационный ресурс общества, при этом и в том, и в другом случае речь идет об имеющихся в наличии информационных запасах, средствах, которые используются при необходимости. Информационный потенциал общества в узком смысле слова включает в себя только «активизированные» информационные запасы и при этом основывается на понятии «потенциала» как степени возможного проявления какого-либо действия, какой-либо функции. Информационный потенциал общества - это информационный ресурс общества в единстве со средствами, методами и условиями, позволяющими его активизировать и эффективно использовать. В эту совокупность средств, методов и условий должны быть включены не только средства информационной техносферы, но также социальные средства, методы и структуры, способствующие воспроизводству и развитию инфосферы, повышению информационной культуры общества, его интеллектуального потенциала. Таким образом, необходимо единство процессов компьютеризации, медиатизации и интеллектуализации. Социальные структуры и институты, необходимые для активизации информационных ресурсов общества (когнитивные структуры и институты) - это, например, институты образования и семьи. Особое значение в плане интеллектуализации социальных систем имеют подбор и расстановка кадров, подбор талантов, определение места и роли каждого индивидуального интеллекта (каждой личности) в системе. Здесь важно использовать методику определения интеллектуальных способностей, профессиональной ориентации и другие, широко используемые за рубежом. Уровень образования женщин имеет существенное значение для успеха процесса интеллектуализации общества, так как преимущественно по женской линии идет передача культурного опыта поколений, в основном мать закладывает основы интеллекта ребенка в семье. По аналогии с когнитивными структурами человека, изучаемыми психологией, важно выделять когнитивные структуры общества и его подсистем. Это структуры социальной памяти, общественного сознания и общественного мнения, научных и вообще творческих школ и течений, духовной Коммуникации и т.д. Следует отметить, что США имеют максимум квалифицированного населения - населения, способного приспосабливаться к новым технологиям (осуществлять трансферт технологий) за счет уровня образования. Показательным примером является тот факт, что 60% американской рабочей силы в канун XXI века имело высшее и неполное высшее образование - один из самых высоких показателей в мире. Все это свидетельствует о наличии хорошо налаженной системы реализации информационного потенциала нации. На современном этапе развития цивилизации информационный потенциал государства становится таким же важным экономическим и социальным фактором развития, как энергетический, промышленный и оборонный потенциалы, численность и образовательный уровень населения. Одна из ключевых проблем данного направления исследований заключается в создании научно обоснованной методологии формирования и развития инфосферы, т. е. информационной техносферы и информационной среды общества, которые смогли бы удовлетворить его быстро возрастающие информационные потребности. "Главными в этой проблеме являются следующие четыре крупномасштабных задачи: • проведение системных исследований для определения оптимальной структуры и стратегии развития национального парка средств вычислительной техники и информатики, которые необходимы для решения задач социально-экономического, научного и культурного развития конкретной страны, ее регионов и сфер деятельности людей; • организация автоматизированного проектирования и массового промышленного производства высоконадежных средств вычислительной техники, персональной информатики и связи, а также их программного обеспечения; • создание и развитие интегрированной телекоммуникационной среды общества на основе спутниковых и оптоволоконных систем связи и перспективных информационных технологий их использования, обеспечивающих информационное взаимодействие с соответствующими международными системами и гарантирующих оперативный удаленный доступ абонентов к центрам хранения информационных ресурсов; • организация промышленного производства и внедрения перспективных средств подготовки и распространения массовой информации (цифрового многопрограммного телевидения высокой четкости, стереофонического радиовещания, настольных издательских и копировальных систем, средств ввода/вывода и обработки изображений и т. п.). Только развитие и широкомасштабное внедрение перечисленных выше средств информатизации позволит снизить остроту проблемы «информационного бума», которая сейчас принципиально не может быть решена за счет дальнейшего увеличения количества работников информационной сферы. Доля таких работников в США уже превышает 60% от общего количества занятых, а аналогичный показатель для региона бывшего СССР составляет 40%. Процесс формирования информационной среды общества реализуется при соблюдении ряда основополагающих начал, которые можно назвать принципами формирования информационной среды общества: • принцип синхронности: информационная среда возникает и формируется вместе с возникновением и формированием самого общества; • принцип прагматичности: информационная среда возникает как реакция на потребность общества в общении и как средство удовлетворения этой потребности; • принцип адекватности: характер и темпы развития информационной среды соответствуют характеру и темпам развития общества (так, как уже отмечалось, в информационном обществе более 50% трудоресурса занято в сфере информационно-интеллектуальных услуг). В настоящее время развивается важное теоретическое и прикладное направление - интеллектуализация социальных систем (предприятий, управленческого аппарата, общественных организаций, сфер науки, искусства, массовой информации, социальной сферы). Речь идет о формировании методами социальной инженерии информационной среды как основы интеллектуальной среды, качественной среды обитания в целом. Существует практически не осмысленная, однако, очень важная проблема социальных последствий параллельного развития в российском обществе двух компьютерных сред - IBM и Macintosh. Как известно, покупателями и пользователями этих практически несовместимых компьютерных сред являются мало пересекающиеся и в реальной жизни социальные группы. Таким образом, усиливается поляризация, расслоение российского общества. Особенную тревогу вызывает значительная распространенность, в том числе и не без помощи государственных образовательных организаций, наиболее перспективных обучающих экспертных систем именно на базе среды Macintosh. Как уже отмечалось ранее, степень благоприятствования информационной среды для развития личности определяется в значительной степени характеристиками самого субъекта, участника информационно-обменных процессов. Однако по данным ВЦИОМ повышение компьютерной грамотности россиянами оценивается как существенно менее важное направление по сравнению с приобретением компьютеров и оргтехники.
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.31.206 (0.018 с.) |