Основные направления развития информатизации как глобального процесса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные направления развития информатизации как глобального процесса



Информатизация общества является стратегическим фактором развития цивилизации, который благодаря особым свойствам информации дает человечеству определенные шансы решить перечисленные выше глобальные проблемы и перейти к новой парадигме устойчивого и безопасного развития. Этот под­ход в отечественной научной литературе наиболее полно раскрывается в работах академика РАЕН А.Д. Урсула [б], который считает, что процесс информатизации не завершается после формирования информационного общества, а является существенно более глобальным. По его мнению, процесс информатизации будет сохраняться также и на других, последующих стадиях раз­вития цивилизации, так как он содержит в себе громадный потенциал для раскрытия способностей к интеллектуальному развитию не только отдельного человека, но и всего мирового сообщества.

Общецивилизационное значение развивающегося в последние годы глобального процесса информатизации общества проявляется не только в том, что он охватывает все стороны жизни и профессиональной деятельности людей. Оно проявляется также и во все большей глобализации наиболее важных аспектов развития человеческого общества.

В последние годы мы видим, как происходит бурное развитие глобальных информационных сетей связи и информационных коммуникаций: спутникового телевидения, радиовещания, телефонной связи и средств факсимильной передачи информации, транснациональных компьютерных информационно-телекоммуникационых систем, использующих высокоскоростные межконтинентальные супермагистрали. В результате этого на на­шей планете формируется принципиально новая глобальная общепланетарная информационная среда, которая и будет представлять основу для жизнедеятельности новой информационной цивилизации.

Глобальная информатизация общества активно содействует развитию новых геополитических процессов, наиболее важными из которых являются следующие:

глобализация экономики, проявляющаяся в создании транснациональных корпораций, международного разделения труда и международных рынков сбыта продукции;

глобализация науки, проявляющаяся в создании распределенных международных творческих коллективов ученых, которые работают над общими научными проектами, а так­же в интенсификации процессов международного обмена научной информацией, проведении международных телеконференций;

• глобализация образования, проявляющаяся в развитии систем дистанционного образования, создании открытых территориально-распределенных университетов, колледжей, центров повышения профессиональной квалификации;

• глобализация культуры, характерными признаками ко­торой являются создание электронных библиотек и электронных версий картинных галерей, художественных и музейных экспозиций, а также наиболее ценных объектов архитектуры и строительства.

Результатом развития всех этих процессов, вероятнее всего, будет все большая глобализация самого человеческого общества, которое уже в XXI веке, т. е. всего через 300 лет после кругосветного путешествия Магеллана, будет все больше ощущать себя единым общепланетарным организмом.

Необходимо отметить, что глобальный характер процесса информатизации общества и его стратегическое значение для дальнейшего развития цивилизации в настоящее время еще должным образом не осознаны. Подавляющая часть современных политиков и государственных руководителей воспринимают лишь технократическую сторону этого процесса, его влияние на развитие производства и новых технологий. В гораздо меньшей степени воспринимаются социальные, культурологические и геополитические аспекты процесса информатизации. И практически совсем не учитываются его цивилизационные аспекты, хотя именно они являются стратегически наиболее важными по своим последствиям для будущего. Ведь именно информация представляет тот поистине неисчерпаемый ресурс развития, с использованием которого ученые связывают свои надежды на возможное в будущем разрешение многих глобальных проблем человечества. Поэтому нам представляется исключительно важным и актуальным комплексное изучение не только различных аспектов процесса информатизации общества, но также самого феномена информации, ее свойств и особенностей как ресурса развития.

Контрольные вопросы и задания

1.В чем заключается информационный подход к истории развития цивилизации?

2.Охарактеризуйте основные информационные революции в истории развития общества.

3.Рассмотрите информатизацию общества как социотехническую революцию.

4.В чем заключается социальная роль информационных революций в развитии цивилизации?

5.Чем обусловлена объективная закономерность процесса глобальной информатизации общества?

6.Каковы основные тенденции современного этапа информатизации
общества?

Рекомендуемая литература

1. Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ: Об информации, информатизации и защите информации // Рос. газета. -1995. - 22 февр.

2. Федеральный закон от 27 июля 2006 г.№149-ФЗ: Об информации, информационных технологиях и защите информации// Рос.газета.- 2006.- 29 июля

3. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию: Утв. Указом Президента РФ от 1 апреля 1996 г. № 440 // Рос. газета. -1996. - 9 апр.

4. Колин К.К. Социальная информатика: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект, М.: Фонд «Мир», 2003. – С.41-48.

5. Соколова И.В. Социальная информатика: Учебное пособие – М.:Издательство Перспектива, Издательство РГСУ, 2008.-С.80-97.

Тема 3. Предпосылки, условия, с овременное состояние и перспективы развития информатизации стран мирового сообщества

План

1. Структура процесса информатизации общества

2. Основные теоретико-методологические подходы к информатизации общества

3. Законодательная база российской информатизации

4. Условия, предпосылки и последствия информатизации общества

5. Альтернативность российского варианта информатизации

1. Структура процесса информатизации общества

Понятие «информатизация» появилось в отечественной научной литературе в середине 80-х годов XX века в связи с возникновением в обществе потребности во все более широком использовании средств вычислительной техники для работы с социально-значимой информацией.

В чем же состоит цель процесса информатизации? От варианта ответа на этот вопрос существенным образом зависят подходы к анализу реального состояния и перспектив развития процессов информатизации общества, а также формирование и реализация современной государственной информационной политики.

Важным представляется определение информатизации, данное академиком АД. Урсулом, как системно-деятельностного процесса овладения информацией как ресурсом управления и развития с помощью средств информатики с целью создания информационного общества и на этой основе - дальнейшего прогресса цивилизации.

Процесс информатизации общества должен включать в себя три диалектически взаимосвязанных процесса:

• медиатизацию - процесс совершенствования средств сбора, хранения и распространения информации;

• компьютеризацию - процесс совершенствования средств поиска и обработки информации, а также

• интеллектуализацию - процесс развития способностей людей к восприятию и порождению информации (знания), т.е процесс повышения интеллектуального потенциала общества, включая использование средств искусственного интеллекта. Массовая информатизация общества невозможна без компьютеров с интеллектуальным (дружественным) интерфейсом.

Анализ структуры процесса информатизации требует установления иерархии приведенных выше слагаемых. Идеальная порядковая шкала названных выше слагаемых процесса информатизации общества как тенденция, не исключающая в определенной степени «параллельности» их развития и взаимодополнения должна выглядеть следующим образом: на лидирующем месте интеллектуализация, далее - медиатизация и компьютеризация.

Сложившаяся в современной практике информатизации общества порядковая шкала-тенденция слагаемых информатизации прямо противоположна идеальной и реализует не диалектический, а антагонистический вариант их взаимосвязи. Компьютеризация, существенно опережая по темпам процессы медиатизации, тем более, интеллектуализации, развивается за их счет, привнося в общество соответствующие социальные издержки.

Наряду с общим понятием «информатизация общества» все чаще используется и более узкое понятие социальная информатизация.

Важнейшая цель социальной информатизации – обеспечить широкий доступ граждан к накопленным в обществе знаниям, снять организационные, технологические, излишние идеологические и другие ограничения в циркулировании информации в социуме. В существенных аспектах информатизация общества должна смыкаться с прогрессом его духовной культуры, развитием социального интеллекта.

Поэтому, социальную информатизацию следует трактовать как процесс качественной «социализации» массовой информации, вовлечения в ее орбиту широких слоев и групп населения. В этих целях необходимо качественное совершенствование, радикальное усиление с помощью современных информационных и коммуникационных технологий когнитивных социальных структур и процессов, отвечающих за создание и накопление знаний в обществе, развитие его культурно-духовного и интеллектуального потенциала. Информатизация, таким образом, должна быть «слита» с процессами социальной интеллектуализации, существенно повышающей творческий потенциал, как личности, так и общества в целом, тесно связана с уровнем развития когнитивных структур общества.

Учеными, как правило, выделяется главная мысль: дело не столько в варианте концепции информатизации, сколько в концепции развития самого общества, всех его структур, в том, что информатизация - спутник демократизации и невозможна без нее.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1090; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.181.231 (0.009 с.)