Информатизация Государственной Думы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Информатизация Государственной Думы



Основная цель информационной системы Госдумы — формирова­ние упорядоченной информационной среды, обеспечивающей эффек­тивную работу руководства и Совета ГД, комитетов, комиссий, фрак­ций и депутатских групп, депутатов и подразделений Аппарата [32].


Информационный фонд (ИФ) ГД представляет собой совокуп­ность интегрированных бал данных и программно-технологического инструментария, обеспечивающего поиск и выдачу информации поль­зователю.

Можно выделить следующие основные компоненты ИФ [32]:

♦ законодательный фонд:

♦ внутрипарламентский фонд сведений о деятельности Госдумы;

♦ статистический фонд;

♦ предметно-справочный фонд;

♦ фонд информационно-справочных и аналитических материалов;

♦ служебные файлы поддержки технологии ведения и организации доступа к информационному фонду.

Распределение информационного фонда ГД по рубрикам и базам данных можно посмотреть в [32].

В дополнение к ресурсам Интернета Всероссийская государствен­ная библиотека иностранной литературы предоставляет по догово­ру информационные ресурсы американского центра этой библио­теки [32]:

♦ оперативную информацию по американскому законодательству и текущей политике США из базы данных Legislate;

♦ обзор новостей и содержание статей «Вашингтон пост» и ряда других галет и журналов;

♦ аннотированные обзоры конференций, выступлений и интервью президента, госсекретаря США, членов правительства.

В организационном плане информационно-справочная служба со­стоит ил администраторов сети, администраторов бал данных, специа­листов по обработке данных, определяющих перспективы развития информационного фонда и технологию информационного обслужи­вания.

Администраторы сети управляют процессом доступа к информаци­онным ресурсам сервера информационно-справочного центра, хране­ния информационного фонда и выполнения основных запросов, по­ступивших от пользователей по телефону.

Администраторы бал данных обеспечивают ведение информацион­ного фонда, включающего следующие основные процедуры: создание баз данных, их модификацию и обновление, контроль состояния, ар­хивирование и восстановление бал данных. Они также осуществляют поиск, формирование и исполнение запросов пользователей Государ­ственной Думы, поступающих в информационно-справочный центр.


 

Информационная система Государственной Думы состоит из сле­дующих подсистем [32]:

♦ компьютерная сеть;

♦ комплекс обеспечения заседаний (электронное голосование, те­левизионные системы, звукоусиление, конфереиц-связь. дикто­фонная запись и расшифровка);

♦ кабельное телевидение;

♦ информационно-справочная служба;

♦ радиотрансляция;

♦ подсистема факсимильной связи;

♦ цифровая АТС;

♦ подсистема ТВ-информ;

♦ реакционно-издательская система;

 

♦ подсистемы охранной и пожарной сигнализации и др. В состав компьютерной сети входят [32]:

♦ центральный вычислительный комплекс, который реализует функ-

ции информационного фонда и сервера системы;

♦ информационно-коммуникационный центр, который служит «шлюзом» между компьютерной сетью и внешней средой и обес­печивает взаимодействие с офисами депутатов в избирательных округах и внешними информационными ресурсами через сети передачи данных общего назначения;

♦ локальные центры обработки информации;

♦ индивидуальные средства обработки информации;

♦ компьютерная сеть.

1.3. Информационные технологии управления бюджетной системой

Одним из механизмов, позволяющих государству проводить эконо­мическую и социальную политику, является финансовая система об­щества и входящий в ее состав государственный бюджет.

Бюджет — это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций го­сударства и местного самоуправления1.

Схема информационных потоков между основными участниками бюджетного процесса представлена на рис. 1.5.


Рис. 1.5. Схема информационных потоков между основными участниками бюджетного процесса (муниципальный уровень управления)'

ИС управления бюджетным процессом имеет централизованную сетевую архитектуру. Центральным звеном является банк данных финансово-казначейского управления.


 

Ключевую роль в управлении информационными потоками финан­совых, бюджетных, налоговых служб играют вычислительные центры федерального и регионального уровней. Телекоммуникационную основу информатизации в финансовых и налоговых службах феде­рального и территориального уровня управления составляют корпо­ративные компьютерные сети. Обмен данными в таких сетях осуще­ствляется на основе стандартных протоколов.

В налоговых и финансовых службах регионального уровня исполь­зуются серверные сети и трехуровневая клиент-серверная модель об­работки данных.

И бюджетной системе, которая функционально связана с налоговы­ми учреждениями решением задачи формирования доходной и рас­ходной частей бюджета, основным инструментальным прикладным программным средством является программный комплекс "Бюджет", который обеспечивает информационные связи с Федеральным казна­чейством, налоговыми органами, банками, распорядителями кредитов, подчиненными финансовыми органами городов и районов и т. д. Про­граммный комплекс "Бюджет" имеет единую БД и единый пользова­тельский интерфейс. Схема взаимодействия программного комплекса «Бюджет" с различными службами представлена на рис. 1.6.

Программный комплекс «Бюджет» охватывает следующие струк­турные подразделения финансового органа [4].

Бухгалтерия. Реализуются следующие функции:

♦ учет фактических доходов и расходов бюджета по первичным документам (выписки, платежные поручения, соглашения о вза­имозачетах, акты налоговой инспекции, акты приема-передачи ценных бумаг и т.д.);

♦ работа с отчетами распорядителей Кредитов (ведомость списания кассовых расходов);

♦ накопление информации подчиненных субъектов;

♦ взаимные расчеты между бюджетами различных уровней;

♦ автоматизированная обработка электронных выписок из банка;

 

♦ автоматизированное формирование бухгалтерской отчетности. Бюджетный отдел. Реализуются следующие функции:

♦ работа с бюджетом и росписью бюджета;

♦ работа с реестром уведомлений;

♦ формирование уточненного плана и плана финансирования;

♦ формирование распоряжений па финансирование.


Отдел государственных доходов. Реализуются следующие функции:

♦ работа с планом доходов;

♦ изменение доходной части:

♦ проведение взаимозачетов;

♦ формирование прогнозов доходов и


Рис. 1.6. Схема взаимодействия программного комплекса «Бюджет» с различными службами '

Программный комплекс «Бюджет» построен по модульному прин­ципу.

Одним из программных модулей комплекса является "И сполнение бюджета", который позволяет решать следующие задачи [4]:

♦ осуществлять непосредственный контроль динамики поступле­ния и расходования бюджетных средств;

♦ прогнозировать динамику поступления средств с целью осуществ­ления планирования и корректировки ассигнований из бюджета;

♦ проводить наблюдения за движением средств, поступающих че­рез банки в виде налогов в бюджет;

♦ осуществлять распределение доходов между федеральным бюд­жетом, бюджетами национально-государственных и администра­тивно-территориальных образований;


 

♦ осуществлять распределение доходов между бюджетополучате­лями, контроль поступления и расходования средств;

♦ передавать информацию о динамике поступлений доходов в фе­деральный и местные бюджеты из региона в вышестоящие под­разделения финансовых органов и т. д.

Модуль " Налоговые зачеты" по зволяет решать следующие задач и [4]:

♦ формирование налогового зачета;

♦ регистрация налогового зачета;

♦ проведение погашенных налоговых зачетов;

♦ формирование визуальных и печатных форм по налоговым зачетам.

В ходе проектирования федерального бюджета работники Мини­стерства финансов РФ используют автоматизированную информаци­онную систему «Финансы», которая объединяет автоматизированные рабочие места специалистов, работающих в центральном аппарате

и территориальных органах [4].

АИС «Финансы» является территориально распределенной систе­мой и обслуживает информационные потребности не только Мини­стерства финансов, по и Федерального казначейства. АИС «Финансы» взаимодействует со смежными информационными системами органов государственной власти и управления.

АИС «Финансы» включает в себя ряд функциональных подсистем (рис. 1.7) [4].


Подсистема «Бюджетный процесс» позволяет решать следующие задачи:

♦ планирование и прогнозирование показателей по статьям бюд­жета на предстоящий год;

♦ подготовку бюджетных статей к рассмотрению и утверждению;

♦ отслеживание выполнения бюджетных показателей;

♦ формирование отчетных регистров об исполнении федерального и консолидированного бюджетов за истекший год

Подсистема «Доходная часть бюджета" позволяет решать следу­ющие задачи:

♦ автоматизация расчетов планируемых и прогнозируемых пока­зателей доходной части бюджетов на всех уровнях управления;

♦ бухгалтерский учет доходов с выявлением возможных возвратов и зачетов переплат налогов в бюджет;

♦ формирование отчетов о кассовом исполнении бюджетов и др.
Подсистема «Расходная часть бюджета* позволяет решать следу­ющие задачи:

♦ автоматизация исполнения федерального бюджета;

♦ распределение в установленных пропорциях доходов между фе­деральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ;

♦ создание в среде АИС «Финансы» реальных условий для осуществ­ления оперативной проверки соответствия каждой операции кон­кретному бюджетному ассигнованию и соблюдения лимитов налич­ности, которые устанавливаются для каждого бюджетополучателя.

Подсистема «Государственное кредитование" позволяет решать следующие задачи:

♦ автоматизация планирования государственного долга и учета операций по его погашению;

♦ информационное обеспечение эмиссии ценных бумаг;

♦ информационное обеспечение разработки валютно-кредитной политики и кредитных отношение с иностранными государства­ми и т. п.

Подсистема «Финансовый контроль бюджета" позволяет решать следующие задачи:

♦ автоматизация процессов информационно-аналитической экспертизы и оценки решений в области финансово-бюджетной дея­тельности:


 

♦ автоматизация контроля расходования рублевых и валютных финансовых ресурсов;

♦ автоматизация проверки соблюдения финансовой дисциплины,

выявления причин возможных отклонений.

Подсистема «Финансирование отраслей народного хозяйства» по­зволяет решать следующие задачи:

♦ автоматизация планирования финансовых показателей наследу­ющий бюджетный период;

♦ автоматизация учета выделенных средств по отраслям народно­го хозяйства.

На уровне Министерства финансов АИС «Финансы» охватывает следующие задачи [4]:

♦ расчет вариантов проекта бюджета;

♦ учет изменений и составление уточненного плана расходов феде­рального бюджета;

♦ свод проекта расходов на социально-культурную сферу и науку на основе заявок министерств и ведомств;

♦ расчеты вариантов проекта бюджета на социальную сферу и науку;

♦ учет изменений и составление уточненного плана расходов феде­рального бюджета на социально-культурную сферу и науку;

♦ свод уточненных годовых и квартальных планов по бюджетам субъектов Российской Федерации;

♦ расчет выплаты ежемесячных пособии на детей по регионам;

♦ свод проекта расходов федерального бюджета на основе заявок министерств и ведомств;

♦ ведение реестра ценных бумаг;

♦ обработка и анализ статистической информации по промышлен­ности, анализ финансового состояния промышленности;

♦ обработка и анализ ведомственной отчетности по речному, мор­скому и воздушному транспорту;

♦ обработка и анализ статистической информации по агропромыш­ленному комплексу;

♦ обработка и анализ статистической информации по легкой про­мышленности, сфере услуг и предпринимательству;

♦ обработка и анализ информации по торговым предприятиям и организациям;


 

♦ свод годовых отчетов о расходах на содержание управленческого персонала и служебных легковых автомобилей по учреждениям и организациям, состоящим на бюджетном финансировании;

♦ анализ данных по возврату бюджетных ссуд и уплате процентов по статье «Неналоговые доходы»;

♦ учет поступлений начисленных процентов и погашения ссуд по инвестиционным и конверсионным кредитам;

♦ ведение реестра владельцев крупных цепных бумаг;

♦ ведение реестра архивных дел;

♦ ведение реестра инвестиционных институтов.

На уровне территориальных финансовых органов реализуются [4]:

♦ автоматизированная система использования сметы финансового

органа (АСИСФ «Смета»);

♦ автоматизированная система финансовых расчетов (ЛИС «Фи­нансы»);

♦ формирование сводных годовых отчетов о расходах па содержа­ние управленческого персонала и служебных легковых автомо­билей по учреждениям и организациям, состоящим на бюджет­ном финансирований;

♦ программно-информационный комплекс «Реестр владельцев крупных ценных бумаг";

♦ автоматизированное рабочее место работника бюджетного фи­нансирования.

В рамках территориальных органов федерального казначейства [4]:

♦ проводится анализ данных по возврату бюджетных ссуд и уплате процентов но статье «Неналоговые доходы»;

♦ реализуется комплекс задач «Доходный модуль системы испол­нения федерального бюджета»;

♦ финансируются расходы федерального бюджета с лицевых сче­тов получателей средств, открываемых в отделениях Федераль­ного казначейства;

♦ реализуется автоматизированная комплексная система исполне­ния сметы в органах казначейства (АКСИОК).

ЛИС «Финансы» обслуживает информационные потребности со­трудников Министерства финансов РФ, управления Федерального казначейства в региональных центрах и отделения Федерального каз­начейства на местах. Кроме того, абонентская сеть АИС «Финансы» разметается у «прямых» получателей бюджетных средств.


 

В результате создания и внедрения АИС «Финансы» достигаются [4]:

♦ сокращение бумажного документооборота и ручного труда при обработке информации;

♦ повышение оперативности обработки информации;

♦ повышение достоверности данных по учету бюджетных средств и контроля их получения и использования;

♦ повышение оперативности и полноты обмена информацией с Внеш­ними системами;

♦ повышение оперативности и полноты получения данных о дохо­дах и расходах бюджета;

♦ углубленный анализ динамики расходных и доходных статей бюджет;

♦ оперативность передачи информации о доходах и расходах бюдже-

та между различными уровнями иерархии исполнения бюджета

Процесс планирования и исполнения территориального бюджета состоит из тех же этапов, что и процесс планирования и исполнения федерального бюджета [4].

В настоящее время в ряде регионов Российской Федерации внедре­ны и эксплуатируются автоматизированные информационные систе­мы. Примером подобной АИС является «Автоматизированная систе­ма составления и исполнения бюджета» (АССИБ).

Перечислим принципы построения автоматизированной системы управления [4]:

♦ интеграция разрозненных информационных потоков и функций

управления в единую систему;

♦ создание комплекса Принципиально новых функций стратегиче­ского и оперативного управления бюджетным процессом в муни­ципальном образовании;

♦ обеспечение планирования и прогнозирования резервов доходов и расходов бюджета;

♦ переход от интуитивного к аналитическому управлению разви­тием муниципальных образовании.

Автоматизированная информационная система управления бюдже­том муниципального образования может состоять из следующих функ­циональных подсистем [4]:

♦ планирование, прогнозирование доходной части бюджета МО;

♦ распределение расходной части бюджета МО;

♦ формирование сводных документов МО по бюджету и их анализ;


♦ управление дефицитом, резервами и бюджетом развития МО;

♦ оперативное управление программами развития экономики на территории МО;

♦ расчет и анализ показателей социального и экономического развития МО;

♦ регулирование децентрализованных бюджетов поселков и сел на территории МО;

♦ оперативное управление в условиях кризисом и чрезвычайных ситуаций на территории МО.

1.4. Информационные технологии управления налоговой системой

Автоматизированная информационная система «Налог» позволяет расширить круг задач, решаемых Федеральной налоговой службой, повысить обоснованность принимаемых решений, рационализировать управленческую деятельность налоговых органов путем применения экономико-математических методов, упорядочения информационных

потоков.

Целями функционирования автоматизированной информационной

системы «Налог» являются [4|:

♦ повышение эффективности функционирования системы налого­обложения;

♦ повышение оперативности работы и производительности труда налоговых инспекторов;

♦ обеспечение налоговых инспекций всех уровней полной и свое­временной информацией о налоговом законодательстве;

♦ повышение достоверности данных по учету налогоплательщиков и эффективности контроля соблюдения налогового законода­тельства;

♦ анализ динамики поступления сумм налогов и возможность про­гноза этой динамики;

♦ информирование администраций различных уровней о поступ­лении налогов и соблюдении налогового законодательства;

♦ сокращение объема бумажного документооборота.

Решение задач, стоящих перед налоговыми органами, связано с ана­лизом больших объемов информации, которая представлена в основном на бумажных носителях — документах. В отчетные периоды документе-


 

оборот в территориальных инспекциях крупных районов и городов может достигать десятков тысяч документов ежедневно.

Взаимодействие государственных структур обеспечивается за счет

слияния, взаимного обмена и использования различных баз дан­ных [4]:

♦ государственного реестра налогоплательщиков;

♦ банковских счетов налогоплательщиков;

♦ сведений об участниках внешнеэкономической деятельности, объемах и стоимости различных ценностей, пересекающих гра­ницу Российской Федерации;

♦ сведения о движении средств на счетах государственного бюдже­та в части налоговых поступлений от юридических и физических лиц и т. п.

Создание подобной системы требует решения ряда проблем [4]:

♦ создание компьютерных сетей в налоговых службах и предостав­ление им доступа к информационным ресурсам;

♦ создание бал данных;

♦ оснащение налоговых органов вычислительными комплексами с развитой периферией;

♦ разработка программных средств, обеспечивающих решение функ­циональных задач системы.

Существенной частью АИС налоговых органов являются автома­тизированные информационно-справочные системы по законодатель­ству: «Консультант Плюс», «Гарант» и др.

Однако на различных уровнях структуры налоговых органов еще имеет место дублирование работ по созданию программною обеспе­чения собственными силами или привлекаемыми организациями, что приводит к несовместимости программного обеспечения, неоправдан­ным финансовым затратам, отвлечению на эти работы специалистов подразделений информатизации, обязанностью которых является оперативное внедрение имеющихся сертифицированных программ­ных средств, обеспечение надежной эксплуатации средств автомати­зации и эффективное информационное обеспечение должностных лиц налоговых органов [4].

На региональном уровне в АИС «Налог» можно выделить следу­ющие основные функциональные подсистемы [4|:

♦ подготовка типовых отчетных форм;

♦ контрольная деятельность;


 

♦ методическая, ревизионная и правовая деятельность;

♦ аналитическая деятельность территориальных инспекций Феде­ральной налоговой службы;

♦ решение внутриведомственных задач.

Подсистема подготовки типовых отчетных форм обеспечивает фор­мирование сводных таблиц статистических показателей, характеризу­ющих деятельность Федеральной налоговой службы на региональном уровне.

Контрольная деятельность предусматривает ведение Государствен­ного реестра предприятий и физических лиц.

Подсистема методической, ревизионной и правовой деятельности обеспечивает возможность работы с законодательными актами, поста­новлениями, указами и другими правительственными документами, а также с нормативными и методическими документами Министер­ства финансов РФ.

Аналитическая деятельность включает в себя анализ динамики налоговых платежей по категориям налогоплательщиков, прогнози­рование величины сбора отдельных видов налогов, экономический и статистический анализ хозяйственной деятельности предприятий региона, определение предприятий, подлежащих документационной проверке, анализ налогового законодательства и выработку рекомен­даций по его усовершенствованию, анализ деятельности территори­альных налоговых инспекций и др. [4J.

Для местного уровня характерен свой состав функциональных под­систем [4]:

♦ регистрация предприятий;

♦ камеральная проверка;

♦ ведение лицевых карточек предприятий;

♦ анализ состояния предприятия;

♦ документационная проверка:

♦ ведение нормативно-правовой документации;

♦ внутриведомственные задачи;

♦ обработка документов физических лиц.

Подсистема регистрации предприятий реализует функцию свое­временного и полного учета налогоплательщиков.

Подсистеме камеральной проверки реализует функции контроля правильности и своевременности представления плательщиками бух-


 

галтерских отчетов и налоговых расчетов, отчетов и деклараций, свя­занных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет.

Подсистема ведения лицевых карточек предприятий выполняет функции спора данных о поступлении налогов в разрезе налогопла­тельщиков и видов налогов, контроля своевременности уплаты нало­гов в бюджет, начисления пени, вычисления сальдо ПО расчетам, вы­дачи справок о недоимках и переплатах по предприятиям и т. д.

Подсистема анализа состояния предприятий использует информа­цию, получаемую в подсистемах регистрации предприятий, камераль­ной проверки, документационной проверки.

Подсистема документационной проверки относится к контрольно­му виду деятельности налоговых органов.

Подсистема ведения нормативно-правовой документации обеспе­чивает возможность работы с нормативно-правовыми актами.

Подсистема внутриведомственных задач реализует задачи документационного, кадрового, бухгалтерского учета, материалъно-техни­кого снабжения и др. в отношении налогового органа как отдель-

ной организационной структуры.

Подсистему обработки документов физических лиц осуществляет контроль уплаты налогов физическими лицами. В подсистеме рассчи­тываются суммы налогов, ведутся лицевые счета, печатаются извеще­ния о суммах начисленных налогов, составляются различные бухгал­терские отчеты.

Главным научно-исследовательским вычислительным центром (ГНИВЦ) разработано программное обеспечение для решения задач функциональной подсистемы «Налогообложение физических лиц». Данный комплекс обеспечивает работу четырех автоматизированных рабочих мест [4]:

♦ АРM «Инспектор»;

♦ АРМ «Администратор»;

♦ АРМ «Реестр физических лиц»;

♦ АРМ «Бухгалтер».

Автоматизированное рабочее место в бюджетной и налоговой сис­темах представляет собой совокупность информационных, программ­ных и аппаратных ресурсов для автоматизации решения функцио­нальных задач специалиста.

Рассмотрим порядок реализации задач и информационного взаимо­действия основных подсистем функциональной части АИС «Налог»


на примере низового уровня - инспекций городов и районов - в части работы с юридическими липами [4|.

Обработка информации начинается с учета и регистрации налого­плательщиков, которые осуществляются юридической службой нало­говой инспекции. На основе регистрационных документов создается база данных, содержащая всю информацию о налогоплательщике.

Информация, хранимая в подсистеме "Регистрация предприятий», используется другими функциональными подсистемами ЛИС «На­лог» и прежде всего — подсистемой «Камеральная проверка». Для ре­шения задач камеральной проверки служба налоговых инспекторов собирает отчетные документы налогоплательщиков. Камеральная проверка заключается в определении правильности заполнения бух­галтерской отчетности, исчисления сумм налогов, точности заполне­ния форм. Для этого данные отчетности, представленной налогопла­тельщиком, заносятся в базу данных налогоплательщиков.

Решение задач камеральной проверки связано также с использова­нием нормативно-справочной информации по организационно-право­вым формам, ставкам налогов, срокам платежей, различным льготам по налогам и др., накапливаемой и подсистеме "Ведение нормативно-правовой документации". Использование компьютерной технологии позволяет отслеживать динамику развития предприятия, соблюдение им налогового законодательства, выявлять нарушения законодатель­ства, начислять платежи в бюджет и формировать перечень предприя­тий для документальной проверки.

Документальные проверки проводятся по месту нахождения пред­приятий-налогоплательщиков. Она предусматривает просмотр всей необходимой документации предприятия. Результаты документальной проверки заносятся в соответствующую подсистему. Они исполь­зуется подсистемой «Ведение лицевых карточек предприятий» для учета недоимки или переплаты налогов, а также отражения данных по примененным по акту проверки санкциям. В подсистеме «Ведение лицевых карточек предприятий» выявляется сальдо расчетов пред­приятия с бюджетом по каждому налогу. Данные для этого поступают из подсистем камеральной и документальной проверок. Из банков по­ступают сведения об уплаченных налогах и зачислении денег па соот­ветствующий бюджетный счет. Сопоставление начисленных и упла­ченных сумм по конкретным налогам и срокам позволяет определить сальдо расчетов.

Информатизация налоговых органов позволит [4]:


 

♦ обеспечить экономию времени при выполнении сотрудниками налоговых служб своих функций;

♦ ликвидировать очереди в налоговых инспекциях;

♦ перейти к подаче деклараций в электронном виде и автоматиза­ции налоговых расчетов с юридическими и физическими лицами;

♦ проводить централизованную обработку налоговых докумен­тов и т. д.

1.5. Направления информатизации государственного управления с точки зрения реализации ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 годы)»

Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)» принята к реализации Постановлением Правительства РФ

№ 6") от 28 января 2002 года. Федеральная целевая программа «•Элек­тронная Россия» не ориентирована на достижение мгновенных эконо­мических результатов: стимуляция развития российского рынка высоких

технологий не является ее непосредственной задачей, хотя в случае успешной реализации намеченных планов подобный эффект также будет достигнут.

Успех программы будет означать в первую очередь, что органы вла­сти всех уровней станут более доступными для граждан, а их деятель­ность — более прозрачной и более эффективной. Прозрачность дости­гается за счет обязательной электронной публикации и создания баз данных ПО всем документам, не имеющим статуса секретных, эффективность за счет перевода в электронную форму значительных объ­емов документооборота. Программа также предусматривает наращи­вание возможностей доступа населения к Интернету. Планируется также организовать подготовку специалистов в области информаци­онных технологий. В первую очередь, такие специалисты понадобят­ся государственным учреждениям.

Косвенный результат — стимуляция отрасли информационных тех­нологий, в первую очередь — за счет роста числа специалистов, и кроме того — людей, имеющих доступ к информационным сетям и, следова­тельно, являющихся потенциальными потребителями информацион­ных услуг. Нельзя также сбрасывать со счетов и неизбежный рост спроса на услуги такого рола — как со стороны государственных


организаций, внедряющих в делопроизводство новые технологии, так и со стороны их многообразных партнеров.

Цель ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 годы)» - повышение эффективности функционирования экономики и государственного управления за счет:

♦ внедрения и массового распространения ИКТ;

♦ обеспечения прав на свободный поиск, получение, передачу, про­изводство и распространение информации;

♦ расширения подготовки специалистов в области высоких техно­логий и квалифицированных пользователей.

Реализация Программы позволит существенно повысить конкурен­тоспособность экономики страны за счет снижения издержек и повы­шения качества продукции и услуг, повысит эффективность и демо­кратичность государственного управления на всех уровнях, обеспечит рост качества жизни населения. Создаст условия для ускорения про­цессов внедрения современных информационных технологий во все сферы общественной жизни и бизнеса. Полная реализация мероприя­тий Программы должна позволить к 2010 году распространить ИК'Г в России па уровне развитых стран Восточной Европы и вплотную при­близиться к средним показателям по странам Европейского союза.

В Программе предусматривается реализация мероприятий по це­лому ряду основных направлений1 (перечень мероприятий подготов­лен по материалам [53]).

1. Совершенствование законодательства и системы государственно­го регулирования в сфере ИКТ.

Целью мероприятий этого направления является создание право­вых предпосылок для широкого использования ИКТ во всех сферах общественной жизни, в экономике, во взаимоотношениях органов го­сударственной власти и местного самоуправления с гражданами и ор­ганизациями. Мероприятия данного направления обеспечивают со­здание правовых предпосылок для широкого использования ИКТ во всех сферах деятельности и общественной жизни. Это:

♦ обеспечение права каждого на получение информации из обще­доступных информационных систем;

♦ создание условий для использования документов в электронной цифровой форме в государственном управлении и гражданско-правовой сфере;

1 Полный текст ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 годы)» можно найти в Интернете: http://www.e-rus.ru.


 

♦ обеспечение единства информационного пространства на терри­тории Российской Федерации, ликвидация региональных и ве­домственных барьеров на пути распространения информации.

2. Обеспечение открытости в деятельности органов государственной власти и создание условий для их эффективного взаимодействия
с гражданами на основе использования ИКТ.

ОСНОВНЫМИ задачами ЭТОГО направления являются расширение объема информации и перечня информационных услуг, предоставля­емых гражданам и хозяйствующим субъектам органами государствен­ной власти и органами местного самоуправления, формирование ме­ханизма общественного контроля их деятельности.

Использование ИКТ в работе органов государственной власти по­зволит расширить объем открытой информации о деятельности этих органов и обеспечить гражданам ВОЗМОЖНОСТЬ ее оперативного полу­чения из информационных систем, в том числе по таким важным во­просам, как законопроектная деятельность, бюджетный процесс, закуп­ки продукции ДЛЯ федеральных государственных нужд, управление дарственной собственностью, конкурсное замещение вакантных ногтей.

В рамках Концепции электронного правительства будет создан «Правительственный портал», использующий современные средства

защиты от несанкционированного доступа.

Будет разработан перечень видов и форм предоставления открытой информации федеральных органов исполнительной власти, а до 2006 го-

5удет создана система каталогов, указателей и путеводителей по государственным информационным ресурсам.

Интересным решением проблем сетевого взаимодействия с государ­ственными структурами является использование платежных карт для идентификации и ведения персональных счетов граждан. В течение 2002-2003 годов будут разработаны концепция государственной по­литики и план мероприятий по расширению сферы применения пла­тежных карт в России.

3. Совершенствование деятельности органов государственной власти
и органов местного самоуправления на основе использования ИКТ.

Основной задачей мероприятий данного направления является по­вышение эффективности работы органов государственной власти и органов местного самоуправления путем обеспечения совместимости стандартов хранения информации и документооборота, подключения к компьютерным сетям органов государственной власти и органов мест­ного самоуправления, бюджетных учреждений, реализации отрасле-


 

вых программ информатизации, создания межведомственных и мест­ных информационных систем и баз данных использование ИКТ по­зволит обеспечить реализацию прав граждан России па свободное по­лучение открытой информации из информационных систем, а также на использование других услуг, предоставляемых этими системами.

В рамках данного направления Программы реализуются мероприя­тия, которые направлены на повышение уровня информатизации го­сударственных структур и оснащения их необходимыми программно-аппаратными средствами.

В программе предусмотрен ряд проектов создания систем электрон­ного документооборота (Минсвязи) в органах государственной вла­сти, систем, обеспечивающих электронный документооборот между органами государственной власти и местного самоуправления, в том числе между Аппаратом Правительства Российской Федерации и фе­деральными органами исполнительной власти.

Среди интересных проектов, реализуемых в течение двух ближайших лет, можно назвать создание в субъектах Российской Федерации регио­нальных подсистем автоматизированной системы «Государственный регистр населения» (AC ГРН) с целью проверки правильности техни­ческих решений, оценки эффективности системы государственного ре­гистра населения и принятия решения по темпам дальнейшей работы.

В качестве опытного проекта предусматривается также создание федеральной системы оперативного контроля состояния природных ресурсов и экономически важных и/или опасных объектов Россий­ской Федерации (государственный заказчик - Росавиакосмос).

4. Совершенствование взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с хозяйствующими субъек­тами и внедрение ИКТ в реальный сектор экономики.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 1603; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.4.206 (0.144 с.)