Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Информатизация Государственной ДумыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Основная цель информационной системы Госдумы — формирование упорядоченной информационной среды, обеспечивающей эффективную работу руководства и Совета ГД, комитетов, комиссий, фракций и депутатских групп, депутатов и подразделений Аппарата [32]. Информационный фонд (ИФ) ГД представляет собой совокупность интегрированных бал данных и программно-технологического инструментария, обеспечивающего поиск и выдачу информации пользователю. Можно выделить следующие основные компоненты ИФ [32]: ♦ законодательный фонд: ♦ внутрипарламентский фонд сведений о деятельности Госдумы; ♦ статистический фонд; ♦ предметно-справочный фонд; ♦ фонд информационно-справочных и аналитических материалов; ♦ служебные файлы поддержки технологии ведения и организации доступа к информационному фонду. Распределение информационного фонда ГД по рубрикам и базам данных можно посмотреть в [32]. В дополнение к ресурсам Интернета Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы предоставляет по договору информационные ресурсы американского центра этой библиотеки [32]: ♦ оперативную информацию по американскому законодательству и текущей политике США из базы данных Legislate; ♦ обзор новостей и содержание статей «Вашингтон пост» и ряда других галет и журналов; ♦ аннотированные обзоры конференций, выступлений и интервью президента, госсекретаря США, членов правительства. В организационном плане информационно-справочная служба состоит ил администраторов сети, администраторов бал данных, специалистов по обработке данных, определяющих перспективы развития информационного фонда и технологию информационного обслуживания. Администраторы сети управляют процессом доступа к информационным ресурсам сервера информационно-справочного центра, хранения информационного фонда и выполнения основных запросов, поступивших от пользователей по телефону. Администраторы бал данных обеспечивают ведение информационного фонда, включающего следующие основные процедуры: создание баз данных, их модификацию и обновление, контроль состояния, архивирование и восстановление бал данных. Они также осуществляют поиск, формирование и исполнение запросов пользователей Государственной Думы, поступающих в информационно-справочный центр.
Информационная система Государственной Думы состоит из следующих подсистем [32]: ♦ компьютерная сеть; ♦ комплекс обеспечения заседаний (электронное голосование, телевизионные системы, звукоусиление, конфереиц-связь. диктофонная запись и расшифровка); ♦ кабельное телевидение; ♦ информационно-справочная служба; ♦ радиотрансляция; ♦ подсистема факсимильной связи; ♦ цифровая АТС; ♦ подсистема ТВ-информ; ♦ реакционно-издательская система;
♦ подсистемы охранной и пожарной сигнализации и др. В состав компьютерной сети входят [32]: ♦ центральный вычислительный комплекс, который реализует функ- ции информационного фонда и сервера системы; ♦ информационно-коммуникационный центр, который служит «шлюзом» между компьютерной сетью и внешней средой и обеспечивает взаимодействие с офисами депутатов в избирательных округах и внешними информационными ресурсами через сети передачи данных общего назначения; ♦ локальные центры обработки информации; ♦ индивидуальные средства обработки информации; ♦ компьютерная сеть. 1.3. Информационные технологии управления бюджетной системой Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав государственный бюджет. Бюджет — это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления1. Схема информационных потоков между основными участниками бюджетного процесса представлена на рис. 1.5. Рис. 1.5. Схема информационных потоков между основными участниками бюджетного процесса (муниципальный уровень управления)' ИС управления бюджетным процессом имеет централизованную сетевую архитектуру. Центральным звеном является банк данных финансово-казначейского управления.
Ключевую роль в управлении информационными потоками финансовых, бюджетных, налоговых служб играют вычислительные центры федерального и регионального уровней. Телекоммуникационную основу информатизации в финансовых и налоговых службах федерального и территориального уровня управления составляют корпоративные компьютерные сети. Обмен данными в таких сетях осуществляется на основе стандартных протоколов. В налоговых и финансовых службах регионального уровня используются серверные сети и трехуровневая клиент-серверная модель обработки данных. И бюджетной системе, которая функционально связана с налоговыми учреждениями решением задачи формирования доходной и расходной частей бюджета, основным инструментальным прикладным программным средством является программный комплекс "Бюджет", который обеспечивает информационные связи с Федеральным казначейством, налоговыми органами, банками, распорядителями кредитов, подчиненными финансовыми органами городов и районов и т. д. Программный комплекс "Бюджет" имеет единую БД и единый пользовательский интерфейс. Схема взаимодействия программного комплекса «Бюджет" с различными службами представлена на рис. 1.6. Программный комплекс «Бюджет» охватывает следующие структурные подразделения финансового органа [4]. Бухгалтерия. Реализуются следующие функции: ♦ учет фактических доходов и расходов бюджета по первичным документам (выписки, платежные поручения, соглашения о взаимозачетах, акты налоговой инспекции, акты приема-передачи ценных бумаг и т.д.); ♦ работа с отчетами распорядителей Кредитов (ведомость списания кассовых расходов); ♦ накопление информации подчиненных субъектов; ♦ взаимные расчеты между бюджетами различных уровней; ♦ автоматизированная обработка электронных выписок из банка;
♦ автоматизированное формирование бухгалтерской отчетности. Бюджетный отдел. Реализуются следующие функции: ♦ работа с бюджетом и росписью бюджета; ♦ работа с реестром уведомлений; ♦ формирование уточненного плана и плана финансирования; ♦ формирование распоряжений па финансирование. Отдел государственных доходов. Реализуются следующие функции: ♦ работа с планом доходов; ♦ изменение доходной части: ♦ проведение взаимозачетов; ♦ формирование прогнозов доходов и Рис. 1.6. Схема взаимодействия программного комплекса «Бюджет» с различными службами ' Программный комплекс «Бюджет» построен по модульному принципу. Одним из программных модулей комплекса является "И сполнение бюджета", который позволяет решать следующие задачи [4]: ♦ осуществлять непосредственный контроль динамики поступления и расходования бюджетных средств; ♦ прогнозировать динамику поступления средств с целью осуществления планирования и корректировки ассигнований из бюджета; ♦ проводить наблюдения за движением средств, поступающих через банки в виде налогов в бюджет; ♦ осуществлять распределение доходов между федеральным бюджетом, бюджетами национально-государственных и административно-территориальных образований;
♦ осуществлять распределение доходов между бюджетополучателями, контроль поступления и расходования средств; ♦ передавать информацию о динамике поступлений доходов в федеральный и местные бюджеты из региона в вышестоящие подразделения финансовых органов и т. д. Модуль " Налоговые зачеты" по зволяет решать следующие задач и [4]: ♦ формирование налогового зачета; ♦ регистрация налогового зачета; ♦ проведение погашенных налоговых зачетов; ♦ формирование визуальных и печатных форм по налоговым зачетам. В ходе проектирования федерального бюджета работники Министерства финансов РФ используют автоматизированную информационную систему «Финансы», которая объединяет автоматизированные рабочие места специалистов, работающих в центральном аппарате и территориальных органах [4]. АИС «Финансы» является территориально распределенной системой и обслуживает информационные потребности не только Министерства финансов, по и Федерального казначейства. АИС «Финансы» взаимодействует со смежными информационными системами органов государственной власти и управления. АИС «Финансы» включает в себя ряд функциональных подсистем (рис. 1.7) [4]. Подсистема «Бюджетный процесс» позволяет решать следующие задачи: ♦ планирование и прогнозирование показателей по статьям бюджета на предстоящий год; ♦ подготовку бюджетных статей к рассмотрению и утверждению; ♦ отслеживание выполнения бюджетных показателей; ♦ формирование отчетных регистров об исполнении федерального и консолидированного бюджетов за истекший год Подсистема «Доходная часть бюджета" позволяет решать следующие задачи: ♦ автоматизация расчетов планируемых и прогнозируемых показателей доходной части бюджетов на всех уровнях управления; ♦ бухгалтерский учет доходов с выявлением возможных возвратов и зачетов переплат налогов в бюджет; ♦ формирование отчетов о кассовом исполнении бюджетов и др. ♦ автоматизация исполнения федерального бюджета; ♦ распределение в установленных пропорциях доходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ; ♦ создание в среде АИС «Финансы» реальных условий для осуществления оперативной проверки соответствия каждой операции конкретному бюджетному ассигнованию и соблюдения лимитов наличности, которые устанавливаются для каждого бюджетополучателя. Подсистема «Государственное кредитование" позволяет решать следующие задачи: ♦ автоматизация планирования государственного долга и учета операций по его погашению; ♦ информационное обеспечение эмиссии ценных бумаг; ♦ информационное обеспечение разработки валютно-кредитной политики и кредитных отношение с иностранными государствами и т. п. Подсистема «Финансовый контроль бюджета" позволяет решать следующие задачи: ♦ автоматизация процессов информационно-аналитической экспертизы и оценки решений в области финансово-бюджетной деятельности:
♦ автоматизация контроля расходования рублевых и валютных финансовых ресурсов; ♦ автоматизация проверки соблюдения финансовой дисциплины, выявления причин возможных отклонений. Подсистема «Финансирование отраслей народного хозяйства» позволяет решать следующие задачи: ♦ автоматизация планирования финансовых показателей наследующий бюджетный период; ♦ автоматизация учета выделенных средств по отраслям народного хозяйства. На уровне Министерства финансов АИС «Финансы» охватывает следующие задачи [4]: ♦ расчет вариантов проекта бюджета; ♦ учет изменений и составление уточненного плана расходов федерального бюджета; ♦ свод проекта расходов на социально-культурную сферу и науку на основе заявок министерств и ведомств; ♦ расчеты вариантов проекта бюджета на социальную сферу и науку; ♦ учет изменений и составление уточненного плана расходов федерального бюджета на социально-культурную сферу и науку; ♦ свод уточненных годовых и квартальных планов по бюджетам субъектов Российской Федерации; ♦ расчет выплаты ежемесячных пособии на детей по регионам; ♦ свод проекта расходов федерального бюджета на основе заявок министерств и ведомств; ♦ ведение реестра ценных бумаг; ♦ обработка и анализ статистической информации по промышленности, анализ финансового состояния промышленности; ♦ обработка и анализ ведомственной отчетности по речному, морскому и воздушному транспорту; ♦ обработка и анализ статистической информации по агропромышленному комплексу; ♦ обработка и анализ статистической информации по легкой промышленности, сфере услуг и предпринимательству; ♦ обработка и анализ информации по торговым предприятиям и организациям;
♦ свод годовых отчетов о расходах на содержание управленческого персонала и служебных легковых автомобилей по учреждениям и организациям, состоящим на бюджетном финансировании; ♦ анализ данных по возврату бюджетных ссуд и уплате процентов по статье «Неналоговые доходы»; ♦ учет поступлений начисленных процентов и погашения ссуд по инвестиционным и конверсионным кредитам; ♦ ведение реестра владельцев крупных цепных бумаг; ♦ ведение реестра архивных дел; ♦ ведение реестра инвестиционных институтов. На уровне территориальных финансовых органов реализуются [4]: ♦ автоматизированная система использования сметы финансового органа (АСИСФ «Смета»); ♦ автоматизированная система финансовых расчетов (ЛИС «Финансы»); ♦ формирование сводных годовых отчетов о расходах па содержание управленческого персонала и служебных легковых автомобилей по учреждениям и организациям, состоящим на бюджетном финансирований; ♦ программно-информационный комплекс «Реестр владельцев крупных ценных бумаг"; ♦ автоматизированное рабочее место работника бюджетного финансирования. В рамках территориальных органов федерального казначейства [4]: ♦ проводится анализ данных по возврату бюджетных ссуд и уплате процентов но статье «Неналоговые доходы»; ♦ реализуется комплекс задач «Доходный модуль системы исполнения федерального бюджета»; ♦ финансируются расходы федерального бюджета с лицевых счетов получателей средств, открываемых в отделениях Федерального казначейства; ♦ реализуется автоматизированная комплексная система исполнения сметы в органах казначейства (АКСИОК). ЛИС «Финансы» обслуживает информационные потребности сотрудников Министерства финансов РФ, управления Федерального казначейства в региональных центрах и отделения Федерального казначейства на местах. Кроме того, абонентская сеть АИС «Финансы» разметается у «прямых» получателей бюджетных средств.
В результате создания и внедрения АИС «Финансы» достигаются [4]: ♦ сокращение бумажного документооборота и ручного труда при обработке информации; ♦ повышение оперативности обработки информации; ♦ повышение достоверности данных по учету бюджетных средств и контроля их получения и использования; ♦ повышение оперативности и полноты обмена информацией с Внешними системами; ♦ повышение оперативности и полноты получения данных о доходах и расходах бюджета; ♦ углубленный анализ динамики расходных и доходных статей бюджет; ♦ оперативность передачи информации о доходах и расходах бюдже- та между различными уровнями иерархии исполнения бюджета Процесс планирования и исполнения территориального бюджета состоит из тех же этапов, что и процесс планирования и исполнения федерального бюджета [4]. В настоящее время в ряде регионов Российской Федерации внедрены и эксплуатируются автоматизированные информационные системы. Примером подобной АИС является «Автоматизированная система составления и исполнения бюджета» (АССИБ). Перечислим принципы построения автоматизированной системы управления [4]: ♦ интеграция разрозненных информационных потоков и функций управления в единую систему; ♦ создание комплекса Принципиально новых функций стратегического и оперативного управления бюджетным процессом в муниципальном образовании; ♦ обеспечение планирования и прогнозирования резервов доходов и расходов бюджета; ♦ переход от интуитивного к аналитическому управлению развитием муниципальных образовании. Автоматизированная информационная система управления бюджетом муниципального образования может состоять из следующих функциональных подсистем [4]: ♦ планирование, прогнозирование доходной части бюджета МО; ♦ распределение расходной части бюджета МО; ♦ формирование сводных документов МО по бюджету и их анализ; ♦ управление дефицитом, резервами и бюджетом развития МО; ♦ оперативное управление программами развития экономики на территории МО; ♦ расчет и анализ показателей социального и экономического развития МО; ♦ регулирование децентрализованных бюджетов поселков и сел на территории МО; ♦ оперативное управление в условиях кризисом и чрезвычайных ситуаций на территории МО. 1.4. Информационные технологии управления налоговой системой Автоматизированная информационная система «Налог» позволяет расширить круг задач, решаемых Федеральной налоговой службой, повысить обоснованность принимаемых решений, рационализировать управленческую деятельность налоговых органов путем применения экономико-математических методов, упорядочения информационных потоков. Целями функционирования автоматизированной информационной системы «Налог» являются [4|: ♦ повышение эффективности функционирования системы налогообложения; ♦ повышение оперативности работы и производительности труда налоговых инспекторов; ♦ обеспечение налоговых инспекций всех уровней полной и своевременной информацией о налоговом законодательстве; ♦ повышение достоверности данных по учету налогоплательщиков и эффективности контроля соблюдения налогового законодательства; ♦ анализ динамики поступления сумм налогов и возможность прогноза этой динамики; ♦ информирование администраций различных уровней о поступлении налогов и соблюдении налогового законодательства; ♦ сокращение объема бумажного документооборота. Решение задач, стоящих перед налоговыми органами, связано с анализом больших объемов информации, которая представлена в основном на бумажных носителях — документах. В отчетные периоды документе-
оборот в территориальных инспекциях крупных районов и городов может достигать десятков тысяч документов ежедневно. Взаимодействие государственных структур обеспечивается за счет слияния, взаимного обмена и использования различных баз данных [4]: ♦ государственного реестра налогоплательщиков; ♦ банковских счетов налогоплательщиков; ♦ сведений об участниках внешнеэкономической деятельности, объемах и стоимости различных ценностей, пересекающих границу Российской Федерации; ♦ сведения о движении средств на счетах государственного бюджета в части налоговых поступлений от юридических и физических лиц и т. п. Создание подобной системы требует решения ряда проблем [4]: ♦ создание компьютерных сетей в налоговых службах и предоставление им доступа к информационным ресурсам; ♦ создание бал данных; ♦ оснащение налоговых органов вычислительными комплексами с развитой периферией; ♦ разработка программных средств, обеспечивающих решение функциональных задач системы. Существенной частью АИС налоговых органов являются автоматизированные информационно-справочные системы по законодательству: «Консультант Плюс», «Гарант» и др. Однако на различных уровнях структуры налоговых органов еще имеет место дублирование работ по созданию программною обеспечения собственными силами или привлекаемыми организациями, что приводит к несовместимости программного обеспечения, неоправданным финансовым затратам, отвлечению на эти работы специалистов подразделений информатизации, обязанностью которых является оперативное внедрение имеющихся сертифицированных программных средств, обеспечение надежной эксплуатации средств автоматизации и эффективное информационное обеспечение должностных лиц налоговых органов [4]. На региональном уровне в АИС «Налог» можно выделить следующие основные функциональные подсистемы [4|: ♦ подготовка типовых отчетных форм; ♦ контрольная деятельность;
♦ методическая, ревизионная и правовая деятельность; ♦ аналитическая деятельность территориальных инспекций Федеральной налоговой службы; ♦ решение внутриведомственных задач. Подсистема подготовки типовых отчетных форм обеспечивает формирование сводных таблиц статистических показателей, характеризующих деятельность Федеральной налоговой службы на региональном уровне. Контрольная деятельность предусматривает ведение Государственного реестра предприятий и физических лиц. Подсистема методической, ревизионной и правовой деятельности обеспечивает возможность работы с законодательными актами, постановлениями, указами и другими правительственными документами, а также с нормативными и методическими документами Министерства финансов РФ. Аналитическая деятельность включает в себя анализ динамики налоговых платежей по категориям налогоплательщиков, прогнозирование величины сбора отдельных видов налогов, экономический и статистический анализ хозяйственной деятельности предприятий региона, определение предприятий, подлежащих документационной проверке, анализ налогового законодательства и выработку рекомендаций по его усовершенствованию, анализ деятельности территориальных налоговых инспекций и др. [4J. Для местного уровня характерен свой состав функциональных подсистем [4]: ♦ регистрация предприятий; ♦ камеральная проверка; ♦ ведение лицевых карточек предприятий; ♦ анализ состояния предприятия; ♦ документационная проверка: ♦ ведение нормативно-правовой документации; ♦ внутриведомственные задачи; ♦ обработка документов физических лиц. Подсистема регистрации предприятий реализует функцию своевременного и полного учета налогоплательщиков. Подсистеме камеральной проверки реализует функции контроля правильности и своевременности представления плательщиками бух-
галтерских отчетов и налоговых расчетов, отчетов и деклараций, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет. Подсистема ведения лицевых карточек предприятий выполняет функции спора данных о поступлении налогов в разрезе налогоплательщиков и видов налогов, контроля своевременности уплаты налогов в бюджет, начисления пени, вычисления сальдо ПО расчетам, выдачи справок о недоимках и переплатах по предприятиям и т. д. Подсистема анализа состояния предприятий использует информацию, получаемую в подсистемах регистрации предприятий, камеральной проверки, документационной проверки. Подсистема документационной проверки относится к контрольному виду деятельности налоговых органов. Подсистема ведения нормативно-правовой документации обеспечивает возможность работы с нормативно-правовыми актами. Подсистема внутриведомственных задач реализует задачи документационного, кадрового, бухгалтерского учета, материалъно-техникого снабжения и др. в отношении налогового органа как отдель- ной организационной структуры. Подсистему обработки документов физических лиц осуществляет контроль уплаты налогов физическими лицами. В подсистеме рассчитываются суммы налогов, ведутся лицевые счета, печатаются извещения о суммах начисленных налогов, составляются различные бухгалтерские отчеты. Главным научно-исследовательским вычислительным центром (ГНИВЦ) разработано программное обеспечение для решения задач функциональной подсистемы «Налогообложение физических лиц». Данный комплекс обеспечивает работу четырех автоматизированных рабочих мест [4]: ♦ АРM «Инспектор»; ♦ АРМ «Администратор»; ♦ АРМ «Реестр физических лиц»; ♦ АРМ «Бухгалтер». Автоматизированное рабочее место в бюджетной и налоговой системах представляет собой совокупность информационных, программных и аппаратных ресурсов для автоматизации решения функциональных задач специалиста. Рассмотрим порядок реализации задач и информационного взаимодействия основных подсистем функциональной части АИС «Налог» на примере низового уровня - инспекций городов и районов - в части работы с юридическими липами [4|. Обработка информации начинается с учета и регистрации налогоплательщиков, которые осуществляются юридической службой налоговой инспекции. На основе регистрационных документов создается база данных, содержащая всю информацию о налогоплательщике. Информация, хранимая в подсистеме "Регистрация предприятий», используется другими функциональными подсистемами ЛИС «Налог» и прежде всего — подсистемой «Камеральная проверка». Для решения задач камеральной проверки служба налоговых инспекторов собирает отчетные документы налогоплательщиков. Камеральная проверка заключается в определении правильности заполнения бухгалтерской отчетности, исчисления сумм налогов, точности заполнения форм. Для этого данные отчетности, представленной налогоплательщиком, заносятся в базу данных налогоплательщиков. Решение задач камеральной проверки связано также с использованием нормативно-справочной информации по организационно-правовым формам, ставкам налогов, срокам платежей, различным льготам по налогам и др., накапливаемой и подсистеме "Ведение нормативно-правовой документации". Использование компьютерной технологии позволяет отслеживать динамику развития предприятия, соблюдение им налогового законодательства, выявлять нарушения законодательства, начислять платежи в бюджет и формировать перечень предприятий для документальной проверки. Документальные проверки проводятся по месту нахождения предприятий-налогоплательщиков. Она предусматривает просмотр всей необходимой документации предприятия. Результаты документальной проверки заносятся в соответствующую подсистему. Они используется подсистемой «Ведение лицевых карточек предприятий» для учета недоимки или переплаты налогов, а также отражения данных по примененным по акту проверки санкциям. В подсистеме «Ведение лицевых карточек предприятий» выявляется сальдо расчетов предприятия с бюджетом по каждому налогу. Данные для этого поступают из подсистем камеральной и документальной проверок. Из банков поступают сведения об уплаченных налогах и зачислении денег па соответствующий бюджетный счет. Сопоставление начисленных и уплаченных сумм по конкретным налогам и срокам позволяет определить сальдо расчетов. Информатизация налоговых органов позволит [4]:
♦ обеспечить экономию времени при выполнении сотрудниками налоговых служб своих функций; ♦ ликвидировать очереди в налоговых инспекциях; ♦ перейти к подаче деклараций в электронном виде и автоматизации налоговых расчетов с юридическими и физическими лицами; ♦ проводить централизованную обработку налоговых документов и т. д. 1.5. Направления информатизации государственного управления с точки зрения реализации ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 годы)» Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)» принята к реализации Постановлением Правительства РФ № 6") от 28 января 2002 года. Федеральная целевая программа «•Электронная Россия» не ориентирована на достижение мгновенных экономических результатов: стимуляция развития российского рынка высоких технологий не является ее непосредственной задачей, хотя в случае успешной реализации намеченных планов подобный эффект также будет достигнут. Успех программы будет означать в первую очередь, что органы власти всех уровней станут более доступными для граждан, а их деятельность — более прозрачной и более эффективной. Прозрачность достигается за счет обязательной электронной публикации и создания баз данных ПО всем документам, не имеющим статуса секретных, эффективность за счет перевода в электронную форму значительных объемов документооборота. Программа также предусматривает наращивание возможностей доступа населения к Интернету. Планируется также организовать подготовку специалистов в области информационных технологий. В первую очередь, такие специалисты понадобятся государственным учреждениям. Косвенный результат — стимуляция отрасли информационных технологий, в первую очередь — за счет роста числа специалистов, и кроме того — людей, имеющих доступ к информационным сетям и, следовательно, являющихся потенциальными потребителями информационных услуг. Нельзя также сбрасывать со счетов и неизбежный рост спроса на услуги такого рола — как со стороны государственных организаций, внедряющих в делопроизводство новые технологии, так и со стороны их многообразных партнеров. Цель ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 годы)» - повышение эффективности функционирования экономики и государственного управления за счет: ♦ внедрения и массового распространения ИКТ; ♦ обеспечения прав на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; ♦ расширения подготовки специалистов в области высоких технологий и квалифицированных пользователей. Реализация Программы позволит существенно повысить конкурентоспособность экономики страны за счет снижения издержек и повышения качества продукции и услуг, повысит эффективность и демократичность государственного управления на всех уровнях, обеспечит рост качества жизни населения. Создаст условия для ускорения процессов внедрения современных информационных технологий во все сферы общественной жизни и бизнеса. Полная реализация мероприятий Программы должна позволить к 2010 году распространить ИК'Г в России па уровне развитых стран Восточной Европы и вплотную приблизиться к средним показателям по странам Европейского союза. В Программе предусматривается реализация мероприятий по целому ряду основных направлений1 (перечень мероприятий подготовлен по материалам [53]). 1. Совершенствование законодательства и системы государственного регулирования в сфере ИКТ. Целью мероприятий этого направления является создание правовых предпосылок для широкого использования ИКТ во всех сферах общественной жизни, в экономике, во взаимоотношениях органов государственной власти и местного самоуправления с гражданами и организациями. Мероприятия данного направления обеспечивают создание правовых предпосылок для широкого использования ИКТ во всех сферах деятельности и общественной жизни. Это: ♦ обеспечение права каждого на получение информации из общедоступных информационных систем; ♦ создание условий для использования документов в электронной цифровой форме в государственном управлении и гражданско-правовой сфере; 1 Полный текст ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 годы)» можно найти в Интернете: http://www.e-rus.ru.
♦ обеспечение единства информационного пространства на территории Российской Федерации, ликвидация региональных и ведомственных барьеров на пути распространения информации. 2. Обеспечение открытости в деятельности органов государственной власти и создание условий для их эффективного взаимодействия ОСНОВНЫМИ задачами ЭТОГО направления являются расширение объема информации и перечня информационных услуг, предоставляемых гражданам и хозяйствующим субъектам органами государственной власти и органами местного самоуправления, формирование механизма общественного контроля их деятельности. Использование ИКТ в работе органов государственной власти позволит расширить объем открытой информации о деятельности этих органов и обеспечить гражданам ВОЗМОЖНОСТЬ ее оперативного получения из информационных систем, в том числе по таким важным вопросам, как законопроектная деятельность, бюджетный процесс, закупки продукции ДЛЯ федеральных государственных нужд, управление дарственной собственностью, конкурсное замещение вакантных ногтей. В рамках Концепции электронного правительства будет создан «Правительственный портал», использующий современные средства защиты от несанкционированного доступа. Будет разработан перечень видов и форм предоставления открытой информации федеральных органов исполнительной власти, а до 2006 го- 5удет создана система каталогов, указателей и путеводителей по государственным информационным ресурсам. Интересным решением проблем сетевого взаимодействия с государственными структурами является использование платежных карт для идентификации и ведения персональных счетов граждан. В течение 2002-2003 годов будут разработаны концепция государственной политики и план мероприятий по расширению сферы применения платежных карт в России. 3. Совершенствование деятельности органов государственной власти Основной задачей мероприятий данного направления является повышение эффективности работы органов государственной власти и органов местного самоуправления путем обеспечения совместимости стандартов хранения информации и документооборота, подключения к компьютерным сетям органов государственной власти и органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, реализации отрасле-
вых программ информатизации, создания межведомственных и местных информационных систем и баз данных использование ИКТ позволит обеспечить реализацию прав граждан России па свободное получение открытой информации из информационных систем, а также на использование других услуг, предоставляемых этими системами. В рамках данного направления Программы реализуются мероприятия, которые направлены на повышение уровня информатизации государственных структур и оснащения их необходимыми программно-аппаратными средствами. В программе предусмотрен ряд проектов создания систем электронного документооборота (Минсвязи) в органах государственной власти, систем, обеспечивающих электронный документооборот между органами государственной власти и местного самоуправления, в том числе между Аппаратом Правительства Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти. Среди интересных проектов, реализуемых в течение двух ближайших лет, можно назвать создание в субъектах Российской Федерации региональных подсистем автоматизированной системы «Государственный регистр населения» (AC ГРН) с целью проверки правильности технических решений, оценки эффективности системы государственного регистра населения и принятия решения по темпам дальнейшей работы. В качестве опытного проекта предусматривается также создание федеральной системы оперативного контроля состояния природных ресурсов и экономически важных и/или опасных объектов Российской Федерации (государственный заказчик - Росавиакосмос). 4. Совершенствование взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с хозяйствующими субъектами и внедрение ИКТ в реальный сектор экономики. Мероприятия этого направлени
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 1662; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.156.170 (0.016 с.) |