Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Внедрение технологий «электронного правительства».Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
«Электронное правительство» — это новая система внутренних и внешних отношений государственных организаций на основе использования возможностей Интернета, информационных и телекоммуникационных технологий с целью оптимизации предоставляемых услуг, повышения уровня участия общества в вопросах государственного управления и совершенствования внутренних процессов (58J. Инфраструктурой электронного правительства являются интегрированные государственные информационные ресурсы в сочетании Рис. 1.8. Направления информатизации государственного управления с точки зрения реализации ФЦП «Электронная Россия» с развитой системой информационных служб, обеспечивающей гражданам регламентируемый доступ к этим ресурсам. Реализация концепции электронного правительства предполагает решение следующих основных задач. 1. Создание официальных сайтов в Интернете и их наполнение актуальной официальной информацией. К обязательной информации относится (судя по содержанию подобных сайтом других стран) общая, справочная и контактная информация государственных учреждений, статистика, сообщения о событиях в стране, законы и норма- тивные акты, правительственные отчеты, содержимое государственных архивов. На сайте могут быть также расположены: ♦ документы или ссылки на документы вышестоящих учреждении; ♦ актуальные материалы, публикуемые учреждением в соответствии с его функциями; ♦ рекомендации физическим или юридическим лицам по решению их типичных проблем (так называемые типовые «сценарии»). 2. Создание интерактивных служб, позволяющих упростить процедуры взаимодействия государства с гражданами, обеспечить максимально комфортные условия для обращения в государственные учреждения. Среди таких служб, разнимаемых во многих странах, можно ♦ предоставление доступа к шаблонам документов, необходимых в различных ситуациях, возникающих при взаимодействии граждан и предприятий с органами государственного и муниципального управления; ♦ уплата штрафов; ♦ определение прав на социальные ЛЬГОТЫ; ♦ поиск вакансий в государственных организациях; ♦ получение и продление лицензии на ведение профессиональной деятельности; ♦ выдача сертификатов и разрешений; ♦ запись на прием к врачу (реализуется преимущественно на муниципальных порталах); ♦ предоставление услуг дистанционного образования; ♦ регистрация избирателей. 3. Создание эффективной системы обратной связи с гражданами. Для реализации концепции электронного правительства необходимо соблюдение ряда принципов: ♦ высокое качество информации, размещенной в Интернете, в сочетании с ее доступностью для любых категорий граждан; ♦ высокий уровень компьютерной подготовки государственных служащих; ♦ тесное взаимодействие между органами государственного и муниципального управления, предпринимателями в сочетании с простотой его правил. Поэтому должны быть созданы общенациональные стандарты межведомственного взаимодействия и информационного обмена. Технологии электронного правительства развивались от государственных «веб-витрин», реализующих, в большей иди меньшей степени, чисто информирующие функции, до порталов, обеспечивающих более активное взаимодействие с гражданами и централизацию информационных ресурсов. Наиболее же современными являются так называемые «технологии одного окна» (Government Gateways).
Рассмотрим экономический эффект от создания государственных порталов [59]. 1. Сокращение затрат на бумагу и печать документов, экономия рабочих площадей (хранение электронных документом требует на порядок меньше места), снижение затрат на оплату телефонных переговоров и почтовых отправлений (документы могут быть размещены в Интернете или переданы по электронной почте). 2. Сокращение затрат времени на выполнение типовых операций, к которым относятся поиск информации, подготовка справок, отчетов, подготовка решений, телефонные переговоры, прием посетителей, исправление ошибок и разбор конфликтных ситуаций (для служащих, связанных с приемом граждан, может достигать 75% рабочего времени). 3. Сокращение бюджетных расходов на проведение мероприятий, связанных с официальными уведомлениями, обязательным распространением Нормативных материалов, изменением форм документов, разъяснительных и иных PR-мероприятий, направленных на обеспечение поддержки гражданами решений и позиции органов власти. 4. Повышение эффективности процесса осуществления государственных и муниципальных закупок. Вышеперечисленное складывается в повышение эффективности работы учреждения, что также может выражаться в повышении числа обработанных заявлений, повышении собираемости налогов и г. д. Портал может иметь следующую программно-аппаратную архитектуру (в общем случае она такая же, как и у портала крупного предприятия): ♦ кластер компьютеров (или одни компьютер), имеющих постоянное, скоростное соединение с Интернетом; ♦ многопользовательская, многозадачная серверная операционная система; ♦ веб-сервер: ♦ сервер Приложений СО встроенными элементами бизнес-логики; ♦ СУБД для хранения документов портала и другой информации; ♦ система управления контентом, позволяющая служащим, не являющимся специалистами в информационных технологиях, публиковать документы быстро и качественно, а также поддерживать их актуальность: ♦ сервер интеграции приложений (шлюз). 2. Создание единой государственной системы управления и передачи данных (ЕГСУПД) (подготовлено по материалам [51] ).
Одной из первоочередных задач к области информатизации государственного управления является организация инфраструктуры межведомственного взаимодействия. В связи с этим согласно ФЦП «Электронная Россия» осуществляется разработка и реализация единой государственной системы управления и передачи данных (ЕГСУПД). ЕГСУПД — это межведомственная система сбора, хранения, анализа и распространения финансовой, экономической, хозяйственной и другой социально значимой информации на базе единой технической политики и строго регламентированного информационного взаимодействия. ЕГСУПД является ключевым элементом электронного правительства России. Федеральные ведомства строят спои информационные системы независимо и изолированно друг от друга, ориентируясь исключительно на собственные нужды (вертикальная интеграция). Такой подход обеспечивает защищенность этих систем, однако делает проблематичным организацию межведомственного (горизонтального) взаимодействия на любом уровне административно-территориального устройства государства (федерация, округ, регион, район). При этом происходит распыление значительных финансовых и материальных средств, осуществляется многократный ввод и обработка повторяющейся информации. Ведомственные ИС изолированы от общественных сетей связи и не предусматривают прямого информационного взаимодействия с предприятиями, общественными организациями и населением. При этом ведомства Ив имеют достаточных ресурсов для технического сопровождения и развития своих ПС. Недостаток финансовых средств заставляет разработчиков региональных И С использовать простые технологии, что снижает производительность ИС, их масштабируемость, защищенность. Рассмотрим архитектуру ЕГСУПД. Она включает единую коммуникационную магистраль, объединенные информационные ресурсы, согласованную технологию управления. ЕГСУПД связана с Интернетом посредством системы межсетевых (внешних) шлюзов. Взаимодействие с внутренними ИС осуществляется через внутренние шлюзы. Основными архитектурными элементами ЕГСУПД являются центры обработки данных (ЦОД), объединенные между собой оптоволоконными линиями связи и образующие единую широкополосную среду коллективного пользования. Для доступа к удаленным регионам, а также для целей резервирования и повышения надежности используются широкополосные космические каналы связи. Ключевыми техно- логиями построения магистрали являются стек протоколов TCP/IP, технология виртуальных частных сетей VPN и многопротокольная коммутация меток MPLS. В состав ЦОД включены высокопроизводительные серверы и данных, образующие распределенный вычислительный ресурс и сеть хранения, которые коллективно используются в интересах органов государственного управления и местного самоуправления. Детализированная информация об объектах учета (юридических и физических лицах, объектах недвижимости, природных ресурсах и т. д.) хранится в первичных базах данных соответствующих органов, которые являются собственниками данного информационного ресурса и отвечают за его актуальность и целостность. Первичные базы данных являются элементом внутриведомственной информационной среды и, следовательно, не являются предметом прямого регулирования со стороны ЕГСУПД. За каждым ведомством и администрацией региона закрепляются государственные информационные ресурсы, которые они обязаны формировать, поддерживать и предоставлять пользователям в силу своих прямых обязанностей. Взаимодействие с ведомственными и территориальными ИС осуществляется через информационные порталы. Информационные ресурсы подлежат регистрации и учету. Регистрация и учет государственных информационных ресурсов (ГИР) возлагаются на регистр ГИР, который представляет собой распределенную базу метаданных, реализуемую и обслуживаемую средствами ЦОД. В регистре ГИР хранятся и данные о собственниках информационных ресурсов, их реальное местонахождение. Центры обработки принимают запросы на потребление ГИР, осуществляют контроль принятых запросов на предмет их соответствия регламентам доступа, навигацию запросов, направляют их собственникам информационных ресурсов, следят за формированием ответов, доставку ответов к месту назначения. При этом ЦОД ведут постоянный учет (логистику) всей произведенной работы по движению и перенаправлению информации. Аутентификация пользователей (физических или юридических лиц), входящих с целью доступа к государственным информационным ресурсам, осуществляется с помощью так называемого электронного паспорта. Электронный паспорт хранится в базе данных ЕГСУПД. Содержание и техническое обслуживание ЕГСУПД должно осуществляться централизованно из средств федерального бюджета. В этом случае для министерств и ведомств, а также территориальных ад-ми- Глава 1. Информационные технологии в государственном управлении 55 нистраций отпадает необходимость строить свои собственные телекоммуникационные сети, заботиться об их техническом обслуживании, прорабатывать вопросы информационного обмена со смежными структурами, что существенно экономит ресурсы, деньги и время. ЕГСУПД как единая информационно-коммуникационная инфраструктура предоставляет для всех участников взаимодействия ряд стандартных сетевых услуг и сервисов. Среди них: виртуальные частные сети для безопасного обмена данными, услуга электронной почты, внутри- и межведомственная телефонная связь, факсимильная связь, потоковые видео- и аудиовещание, видео- и аудиоконференции, другие мультимедийные услуги, обеспечивающие работу современных мультимедийных приложений, таких как дистанционное обучение и телемедицина. 3. Информатизация регионов. При этом заключаются соглашения о сотрудничестве Министерства транспорта и связи Российской Федерации с администрациями регионов и подключение администраций муниципальных образований к компьютерным сетям. 2003 год назван в ФЦП годом регионов. Наиболее популярными направлениями автоматизации в регионах являются: ♦ создание БД по земельным ресурсам; ♦ создание БД по объектам недвижимости; ♦ создание БД нормативно-правовой документации. В регионах начался процесс перемещения всей тяжести работ по информатизации с регионального уровня на муниципальный. Это вполне объяснимо, поскольку практически все информационные ресурсы создаются именно на муниципальном уровне и затем используются на региональном и федеральном. Наиболее острыми проблемами информатизации в регионах являются: ♦ отсутствие единого государственного подхода в использовании информационных ресурсов органами власти и управления всех уровней; ♦ отсутствие единой системы классификаторов, кадастров и регистров; ♦ неоправданно высокие требования но закрытию информации; ♦ несовместимость информационных ресурсов; ♦ высокая СТОИМОСТЬ программно-технических средств и доступа к информационным системам, в том числе к Интернету;
♦ недостаточность правового и методического обеспечения региональной информатизации; ♦ нерешенность вопросов информационного взаимодействия между органами государственного и муниципального управления, хозяйствующими субъектами, гражданами. 4. Разработка автоматизированной системы «Государственный Отсутствие единой БД по населению приводит к трудностям в сборе налогов, необоснованным выплатам пособий, тратам на асоциально-демографические исследования, неоправданным сложностям при обслуживании населения в органах государственной власти и местного самоуправления. Предполагается создание общегосударственной интегрированной системы учета, предполагающей использование пластиковых карт гражданами страны. 5. Внедрение электронной системы государственных закупок на Увеличение информационных потоков между государственными заказчиками и поставщиками приводит к необходимости создания электронной системы обеспечения городских закупок. В современных условиях использование традиционных методов взаимодействия участников приводит к потерям информации, что отрицательно сказывается на качестве и сроках выполнения городского заказа. Автоматизация бизнес-процессов осуществления сделки обеспечит прозрачность операций, а следовательно, позволит усилить контроль проведения закупок. Экономический эффект внедрения системы выражается в ЭКОНОМИИ бюджетных средств, получаемой при повышении числа участников торгов, усилении конкуренции, более объективным выбором оптимальных поставщиков. По некоторым оценкам экономия составит до 20 % [42] бюджетных средств. В России действуют как многоотраслевые универсальные электронные торговые площадки (ЭТП), так и специализированные отраслевые. Факторами, сдерживающими развитие электронной торговли, являются: 1) слабое развитие телекоммуникационной инфраструктуры в целом по стране (особенно в отдаленных регионах); 2) отсутствие исчерпывающей нормативно-правовой базы. Несмотря на существование Федерального закона «Об электронной цифровой подписи», он фактически не работает. Пока еще законо-
дательно не признана эквивалентность электронных сделок традиционным, не определен налоговый статуе операций, осуществляемых через Интернет. Отсутствует закон об электронном документе, об электронной торговле. Действующее законодательство не позволяет электронным торговым площадкам регулировать цены по госзакупкам на аукционах; 3) недостаточное разнообразие банковских интернет-услуг. показывает мировой опыт, ядром системы электронной торговли в национальном масштабе является интегрированная информационная инфраструктура, обеспечивающая взаимодействие органов государственной власти всех уровней с предприятиями и организациями, осуществляющими поставки продукции и услуг. На сегодняшний день определено главное звено интегрированной информационной инфраструктуры электронной торговли это система информационно маркетинговых центров (СИМЦ). СИМЦ представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих информационно-маркетинговых центров, объединенных общим алгоритмом функционирования [50]. Для реализации целей и задач СИМЦ образована Национальная ассоциация участников электронной торговли (НАУЭТ), имеющая статус некоммерческого партнерства и являющаяся добровольным объединением юридических и физических лиц. И некоторых регионах уже функционируют ЭТП, однако в их основе заложены разные программные решения. Также в каждом регионе разработано собственное правовое обеспечение работы ЭТП. Ассоциация должна, обобщив положительный опыт, объединить все эти пло- щадки в структуру, которая будет работать в рамках единых нормативных правовых требовании. Основную часть учредителей Ассоциации составили государственные учреждения и унитарные предприятия, выполняющие для областных и краевых администраций функции организаторов и операторов торгов, проводимых с использованием ЭТИ. Среди основных задач Ассоциации можно выделить [50]: ♦ формирование проектов нормативных документов по регулированию электронной торговли (ЭТ); ♦ организацию взаимовыгодного сотрудничества с российскими и зарубежными ассоциациями, фондами и компаниями, занятыми в электронной торговле; ♦ осуществление мониторинга деятельности участников системы ЭТ;
♦ подготовку и выпуск учебно-методических пособий, рекламных проспектов, научно-технической документации, научных трудом, лекций, а также проведение обучения по различным аспектам ЭТ; ♦ экспертизу информационного обеспечения ЭТ и оценку его эффективности: Создание и функционирование С ИМЦ, призвано уменьшить негативную роль информационных посредников и обеспечить естественное формирование массивов данных о текущем спросе и предложении на рынках товаров и услуг и Свободный доступ к ним. Производители продукции и услуг смогут оперативно получать систематизированную информацию о реальных и потенциальных товарных рынках, об организации транспортного обслуживания, о действующих нормативно-правовых актах в области ЭТ, а также кон- сультации по осуществлению сделок купли-продажи, их страхованию и др. Система классификации и кодирования информации в СИМЦ реализована с использованием общероссийских классификаторов технико-экономической информации. Рассмотрим иерархическую архитектуру СИМЦ [50]. 1. Координационно-методический центр СИМЦ (КМЦ СИМЦ) Перечислим основные функции КМЦ СИМЦ: ♦ ведение реестра ИМЦ; ♦ оказание методической, организационной и технической помощи в создании типовых региональных ИМЦ; ♦ проведение аналитических исследований рынков товаров и услуг; ♦ разработка методических рекомендаций и оказание методических услуг членам Ассоциации; ♦ консультирование федеральных министерств и ведомств по вопросам планирования и организации закупок товаров и услуг; ♦ организация и проведение торгов по закупкам товаров и услуг для государственных нужд; ♦ организация и координация деятельности отраслевых и ведомственных ИМЦ; ♦ информационно-маркетинговое обеспечение деятельности потенциальных инвесторов, информационно-маркетинговое сопровождение инвестиционных проектов федерального уровня; ♦ издательская и рекламная деятельность;
♦ организация и координация международного сотрудничества по всем сферам деятельности Ассоциации; ♦ оказание членам Ассоциации технической поддержки по внедрению и эксплуатации технических и программных средств СИМЦ; ♦ решение организационно-правовых и финансовых вопросов деятельности ассоциации; ♦ разрешение хозяйственных споров с другими организациями; ♦ продвижение законодательных инициатив, обеспечивающих эффективное функционирование СИМЦ; ♦ обеспечение информационной безопасности СИМЦ.
2. ИМЦ выполняющие отдельные функции в общероссийском масштабе на отраслевом, ведомственном и других уровнях. 3. Региональные ИМЦ. Они выполняют основные функции ИМЦ внутри региона и возглавляют региональные отделения ассоциации ИМЦ. Типовая организационная структура регионального ИМЦ включает дирекцию, секретариат и отделы по направлениям деятельности торгово-закупочный, консалтинговый, финансовый, правовой, программно-технического обеспечения, обеспечения безопасности. Реализует практически те же функции, что и КМЦ СИМС, но на региональном уровне. 4. Организации члены региональных отделении ассоциации ИМЦ, выполняющие в рамках региона отдельные функции ИМЦ на отраслевом или ведомственном уровнях самостоятельно или по поручению регионального ИМЦ. Рассмотрим взаимодействие ИМЦ с внешней средой. ИМЦ в своей деятельности взаимодействуете поставщиками, ФЦЭТ, банками, страховыми организациями, компаниями по доставке товара и другими предприятиями и организациями, образующими внешнюю среду взаимодействия (рис. 1.10) (50]. Рассмотрим процесс заключения договоров [50]. Договор на куплю-продажу товаров и услуг обязательно включает положения о месте и процедуре оплаты сделки, сведения о перевозчике и условиях поставки, страховке, юридической поддержки и сертификации ЭПЦ. При оформлении сделки ИМЦ оказывает услуги по всем этим пунктам договора. ИМЦ предлагает сторонам, заключающим договор, финансовую организацию (казначейство, коммерческий банк), через которую пред- Рис. 1.10. Схема функционирования ИМЦ лагается осуществлять платежи, и схему оплаты контракта. В случае их согласия осуществляет оформление сделки. Оплата по контракту возможна через федеральное казначейство, банк пли электронную платежную систему. Казначейство открывает счета только тем организациям, которые финансируются через бюджет РФ. Проведение через них оплаты государственных закупок возможно только в том случае, если они запланированы в бюджете предприятия. Оплата в казначействе ПРОИЗВОДИТСЯ при личном участии бухгалтера, вооруженного пакетом платежных документов (счет, платежное поручение и пр.). Основной поток оплат осуществляется через коммерческие банки или через электронные платежные системы. Если сам покупатель не осуществляет доставку товара, то ИМЦ может выбрать транспортную (экспедиторскую) компанию. Выбор во многом зависит от таких возможностей поставщика, как наличие и расположение собственных складов, услуги по отгрузке и таможенным мероприятиям для импортных товаров. При выборе перевозчика учитываются его возможности, которые складываются из направления деятельности (авиа, морские, речные, автомобильные перевозки),
дополнительных услуг (перегрузка, растаможивание, временное хранение, мониторинг доставки и др.). Страхование доставки не является обязательным элементом договора и зависит от специфики закупок и цены контракта, однако большинство контрактов обеспечивается страховкой. ИМЦ обеспечивает страхование доставки товаров. Выдача страхового полиса требует личного участия заказчика и представителя страховой компании (андеррайтера сертифицированного лица, производящего страховку выше определенной стоимости). В регионе необходимо присутствие страховой компании либо страхового агента, с которым взаимодействует ИМЦ. В качестве страхового агента может выступать и сам ИМЦ, заключивший договор с одной или несколькими страховыми компаниями. Важной услугой ИМЦ является поддержка процесса сертификации ЭЦП и шифрования. ИМЦ берет на себя всю процедуру оформления сертификатов. ИМЦ отвечает - за юридическую чистоту всех положении договора и за соответствие сделки российскому и международному законодательству в сфере торговли. 6. Создание информационных систем для предоставления гарантированного пакета электронных услуг деловым кругам и населению. Осуществляется развитие информационной поддержки предпринимательства. Согласно некоторым исследованиям, необходимость инвестиций в информационные технологии не является для предпринимателя сдерживающим фактором их внедрения. К таковым, в действительности, относятся закрытость информационного рынка и сложность оценки эффективности внедрения информационных технологий. Формируются федеральные информационные ресурсы в сфере социальной защиты граждан (например, электронная биржа труда). Перечистим некоторые результаты реализации ФЦП «Электронная Россия": ♦ разработана концепция «электронного документооборота» в органах государственной власти; ♦ проведены работы по модернизации сети научно-технической информации (в ходе этих работ к магистральной телекоммуникационной инфраструктуре были подключены 13 вузов страны) [28]; ♦ Федеральный закон № 126-ФЗ от 7.07.03 «О связи» предусматривает реализацию механизма «универсальные услуги связи», согласно которому в каждом населенном пункте России должен быть оборудован пункт общественного доступа к Интернету и установлен телефон (ст. 57). В связи с этим в 83 субъектах Рос-
сийской Федерации на базе общеобразовательных школ и почтовых отделений созданы пункты общественного доступа к Интернету (в рамках проекта «Киберпочта") [28]. Контрольные вопросы 1. Назовите основные определения Федерального закона № 24-ФЗ от 20 февраля 1995 «Об информации, информатизации и защите информации». 2. Перечислите наиболее значимые государственные информационные ресурсы. 3. Дайте характеристику организации информационного обмена между органами государственной власти и местного самоуправления. 1. Перечислите основные нормативно-правовые акты действующего российского законодательства сфере ИT. 5. Дайте понятие эффективности внедрения информационных технологий государственного и муниципального управления. 6. Перечислите направления информатизации органов государственной власти и управления. 7. Дайте характеристику процесса информатизации Совета Федерации. 8. Перечислите информационные ресурсы Совета Федерации. 9. Назовите компоненты информационного фонда Государственной Думы.
10. Назовите компоненты ПС Государственной Думы. 11. Охарактеризуйте программный комплекс «Бюджет". 12. Назовите функциональные подсистемы ЛИС «Финансы». 13. Наловите цели функционирования автоматизированной информационной системы «Налог». 14. Охарактеризуйте основные подсистемы АИС «Налог». 15. Охарактеризуйте основные направления ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 годы)». 16. Охарактеризуйте актуальные направления ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 годы)». Глава 2 Информационные технологии в муниципальном управлении 2.1. Системное представление управляемой территории Территориальная информационная система (ТИС) представляет собой комплексную интегрированную автоматизированную информационную систему, предназначенную для информационно-аналитической поддержки органов государственного и муниципального управления [7]. И зависимости от охватываемой территории выделяют следующие ТИС: ♦ местные (в пределах города, городского района); ♦ региональные (в пределах области, края, республики, автономного округа); ♦ государственные (АСУ государственного масштаба, например " Государственный регистр населения»). При создании ТИС очень важным является проведение мероприятий, которые включают исследование состава и основных характеристик объекта информатизации, целей каждого ею элемента, взаимосвязей между ними, связей с внешней средой. Согласно Федеральному закону № 131 -ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальное образование — это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения. С точки зрения системного подхода система управления муниципального образования является: ♦ вероятностной, так как ее состояние можно предсказать в каждый момент времени лишь с определенной долей вероятности;
♦ динамической, так как она изменяется во времени; ♦ большой, так как она содержит разнородные элементы и подсистемы; ♦ открытой, так как реализуется возможность взаимодействия подсистем друг с другом и внешней средой. Если рассматривать систему управления МО в виде некоторого «черного ящика», то входом будут являться коллективные интересы жителей МО, выраженные на референдуме, выборах пли через представительные органы, а выходами — правовые акты и результаты деятельности муниципальных служб [31]. Муниципальное образование является частью более крупных систем: политической, правовой, социальной, научно-технической, природной и т. д. К элементам системы управления МО относятся: ♦ население; ♦ территория; ♦ органы местного самоуправления; ♦ органы территориального общественного самоуправления; ♦ муниципальное имущество; ♦ муниципальный бюджет; ♦ инженерная и социальная инфраструктура. Субъектами управления системы МО являются органы местного самоуправления. Организационная структура МО приведена на рис. 2.1. Элементы системы муниципального образования взаимодействуют между собой и с макросредой посредством информационных, материальных и финансовых потоков. Информационные потоки, необходимые для реализации функций управления, связывают местную администрацию, отделения федерального казначейства, производственные, жилищно-коммунальные предприятия и другие организации МО. Как известно, системе для устойчивого функционирования необходима цель. Для оценки достижения цели требуется система показателей. Не менее важным является определение эффективности функционирования системы управления МО. Критерии могут быть различными. Возможна оценка: ♦ экономического эффекта (повышение объема производства продукции в регионе, совершенствование структуры региональной Рис. 2.1. Муниципальное образование как система' ♦ социального эффекта (рост доходов населения, снижение дифференциации ДОХОДОВ между различными социальными группами, повышение уровня занятости населения); ♦ экологического эффекта и др. Главной целью муниципального управления является повышение качества жизни жителей МО. С точки зрения информационного подхода, местное самоуправление необходимо для повышения качества управленческих решений на региональном и государственном уровнях за счет предоставления более достоверной, адекватной, оперативной и полной информации об экономическом, политическом состоянии и динамике развития муниципальных образований, решениях, принимаемых местными органами власти. Цели муниципального управления подлежат количественной оценке. Для ее осуществления с учетом многих факторов применяются различные методы, например ресурсный анализ, Цели можно подразделить на стратегические, оперативные, тактические и описать с помощью иерархической структуры (дерева целей). Для количественной оценки целей и расстановки приоритетов применяются экспертные методы. Например, стратегическими целями социально-экономического развития МО могут быть [31]: ♦ жилищное строительство; ♦ развитие жилищно-коммунального хозяйства; ♦ формирование благоприятного социального климата МО; ♦ развитие экономики МО, формирование благоприятного хозяйственного климата, развитие инновационной деятельности; ♦ повышение социальной безопасности личности, семьи, общества. Для достижения указанных целей необходимо эффективное функционирование системы информационного обеспечения деятельности органов муниципального управления. Схема системы управления муниципальным образованием' приведена на рис. 2.2. Информационной основой для реализации системы управления МО является муниципальная информационная система (МИС), обеспечивающая полной, достоверной, актуальной и адекватной информацией все уровни муниципального управления. С точки зрения системного подхода можно выделить несколько уровней информационных систем, содержащих в соответствии с уровнями управления информацию в разной степени обобщенную: ♦ отраслевые информационные системы — муниципального предприятия, организации, структурного подразделения администрации (наименьшая степень обобщения);
♦ интегрированные системы, содержащие проблемно ориентированную информацию ИЗ отраслевых подсистем (например, карта городской территории, БД ПО населению МО и др.); ♦ экспертные системы поддержки принятия решений - уровень главы администрации и его заместителей (наивысшая степень агрегации информации).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 1842; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.181.112 (0.016 с.) |