Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внедрение технологий «электронного правительства».

Поиск

«Электронное правительство» — это новая система внутренних и внешних отношений государственных организаций на основе ис­пользования возможностей Интернета, информационных и телеком­муникационных технологий с целью оптимизации предоставляемых услуг, повышения уровня участия общества в вопросах государствен­ного управления и совершенствования внутренних процессов (58J.

Инфраструктурой электронного правительства являются интегри­рованные государственные информационные ресурсы в сочетании


Рис. 1.8. Направления информатизации государственного управления с точки зрения реализации ФЦП «Электронная Россия»

с развитой системой информационных служб, обеспечивающей граж­данам регламентируемый доступ к этим ресурсам.

Реализация концепции электронного правительства предполагает

решение следующих основных задач.

1. Создание официальных сайтов в Интернете и их наполнение ак­туальной официальной информацией. К обязательной информации

относится (судя по содержанию подобных сайтом других стран) об­щая, справочная и контактная информация государственных учреж­дений, статистика, сообщения о событиях в стране, законы и норма-


тивные акты, правительственные отчеты, содержимое государствен­ных архивов. На сайте могут быть также расположены:

♦ документы или ссылки на документы вышестоящих учреждении;

♦ актуальные материалы, публикуемые учреждением в соответ­ствии с его функциями;

♦ рекомендации физическим или юридическим лицам по решению их типичных проблем (так называемые типовые «сценарии»).

2. Создание интерактивных служб, позволяющих упростить процедуры взаимодействия государства с гражданами, обеспечить макси­мально комфортные условия для обращения в государственные уч­реждения. Среди таких служб, разнимаемых во многих странах, можно
выделить составление и подачу налоговых деклараций, оплату счетов,
подачу заявлений, электронные торговые площадки для проведения
государственных закупок. Возможна также реализация следующих
служб:

♦ предоставление доступа к шаблонам документов, необходимых в различных ситуациях, возникающих при взаимодействии граж­дан и предприятий с органами государственного и муниципаль­ного управления;

♦ уплата штрафов;

♦ определение прав на социальные ЛЬГОТЫ;

♦ поиск вакансий в государственных организациях;

♦ получение и продление лицензии на ведение профессиональной

деятельности;

♦ выдача сертификатов и разрешений;

♦ запись на прием к врачу (реализуется преимущественно на му­ниципальных порталах);

♦ предоставление услуг дистанционного образования;

♦ регистрация избирателей.

3. Создание эффективной системы обратной связи с гражданами.
Это так называемые электронные почтовые ящики для обращений
граждан, открытые и закрытые интернет-форумы, системы голосования и социологических опросов.

Для реализации концепции электронного правительства необходи­мо соблюдение ряда принципов:

♦ высокое качество информации, размещенной в Интернете, в со­четании с ее доступностью для любых категорий граждан;


♦ высокий уровень компьютерной подготовки государственных служащих;

♦ тесное взаимодействие между органами государственного и му­ниципального управления, предпринимателями в сочетании с

простотой его правил. Поэтому должны быть созданы общенаци­ональные стандарты межведомственного взаимодействия и ин­формационного обмена.

Технологии электронного правительства развивались от государ­ственных «веб-витрин», реализующих, в большей иди меньшей степе­ни, чисто информирующие функции, до порталов, обеспечивающих более активное взаимодействие с гражданами и централизацию ин­формационных ресурсов. Наиболее же современными являются так называемые «технологии одного окна» (Government Gateways).


 

Рассмотрим экономический эффект от создания государственных порталов [59].

1. Сокращение затрат на бумагу и печать документов, экономия ра­бочих площадей (хранение электронных документом требует на поря­док меньше места), снижение затрат на оплату телефонных перего­воров и почтовых отправлений (документы могут быть размещены в Интернете или переданы по электронной почте).

2. Сокращение затрат времени на выполнение типовых операций, к которым относятся поиск информации, подготовка справок, отчетов, подготовка решений, телефонные переговоры, прием посетителей, ис­правление ошибок и разбор конфликтных ситуаций (для служащих, свя­занных с приемом граждан, может достигать 75% рабочего времени).

3. Сокращение бюджетных расходов на проведение мероприятий, связанных с официальными уведомлениями, обязательным распро­странением Нормативных материалов, изменением форм документов, разъяснительных и иных PR-мероприятий, направленных на обеспе­чение поддержки гражданами решений и позиции органов власти.

4. Повышение эффективности процесса осуществления государ­ственных и муниципальных закупок.

Вышеперечисленное складывается в повышение эффективности работы учреждения, что также может выражаться в повышении числа обработанных заявлений, повышении собираемости налогов и г. д.

Портал может иметь следующую программно-аппаратную архитек­туру (в общем случае она такая же, как и у портала крупного предпри­ятия):

♦ кластер компьютеров (или одни компьютер), имеющих постоян­ное, скоростное соединение с Интернетом;

♦ многопользовательская, многозадачная серверная операционная система;

♦ веб-сервер:

♦ сервер Приложений СО встроенными элементами бизнес-логики;

♦ СУБД для хранения документов портала и другой информации;

♦ система управления контентом, позволяющая служащим, не яв­ляющимся специалистами в информационных технологиях, пуб­ликовать документы быстро и качественно, а также поддержи­вать их актуальность:

♦ сервер интеграции приложений (шлюз).

2. Создание единой государственной системы управления и пере­дачи данных (ЕГСУПД) (подготовлено по материалам [51] ).


 

Одной из первоочередных задач к области информатизации государ­ственного управления является организация инфраструктуры меж­ведомственного взаимодействия. В связи с этим согласно ФЦП «Электронная Россия» осуществляется разработка и реализация единой государственной системы управления и передачи данных (ЕГСУПД).

ЕГСУПД — это межведомственная система сбора, хранения, анали­за и распространения финансовой, экономической, хозяйственной и другой социально значимой информации на базе единой технической политики и строго регламентированного информационного взаимо­действия. ЕГСУПД является ключевым элементом электронного пра­вительства России.

Федеральные ведомства строят спои информационные системы не­зависимо и изолированно друг от друга, ориентируясь исключительно на собственные нужды (вертикальная интеграция). Такой подход обеспечивает защищенность этих систем, однако делает проблематич­ным организацию межведомственного (горизонтального) взаимодействия на любом уровне административно-территориального устройства государства (федерация, округ, регион, район). При этом происходит распыление значительных финансовых и материальных средств, осу­ществляется многократный ввод и обработка повторяющейся инфор­мации.

Ведомственные ИС изолированы от общественных сетей связи и не предусматривают прямого информационного взаимодействия с пред­приятиями, общественными организациями и населением. При этом ведомства Ив имеют достаточных ресурсов для технического сопро­вождения и развития своих ПС. Недостаток финансовых средств за­ставляет разработчиков региональных И С использовать простые тех­нологии, что снижает производительность ИС, их масштабируемость,

защищенность.

Рассмотрим архитектуру ЕГСУПД. Она включает единую комму­никационную магистраль, объединенные информационные ресурсы, согласованную технологию управления. ЕГСУПД связана с Интерне­том посредством системы межсетевых (внешних) шлюзов. Взаимодей­ствие с внутренними ИС осуществляется через внутренние шлюзы.

Основными архитектурными элементами ЕГСУПД являются цен­тры обработки данных (ЦОД), объединенные между собой оптоволо­конными линиями связи и образующие единую широкополосную сре­ду коллективного пользования. Для доступа к удаленным регионам, а также для целей резервирования и повышения надежности исполь­зуются широкополосные космические каналы связи. Ключевыми техно-


логиями построения магистрали являются стек протоколов TCP/IP, технология виртуальных частных сетей VPN и многопротокольная коммутация меток MPLS.

В состав ЦОД включены высокопроизводительные серверы и данных, образующие распределенный вычислительный ресурс и сеть хранения, которые коллективно используются в интересах органов

государственного управления и местного самоуправления. Детализированная информация об объектах учета (юридических

и физических лицах, объектах недвижимости, природных ресурсах и т. д.) хранится в первичных базах данных соответствующих органов, которые являются собственниками данного информационного ресур­са и отвечают за его актуальность и целостность. Первичные базы дан­ных являются элементом внутриведомственной информационной сре­ды и, следовательно, не являются предметом прямого регулирования со стороны ЕГСУПД. За каждым ведомством и администрацией реги­она закрепляются государственные информационные ресурсы, кото­рые они обязаны формировать, поддерживать и предоставлять пользо­вателям в силу своих прямых обязанностей.

Взаимодействие с ведомственными и территориальными ИС осу­ществляется через информационные порталы.

Информационные ресурсы подлежат регистрации и учету. Реги­страция и учет государственных информационных ресурсов (ГИР) возлагаются на регистр ГИР, который представляет собой распреде­ленную базу метаданных, реализуемую и обслуживаемую средства­ми ЦОД. В регистре ГИР хранятся и данные о собственниках инфор­мационных ресурсов, их реальное местонахождение.

Центры обработки принимают запросы на потребление ГИР, осу­ществляют контроль принятых запросов на предмет их соответствия регламентам доступа, навигацию запросов, направляют их собствен­никам информационных ресурсов, следят за формированием ответов, доставку ответов к месту назначения. При этом ЦОД ведут постоян­ный учет (логистику) всей произведенной работы по движению и пе­ренаправлению информации.

Аутентификация пользователей (физических или юридических лиц), входящих с целью доступа к государственным информационным ресурсам, осуществляется с помощью так называемого электронного паспорта. Электронный паспорт хранится в базе данных ЕГСУПД.

Содержание и техническое обслуживание ЕГСУПД должно осуще­ствляться централизованно из средств федерального бюджета. В этом случае для министерств и ведомств, а также территориальных ад-ми-


Глава 1. Информационные технологии в государственном управлении 55

нистраций отпадает необходимость строить свои собственные телекоммуникационные сети, заботиться об их техническом обслужива­нии, прорабатывать вопросы информационного обмена со смежными структурами, что существенно экономит ресурсы, деньги и время.

ЕГСУПД как единая информационно-коммуникационная инфра­структура предоставляет для всех участников взаимодействия ряд

стандартных сетевых услуг и сервисов. Среди них: виртуальные част­ные сети для безопасного обмена данными, услуга электронной почты, внутри- и межведомственная телефонная связь, факсимильная связь, потоковые видео- и аудиовещание, видео- и аудиоконференции, дру­гие мультимедийные услуги, обеспечивающие работу современных мультимедийных приложений, таких как дистанционное обучение и телемедицина.

3. Информатизация регионов.

При этом заключаются соглашения о сотрудничестве Министерства транспорта и связи Российской Федерации с администрациями регионов и подключение администраций муниципальных образований к компьютерным сетям.

2003 год назван в ФЦП годом регионов. Наиболее популярными направлениями автоматизации в регионах являются:

♦ создание БД по земельным ресурсам;

♦ создание БД по объектам недвижимости;

♦ создание БД нормативно-правовой документации.

В регионах начался процесс перемещения всей тяжести работ по информатизации с регионального уровня на муниципальный. Это

вполне объяснимо, поскольку практически все информационные ре­сурсы создаются именно на муниципальном уровне и затем использу­ются на региональном и федеральном.

Наиболее острыми проблемами информатизации в регионах явля­ются:

♦ отсутствие единого государственного подхода в использовании информационных ресурсов органами власти и управления всех уровней;

♦ отсутствие единой системы классификаторов, кадастров и реги­стров;

♦ неоправданно высокие требования но закрытию информации;

♦ несовместимость информационных ресурсов;

♦ высокая СТОИМОСТЬ программно-технических средств и доступа к информационным системам, в том числе к Интернету;


 

♦ недостаточность правового и методического обеспечения регио­нальной информатизации;

♦ нерешенность вопросов информационного взаимодействия меж­ду органами государственного и муниципального управления, хозяйствующими субъектами, гражданами.

4. Разработка автоматизированной системы «Государственный
регистр населения» (АС ГРН).

Отсутствие единой БД по населению приводит к трудностям в сбо­ре налогов, необоснованным выплатам пособий, тратам на асоциально-демографические исследования, неоправданным сложностям при об­служивании населения в органах государственной власти и местного самоуправления. Предполагается создание общегосударственной ин­тегрированной системы учета, предполагающей использование пластиковых карт гражданами страны.

5. Внедрение электронной системы государственных закупок на
основе технологий электронно-цифровой подписи.

Увеличение информационных потоков между государственными заказчиками и поставщиками приводит к необходимости создания электронной системы обеспечения городских закупок. В современных условиях использование традиционных методов взаимодействия участ­ников приводит к потерям информации, что отрицательно сказывает­ся на качестве и сроках выполнения городского заказа. Автоматиза­ция бизнес-процессов осуществления сделки обеспечит прозрачность операций, а следовательно, позволит усилить контроль проведения закупок. Экономический эффект внедрения системы выражается в ЭКОНОМИИ бюджетных средств, получаемой при повышении числа участ­ников торгов, усилении конкуренции, более объективным выбором оптимальных поставщиков. По некоторым оценкам экономия составит до 20 % [42] бюджетных средств.

В России действуют как многоотраслевые универсальные элек­тронные торговые площадки (ЭТП), так и специализированные отрас­левые.

Факторами, сдерживающими развитие электронной торговли, яв­ляются:

1) слабое развитие телекоммуникационной инфраструктуры в це­лом по стране (особенно в отдаленных регионах);

2) отсутствие исчерпывающей нормативно-правовой базы. Несмот­ря на существование Федерального закона «Об электронной циф­ровой подписи», он фактически не работает. Пока еще законо-


 

дательно не признана эквивалентность электронных сделок тра­диционным, не определен налоговый статуе операций, осуществ­ляемых через Интернет. Отсутствует закон об электронном доку­менте, об электронной торговле. Действующее законодательство не позволяет электронным торговым площадкам регулировать цены по госзакупкам на аукционах; 3) недостаточное разнообразие банковских интернет-услуг.

показывает мировой опыт, ядром системы электронной торговли в национальном масштабе является интегрированная информацион­ная инфраструктура, обеспечивающая взаимодействие органов государственной власти всех уровней с предприятиями и организациями, осуществляющими поставки продукции и услуг.

На сегодняшний день определено главное звено интегрированной информационной инфраструктуры электронной торговли это сис­тема информационно маркетинговых центров (СИМЦ).

СИМЦ представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаи­модействующих информационно-маркетинговых центров, объединен­ных общим алгоритмом функционирования [50].

Для реализации целей и задач СИМЦ образована Национальная ассоциация участников электронной торговли (НАУЭТ), имеющая статус некоммерческого партнерства и являющаяся добровольным объединением юридических и физических лиц.

И некоторых регионах уже функционируют ЭТП, однако в их осно­ве заложены разные программные решения. Также в каждом регионе разработано собственное правовое обеспечение работы ЭТП. Ассоци­ация должна, обобщив положительный опыт, объединить все эти пло-

щадки в структуру, которая будет работать в рамках единых норма­тивных правовых требовании.

Основную часть учредителей Ассоциации составили государствен­ные учреждения и унитарные предприятия, выполняющие для област­ных и краевых администраций функции организаторов и операторов торгов, проводимых с использованием ЭТИ.

Среди основных задач Ассоциации можно выделить [50]:

♦ формирование проектов нормативных документов по регулиро­ванию электронной торговли (ЭТ);

♦ организацию взаимовыгодного сотрудничества с российскими и зарубежными ассоциациями, фондами и компаниями, заняты­ми в электронной торговле;

♦ осуществление мониторинга деятельности участников системы ЭТ;


 

♦ подготовку и выпуск учебно-методических пособий, рекламных проспектов, научно-технической документации, научных трудом, лекций, а также проведение обучения по различным аспектам ЭТ;

♦ экспертизу информационного обеспечения ЭТ и оценку его эф­фективности:

Создание и функционирование С ИМЦ, призвано уменьшить нега­тивную роль информационных посредников и обеспечить естествен­ное формирование массивов данных о текущем спросе и предложении на рынках товаров и услуг и Свободный доступ к ним.

Производители продукции и услуг смогут оперативно получать систематизированную информацию о реальных и потенциальных то­варных рынках, об организации транспортного обслуживания, о дей­ствующих нормативно-правовых актах в области ЭТ, а также кон-

сультации по осуществлению сделок купли-продажи, их страхова­нию и др.

Система классификации и кодирования информации в СИМЦ реа­лизована с использованием общероссийских классификаторов техни­ко-экономической информации.

Рассмотрим иерархическую архитектуру СИМЦ [50].

1. Координационно-методический центр СИМЦ (КМЦ СИМЦ) Перечислим основные функции КМЦ СИМЦ:

♦ ведение реестра ИМЦ;

♦ оказание методической, организационной и технической помо­щи в создании типовых региональных ИМЦ;

♦ проведение аналитических исследований рынков товаров и услуг;

♦ разработка методических рекомендаций и оказание методиче­ских услуг членам Ассоциации;

♦ консультирование федеральных министерств и ведомств по во­просам планирования и организации закупок товаров и услуг;

♦ организация и проведение торгов по закупкам товаров и услуг для государственных нужд;

♦ организация и координация деятельности отраслевых и ведом­ственных ИМЦ;

♦ информационно-маркетинговое обеспечение деятельности по­тенциальных инвесторов, информационно-маркетинговое сопро­вождение инвестиционных проектов федерального уровня;

♦ издательская и рекламная деятельность;


 

♦ организация и координация международного сотрудничества по всем сферам деятельности Ассоциации;

♦ оказание членам Ассоциации технической поддержки по внедре­нию и эксплуатации технических и программных средств СИМЦ;

♦ решение организационно-правовых и финансовых вопросов дея­тельности ассоциации;

♦ разрешение хозяйственных споров с другими организациями;

♦ продвижение законодательных инициатив, обеспечивающих эф­фективное функционирование СИМЦ;

♦ обеспечение информационной безопасности СИМЦ.

 

2. ИМЦ выполняющие отдельные функции в общероссийском мас­штабе на отраслевом, ведомственном и других уровнях.

3. Региональные ИМЦ. Они выполняют основные функции ИМЦ внутри региона и возглавляют региональные отделения ассоциации ИМЦ. Типовая организационная структура регионального ИМЦ включает дирекцию, секретариат и отделы по направлениям деятель­ности торгово-закупочный, консалтинговый, финансовый, право­вой, программно-технического обеспечения, обеспечения безопасности. Реализует практически те же функции, что и КМЦ СИМС, но на региональном уровне.

4. Организации члены региональных отделении ассоциации ИМЦ, выполняющие в рамках региона отдельные функции ИМЦ на отра­слевом или ведомственном уровнях самостоятельно или по поруче­нию регионального ИМЦ.

Рассмотрим взаимодействие ИМЦ с внешней средой.

ИМЦ в своей деятельности взаимодействуете поставщиками, ФЦЭТ, банками, страховыми организациями, компаниями по доставке товара и другими предприятиями и организациями, образующими внешнюю среду взаимодействия (рис. 1.10) (50].

Рассмотрим процесс заключения договоров [50].

Договор на куплю-продажу товаров и услуг обязательно включает положения о месте и процедуре оплаты сделки, сведения о перевозчи­ке и условиях поставки, страховке, юридической поддержки и серти­фикации ЭПЦ.

При оформлении сделки ИМЦ оказывает услуги по всем этим пун­ктам договора.

ИМЦ предлагает сторонам, заключающим договор, финансовую организацию (казначейство, коммерческий банк), через которую пред-


Рис. 1.10. Схема функционирования ИМЦ

лагается осуществлять платежи, и схему оплаты контракта. В случае их согласия осуществляет оформление сделки.

Оплата по контракту возможна через федеральное казначейство, банк пли электронную платежную систему. Казначейство открывает

счета только тем организациям, которые финансируются через бюд­жет РФ. Проведение через них оплаты государственных закупок воз­можно только в том случае, если они запланированы в бюджете пред­приятия. Оплата в казначействе ПРОИЗВОДИТСЯ при личном участии бухгалтера, вооруженного пакетом платежных документов (счет, пла­тежное поручение и пр.). Основной поток оплат осуществляется через коммерческие банки или через электронные платежные системы.

Если сам покупатель не осуществляет доставку товара, то ИМЦ может выбрать транспортную (экспедиторскую) компанию. Выбор во многом зависит от таких возможностей поставщика, как наличие и расположение собственных складов, услуги по отгрузке и таможен­ным мероприятиям для импортных товаров. При выборе перевозчика учитываются его возможности, которые складываются из направле­ния деятельности (авиа, морские, речные, автомобильные перевозки),


 

дополнительных услуг (перегрузка, растаможивание, временное хра­нение, мониторинг доставки и др.).

Страхование доставки не является обязательным элементом дого­вора и зависит от специфики закупок и цены контракта, однако боль­шинство контрактов обеспечивается страховкой. ИМЦ обеспечивает страхование доставки товаров. Выдача страхового полиса требует лич­ного участия заказчика и представителя страховой компании (андер­райтера сертифицированного лица, производящего страховку выше определенной стоимости). В регионе необходимо присутствие страховой

компании либо страхового агента, с которым взаимодействует ИМЦ. В качестве страхового агента может выступать и сам ИМЦ, заключив­ший договор с одной или несколькими страховыми компаниями.

Важной услугой ИМЦ является поддержка процесса сертификации ЭЦП и шифрования. ИМЦ берет на себя всю процедуру оформления сертификатов.

ИМЦ отвечает - за юридическую чистоту всех положении договора и за соответствие сделки российскому и международному законодательству в сфере торговли.

6. Создание информационных систем для предоставления гаранти­рованного пакета электронных услуг деловым кругам и населению.

Осуществляется развитие информационной поддержки предпри­нимательства. Согласно некоторым исследованиям, необходимость инвестиций в информационные технологии не является для предприни­мателя сдерживающим фактором их внедрения. К таковым, в действи­тельности, относятся закрытость информационного рынка и сложность оценки эффективности внедрения информационных технологий. Фор­мируются федеральные информационные ресурсы в сфере социаль­ной защиты граждан (например, электронная биржа труда).

Перечистим некоторые результаты реализации ФЦП «Электрон­ная Россия":

♦ разработана концепция «электронного документооборота» в ор­ганах государственной власти;

♦ проведены работы по модернизации сети научно-технической информации (в ходе этих работ к магистральной телекоммуника­ционной инфраструктуре были подключены 13 вузов страны) [28];

♦ Федеральный закон № 126-ФЗ от 7.07.03 «О связи» предусмат­ривает реализацию механизма «универсальные услуги связи», согласно которому в каждом населенном пункте России должен быть оборудован пункт общественного доступа к Интернету и установлен телефон (ст. 57). В связи с этим в 83 субъектах Рос-


 

сийской Федерации на базе общеобразовательных школ и почто­вых отделений созданы пункты общественного доступа к Интер­нету (в рамках проекта «Киберпочта") [28].

Контрольные вопросы

1. Назовите основные определения Федерального закона № 24-ФЗ от 20 февраля 1995 «Об информации, информатизации и защите информации».

2. Перечислите наиболее значимые государственные информаци­онные ресурсы.

3. Дайте характеристику организации информационного обмена между органами государственной власти и местного самоуправ­ления.

1. Перечислите основные нормативно-правовые акты действующе­го российского законодательства сфере ИT.

5. Дайте понятие эффективности внедрения информационных тех­нологий государственного и муниципального управления.

6. Перечислите направления информатизации органов государ­ственной власти и управления.

7. Дайте характеристику процесса информатизации Совета Феде­рации.

8. Перечислите информационные ресурсы Совета Федерации.

9. Назовите компоненты информационного фонда Государствен­ной Думы.

 

10. Назовите компоненты ПС Государственной Думы.

11. Охарактеризуйте программный комплекс «Бюджет".

12. Назовите функциональные подсистемы ЛИС «Финансы».

13. Наловите цели функционирования автоматизированной инфор­мационной системы «Налог».

14. Охарактеризуйте основные подсистемы АИС «Налог».

15. Охарактеризуйте основные направления ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 годы)».

16. Охарактеризуйте актуальные направления ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 годы)».


Глава 2

Информационные технологии в муниципальном управлении

2.1. Системное представление управляемой территории

Территориальная информационная система (ТИС) представляет собой комплексную интегрированную автоматизированную информа­ционную систему, предназначенную для информационно-аналитиче­ской поддержки органов государственного и муниципального управ­ления [7].

И зависимости от охватываемой территории выделяют следую­щие ТИС:

♦ местные (в пределах города, городского района);

♦ региональные (в пределах области, края, республики, автоном­ного округа);

♦ государственные (АСУ государственного масштаба, например " Государственный регистр населения»).

При создании ТИС очень важным является проведение мероприя­тий, которые включают исследование состава и основных характери­стик объекта информатизации, целей каждого ею элемента, взаимо­связей между ними, связей с внешней средой.

Согласно Федеральному закону № 131 -ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Рос­сийской Федерации», муниципальное образование — это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

С точки зрения системного подхода система управления муници­пального образования является:

♦ вероятностной, так как ее состояние можно предсказать в каждый момент времени лишь с определенной долей вероятности;


 

♦ динамической, так как она изменяется во времени;

♦ большой, так как она содержит разнородные элементы и подсистемы;

♦ открытой, так как реализуется возможность взаимодействия под­систем друг с другом и внешней средой.

Если рассматривать систему управления МО в виде некоторого «черного ящика», то входом будут являться коллективные интересы жителей МО, выраженные на референдуме, выборах пли через пред­ставительные органы, а выходами — правовые акты и результаты дея­тельности муниципальных служб [31].

Муниципальное образование является частью более крупных сис­тем: политической, правовой, социальной, научно-технической, при­родной и т. д.

К элементам системы управления МО относятся:

♦ население;

♦ территория;

♦ органы местного самоуправления;

♦ органы территориального общественного самоуправления;

♦ муниципальное имущество;

♦ муниципальный бюджет;

♦ инженерная и социальная инфраструктура.

Субъектами управления системы МО являются органы местного самоуправления.

Организационная структура МО приведена на рис. 2.1. Элементы системы муниципального образования взаимодействуют

между собой и с макросредой посредством информационных, мате­риальных и финансовых потоков. Информационные потоки, необхо­димые для реализации функций управления, связывают местную адми­нистрацию, отделения федерального казначейства, производственные, жилищно-коммунальные предприятия и другие организации МО.

Как известно, системе для устойчивого функционирования необхо­дима цель. Для оценки достижения цели требуется система показате­лей. Не менее важным является определение эффективности функци­онирования системы управления МО.

Критерии могут быть различными. Возможна оценка:

♦ экономического эффекта (повышение объема производства про­дукции в регионе, совершенствование структуры региональной
экономики);


Рис. 2.1. Муниципальное образование как система'

♦ социального эффекта (рост доходов населения, снижение диф­ференциации ДОХОДОВ между различными социальными группа­ми, повышение уровня занятости населения);

♦ экологического эффекта и др.

Главной целью муниципального управления является повышение

качества жизни жителей МО.


С точки зрения информационного подхода, местное самоуправле­ние необходимо для повышения качества управленческих решений на региональном и государственном уровнях за счет предоставления бо­лее достоверной, адекватной, оперативной и полной информации об экономическом, политическом состоянии и динамике развития муни­ципальных образований, решениях, принимаемых местными органа­ми власти.

Цели муниципального управления подлежат количественной оцен­ке. Для ее осуществления с учетом многих факторов применяются раз­личные методы, например ресурсный анализ, Цели можно подразделить на стратегические, оперативные, тактические и описать с помощью иерархической структуры (дерева целей). Для количественной оценки целей и расстановки приоритетов применяются экспертные методы.

Например, стратегическими целями социально-экономического раз­вития МО могут быть [31]:

♦ жилищное строительство;

♦ развитие жилищно-коммунального хозяйства;

♦ формирование благоприятного социального климата МО;

♦ развитие экономики МО, формирование благоприятного хозяй­ственного климата, развитие инновационной деятельности;

♦ повышение социальной безопасности личности, семьи, общества.

Для достижения указанных целей необходимо эффективное функ­ционирование системы информационного обеспечения деятельности органов муниципального управления.

Схема системы управления муниципальным образованием' приве­дена на рис. 2.2.

Информационной основой для реализации системы управления МО является муниципальная информационная система (МИС), обес­печивающая полной, достоверной, актуальной и адекватной инфор­мацией все уровни муниципального управления.

С точки зрения системного подхода можно выделить несколько уровней информационных систем, содержащих в соответствии с уров­нями управления информацию в разной степени обобщенную:

♦ отраслевые информационные системы — муниципального пред­приятия, организации, структурного подразделения администрации (наименьшая степень обобщения);



 


♦ интегрированные системы, содержащие проблемно ориентиро­ванную информацию ИЗ отраслевых подсистем (например, карта городской территории, БД ПО населению МО и др.);

♦ экспертные системы поддержки принятия решений - уровень главы администрации и его заместителей (наивысшая степень агрегации информации).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 1842; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.181.112 (0.016 с.)