Понятие муниципальной информационной системы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие муниципальной информационной системы



Муниципальная информационная система представляет собой це­лостную технологическую, программную и информационную среду создания, хранения, анализа и распространения информации в инте­ресах муниципальных органов власти, предприятий и граждан. МИС является средством информационной поддержки муниципального управления, и ее необходимо рассматривать как - объединение всех принятых в организации технологий обработки информации [42].

В качестве примера МПС можно привести информационные систе­мы городов:

♦ Обнинска (http://www.mgis2001.openpower.ru);

♦ Архангельска (http://www.arhcity.ru);

♦ Владимира (www.vladimir.city.ru);

♦ Воронежа (www.gorduma.vrn.ru);

♦ Таганрога (http://www.cbt.ru);

♦ Томска (http://www.inf.tsu.ru);

♦ Уфы (http://www.misufa.ru);

♦ Сургута (http://www.admsurgut.ru).

Направления информатизации муниципального управления приве­дены на рис. 2.3.

Можно выделить следующие направления использования совре­менных информационных технологий в деятельности органов муни­ципального управления:

♦ информационное взаимодействие субъектов муниципального управления (рис. 2.4);

♦ информационно-аналитическая поддержка управленческих ре­шений;

♦ обеспечение безбумажной технологии обработки и хранения ин­формации.


Рис. 2.3. Направления информатизации муниципального управления

Работа муниципальных органов власти должна обеспечиваться свое­временной информационной поддержкой. В связи с этим возрастает роль систем, ориентированных на безбумажную технологию обработ­ки информации. В состав этих систем входят программы электронно­го документооборота, а также балы данных, формируемые в органах управления, юридически отвечающих за достоверность и полноту со­ответствующей информации.

Целью информатизации является создание условий для принятия эффективных решений по управлению городом как целостной соци­ально-экономической системой. В соответствии с этим определяются

дующие частные цели и основные задачи внедрения МИС [51] (рис. 2.5).

Обобщенная структура муниципальной информационной системы (рис. 2.6) состоит из следующих компонентов:

♦ ИСЦАА информационная система центрального аппарата ад­министрации;


Рис. 2.4. Реализация информационного взаимодействия при принятии управленческих решений

♦ ИСГД — информационная система городской Думы;

♦ ИСТОМУ - информационная подсистема территориальных ор­ганов муниципального управления;

♦ ИСООМУ - информационная подсистема отраслевых органов муниципального управления;

♦ ИСФОМУ — информационная подсистема функциональных ор­ганов муниципального управления;

♦ МИП — муниципальный Интернет-портал;

♦ ЦБД — центральная база данных;

♦ КПП — единое информационное пространство города.

Если учитывать частные и основные задачи МИС (см. рис. 2.5), то структуру системы, приведенную на рис. 2.6, можно дополнить следу­ющими функционально обособленными комплексами и подсистемами:

♦ подсистема бюджетного процесса;

♦ подсистема нормативно-правового обеспечения органов МО

го самоуправления;

♦ локальная вычислительная сеть мэрии;

♦ подсистема документооборота и делопроизводства;

♦ комплекс учета муниципальной собственности:


Рис. 2.5. Предназначение муниципальных информационных систем

♦ информационная подсистема «Население

♦ мониторинговая подсистема социально-экономического разви­тия города;

♦ информационно-аналитическая система;

♦ геоинформационная система города;

♦ государственная автоматизированная система «Выборы";

♦ комплекс взаимодействия с глобальной сетью Интернет;

♦ подсистема регистрации юридических лиц и предпринимателей;

♦ автоматизированная информационная система городского хо­зяйства;

♦ муниципальная телекоммуникационная сеть.

Использование современных систем автоматизированного страте­гического и оперативного управления муниципальным образованием позволит получить несомый экономический эффект.


Рассмотрим общие принципы создания информационной системы города и области (края, республики) [7,31]:

♦ соответствия структуры И С структуре управления территорией, методам, моделям подготовки и принятия управленческих решений;

♦ распределенной обработки информации;

♦ соответствия организационного построения ИС административ­но-территориальной структуре региона;

♦ интеграции (программные компоненты ИС должны быть взаи­мосвязаны на уровне обмена данными);

♦ оптимального сочетания централизации и децентрализации об­работки информации;

♦ использования унифицированных форматов обмена данными, разработанных на базе международных и российских стандартов. Данным принципом обеспечивается совместимость ведомствен­ных и территориальных информационных систем на всех уров­нях управления;


 

♦ использования общей системы классификации и кодирования информации, форм представления информационных ресурсов; соглашений, протоколов;

♦ информационной открытости в сочетании с принципом защиты информации от несанкционированного доступа, сохранения кон­фиденциальности персональных данных и секретности в соответ­ствии с законодательством.

Информационная система города (облает и, края, республики) пред­ставляет собой комплекс СЛОЖНЫХ программных систем. Любая слож­ная ИС должна строиться, исходя ИЗ принципов:

♦ масштабируемости (сохранение работоспособности системы при увеличении числа пользователей и объемов обрабатываемой ин­формации, ВОЗМОЖНОСТИ последующей адаптации к растущим нагрузкам и дополнительным функциям: расширяемость обеспечения возможности подключения к вновь появляющимся внешним системам);

♦ Открытости (возможность расширения функционального напол­нения системы за счет открытого прикладного программного ин­терфейса);

♦ модульности (деление системы на независимые модули с воз­можностью простого сопряжения).

2.3. Информационные технологии управления жилищно-коммунальной сферой

Задачи, на решение которых направлено использование информа­ционных систем в сфере ЖКХ, приведены на рис. 2.7 [31].

ИС ЖКХ обеспечивают повышение оперативности поступления на диспетчерский пункт текущей информации о состоянии объектов с целью быстрого реагирования на проблемные ситуации.

Обработка информации о техническом СОСТОЯНИИ жилого фонда территории это учет потребления энергоносителей и воды, контроль технических параметров отопления, горячего и холодного водоснаб­жения, электроснабжения, вентиляции, работы лифтового оборудова­ния, контроль технологической дисциплины, передача Информации в разрезе домов, микрорайонов, кварталов с целью расчета тарифов, принятия решений по капитальному ремонту и др.

Дистанционное управление объектами ЖКХ предполагает управ­ление давлением и напряжением в сетях, включение-выключение осве­щения в подъездах и внутридворовых территориях, контроль доступа


Рис. 2.7. Задачи информационных систем ЖКХ

в технические помещения. Последствия изменения тарифов, станок на услуги ЖКХ можно прогнозировать посредством моделирования ситуаций.

Бухгалтерский учет и расчет оплаты за коммунальные услуги вклю­чает [31,41]:

♦ ведение учета зданий, квартир;

♦ управление лицевыми счетами;

♦ ведение поквартального учета коммунальных услуг и нормати­вов потребления;

♦ начисление субсидий и учет льгот (в совокупности и по каждому жильцу, вписанному в лицевой счет) с возможностью изменения их перечня пользователем;

♦ группировка зданий с целью изменения нормативов и других па­раметров для большого числа квартир, оперативное выполнение расчетов в процессе таких изменений;

♦ ведение учета доходов каждой семьи и начисление субсидий в со­ответствии с этими данными;

♦ расчет суммы льгот (с возможностью ее перерасчета в случае из­менения законодательства) для каждого жильца;


Глава 2. Информационные технологии в муниципальном управлении _ 75

♦ ведение истории начислений (перерасчет по предыдущим периодам в соответствии с существовавшими тогда нормативами).

Повышение качества работы с населением достигается сокращени­ем очередей при получении справок, выписок, автоматизацией фор­мирования и печати отчетов.

Экономия бюджетных средств достигается за счет сокращения тру­дозатрат на выполнение операций и численности персонала.

В настоящее время автоматизация ЖКХ движется в направлении организации единых расчетно-кассовых центров (ЕРКЦ). Основное назначение ЕРКЦ расчет стоимости коммунальных услуг, автома­тизация оплаты коммунальных услуг населением в условиях действия

договорных отношений между производителями услуг ЖКХ. Основными целями создания ЕРКЦ являются [31,41]:

♦ формирование бездотационной системы ЖКХ на базе финансо­вого анализа, контроля и учета имеющихся ресурсов;

♦ учет потоков платежей за коммунальные услуги и управление документооборотом;

♦ контроль собираемости платежей;

♦ создание базы данных городского хозяйства, включающей всю информацию о состоянии жилищного фонда, о населении, кво­тах, субсидиях, оказанных услугах.

Важнейшими направлениями деятельности ЕРКЦ являются [31, 41]:

♦ оперативное централизованное обслуживание жителей МО по

оплате жилищно-коммунальных услуг;

♦ подготовка и доставка населению платежных документов;

♦ предоставление льгот и субсидий;

♦ внесение корректировок в расчеты при изменении тарифов, льгот и субсидий;

♦ учет граждан, имеющих задолженность по оплате жилья и ком­мунальных услуг;

♦ централизованная информационно-аналитическая поддержка административных округов.

В качестве примера рассмотрим работу ЕРКЦ в г. Ростове-на-Дону. Схема взаимодействия предприятий в единой системе расчетно-кас­сового обслуживания населения г. Ростова-на-Дону1 приведена на рис. 2.8.



 


 

Централизация абонентского обслуживания населения на базе ЕРКЦ позволила получить ряд преимуществ [1]:

♦ улучшение контроля правильности изменения тарифов и начис­ления платы за ЖКУ, исключение разночтений документов и оши­бок их толкования;

♦ использование на территории города единой счет-квитанции, вручаемой каждому плательщику лично;

♦ повышение оперативности обновления информационной базы;

♦ повышение качества предоставления льгот за счет интеграции информационной базы с базой данных службы социальной защи­ты населения;

♦ повышение качества информационного обслуживания населения за счет организации «горячей линии» по вопросам оказания жи­лищно-коммунальных услуг.

Возрос интерес поставщиков коммунальных услуг к повышению собираемости коммунальных платежей, так как сумма денежных средств, перечисляемых ЭТИМ Организациям, определяется объемом

фактически предоставленных услуг. Этим стимулируется повышение качества предоставляемых услуг.

2.4. Геоинформационные системы в муниципальном управлении

Геоинформационная система (ГИС) — это программно-аппаратный комплекс, обеспечивающий сбор, хранение, анализ и предоставление территориально-координированных данных на основе электронных географических карт.

Источниками информации для ГИС служат космические снимки, ре­зультаты геофизических исследований и аэрофотоснимки. Данные в ГИС группируются в слои. Слой отображает информацию, необходимую для решения конкретной задачи, например определения границ изби­рательных участков, выявления расположения коммуникаций и др.

Как было сказано выше, ГИС является компонентом муниципаль­ной информационной системы.

ГИС нашли применение во многих областях: маркетинговые иссле­дования, экология, учет муниципального имущества, мониторинг по­пуляций ЖИВОТНЫХ и т.д. Среди наиболее распространенных систем можно назвать WinGIS, ARC/INFO (профессиональные ГИС для раз­работчика), WinMAP, Arc View G1S, SICAD/ореп (геоинформацион­ные системы для конечного пользователя).


 

В ГИС муниципальное образование представляется как система компонентов, содержащих описание ландшафта, населения, градооб­разующей базы, транспорта, землеустройства, инженерного обеспече­ния, планировки зданий и сооружений. Для каждого географического

объекта доступна атрибутивная информация [16]. ГИС могут решать следующие задачи [31]:

♦ создание паспортов территорий;

♦ создание БД по строительству, реконструкции, перспективным проектам развития;

♦ создание БД об экологическом состоянии территории;

♦ учет информации по социальной сфере;

♦ определение нагрузки и мониторинг состояния городских сетей (водоснабжения, теплоснабжения, канализации);

♦ инвентаризация недвижимости;

♦ ведение городского и земельного кадастров;

♦ учет населения;

♦ учет объектов торговли с возможностью анализа их оптимально­го месторасположения (это возможно, если ГИС интегрирована с БД по населению);

♦ создание БД ДЛЯ ПОСТОВ наблюдения за потенциально опасными объектами, создание БД характеристик местности, использу­емых при решении задач моделирования чрезвычайных ситуа­ций на объектах наблюдения и прилегающих территориях.

Актуальной и важной задачей для многих городов является созда­ние территориального кадастра, который объединяет информацию о территории, земле и недвижимости.

Автоматизированная система государственного земельного кадаст­ра разработана в г. Таганроге (http://www.cbt.ru). Создаются элек­тронные карты, издаются топографические планшеты, технические паспорта на земельные участки.

В рамках создания и ведения земельного кадастра возможно реше­ние следующих задач [16]:

♦ анализ и проектирование городской черты, зон градостроитель­ной ценности, кадастровых районов;

♦ анализ и проектирование кадастровых кварталов и границ земель­ных участков;

♦ подготовка правовых документов на земельные участки.

В рамках создания и ведения городского кадастра решаются следу­ющие задачи [16]:


♦ создание цифровых карт для нужд администрации МО;

♦ проведение работ ПО инвентаризации инженерных коммуникаций;

♦ учет и оценка объектов МО для формирования устойчивого эко­номического механизма управления и развития территории.

В состав ГИС входят два базовых компонента: атрибутивные и кар­тографические базы данных (рис. 2.9) [16].

Рис. 2.9. Структура геоинформационной системы

Основными проблемами построения ГИС являются ведомственная разобщенность, низкам доступность данных из-за ИХ секретности, СЛОЖ­НОСТЬ поддержания актуального состояния картографической основы и выполнения регламента обновления информации.

2.5. Информационные технологии управления муниципальной недвижимостью

Необходимым условием функционирования рынка недвижимости является наличие информационной инфраструктуры, обеспечивающей

субъекты рынка актуальной, полной и достоверной информацией о структуре спроса и предложения на объекты рынка, о «правилах игры» на рынке. Основными источниками такой информации могут быть:

♦ федеральное законодательство и законодательство субъектов Федерации;

♦ информация, полученная от официальных и неофициальных лиц, официальные и неофициальные материалы органов власти и корпораций;

♦ заявки продавцов и покупателей, лиц, желающих обменять один объект недвижимости на другой;

♦ средства массовой информации.


 

ПС управления муниципальной недвижимостью включает [16]:

♦ взаимосвязанный комплекс моделей и программ, обеспечива­ющих функционирование системы;

♦ информационный фонд — совокупность баз данных, использу­емых потребителями информации.

Основные направления информатизации процесса управления не­движимостью приведены на рис. 2.10 [ 16].

Информационные системы управления муниципальной недвижи­мостью разрабатываются на основе интегрированной базы данных по имеющимся площадям, которая позволяет комплексно управлять де­ловыми процессами, связанными с недвижимостью.

К основным задачам, решаемым ИС управления муниципальной недвижимостью, относятся [16]:

♦ информационная поддержка федеральных, муниципальных ор­ганов, предприятий, учреждений и организаций, использующих государственное и муниципальное недвижимое имущество, в управ­лении недвижимостью;

♦ выдача структурированной информации по запросам пользова­телей;

♦ создание банка данных по недвижимости и обеспечение участни­ков рынка необходимой информацией.

При создании ПС управления недвижимостью следует руководствоваться следующими принципами:

♦ использование унифицированных форматов обмена данными, разработанных на базе международных и российских стандартов;

♦ модульность;

♦ оптимальное сочетание централизации и децентрализации обра­ботки информации;

♦ информационная открытость в сочетании с принципом защиты информации от несанкционированного доступа;

♦ контроль целостности данных;

♦ поддержка современных компьютерных технологий;

♦ исключение дублирования информации в разных БД.

Информация, используемая для управления недвижимостью, мо­жет включать следующие составляющие [16]:

♦ техническую информацию (карты земельных участков, их площадь, этажность объектов, поэтажные планы, характеристики
конструктивных элементов, описание инженерных систем);



 


♦ юридическую информацию (документация по объекту, охранные обязательства, договоры, справки);

♦ экономическую информацию (налогообложение и страхование, рыночная стоимость объекта, дебиторская задолженность);

♦ маркетинговую информацию (планы помещений, удобства, до­полнительные услуги, историко-архитектурные справки).

Органы государственною и муниципального управления должны иметь возможность публиковать результаты мониторинга процессов, протекающих на рынке недвижимости, результаты наблюдения за дея­тельностью профессиональных участников рынка недвижимости, ин­формацию о нормативно-правовых актах, регулирующих отношения на рынке.

В настоящее время актуальна разработка информационных систем регистрации недвижимости.

Информационная система регистрации недвижимости — это ком­плекс программно-аппаратных средств, предназначенный для государ­ственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, создания банка данных объектов недвижимости, обеспечения участни­ков рынка недвижимости актуальной и достоверной информацией [16].

В ИС регистрация недвижимости можно выделить подсистемы:

♦ регистрации прав;

♦ инвентаризации;

♦ поиска;

♦ архивирования;

♦ администрирования.

ИС регистрации недвижимости строится в архитектуре клиент-сер­вер. Основой системы является единая БД. Серверное ПО обеспечи­вает обработку запросов пользователей к БД и передачу результатов обработки на автоматизированные рабочие места. Клиентское ПО

обеспечивает выдачу результатов пользователям системы.

2.6. Внутридомовые компьютерные сети

Внутридомовые компьютерные сети с выходом в Интернет являют­ся основой интерактивной информационной системы взаимодействия органов муниципального управления и населения МО.

Компьютерные сети, связывающие дома, предприятия ЖКХ и орга­ны власти, могут быть использованы как часть ИС ЖКХ.

В автоматизированных ин формац ионных системах управления энергосбережением и ресурсами возможности сети могут использо-


ваться для сбора, обработки и хранения информации, поступающей от

датчиков расхода ресурсов [31]. Дерево целей и задач проекта внутридомовой сети представлено на рис. 2.11 |31|.


 

Следует отметить, что в соответствии с федеральным законодатель­ством работы ПО реализации проекта внутридомовой сети являются лицензируемым видом деятельности.

Рассмотрим примерный перечень этапов реализации проекта [31].

1. Подготовительный этап:

♦ опрос жителей;

♦ подбор и определение условий договора с подрядчиком;

♦ закрытие подъезда, оборудование комнаты консьержа;

♦ установка охранной системы.

2. Реализация проекта:

♦ закупка оборудования;

♦ получение лицензий;

♦ подготовка проекта;

♦ прокладка локальной сети, а также подключение к ней пользо­вателей;

♦ заключение договора с провайдером и подключение к Интер­нету.

3. Организация и регистрация потребительского кооператива жителей.

2.7. Интернет-технологии в муниципальном управлении

Применение интернет-технологий в муниципальном управлении предоставляет ряд возможностей (рис. 2.12) |31].

Рост инвестиционной привлекательности МО обеспечивается за счет создания имиджа прогрессивной администрации.

Приобретение статуса «интеллектуального» города, стимулирова­ние выхода в Интернет, превращение некоторых компаний в элек­тронные предприятия способствует получению ими конкурентных преимуществ и экономическому росту.

Повышение эффективности взаимодействия жителей, организаций и органов управления МО обеспечивается за счет [31]:

♦ сокращения времени на получение требуемой информации;

♦ предоставления круглосуточного доступа к информации, обра­ботка запросов граждан (например, какая служба компетентна в решении того или иного вопроса, часы работы специалистов, ка­кие документы необходимо иметь при себе, в каком статусе нахо-


дится заявка, почему происходят задержки, кто отвечает за реше­ние вопроса);

♦ предоставления возможности «электронного» общения с муни­ципальными службами;

♦ унификации форм документов различных служб;

♦ предоставления возможности оформления документов через Ин­тернет.

Рис. 2.12. Использование Интернета в муниципальном управлении

Имеется ВОЗМОЖНОСТЬ проведения на портале МО мини-референ­думов, электронного голосования, создания форумов, посвященных обсуждению различных вопросов, волнующих жителей МО.

Экономия на организацию деятельности достигается за счет сокра­щения документооборота, уменьшения времени на обработку запро­сов граждан, сокращения штага муниципальных служащих.

Процесс внедрения технологий Интернета в деятельность админи­страции МО можно представить в виде следующих этапов [31].

1. Использование Интернета для размещения актуальной и необ­ходимой информации.

2. Формирование надежной внутренней (локальной) сети, объеди­няющей вес подразделения администрации, создание единой централизованной БД.


3. Обеспечение взаимодействия c жителями посредством электрон­ной почты (например, сообщение о смене места жительства, за­полнение форм, размещение заявки на участие в местной конфе­ренции или семинаре, проведение опросов).

1. Соединение с компьютерными сетями региональной админи­страции, территориальных ведомств и отраслевых органон, а так­же сетями бюджетных учреждений, коммерческих структур (бан­ков, страховых компаний и др.).

5. Создание единого интернет-портала МО, который интегрирует весь комплекс услуг, предоставляемых местными властями и не­которыми организациями. Реализация на базе интернет-портала электронной приемной.

Единый муниципальный Интернет-портал является электронной

площадкой для деловых контактов и процессов, он способствует об­мену информацией и сотрудничеству хозяйствующих субъектов. Рассмотрим некоторые сферы применения технологий Интернета [31].

1. Здравоохранение: онлайновое медицинское страхование, вызов врача, автоматизированная диагностика, выписка и получение лекарств, размещение информации о графиках работы специали­стов, новости медицины, советы он-лайн.

2. Рынок труда: поиск работы, сотрудников, повышение квалифи­кации.

3. Общественная безопасность: оперативные сообщения о проис­шествиях, размещение информации о криминогенной обстанов­ке в МО.

1. Бизнес: консалтинг, телефонные базы данных различных служб, электронная деловая сеть МО, проведение электронных марке­тинговых исследований, размещение рекламы, размещение ин­формации о проводимых тендерах, приоритетных сферах разви­тия бизнеса, стратегии развития МО в целом и по отраслям.

5. Жилье: уведомление о регистрации и смене адреса, которое сразу же рассылается по заинтересованным службам (например, для пересчета субсидий), подача заявлений о выдаче паспорта, ин­формационные системы ЖКХ

6. Образование: дистанционное обучение, общение органов власти со школьниками, студентами и преподавателями.

Развитие электронной коммерции в МО позволяет [31]:

♦ повысить оборот предприятий торговли на основе создания но­вых торговых площадок и рекламы в Интернете:


♦ сформировать новые торговые связи;

♦ создать условия для формирования системы электронной опто­вой торговли;

♦ улучшить инфраструктуру управления и качество взаимодей­ствия органов власти;

♦ сформировать единую информационную базу, оперативно полу­чать актуальную информацию по различным областям и направ­лениям;

♦ увеличить поступления в бюджет МО;

♦ ПОВЫСИТЬ оборачиваемость денежных средств внутри региона;

♦ ускорить внедрение и развитие муниципальных безналичных

платежных систем;

♦ реализовать социальные программы в рамках поддержки ин­валидов, пенсионеров, малоимущих;

♦ оперативно получать справочную информацию о магазинах и то­варах, форме оплаты, стоимости.

2.8. Некоторые направления информатизации муниципального управления с точки зрения реализации городской целевой программы «Электронная Москва»

Правительством Москвы было принято Постановление 609 от 6 ав­густа 2002 года «О городской целевой программе "Электронная Моск­ва"», в соответствии с которым приоритетной задачей Правительства признается разработка и реализация городской целевой программы электронная Москва».

Информационные системы, созданные за счет бюджета, могут вы­ступать в роли вклада (инвестиций) в уставной капитал компаний, учрежденных местной администрацией (например, Открытое акционерное общество «Электронная Москва»). Для создания информационно-те­лекоммуникационных систем компании могут самостоятельно при­влекать средства частных инвесторов, финансового и фондового рын­ков путем размещения своих акций и облигаций. Для этих же целей может быть использована прибыль акционерных обществ, полученная в результате предоставления услуг населению и другим потребите­лям [40].

Приведем некоторые направления реализации данной программы (рис. 2.13).


Рис. 2.13. Направления реализации городской целевой программы «Электронная Москва»

1. Внедрение систем электронного документооборота. В рамках этого направления необходимо создание удостоверяющих центров электронной цифровой подписи.

2. Внедрение общегородской системы видеонаблюдения. Созда-

ние такой комплексной системы обеспечивает решение вопросов, вхо­дящих в компетенцию не только милиции, но и других территориальных организаций. Это оценка уборки территории, ремонт крыш и другие вопросы, связанные с благоустройством. Предполагается уста­новление систем видеонаблюдения с выводом информации о ситуа­ции на единый пульт, объединение служб 02, 03, 04 в один диспетчер­ский канал.

3. Создание интернет-порталов. ИТ-специалисты Москвы наблю­дают в Интернете стремительный рост спроса на справочную инфор­мацию о работе местных служб и учреждений городского хозяйства Москвы, предприятий бытовой сферы, торговли и досуга. Увеличивается и спрос на новостную информацию различного рода. В связи с ЭТИМ создана интегрированная система справочно-информаппонных web-порталов www.molnet.ru (56].

4. Внедрение проекта «Социальная карта москвича» [13]. В рам­ках областной целевой программы «Социальная гарантия на 2003-2004 годы» создается социальный Реестр населения Московской области, а также автоматизированная система обеспечения социальных


гарантий населению Московской области посредством безналичных расчетов с использованием пластиковых карт. Это позволяет со 100%-ной точностью нести учет льготников по всем вилам льгот.

Проект «Социальная карта москвич;. в Федеральную целе-

вую программу «Электронная Россия» и городскую целевую програм­му «Электронная Москва» и предполагает создание общегородской интегрированной автоматизированной системы учета с использовани­ем пластиковых карт. Основные цели проекта повышение эффек­тивности осуществления социальных программ, учета и контроля ис­пользования бюджетных средств, выделяемых на социальные

Его прообразом стал проект по автоматизации оплаты проезда на городском транспорте. Еще в 1996 году в Московском метрополитене были внедрены пластиковые транспортные карты, которые затем ста­ли выдаваться студентам учебных заведений. Реализация проекта по­зволила повысить доходность метрополитена на 20 %.

Практика показала, что использование карты для решения какой-то ОДНОЙ задачи недостаточно аффективно. Поэтому социальная кар­та москвича предполагается многофункциональной.

Технически она выполнена в виде пластиковой карты с бесконтактным интерфейсом. Память карты, емкостью 1 Кбайт разделена на 16 сек­торов, каждый из которых защищен специальным кодом, считываемым в устройствах московского метро Мосгортранса, Московской желез­ной дороги. Московского городского фонда обязательного медицинского страхования, в городских структурах социальной защиты населения и на ряде предприятий торговли и связи.

Простота использования, открытая среда разработки, невысокая стоимость сделали социальную карту удобным средством идентифи­кации личности, оказания адресных социальных услуг.

Внедрение карт позволит перейти от плохо контролируемого «ва­лового» принципа распределения льгот к адресной компенсации рас-

ходов социально незащищенных слоев населения. Актуальность этой задачи в определенной мере подтверждается некоторыми данными, а именно: в Москве свыше 2,5 млн. пенсионеров, которые, кроме права на бесплатный проезд, обладают иными льготами. Помимо этого су­ществуют около 70 категорий граждан, которым предоставлено пра­во бесплатного проезда на городском общественном транспорте.

Карты будут использоваться для идентификации получателей льгот, автоматизированного обслуживания льготников в организациях — участниках проекта «Социальная карта москвича», во взаиморасчетах граждан с транспортными организациями (льготный проезд в метро-


политене, автобусе, по железной дороге), предприятиями торговли, питания и быта. В этом смысле карта может заменить водительское удостоверение. Кроме того, пластиковая карта даст ВОЗМОЖНОСТЬ со­труднику внутренних дел оперативно проверить в базе данных МВД ту персональную информацию, которую сообщает ему гражданин.

На основе карт возможно упорядочение оказания услуг в рамках системы государственного медицинского страхования (в т. ч. при вы­даче рецептов на получение лекарственных средств бесплатно или со скидкой, при получении медикаментов по таким рецептам в аптечных учреждениях).

Использование социальных карт упростит процедуру предоставле­ния субсидии и льгот на оплату услуг жилищно-коммунального хозяй­ства. Для этого в Москве создается сеть единых расчетных центров. Предполагается переход от субсидирования Предприятий — постав­щиков услуг к обеспечению денежных выплат Гражданам после опла­ты ими услуг ЖКХ.

Для реализации проекта «Социальная карта москвича» создано Го-1рственное унитарное предприятие «Московский социальный ре­гистр» в подведомственном подчинении Департамента экономической политики и развития г. Москвы.

Внедрение карт даст значительный экономический эффект, выра­жающийся:

♦ в экономии ресурсов, связанной с безналичным перечислением

денежных выплат и дотаций;

♦ в экономии средств бюджетов, связанной с сокращением числа случаев неправомерного получения льгот;

♦ в экономии средств, связанной с повышением уровня собира­емости платежей за жилищно-коммунальные услуги за счет ав­томатизации процессов оплаты и контроля оплаты услуг (также исчезает необходимость посещения гражданами различных организаций). Все это приводит к упрощению процедуры расче­тов за ЖКУ. Предполагается активное участие транспортных операторов в фи­нансировании изготовления и персоналпзации социальных карт (ведь они используются также и для оплаты проезда).

Проект основан на взаимодействии городских Комитетов, Департа­ментов, предприятий и других учреждений и ведомств.

Информационные потоки можно схематично описать следующим образом:


♦ предоставление данных на изготовление карт, выверка данных, регистрация в реестре социальных льготников;

♦ создание электронного паспорта льготника;

♦ сообщение данных карты (в т. ч. социальных номеров) участни­кам системы для ведения учета;

♦ транзакции по картам стекаются в Московский социальный ре­гистр, где ведется сводный учет предоставленных льгот.

Оформление и выдача социальных карт производится в районных

управлениях социальной защиты.

5. Создание единой информационно-расчетной системы ЖКХ [46]. Перечистим принципы построения единой информационно-рас­четной системы ЖКХ:

♦ открытость архитектуры, обеспечивающая простоту интеграции с имеющимися территориальными и отраслевыми ИС;

♦ гибкость наст ройки логики и параметров функционирования си­стемы, позволяющая легко адаптировать ее к изменениям норма­тивно-правовой балы и структуры взаимоотношений участии ЖКХ;

♦ соответствие требованиям нормативно-правовых АКТОВ РФ.

Технология создания единой информационно-расчетной системы ЖКХ (БИРС ЖКХ) предполагает объединение на основе компьютер­ной сети территориальных бал данных информационных систем по­ставщиков ресурсов и услуг, информационных систем банков, упол­номоченных на прием коммунальных платежей.

Такая технология обеспечивает создание единого места приема на­селения по всем вопросам взаимодействия с субъектами ЖКХ, орга­низованного территориальным ЛЕЗ. -

В результате обработки данных информационно-расчетной систе­мой формируются:

♦ единый платежный документ для оплаты за поставленные услуги ЖКХ, направляемый по почте (возможно, электронной) жителю;

♦ электронный пакет поручений по переводу средств льгот и суб­сидий, направляемый банку-оператору;

♦ электронный реестр оплат, направляемый поставщикам ресурсов и услуг;

♦ необходимый набор статистических и аналитических данных для органов исполнительной власти.


Создание БИРС позволит добиться следующих положительных социально-экономических результатов:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 5484; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.12.14 (0.166 с.)