Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Система адресации в ИнтернетеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Адреса компьютеров, подключенных к сети, должны соответствовать особым требованиям. Адрес должен иметь формат, позволяющий выполнять его синтаксическую автоматическую обработку, и должен нести некоторую информацию об адресуемом объекте [10]. Поэтому адреса компьютеров в сети могут иметь двойную кодировку: ♦ обязательную кодировку, удобную для работы системы телекоммуникации в сети; ♦ необязательную кодировку, удобную для абонента сети. Цифровой IP-адрес представляет собой 32-разрядное двоичное число. Он разделяется на четыре блока по 8 бит, которые можно записать в десятичном виде, и содержит полную информацию, необходимую ДЛЯ идентификации компьютера. В десятичном коде IP-адрес имеет вид: 152.37.72.138. IP-адрес состоит из двух частей: адреса сети (идентификатора сети, Network ID) и адреса хоста (идентификатора хоста, Host ID) в этой сети. IP-адреса выделяются в зависимости от размера организации и типа ее деятельности. Для обеспечения максимальной гибкости целей. Три класса IР-адресов позволяют распределять их в зависимости от размера сети организации. В сети класса А адрес определяется первым октетом IP-адреса (слева направо). Значение первого октета, находящееся в пределах 1-126, зарезервировано для гигантских транснациональных корпораций. В мире может существовать всего лишь 126 сетей класса А, каждая из которых может содержать почти 17 млн. компьютеров. Класс В использует два первых октета в качестве адреса сети, а значение первого октета может быть в пределах 128—191. В сети класса В может быть около 65 тыс. компьютеров, такие сети имеют крупнейшие университеты и другие большие организации. В классе С под адрес сети отводится уже три первых октета, а значения первого октета могут быть в пределах 192 - 223. Это самые распространенные сети, их число может превышать 2 млн, а число компьютеров в каждой сети до 254. ЕСЛИ любой IP-адрес символически обозначить как набор октетов w.x.y.z. то структуру для сетей различных классов можно представить 8.3) в следующем виде [10]. Таблица 8.3 Структура IP-адресов в сетях различных классов
Всякий раз, когда посылается сообщение какому-либо компьютеру в Интернет, IP-адрес используется для указания адреса отправителя и получателя. Доменный адрес состоит из нескольких отделяемых друг от друга точкой буквенно-цифровых доменов (domain — область). Этот адрес построен на основе иерархической классификации: каждый домен
определяет целую группу компьютеров, выделенных ПО какому-либо признаку, при этом домен группы, находящейся слепа, является подгруппой правого домена. Например, географические двухбуквенные домены некоторых стран: ♦ России - ru; ♦ США — us; ♦ Великобритания — uk. Существуют и домены, выделенные по тематическим признакам: ♦ правительственные учреждения — gov; ♦ коммерческие организации — com: ♦ учебные заведения - edu; ♦ сетевые организации - net. Доменный адрес имеет произвольную длину, и, в отличие от цифрового адреса, ОН читается в обратном порядке. Так как преобразование доменного адреса в соответствующий ему цифровой IP-адрес осуществляют специальные серверы DNS (Domain Name Server) — серверы имен, то пользователю нет необходимости знать цифровые адреса. 8.10.3. Службы Интернета Служба — это пара программ, взаимодействующих между собой согласно определенным правилам, протоколам. Одна из программ этой пары называется сервером, а вторая — клиентом. При работе служб Интернета происходит взаимодействие серверного клиентского оборудования и программного обеспечения. Электронная почта (E-Mail) является одной из наиболее ранних служб Интернета. Ее обеспечением занимаются специальные почтовые серверы. Они получают сообщения от клиентов и пересылают их по цепочке к почтовым серверам адресатов, где ЭТИ сообщения накапливаются. При установлении соединения между адресатом и его почтовым сервером происходит автоматическая передача поступивших сообщений на компьютер адресата. Почтовая служба использует два прикладных протокола: SMTP и РОРЗ. Первый определяет порядок отправки корреспонденции с компьютера на сервер, а второй — порядок приема поступивших сообщений. Списки рассылки (Mailing List) — это специальные тематические серверы, собирающие информацию по определенным темам и переправляющие ее подписчикам в виде сообщений электронной почты. Служба телеконференций (Usenet). Служба телеконференций похожа на Циркулярную рассылку электронной почты, но одно сообщение может быть отправлено большой группе корреспондентов (такие группы называются телеконференциями или группами новостей). Обычное сообщение электронной почты пересылается по узкой цепочке серверов от отправителя к получателю. При этом не предполагается его хранение на промежуточных серверах. Сообщения, направленные на сервер группы новостей, отправляются с него на все серверы, с которыми он связан, если на них данного сообщения еще нет. Далее процесс повторяется [21]. Служба World Wide Web (WWW). Это самая популярная служба современной сети Интернет. Основу службы WWW составляют три технологии: гипертекст, язык разметки гипертекста HTML. (Hypertext Markup Language), универсальный адрес ресурса. Гипертекст - это организация текстовой информации, при которой текст представляет собой множество фрагментов с явно указанными ассоциативными связями между ними фрагментами (см. рис. 8.9). Основная идея гипертекстовых технологий заключается в том, что поиск документальной информации происходит с учетом множества взаимосвязей, имеющихся между документами, а значит более эффективно, чем при традиционных методах поиска. Доступ к информации осуществляется не путем последовательного просмотра текста, как в обычных информационно-поисковых системах, а путем движения от одного фрагмента к другому. Универсальный адрес ресурса — URL (Universal Resource Locator) дополнительно к доменному адресу содержит указания на используемую технологию доступа к ресурсам и спецификацию ресурса внутри файловой структуры компьютера. Например, в URL http://www.tsure.ru/ University/Faculties/Femp/index.htm указаны: ♦ http — протокол передачи гипертекста, используемый для доступа. В подавляющем большинстве случаев в WWW используется именно гипертекстовый протокол. При доступе по другому протоколу, например через службы FTP или Gopher, указываются соответственно ftp:// или gopher://; ♦ www.tsure.ru — доменный адрес веб-сервера университета. Адреса большей части серверов начинаются с префикса www, указывающего на то, что веб-сервер на данном компьютере запущен; ♦ University/FacuIties/Femp/index.htm — спецификация файла index.htm.
I. -I I J Рис. 8.9. Технология гипертекста Указывается путь к интересующему нас файлу в файловой системе компьютера и имя этого файла. В ЭТОЙ части адреса может быть помещена и другая информация, отражающая, например, параметры запроса пользователя и обрабатывающей запрос программы. Если спецификация файла не указана, то пользователю буден выдан файл, по умолчанию назначенный для представления сервера (сайта). Служба передачи файлов (FTP). Необходимость в передаче файлов возникает при приеме файлом программ, при пересылке крупных документов, а также при передаче больших по объему архивных файлов [52]. Протокол FTP работает одновременно с двумя соединениями между сервером и клиентом. По одному соединению идет передача данных, а второе соединение используется как управляющее. IP-телефония. Технология, позволяющая использовать Интернет или любую другую IP-сеть в качестве средства организации и ведения телефонных разговоров и передачи факсов в режиме реального времени. Существует возможность оцифровать звук или факсимильное сообщение и переслать его так, как пересылаются цифровые данные. И в этом смысле IP телефония использует Интернет для пересылки голосовых или факсимильных сообщений между двумя пользователями в режиме реального времени [52], Общий принцип действия телефонных серверов IР-телефонии заключается в следующем: с одной стороны, сервер связан с телефонными линиями и может соединиться с любым телефоном мира, с другой стороны, сервер связан с Интернетом и может связаться с любым компьютером в мире. Сервер получает стандартный телефонный сигнал, оцифровывает его, сжимает, разбивает на пакеты и отправляет через Интернет по назначению с использованием протокола TCP/IP. Для пакетов, приходящих из Сети на телефонный сервер и уходящих в телефонную линию, операция происходит в обратном порядке. Для того чтобы осуществить связь с помощью телефонных серверов, организация или оператор услуги ДОЛЖНЫ иметь серверы в тех местах, куда и откуда планируются звонки. Стоимость IP-связи на порядок меньше стоимости телефонного звонка по обычным телефонным линиям. Контрольные вопросы 1. Сформулируйте понятие системы телеобработки данных. 2. Поясните блок-схему типовой системы телеобработки данных. 3. Приведите определение компьютерной сети. 1. Сформулируйте классификацию компьютерных сетей. 5. Приведите сравнительную характеристику топологий компьютерных сетей. 6. Охарактеризуйте модель взаимодействия открытых систем. 7. Охарактеризуйте техническое обеспечение компьютерных сетей. 8. Приведите классификацию локальных вычислительных сетей. 9. Какие устройства предназначены для реализации межсетевого интерфейса? 10. Проиллюстрируйте процесс передачи информации.
11. Сформулируйте понятие пропускной способности системы. 12. Приведите классификацию каналов связи. 13. В чем заключается сущность корпоративной информационной системы? 11. Каковы основные функции сети Интернет? 15. Поясните понятие протокола взаимодействия компьютеров в сети. 16. Охарактеризуйте систему адресации в сети Интернет. 17. Перечислите основные службы сети Интернет. Глава 9 Электронная коммерция 9.1. Понятие и классификация моделей электронной коммерции Электронная коммерция это коммерческая деятельность, имеющая целью получение прибыли и основанная на комплексной автоматизации коммерческого цикла за счет использования компьютерных сетей. Экономической предпосылкой электронной коммерции является объективная необходимость снижения издержек, возникающих в коммерческих циклах [21]. Технической предпосылкой электронной коммерции стало стремительное развитие служб Интернета [21]. Правовой основой электронной коммерции являются нормативно-правовые акты, основные из которых приведены в п. 1.1. Они обеспечивают правовое регулирование электронных сделок в нашей стране. Для покупателя одним из главных преимуществ электронной коммерции является значительная экономия времени на получение информации о товаре, его выборе. Компании, занимающиеся электронной коммерцией, получают ряд преимуществ по сравнению с предприятиями «реального» бизнеса. Перечислим их: ♦ расширение рынка сбыта с перспективой выхода на зарубежные рынки; ♦ доступность круглосуточно; ♦ автоматизация сбора маркетинговой информации с использованием CRM-Систем (CRM, Customer Relationship Management — управление отношениями с клиентами). Любой посетитель сайга оставляет о себе некоторую информацию (с какого он сайта пришел и на какой ушел и т. д.), некий электронный «след<. Эту информацию можно накапливать;
♦ снижение расходов на организацию и поддержку инфраструктуры, так как в этом случае нет необходимости в организации торговых залов, офисов; ♦ снижение расходов на рекламу. Реклама в Интернете в ряде случаев обходится дешевле, но сравнению со средствами массовой информации, к тому же I [Интернет предоставляет больше возможностей. Пользователь услуг электронной коммерции, в свою очередь, получает следующие преимущества: ♦ более удобные ВОЗМОЖНОСТИ выбора: клиенту достаточно открыть необходимое число сайтов; ♦ возможность получения более полной информации. Если речь идет о покупке товара, то в Сети, как правило, имеется полная информация о нем. При качественном оформлении сайта электронного магазина покупатель может воспользоваться, например, сервисом сравнения товаров, получить список рекомендованных фирмой-производителем аксессуаров и т. д. К основным моделям электронной коммерции в Интернете относятся следующие (рис. 9.1): ♦ В2С (Business-to-Consumer) — «фирма—потребитель»; ♦ В2В (Business-to-Business) — «фирма фирма ♦ С2В (Consumer (о Business) - «потребитель - фирма-; ♦ С2С (Р2Р— Peer-to-Peer, «равный-равный») «потребитель потребитель»; ♦ B2G или В2Л (Business-to-Governfflpnt, Business-to-Administra-lion) — «фирма- -государство»; ♦ G2B или А2В (Government-to-Business) «государство -фирма»; ♦ С2С пли А2С (Governraent-to-Consumer или Administration-to-Consumer) «государство—потребитель»; ♦ C2G или С2А (Consuiner-to-Govcrnment) — «потребитель—государство»; ♦ G2G или А2А (Govemment-to-Govemment) «государство—государство»; ♦ Е2Е (Exchange-to-Exchange) — «биржа—биржа»; ♦ интернет-банкинг; ♦ интернет-трейдинг; ♦ интернет-услуги: • услуги технологической цепочки электронной коммерции: системы электронных платежей, доставка товара; консалтинговые услуги; исследовательские услуги; страхование через Интернет.
Поставщик интернет-услуг Рис. 9.1. Модели электронной коммерции Модель В2С является наиболее популярной формой электронной коммерции и охватывает розничную торговлю в Интернете. ДОСТОИНСТВОМ данной модели электронной коммерции является минимизация количества посредников при организации продаж. Продажи осуществляются напрямую. Возможны следующие реализации данной модели: ♦ веб-витрины; ♦ интернет-магазины; ♦ торговые интернет-системы (ТИС). Веб-витрины — это относительно недорогие и достаточно простые в реализации сайты, представляющие каталог товаров. В число функций веб-витрины может ВХОДИТЬ заказ товаров и выставление счета. Однако обработку заказа осуществляет человек — менеджер по про- гам. В его обязанности входит организация взаимодействия со складом, доставки товара, подтверждение оплаты покупки, изучение спроса, проведение рекламных и маркетинговых мероприятий, аналитическая работа. Таким образом, стыковка процесса продажи с внутренними бизнес-процессами предприятия осуществляется менеджером вручную. Организация торговли с помощью интернет-магазина более подходит для компании, которая хочет контролировать весь процесс а тронной торговли и стремится уменьшить операционные издержки. По сравнению с витриной, создание магазина обходится дороже, но при грамотной организации эти расходы окупаются быстрее. Запросы покупателей обрабатываются сервером приложений, который, в свою очередь, связывается с хранилищем данных и электронной платежной системой. Технически интернет-магазин представляет собой совокупность веб-витрины и электронной торговой системы (front-office и back-office). Эта система осуществляет автоматическую обработку поступающих заказов (резервирование на складе, контроль оплаты и доставки товара и др.). В отличие от веб-витрин, в интернет-магазине менеджер только контролирует работу системы. Интернет-магазин может работать и в авто-магическом режиме. Торговая интернет-система (ТИС) характеризуется еще более высокой степенью автоматизации коммерческого цикла по сравнению с интернет-магазином. Главное отличие ТИС от интернет-магазина заключается в ее интеграции с корпоративной информационной системой компании. Согласно Модели В2В, компании заключают сделки между собой с использованием Интернета. В2В-площадка объединяет в себе решения для поставщиков и покупателей, образуя единую систему в виде интернет-портала. При создании любой В2В-площадки следует учитывать ряд важных аспектов, необходимых для успешной работы. 1. Доступность для новых участников. 2. Масштабируемая и надежная платформа. Появление в системе новых участников и добавление новых приложений не должны влиять на функционирование площадки в целом. 3. Качественное управление информационным наполнением портала 4. Возможности интеграции. В2В-площадка должна поддерживать все виды электронной коммерции - от систем транзакций до поддержки сети поставок и делового сотрудничества между компаниями. Важным аспектом интеграции является обеспечение взаимодействия бизнес-процессов В2В-площадки с бизнес-процессами ERP системам ее участников. Подобная интеграция поможет компании-участнику оптимизировать планирование и управление внутренними ресурсами, а организаторы В2В-плошадки смогут получать данные из внешних приложений в режиме реального времени. 5. Обеспечение безопасности. Создателям В2В-площадки необходимо обеспечить безопасность осуществления платежей и передачи ценной информации. 6. Аналитические услуги. В2В-ПЛОЩадка должна не только снаб- и. участников необходимой деловой информацией, но и осуществлять ее анализ. 7. Дополнительные услуги. В целях получения дополнительной платежей за месяц), услуги по логистике и др. Модель В2В реализуется следующими схемами: ♦ электронные торговые площадки (торговые концентраторы, e-marketplace); ♦ электронные торговые склады (системы сбыта и снабжения, е-рrо-curement). Реализация модели торгового концентратора предполагает организацию на сайте «содружеств» продавцов и покупателей. Продавцам выделяются специальные места для рекламы своих товаров, а покупателям предоставляется ВОЗМОЖНОСТЬ взаимодействовать с ними с целью получения новостей, спецификаций и описаний продуктов и т. д. Торговые концентраторы могут быть как горизонтальными, т, е. поддерживать все категории продавцов и покупателей многих отраслей, так и диагональными, т. е. поддерживать определенные категории продавцов и покупателей или определенные категории продуктов многих отраслей. Такая площадка выступает в роли посредника. Электронные торговые склады являются универсальным местом для закупки материально-технического обеспечения. В едином месте и в едином формате представляются каталоги МНОГИХ поставщиков. Информация о группах и категориях продуктов отображается в реальном масштабе времени и может содержать сотни тысяч наименований. Модель С2В реализована на сайтах, предоставляющих возможность покупателю назвать цену, за которую он хотел бы купить товар или услугу. Так формируется спрос. Однако это не означает, что продажа совершится по названной цене. Продавец, пользуясь данными текущего спроса, принимает окончательное решение. Этот пил электронной коммерции является наименее развитым по сравнению с остальными. Реализация модели C2C предполагает куплю-продажу услуг между потребителями, осуществляемую с помощью посредника. Данная модель получила название электронных досок объявлений. На досках объявлений продавцы и покупатели размещают информацию о товарах и услугах. Данная модель реализуется также ПО схемам онлайновых аукционов (Р2Р). Согласно статистике, объем мирового рынка онлайновых аукционов составляет примерно 6,5 млрд. долл. В Интернете насчитывается около 1000 веб-сайтов, занимающихся аукционной деятельностью, среди которых несомненный лидер eBay, где проходит 76 '.',. всех торгов, а также Yahoo! — 12 %, Amazon — 8 %. В российском секторе сети развитие аукционного бизнеса началось сравнительно недавно— в 1999 году, когда появился первый российский интернет-аукцион. Сегодня в РОССИЙСКОМ Интернете имеется более 10 интернет-аукционов, крупнейшими из которых являются Molotok.ru, Stacka.ru, Auction.ru. Модель B2G предполагает организацию государственных и муниципальных закупок через Интернет. Модель G2B предполагает предоставление информации и услуг со стороны органов государственного и муниципального управления ХОЗЯЙСТВУЮЩИМ Субъектам и предпринимателям посредством государственных и муниципальных интернет-порталов. Модели G2С и C2G предполагают организацию взаимодействия органов власти с гражданами. С одной стороны, это целый спектр услуг, реализованный на государственных и муниципальных интернет-порталах, например: ♦ сбор налогов; ♦ регистрация транспортных средств; ♦ предоставление информации населению и др. С другой стороны — это организация обратной связи с гражданами, получение информации о реакции населения на действия властей, изучение мнений, организация социологических опросов, выборов, референдумов через Интернет. Модель Е2Е появилась после возникновения и широкою распространения интернет-бирж. Партнерство и кооперация интернет-бирж возникают как следствие того, что на одной интернет-бирже невозможно представить всю совокупность товаров и услуг. В связи с этим потребитель должен принимать участие в деятельности нескольких бирж, что во многих случаях неудобно. Согласно этой модели потребитель, зарегистрированный на одной бирже, посылает заявку на товар или услугу на «свою» биржу. Если на данной бирже заявка не может быть удовлетворена, то она автоматически передается на другую биржу. Если и там требуемого товара и/или услуги нет, то она передается дальше до тех пор, пока не будет удовлетворена. Интернет-банкинг это обеспечение клиенту возможности управления банковским счетом через Интернет на основе систем электронных платежей. Интернет-трейдинг это заключение сделок на покупку или продажу ценных бумаг или валютных активов через Интернет, в режиме реального времени. Развитие Интернета привело к появлению так называемых онлайновых брокеров, которые предлагают те же услуги, что и обычные брокеры, но взаимодействие инвестора и брокера происходит только через 1 [Интернет. 9.2. Платежные системы электронной коммерции Электронные платежные системы являются одним из основных элементов инфраструктуры системы электронной коммерции. По способу обмена информацией платежные системы классифицируются следующим образом: ♦ системы открытого обмена; ♦ системы, использующие шифрование обмена; ♦ системы на основе электронно-цифровой подписи; ♦ электронные деньги. Системы открытого обмена основаны на использовании обычных кредитных карт, с передачей по Интернету всей информации (номера карты, имени и адреса владельца) без особых мер безопасности. При этом информация легко может быть перехвачена с помощью специальных фильтров и использована во вред владельцу карты. Системы, использующие шифрование обмена, предполагают оплату посредством кредитной карты, с передачей по Интернету всей инфор- мации с помощью защищенных протоколов сеанса связи (шифрования). Хотя перехватить информацию во время транзакции практически невозможно, такая информация находится под угрозой изъятия на сервере продавца. Системы на основе электронно-цифровой подписи также предполагают использование кредитных карт, но с применением специальных защищенных протоколов обмена информацией на основе электронно-цифровой подписи клиента и продавца (при этом возможно использование дополнительных цифровых сертификатов, подтверждающих подпись). В этом случае отказ от выполнения условий сделки практически исключен. Электронные деньги это некая цифровая информация, выступающая реальным эквивалентом бумажных денег. В таких системах, в отличие от вышеперечисленных, обмен осуществляется не информацией о денежных суммах, находящихся на счетах клиентов, а непосредственно электронными деньгами. Затраты на функционирование такой системы значительно меньше затрат на все вышеперечисленные. Кроме того, передача электронных денег, так же как и обычных, не влечет за собой передачу какой-либо дополнительной информации, чем обеспечивается полная анонимность платежа. Электронные платежные системы можно классифицировать по признаку способа расчетов. Различают: ♦ кредитные схемы; ♦ дебетовые схемы; ♦ схемы с использованием электронных «наличных В основе кредитных схем лежит использование кредитных карточек. При многократных покупках у одного и того же продавца часто используется принцип подписки: клиент один раз сообщает реквизиты кредитной карточки и в дальнейшем указывает лишь свое имя, а продавец просто списывает средства с его карточного счета. Основными достоинствами кредитной схемы являются следующие: ♦ привычность ДЛЯ клиентов и правовая определенность; ♦ достаточно высокая защищенность конфиденциальной информации за счет использования протокола SET, разработанного компаниями MasterCard, VISA. Microsoft и IBM. В соответствии с этим протоколом номер карточки, передаваемый по сети, шифруется с использованием электронной подписи клиента. Дешифровку смогут осуществлять только уполномоченные банки и процеесинговые компании. Протокол SET должен обеспечить защиту клиентов от недобросовестных продавцов и защиту продавцов от мошенничества при помощи поддельных или краденых карточек. К недостаткам можно отнести: ♦ Необходимость Проверки кредитоспособности клиента и авторизации карточки; ♦ отсутствие анонимности; ♦ ограниченность количества магазинов, принимающих кредитные карточки. Дебетовые схемы могут использоваться при оплате товаров и услуг в режиме он-лайн так же, как при получении наличных в банкомате: для совершения платежа клиент должен ввести номер карточки и PIN-код. Однако на практике этот вариант используется редко. Гораздо шире распространены электронные чеки. Электронный чек, как и бумажный аналог, содержит код банка, в который ч< к должен быть предъявлен для оплаты, и номер счета клиента. Достоинством дебетовых схем является то, что они набавляют клиента от необходимости платить проценты за кредит. Проблема безопасности платежей для дебетовых схем пока не находит приемлемого решения. Схемы с использованием электронных «наличных» по своей сути относятся к дебетовым системам. Существует два типа цифровых наличных хранящиеся на смарт-картах и хранящиеся на жестком дикомпыотера. Все расчеты по электронным кошелькам проводит банк ИЛИ другая клиринговая организация. Эти системы по существу аналогичны наличным деньгам. У провайдера системы, и которой будут осуществляться платежи, предварительно покупаются электронные аналоги наличных купюр. Жизненны!! цикл электронных денег включает следующие этапы: ♦ создание клиентом электронных купюр на своем компьютере, с определением их номинала и серийного номера: ♦ заверение их собственной электронно-цифровой подписью; ♦ передача электронных купюр в банк, который, при поступлении реальных денег на счет, подписывает эти купюры, зная только их номинал; ♦ отправка купюр обратно клиенту. При покупке клиент посылает купюры продавцу (причем продавец не получает никаких сведений о покупателе, попокупатель всегда может доказать, что покупку совершил он, так как только он знает серийные номера своих купюр), который предъявляет их банку, проверяющему подлинность, и производит зачисления насчет продавца, Достоинства схем с использованием электронных «наличный ♦ системы подходят для осуществления микроплатежей; ♦ обеспечивается анонимность платежей. Недостатки: ♦ необходимость предварительной покупки купюр; ♦ отсутствие ВОЗМОЖНОСТИ предоставления кредита. Контрольные вопросы 1. Что называется электронной коммерцией? Назовите предпосылки ЭК. 2. Охарактеризуйте преимущества электронной коммерции по сравнению с традиционными подходами к ведению бизнеса, 3. Перечислите модели ЭК. 4. Охарактеризуйте модель В2С. 5. Охарактеризуйте модель В2В. 6. Дайте понятие интернет-банкинга, интернет-трейдинга. 7. Охарактеризуйте платежные системы электронной коммерции. Глава 10 Системы управления электронными документами и автоматизации деловых процессов В корпоративных компьютерных сетях весьма важной является проблема управления деловой информацией, решением которой занимаются системы управления электронными документами и системы автоматизации деловых процессов. Система управления электронными документами (Electronic Document Management Systems, EDMS) это набор устройств и программ, позволяющий эффективно организовать процедуры создания, накопления, хранения, обработки и пересылки электронных документов [12]. Следует различать понятия неформализованного (произвольного) и служебного (официального) электронного документа. Неформализованный электронный документ это любое сообщение, записка, текст, записанный на машинном носителе. Под служебным электронным документом понимается записанное на машинном носителе электронное сообщение, реквизиты которого оформлены в соответствии с нормативными требованиями. Определим понятие электронного документа. Согласно Федеральному закону № 1 -ФЗ от 10 января 2002 года «Об электронной цифровой подписи», электронным является документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме. С точки зрения законодательства, определение подобрано удачно, однако его необходимо уточнить. Под электронным документом (ЭД) будем понимать структурированный информационный объект, в соответствие которому может быть поставлена совокупность файлов, хранящихся на жестком диске компьютера. Необходимым признаком ЭД является «регистрационная карточка», состоящая из реквизитов документа, содержащих перечень необходимых данных о нем. Электронные документы по сравнению с бумажными обладают следующими преимуществами:
♦ более низкая стоимость и время передачи электронного документа из одного места в другое; ♦ более низкая стоимость и время тиражирования ЭД; ♦ более низкая стоимость архивного хранения ЭД; ♦ возможность контекстного поиска; ♦ новые возможности защиты документов; ♦ упрощение подготовки ЭД в сочетании с широкими возможностями; ♦ принципиально новые возможности представления ЭД. Документ может иметь динамичное содержание (например, аудио-, видеовставки). Основные принципы построения системы электронного документооборота: ♦ соответствие требованиям стандартов на формы и системы документации; ♦ распределенность; ♦ масштабируемость; ♦ модульность; ♦ открытость; ♦ переносимость на другие аппаратные платформы. Рассмотрим классификацию систем управления электронными документами, использующую следующие признаки (см. рис. 10.1). 1. Масштаб. Поданному признаку различают корпоративные системы, системы для средних предприятий и системы для организации персонального документооборота. Для корпоративных характерно привлечение системных интеграторов для адаптации системы на предприятии, высокие требования к аппаратным и программным средствам, широкий диапазон выполняемых функций, реализация информационных технологий, составляющих основу системы на «промышленном» уровне, высокая цена, поэтому приобретение корпоративной системы могут позволить себе только крупные предприятия. К корпоративным можно отнести системы Documentum, DocuLive. Для некоторых предприятий функциональность корпоративной системы может оказаться избыточной, поэтому им целесообразнее приобрести более дешевую систему для средних предприятий. Примером такой системы является «Эффект-Офис». Системы для организации персонального документооборота предназначены для индивидуального использования. В данных системах могут отсутствовать некоторые функции, важные с точки зрения делопроизводства. Признаки классификации Масштаб Архитектура Тип баз данных, используемых системой (СУБД может быть сторонней или собственной разработки) Технологии работы с электронными документами
Корпоративные Для средних предприятий Для организации персонального документооборота Функционирующие на специальных программных платформах Самостоятельные приложения Использующие реляционные БД Использующие документальные БД Системы управления электронными документами (EDMS) Системы автоматизации делопроизводства Системы автоматизации деловых процессов (Workflow management) Электронные архивы Системы Управления записями (Records management) Системы управления «образцами» документов (Imaging system) Рис. 10.1. Классификация систем управления электронными документами Архитектура. По данному признаку различают системы, функционирующие на платформе специальной программы, и системы-приложения. В качестве платформы выступает программный комплекс, реализующий принципы управления электронными документами. Основным компонентом такой программы является СУБД. Также в качестве платформы может выступать система автоматизации управления предприятием. Примеры платформ: продукты семейства Lotus — Domino. Doc, Workflow, 1С:Предприятие. Достаточно много систем, основанных на продуктах компаний Documentum и Hummingbird. Система Doeumentum, в свою очередь, использует поисковые средства компании Verity — лидера среди разработчиков поисковых систем. Некоторые системы вообще представляют собой среды разработки, например Staffware, служащая средой создания workflow-приложений. Системы, работающие на специальной программной платформе, используют ее функционал в контексте автоматизации делопроизводства. Примерами таких систем могут быть Optima Workflow, «Босс-Референт». Особенность систем данного класса состоит в том, что для их рабов ты требуется установить комплекс программ, составляющих соответствующую платформу, что требует дополнительных затрат. То есть стоимость такой системы складывается из стоимости самой программы и ее платформы. В данном случае к проблеме выбора системы добавляется проблема выбора программной платформы. Преимущества и недостатки такого решения частично схожи с первым пунктом классификации с одной стороны мощность, с другой — возможная избыточность и высокая пена. Системы-приложения представляют собой самостоятельный продукт, не требующий специальных программных средств. Примерами могут служить системы «Дело», «Делопроизводство 2002», «Евфрат-Документооборот», "Эффект-Офис •>.
|
||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 933; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.250.42 (0.021 с.) |