Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система адресации в Интернете

Поиск

Адреса компьютеров, подключенных к сети, должны соответство­вать особым требованиям. Адрес должен иметь формат, позволяющий выполнять его синтаксическую автоматическую обработку, и должен нести некоторую информацию об адресуемом объекте [10]. Поэтому адреса компьютеров в сети могут иметь двойную кодировку:

♦ обязательную кодировку, удобную для работы системы телеком­муникации в сети;

♦ необязательную кодировку, удобную для абонента сети.

Цифровой IP-адрес представляет собой 32-разрядное двоичное чис­ло. Он разделяется на четыре блока по 8 бит, которые можно записать в десятичном виде, и содержит полную информацию, необходимую ДЛЯ идентификации компьютера. В десятичном коде IP-адрес имеет вид: 152.37.72.138.

IP-адрес состоит из двух частей: адреса сети (идентификатора сети,

Network ID) и адреса хоста (идентификатора хоста, Host ID) в этой сети. IP-адреса выделяются в зависимости от размера организации



и типа ее деятельности. Для обеспечения максимальной гибкости
IР-адреса выделяются в зависимости от количества сетей и компьютеров в организации и разделяются на классы Л, В и С. Еще существуют
классы D и Е, но они используются для специфических Пых

целей. Три класса IР-адресов позволяют распределять их в зависимо­сти от размера сети организации. В сети класса А адрес определяется первым октетом IP-адреса (слева направо). Значение первого октета, находящееся в пределах 1-126, зарезервировано для гигантских транс­национальных корпораций. В мире может существовать всего лишь

126 сетей класса А, каждая из которых может содержать почти 17 млн.

компьютеров.

Класс В использует два первых октета в качестве адреса сети, а зна­чение первого октета может быть в пределах 128—191. В сети класса В может быть около 65 тыс. компьютеров, такие сети имеют крупней­шие университеты и другие большие организации.

В классе С под адрес сети отводится уже три первых октета, а значе­ния первого октета могут быть в пределах 192 - 223. Это самые распро­страненные сети, их число может превышать 2 млн, а число компьюте­ров в каждой сети до 254.

ЕСЛИ любой IP-адрес символически обозначить как набор октетов w.x.y.z. то структуру для сетей различных классов можно представить 8.3) в следующем виде [10].

Таблица 8.3 Структура IP-адресов в сетях различных классов

 

Класс сети Значение первого октета(w) Октеты номера сети Октеты номера хоста Число возможных сетей Число хостов в таких сетях
А 1-126 W x.у.z.   16777 214
в 128-191 W.X y.z 16 384 65 534
С 192-223 w.x.y z 2 097 151  

Всякий раз, когда посылается сообщение какому-либо компьютеру в Интернет, IP-адрес используется для указания адреса отправителя и получателя.

Доменный адрес состоит из нескольких отделяемых друг от друга точкой буквенно-цифровых доменов (domain — область). Этот адрес построен на основе иерархической классификации: каждый домен

 



определяет целую группу компьютеров, выделенных ПО какому-либо признаку, при этом домен группы, находящейся слепа, является под­группой правого домена. Например, географические двухбуквенные домены некоторых стран:

♦ России - ru;

♦ США — us;

♦ Великобритания — uk.

Существуют и домены, выделенные по тематическим признакам:

♦ правительственные учреждения — gov;

♦ коммерческие организации — com:

♦ учебные заведения - edu;

♦ сетевые организации - net.

Доменный адрес имеет произвольную длину, и, в отличие от циф­рового адреса, ОН читается в обратном порядке. Так как преобразова­ние доменного адреса в соответствующий ему цифровой IP-адрес осуществляют специальные серверы DNS (Domain Name Server) — серверы имен, то пользователю нет необходимости знать цифровые адреса.

8.10.3. Службы Интернета

Служба — это пара программ, взаимодействующих между собой согласно определенным правилам, протоколам. Одна из программ этой пары называется сервером, а вторая — клиентом. При работе служб Интернета происходит взаимодействие серверного клиентского оборудования и программного обеспечения.

Электронная почта (E-Mail) является одной из наиболее ранних служб Интернета. Ее обеспечением занимаются специальные почто­вые серверы. Они получают сообщения от клиентов и пересылают их по цепочке к почтовым серверам адресатов, где ЭТИ сообщения накап­ливаются. При установлении соединения между адресатом и его по­чтовым сервером происходит автоматическая передача поступивших сообщений на компьютер адресата. Почтовая служба использует два прикладных протокола: SMTP и РОРЗ. Первый определяет порядок отправки корреспонденции с компьютера на сервер, а второй — поря­док приема поступивших сообщений.

Списки рассылки (Mailing List) — это специальные тематические сер­веры, собирающие информацию по определенным темам и переправ­ляющие ее подписчикам в виде сообщений электронной почты.



Служба телеконференций (Usenet). Служба телеконференций похо­жа на Циркулярную рассылку электронной почты, но одно сообщение может быть отправлено большой группе корреспондентов (такие груп­пы называются телеконференциями или группами новостей). Обыч­ное сообщение электронной почты пересылается по узкой цепочке серверов от отправителя к получателю. При этом не предполагается его хранение на промежуточных серверах. Сообщения, направленные на сервер группы новостей, отправляются с него на все серверы, с которыми он связан, если на них данного сообщения еще нет. Далее про­цесс повторяется [21].

Служба World Wide Web (WWW). Это самая популярная служба со­временной сети Интернет. Основу службы WWW составляют три тех­нологии: гипертекст, язык разметки гипертекста HTML. (Hypertext Markup Language), универсальный адрес ресурса.

Гипертекст - это организация текстовой информации, при которой текст представляет собой множество фрагментов с явно указанными ассоциативными связями между ними фрагментами (см. рис. 8.9).

Основная идея гипертекстовых технологий заключается в том, что поиск документальной информации происходит с учетом множества взаимосвязей, имеющихся между документами, а значит более эффек­тивно, чем при традиционных методах поиска.

Доступ к информации осуществляется не путем последовательного

просмотра текста, как в обычных информационно-поисковых систе­мах, а путем движения от одного фрагмента к другому.

Универсальный адрес ресурса — URL (Universal Resource Locator) до­полнительно к доменному адресу содержит указания на используемую технологию доступа к ресурсам и спецификацию ресурса внутри фай­ловой структуры компьютера. Например, в URL http://www.tsure.ru/ University/Faculties/Femp/index.htm указаны:

♦ http — протокол передачи гипертекста, используемый для досту­па. В подавляющем большинстве случаев в WWW используется именно гипертекстовый протокол. При доступе по другому про­токолу, например через службы FTP или Gopher, указываются соответственно ftp:// или gopher://;

www.tsure.ru — доменный адрес веб-сервера университета. Адре­са большей части серверов начинаются с префикса www, указы­вающего на то, что веб-сервер на данном компьютере запущен;

♦ University/FacuIties/Femp/index.htm — спецификация файла index.htm.

 



I. -I

I J

Рис. 8.9. Технология гипертекста

Указывается путь к интересующему нас файлу в файловой системе компьютера и имя этого файла. В ЭТОЙ части адреса может быть поме­щена и другая информация, отражающая, например, параметры за­проса пользователя и обрабатывающей запрос программы. Если спе­цификация файла не указана, то пользователю буден выдан файл, по умолчанию назначенный для представления сервера (сайта).

Служба передачи файлов (FTP). Необходимость в передаче фай­лов возникает при приеме файлом программ, при пересылке круп­ных документов, а также при передаче больших по объему архивных файлов [52].



Протокол FTP работает одновременно с двумя соединениями меж­ду сервером и клиентом. По одному соединению идет передача дан­ных, а второе соединение используется как управляющее.

IP-телефония. Технология, позволяющая использовать Интернет или любую другую IP-сеть в качестве средства организации и ведения телефонных разговоров и передачи факсов в режиме реального време­ни. Существует возможность оцифровать звук или факсимильное со­общение и переслать его так, как пересылаются цифровые данные. И в этом смысле IP телефония использует Интернет для пересылки голосовых или факсимильных сообщений между двумя пользователями в режиме реального времени [52],

Общий принцип действия телефонных серверов IР-телефонии за­ключается в следующем: с одной стороны, сервер связан с телефонны­ми линиями и может соединиться с любым телефоном мира, с другой стороны, сервер связан с Интернетом и может связаться с любым ком­пьютером в мире. Сервер получает стандартный телефонный сигнал, оцифровывает его, сжимает, разбивает на пакеты и отправляет через Интернет по назначению с использованием протокола TCP/IP. Для пакетов, приходящих из Сети на телефонный сервер и уходящих в те­лефонную линию, операция происходит в обратном порядке. Для того чтобы осуществить связь с помощью телефонных серверов, организа­ция или оператор услуги ДОЛЖНЫ иметь серверы в тех местах, куда и откуда планируются звонки. Стоимость IP-связи на порядок меньше стоимости телефонного звонка по обычным телефонным линиям.

Контрольные вопросы

1. Сформулируйте понятие системы телеобработки данных.

2. Поясните блок-схему типовой системы телеобработки данных.

3. Приведите определение компьютерной сети.

1. Сформулируйте классификацию компьютерных сетей.

5. Приведите сравнительную характеристику топологий компью­терных сетей.

6. Охарактеризуйте модель взаимодействия открытых систем.

7. Охарактеризуйте техническое обеспечение компьютерных сетей.

8. Приведите классификацию локальных вычислительных сетей.

9. Какие устройства предназначены для реализации межсетевого интерфейса?

10. Проиллюстрируйте процесс передачи информации.



 


11. Сформулируйте понятие пропускной способности системы.

12. Приведите классификацию каналов связи.

13. В чем заключается сущность корпоративной информационной системы?

11. Каковы основные функции сети Интернет?

15. Поясните понятие протокола взаимодействия компьютеров в сети.

16. Охарактеризуйте систему адресации в сети Интернет.

17. Перечислите основные службы сети Интернет.


Глава 9

Электронная коммерция

9.1. Понятие и классификация моделей электронной коммерции

Электронная коммерция это коммерческая деятельность, име­ющая целью получение прибыли и основанная на комплексной авто­матизации коммерческого цикла за счет использования компьютер­ных сетей.

Экономической предпосылкой электронной коммерции является объективная необходимость снижения издержек, возникающих в ком­мерческих циклах [21].

Технической предпосылкой электронной коммерции стало стремительное развитие служб Интернета [21].

Правовой основой электронной коммерции являются нормативно-правовые акты, основные из которых приведены в п. 1.1. Они обеспе­чивают правовое регулирование электронных сделок в нашей стране.

Для покупателя одним из главных преимуществ электронной ком­мерции является значительная экономия времени на получение ин­формации о товаре, его выборе.

Компании, занимающиеся электронной коммерцией, получают ряд преимуществ по сравнению с предприятиями «реального» бизнеса. Перечислим их:

♦ расширение рынка сбыта с перспективой выхода на зарубежные рынки;

♦ доступность круглосуточно;

♦ автоматизация сбора маркетинговой информации с использова­нием CRM-Систем (CRM, Customer Relationship Management — управление отношениями с клиентами). Любой посетитель сай­га оставляет о себе некоторую информацию (с какого он сайта пришел и на какой ушел и т. д.), некий электронный «след<. Эту информацию можно накапливать;



 


♦ снижение расходов на организацию и поддержку инфраструкту­ры, так как в этом случае нет необходимости в организации тор­говых залов, офисов;

♦ снижение расходов на рекламу. Реклама в Интернете в ряде случаев обходится дешевле, но сравнению со средствами массовой инфор­мации, к тому же I [Интернет предоставляет больше возможностей.

Пользователь услуг электронной коммерции, в свою очередь, полу­чает следующие преимущества:

♦ более удобные ВОЗМОЖНОСТИ выбора: клиенту достаточно открыть необходимое число сайтов;

♦ возможность получения более полной информации. Если речь идет о покупке товара, то в Сети, как правило, имеется полная

информация о нем. При качественном оформлении сайта элек­тронного магазина покупатель может воспользоваться, например,

сервисом сравнения товаров, получить список рекомендованных фирмой-производителем аксессуаров и т. д.

К основным моделям электронной коммерции в Интернете отно­сятся следующие (рис. 9.1):

♦ В2С (Business-to-Consumer) — «фирма—потребитель»;

♦ В2В (Business-to-Business) — «фирма фирма

♦ С2В (Consumer (о Business) - «потребитель - фирма-;

♦ С2С (Р2Р— Peer-to-Peer, «равный-равный») «потребитель по­требитель»;

♦ B2G или В2Л (Business-to-Governfflpnt, Business-to-Administra-lion) — «фирма- -государство»;

♦ G2B или А2В (Government-to-Business) «государство -фирма»;

♦ С2С пли А2С (Governraent-to-Consumer или Administration-to-Consumer) «государство—потребитель»;

♦ C2G или С2А (Consuiner-to-Govcrnment) — «потребитель—госу­дарство»;

♦ G2G или А2А (Govemment-to-Govemment) «государство—го­сударство»;

♦ Е2Е (Exchange-to-Exchange) — «биржа—биржа»;

♦ интернет-банкинг;

♦ интернет-трейдинг;

♦ интернет-услуги:

• услуги технологической цепочки электронной коммерции: си­стемы электронных платежей, доставка товара;


консалтинговые услуги; исследовательские услуги; страхование через Интернет.


 


Поставщик интернет-услуг

Рис. 9.1. Модели электронной коммерции

Модель В2С является наиболее популярной формой электронной коммерции и охватывает розничную торговлю в Интернете.

ДОСТОИНСТВОМ данной модели электронной коммерции является минимизация количества посредников при организации продаж. Про­дажи осуществляются напрямую.

Возможны следующие реализации данной модели:

♦ веб-витрины;

♦ интернет-магазины;

♦ торговые интернет-системы (ТИС).

Веб-витрины — это относительно недорогие и достаточно простые в реализации сайты, представляющие каталог товаров. В число функ­ций веб-витрины может ВХОДИТЬ заказ товаров и выставление счета. Однако обработку заказа осуществляет человек — менеджер по про-


гам. В его обязанности входит организация взаимодействия со

складом, доставки товара, подтверждение оплаты покупки, изучение спроса, проведение рекламных и маркетинговых мероприятий, анали­тическая работа. Таким образом, стыковка процесса продажи с вну­тренними бизнес-процессами предприятия осуществляется менедже­ром вручную.

Организация торговли с помощью интернет-магазина более подхо­дит для компании, которая хочет контролировать весь процесс а тронной торговли и стремится уменьшить операционные издержки. По сравнению с витриной, создание магазина обходится дороже, но при грамотной организации эти расходы окупаются быстрее.

Запросы покупателей обрабатываются сервером приложений, ко­торый, в свою очередь, связывается с хранилищем данных и электрон­ной платежной системой. Технически интернет-магазин представляет собой совокупность веб-витрины и электронной торговой системы (front-office и back-office). Эта система осуществляет автоматическую обработку поступающих заказов (резервирование на складе, контроль оплаты и доставки товара и др.).

В отличие от веб-витрин, в интернет-магазине менеджер только кон­тролирует работу системы. Интернет-магазин может работать и в авто-магическом режиме.

Торговая интернет-система (ТИС) характеризуется еще более вы­сокой степенью автоматизации коммерческого цикла по сравнению с интернет-магазином. Главное отличие ТИС от интернет-магазина за­ключается в ее интеграции с корпоративной информационной систе­мой компании.

Согласно Модели В2В, компании заключают сделки между собой

с использованием Интернета.

В2В-площадка объединяет в себе решения для поставщиков и по­купателей, образуя единую систему в виде интернет-портала. При со­здании любой В2В-площадки следует учитывать ряд важных аспек­тов, необходимых для успешной работы.

1. Доступность для новых участников.

2. Масштабируемая и надежная платформа. Появление в системе новых участников и добавление новых приложений не должны влиять на функционирование площадки в целом.

3. Качественное управление информационным наполнением портала

4. Возможности интеграции. В2В-площадка должна поддерживать все виды электронной коммерции - от систем транзакций до



поддержки сети поставок и делового сотрудничества между ком­паниями. Важным аспектом интеграции является обеспечение взаимодействия бизнес-процессов В2В-площадки с бизнес-процессами ERP системам ее участников. Подобная интеграция поможет компании-участнику оптимизировать планирование и управление внутренними ресурсами, а организаторы В2В-пло­шадки смогут получать данные из внешних приложений в режи­ме реального времени.

5. Обеспечение безопасности. Создателям В2В-площадки необхо­димо обеспечить безопасность осуществления платежей и пере­дачи ценной информации.

6. Аналитические услуги. В2В-ПЛОЩадка должна не только снаб-

и. участников необходимой деловой информацией, но и осу­ществлять ее анализ.

7. Дополнительные услуги. В целях получения дополнительной
прибыли и привлечения новых клиентов В2В-площадка может
предлагать ряд дополнительных услуг: аукционы, различные фи­
нансовые услуги (например, депонирование или объединение

платежей за месяц), услуги по логистике и др.

Модель В2В реализуется следующими схемами:

♦ электронные торговые площадки (торговые концентраторы, e-mar­ketplace);

♦ электронные торговые склады (системы сбыта и снабжения, е-рrо-curement).

Реализация модели торгового концентратора предполагает органи­зацию на сайте «содружеств» продавцов и покупателей. Продавцам выделяются специальные места для рекламы своих товаров, а покупателям предоставляется ВОЗМОЖНОСТЬ взаимодействовать с ними с целью

получения новостей, спецификаций и описаний продуктов и т. д. Тор­говые концентраторы могут быть как горизонтальными, т, е. поддер­живать все категории продавцов и покупателей многих отраслей, так и диагональными, т. е. поддерживать определенные категории продав­цов и покупателей или определенные категории продуктов многих отраслей. Такая площадка выступает в роли посредника.

Электронные торговые склады являются универсальным местом для закупки материально-технического обеспечения. В едином месте и в едином формате представляются каталоги МНОГИХ поставщиков. Информация о группах и категориях продуктов отображается в реаль­ном масштабе времени и может содержать сотни тысяч наименований.


Модель С2В реализована на сайтах, предоставляющих возможность покупателю назвать цену, за которую он хотел бы купить товар или услугу. Так формируется спрос. Однако это не означает, что продажа совершится по названной цене. Продавец, пользуясь данными теку­щего спроса, принимает окончательное решение. Этот пил электрон­ной коммерции является наименее развитым по сравнению с осталь­ными. Реализация модели C2C предполагает куплю-продажу услуг между потребителями, осуществляемую с помощью посредника. Дан­ная модель получила название электронных досок объявлений. На досках объявлений продавцы и покупатели размещают информацию о товарах и услугах. Данная модель реализуется также ПО схемам он­лайновых аукционов (Р2Р).

Согласно статистике, объем мирового рынка онлайновых аукцио­нов составляет примерно 6,5 млрд. долл. В Интернете насчитывается около 1000 веб-сайтов, занимающихся аукционной деятельностью,

среди которых несомненный лидер eBay, где проходит 76 '.',. всех торгов, а также Yahoo! — 12 %, Amazon — 8 %.

В российском секторе сети развитие аукционного бизнеса началось сравнительно недавно— в 1999 году, когда появился первый россий­ский интернет-аукцион. Сегодня в РОССИЙСКОМ Интернете имеется

более 10 интернет-аукционов, крупнейшими из которых являются Molotok.ru, Stacka.ru, Auction.ru.

Модель B2G предполагает организацию государственных и муници­пальных закупок через Интернет.

Модель G2B предполагает предоставление информации и услуг со стороны органов государственного и муниципального управления ХО­ЗЯЙСТВУЮЩИМ Субъектам и предпринимателям посредством государ­ственных и муниципальных интернет-порталов.

Модели G2С и C2G предполагают организацию взаимодействия ор­ганов власти с гражданами. С одной стороны, это целый спектр услуг, реализованный на государственных и муниципальных интернет-пор­талах, например:

♦ сбор налогов;

♦ регистрация транспортных средств;

♦ предоставление информации населению и др.

С другой стороны — это организация обратной связи с гражданами, получение информации о реакции населения на действия властей, изучение мнений, организация социологических опросов, выборов, референдумов через Интернет.



Модель Е2Е появилась после возникновения и широкою распро­странения интернет-бирж. Партнерство и кооперация интернет-бирж возникают как следствие того, что на одной интернет-бирже невоз­можно представить всю совокупность товаров и услуг. В связи с этим потребитель должен принимать участие в деятельности нескольких бирж, что во многих случаях неудобно. Согласно этой модели потре­битель, зарегистрированный на одной бирже, посылает заявку на то­вар или услугу на «свою» биржу. Если на данной бирже заявка не мо­жет быть удовлетворена, то она автоматически передается на другую биржу. Если и там требуемого товара и/или услуги нет, то она переда­ется дальше до тех пор, пока не будет удовлетворена.

Интернет-банкинг это обеспечение клиенту возможности управ­ления банковским счетом через Интернет на основе систем электрон­ных платежей.

Интернет-трейдинг это заключение сделок на покупку или про­дажу ценных бумаг или валютных активов через Интернет, в режиме реального времени.

Развитие Интернета привело к появлению так называемых онлай­новых брокеров, которые предлагают те же услуги, что и обычные бро­керы, но взаимодействие инвестора и брокера происходит только че­рез 1 [Интернет.

9.2. Платежные системы электронной коммерции

Электронные платежные системы являются одним из основных элементов инфраструктуры системы электронной коммерции.

По способу обмена информацией платежные системы классифици­руются следующим образом:

♦ системы открытого обмена;

♦ системы, использующие шифрование обмена;

♦ системы на основе электронно-цифровой подписи;

♦ электронные деньги.

Системы открытого обмена основаны на использовании обычных кредитных карт, с передачей по Интернету всей информации (номера карты, имени и адреса владельца) без особых мер безопасности. При этом информация легко может быть перехвачена с помощью специ­альных фильтров и использована во вред владельцу карты.

Системы, использующие шифрование обмена, предполагают оплату посредством кредитной карты, с передачей по Интернету всей инфор-



мации с помощью защищенных протоколов сеанса связи (шифрова­ния). Хотя перехватить информацию во время транзакции практиче­ски невозможно, такая информация находится под угрозой изъятия на сервере продавца.

Системы на основе электронно-цифровой подписи также предпо­лагают использование кредитных карт, но с применением специаль­ных защищенных протоколов обмена информацией на основе элек­тронно-цифровой подписи клиента и продавца (при этом возможно использование дополнительных цифровых сертификатов, подтверж­дающих подпись). В этом случае отказ от выполнения условий сделки практически исключен.

Электронные деньги это некая цифровая информация, выступающая реальным эквивалентом бумажных денег. В таких системах, в отличие от вышеперечисленных, обмен осуществляется не информацией о де­нежных суммах, находящихся на счетах клиентов, а непосредственно электронными деньгами. Затраты на функционирование такой систе­мы значительно меньше затрат на все вышеперечисленные. Кроме

того, передача электронных денег, так же как и обычных, не влечет за собой передачу какой-либо дополнительной информации, чем обес­печивается полная анонимность платежа.

Электронные платежные системы можно классифицировать по признаку способа расчетов. Различают:

♦ кредитные схемы;

♦ дебетовые схемы;

♦ схемы с использованием электронных «наличных

В основе кредитных схем лежит использование кредитных карто­чек. При многократных покупках у одного и того же продавца часто используется принцип подписки: клиент один раз сообщает реквизиты кредитной карточки и в дальнейшем указывает лишь свое имя, а про­давец просто списывает средства с его карточного счета.

Основными достоинствами кредитной схемы являются следующие:

♦ привычность ДЛЯ клиентов и правовая определенность;

♦ достаточно высокая защищенность конфиденциальной информа­ции за счет использования протокола SET, разработанного ком­паниями MasterCard, VISA. Microsoft и IBM. В соответствии с этим протоколом номер карточки, передаваемый по сети, шиф­руется с использованием электронной подписи клиента. Де­шифровку смогут осуществлять только уполномоченные банки и процеесинговые компании. Протокол SET должен обеспечить



защиту клиентов от недобросовестных продавцов и защиту про­давцов от мошенничества при помощи поддельных или краденых карточек.

К недостаткам можно отнести:

♦ Необходимость Проверки кредитоспособности клиента и автори­зации карточки;

♦ отсутствие анонимности;

♦ ограниченность количества магазинов, принимающих кредитные карточки.

Дебетовые схемы могут использоваться при оплате товаров и услуг в режиме он-лайн так же, как при получении наличных в банкомате:

для совершения платежа клиент должен ввести номер карточки и PIN-код. Однако на практике этот вариант используется редко. Гораз­до шире распространены электронные чеки. Электронный чек, как и

бумажный аналог, содержит код банка, в который ч< к должен быть предъявлен для оплаты, и номер счета клиента.

Достоинством дебетовых схем является то, что они набавляют кли­ента от необходимости платить проценты за кредит. Проблема безопасности платежей для дебетовых схем пока не находит приемлемого

решения.

Схемы с использованием электронных «наличных» по своей сути относятся к дебетовым системам. Существует два типа цифровых на­личных хранящиеся на смарт-картах и хранящиеся на жестком ди­компыотера. Все расчеты по электронным кошелькам проводит

банк ИЛИ другая клиринговая организация.

Эти системы по существу аналогичны наличным деньгам. У про­вайдера системы, и которой будут осуществляться платежи, предва­рительно покупаются электронные аналоги наличных купюр. Жиз­ненны!! цикл электронных денег включает следующие этапы:

♦ создание клиентом электронных купюр на своем компьютере, с определением их номинала и серийного номера:

♦ заверение их собственной электронно-цифровой подписью;

♦ передача электронных купюр в банк, который, при поступлении реальных денег на счет, подписывает эти купюры, зная только их номинал;

♦ отправка купюр обратно клиенту.

При покупке клиент посылает купюры продавцу (причем продавец не получает никаких сведений о покупателе, попокупатель всегда


может доказать, что покупку совершил он, так как только он знает се­рийные номера своих купюр), который предъявляет их банку, проверя­ющему подлинность, и производит зачисления насчет продавца, Достоинства схем с использованием электронных «наличный

♦ системы подходят для осуществления микроплатежей;

♦ обеспечивается анонимность платежей. Недостатки:

♦ необходимость предварительной покупки купюр;

♦ отсутствие ВОЗМОЖНОСТИ предоставления кредита.

Контрольные вопросы

1. Что называется электронной коммерцией? Назовите предпо­сылки ЭК.

2. Охарактеризуйте преимущества электронной коммерции по срав­нению с традиционными подходами к ведению бизнеса,

3. Перечислите модели ЭК.

4. Охарактеризуйте модель В2С.

5. Охарактеризуйте модель В2В.

6. Дайте понятие интернет-банкинга, интернет-трейдинга.

7. Охарактеризуйте платежные системы электронной коммерции.


Глава 10

Системы управления электронными

документами

и автоматизации деловых процессов

В корпоративных компьютерных сетях весьма важной является проблема управления деловой информацией, решением которой зани­маются системы управления электронными документами и системы автоматизации деловых процессов.

Система управления электронными документами (Electronic Docu­ment Management Systems, EDMS) это набор устройств и программ, позволяющий эффективно организовать процедуры создания, накопле­ния, хранения, обработки и пересылки электронных документов [12].

Следует различать понятия неформализованного (произвольного) и служебного (официального) электронного документа. Неформали­зованный электронный документ это любое сообщение, записка, текст, записанный на машинном носителе.

Под служебным электронным документом понимается записанное на машинном носителе электронное сообщение, реквизиты которого оформлены в соответствии с нормативными требованиями.

Определим понятие электронного документа. Согласно Федераль­ному закону № 1 -ФЗ от 10 января 2002 года «Об электронной цифро­вой подписи», электронным является документ, в котором информа­ция представлена в электронно-цифровой форме. С точки зрения законодательства, определение подобрано удачно, однако его необхо­димо уточнить.

Под электронным документом (ЭД) будем понимать структури­рованный информационный объект, в соответствие которому может быть поставлена совокупность файлов, хранящихся на жестком диске компьютера. Необходимым признаком ЭД является «регистрацион­ная карточка», состоящая из реквизитов документа, содержащих пе­речень необходимых данных о нем.

Электронные документы по сравнению с бумажными обладают сле­дующими преимуществами:


 


 


♦ более низкая стоимость и время передачи электронного докумен­та из одного места в другое;

♦ более низкая стоимость и время тиражирования ЭД;

♦ более низкая стоимость архивного хранения ЭД;

♦ возможность контекстного поиска;

♦ новые возможности защиты документов;

♦ упрощение подготовки ЭД в сочетании с широкими возможно­стями;

♦ принципиально новые возможности представления ЭД. Доку­мент может иметь динамичное содержание (например, аудио-, видеовставки).

Основные принципы построения системы электронного документо­оборота:

♦ соответствие требованиям стандартов на формы и системы доку­ментации;

♦ распределенность;

♦ масштабируемость;

♦ модульность;

♦ открытость;

♦ переносимость на другие аппаратные платформы.

Рассмотрим классификацию систем управления электронными до­кументами, использующую следующие признаки (см. рис. 10.1). 1. Масштаб.

Поданному признаку различают корпоративные системы, системы для средних предприятий и системы для организации персонального документооборота. Для корпоративных характерно привлечение сис­темных интеграторов для адаптации системы на предприятии, высо­кие требования к аппаратным и программным средствам, широкий диапазон выполняемых функций, реализация информационных тех­нологий, составляющих основу системы на «промышленном» уровне, высокая цена, поэтому приобретение корпоративной системы могут позволить себе только крупные предприятия. К корпоративным мож­но отнести системы Documentum, DocuLive. Для некоторых предпри­ятий функциональность корпоративной системы может оказаться из­быточной, поэтому им целесообразнее приобрести более дешевую систему для средних предприятий. Примером такой системы являет­ся «Эффект-Офис».



Системы для организации персонального документооборота пред­назначены для индивидуального использования. В данных системах могут отсутствовать некоторые функции, важные с точки зрения де­лопроизводства.

Признаки классификации


Масштаб


Архитектура


Тип баз данных,

используемых

системой (СУБД

может быть

сторонней или

собственной

разработки)


Технологии

работы

с электронными

документами


 


Корпоративные

Для средних предприятий

Для организации персонального документо­оборота


Функциониру­ющие на специальных программных платформах

Самостоя­тельные приложения


Использующие

реляционные

БД

Использующие документаль­ные БД


Системы

управления

электронными

документами

(EDMS)

Системы автоматизации делопроизвод­ства


Системы

автоматизации

деловых

процессов

(Workflow

management)

Электронные архивы

Системы

Управления

записями

(Records

management)

Системы

управления

«образцами»

документов

(Imaging

system)

Рис. 10.1. Классификация систем управления электронными документами


Архитектура.

По данному признаку различают системы, функционирующие на платформе специальной программы, и системы-приложения. В каче­стве платформы выступает программный комплекс, реализующий принципы управления электронными документами. Основным ком­понентом такой программы является СУБД. Также в качестве плат­формы может выступать система автоматизации управления предприятием. Примеры платформ: продукты семейства Lotus — Domino. Doc, Workflow, 1С:Предприятие. Достаточно много систем, основанных на продуктах компаний Documentum и Hummingbird. Система Doeumen­tum, в свою очередь, использует поисковые средства компании Verity — лидера среди разработчиков поисковых систем. Некоторые системы вообще представляют собой среды разработки, например Staffware, служащая средой создания workflow-приложений.

Системы, работающие на специальной программной платформе, используют ее функционал в контексте автоматизации делопроизвод­ства. Примерами таких систем могут быть Optima Workflow, «Босс-Референт».

Особенность систем данного класса состоит в том, что для их рабов

ты требуется установить комплекс программ, составляющих соответ­ствующую платформу, что требует дополнительных затрат. То есть стоимость такой системы складывается из стоимости самой програм­мы и ее платформы. В данном случае к проблеме выбора системы до­бавляется проблема выбора программной платформы. Преимущества

и недостатки такого решения частично схожи с первым пунктом клас­сификации с одной стороны мощность, с другой — возможная из­быточность и высокая пена.

Системы-приложения представляют собой самостоятельный про­дукт, не требующий специальных программных средств. Примерами могут служить системы «Дело», «Делопроизводство 2002», «Евфрат-Документооборот», "Эффект-Офис •>.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 933; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.250.42 (0.021 с.)