Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Техническое и программное обеспечение системыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Техническое обеспечение: Сервер, Локальная сеть с пропускной способностью от 10 до 100 Мб/сек (на отдельных участках). Программное обеспечение: Сетевая операционная система ОС Linux /Apache. Центральный программный модуль системы - WEB –сервер, а также вся прикладная логика (диалог с пользователем, обработка ошибок, управление данными). – авторская программа, которая написана на языке Perl и Java-скриптов, работает в IE 6.0. и только в сетевом режиме и функционирует совместно с WEB-сервером с поддержкой CGI-скриптов по архитектуре клиент-сервер. Роль клиентской программы выполняет WWW – броузер - MS Internet Explorer WEB –сервер системы в данный момент содержит 3 больших программных комплекса - Система Учета Студентов (СУС), Система Учебных Планов (СУП) и Электронная библиотека, Достоинством программной части является: 1. Дешевое программное обеспечение и сравнительно простая настройка Линукс-сервера; 2. Не требуется установка дополнительного ПО на клиентских компьютерах, для работы используется MS Internet Explorer; 3. Тексты программ выполнены в виде обычных текстовых файлов и открыты для исправлений и дополнений; 4. Программный комплекс базируется на модульной основе, используя которые можно писать программы для решения самых различных задач (Для примера - на базе этих модулей также мною были написаны и успешно эксплуатируются программы по учету квартплаты и формированию маршрутных и операционных карт по изготовлению деталей); 5. Все программы выполнены в едином стиле и не требуют дополнительного обучения при работе с каждой конкретной программой; 6. Многоуровневая система доступа к редактированию данных реализована средствами самого WEB-сервера Apache, что позволяет легко, не меняя программный код ограничивать и давать доступ к нужным данным. Система содержит следующие программные модули: 1. FILE.pm - набор подпрограмм для работы с диском; 2. HTML.pm - набор подпрограмм для создания HTML-страниц; 3. MENU.pm - набор подпрограмм для создания меню; 4. MENU.js - набор Java-скриптов для функционирования меню; 4. EDIT.pm - набор подпрограмм для табличного редактирования самых различных данных; 5. EDIT.pm - набор Java-скриптов для функционирования системы табличного редактирования; 4. INK.pm - набор подпрограмм, специфических для колледжа (работа со студентами, группами, преподавателями и т.д.)
4.2 Информационная структура WEB- сервера колледжа
Информационный ресурс колледжа (нормативно-справочная база, автоматизированные системы учета, учебно-методическая литература в электронном виде, электронные мультимедийные учебники и т. п.) разделен на следующие модули, находящиеся на WEB- сервере ИНК: 1. Информация о колледже на сайте www.inkol.ru 2. Электронная библиотека 2.1 Электронные учебники 2.2 Учебное пособие по информационным технологиям 2.3 Учебные пособия, лабораторные, курсовые, дипломы (в текстовом виде (деление по предметам)). 2.4 Тесты 3. Автоматизированная Система учета студентов (СУС) 4. Автоматизированная Система учебных планов (СУП) 5. Организация учебного процесса 5.1 Структура колледжа 5.2 Программа развития колледжа 5.3 Планы работы колледжа 5.4 Предметно-цикловые комиссии (ПЦК) 5.5 Преподаватели: 5.6 Органы самоуправления: 5.7 НИРС 5.8 Информатизация колледжа 5.9 Отчеты 6. Нормативно – правовая база 6.1 Договор между учредителем и ИНК 6.2 Учредительные документы: Устав, Лицензия, Аккредитация 6.3 Локальные акты. Положения. 6.4 Приказы В/О 6.5 ГОС СПО по всем специальностям 7. Программы 7.1 Рабочие программы 7.2 Примерные программы 7.3 Тематический план (из рабочих программ) 8. Производственная практика 9. Кадры 9.1 Преподаватели (методические паспорта) 9.2 Должностные инструкции 10. Библиотечная система Краткое содержание модулей Модуль 1. Информация о колледже.
Содержит разделы: Новости, Дневное отделение, Заочное отделение, Приемная комиссия, Курсы, Информатизация, Материально-техническая база, История. Модуль 2. Электронная библиотека – образовательный модуль. Содержит электронные учебники, как свои, разработанные преподавателями и студентами колледжа, так и чужие; учебно-методический материал в текстовом виде (пособия, курсовые, и т. п.) и ТЕСТ. Тест – сетевая программа, обеспечивающая контроль знаний студентов колледжа. Тестовая программа универсальная - позволяет учитывать количество правильных ответов в вопросе. Схема работы с Электронной библиотекой: администратор баз данных определяет, куда относится представленный материал, открывает соответствующее окно для редактирования и вносит: название учебно-методического материала, специальность, форму обучения, предмет, адрес и имя файла Файл переписывается на сервер автоматически и в дальнейшем его место уже никто не знает. Подготовка информации: На сервере прописываются и открываются любые файлы, созданные пакетом MS Office, любыми средствами разработки страниц, принятых в World Wide Web, dbf-файлы, созданные в базах Clipper, dBase и т.п., а также анимация, создаваемая пакетами Cinema 4D XL R6, 3D MAX, Adobe PhotoShop 5.0, LivePix 1.1, PaintShop Pro 6.0, Photo Editor и т.д. Модуль 3. Автоматизированная система учета студентов (СУС). Оригинальная специально разработанная компьютерная сетевая программа Учета студентов, оптимально сочетающая в себе режим ручного редактирования с интерактивным автоматическим алгоритмом, позволяющая создать: 1. Экзаменационные, зачетные ведомости, справки, направления на пересдачу, списки по группам с адресами. 2. Ведомости учета успеваемости студентов в разрезе по группам, по дисциплинам с учетом пересдач, сводные. 3. Личную карточку студента. В карточке сохраняются сведения о студенте с учетом результатов по семестрам. По окончании формируется выписка к диплому. 4. Стипендиальные ведомости. Программа имеет удобный интерфейс. Система редактирования данных проста и удобна. Названия дисциплин, имена преподавателей, студентов и т.п. вводятся автоматически.
Программа имеет многоуровневую систему защиты, которая включает в себя: § защита на уровне пользователя (доступ разрешен только зарегистрированному в центре компьютерных технологий пользователю); § зашита на уровне базы данных (предусмотрена система авторизации при запросе доступа к базе данных); § защита на уровне программы (каждому из заведующих отделений разрешен доступ к той части групп, которые он ведет) Модуль 4. Автоматизированная система «Учебный план» представляет из себя полную систему разработки учебных планов от ввода исходных данных до вывода всех необходимых отчетов и форм, работающую в интерактивном режиме. Автоматизированная система «Учебный план» включает в себя следующие задачи: 1. Ввод и редактирование различных параметров 2. Вывод ведомостей: o Учебный план по специальностям, по курсам, по группам, предметам, преподавателям o Сводные данные по предмету. o Расчет нагрузки преподавателям o Тарификация нагрузки 3. Учет педнагрузки диспетчером Модули 5, 6, 7, 8 представляют из себя нормативно – справочную информацию, необходимую как для организации управления колледжем, так и для направления в вышестоящие организации. Схема подготовки данных и Схема внесения на сервер не отличается от той, Что предусмотрена для электронной библиотеке. База постоянно корректируется, обновляется и пополняется. Модуль 9. Кадры. Включает в себя методические паспорта преподавателей с полной информацией о профессиональном росте, о достижениях, о созданных учебно-методических материалах за последние 6 лет. Также вносится рейтинговая оценка деятельности преподавателя. Модуль 10 Библиотека. Программа рассчитывает обеспеченность литературой по специальностям. Заключение
Настоящая модель Информационной системы активно используется и развивается в колледже в течении 5 лет. Ее программное обеспечение пережило пятую версию и постоянно наращивается. Активно пополняется электронная библиотека колледжа новыми электронными учебниками и учебно-методическими материалами в электронном виде. Раздел «Электронные пособия, курсовые и т. п.» содержит более 200 наименований. Раздел «Электронные учебники» - 38 наименований Систематически обновляется и пополняется нормативно-справочная база, сегодня содержит сотни страниц нормативно-справочной информации. Система предназначена для средних специальных учебных заведений и может быть легко адаптирована к любому учебному заведению.
С.И. Чернякова, преподаватель информатики И.В. Коврижных, методист ОГКТЭиС Информатизация образовательного процесса Омского государственного колледжа торговли, экономики и сервиса Важная роль в развитии современного общества принадлежит процессу информатизации, особенность которого состоит в том, что информация и процессы, связанные с информацией (сбор, хранение, обработка, представление и т.п.), используются в качестве общественного продукта. Одним из приоритетных направлений информатизации общества становится процесс информатизации образования. Он предполагает использование возможностей информационных и коммуникационных технологий, методов и средств информатики для реализации идей развивающего обучения, интенсификации всех уровней учебно-воспитательного процесса, оптимизации методов обучения, повышения качества и эффективности обучения. Целью обучения в таком случае становится как передача и усвоение знаний, так и выработка умений и навыков исследования информации, обмена ею и использование для получения новых знаний и содержания образа окружающего мира. Поэтому потребность в квалифицированных специалистах, владеющих в полном объеме информационно-компьютерными методами обработки информации, возрастает. Основная цель профессионального образования – подготовка специалиста, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Сообразуясь с этой целью, в ОГКТЭиС разработана «Программа развития единой информационной образовательной системы колледжа на 2003-2008 г.». Цель создания единой информационной образовательной системы – достижение эффективного управления качеством образовательного процесса. В соответствии с данной программой в колледже осуществляется поэтапная реализация мероприятий, направленных на информационное обеспечение образовательного процесса. Можно привести несколько цифр, демонстрирующих финансовую деятельность колледжа в этом направлении. В настоящее время в колледже функционирует 5 кабинетов информатики, причем четыре из них оборудованы самой современной техникой. Общее количество компьютеров на сегодняшний день составляет 90 штук. За последнее время приобретены две цифровые видеокамеры, три мультимедийных проектора, Web-камера, ноутбук, шесть лазерных принтеров. Во всех кабинетах сделан ремонт, приобретена специальная мебель. Постоянно обновляется парк техники, осуществляется постепенный переход на использование новых профессиональных продуктов. Анализ расходов на приобретение компьютерной техники
В 2005 г. организован и функционирует центр информационной поддержки студентов, оснащенный персональными компьютерами, копировальной техникой, сканерами. В нашем образовательном учреждении функционируют 5 локальных сетей, три из которых объединены. Запущена новая высокоскоростная выделенная линия для выхода в Интернет. Любой компьютер, а также компьютерные классы можно подключать к Интернет для проведения видеоконференций и др.В настоящее время дорабатывается Web-сайт колледжа и готовится для размещения в сети Интернет. Планомерно проводится работа по информатизации библиотеки. Библиотека оснащена тремя компьютерами, соединенными единой сетью. В Программе заявлено о создании на базе библиотеки медиатеки и электронной библиотеки. На базе библиотеки создается центр индивидуальной работы студентов с выходом в Интернет. Для библиотеки приобретен электронный каталогизатор «Ибрис». Уже несколько лет библиотека формирует не только книжные фонды, но и видео-, медиа-материалы. На период 2005-2007 г. запланирована компьютеризация отдела управления качеством образования и обеспечение мониторинга образовательного процесса. Для этого создан и пополняется банк тестовых материалов, создан ряд тестирующих программ по многим дисциплинам. Начато создание системы электронного мониторинга. Использование программных продуктов в образовательном процессе в колледже осуществляется по двум направления: программные продукты стандартные, необходимые для всех пользователей персональных компьютеров и профессиональные пакеты по специальностям. На сегодняшний день нами приобретен пакет программного обеспечения фирмы 1С «Предприятие» для специальностей: 080110 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), 080501 Менеджмент (по отраслям); 1С «Рарус-общепит» для специальности 260502 Технология продукции общественного питания. Но этого недостаточно, необходимо, чтобы по каждой образовательной программе использовалось не менее двух профессиональных программ - эта задача стоит перед нами на 2006-2007 годы. В направлении обучения персонала информационным технологиям программа предусматривает постоянное обучение педагогических работников на курсах пользователей ПК и по системе «Intel». Создана и работает творческая группа «Внедрение тестовых компьютерных технологий в учебный процесс». Для решения задач, поставленных Программой, в нашем колледже построена модель процесса внедрения информационных технологий, которая включает несколько блоков: 1. Офисные технологии – для формирования профессиональной компетентности в области базовых знаний и умений применения компьютерных программ и телекоммуникаций: MS WORD (подготовка документов), MS Excel (электронные таблицы), MS Access (базы данных), MS Outlook Express (электронная почта), Internet Explorer (работа с WWW), факсимильная и факсмодемная связь. 2. Информационно-поисковые системы (ИПС), определяемые как совокупность электронных средств и способов их функционирования, используемых для реализации обучающей деятельности студентов. 3. Информационные технологии для разных специальностей (профессиональные программы). 4. Пакеты прикладных программ. К ним целесообразно отнести: программно-методические комплексы поддержки лекционного курса; программно-методические комплексы моделирования процесса или явления; тестовые и контролирующие программы и другие компьютерные средства, позволяющие хранить, передавать и проверять правильность усвоения студентами информации учебного назначения. 5. Информационные технологии административного управления учебным процессом, приемной комиссией, подготовительными курсами, кадровым составом, бухгалтерией. 6. Информационные технологии тестирования студентов – для определения профессиональной пригодности студентов к выбранной специальности и формирования личностных деловых качеств будущих специалистов. Таким образом, информатизация образовательного процесса в колледже - это и самое современное мощное инструментальное средство, и всеобъемлющая информационная среда, и, наконец, принципиально новая организационно-методическая инфраструктура информационного обмена. Именно поэтому эффективное использование средств и возможностей информационных технологий – важнейшая профессиональная необходимость для всех педагогов Омского государственного колледжа торговли, экономики и сервиса.
Ведяйкин С. М., заместитель директора по ИТ Использование Microsoft SharePoint Services в информационной системе Саранского государственного промышленно-экономического колледжа
Информационная система Саранского государственного промышленно ‑ экономического колледжа построена на основе домена под управлением Microsoft Windows 2003, все компьютеры подключены к локальной сети, развернуты точки беспроводного доступа, преподаватели и сотрудники имеют учетные записи в ActiveDirectory. Выход в Интернет доступен с любого рабочего места и осуществляется по технологии ADSL через прокси-сервер UserGate. SharePoint. Служба Microsoft SharePoint Services является свободно распространяемым компонентом к Microsoft Windows Server 2003 и разработана специально для организации совместной деятельности больших коллективов. С точки зрения пользователей она представляет собой Web сайт, содержимым которого можно легко управлять, не обладая специальными знаниями. На сайте расположены следующие стандартные разделы: Раздел "Документы" позволяет помещать, изменять и извлекать файлы. Мы завели подразделы по названиям специальностей, где хранятся стандарты, примерные и рабочие программы, календарно тематические планы, конспекты лекций, лабораторные работы и т. д., а также раздел по технике безопасности и разделы с документацией цикловых комиссий. Существует и подраздел электронная библиотека, назначение которого полностью соответствует названию. Раздел "Извещения" используется для публикации объявлений (новостей). Объявления автоматически исчезают после заданного срока. Раздел "Рисунки" вмещает фотоотчеты о проведенных мероприятиях. Раздел "События" аналогичен предыдущему разделу, но позволяет добавлять повторяющиеся события (праздники, графики практик, ежегодных мероприятий и т. д.). Разделы "Контакты", "Задачи" аналогичны разделам программы Outlook, и в нее же прекрасно экспортируются, в контактах помещены адреса и телефоны справочных служб, сервисных центров, организаций, которым подотчетно наше учебное заведение. Разделы "Опросы" и "Голосования" позволяют организовывать форум и собственно опрос. На домашней странице также расположены ссылки как на внешние, так и на внутренние сайты. Безопасность. Для идентификации пользователей в нашем колледже используются данные Active Directory. Созданы три группы пользователей для работы со службой. Первая группа имеет право только просматривать данные, к ней относятся все пользователи домена (в том числе и студенты). Вторая группа может добавлять и изменять данные, но не имеет право изменять структуру страниц - это учебная часть, администрация, вечернее отделение, секретари, отдел кадров, библиотека. Полные права на управление сайтом имеет только администратор. Требования. На сервере, для установки Microsoft SharePoint Services требуются IIS и SQL Server или WMSDE или MSDE 2000. На клиентских машинах должен быть установлен Internet Explorer версии не ниже 5 (Netscape Navigator 6.2, Mozilla 1.4, Firefox 1.0.4), к сожалению, Safari для MacOS с ней не работает. Microsoft Office 2003 полностью интегрирована со службой, но это требование не является обязательным, мы храним на сайте самые разные документы; - чертежи "Компас-График", рисунки, документы Visio и т. д. Выводы. В целом Microsoft SharePoint Services удачно подходит для организации Интранет системы учебного заведения. До того, как установить ее мы
использовали сайт собственного производства, но при этом были вынуждены привлекать специалистов. В периоды, когда специалистов не было, сайт не обновлялся, а далеко не всякий сотрудник колледжа может поддерживать web‑страницы, даже если они созданы с использованием только Word или Publisher. После установки SharePoint мы получили ежедневно обновляемую информационную среду, с которой постоянно работают студенты, преподаватели и сотрудники.
Информатизация среднего профессионального образования как необходимое условие подготовки современного специалиста О.И. Карачурина, зам. директора по информационным технологиям В сфере профессионального образования информатизация позволяет совершенствовать методологию среднего профессионального образования в соответствии с современными достижениями научно-технического прогресса в области науки, техники, производства. В сфере жизнедеятельности современного общества - создать методические системы обучения, ориентирование на развитие профессиональных умений и навыков в соответствии с будущим профилем деятельности нынешнего студента и современными условиями информатизации общества. Как и все новое, процесс информатизации с трудом пробивает себе дорогу. Он включает в себя два этапа: компьютеризации и, собственно, информатизации. Начиная с 1990 года, в колледже создавалась техническая база компьютеризации, формировался кадровый потенциал специалистов в области информационных технологий. Благодаря усилиям Ф.М. Идрисова, был запущен первый компьютерный класс. Постепенно происходил переход от изучения студентами основ информатики до внедрения компьютерных технологий в процесс изучения других предметов. Наиболее передовые, прогрессивно мыслящие педагоги активно подхватили идею компьютеризации и уже в 1998 году преподавателем И.А Кадыровой совместно со специалистами по информационным технологиям, было создано первое мультимедийное учебное пособие по английскому языку. Преподавателем М.Р. Асадуллиным была внедрена программа расчета дипломного проекта по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта». О.В. Лякина использует на своих уроках компьютерную программу по химии, под ее руководством студентами колледжа был создан мультимедийный экологический словарь. Преподаватели спецдисциплин Л.Г. Гареева и Л.И. Дмитриева применяют на своих уроках программы построения графиков движения автобусов и расчета технико-экономических показателей при перевозках грузов. Частично автоматизирован расчет курсовых проектов практически по всем специальностям. Некоторые лабораторные работы по технической механике преподавателями Е.П. Захаренко и Б.В. Балабановым проводятся с моделированием процесса на компьютере. В кабинете дорожно–строительных материалов преподавателем Н.И. Матягиной оборудован стенд с моделированием процесса работы асфальтобетонного завода на основе компьютерной программы. На занятиях у Ю.Н. Топорова студенты производят расчет характеристик динамического паспорта автомобиля с применением электронных таблиц. Значительная часть преподавателей колледжа проводит итоговый контроль знаний с применением компьютерной техники. Компьютерные системы контроля знаний способствуют объективной и оперативной оценке знаний обучаемых, позволяют отследить динамику усвоения учебного материала конкретным студентом. Тесты применяются как для контроля со стороны преподавателей, так и студентами для самоконтроля. Директор колледжа О.И. Кобелев уделяет большое внимание развитию в колледже новых информационных технологий. Под его руководством осуществлена компьютеризация колледжа. В учебных, административных и других подразделениях насчитывается 85 единиц IBM-совместимой техники. Основная часть техники — 78 компьютеров, обеспечивает потребности учебного процесса. Это позволяет многим преподавателям применять на своих занятиях компьютерную технику, вовлекая в этот процесс студентов. Навыки, полученные студентами в период изучения базового курса информатики, затем востребованы при изучении других дисциплин и в самостоятельной работе студентов, которая ведется в следующих направлениях: Ø в связи с необходимостью закрепления навыков работы студентов с офисными пакетами общего назначения, а также создания электронных архивов студенческих работ, постепенно выдвигается в качестве требования к курсовым и дипломным проектам студентов, необходимость представления этих работ в печатном и электронном виде; Ø предоставляется доступ к Internet ресурсам для подготовки рефератов, контрольных, курсовых и дипломных работ; Ø студентами в целях самообразования используются разработанные преподавателями и приобретенные электронные методические пособия и мультимедийные курсы; Ø осуществляется самотестирования знаний. Глобальная сеть Internet сама по себе и информационные технологии, основанные на ее использовании, развиваются динамично и в настоящее время широко используются в образовательном процессе колледжа. Приоритетным направлением применения Internet - технологий является создание и поддержка собственных информационных ресурсов. Уделяется внимание профориентационной работе среди выпускников средних учебных заведений. В связи с чем на web-сайте колледжа создана страничка для абитуриентов, на которой размещена общая информация о колледже, условия приема, методические рекомендации и другая полезная информация. В настоящее время возрастающую роль в процессе обучения играют презентационные технологии и мультимедийные курсы, которые позволяют преподавателю оперативно подготовить массовое количество наглядных пособий по своему предмету и значительно интенсифицировать усвоение учебного материала. Особое значение такие курсы имеют для самостоятельной работы студентов, а их интерактивный характер позволяет индивидуализировать процесс обучения. Разработка мультимедийных учебных курсов является сложным и длительным процессом, требующим значительных интеллектуальных и материальных ресурсов.
Поэтому в колледже создана мультимедиатека на базе лаборатории компьютерного класса. Созданы и применяются мультимедийные учебные курсы на компакт – дисках по предметам «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», «Строительство автомобильных дорог и аэродромов», «Английский язык», «Информатика», «Математика» и др. Среди других важных направлений использования новых информационных технологий в колледже необходимо выделить специализированное прикладное программное обеспечение. Данное программное обеспечение применяется в конкретных учебных дисциплинах, а его состав и характер использования определяется преподавателями-предметниками в соответствие с программой учебного курса. В современном процессе обучения наряду с традиционными учебными изданиями начинают играть электронные издания, распространяемые посредством сетевых технологий и на компакт-дисках. Используются информационные технологии в организационно-управленческой деятельности колледжа: автоматизирована работа учебной части, администрации, бухгалтерии, отдела кадров, приемной комиссии. Повышение роли информационных технологий требует от всех преподавателей владения хотя бы минимальными навыками работы на компьютере и использования распространенных офисных пакетов общего назначения. На протяжении последних пяти лет колледж осуществляет поэтапное обучение преподавателей компьютерной грамотности. В Уфимском автотранспортном колледже созданы условия для перехода ко второму этапу информатизации, основанному на системном подходе. В колледже действует программа, которая определяет основные направления информатизации и предусматривает формирование единого информационного пространства и дальнейшее развитие сетевых технологий. Таким образом, широкое применение новых информационных технологий в учебном процессе позволяет формировать специалиста всесторонне развитого, способного адаптироваться к современным условиям информатизации общества. Р.Г.Хабибуллин, И.В.Макарова, Г.Н.Ахметзянова ГОУ ВПО «Камская государственная инженерно-экономическая академия»
Формирование единой образовательной среды образовательного учреждения посредством информационной системы
Формирование единой информационной среды в рамках учебного заведения является наиболее эффективным средством, позволяющим оптимизировать организацию учебно-воспитательного процесса, обеспечить оперативный доступ к нужной информации, тем самым способствуя более рациональному взаимодействию между структурными подразделениями образовательного учреждения. В настоящее
время появляется все больше средств для обеспечения таких процессов. Как правило, образовательные учреждения классифицируются по признаку того уровня образования, получение которого обеспечивается в их рамках, и программное обеспечение информационных систем также ориентируется на тип образовательного учреждения, поскольку для каждого из них характерна сложившаяся система делопроизводства с определенными видами информационных потоков и связей. Однако в настоящее время все чаще идет речь о системе непрерывного образования «школа-колледж-вуз», что является прямым следствием смещения акцентов в концепции организации образовательного процесса: от образования «на всю жизнь» – к образованию «через всю жизнь». Реализация системы непрерывного образования может быть представлена в виде двух моделей. Первая модель является традиционной, когда между образовательными учреждениями разных уровней устанавливаются партнерские взаимоотношения, что выражается, например, в создании профильных классов для подготовки к обучению по программам СПО и ВПО, «малых университетов», различного рода подготовительных курсов, проведении олимпиад и т.п. Вторая модель является «внутренней» и реализована в рамках вузов. Идея создания системы среднего профессионального образования в рамках образовательного учреждения высшего образования возникла в то время, когда руководители вузов стали задумываться над двумя проблемами: § как обеспечить себе стабильное будущее в период демографического спада; § как обеспечить себя таким контингентом студентов, который способен успешно осваивать программы высшего профессионального образования (фактически – качество входного потока). В это время в вузах появились и были реализованы разные способы формирования входного потока студентов. Одной из идей была идея формирования и развития системы непрерывного образования «школа-колледж-вуз» в рамках вуза. В данном случае колледжи, наряду с кафедрами, являются структурными подразделениями факультетов, но занимаются реализацией программ СПО, причем кафедры принимают непосредственное участие в подготовке студентов по указанным образовательным программам. Однако, создавая систему колледжей в рамках вуза, нельзя забывать о том, что конечной целью государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования является подготовка дипломированных специалистов по программам ВПО. Чтобы любая система функционировала стабильно, нужно обеспечить взаимодействие подсистем. Для того, чтобы функционирование колледжей было экономически целесообразным, нужно свести к минимуму поток выпускников колледжа, которые покидают вуз, не продолжая обучение по программам ВПО. В том случае, когда эта составляющая велика, проявляются следующие отрицательные моменты: § вуз лишается потенциальных студентов для обучения по основным образовательным программам ВПО; § преподаватели отвлекаются от работы на будущее вуза; § непроизводительно используется аудиторный фонд и лаборатории; § не по прямому назначению используются методические разработки. В то же время оптимальная организация взаимодействия между структурными подразделениями вуза, реализующими обучение по образовательным программам различных уровней, дает ряд преимуществ. В первую очередь это выражается в оптимизации процесса обучения. Единая информационная среда учебного заведения, реализующего образовательные программы различных уровней включает в себя такие информационные потоки, как: © сведения об обучающихся, которые переходят с нижестоящего уровня образования на вышестоящий; © сведения о профессорско-преподавательском составе, задействованном на разных этапах обучения; © сведения о работниках образовательного учреждения, обеспечивающих учебный процесс; © сведения о материально-техническом обеспечении учебного процесса (включая лабораторное оборудование, аудиторный фонд и т.п.); © сведения о литературе и методических разработках вуза. Единство информационной среды невозможно представить без использования информационных технологий, обеспечивающих оперативность передачи информации между структурными подразделениями, возможность своевременного доступа к информационным ресурсам, оптимизацию управления образовательным процессом. Подсистемы, функционирующие в рамках единой информационной среды, используют единые нормативные материалы, главными из которых являются государственные образовательные стандарты, на их основе формируются учебные планы, производится расчет учебной нагрузки в целом по учебному заведению и ее дальнейшее распределение между преподавателями. Реализация образовательных программ различных уровней подготовки позволяет учесть потребности региона в специалистах различных направлений и квалификаций. Еще одним из преимуществ многоступенчатой организации процесса обучения появляется возможность гармонизации учебных планов и, таким образом, освоения студентами образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки. Кроме того, немаловажным является тот факт, что подобная схема реализации образовательного процесса позволяет студентам легче адаптироваться в рамках образовательного учреждения, поскольку обучение по программам среднего профессионального образования реализуется по двум схемам: © на базе основного общего образования (базовый уровень подготовки 9 классов средней общеобразовательной школы), когда обучение в первые два года осуществляется параллельно с освоением программ полного общего образования (дисциплины общеобразовательного цикла осваиваются в школе, а общегуманитарного и социально-экономического, математического и общего естественно-научного циклов – в колледже); © на базе полного общего образования студенты осваивают полный курс образовательной программы СПО в колледже. Возможность постепенного перехода от привычной школьной среды к среде высшего учебного заведения имеет положительные стороны, заключающиеся в том, что студенты занимаются в лабораториях и аудиториях вуза, проходят практики на предприятиях, имеющих договорные отношения с вузом, занятия проводят преподаватели вуза. Все это также способствует более простому переходу к освоению образовательных программ высшего профессионального образования. Такая форма реализации образовательного процесса устраивает и родителей, поскольку «устроенность» детей гарантирует им то, что их дети будут востребованы обществом и придает уверенность в завтрашнем дне, т.е. в какой-то мере решается важная социологическая проблема – социальной адаптации молодых людей.
Аверин Алексей Юрьевич aver@univers.krasu..ru Красноярская университетская гимназия «Универс» (№1), г. Красноярск
Современный этап развития информационного - образовательного пространства в школе
Данная статья попытка оформить этапы развития информационного образовательного пространства современной школы. На примере гимназии «Универс» описываются 3 основных этапа развития школьного пространства и результаты на каждом этапе. The present stage of development information - educational space at s
|
||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.153.240 (0.016 с.) |