Организация системы управления учебным процессом на основе ИТ (с использованием имитационного моделирования) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация системы управления учебным процессом на основе ИТ (с использованием имитационного моделирования)



Большое количество образовательных учреждений СПО осуществляет подготовку специалистов в области информационных технологий. Это является существенным, так как в силу указанной специфики, такие техникумы и колледжи сталкиваются с внедрением и использованием в учебном процессе современных информационных технологий в нескольких аспектах. С одной стороны, это реализация образовательных программ дисциплин общепрофессионального и специального циклов на основе таких технологий. С другой стороны, управление учебным процессом, настолько глубоко связанным с информационными технологиями, практически невозможно без применения таких технологий.

АИС в образовательном учреждении

Совершенно очевидно, что повышение эффективности управления образовательным учреждением сегодня практически невозможно без использования современных информационных технологий. Очевидным решением является внедрение комплексных автоматизированных информационных систем. Такие системы должны охватывать ключевые вопросы управления образовательным учреждением, к которым, в первую очередь, относятся:

- планирование,

- реализация и контроль,

- анализ и оценка достигнутых результатов.

Однако на пути реализации таких управленческо–технологических задач возникает ряд существенных проблем, решение которых сопряжено с различными аспектами проектирования, реализации и, что немаловажно, с дальнейшим сопровождением подобных систем.

Очевидным следствием является организация специальной структуры, на которую будут возложены эти задачи. Возможным решением может служить организация в рамках образовательного учреждения информационного отдела. В частности, в Московском приборостроительном техникуме организован информационно-аналитический отдел. В задачи этой структуры входит:

- организация технической поддержки подразделений администрации, не имеющих в своем составе специалистов соответствующего профиля;

- организация проводимых мероприятий, связанных с комплексным использованием вычислительной техники и других информационных ресурсов;

- планирование, координация и проведение работ, связанных с проектированием, обслуживанием и развитием локальной вычислительной сети;

- планирование, координация и реализация проектов технического и информационного обеспечения, в том числе, координация в разработке

дипломных проектов студентов, направленных на информатизацию техникума;

- организация обучения и проведение консультаций для преподавателей и сотрудников техникума по работе с вычислительной техникой и новыми информационными технологиями;

- проведение аналитических исследований, направленных на повышение качества образовательного процесса и эффективности работы системы управления.

Применение SADT-технологии

Успешное решение всех перечисленных выше задач возможно только при системном подходе к проектированию и внедрению АИС в образовательном учреждении. Поскольку проектируемая ИС предполагает разграничение по функциональному признаку, следует провести функциональный анализ объекта исследования, то есть образовательного учреждения.

В целом, предлагается следующий подход к проектированию АИС образовательного учреждения:

1. Анализ структуры объекта исследования.

2. Формирование функциональной схемы объекта исследования.

3. Последовательная декомпозиция отдельных функциональных блоков и анализ «достаточности» ее глубины.

4. Определение и реализация механизмов решения отдельных задач.

 

Для проведения функционального анализа целесообразно воспользоваться SADT-технологией (Structured Analysis and Design Technique – Технология структурного анализа и проектирования), которая получила на сегодняшний день широкое распространение. В целом, такая технология позволяет в графическом виде наглядно отображать взаимосвязи между отдельными элементами объекта исследования. На основе SADT-технологии разработано несколько стандартов описания, один из которых (IDEF0) позволяет путем последовательной декомпозиции исследовать объект по функциональному признаку.

На каждом уровне декомпозиции существуют входные данные, управляющее воздействие, механизм исполнения и результат. Последовательное разбиение функциональных блоков позволяет более детально рассмотреть их структуру.

Для обеспечения инструментальной поддержки использовался программный продукт BPWin, обеспеченный академической лицензией. В результате, на первом уровне декомпозиции были выделены следующие основные функции:

- организация и управление учебным процессом: Определение стратегий функционирования и развития; Разработка планирующей учебной документации; оперативное управление;

- ведение учебного процесса: Формирование методической учебной документации; Формирование документации по контингенту; Проведение учебных занятий; Проведение аттестационных мероприятий; Ведение оперативного контроля;

- финансовый и кадровый учет: Бухгалтерские и кассовые операции; Управление кадрами;

- сопровождение учебного процесса: Административно-хозяйственные задачи; Информационно-техническое обеспечение; Обеспечение учебной литературой.

По технологии SADT было проведено несколько этапов декомпозиции. Глубина декомпозиции определялась фактором практической целесообразности. То есть, разбиение на более детальные функции прекращалось тогда, когда было очевидно возможное решение частной задачи одним из возможных способов. Среди способов решения можно выделить следующие:

- внедрение прикладного программного обеспечения класса «Автоматизированное рабочее место специалиста»;

- автоматизация офисных приложений;

- разработка математических и имитационных моделей.

Наибольший интерес представляет решение задач на основе разработки моделей. В частности, для задач, реальное выполнение которых протекает в течение длительного временного интервала и требует значительных затрат, всегда актуальным является вопрос: «Что будет, если?...». Именно на этот вопрос позволяют ответить модели, использующие в своей основе методы имитационного моделирования.

В частности, при проектировании АИС образовательного учреждения разрабатывается ряд имитационных моделей, позволяющих оперативно проанализировать развитие ситуации. В основе этих моделей заложены принципы системной динамики, предложенные Дж.Форрестером и позволяющие моделировать непрерывные процессы. Суть моделей заключается в реализации так называемых контуров обратной связи, влияющих на поведение модели в каждый следующий момент времени.

Нами была разработана модель, позволяющая оценить общее впечатление об образовательном учреждении. Данный фактор оказывает существенное влияние в период проведения приема в ОУ, что в сегодняшних условиях с учетом демографической ситуации приобретает большое значение.

Моделирование выполнялось с использованием прикладного программного обеспечения VenSim, имеющего академическую лицензию. Определенные ограничения на применение данного продукта накладываются в связи с его зависимостью от аппаратно-программной платформы, которая затрудняет установку компонентов системы моделирования на рабочие станции пользователей АИС. В связи с этим в настоящее время ведутся работы по созданию механизма имитационного моделирования на основе Web-технологий, что позволит снять данные ограничения и существенно расширить возможности использования имитационных моделей в структуре АИС.

Таким образом, были заложены предпосылки к созданию автоматизированной информационной системы, сочетающей в себе не только классические возможности АИС, но и обладающей своеобразной «надстройкой», представляющей собой комплекс типовых моделей отдельных процессов в образовательном учреждении. Такие модели позволят при эксплуатации АИС прогнозировать развитие ситуации. На рисунке 1 показана принципиальная структура организации автоматизированной информационной системы с подсистемой моделирования.

 

Рис.1. Структура информационно-аналитической системы

 

В целом, системный подход к проектированию структуры АИС образовательного учреждения на основе SADT-технологии и дальнейшая реализация решений отдельных задач, в том числе методами математического и имитационного моделирования позволяют реализовать эффективный механизм управления образовательным учреждением на основе информационных технологий.

Кроме того, предложенный системный подход может стать основой для формирования общих принципов проектирования и реализации АИС в образовательных учреждениях.

 

 

С.В. Рупасова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Иркутский авиационный техникум, г.Иркутск, Россия

 

СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ ИРКУТСКОГО АВИАЦИОННОГО ТЕХНИКУМА

 

Для достижения стратегической цели Федеральной целевой программы развития образования до 2010 года каждым учебным заведением должны быть реализованы следующие задачи:

¾ совершенствование содержания и технологий образования;

 

¾ развитие системы образовательных услуг;

¾ повышение эффективности управления в сфере образования.

Решая задачу совершенствования содержания и технологий образования, в техникуме мы начали работу по внедрению в образовательный процесс модульно-компетентностного обучения, что позволит нам организовать непрерывное профессиональное образование, обеспечивающее возможность формирования индивидуальной образовательной траектории каждому человеку для профессионального и личностного роста. Требуется вводить новые направления подготовки специальностей и профессий, разработанных на основе компетентносного подхода, необходимых потребностям рынка труда и общества. Техникум с 2000 года реализует задачу повышения конкурентоспособности специалистов профессионального образования с учетом Копенгагенского процесса, через разработку и внедрение системы менеджмента качества по созданию эффективных механизмов обеспечения качества образовательного процесса, опираясь на серию международных стандартов ИСО 9000-2000 и их аналогов Государственных стандартов Российской Федерации.

Внедрение новых образовательных технологий, создание эффективной системы управления процессом обучения и воспитания невозможно без использования информационных и коммуникационных технологий.

Для того, чтобы использовать ИКТ в образовательном и управленческом процессах, необходимо иметь хорошую материальную базу и квалифицированный обслуживающий персонал. В настоящий момент мы имеем и то, и другое.

Представители нашего техникума неоднократно выступали на Всероссийских совещаниях-семинарах по проблемам информатизации и представляли наш опыт в городах России: Тюмени, Томске, Санкт-Петербурге, Челябинске, Смоленске, где подробно рассказывали о возможностях информационно-образовательной и управленческой системы Иркутского авиационного техникума. Но если про информационно-образовательную среду было сказано подробно (информационная система общения – форум, электронные пособия, тестовая система, система дистанционного обучения), то про управленческую среду было упомянуто вскользь.

Считаем необходимым рассказать о реальных достижениях использования ИКТ в управлении образовательным процессом.

Управление образовательным процессом мы строим на принципе Деминга «Планируй, делай, проверяй, внедряй». Использование ИКТ позволяет повысить эффективность реализации данного принципа.

Для этого мы решаем следующие задачи:

¾ получение быстрой обратной связи от студентов по вопросам обучения и воспитания;

¾ получение информации о деятельности преподавателей и сотрудников, от родителей, социальных партнеров, в том числе от работодателей;

¾ своевременное, доступное осведомление всех участников образовательного процесса и заинтересованных лиц.

Для решения первой задачи мы используем тестовую систему, о которой неоднократно рассказывали на предыдущих совещаниях, а для решения второй

 

задачи применяем один из приемов мониторинга – анкетирование студентов.

Всем известно, что процесс анкетирования в бумажном варианте очень трудоемкая и долговременная процедура. Программные продукты, которые мы используем, позволяют нам во много раз повысить эффективность процесса анкетирования и получения быстрых результатов для анализа и своевременной корректировки для принятия правильных управленческих решений.

К таким программным продуктам относятся:

1. Программа мониторинга различных видов деятельности:

¾ анкетирование «Преподаватель глазами студентов»;

¾ удовлетворенность студентов организацией учебно-воспитательным процессом в техникуме;

¾ диагностика преподавателей.

2.Программный продукт, созданный на основе причинно-следственной диаграммы Каоро Исикавы, позволяет провести сбор информации, получить оценку функционирования и результативности процессов. По этой диаграмме мы можем исследовать результат, удачный и неудачный, и выявить причины, которые привели к этому результату.

3. Система электронной документации и поддержки Системы менеджмента качества разработана нами для решения третьей задачи. Эта система нам нужна для своевременного и доступного оповещения всех участников образовательного процесса и заинтересованных лиц необходимой информацией для исполнения и включает в себя:

¾ нормативно-правовую базу (федеральные и локальные акты, организационные структуры техникума и подразделений, положения, должностные инструкции);

¾ структурно-логические схемы специальностей и дисциплин;

¾ алгоритмы процессов деятельности;

¾ планирование и отчетность.

На сегодня мы завершаем работу по автоматизации сбора отчетности выполненной работы:

Форма 1. Сводная ведомость итоговых оценок по группе.

Форма 2. Сводная ведомость по итогам успеваемости на отделении.

Форма 3. Отчет преподавателя по итогам успеваемости и прохождения учебных программ.

Форма 3 заполняется пока в бумажном варианте, здесь собирается информация по каждому преподавателю (выдача нагрузки, качество работы). В настоящее время разрабатывается алгоритм организационного решения, трудность состоит в том, что 90 преподавателей должны заполнить эту таблицу в два дня.

Представленные вашему вниманию варианты решения задач, связанных с управлением образовательным процессом, позволяют более продуктивно использовать ресурсы техникума (человеческие, аппаратные, программные), своевременно анализировать процессы, вносить корректирующие воздействия, повышать эффективность работы преподавателей и управленцев различного уровня и, в конечном счете, повысить качество подготовки специалистов.

Эффективное решение задач информатизации в системе СПО вывело

 

Иркутский авиационный техникум в лидеры по использованию информационных и коммуникационных технологий в образовательном и управленческом процессах и позволило взять на себя обязательства по распространению накопленного опыта и повышению уровня информатизации других ССУЗов Иркутской области. Для этого мы создали областное методическое объединение преподавателей специальности 22 группы, организован «Региональный информационный центр», который на I этапе решает задачи:

1. Координация работы ССУЗов области по вопросам информатизации образовательного процесса.

2. Подготовка документации на получение авторского свидетельства федерального института промышленной собственности на разработанные программные продукты.

3. Получение сертификата соответствия Госстандарта России.

4. Создание базы данных регионального информационного центра для учета программного обеспечения и его дальнейшей регистрации.

Региональный информационный центр создан по выполнению решений Смоленского совещания-семинара «Информатизация в системе СПО: проблемы, перспективы развития».

В целях повышения эффективности управленческой деятельности учебных заведений СПО области наш техникум выступил с инициативой создания творческого объединения заместителей директора по учебной и воспитательной работе, которое было создано на нашей базе и начало работать.

Выполнение задач Федеральной целевой программы развития образования обязывает нас продолжать работу более эффективно и результативно, используя накопленный опыт и внедряя современные ИКТ содержания, организацию и управление образовательным процессом.

Пожарина Галина Юрьевна, начальник ВЦ ГОУ СПО «Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции»

Технологии Linux и Open Sourse и информационная система управлением учреждением СПО

 

Информационные потоки, составляющие основу управления учебным, воспитательным, организационно-административным и прочими процессами, составляющими суть деятельности учреждения среднего профессионального образования, являются сложным контентом и требуют на современном этапе как понимания и структурирования их со стороны организаторов данного (или данных) процессов, так и понимания и структурирования их со стороны разработчиков обслуживающих данные процессы информационных систем.

Спецификой учреждения СПО является:

- практико-ориентированное обучение (с точки зрения соотношения часов теоретического и практического обучения);

- построение учебного процесса, структура учебного года и пр.;

- виды оценивания учебной и производственно-практической деятельности студента и т.д.

Выбор программного обеспечения управленческого назначения идет двумя путями:

1. Написание «своих» программ и систем силами «своих» программистов. Достоинством данного пути является конкрентность поставленных задач и учет специфики конкретного учебного заведения. Недостатком – «распыление сил» и трудности при интеграции отдельных комплексов в единые образования.

2. Поиск и приобретение программного обеспечения у профессиональных производителей данной продукции.

Недостатками «покупных» систем явились:

- несоответствие содержания специфике именно системы СПО за счет ориентации на учреждения ВПО либо школы;

- «закрытость» данных систем, что создает проблему привязанности к конкретным поставщикам программной продукции либо к конкретным программистам, либо требует наличия в штате учреждения программиста, имеющего доступ к исходному коду программы;

- статичность данных систем (актуальность на определенный момент времени), что в условиях изменения самой системы СПО затрудняет оперативную адаптацию к изменившимся условиям.

Выбор правильного решения сегодня уже невозможен без моделирования, проектирования и выработки методик, отработки сценариев и регламентов.

Поиск компромиссного решения в вопросе подбора системы, выполняющей мониторинговые, дидактические, технические и управленческие функции привел специалистов ГОУ СПО «Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции» в сектор ПО с открытым исходным кодом.

Экспериментальная работа по изучению, внедрению и поддержке уже существующих и появляющихся вновь дистрибутивов Linux на базе вычислительного центра нашего колледжа началась летом 2005 года, когда в качестве серверной платформы был выбран дистрибутив SUSE LINUX. К сентябрю 2005 г. перевод серверов на Linux был завершён. Следующим этапом эксперимента стал перевод на Linux клиентской части одного из компьютерных классов. Очередной этап предусматривает апробацию и внедрение кластерных технологий на платформе Linux для образовательного портала. Одновременно с решением технических вопросов в эксперименте развивается методическая составляющая. В сложившихся условиях, несомненно, важным является вопрос подготовки специалистов, компетентных в области поддержки и внедрения уже существующих и появляющихся вновь дистрибутивов Linux. По данным UNESCO,WDU и центра компетенции Linux IBM, приведенным в докладе В.А. Каймина [1], «- число установок Linux увеличивается на 30% в год и по данным IBM составит 53% в 2007 году. Президент корпорации Oracle недавно заявил, что Linux скорее всего станет стандартной операционной системой. На мировом рынке по данным IBM Linux стал основным конкурентом операционной системы Windows - в 2004 году на персональных ЭВМ доля Windows - 51%, а доля Linux - 31%. На серверах доля Linux – 66%. Linux в настоящее время принят в качестве базовой

 

операционной системы в Германии, Франции, Китае, Японии из-за надежности, безопасности, открытых исходных текстов и независимости от иностранных поставщиков. Корпорация IBM приняла Linux в силу его высокой степени надежности и безопасности в качестве базовой операционной системы для всей линейки своих серверов, супер­компьютеров и персональных ЭВМ».

Особенность Linux - это единая стабильная операционная система для серверов и персональных компьютеров локальных сетей и всех моделей IBM PC. В то время как Windows - операционная система для персональных ЭВМ. Linux - это операционная система для персональных компьютеров, серверов и сетей ЭВМ, распространяющаяся через Интернет и поставляемая на компакт-дисках вместе с текстами исходных кодов.

Модульный принцип построения системы на базе Linux и Open Sourse позволяет решить еще одну проблему, связанную с функционированием информационных систем как управленческого, так и образовательного направлений – их защищенность от воздействий как извне, так и изнутри.

Главное отличие Linux - надежное решение проблем защиты информации и безопасности в корпоративных информационных системах и сетях ЭВМ при групповой работе в малых, средних и крупных предприятиях.

Операционная система Linux неспособна к воспроизведению и размножению компьютерных вирусов для Windows, распространение которых в глобальной сети Интернет стало чумой ХХI века.

Поддержку Linux осуществляют ведущие лидеры компьютерной индустрии - корпорации IBM, Sun, Novell, Oracle, Red Hat. В Российской Федерации поддержку Linux осуществляют фирмы ASP Linux, ALT Linux, Linux INK, LinuxCenter.

Знание возможностей операционных систем Windows и Linux, а также Open

Source ввиду их глобального распространения становится на сегодняшний день обязательной компонентой стандартов образования. Доступные и получающие широкое распространение связки MySQL+Apache+PHP сделали актуальными порталы. Данные технологии позволяют сформировать электронный контент, обладающий следующими свойствами:

1. Наглядность.

2. Оперативность.

3. Дружественный интерфейс.

4. Встроенные механизмы управления и модерирования.

5. Возможность редактирования готовых модульных структур (использование в качестве базовых готовые структуры с открытым исходным кодом и их адаптация к конкретным условиям проекта).

Модульная система или, по определению технического директора ОАО «Линукс Инк.» О.Садова [4], образовательный программно-аппаратный комплекс (ОПАК) лежит в основе формирования:

· единой среды для учащихся (учебные материалы, пространство для ведения учебных занятий, возможность организации совместной работы групп по интересам);

· рабочей среды для педагогов, организаторов и контролеров учебного процесса (учебные планы, расписание занятий, средства автоматизации проведения уроков и проверки знаний учеников и т.д.);

· управленческой рабочей среды (бухгалтерия, средства контроля и управления учебной деятельностью, административно-хозяйственный блок и т.д.);

· инфраструктуры дополнительных информационных услуг (портал для работы с родителями и группами бывших выпускников, предоставление информационно-образовательных ресурсов всем заинтересованным и т.д.).

По нашему мнению, модульный подход к созданию подобных систем оправдан требованиями безопасного и устойчивого их функционирования.

Обслуживание обсуждаемых систем, безусловно, требует знаний в области технологий Linux и Open Sourse. Таких специалистов мы начали готовить в соответствии с программой эксперимента в рамках лаборатории открытого кода нашего колледжа.

Таким образом, опыт Санкт-Петербургского технического колледжа управления и коммерции в вопросе внедрения систем Linux показывает:

1. Функционирование серверов на платформе Linux является экономически обоснованным и позволяет учреждению использовать лицензионное и устойчивое программное обеспечение.

2. Формирование системы порталов на базе связки MySQL+Apache+PHP показало их дружественность по отношению к пользователю, обладающему даже невысокой подготовкой в области информационных технологий.

3. Подготовка специалистов для обслуживания информационных систем возможна в условиях учреждения среднего профессионального образования.

Литература:

1. Каймин В.А., Технологии Linux и Open Source в образовании. // - «ИТО -2005: Технологии Linux». - М.,2005.

2. Пожарина Г.Ю., Белов А.С. «Создание лаборатории открытого кода на базе ГОУ СПО «Санкт-петербургский технический колледж управления и коммерции».// - Инновационный проект. Всероссийский форум «Образовательная среда -2006»., М., 2006.

3. Попов М. Бизнес-аргументы Linux на рабочем месте.-// http://www.cio-world.ru/print/techniques/argument/34852.

4. Садов О. “Образовательный програмно-аппаратный комплекс Linux”. // - «ИТО -2005: Технологии Linux». - М.,2005.

 

Мананников А.Б., заместитель директора по ИТ Тольяттинского политехнического колледжа

 

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНЫМ ПРОЦЕССОМ «КОЛЛЕДЖ»

 

В настоящее время внедрение локальных сетей и создание интегрированной системы управления в учебных заведениях становится необходимым условием эффективного управления учебным процессом.

 

И если локальные сети в различных учебных заведениях уже давно и широко используются, то создание интегрированной системы управления учебным процессом зачастую остается нерешенной задачей.

К сожалению, до сих пор не существует реально работающих и продающихся за приемлемые деньги комплексных решений. Поэтому, даже при наличии достаточного количества компьютеров и оргтехники в учебных заведениях, чаще всего в них автоматизация проводится на базе готовых (или созданных собственными силами) пакетов прикладных программ для выполнения отдельных задач (учет студентов, преподавателей, библиотечного фонда).

Однако, такие пакеты не всегда удовлетворяют требованиям управления учебным процессом (учет нагрузки преподавателей, подбор замен в расписании, учет успеваемости и пр.) и помогают автоматизировать отдельный участок, но никак не связаны между собой. Для каждой из таких программ приходится хранить и обновлять свой набор данных, которые частично присутствуют и в других базах. Это ведет к дублированию информации, ее избыточности и противоречивости.

Во избежание вышеперечисленных проблем в Тольяттинском политехническом колледже была разработана интегрированная автоматизированная система управления учебным процессом (АСУ УП) «Колледж».

Основными целями создания АСУ являются:

- улучшение контроля за учебным процессом (с возможностью его

оперативной корректировки),

- ускорение обработки данных (особенно статистических),

- повышение эффективности использования рабочего времени сотрудников учебного заведения.

Для достижения этих целей были решены следующие задачи:

- создана единая база данных, содержащая всю необходимую для управления учебным заведением информацию (личные карточки студентов, преподавателей и сотрудников, учебные планы, расписание занятий, штатное расписание, тесты и др.).

- разработаны модули (автоматизированные рабочие места – АРМ), функционально разделенные, предназначенные для использования на определенных рабочих местах в подразделениях и работающие с единой базой данных.

Данная система построена на архитектуре «клиент-сервер» с использованием SQL-сервера баз данных FireBird и АРМ, работающих под управлением операционных систем семейства Windows.

Концепция АСУ УП «Колледж» была предложена в конце 90-х годов, примерная работоспособная версия создана в 2000 году, а реально работающая система появилась в 2001 году.

С 2002 года в ТПК в полном режиме работают и продолжают развиваться модули: «Отделение», «Отдел кадров», «Учебная часть», «Библиотека», «Тестирование».

АРМ “Отдел кадров” предназначен для автоматизации процесса учета сотрудников колледжа и получения различной статистической информации о количестве, положении сотрудников согласно штатному расписанию. Полностью автоматизирован процесс перемещений по занимаемым должностям.

АРМ “Учебная часть” - это мощный инструмент контроля за ходом учебного процесса. При помощи этого программного обеспечения можно получить достоверную картину по количеству проведенных часов данным преподавателем, в данной группе (это формы №2 и №3), графики учебного процесса конкретных групп. Кроме этого, можно получать списки ежедневного изменения расписания занятий и другие документы. Для корректировки учебного процесса существует раздел «Замены», в котором программа помогает подобрать предмет и преподавателя для

 

проведения занятий в группе с учетом вычитанных часов и учебного плана.

АРМ “Отделение” предназначен для автоматизированного учета студентов колледжа. Предусмотрена автоматическая сортировка списков студентов по заданному шаблону поиска, учет оплаты за обучение, учет перемещений из группы в группу. Предусмотрен вывод на печать семестровой ведомости списка группы, списков студентов группы для журналов, печать справок для военкоматов, печать выписок к дипломам.

АРМ “Библиотека” позволяет систематизировать ведение книжного фонда. На его основе реализован поиск нужной книги по различным критериям с любого компьютера колледжа. Активно идет разработка реализации повседневного контроля “движения” фонда – учет выдачи книг.

АРМ “Тестирование” помогает строить картину успеваемости в разрезе предметов, преподавателей, учебных групп. В общем доступе находятся множество (более 800) унифицированных по формату и интерфейсу тестов по различным предметам. Тесты имеют гибкую систему настройки. Любой студент может проверить свои знания по любому предмету. В режиме тренировки программа не ограничивает тестируемого по времени и сообщает оценку, не занося ее в отчет. В режиме проверки результаты тестов заносятся в общую базу данных для анализа и обработки. При этом данные студента (фамилия, имя, группа) однозначно соответствуют его сетевому имени, т.е. для работы достаточно зарегистрироваться в сети и запустить тест – все остальное система “узнает” сама. Таким образом, в любой учебный день можно осуществлять мониторинг знаний по конкретному предмету любой группы, так как преподаватель может ограничить количество выдаваемых вопросов в соответствии с пройденным на данный момент материалом.

С начала 2005-2006 учебного года модуль «Тестирование» доступен с любого компьютера колледжа, что дает возможность студентам повышать и проверять свой образовательный уровень в свободное время.

Часть данных (расписание занятий, замены, список учебных групп, результаты электронного тестирования) доступны в реальном времени на сайте колледжа http://www.tpcol.ru.

Параллельно с доработкой уже работающих модулей ведется разработка новых, таких как «Медпункт», «Зам. директора по УР», «Директор».

Внедрение интегрированной системы управления (АСУ УП «Колледж») в ТПК значительно улучшает управляемость учебным процессом и позволяет постоянно повышать качество предоставления образовательных услуг.

Вялых Э.П.,

директор Волгоградского государственного экономико-технического колледжа, к.п.н.

Предложение о создании объединения инновационных колледжей в области информационных технологий

В настоящее время в России идет процесс формирования новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство, сопровождающийся созданием новых образовательных структур, внедрением инновационных подходов к организации и управлению образовательным процессом, как в высших, так и средних профессиональных образовательных учреждениях.

Развитие среднего профессионального образования в условиях вступления России в ВТО, реализации решений Болонского процесса возможно только благодаря использованию информационных ресурсов нового типа, в первую очередь электронных источников информации удаленного доступа, получаемых через глобальные компьютерные сети. Качество образования перестало зависеть от локальной информации, сконцентрированной в библиотеке конкретного образовательного учреждения. Традиционные способы информации - устная и письменная речь, телефонная связь постепенно уступают место компьютерным средствам общения и обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба. Именно в этих новых технологических условиях требуется осмысление, анализ и поиск путей развития системы среднего профессионального образования, осуществляющей подготовку экономистов, техников, менеджеров, финансистов и других специалистов широкого спектра направлений.

Становление процесса профессиональной подготовки специалистов в системе среднего профессионального образования в условиях информационного общества должно осуществляться на основе широкого использования средств новых информационных технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого учебного материала, а также использования их при оценке знаний, умений и навыков, полученных ими в процессе обучения.

Далеко не все средние профессиональные учреждения осознали необходимость предоставления на рынке образовательных услуг новых средств и методов поиска и управления знаниями.

Как отмечают сотрудники института проблем информатики РАН Д.А. Богданова и А.А. Федосеев учреждения данного уровня образования, как правило, оказываются неготовыми к инновационной деятельности в области информационных технологий. Одной из причин, являются серьезные трудности с получением государственного финансирования на развитие информационно-компьютерной базы колледжа или техникума. Другой причиной является быстрое устаревание компьютерной техники. «Техническая сторона дела, - отмечают Д.А. Богданова и А.А. Федосеев, - остается все еще достаточно дорогим удовольствием, поскольку при внедрении компьютерных сетей организация должна приобрести компьютеры и модем для преподавателя, иметь программные продукты по профилю специальности,

 

стать абонентом телекоммуникационной системы и позаботиться о наличии техники у студентов. Есть еще одна причина – администрация и преподаватели, как правило, без особого желания идут навстречу новому». Таким образом, становится вполне очевидным, что наряду с материально-техническими трудностями возникают проблемы управления этим процессом, в частности, формирование и развитие мотивации к использованию данной инновации.

Для более успешного решения данной проблемы назрела необходимость создания объединения инновационных колледжей в области информационных технологий в какую-либо общественную организацию, которая будет способствовать обмену опытом между теми, кто уже реализовал какой-либо проект и теми, кто только собирается внедрить данный опыт у себя в образовательном учреждении.

Основные направления совместной деятельности инновационных образовательных учреждений могут быть следующие:

- создание единой информационной среды с использованием различных телекоммуникаций;

- создание распределенной сети республиканских или национальных баз данных;

- создание системы электронных каталогов библиотек;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 578; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.184 (0.093 с.)