Основные принципы и направления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные принципы и направления



Процесса информатизации

В Кумертауском авиационном техникуме

Основные принципы информатизации процесса обучения.

Современные информационные технологии открывают обучаемым доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, дают совершенно новые возможности для творчества, приобретения и закрепления различных профессиональных навыков, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения с применением средств математического моделирования явлений и процессов.

Информационные технологии обучения дают возможность преподавателю для достижения дидактических целей применять как отдельные виды учебной работы, так и любой их набор, т.е. спроектировать обучающую среду. Ориентированные на преподавателя инструментальные средства позволяют ему оперативно обновлять содержание автоматизированных учебных и контролирующих программ в соответствии с появлением новых знаний и технологий.

Чрезвычайно важной составляющей информационной политики в образовании является разработка и внедрение дополняющих государственные образовательные стандарты информационных технологий тестирования усвоения знаний на всех уровнях системы образования.

 

Формы использования информационных технологий в учебном процессе

Информационные технологии могут быть использованы при обучении студентов несколькими способами. В самом простом случае реальный учебный процесс идет по обычным технологиям, а информационные технологии применяются лишь для промежуточного контроля знаний студентов в виде тестирования. Этот подход к организации образовательного процесса нам представляется очень перспективным ввиду того, что при его достаточно широком использовании техникум может получить серьезную экономию средств из-за более низкой стоимости проведения сетевого компьютерного тестирования по сравнению с бланочным.

Накопленный опыт применения информационных технологий в учебном процессе в различных вариантах позволяет говорить об определенных преимуществах подобных форм организации учебного процесса:

· становится возможной принципиально новая организация самостоятельной работы студентов;

· возрастает интенсивность учебного процесса;

· у студентов появляется дополнительная мотивация к познавательной деятельности;

· возможность самоконтроля степени усвоения материала по каждой теме.

В Кумертауском авиационном техникуме разработаны электронные учебно-

 

методические материалы, которые могут служить как учебным, так и справочным материалом для студентов, изучающих учебные дисциплины, и преподавателей, осуществляющих подготовку специалистов. Большую работу техникум проводит по разработке и подготовке видеоматериалов для сопровождения занятий.

Программные разработки технологических процессов на современном производстве являются достаточно сложными и от учебного заведения зависит насколько квалифицированными будут специалисты, и насколько хорошо они будут владеть современными информационными технологиями.

Э лектронные учебные комплексы и электронные издания учебников и учебных пособий включают в себя помимо текстов, наборы структурно-логических, объемных схем, иллюстрированные данные, позволяющие различными формами восприятия усваивать сложные учебные материалы. В них включены основные правовые, технические документы, словари терминов, модули поиска информации, тесты, дающие возможность получить развернутые протоколы, отражающие

качественные характеристики подготовки учащегося. Целью использования тестов является применение различных форм контроля для преподавателей и самоконтроля для студентов, при изучении материала.

Также в техникуме осуществляется компьютерное обучение преподавателей. На постоянной основе работают курсы, где рассматриваются следующие темы: первоначальные сведения о ПК, операционная система ПК, основы работы на персональном компьютере, текстовый редактор Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point, приемы безопасной работы на компьютере, работа в Internet.

 

Основные направления информатизации процесса обучения в Кумертауском авиационном техникуме

Основные направления работ в Кумертауском авиационном техникуме, сформулированы с учетом рассмотренных основных принципов информатизации процесса обучения.

1) Разработка Концепции информатизации процесса обучения (в том числе - использования компьютерных технологий обучения по каждой специальности).

2) Разработка и создание "учебной" информационной сети, с целью обеспечения полноценного доступа к ресурсам сетей и Internet всем студентам техникума:

· развитие возможностей существующего класса Internet для проведения занятий со студентами, не имеющих своего компьютера, а также для работы преподавателей и научных работников, не имеющих доступа в Internet со своих рабочих мест;

· создание центра Internet; организация классов открытого доступа;

· организация и регулярное проведение курсов и семинаров по обучению работе с новыми сетевыми продуктами (в первую очередь - для преподавателей, ведущих занятия по новым сетевым технологиям);

· создание и сопровождение распределенных баз данных в различных предметных областях и по различным учебным дисциплинам.

3) Разработка и внедрение учебно-методического обеспечения для обучения новым информационным технологиям:

· разработка автоматизированных учебных курсов, создание технологической базы для разработки электронных курсов и видеокурсов; мониторинг, анализ и внедрение

современных программных продуктов и технологий для разработки автоматизированных учебных курсов;

· разработка технологий тиражирования, распространения и сопровождения автоматизированных учебных курсов; создание видеотеки учебных фильмов;

· сертификация и оценка качества программных средств учебного назначения.

4) Организация учета преподаваемых в техникуме курсов, для которых возможны компьютерные методы обучения, поиск программных средств обучения по этим дисциплинам, подготовка рекомендаций по приобретению конкретных пакетов; предварительный анализ качества предлагаемых систем.

5) Создание центра тестирования. Организация поточного тестирования студентов и учащихся школ по программе профориентации, с использованием компьютерных технологий; разработка и апробация новых методик тестирования.

6) Совершенствование подготовки специалистов в области новых информационных технологий:

· совершенствование учебных планов и программ по информатике (изучение и практическое освоение сетевых технологий и т.д.);

· подготовка и переподготовка преподавателей;

· организация подготовки специалистов по информатике высшей квалификации (аспирантура);

· организация учебного центра по новым (сетевым) информационным технологиям;

· создание специализированной лаборатории по подготовке высококвалифицированных специалистов в области современных информационных технологий.

Внедрение и развитие технологий на базе мультимедиа.

Оснащение кабинетов ИТ.

В своей работе Кумертауский авиационный техникум использует следующее оборудование и программное обеспечение для разработки мультимедийных обучающих программ:

ü Мультимедийные компьютеры с процессором Pentium III, IV, объёмом ОЗУ 256-512 Мбайт.

ü Цифровая фотокамера с высоким разрешением 1600х1200.

ü Проекторы, сканеры, принтеры, телевизоры.

Во всех кабинетах ИТ компьютеры подключены к локальной сети, а также имеется широкополосный доступ в Internet по технологии ADSL. На всех ПК установлен комплекс прикладных программ ведущих фирм производителей.

Вывод:

Как известно для Кумертауского авиационного техникума социальными партнерами являются: предприятие авиационной промышленности (ФГУП КумАПП), машиностроительный завод «Искра», и другие, которые требуют от нас специалистов владеющих современными знаниями информационных технологий в области высокотехнологичного производства и также способных получать знания по программе высшей школы при обучении в ВУЗах.

Список используемой литературы:

 

1.Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. - М.: Владос, 1994. - 334 с.

 

2. Акимов В.Г., Игнатов Е.Т., Поляков. Анализ опыта преподавания информатики в системе высшего образования Российской Федерации и за рубежом/Научно-методические материалы – М.:ВА им. Ф.Э.Дзержинского, 1995.-40с.

 

3. Андреев, Г-П. Некоторые проблемы компьютеризации учебного процесса в вузах//Военная мысль, 1994, №9. - с. 63-68.

 

4. Анисимов П.Ф. Управление качеством среднего профессионального образования. Монография. Казань. 2001.

 

5. Ахияров К.Ш. О методологии и методах педагогических исследований //Проблемы обучения и воспитания молодежи в условиях непрерывного образования: Сб. статей. - Уфа, 1991.- С. 3-8.

 

6.Бешенков С.А., Гейн А.Г., Григорьев С.Г. Информатика и информационные технологии: Учеб.пособие для гуманит. Факультетов педвузов.-Екатеринбург: изд-во Урал.гос.пед.ун-та, 1995.-144с.

 

 

7.Машбиц Е.И. Психолого – педагогические проблемы компьютеризации обучения М.: Педагогика, 1988.

 

 

8. Штейнберг В.Э. Основы дидактической многомерной технолгии. Учебное пособие. Уфа:БГПУ, БГНОЦ УРО РАО, 2002.

 

 

 

Селиванов ИВ, Лебедев В.В.

Опыт создания единой образовательной информационной среды (ЕОИС) ГОУ СПО «Рязанский колледж электроники» (РКЭ) и проект построения ЕИОС учреждений СПО г. Рязани и Рязанской области.

 

В Программе развития среднего профессионального образования России на 2000-2005 годы (приказ МО РФ от 01.02.2000 г. № 305 с изменениями в соответствии с приказами от 10.05.01 №2015 и от 09.09.02 №3242). В частности, приказом от 10.05.01 № 2015 «О реализации решения коллегии Минобразования России от 24.04.01 №9.1 «О ходе выполнения Программы развития среднего

профессионального образования России на 2000-2005 годы», информатизация среднего профессионального образования отнесена к приоритетным задачам в рамках реализации указанной программы. Соответственно, в Программу введен раздел 11 «Информатизация среднего профессионального образования», концептуально определивший центральную проблему информатизации – создание единой образовательной информационной среды (ЕОИС) среднего профессионального образования (аналогично – и по всем прочим уровням образования). При этом предполагается формирование ЕОИС уровня учебного заведения, уровня региона, уровня России в целом, и, наконец, широкие интеграционные процессы на международном уровне. Естественно, что предполагается совместное использование созданных и создаваемых информационных ресурсов всеми участниками образовательного процесса на базе унификации решений, т.е. создание ЕОИС уровня колледжа должно происходить с учетом дальнейшего выхода в информационную среду региона, страны в целом, на международные ресурсы с использованием ресурсов и возможностей Интернет.

Так же в 2001 году была утверждена Федеральная целевая программа "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы).В этой программе говорится, что основой образовательной системы является высококачественная и высокотехнологичная информационно-образовательная среда.

Основываясь на рекомендациях вышеизложенных документов, и опираясь на опыт реализации подобных задач в образовательной системе России, в Рязанском колледже электроники с 2003 по 2005 года были проведены работы по созданию единой образовательной информационной среды (ЕОИС) в рамках отдельно взятого учебного заведения, и разработан проект создания ЕИОС средне профессиональных учреждений г. Рязани и Рязанской области.

Все лаборатории, учебные классы, и служебные помещения объединены в высокоскоростную локальную вычислительную сеть с доступом в Интернет, состоящую из учебного и административного сегментов. Кроме того решена проблема объединения в единую сеть двух удаленных корпусов РКЭ на основе проводных и высокочастотных радиоканалов. Созданы и эксплуатируются серверные мощности для хранения и обработки различной информации ЕИОС РКЭ.

В рамках ЕИОС колледжа нами разрабатывается ряд программ, формирующих инфраструктуру и контентное наполнение, которые лежат в основе единой образовательной информационной среды колледжа. Комплекс программного обеспечение информационной среды колледжа можно разделить на информационно образовательные и административные подсистемы.

Информационно – административные подсистемы позволяют контролировать и вести мониторинг административной деятельности колледжа. Они глубоко интегрируются с такими подразделениями как, бухгалтерия, приемная комиссия, отдел кадров, студенческий отдел кадров, учебный отдел, учебных подразделений колледжа. В частности система ведения личного дела студента позволяет автоматизировать сбор и ведения личного дела студента от его прихода в приемную комиссию до получения им диплома. При этом весь бумажный документооборот, требующийся по существующему законодательству, будет сохранен. Система генерирует разнообразные формы отчетов, которые практически полностью заменяют документооборот учебного заведения и упрощают работу соответствующих служб.

Информационно образовательная система представляет собой набор электронных учебных материалов и информационно-технологических средств, необходимых для обеспечения учебного процесса. Кроме того, она включает в себя программные средства поддержки и развития учебного процесса, организация электронных библиотек учебных материалов и обеспечение доступа к ним.

Нами были проведены работы по созданию электронной библиотеки, средств каталогизации электронных учебных материалов и поиска информации, а также разработка собственных электронных учебных пособий, мультимедийных комплексов поддержки преподаваемых дисциплин, новых программных средств для использования в учебном процессе, средств для работы с электронными учебными материалами и программные инструменты, облегчающие преподавателям процесс создания собственных электронных учебных пособий.

В целях организация системы открытого образования, включая

интерактивные дистанционные технологии обучения учащихся РКЭ, была разработана сетевая информационная система для удаленного доступа к базе знаний электронных учебных материалов и сетевой интерфейс для упрошенного создания современных учебных пособий.

В рамках региона нами разработан проект и осуществляется проект создания ЕИОС средне профессиональных учреждений г. Рязани и Рязанской области.

Целью проекта является построение единой информационной образовательной среды учреждений СПО Рязанской области, создание современной информационной инфраструктуры, коммуникационных каналов, а также необходимых условий для:

- практической реализации принципов доступности, эффективности, открытости и непрерывности образования;

- повышения качества обучения за счет обеспечения доступа образовательных учреждений СПО и отдельных граждан к современным электронным образовательным информационным ресурсам и средствам поддержки учебного процесса;

- совершенствования процесса развития научных исследований и опытно-конструкторских работ в учебных заведениях СПО;

- повышения эффективности управления сферой образования учреждений СПО;

- удовлетворения международным стандартам образования учреждений СПО;

- развития международной кооперации в сфере образования, науки и культуры.

В основе ЕИОС региона лежит единая телекоммуникационная сеть среднего профессионального образования, использующая современные цифровые каналы передач данных с высокой пропускной способностью.

Данное решение должно минимизировать затраты на обмен информации между учебными заведениями среднего профессионального образования.

 

Объединить все учебные заведения в единую сеть, для взаимовыгодного обмена различной информации. Предоставить доступ к единой электронной базе знаний, содержащую учебную и учебно-методическую информацию. Организовать обмен необходимой служебной информацией между учебными заведениями.

Специалистами нашего колледжа накоплен опыт по созданию таких сетей. Так, в настоящее время, в единую локальную сеть объединены несколько корпусов колледжа расположенных на значительном удалении друг от друга.

Нами разработан проект по объедению в единую сеть большинство городских учреждений среднего профессионального образования.

Построение и развитие ЕИОС Рязанского колледжа электроники продолжается и в настоящее время. Опыт, накопленный нами при разработке и построении ЕИОС колледжа, лежит в основе проекта построения ЕОИС учреждений

среднего профессионального образования г. Рязани и Рязанской области. Построение

такой среды позволит ССУЗ региона более широко применять новые информационные технологии и выйти на новый качественный уровень. Кроме того, в тесном сотрудничестве с региональным управлением образования, разрабатывается

проект интеграции ЕОИС учреждений СПО Рязанской области и учреждений НПО региона.

 

 

Соколова Н. Ф., зам. директора по информатизации

Попов В. П., директор колледжа



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.184.62 (0.032 с.)