ГОУ СПД УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНННЫЙ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ГОУ СПД УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНННЫЙ



ГОУ СПД УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНННЫЙ

КОЛЛЕДЖ РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ

ВСЕРОССИЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

«Информационные технологии в

управлении образовательным

учреждением и учебно-воспитательным

Процессом»

УФА-2006

 

«Информационные технологии в управлении образовательным учреждением и учебно-воспитательным процессом». Материалы всероссийской конференции – 5-6 апреля 2006 года. – Уфа: Издательство УГКР, 2006. – 67с.

В сборник включены статьи и тезисы выступлений участников всероссийской конференции, посвященной информационным технологиям в управлении образовательным учреждением и учебно-воспитательным процессом.

 

 

 
 

 

Редакционная коллегия Л.Р. Туктарова, зам.директора по УВР УГКР  
  Н.А.Михайлова, зав.информационно-аналитическим отделом УГКР  
  Н.Г. Набиулина, зав. дневным отделением УГКР

 

 

Ответственный за выпуск Э.А. Тагирова

 

© Уфимский государственный колледж радиоэлектроники, 2006

Карташов А.Г. – директор УГКР, к.т.н.,

Туктарова Л.Р. – зам. директора по УВР УГКР, к.т.н.

 

Комплексная автоматизированная информационно-управляющая система образовательным учреждением СПО

 

Проблемой разработки информационно-управляющей системы (ИУС) образовательного учреждения СПО в Уфимском государственном колледже радиоэлектроники занимаются уже давно. В 1998 году были организованы научные консультации с кафедрой автоматизированных систем управления Уфимского государственного авиационного технического университета и проведено предпроектное обследование образовательного учреждения СПО по специально разработанной методике. По результатам предпроектного обследования был разработан системный проект на создание ИУС, состоящий из комплекса адекватных и функционально полных системных моделей: функциональной, информационной, динамической с семантической компонентой (рис.1). Далее был осуществлен этап подбора комплекса технических средств, организации сетевых коммуникаций и программной

 

 

Рис.1- Этапы создания автоматизированной ИУС

 

 

реализации. Был разработан комплекс баз данных сначала в СУБД «Access», затем, когда размерность задачи стала большой, был осуществлен перевод баз данных на новую платформу 1С-Предприятие 8.0. Информационно-управляющая система содержит также подсистему поддержки принятия решений (СППР), реализованную как в составе модулей 1С, так и самостоятельно в пакете построения экспертных систем Resolver. Решения, подготовленные СППР, поступают на рассмотрение администрации.

Разработан информационно-аналитический WEB-портал УГКР. В результате проделанных работ сложилась единая информационная среда образовательного учреждения (рис.2), состоящая из 3 компонентов, первой


Рис.2 - Единая информационная среда УГКР

 

является комплексная информационно-управляющая система на базе платформы 1С-Предприятие 8.0, поддерживающая работу всех структурных подразделений колледжа с реализацией ряда дополнительных функций, в том числе сервисного характера, а также, позволяющая осуществлять мониторинг и управление качеством образования. Второй компонентой является автоматизированная система поддержки принятия решений, третьей - WEB-портал колледжа, существенно дополняющий информационную среду структурных подразделений, студентов и их родителей.

 

 

 

Аналитическая информационно-управляющая система УГКР разработана на основе клиент серверных технологий на базе платформы 1С-Предприятие 8.0 и содержит 72 общесистемных справочника.


Рис.3 - Модули аналитической информационно-управляющей
системы УГКР (на основе клиент-серверных технологий)

 

В настоящее время функционируют модули (рис.3): приемная комиссия, педагогическая нагрузка, отдел кадров, успеваемость студентов, производственное обучение, воспитательная работа, паспорт преподавателя, расписание, тестирование, библиотека, электронная проходная, информационный киоск и SMS-рассылка. В стадии разработки информационный CALL-центр. Все модули системы имеют удобный для пользователей интерфейс, содержат актуальные для работы данные, поддерживают все необходимые печатные формы, предоставляют возможность широкой аналитики.

 

Рассмотрим алгоритм работы с модулем «Расписание» (рис.4). Учебная часть вводит в базу данных 1С разработанные шаблоны расписаний на первый

 
 

Рис.4 - Алгоритм работы с модулем «Расписание»

 

и второй семестр, затем в базу ежедневных расписаний копируется из шаблона необходимый день и диспетчером вносятся изменения, если они есть (больничные листы, командировки и т.д.). Откорректированное расписание с учетом замен помещается на Web и Wap-сайты колледжа, а также рассылается бесплатно по SMS-рассылке студентам и преподавателям. Далее, по факту проведения, занятия регистрируются и формируются формы 2 и 3.

В ИУС осуществлена процедура тестирования студентов и автоматизирован процесс учета его результатов в модуле «Успеваемость» (рис.5). Кроме того, разработан мастер печати приложений к диплому, где можно распечатать все необходимые данные из разных модулей. В частности, из модуля «Успеваемость» - оценки, который идут в диплом.

 

 
 

 

 

1.1.

1.2.

 

 


Рис.5 – Модуль «Учет студентов» подсистема «Успеваемость»

 

В ИУС организовано хранилище файловых документов, где сохраняются в электронном виде защищенные дипломные проекты студентов, курсовые работы и отчеты по практике.

Рассмотрим алгоритм работы с модулем «Государственные образовательные стандарты и учебные планы». В базу данных по специально разработанным формам вводятся государственные образовательные стандарты СПО и примерные учебные планы. Система в автоматизированном режиме составляет проект рабочего учебного плана, который в дальнейшем вручную корректируется. Эти данные используются для автоматизированной печати приложений к диплому, при составлении расписания и тарификации (рис.6). Кроме стандартных функций накопления актуальной информации, осуществления аналитических выборок, в том числе графического и

сравнительного анализа, подготовки различных документов и приказов, в ИУС реализована функция поддержки принятия решений некоторых процессов.

 


Рис.6 - Алгоритм работы с модулем ГОС СПО и учебные планы

 

В модуле «Учебная часть» осуществляется поддержка принятия решений при проведении процедуры отчисления студентов за неуспеваемость и назначение на стипендию.

В базе данных 1С-Предприятие 8.0 накапливаются результаты промежуточной аттестации студентов. На основе введенных данных система проводит анализ по заданным критериям на определенную дату и предлагает проект приказа об отчислении с указанием количества и вида задолженностей, а также по результатам сессии, в соответствии с заданными пороговыми значениями, формируется приказ о назначении на стипендию.

В модуле «Воспитательная работа» реализована поддержка принятия решений о поощрении студентов за участие в общественной и трудовой жизни колледжа и взысканиях за нарушения регламента работы колледжа. Участие студентов в различных мероприятиях оценивается в баллах и вносится в модуль ИУС, так же, как и взыскания (рис.7). По достижению некоторого порогового значения система предлагает либо поощрить студента (например, объявить благодарность), либо объявить взыскание (замечание, выговор).

 

На протяжении многих лет в УГКР успешно применяется экспертная система поддержки принятия решений при проведении процедуры аттестации

 
 

 

Рис.7 – Алгоритм работы с модулем «Воспитательная работа»

преподавателей. Экспертная система реализована в прикладном пакете Resolver.

В настоящее время в Уфимском государственном колледже радиоэлектроники ведется работа по созданию систем поддержки принятия решений по 13 должностям сотрудников. Каждая должность имеет свой уникальный базис нечетных правил, выполненный в соответствии с утвержденными должностными обязанностями, что позволяет адекватно и объективно оценить деятельность аттестуемого.

Одним из компонентов управления качеством образования является подсистема контроля посещаемости, реализованная в колледже программно-аппаратными средствами. На входе в образовательное учреждение установлены электронные турникеты, через которые студенты и преподаватели проходят при помощи магнитных проксимитикарт. Факт прохода записывается в базу данных 1С-Предприятие и синхронизируется с модулем «Расписание».


Рис.8 - Структура подсистемы контроля посещаемости

Для расширения спектра информационных услуг реализована программно-аппаратная подсистема «SMS-рассылка», позволяющая доставлять сведения об успеваемости, посещаемости, опозданиях на занятия, расписания занятий, а также новости колледжа на мобильные телефоны студентов и их родителей. Статистика показывает, что своевременное владение информацией об учебном процессе положительно сказывается на его результатах и качестве.

Из всего сказанного можно сделать следующий вывод, что внедрение в систему контроля и управления качеством образования информационных и коммуникационных технологий, включая системы поддержки принятия решений позволяет организовать к данной проблеме новый эффективный и результативный подход.

 

 

Фофанов В.И.

директор Челябинского экономического колледжа

 

Проблемы информатизации профессионального образования России и основные направления разработки и внедрения информационных образовательных технологий

Технический прогресс, информатизация общества представляют нам огромные возможности для модернизации образования, коренной его перестройки на базе системы электронного обучения.

И не случайно, на рубеже XX и XXI веков (2000г.) появилась концепция модернизации Российского образования.

Были определены основные направления модернизации:

  1. Доступность
  2. Эффективность
  3. Новое качество специалистов, востребованное рынком.

Создана программа Электронная Россия.

К сожалению дальше лозунгов не пошло. Не были определены конкретные действия по реализации этой концепции и не создан механизм ей осуществления.

А между тем информатизация образования, введение компьютерной и коммуникационной техники, введение электронных технологий – это принципиально новый язык в системе образования, новый язык между педагогом и студентом. Это новый способ получения знаний и их применения, способ, который способен в несколько раз повысить эффективность труда педагогов и студентов, сделать образование по настоящему доступным, дать знания, умения и навыки, которые будут востребованы на рынке, и сделать деятельность молодых специалистов успешной.

Что мы сегодня имеем в области информатизации образования?

- разработана модель информационной образовательной среды и её компонентов;

- модель класса, построение сетей и коммуникаций, ресурс Интернет.

Сегодня создана техническая обеспеченность.

Много сделано для учебно-методического обеспечения:

- есть учебники по техническим специальностям (мало, но есть);

- странички преподавателей, есть апробированные модели;

- электронная библиотека есть, но нет методички по её применению.

Нет самого главного, нет педагогических методик и технологий применения всего этого в учебном процессе, и не просто применения, а для обеспечения нового качества, новой модели специалиста, востребованного рынком, т.е. специалиста, который бы имел умения и навыки самостоятельно осваивать и обновлять свои знания, уметь моделировать полученные знания, применять их на основе проектной культуры и добиваться успеха для себя и для своей фирмы.

Отличие современных информационных технологий на базе E-Learning в состоянии реализовывать эту концепцию, традиционные образовательные технологии не в состоянии обеспечить эту концепцию. Поэтому модернизация

 

образования сегодня целиком и полностью зависит от перехода на информационные

технологии на базе E-Learning,

Это попытки не просто использовать в учебном процессе E-Learning, это попытки на основе электронной системы обучения решить проблему модернизации и дать новое качество профессиональной подготовки специалистов.

Но чтобы все это привести в действие, заставить функционировать, нужен механизм движения и развития, любая система будет работать, если она имеет механизм саморазвития и самодвижения. Таковым механизмом движения являются рыночные отношения. Вовлечение педагогического коллектива в рыночные отношения - это экономическая обособленность, экономическая самостоятельность, самоокупаемость и рентабельность, система материального поощрения.

У нас такая система работает, и как следствие уже существует очередь на написание электронных учебников и их издание. Сейчас мы стремимся заложить в эту систему параметры, связанные с созданием методик, направленных на формирование нового качества профессиональной подготовки.

Нужна организация,которая бы двигала и развивала. Но сегодня требуется разработать организационный механизм, который управляет и направлен на развитие системы E-Learning.Таковым механизмом может быть создание ассоциации, перед которой будут поставлены несколько первоочередных задач:

  1. Аккумулировать все разработки и модели, создать реестр.
  2. Организовать работу по созданию методик и технологий, решающих проблемы модернизации, проблемы качества.
  3. Провести Всероссийский конкурс этих разработок, представить лучшее, апробированное.
  4. Провести на базе E-Learning Интернет-конференцию, сначала Российскую, а потом международную.
  5. Изучить международный опыт по использованию технологии E-Learning.
  6. Разрешить членам ассоциации пользоваться моделями и разработками на основе льгот, поскольку на данном этапе внедрения технологии очень важно обучить педагогов ее использованию их в учебном процессе.
  7. Создать учредительство ассоциации в периферийном городе Челябинске, не в Москве, а в Москве представительство.
  8. В мае-июне провести учредительный съезд.

 

 

Клопов Д.А.

Москва, ГОУ СПО Московский приборостроительный техникум

 

Применение SADT-технологии

Успешное решение всех перечисленных выше задач возможно только при системном подходе к проектированию и внедрению АИС в образовательном учреждении. Поскольку проектируемая ИС предполагает разграничение по функциональному признаку, следует провести функциональный анализ объекта исследования, то есть образовательного учреждения.

В целом, предлагается следующий подход к проектированию АИС образовательного учреждения:

1. Анализ структуры объекта исследования.

2. Формирование функциональной схемы объекта исследования.

3. Последовательная декомпозиция отдельных функциональных блоков и анализ «достаточности» ее глубины.

4. Определение и реализация механизмов решения отдельных задач.

 

Для проведения функционального анализа целесообразно воспользоваться SADT-технологией (Structured Analysis and Design Technique – Технология структурного анализа и проектирования), которая получила на сегодняшний день широкое распространение. В целом, такая технология позволяет в графическом виде наглядно отображать взаимосвязи между отдельными элементами объекта исследования. На основе SADT-технологии разработано несколько стандартов описания, один из которых (IDEF0) позволяет путем последовательной декомпозиции исследовать объект по функциональному признаку.

На каждом уровне декомпозиции существуют входные данные, управляющее воздействие, механизм исполнения и результат. Последовательное разбиение функциональных блоков позволяет более детально рассмотреть их структуру.

Для обеспечения инструментальной поддержки использовался программный продукт BPWin, обеспеченный академической лицензией. В результате, на первом уровне декомпозиции были выделены следующие основные функции:

- организация и управление учебным процессом: Определение стратегий функционирования и развития; Разработка планирующей учебной документации; оперативное управление;

- ведение учебного процесса: Формирование методической учебной документации; Формирование документации по контингенту; Проведение учебных занятий; Проведение аттестационных мероприятий; Ведение оперативного контроля;

- финансовый и кадровый учет: Бухгалтерские и кассовые операции; Управление кадрами;

- сопровождение учебного процесса: Административно-хозяйственные задачи; Информационно-техническое обеспечение; Обеспечение учебной литературой.

По технологии SADT было проведено несколько этапов декомпозиции. Глубина декомпозиции определялась фактором практической целесообразности. То есть, разбиение на более детальные функции прекращалось тогда, когда было очевидно возможное решение частной задачи одним из возможных способов. Среди способов решения можно выделить следующие:

- внедрение прикладного программного обеспечения класса «Автоматизированное рабочее место специалиста»;

- автоматизация офисных приложений;

- разработка математических и имитационных моделей.

Наибольший интерес представляет решение задач на основе разработки моделей. В частности, для задач, реальное выполнение которых протекает в течение длительного временного интервала и требует значительных затрат, всегда актуальным является вопрос: «Что будет, если?...». Именно на этот вопрос позволяют ответить модели, использующие в своей основе методы имитационного моделирования.

В частности, при проектировании АИС образовательного учреждения разрабатывается ряд имитационных моделей, позволяющих оперативно проанализировать развитие ситуации. В основе этих моделей заложены принципы системной динамики, предложенные Дж.Форрестером и позволяющие моделировать непрерывные процессы. Суть моделей заключается в реализации так называемых контуров обратной связи, влияющих на поведение модели в каждый следующий момент времени.

Нами была разработана модель, позволяющая оценить общее впечатление об образовательном учреждении. Данный фактор оказывает существенное влияние в период проведения приема в ОУ, что в сегодняшних условиях с учетом демографической ситуации приобретает большое значение.

Моделирование выполнялось с использованием прикладного программного обеспечения VenSim, имеющего академическую лицензию. Определенные ограничения на применение данного продукта накладываются в связи с его зависимостью от аппаратно-программной платформы, которая затрудняет установку компонентов системы моделирования на рабочие станции пользователей АИС. В связи с этим в настоящее время ведутся работы по созданию механизма имитационного моделирования на основе Web-технологий, что позволит снять данные ограничения и существенно расширить возможности использования имитационных моделей в структуре АИС.

Таким образом, были заложены предпосылки к созданию автоматизированной информационной системы, сочетающей в себе не только классические возможности АИС, но и обладающей своеобразной «надстройкой», представляющей собой комплекс типовых моделей отдельных процессов в образовательном учреждении. Такие модели позволят при эксплуатации АИС прогнозировать развитие ситуации. На рисунке 1 показана принципиальная структура организации автоматизированной информационной системы с подсистемой моделирования.

 

Рис.1. Структура информационно-аналитической системы

 

В целом, системный подход к проектированию структуры АИС образовательного учреждения на основе SADT-технологии и дальнейшая реализация решений отдельных задач, в том числе методами математического и имитационного моделирования позволяют реализовать эффективный механизм управления образовательным учреждением на основе информационных технологий.

Кроме того, предложенный системный подход может стать основой для формирования общих принципов проектирования и реализации АИС в образовательных учреждениях.

 

 

С.В. Рупасова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Иркутский авиационный техникум, г.Иркутск, Россия

 

СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ ИРКУТСКОГО АВИАЦИОННОГО ТЕХНИКУМА

 

Для достижения стратегической цели Федеральной целевой программы развития образования до 2010 года каждым учебным заведением должны быть реализованы следующие задачи:

¾ совершенствование содержания и технологий образования;

 

¾ развитие системы образовательных услуг;

¾ повышение эффективности управления в сфере образования.

Решая задачу совершенствования содержания и технологий образования, в техникуме мы начали работу по внедрению в образовательный процесс модульно-компетентностного обучения, что позволит нам организовать непрерывное профессиональное образование, обеспечивающее возможность формирования индивидуальной образовательной траектории каждому человеку для профессионального и личностного роста. Требуется вводить новые направления подготовки специальностей и профессий, разработанных на основе компетентносного подхода, необходимых потребностям рынка труда и общества. Техникум с 2000 года реализует задачу повышения конкурентоспособности специалистов профессионального образования с учетом Копенгагенского процесса, через разработку и внедрение системы менеджмента качества по созданию эффективных механизмов обеспечения качества образовательного процесса, опираясь на серию международных стандартов ИСО 9000-2000 и их аналогов Государственных стандартов Российской Федерации.

Внедрение новых образовательных технологий, создание эффективной системы управления процессом обучения и воспитания невозможно без использования информационных и коммуникационных технологий.

Для того, чтобы использовать ИКТ в образовательном и управленческом процессах, необходимо иметь хорошую материальную базу и квалифицированный обслуживающий персонал. В настоящий момент мы имеем и то, и другое.

Представители нашего техникума неоднократно выступали на Всероссийских совещаниях-семинарах по проблемам информатизации и представляли наш опыт в городах России: Тюмени, Томске, Санкт-Петербурге, Челябинске, Смоленске, где подробно рассказывали о возможностях информационно-образовательной и управленческой системы Иркутского авиационного техникума. Но если про информационно-образовательную среду было сказано подробно (информационная система общения – форум, электронные пособия, тестовая система, система дистанционного обучения), то про управленческую среду было упомянуто вскользь.

Считаем необходимым рассказать о реальных достижениях использования ИКТ в управлении образовательным процессом.

Управление образовательным процессом мы строим на принципе Деминга «Планируй, делай, проверяй, внедряй». Использование ИКТ позволяет повысить эффективность реализации данного принципа.

Для этого мы решаем следующие задачи:

¾ получение быстрой обратной связи от студентов по вопросам обучения и воспитания;

¾ получение информации о деятельности преподавателей и сотрудников, от родителей, социальных партнеров, в том числе от работодателей;

¾ своевременное, доступное осведомление всех участников образовательного процесса и заинтересованных лиц.

Для решения первой задачи мы используем тестовую систему, о которой неоднократно рассказывали на предыдущих совещаниях, а для решения второй

 

задачи применяем один из приемов мониторинга – анкетирование студентов.

Всем известно, что процесс анкетирования в бумажном варианте очень трудоемкая и долговременная процедура. Программные продукты, которые мы используем, позволяют нам во много раз повысить эффективность процесса анкетирования и получения быстрых результатов для анализа и своевременной корректировки для принятия правильных управленческих решений.

К таким программным продуктам относятся:

1. Программа мониторинга различных видов деятельности:

¾ анкетирование «Преподаватель глазами студентов»;

¾ удовлетворенность студентов организацией учебно-воспитательным процессом в техникуме;

¾ диагностика преподавателей.

2.Программный продукт, созданный на основе причинно-следственной диаграммы Каоро Исикавы, позволяет провести сбор информации, получить оценку функционирования и результативности процессов. По этой диаграмме мы можем исследовать результат, удачный и неудачный, и выявить причины, которые привели к этому результату.

3. Система электронной документации и поддержки Системы менеджмента качества разработана нами для решения третьей задачи. Эта система нам нужна для своевременного и доступного оповещения всех участников образовательного процесса и заинтересованных лиц необходимой информацией для исполнения и включает в себя:

¾ нормативно-правовую базу (федеральные и локальные акты, организационные структуры техникума и подразделений, положения, должностные инструкции);

¾ структурно-логические схемы специальностей и дисциплин;

¾ алгоритмы процессов деятельности;

¾ планирование и отчетность.

На сегодня мы завершаем работу по автоматизации сбора отчетности выполненной работы:

Форма 1. Сводная ведомость итоговых оценок по группе.

Форма 2. Сводная ведомость по итогам успеваемости на отделении.

Форма 3. Отчет преподавателя по итогам успеваемости и прохождения учебных программ.

Форма 3 заполняется пока в бумажном варианте, здесь собирается информация по каждому преподавателю (выдача нагрузки, качество работы). В настоящее время разрабатывается алгоритм организационного решения, трудность состоит в том, что 90 преподавателей должны заполнить эту таблицу в два дня.

Представленные вашему вниманию варианты решения задач, связанных с управлением образовательным процессом, позволяют более продуктивно использовать ресурсы техникума (человеческие, аппаратные, программные), своевременно анализировать процессы, вносить корректирующие воздействия, повышать эффективность работы преподавателей и управленцев различного уровня и, в конечном счете, повысить качество подготовки специалистов.

Эффективное решение задач информатизации в системе СПО вывело

 

Иркутский авиационный техникум в лидеры по использованию информационных и коммуникационных технологий в образовательном и управленческом процессах и позволило взять на себя обязательства по распространению накопленного опыта и повышению уровня информатизации других ССУЗов Иркутской области. Для этого мы создали областное методическое объединение преподавателей специальности 22 группы, организован «Региональный информационный центр», который на I этапе решает задачи:

1. Координация работы ССУЗов области по вопросам информатизации образовательного процесса.

2. Подготовка документации на получение авторского свидетельства федерального института промышленной собственности на разработанные программные продукты.

3. Получение сертификата соответствия Госстандарта России.

4. Создание базы данных регионального информационного центра для учета программного обеспечения и его дальнейшей регистрации.

Региональный информационный центр создан по выполнению решений Смоленского совещания-семинара «Информатизация в системе СПО: проблемы, перспективы развития».

В целях повышения эффективности управленческой деятельности учебных заведений СПО области наш техникум выступил с инициативой создания творческого объединения заместителей директора по учебной и воспитательной работе, которое было создано на нашей базе и начало работать.

Выполнение задач Федеральной целевой программы развития образования обязывает нас продолжать работу более эффективно и результативно, используя накопленный опыт и внедряя современные ИКТ содержания, организацию и управление образовательным процессом.

Пожарина Галина Юрьевна, начальник ВЦ ГОУ СПО «Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции»

Технологии Linux и Open Sourse и информационная система управлением учреждением СПО

 

Информационные потоки, составляющие основу управления учебным, воспитательным, организационно-административным и прочими процессами, составляющими суть деятельности учреждения среднего профессионального образования, являются сложным контентом и требуют на современном этапе как понимания и структурирования их со стороны организаторов данного (или данных) процессов, так и понимания и структурирования их со стороны разработчиков обслуживающих данные процессы информационных систем.

Спецификой учреждения СПО является:

- практико-ориентированное обучение (с точки зрения соотношения часов теоретического и практического обучения);

- построение учебного процесса, структура учебного года и пр.;

- виды оценивания учебной и производственно-практической деятельности студента и т.д.

Выбор программного обеспечения управленческого назначения идет двумя путями:

1. Написание «своих» программ и систем силами «своих» программистов. Достоинством данного пути является конкрентность поставленных задач и учет специфики конкретного учебного заведения. Недостатком – «распыление сил» и трудности при интеграции отдельных комплексов в единые образования.

2. Поиск и приобретение программного обеспечения у профессиональных производителей данной продукции.

Недостатками «покупных» систем явились:

- несоответствие содержания специфике именно системы СПО за счет ориентации на учреждения ВПО либо школы;

- «закрытость» данных систем, что создает проблему привязанности к конкретным поставщикам программной продукции либо к конкретным программистам, либо требует наличия в штате учреждения программиста, имеющего доступ к исходному коду программы;

- статичность данных систем (актуальность на определенный момент времени), что в условиях изменения самой системы СПО затрудняет оперативную адаптацию к изменившимся условиям.

Выбор правильного решения сегодня уже невозможен без моделирования, проектирования и выработки методик, отработки сценариев и регламентов.

Поиск компромиссного решения в вопросе подбора системы, выполняющей мониторинговые, дидактические, технические и управленческие функции привел специалистов ГОУ СПО «Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции» в сектор ПО с открытым исходным кодом.

Экспериментальная работа по изучению, внедрению и поддержке уже существующих и появляющихся вновь дистрибутивов Linux на базе вычислительного центра нашего колледжа началась летом 2005 года, когда в качестве серверной платформы был выбран дистрибутив SUSE LINUX. К сентябрю 2005 г. перевод серверов на Linux был завершён. Следующим этапом эксперимента стал перевод на Linux клиентской части одного из компьютерных классов. Очередной этап предусматривает апробацию и внедрение кластерных технологий на платформе Linux для образовательного портала. Одновременно с решением технических вопросов в эксперименте развивается методическая составляющая. В сложившихся условиях, несомненно, важным является вопрос подготовки специалистов, компетентных в области поддержки и внедрения уже существующих и появляющихся вновь дистрибутивов Linux. По данным UNESCO,WDU и центра компетенции Linux IBM, приведенным в докладе В.А. Каймина [1], « - число установок Linux увеличивается на 30% в год и по данным IBM составит 53% в 2007 году. Президент корпорации Oracle недавно заявил, что Linux скорее всего станет стандартной операционной системой. На мировом рынке по данным IBM Linux стал основным конкурентом операционной системы Windows - в 2004 году на персональных ЭВМ доля Windows - 51%, а доля Linux - 31%. На серверах доля Linux – 66%. Linux в настоящее время принят в качестве базовой

 

операционной системы в Германии, Франции, Китае, Японии из-за надежности, безопасности, открытых исходных текстов и независимости от иностранных поставщиков. Корпорация IBM приняла Linux в силу его высокой степени надежности и безопасности в качестве базовой операционной системы для всей линейки своих серверов, супер­компьютеров и персональных ЭВМ».

Особенность Linux - это единая стабильная операционная система для серверов и персональных компьютеров локальных сетей и всех моделей IBM PC. В то время как Windows - операционная система для персональных ЭВМ. Linux - это операционная система для персональных компьютеров, серверов и сетей ЭВМ, распространяющаяся через Интернет и поставляемая на компакт-дисках вместе с текстами исходных кодов.

Модульный принцип построения системы на базе Linux и Open Sourse позволяет решить еще одну проблему, связанную с функционированием информационных систем как управленческого, так и образовательного направлений – их защищенность от воздействий как извне, так и изнутри.

Главное отличие Linux - надежное решение проблем защиты информации и безопасности в корпоративных информационных системах и сетях ЭВМ при групповой работе в малых, средних и крупных предприятиях.

Операционная система Linux неспособна к воспроизведению и размножению компьютерных вирусов для Windows, распространение которых в глобальной сети Интернет стало чумой ХХI века.

Поддержку Linux осуществляют ведущие лидеры компьютерной индустрии - корпорации IBM, Sun, Novell, Oracle, Red Hat. В Российской Федерации поддержку Linux осуществляют фирмы ASP Linux, ALT Linux, Linux INK, LinuxCenter.

Знание возможностей операционных систем Windows и Linux, а также Open

Source ввиду их глобального распространения становится на сегодняшний день обязательной компонентой стандартов образования. Доступные и получающие широкое распространение связки MySQL+Apache+PHP сделали актуальными порталы. Данные технологии позволяют сформировать электронный контент, обладающий следующими свойствами:

1. Наглядность.

2. Оперативность.

3. Дружественный интерфейс.

4. Встроенные механизмы управления и модерирования.

5. Возможность редактирования готовых модульных структур (использование в качестве базовых готовые структуры с открытым исходным кодом и их адаптация к конкретным условиям проекта).

Модульная система или, по определению технического директора ОАО «Линукс Инк.» О.Садова [4], образовательный программно-аппаратный комплекс (ОПАК) лежит в основе формирования:

· единой среды для учащихся (учебные материалы, пространство для ведения учебных занятий, возможность организации совместной работы групп по интересам);

· рабочей среды для педагогов, организаторов и контролеров уче



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.218.88 (0.014 с.)