Информационная среда поддержки управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Информационная среда поддержки управления



В условиях современного общества, в котором лидирующие позиции любой организации, в том числе учебного заведения, определяются в первую очередь его возможностями по доступу, хранению и качественной обработке информации, огромную важность приобретает грамотное использование передовых достижений в сфере информационных технологий.

Задачи управления образованием настолько усложнились, что настоятельно требуют информационной поддержки. При практическом решении вопросов, связанных с созданием информационных систем обслуживающих образование, приходится сталкиваться с решением целого ряда проблем, обусловленных тем, что отрасль образования относится к социально-культурной сфере и в отличие от производственной сферы, результаты деятельности здесь не так очевидны: производимый продукт практически с трудом поддается количественному измерению, критерии эффективности образовательной деятельности не имеют четкого и однозначно понимаемого определения.

Создание информационных образовательных систем может существенно повысить качество педагогической деятельности в области решения следующих задач: ведение статистических баз данных, диагностика и мониторинг учебно-воспитательного процесса, внутриучрежденческое делопроизводство, ведение архивов, библиотечно-библиографические каталоги, отраслевое информационно-правовое обеспечение, планирование и контроль за исполнением принятых решений, моделирование процессов в управляемой системе.

Анализ применения ИТ в образовательных системах позволят выделить 4 уровня информационных систем управления учебным заведением:

A. ИС по отдельным аспектам применения.

B. Корпоративные ИС на основе единой информационной среды

C. Автоматизация управления на основе СППР – систем поддержки принятия решения

D. Совершенствование управления на основе математических моделей оптимизации.

Уровни A и B решают задачу наблюдения (частичного или полного мониторинга), C облегчает принятие решений специалистом, а D дает основу для оптимизации структуры и функционирования административных подразделений.

Реализуя концепцию информатизации техникума на первоначальном этапе была создана информационная система уровня А, которая включала в себя отдельные

модули для различных структурных подразделений, но комплекс задач информатизации учебного процесса является достаточно широким и охватывает большое количество структурных подразделений, что часто на практике приводит к дублированию данных. В большинстве случаев отдельные задачи слабо увязаны друг с другом информационно и основной проблемой многих систем является отсутствие так называемого единого информационного пространства. В связи с этими проблемами возникла необходимость перехода к созданию информационной системы с частичной реализацией параметров уровня В и С.

Формирование информационной образовательной среды определялось исходя из образовательных, организационных и технические приоритетов,

Таким образом информационная среда техникума включает в себя три основных компонента, отражающих выделенные приоритеты: информационная среда Интернет, информационная образовательная среда и информационная среда поддержки управления (ИСУ).

Создание реально действующей ИСУ процесс достаточно сложный в силу консервативности образования, что определяется его инерционными свойствами по отношению к использованию новых методов управления хотя бы потому, что при этом возникает необходимость массовой переподготовки аппарата управления в новых условиях. Поэтому создание ИСУ осуществляется по этапам, которые в каждом конкретном случае могут иметь различное содержание.

Анализ системы - это изучение структуры и поведения существующей системы с целью определения ее существенных свойств.

На этапе анализа были обозначены источники деловой информации и направления информационного обеспечения

Проектирование (синтез) системы - это модификация существующей системы (или создание новой), соответствующей определенным требованиям. Предпосылкой успешного проектирования служит качественный анализ первоначальной системы. Само проектирование должно осуществляться при постоянном диалоге с заказчиком.

Проведенный анализ возможных входных данных для создания информационной системы управления учебный процессом показал, что около 90% входной информации состоит из данных учебного плана и контингента студентов Оказывается намного удобнее ввести эти данные 1 раз перечень и использовать при: составлении расписания, формировании нагрузки преподавателей, формировании банка компьютерных средств обучения, ведении студенческих дел (текущих и итоговых оценок студентов)

На этапе проектирования осуществлена разработка необходимого клиент-серверного приложения баз данных, отражающего концептуальную модель учебного процесса, с возможностью создания дополнительных модулей отображающих необходимость расширения системы и определены категории пользователей, для каждой из которых создано пользовательское приложение, обладающее индивидуальным интерфейсом в соответствии со специфическими потребностями каждой группы

 

Внедрение (реализация) системы - это стадия, когда система начинает функционировать в новом режиме. Существует сильная обратная связь между стадиями описания системы при ее анализе и внедрением, позволяющая корректировать исходные позиции на основании анализа результатов решения.

Одной из важных особенностей перехода к ИСУ в педагогическом управлении является то, что информатизации подлежит уже функционирующая система, и нельзя допустить, чтобы это нарушило ее работу. С другой стороны, эффект от внедрения ИСУ лишь на одном из уровней управления не может быть значительным без информационного обмена с уровнями соседними в иерархии. Отсюда следует, что внедрение информационных технологий в управление должно быть поэтапным, но вестись параллельно на каждом из уровней, что и реализуется в нашем техникуме.

Внедрение ИСУ привносит в большинстве случаев новые методы и средства работы, предполагает достаточно высокую работоспособность, приспособляемость работников к деятельности в новых условиях, повышение их квалификации и профессионального образования. Упор в работе переносится на аналитический метод

принятия решений. Резко возрастают требования к качеству анализа входных данных и полученных результатов.

В силу сложившихся подходов к построению информационных систем в образовательных учреждениях (неопределенность задач, разобщенность, несовместимость платформ, техническое несовершенство и недокументированность решений и т.п.) складывается ситуация, при которой достаточно сложно реализовать информационные системы уровня В (корпоративную), так как подходы различных учебных заведений к созданию ИС зачастую несовместимы и не позволяют построить единое информационное пространство, удобное как для образовательных учреждений, так и для выщестоящих организаций, заинтересованных в эффективном управлении и контроле использования всех имеющихся ресурсов. Создание ИС, строящейся на единых принципах и общепринятых стандартах, позволит решить эти и многие другие проблемы путем создания отраслевую информационной системы, взаимодействующей через среду общего доступа

Создание, эксплуатация и организация жизненного цикла ИС такого масштаба - сложная организационная, техническая и технологическая задача, что обусловливает целесообразность поэтапной разработки системы и внедрения уже разработанных программных продуктов на региональном уровне, решая задачи получения на каждом этапе законченного продукта, который будет последовательно модифицироваться и наращиваться от этапа к этапу.

 

 

Гайнуллина Л.Ш., Михайлов А.С.

Салаватский индустриальный колледж.

 

О НЕОБХОДИМОСТИ АКТУАЛИЗАЦИИ НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ ОБРАЗОВАНИЯ РФ В СФЕРЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ.

 

Выбор темы данной статьи обусловлен информационным кризисом (взрывом), который наблюдается в сфере информатизации образования. Проявление кризиса ярко демонстрирует главный источник информации нашего времени - Интернет, предлагающий от сотен до десятков тысяч документов по основным направлениям информатизации образования. Даже поверхностно просмотреть такое число документов невозможно. В этой ситуации подчас выгоднее создать интеллектуальный продукт вновь, чем искать аналог. Многие идут по этому пути. В чём нетрудно убедиться, начав изучать выборку из N единиц документов и затем отметив, что не получаешь новой информации, изучив, к примеру, первые двадцать единиц. У человека, проделавшего подобную работу, возникает потребность найти такой источник информации, в котором содержание всех документов систематизировано и обобщено, т.е. информация сжата.

Решение данной проблемы хорошо известно из науковедения, выделяющего несколько этапов формирования научных знаний в обществе:

· На первом этапе новые знания, создаваемые в различных научно-исследовательских структурах, имеют форму статей, научных докладов, изобретений, отчётов и т.д. - это, так называемая нелинейная модель знаний.

· По мере достижения некоторой «критической массы» новых знаний, они систематизируются и обобщаются, как правило, в академических структурах. В результате, создаётся так называемая линейная модель знаний, которая имеет форму монографий, академических отчётов, фундаментальных трудов и др..

· В целях популяризации новых научных знаний и доведения их до широких слоев общества и образовательных учреждений линейная модель преобразуется в потребительскую модель, которая имеет форму нормативных документов, учебников, научно-популярных публикаций и др.

Таким образом, необходимость создания соответствующими структурами потребительской модели знаний в сфере информатизации образования на сегодняшний день очевидна. Встаёт вопрос, в форме, какого документа должна быть представлена модель.

Чтобы ответить на него, обратимся к опыту нашего учебного заведения.

Салаватский индустриальный колледж определил информатизация как приоритетное направление своего развития в 1995 г.. Основной проблемой того времени было полное отсутствие какой -либо научной или нормативной документации, разъясняющей, что такое информатизация. Так как страна находилась в состоянии глубокой экономической депрессии, у издательств не было денег выпускать книги и периодику, а у читателей, покупать их. Термин «информатизации» был «на слуху» только благодаря средствам массовой информации. В известных своими фондами библиотеках г.Уфы: Республиканской,

 

университетских, БНТИ - не было журналов 93 - 95 годов выпуска, связанных с тематикой информатизации. Только специальная командировка в Москву и счастливый случай помогли найти в редакции журнала «Информатика и образование» две замечательные брошюры: «Концепция информатизации высшей школы» 1993 г. издания и первый бюллетень НИИ системной интеграции, на базе которых были написаны 2 внутренних нормативных документа: Концепция и Программа информатизации среднего специального учебного заведения. Понимая, что коллеги испытывают аналогичные трудности, эти документы были опубликованы нами в журнале «Специалист» в 1996 г..

Идей, изложенных в «Концепции информатизации высшей школы» и инженерных знаний персонала колледжа хватило, чтобы к 1998 г создать автоматизированную информационную систему учебного заведения, включающую информационно-управляющую подсистему, а также получить статус Ведущего центра информационных технологий отраслевой системы СПО Минэнерго РФ.

Следующим этапным нормативным документом был фундаментальный труд НИИ системной интеграции - «Концепция информатизации сферы образования России», 1998 г. издания. Этот нормативный документ освободил персонал учебного заведения от необходимости изучать нелинейную модель знаний на протяжении 4 лет и тем самым сэкономить массу сил и времени. Но уже к 2002 г., когда в результате реорганизации системы образования, создания новых научных

структур, широкой компьютеризации и информатизации общества было проведено множество исследований, накоплен новый опыт и написана масса документов, образовательные учреждения стали ощущать потребность в актуализации главного нормативного документа рассматриваемой сферы – концепции информатизации образования. В настоящее время актуализация названного документа стала острой необходимостью, т.к. «критическая масса» новых знаний давно достигнута.

 

 

Рамазанов Рустем Ринатович, начальник компьютерного отдела Ишимбайского нефтяного колледжа.

 

МОДЕЛЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
ИШИМБАЙСКОГО НЕФТЯНОГО КОЛЛЕДЖА

 

1.2.1. 1 Концептуальная основа модели Информационной системы колледжа

 

Одно из направлений образовательной концепции колледжа - использование технологического подхода к образованию с использованием новых информационных технологий и открытое образование, когда образование из принудительного превращается в свободный творческий поиск из разных форм обучения: аудиторного, заочного, лабораторного, вечернего, экстернатного и дистанционного.

Реализация этого направления невозможна без использования информационных технологий как в управлении учебным учреждением, так и в учебно–образовательном процессе студентов, с целью формирования у нее новой информационной культуры, позволяющей использовать ее в профессиональной деятельности.

1.2.2. 2 Цель создания модели ИС колледжа

 

§ Создание единого информационного пространства колледжа с перспективой вхождения в единую информационную систему Республики, России

§ Формирование информационной культуры студентов, педагогических кадров и служащих колледжа

§ Информатизация образовательного процесса

§ Информатизация учебного управления

1.2.3. 3 Принципы построения модели ИС колледжа

 

· Информационное единство баз данных в колледже. Вся информация должна находиться в одном месте, на одном компьютере.

· Информационная доступность, при которой можно получить информацию с любого компьютера, находящегося в сети.

· Комплексность. Охват всех подразделений колледжа, поддержка всех направлений деятельности.

· Безопасность и надежность, защита от несанкционированного использования и доступа к информации. Безотказное выполнение информационных функций в течение срока эксплуатации.

· Открытость и масштабируемость. Информационная система допускает развитие и расширение, способна к интеграции в свою среду новых задач, сохраняет высокий уровень надежности при увеличении размера системы

1.2.4. 4. Основные характеристики модели Информационной системы колледжа

Модель информационной системы колледжа – комплексная, целостная, доступная в использовании, динамично развивающаяся система с отрытой возможностью наращивания информационного ресурса - построена на основе Интранет – технологии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 307; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.234.83 (0.028 с.)