Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дескрипторные информационно-поисковые языкиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В основе построения дескрииторных ИПЯ лежит принцип координатного индексирования, который предполагает, что основное смысловое содержание документа может быть выражено списком ключевых слов. К ключевым словам ОТНОСЯТСЯ так называемые полнозначные слова— существительные, прилагательные, глаголы, наречия, числительные, местоимения. Ключевыми словами не могут быть предлоги, союзы, связки, частицы. Основными элементами ДИПЯ являются [29J: ♦ словарь лексических единиц; ♦ правила применения ИПЯ (грамматика), определяющие процедуру перевода текстов документов и запросов с естественного языка на ИПЯ: ♦ правила построения ИПЯ. (лопари лексических единиц делятся на две группы: 6-1297 ♦ основные лексические словари, составляющие лексику ИМЯ; ♦ морфологические словари, обеспечивающие морфологический анализ и нормализацию слов. В качестве лексических единиц основных словарей используются ключевые слова, словосочетания и дескрипторы. Дескриптор— понятие, обозначающее группу эквивалентных или близких по смыслу ключевых слов. Дескриптор -- это имя класса синонимов. В качестве дескрипторов могут быть использованы код, слово или словосочетание [29). Разработка дескрппторного языка фактически сводится к разработке информационно-поискового тезауруса (ИПТ). Тезаурус (от греч. «хранилище», «сокровищница») в узком смысле представляет собой специальный словарь-справочник, в котором перечислены ключевые слова — дескрипторы определенной предметной области, указаны их синонимы, установлены способы устранения синонимии, омонимии, полисемии, определены родовидовые и ассоциативные связи дескрипторов [29]. Наиболее важными парадигматическими отношениями ИПТ являются: ♦ соподчинение; ♦ род-вид; ♦ часть—целое; ♦ причина-следствие; ♦ функциональное сходство. Обобщенная структура ИПТ включает как минимум три составляющих: словарную часть, семантическую карту, руководство по использованию. Приведем ряд определений [29]. Словарная часть алфавитный список дескрипторов с их словарными статьями. Семантическая карта — система тематических классов дескрипторов, представленная в виде графической схемы или таблицы. Руководство по использованию ИПТ содержит правила перевода ключевых слов и словосочетаний на ИПЯ, правила лексикографического контроля и редактирования ПОД и ПОЗ, а также правила ведения ИПТ. Отличием информационно-поисковых тезаурусов от информационно-поисковых каталогов на основе предметной иерархической рубрикации является то, что в тезаурусах, помимо классификационной схемы, присутствуют сами ключевые слова и дескрипторы, объединяемые под названием классов, рубрик и т. д. В каталогах же присутствуют только лишь обозначения (названия) классов. Главная идея информационно-поисковых тезаурусов заключается в повышении эффективности индексирования документов в рамках дескриптивного подхода. Иначе говоря, в системах на основе ПИТ ПОД представлен набором дескрипторов. Однако в процессе индексирования документов учитываются семантические отношения междудескрипторами, что, В конечном счете, обеспечивает более адекватный содержанию документа ПОД и повышает эффективность поиска документов. Форма представления тезауруса включает алфавитное перечисление статей по каждому дескриптору (термину) в следующем виде1: реферат: с: резюме; в: свертывание информации; н: реферат авторский: реферат графический; реферат информативный; реферат «телеграфного стиля»; реферат указательный; реферирование; а: аннотация В качестве буквенных обозначений здесь выступают следующие: с — термины-синонимы; в — термины, подчиняющие заглавный термин: н — термины, подчиненные заглавному; а — термины, ассоциированные с заглавным термином. Различают базовые и рабочие тезаурусы. Базовые тезаурусы включают ОСНОВНОЙ набор лексики предметной области. Рабочие тезаурусы строятся на основе базовых тезаурусов и дополняются в процессе индексирования документов новыми терминами. 1 Источите Гайдамакин Н. А. Автоматизированные информационные системы, балы и банки данных. Вводный курс: Учебное пособие. — М.: Гелиос АРВ, 2002.
7.4. Системы индексирования Система индексирования (СИ) совокупность методов и средств перевода текстов с естественного языка на ИПЯ в соответствии с заданным набором словарей лексических единиц и с правилами применения ПНЯ [29]. Рассмотрим классификацию систем индексирования |29]. 1. Но степени автоматизации процесса индексирования выделяют • ручного индексирования; • автоматического индексирования; • автоматизированного индексирования. 2. По степени контролируемости различают системы: • без словаря; • с жестким словарем; • со свободным словарем. 3. По характеру алгоритма отбора слов текста выделяют системы: • с последовательным просмотром текста (отбираются все полнозначные слова); • с эвристическими процедурами выбора слов текста (слова отбираются интуитивно или по заданной процедуре): • со статистическими процедурами выбора слов (отбираются только информативные слова в соответствии с распределением частот их употребления). 4. По характеру лексикографического контроля различают системы: • без лексикографического контроля; • с полным контролем; • с промежуточным контролем. ♦ устранение синонимии, полисемии и омонимии на основе нормативных словарей лексических единиц с парадигматическими отношениями между ними; ♦ нормализацию слов на основе морфологических нормативных словарей. 5. По характеру морфологического анализа слов различают системы: ♦ с использованием морфологических словарей; ♦ с использованием основных лексических словарей; ♦ С использованием морфологического анализа с усечением слов. Возможны системы индексирования без морфологического анализа. Процесс свободного индексирования состоит в следующем. Индексатор выписывает слова или словосочетания, которые, по его мнению, отражают содержание текста. Он может брать слова, отсутствующие в тексте, но важные, с его точки зрения, для выражения смысла текста. Отобранный список слов является поисковым образом документа. Это СИ С ручным индексированием. Процесс полусвободного индексирования аналогичен вышеописанному, но слова для подберутся только из словаря. При жестком индексировании слова берутся только из текста. Поначалу индексирование осуществлялось специально подготовленными специалистами-экспертами в предметной области, которые МОГЛИ осуществлять глубокий анализ СМЫСЛОВОГО содержания документа и ОТНОСИТЬ его (индексировать) к тем или иным классам, рубрикам, ключевым терминам. В этом случае были высоки накладные расходы, поскольку требовалось наличие в штате высококвалифицированных специалистов-индексаторов. Кроме того, процесс индексирования в некоторой мере был субъективным. Поэтому возникла задача автоматизации индексирования документов. Существуют два подхода к автоматическому индексированию. Первый основан на использовании словаря ключевых слов и применяется в системах на основе ИПТ. Индексирование в таких системах осуществляется путем последовательного автоматического поиска в тексте документа ключевых терминов. Строится индекс, представляющий поисковое пространство документов. Возможны два типа такого индекса - прямой и инвертированный (рис. 7.4) [14]. Прямой тип индекса строится по схеме «документ—термины». Поисковое пространство в ЭТОМ случае представлено в виде матрицы размерностью nxm. Строки этой матрицы представляют поисковые образы документов. Инвертированный тип индекса строится по обратной схеме — «термин—документы>. Поисковое пространство соответственно предетав-лено аналогичной матрицей, только в транспонированной форме. Поисковыми образами документов в ЭТОМ случае являются столбцы матрицы.
Прямой индекс
Инвертированный индекс
Рис. 7.4. Пример прямого и инвертированного индексов Второй подход к автоматическому индексированию применяется в полнотекстовых системах. В процессе индексирования в индекс заносится информация обо всех словах текста документа (отсюда и название «полнотекстовые»). 7.5. Полнотекстовые информационно-поисковые системы Процессы компьютеризации деятельности предприятии привели к накоплению большого объема неструктурированной текстовой информации. Возникла потребность в программном обеспечении, реализующем эффективный поиск информации. Информационно-поисковые каталоги, фасетные и тезаурусные системы не могли быть в ПОЛНОЙ мере использованы в массовой персональной автоматизации. Потребовались средства, которые бы в Максимальной степени освобождали пользователя от необходимости сложной предварительной структуризации предметной области и затратных процедур индексирования при накоплении текстовых данных, но в то же время создавали бы эффективный и интуитивно понятный поисковый инструментарий [14]. В результате на рынке программных продуктов появились полнотекстовые ИС. Полнотекстовые ПС строятся на основе информационно-поисковых языков дескрипторного типа. Информационно-технологическая структура полнотекстовых ИС включает [14]: ♦ хранилище документов; ♦ глобальный словарь системы; ♦ инвертированный индекс документов; ♦ интерфейс ввода документов в систему; ♦ механизм индексирования; ♦ интерфейс запросов пользователя; ♦ механизм поиска документов; ♦ механизм извлечения найденных документов. Хранилище документов может быть организовано как единая локально сосредоточенная информационная структура в виде специального файла с текстами документов. Глобальный словарь системы может быть статическим и динамическим. Статические словари определяются заранее и не зависят от содержания документов, вошедших в хранилище. Динамические словари определяются набором словоформ, имеющихся в документах хранилища. Изначально такой словарь пуст, но с каждым новым документом в него помещаются новые словоформы. менты глобального словаря выступают в качестве дескрипторов ИПЯ-системы. Поступающие через интерфейс ввода-вывода документы подвергаются операции индексирования по глобальному словарю. Механизм индексирования в полнотекстовых ИС полностью автоматизирован и заключается в создании специального двоичного вектора, компоненты которого показывают наличие или отсутствие в данном документе слова с соответствующим номером из глобального словаря [14]. Существенное влияние на эффективность полнотекстовых ИС оказывает морфологический разбор при индексировании документов и запросов. Морфологический разбор позволяет выделять общую для однокоренных слов словоформу, а также выделять лексемы, т. е. слова, отличающиеся окончаниями, приставками и суффиксами. В результате индексирования поисковый образ каждою нового документа представляется набором словоформ из глобального словаря, присутствующих в тексте документа, и поступает в виде соответствующего двоичного вектора для дополнения индекса системы. Индекс
строится по инвертированной схеме и в двоичном виде отражает весь (полный) текст учтенных или накопленных документов [14]. При удалении документа из системы соответственно удаляется и поисковый образ документа. Через интерфейс запросов пользователь в терминах ИПЯ делает запрос, который обрабатывается поисковой машиной. Механизм поиска основывается на тех или иных алгоритмах и критериях сравнения поискового образа запроса с ПОИСКОВЫМИ образами документов, образующими индекс системы. Результатом поиска является определение номеров документов, поисковые образы которых соответствуют поисковому образу запроса. Далее специальная подсистема па основе установленных в хранилище указательных конструкций извлекает и доставляет соответствующие документы пользователю [14]. Примером полнотекстовых информационно-поисковых систем являются автоматизированные информационные системы по законодательству. Автоматизированная информационная система по законодательству (АИСЗ) — это программный комплекс, включающий в себя массив правовой информации и инструменты для работы с ним [37]. Эти инструменты позволяют производить поиск документов, формировать подборки документов, печатать документы. АИСЗ являются частью следующих типов информационных систем [37]. 1. Справочно-информационные системы общего назначения, ориентированные на доступ пользователей к нормативно-правовым гам. К этим системам относятся «Консультант Плюс», «Гарант», «Кодекс» и др. 2. Глобальные информационные службы (хост-системы), предо- ставляющие доступ удаленным пользователям к библиографической, полнотекстовой или другой информации. Крупнейшей в мире коммерческой службой, обеспечивающей доступ к юридической информации, является система LEXIS (США). 3. Системы информационной поддержки деятельности правотворческих органов. Спецификой таких систем является необходимость хранения и поиска многих версий и редакций нормативно- 1. Системы автоматизации делопроизводства судов, милиции и других правоохранительных органов. Основными особенностями АИСЗ являются [37]: ♦ необходимость предоставления адресного доступа к полным текстам; ♦ в информационных языках для поиска в БД по законодательству необходим учет контекстных связей, регламентированных при- лагательных (типа «обязательный», «произвольный» и др.); ♦ тексты нормативных актов должны подвергаться так называемой В 1992 году образовалось НПП «Гарант-Сервис». В этом же году была создана общероссийская сеть «Консультант Плюс», которая охватила множество ГОРОДОВ России. В настоящее время наиболее распространена АИСЗ «Консультант Плюс». Система «Гарант» занимает второе место в России по количеству пользователей. На третьем месте находится достаточно популярный продукт — информационно поисковая система «Кодекс», которая разработана малым государственным предприятием «Центр компьютерных разработок». На российском рынке АИСЗ представлены также следующие про- дукты, созданные государственными предприятиями для обеспечения потребностей в правовой информации государственных ведомств [52]: ♦ «Эталон» (НЦПИ при Министерстве юстиции РФ); ♦ «Система- (НТЦ «Система - при ФАПСИ). Кроме того, на российском рынке представлены такие системы, как [52]: ♦ «ЮСИС» (фирма «Инталекс»); ♦ «Референт» (ЗАО «Референт-Сервис»); ♦ «Ваше право» и «Юрисконсульт» (фирма «Информационные системы и технологии»);
♦ «1С: Кодекс», «1С: Гарант». «1С: Эталон» (компания «1С»). Информационные банки РФ включают следующие уровни данных: ♦ федеральное законодательство; ♦ местное законодательство; ♦ ненормативные материалы (консультации экспертов, бланки деловых документов, проспекты эмиссии пенных бумаг коммерческих банков и т. п.). 170.
При юридической обработке (индексировании) используется Общеправовой классификатор отраслей законодательства, утвержденный указом президента РФ № 2171 от 16 декабря 1993 года [37], Существуют два источника получения правовой информации разработчиком для включения в систему: официальная рассылка подписавшего ведомства и опубликование в периодической печати. Официальная рассылка — основной источник информации для систем «Консультант Плюс". «Гарант» и «Кодекс». Следует заметить, что государственные органы выступают не только в качестве источников информации, НО И сами ЯВЛЯЮТСЯ пользователями систем, т. е. прямо заинтересованы в оперативном и достоверном пополнении информационного банка. Поэтому, как правило, документы передаются из органов государственной власти сразу же после их подписания. Сеть «Консультант Плюс» имеет прямые договоры об обмене информацией с ОСНОВНЫМИ федеральными органами (среди них— Ад министрация Президента РФ, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ, Федеральная налоговая служба и др.), а гаю местными органами власти. Благодаря аналогичным договорам, нормативные акты достаточно оперативно попадают и в систему «Гарант» [37,52]. Юридическая база < Кодекс» ведется при содействии юридического комитета мэрии Санкт Петербурга. Документы для данной системы поступают в «Центр компьютерных разработок" на основе договоров не напрямую с органами власти, а с их представительствами в Санкт-Петербурге [37, 52]. Публикации в печатных изданиях. Выделяют три группы таких источников. К первой относятся все издания, в которых публикация нормативных актов считается официальной: «Бюллетень международных договоров», < Вестник ЦБРФ», «Российская газета», <• Российские вести» и др. Вторую группу составляют издания, не признанные официальными, но в состав учредителей которых входят российские министерства и ведомства: «Бюллетень Верховного суда РФ», «Финансовая газета» и т. д. Наконец, в третью Группу входят издания, публикация документов в которых считается достоверной. Такие издания или имеют достаточно большой тираж, или пользуются авторитетом вереде специалистов: «Закон», «Хозяйство и право», «Экономика и жизнь» и др. [37J. Основными параметрами, позволяющими определить качество содержания информационной базы, являются [52]: ♦ полнота информации; ♦ достоверность информации; ♦ оперативность обновления информации. Параметры, характеризующие качество программной оболочки: ♦ поисковые ВОЗМОЖНОСТИ системы: ♦ средства актуализации информации; ♦ дополнительные сервисные функции. Оценка полноты, достоверности и оперативности обновления информации основывается на количественных показателях. Оценка же качества юридической обработки поступающих в информационный банк документов достаточно субъективна. Без юридической обработки АИСЗ является всего лишь электронным аналогом бумажных изданий. Еe цель систематизация документов для повышения эффективности их дальнейшего использования. Юридическая обработка обычно состоит из следующих основных этапов [52]: ♦ Классификация документов; ♦ выявление взаимосвязей между различными документами; ♦ составление Примечаний к документу. Классификация документов предназначена для последующего их поиска по некоторым признакам, формальным или неформальным. Классификация производится на основании классификатора данной системы. Как известно, классификатор — это иерархическая структура, содержащая все понятия, используемые для описания документов, ВХОДЯЩИХ в информационную базу. Доступ пользователя к информации, хранящейся в АИСЗ, может осуществляться двумя способами, каждый на которых имеет свои достоинства и недостатки [37]: ♦ работа с удаленной базой; ♦ работа с локальной базой. При работе с удаленной базой пользователю нет необходимости хранить на своем компьютере данные системы, они хранятся на сервере разработчика и доступны через сеть. Большинство АИСЗ имеют версии, доступные через глобальную сеть Интернет. Основное преимущество работы с такими версиями заключается в том, что пользователь всегда имеет доступ к самым последним данным [37]. Однако для работы с удаленной базой пользователю необходим доступ к Интернету. Зачастую скорость передачи информации через
Интернет низкая из-за плохого качества каналов, а стоимость доступа достаточно высокая. Поэтому иногда более выгоден вариант работы с локальной базой, которая доступна в любой момент. Недостатком этого варианта по сравнению с предыдущим является более продолжительный период актуализации информации. Контрольные вопросы 1. В чем заключались предпосылки появления и распространения ДИС? 2. Дайте понятие ДИС. Какие различают группы ДИС? 3. Охарактеризуйте функционирование ДИС на основе индексирования. 4. Дайте понятие информационно-поискового языка. Назовите элементы ИПЯ. 5. Назовите виды ИПЯ. 6. Охарактеризуйте системы перечислительной, систематизированной, фасетной классификации. 7. Назовите дескрипторные информационно-поисковые языки. Дайте понятие дескриптора 8. Охарактеризуйте структуру информационно-поискового тезауруса 9. Дайте классификацию ИПЯ.
10. Охарактеризуйте подходы к автоматическому индексированию. 11. Охарактеризуйте полнотекстовые информационно-поисковые системы. 12. Дайте понятие автоматизированной информационной системы по законодательству. 13. Перечислите особенности и качественные характеристики АИСЗ. Глава 8 Компьютерные сети 8.1. Системы телеобработки данных Исторически первыми системами распределенной обработки данных были системы телеобработки данных и многомашинные вычислительные комплексы [12]. Системы телеобработки данных представляют собой информационно-вычислительные системы, которые выполняют дистанцион-пун» централизованную обработку данных, поступающих в центр обработки по каналам связи. Многомашинные вычислительные комплексы — это системы, состоящие ИЗ нескольких относительно самостоятельных компьютеров, связанных между собой устройствами обмена информацией, в частности каналами связи. Техническое обеспечение систем телеобработки - это совокупность технических средств, основными задачами которой являются ввод данных в систему передачи данных по каналам связи, сопряжение каналов связи с компьютером, обработка данных и выдача результатных данных абоненту. Наряду с техническим обеспечением, для осуществления режима телеобработки на компьютере должно быть установлено специализированное программное обеспечение, выполняющее функции: обеспечения работы компьютера в различных режимах телеобработки, управления сетью телеобработки данных, управления очередями сообщений, редактирования сообщений, обработки ошибочных сообщений и т. п. Основным режимом обработки данных на вычислительных центрах коллективного пользования является телеобработка информации, которая может быть реализована в одном из двух режимов: В диалоговом режиме (on-line) или в режиме пакетной обработки (off-line). Независимо от сферы применения, любая система телеобработки информации включает в себя как минимум четыре группы техниче-
ских средств: электронную вычислительную машину, аппаратуру передачи данных (АПД), устройство сопряжения (УС) компьютера с аппаратурой передачи данных, абонентские пункты (ЛИ), осуществляющие взаимодействие абонента с системой и обеспечивающие ввод и вывод данных. Более разветвленные системы телеобработки информации могут использовать устройства удаленного согласования (УУС) — поочередного или одновременного подключения разных абонентов к идиому каналу связи. Блок-схема типовой СТОД показана на рис. 8.1.
Рис. 8.1. Блок-схема типовой СТОД' Аппаратура передачи данных включает следующие устройства [12]: ♦ устройства преобразования сигналов (УПС); ♦ устройства защиты от ошибок (УЗО); ♦ устройства вызова. УПС преобразует сигналы терминального оборудования в вид, пригодный для передачи их по используемым каналам связи. И наоборот, сигналы, поступающие по каналу связи, преобразует к виду, воспринимаемому терминальной аппаратурой. В качестве УПС обычно используются модемы и связные карты. УЗО применяют для обеспечения достоверности передачи информации они реализуют процедуры обнаружения и автоматического исправления ошибок. Устройства вызова необходимо использовать при работе по коммутируемым каналам связи для соединения с вызываемым абонентом. 8.2. Понятие компьютерной сети Компьютерные сети — это системы компьютеров, объединенных каналами передачи данных, обеспечивающие эффективное предоставление различных информационно-вычислительных услуг пользователям посредством реализации удобного и надежного доступа к ресурсам сети [12, 23]. ' Источник: Бройдо В. Л. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации. - СПб.: Питер, 2002. - 688 г. Информационные системы, использующие возможности компьютерных сетей, обеспечивают выполнение следующих задач [12]: ♦ хранение и обработка данных; ♦ организация доступа пользователей к данным; ♦ передача данных и результатов обработки данных пользователям. Эффективность решения перечисленных задач обеспечивается:
♦ дистанционным доступом пользователей к аппаратным, программным и информационным ресурсам; ♦ ВЫСОКОЙ надежностью системы; ♦ возможностью оперативного перераспределения нагрузки; ♦ специализацией отдельных узлов сети для решения определенного класса задач; ♦ решением сложных задач совместными усилиями нескольких узлов сети; ♦ возможностью осуществления оперативного контроля всех узлов сети. Основные показатели качества компьютерных сетей включают следующие элементы: полнота выполняемых функций, производительность, пропускная способность, надежность сети, безопасность информации, прозрачность сети, масштабируемость, интегрируемость, универсальность сети. Виды компьютерных сетей Компьютерные сети, в зависимости от охватываемой территории, подразделяются на: ♦ локальные (ЛВС, LAN — Local Area Network); ♦ региональные (PBC, MAN — Metropolitan Area Network); ♦ глобальные (ГВС, WAN Wide Area Network). В Локальной сети абоненты находятся на небольшом (до 10-15 км) расстоянии друг от друга. К Л НС относятся сети отдельных предприятий, фирм, банков, офисов, корпораций и т. д. РВС связывают абонентов города, района, области. Обычно расстояния между абонентами РВС составляют десятки-сотни километров. Глобальные сети соединяют абонентов, удаленных друг от друга на значительное расстояние, часто расположенных в различных странах или на разных континентах. По признакам организации передачи данных компьютерные можно разделить на дне группы [12}: ♦ последовательные; ♦ широковещательные. В последовательных сетях передача данных осуществляется последовательно от одного узла к другому. Каждый узел ретранслирует принятые данные дальше. Практически все виды сетей относятся к этому типу. В широковещательных сетях в конкретный момент времени передачу может вести только одни узел, остальные узлы могут только принимать информацию. 8.4. Топологии компьютерных сетей Топология представляет физическое расположение сетевых компонентов (компьютеров, кабелей и др.). Выбором топологии определяется состав сетевого оборудования, возможности расширения сети, способ управления сетью. Существуют следующие топологии компьютерных сетей [12]: ♦ шинные (линейные, bus); ♦ кольцевые (петлевые, ring); ♦ радиальные (звездообразные, star); ♦ смешанные (гибридные). Практически все сети строятся на основе трех базовых топологий: топологии «шина», «звезда» и «кольцо". Базовые топологии достаточно просты, однако на практике часто встречаются довольно сложные комбинации, сочетающие свойства и характеристики нескольких топологий. В топологии «шина», или «линейная шина" (linear bus), используется один кабель, именуемый магистралью ИЛИ сегментом, к которому подключены все компьютеры сети (рис. 8.2). Эта топология является наиболее простой и распространенной реализацией сети. Так как данные в сеть передаются лишь одним компьютером, производительность сети зависит от количества компьютеров, подключенных к шине. Чем больше компьютеров, тем медленнее сеть. Зависимость пропускной способности сети от количества компьютеров в ней не является прямой, так как, кроме числа компьютеров, на быстродействие сети влияет множество других факторов: ТИП аппаратного обеспечения, частота передачи данных, тип сетевых приложений, тип сетевого кабеля, расстояние между компьютерами в семи
Рабочая станция Рабочая станция
Рабочая станция Рабочая станция Рис. 8.2. Сеть с шинной топологией «Шина» является пассивной топологией компьютеры только «слушают» передаваемые по сети данные, но не передают их от отправителя к получателю. Выход из строя какого-либо компьютера не оказывает влияния на работу всей сети. В активных топологиях компьютеры регенерируют сигналы с последующей передачей их по сети. Основой последовательной сети с радиальной топологией (топологией «звезда») является специальный компьютер — сервер, к которому подключаются рабочие станции, каждая по своей линии связи. Вся информация передается через сервер, в задачи которого входит ретрансляция, переключение и маршрутизация информационных потоков и сети (рис. 8.3). Такая сеть является, аналогом системы телеобработки, в которой все абонентские пункты содержат в своем составе компьютер. Недостатками такой сети являются: высокие требования к вычислительным ресурсам центральной аппаратуры, потеря работоспособности сети при отказе центральной аппаратуры, большая протяженность линий связи, отсутствие гибкости в выборе пути передачи информации. Если выйдет из строя рабочая станция (или кабель, соединяющий ее с концентратором), то лишь эта станция не сможет передавать или принимать данные посети. На остальные рабочие станции в сети этот сбой не повлияет. При использовании топологии «кольцо» компьютеры подключаются к кабелю, замкнутому в кольцо (рис. 8.4). Сигналы передаются в одном направлении и проходят через каждый компьютер. Каждый компьютер является повторителем, усиливая сигналы и передавая их следующему компьютеру. Если выйдет из строя один компьютер, прекращает функционировать вся сеть.
Рабочая станция Рис. 8.3. Сеть с топологией «звезда-Способ передачи данных по кольцевой сети называется передачей маркера. Маркер последовательно, от компьютера к компьютеру, передается до тех пор, пока его не получит гот компьютер, который должен передать данные. Передающий компьютер добавляет к маркеру данные и адрес получателя и отправляет его дальше по кольцу.
Компьютер Компьютер Рис. 8.4. Сеть с кольцевой топологией Данные передаются через каждый компьютер, пока не окажутся у ТОГО, Чей адрес совпадает с адресом получателя. Далее принимающий компьютер посылает передающему сообщение — подтверждение о приеме данных. Получив сообщение подтверждение, передающий компьютер создает НОВЫЙ маркер и возвращает его в сеть. Топология полносвязной вычислительной сети представлена на рис. 8.5. В структуре такой сети можно выделить коммуникационную и абонентскую подсети. Коммуникационная подсеть это ядро вычислительной сети, которое связывает рабочие станции и серверы сети друг с другом. Звенья абонентской подсети (серверы, рабочие станции) подключаются к узлам коммутации абонентскими каналами связи. Рис. 8.5. Полносвязная вычислительная сеть. УК — устройство коммутации' 8.5. Модель взаимодействия открытых систем Передача и обработка данных в разветвленной сети является СЛОЖНЫМ, ИСПОЛЬЗУЮЩИМ многочисленную и разнообразную аппаратуру 1 Источник: Бройдо В. Л. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации. - СПб.: Питер. 2002. процессом, требующим формализации и стандартизации следующих процедур [12]: ♦ управление и контроль ресурсом компьютеров и системы телекоммуникаций; ♦ установление и разъединение соединения; ♦ контроль соединений; ♦ маршрутизация, согласование, преобразование и передача данных; ♦ КОНТРОЛЬ правильности передачи; ♦ исправление ошибок и т. д. Необходимо применение стандартизированных протоколов и для обеспечения понимания сетями друг друга при их взаимодействии. Указанные выше задачи решаются с помощью применения системы протоколов и стандартов, которые определяют процедуры взаимодействия элементов сети при установлении СВЯЗИ и передаче данных. Протокол представляет собой набор правил и методом взаимодействия объектов вычислительной сети, регламентирующий основные процедуры, алгоритмы и форматы взаимодействия, обеспечивающие корректность согласования, преобразования и передачи данных в сети. Выполнением протокольных процедур управляют специальные программы, реже аппаратные средства. Международной организацией по стандартизации (ISO— International Organisation for Standardization) разработана система стандартных протоколов модель взаимодействия открытых систем (Open System Interconnection— OSI), которую также называют эталонной семиуровневой моделью открытых систем. Открытая система — система, доступная для взаимодействия с другими системами в соответствии с разработанными стандартами |52]. Модель OSI содержит общие рекомендации для построения стандартов совместимых сетевых программных продуктом и служит основой для разработчиков совместимого сетевого оборудования. Эти рекомендации ДОЛЖНЫ быть реализованы как в технических, так и в программных средствах вычислительных сетей. Для обеспечения упорядочения функций управления и протоколов вычислительной сети вводятся функциональные уровни. В общем случае сеть вклю
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 1652; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.90.57 (0.014 с.) |