Техника и технология социально-культурного 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Техника и технология социально-культурного



Конспект лекций

ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО

СЕРВИСА И ТУРИЗМА
СОДЕРЖАНИЕ

1. ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ – КАК ВЫСШЕЕ ДОСТИЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

2. ПРЕДПРИЯТИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА И ТУРИЗМА

3. ЦЕЛИ ВНЕДРЕНИЯ ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИЙ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА И ТУРИЗМА

3.1. Совершенствование качества услуг

3.2. Совершенствование ценовой политики.

3.3. Создание (гарантия) безопасных условий обслуживания

3.3.1. Подход к проблемам обеспечения безопасности

3.3.2. Системы безопасности на предприятиях социально-культурного сервиса

3.3.3.Экономическая эффективность систем безопасности.

Обеспечение экологической безопасности

3.4.1.Хозяйственная деятельность людей – как источник воздействия на окружающую среду

3.4.2. Водные ресурсы – как основной компонент окружающей среды и жизнедеятельности людей.

3.4.3. Переработка и утилизация отходов

 

4. ПРОГРАММА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА

НА ПРЕДПРИЯТИЯХ СКСиТ

 

5. НАПРАВЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА В

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОМ СЕРВИСЕ И ТУРИЗМЕ.

1. Инновации

2. Диверсификация – как вид инновационного изменения.

3. Информационные технологии

6. ОФИС И ПРИНЦИП ЕГО ОРГАНИЗАЦИИ

6.1. Предпосылки возникновения офиса в России

Организация офиса турфирмы

6.3. Технология подбора кадров

 

7. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

 

8. ТЕХНОЛОГИЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ

 


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1.Что означает понятие "техника"?

2. Что означает понятие "технология"?

3.С чем связано появление новых видов техники и технологий

4. За счет чего развиваются технологии?

5. Чему способствуют технологические процессы, происходящие в природе и обществе?

6. Какая существует связь между техникой и технологиями?

7. Какое главное назначение техники?

8. В чем заключается социальная функция техники?

9. Существует ли связь между понятием "цивилизация" и развитием техники и технологий?

10. Назовите самые первые технические изобретения

11.Какова цель научно-технической революции на современном этапе?


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1.Что такое услуга?

2.Назовите два вида услуг. Приведите примеры.

3.Что означает слово "сервис"?

4.Назовите предприятия, осуществляющие свою деятельность в сфере социально-культурного сервиса

5.Охарактеризуйте особенности условий, в которых действуют современные предприятия?

6.Опишите общую схему деятельности предприятия?

7.Когда предприятие сможет выжить в рыночных условиях?

8.Что является движущей силой в развитии производства?

9.Что является негативным моментом широкого внедрения новой техники в производство?

10. Что является позитивным моментом комплексного внедрения достижений технического прогресса?

 


ЦЕЛИ ВНЕДРЕНИЯ ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИЙ

НА ПРЕДПРИЯТИЯХ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО

СЕРВИСА И ТУРИЗМА

 

Совершенствование качества услуг

Совершенствование ценовой политики.

Создание (гарантия) безопасных условий обслуживания

Подход к проблемам обеспечения безопасности

Системы безопасности на предприятиях социально-культурного сервиса

3.3.3.Экономическая эффективность систем безопасности.

Обеспечение экологической безопасности

Хозяйственная деятельность людей – как источник воздействия на окружающую среду

Водные ресурсы – как основной компонент окружающей среды и жизнедеятельности людей.

Переработка и утилизация отходов

Исходя из жестких требований конкуренции, каждому предприятию рано или поздно приходится целенаправленно внедрять программу технического перевооружения, реконструкции и создания новых производств.

Подчиняясь диктату законов нового времени, предприятия осваивают новые технологии не только на производстве, но и в управлении ресурсами основного и вспомогательного производства на основе интегрированных автоматизированных систем: снабжение, управление материальными потоками, сбыт, планирование, учет финансов и бухгалтерии.

Главная задача технического оснащения, внедрения и использования новых достижений в технологиях, а также модернизации предприятий социально-культурного сервиса и туризма – это создание максимально эмоционального комфорта, уюта и удобств, атмосферы истинного гостеприимства, которое заставляет клиентов возвращаться туда, где им было так хорошо.

Комфорт, о котором идет речь, является результатом комплексных составляющих: физического (устройства, приборы, мебель, температура, свет, дизайн и т.д.) и психологического (радушие, настроение, удовлетворение и пр.) комфорта.

Применение техники и технологий способствует улучшению качества обслуживания, сокращается время обслуживания при одновременном уменьшении численности обслуживающего персонала. Автоматизация производства способствует повышению уровня знаний управленческих работников. Повышается культура обслуживания, рождаются ее цивилизованные формы, реализующие принцип "Клиент – король", формируется активное движение в сторону мировых стандартов в сфере оказания услуг.

Целями широкомасштабного использования техники и технологий в социально-культурном сервисе и туризме являются:

Совершенствование качества услуг

2.Совершенствование цены на услуги

Создание (гарантия) безопасных условий обслуживания

- безопасность жизни и здоровья клиентов

- сохранность имущества людей и предприятия

Обеспечение экологической безопасности

Ниже рассмотрим эти цели более подробно.

Совершенствование качества услуг

Безусловно, что для каждого предприятия в условиях рыночных отношений первостепенной задачей является управление качеством.

Качество – это совокупность свойств (товара или услуги), способных удовлетворить определенные желания потребителей.

Качество обслуживания – это соответствие обслуживания запросам клиентов, это чрезвычайно хорошее обслуживание, когда клиент удовлетворен услугой больше ожидаемого. Только в этом случае клиент скажет «спасибо» и придет еще раз.

Цель каждого предприятия – постоянное стремление к высоким стандартам качества. Понятие "качество" – это атрибут повседневной жизни. Смысл этой концепции заключается в том, чтобы каждый элемент технологической цепочки, каждая отдельная операция в обслуживании клиентов обеспечивали бы безусловное качество производимых услуг, ориентированное на международные стандарты. Процесс вывода услуг в социально-культуром сервисе и туризме на уровень мировых стандартов качества позволит предприятиям расширять свое присутствие на международном рынке, находить новых партнеров по бизнесу и, таким образом, поднимать имидж страны и отрасли в глазах мирового сообщества.

В этом вопросе каждое предприятие имеет свою формулу успеха. Достижению высоких форм качества способствует корпоративная культура производства: профессиональное сочетание многолетнего опыта и современных технологий, научно-технический потенциал, сохранение традиций производства, умение работать с партнерами,

Качество услуги характеризуется несколькими критериями, среди них:

Имидж предприятия и услуг.

Зарекомендовав себя на рынке услуг однажды, перед предприятием встает вопрос о постоянном поддержании имиджа, если он положительный, позитивный и, наоборот, изменить мнение о себе, что, кстати, очень трудно, если имидж или репутация негативная.

Говорят, что хорошую репутацию легче приобрести, чем избавиться от плохой.

Альфред Нобель сказал более ста лет назад: «Хорошая репутация более важна, чем чистая рубашка. Рубашку можно постирать, репутацию - никогда». Доброе имя на рынке – само по себе капитал. А имидж, прежде всего, определяется качеством услуг.

В настоящее время привлечь туриста можно, только отвечая современному уровню производства услуг, имея прочную, конкурентоспособную основу для организации этого производства. Каждое из предприятий должно иметь свой индивидуальный облик, чтобы гость знал: здесь ему предложат уникальный набор качественных услуг.

Уровень качества услуг зависит от степени использования передовых технологий в управлении, в производственных процессах, от рационального использования ресурсов, степени соответствия предприятия социально-культурного сервиса и туризма своему функциональному назначению, а их услуг - потребностям рынка.

 

Снижение использования.

Например, отказ от индивидуальной упаковки продуктов (джем, сливки) там, где это оправдано, скажем, в ресторанах, кафе, т.е. там, где есть их большой расход. Помимо экологических эффектов, это приносит еще и экономическую выгоду: чем меньше упаковочных материалов, которые в итоге оказываются на свалке, тем меньше стоимость продукции.

2) Переработка.

Переработка отходов является одним из основных методов предотвращения их накопления в окружающей среде. Переработке подвергается большинство отходов. Этот метод оказывается достаточно эффективным, если предрешена проблема сортировки отходов, которую можно осуществлять прямо на предприятиях сервиса и туризма и персоналом, и клиентами, если правильно организовать их сбор. К тому же такая работа может приносить и прибыль, т.к. отсортированные отходы можно продавать перерабатывающим предприятиям как вторсырье.

В качестве примеров можно рассмотреть несколько вариантов имеющихся на сегодняшний день технологий, которые с успехом можно применять на предприятиях туризма, в частности, на базах отдыха, на предприятиях питания. Так, для переработки пищевых отходов можно использовать промышленный измельчитель – электрический прибор, применяемый для простого и быстрого удаления пищевых отходов, которые без труда измельчаются до гомогенного состояния и выводятся в систему канализации с потоком воды. Он рассчитан на повышенные нагрузки, предназначен для использования в производственных кухнях. Для баз отдыха наверняка будет интересна идея технологии превращения пищевых отходов в гумус, т.е в небольшой огороженный участок ямы периодически выбрасываются пищевые отходы для разведения и подкормки дождевых червей, которых потом используют в качестве наживки на крючок. И отходы не загрязняют территорию базы и туристам дополнительная услуга.

Еще одна проблема – засорение поверхности земли пластиковыми бутылками. Для туризма эта проблема особенно злободневна, т.к. пиковые сезоны туристского отдыха приходятся на лето, когда резко увеличивается потребление воды. И если повсеместно не организовать сбор и переработку пластиковой тары, то проблемы могут перерасти в угрозу для окружающей среды: пластиковые бутылки валяются огромными кучами в лесопосадках, ими завалены берега, они плывут по рекам, валяются на остановках общественного транспорта и просто на асфальте улиц городов. Конечно, нужно централизованное решение данной проблемы, но применение гостиницами, торговыми предприятиями, предприятиями питания, базами отдыха даже несложных и недорогих технологических решений поможет заметно изменить ситуацию в лучшую сторону.

Например, использование в общественных местах машины для прессовки пластиковых бутылок объемом от 0,33-2,0 л., путем прокалывания, сжатия (объем бутылки после обработки в машине уменьшается в 3 раза) и сбора их в пакет-контейнер. Загрузка производится по одной бутылке, пробка на бутылке не оказывает влияния на ее сжатие, а случайно попавшие в машину стеклянные и деревянные предметы, не нанося ей вреда. Кроме того, в машине имеется дополнительное отверстие для независимой загрузки предметов, не требующих прессования (одноразовая посуда).

Вес машины 160 кг, размеры (мм длина-ширина-высота) 900х940х1980, габариты пакета-контейнера (мм) 800х750х1100.В конструкции машины достигнута максимальная простота и минимальная цена среди аналогичных конкурентных аппаратов. Имеет максимальный уровень техники безопасности в эксплуатации и требует минимального обслуживания.

3) Повторное использование.

Использование повторно тары, например, из-под моющих средств в отелях позволит предотвратить образование десятки тонн отходов пластика.

Замена.

Этот принцип предусматривает снижение, а затем последовательный отказ от использования моющих средств (в прачечных, в ресторанах, гостиницах и пр.) и систем (напр. кондиционирования), содержащих вредные (напр. хлоросодержащие или фреон) вещества. По мере появления новых технологий, есть смысл заменять старые устаревшие на более современные, экологически безопасные.

Перезаправка.

В настоящее время в офисах используется множество различного оборудования (факсы, принтеры, копировальная техника), которое требует заправки картриджей. Решение этой проблемы может быть рациональной и экономичной, если использовать перезаправленные картриджи, а может быть и достаточно расточительной, и при этом экологически пренебрежительной, если каждый раз покупать новые, которые стоят гораздо дороже (новый 55$, перезаправленный – 20-25$).

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Назовите главную задачу технического оснащения предприятий

2. Что является целями широкомасштабного внедрения и использования техники и технологий в социально-культурном сервисе и туризме?

3. Что такое "качество" и "качество обслуживания"?

4. Что должно быть целью каждого предприятия в отношении качества?

5. Перечислите составляющие качества услуги.

6. Охарактеризуйте коротко каждую из составляющих качества услуги.

7. В каком соотношении должны находиться "цена и "качество" услуг?

8. Какая ситуация исключает падение спроса за счет повышения цены?

9. Что служит основанием для установления более высокой цены на услугу?

10.С помощью чего определяется соответствие цены на услугу?

11.Как Вы понимаете требования "обеспечения безопасности" при производстве услуг?

12.Что такое опасность? Где она может проявиться в туризме?

13.Что такое система безопасности на предприятии туризма?

14.Назовите группы участников системы негативных воздействий.

15.Какие проблемы могут быть решены с помощью системы безопасности?

16.Какие подсистемы входят в состав системы технических средств обеспечения безопасности?

17.Что является основным источником воздействия на окружающую среду?

18.Какими способами можно уменьшить негативное воздействие на природу?

19.Опишите замкнутый цикл взаимосвязи НТР, экологии и человека.

20.В чем значение воды для жизнедеятельности людей?

21.В чем значение воды для сферы туризма?

22.Какие проблемы, связанные с водой актуальны для туристской отрасли?

23.Перечислите необходимые меры, которые необходимо принять для оздоровления экосистемы водоемов?

24.Какие обязательные аспекты должны рассматривать экологические программы?

25.Назовите шесть принципов регулирования количества отходов.


СЕРВИСА И ТУРИЗМА

 

Для того, чтобы социально-культурная сфера и туристская отрасль могли развиваться в ногу со временем, необходимо создать такие условия для их развития, которые способствовали бы продвижению этих сфер к мировым стандартам обслуживания и гостеприимства. Для этой цели разрабатывается программа научно-технического прогресса в социально-культурной сфере и туризме.

Программа в социально-культурном сервисе и туризме – это комплекс мероприятий, осуществление которых, необходимо для эффективного решения научно-технических проблем и широкого применения достижений науки и техники, современных технологий обслуживания и производства.

Для реализации этих целей необходимо решение ряда задач.

I. Приведение материально-технической базы предприятий социально-культурного сервиса и туризма в соответствие с развивающимся платежеспособным спросом населения на культурные и туристские услуги.

Прежде, чем говорить о механизме регулирования материальных возможностей предприятия со спросом на услуги, необходимо рассмотреть само понятие материально-технической базы предприятия.

Материально-техническая база современного сервисного и туристского предприятия представляет собой сложный имущественный комплекс, с большим количеством составляющих, объединенных в группы:

1. Здания

а) административные, жилые

б) хозяйственные (камера хранения, хозяйственный склад, технические мастерские, пункты бытовых услуг (химчистка, ремонта и чистки обуви, ремонта и глажения одежды, парикмахерские, прачечные), билетные кассы, киоски (аптечные, газетные, сувенирные, парфюмерные. галантерейные), почта, сберкассы, медпункт, комнаты для персонала

в) досуговые (казино, диско-бары, Интернет-кафе)

г) питания (кафе, рестораны, бары, столовые, буфеты, закусочные)

д) спортивно-оздоровительные (пункты проката спорт- и кульинвентаря,

бильярдные, сауна, массажные кабинеты, тренажерные залы)

е) инженерные (конференц-залы, бизнес-центры, бассейны)

ж) технические (радиостанции, диспетчерские пункты)

2.Сооружения

а) водообеспечения (водопроводы, водонасосные станции,артезианские скважины, пожарные водоемы)

б) электрообеспечения (трансформаторные будки, электроподстанции, распределительные щиты, наружная осветительная сеть)

в) канализационные (насосные станции, сборники, коллекторы, люки)

г) теплообеспечения (теплосети, котельные, хранилища топлива)

д) газопроводы и газораспределительные системы

е) берегоукрепительные сооружения, лодочные станции, пристани, пляжные сооружения, стоянки для автотранспорта, гаражи, мусоросборники.

3. Техническое оснащение зданий и сооружений) инженерно-технические системы:

- отопление (центральное, печное, электрическое)

- канализация (внутренняя, наружная)

- водоснабжение (холодное, горячее)

- вентиляция (естественная, приточная, вытяжная)

- кондиционирования воздуха

- радиовещания

-телевещания (центральное, кабельное, спутниковое, интерактивное)

- телефонной связи (междугородней, международной, сотовой)

- сигнализации (охранной, пожарной)

- лифты и подъемники

- мусоропровода

- централизованного пылеудаления

- бельепровода

б) техническое оборудование

- средства автоматизации и диспетчеризации

-средства пожаротушения и противопожарной автоматики

- средства теленаблюдения и слежения

-газовое оборудование (газорегуляторные установки, щиты, котлы, стенды, газовые печи)

- контрольно-измерительные приборы

- уборочные машины (полотеры, моечные пылесосы)

- электрооборудование (холодильники, автоматы для чистки обуви, продажи воды, напитков, сигарет, кухонное оборудование, бытовые приборы).

4.Инфраструктура предприятия

Включает земельный участок, отведенный под предприятие и прилегающую территорию со всеми наземными сооружениями и созданной материальной структурой:

- зеленые насаждения, газоны, цветники, сады с декоративными деревьями

- тротуары, дорожки, различные площадки (детские, спортивные, танцевальные)

- бассейны, пруды, фонтаны

- фонари, наружное освещение, скульптуры

Такое значительное содержание составляющих материально-технической базы предприятия обеспечивает полносервисное комплексное централизованное обслуживание клиентов.

С повышением платежеспособности населения, зависящего от многих причин, повышаются и требования к ассортименту по качеству услуг. Т.о. материальная база предприятия должна все время совершенствоваться, чтобы обеспечить покупательский спрос в ассортименте услуг и удовлетворять его, т.е. ожидаемое клиентом должно соответствовать полученному им.

II. Оптимальное распределение капиталовложений на развитие инфраструктуры предприятий СКСиТ.

Инвестирование должно быть направлено:

- на техническое перевооружение уже действующих основных производственных фондов, повышения их комфортности, фондоотдачи и рентабельности

- на создание новых центров обслуживания

- на создание замкнутых технологических систем обслуживания туристов, экскурсантов, посетителей, включая все элементы туристской и социальной инфраструктуры: жилье, предприятия питания, транспорт, информационную связь, экскурсионное обслуживание

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

1. Что такое "Программа научно-технического прогресса"?

2. Какие задачи необходимо решить для реализации "Программы"?

3. Что из себя представляет материально-техническая база предприятий?

4. Какие задачи призваны решать инженерно-технические центры, проектно- производственные и хозяйственные группы туристских центров?

5. Зачем необходимо разрабатывать стандарты качества?

 


Инновации

Информационные технологии

Инновации

Важнейшим средством выживания предприятия и укрепления его конкурентоспособности (в любом бизнесе) является непрерывная разработка и внедрение нового продукта. В индустрии социально-культурного сервиса и туризма это особая тема для разговора.

Своевременный анализ рыночных изменений в различных областях экономики, в том числе и смежных с туристской, гибкий подход к новым методам и принципам работы гарантирует успешную деятельность туристских предприятий.

Термин «инновации» (новшества) включает все, что связано с прогрессом в любой форме деятельности: новые технологии, новые услуги изобретения, ноу-хау, новый порядок и т.д. Это какой-либо объект, рожденный в результате исследований, открытый наукой, который применим к данному производству, внедряется в него и является значительно эффективнее относительно своего предшественника в данном технологическом процессе.

Нововведение представляет собой целенаправленные изменения для лучшего удовлетворения имеющейся или формирования новой потребности (спроса). Это динамика организационной системы, использующая прогрессивное новшество, и, способствующая совершенствованию инновационной деятельности.

Нововведение и инновация, имеющая свой жизненный цикл, который длится от зарождения идеи до внедрения инновационного объекта в технологический цикл, очень близки по смыслу

Учитывая, что социально-культурный сервис и туризм в основном представлен малым и средним бизнесом, а следовательно, для него важен рыночный принцип цены и конкуренции, то в этой сфере напрямую прослеживается зависимость предпринимательства от инновационного процесса. Только под влиянием господства конкурентной борьбы (т.е. когда на конкурентоспособность влияют усилия частного собственника) и наличии права частной собственности на материальную базу туризма (здания, сооружения, транспортные средства и т.д.) происходит активное внедрение инноваций в процесс производства туристского продукта. Предприниматель ориентирован на конечный результат, который благодаря инновационным процессам обеспечивает определенный технический и социально-экономический эффект.

Нововведения, как объект рассмотрения, стали центром внимания ученых, исследователей инновационного менеджмента. Многими авторами в научных трудах приводятся различные определения с акцентом на множество факторов их сути.

Для туристской и социально-культурной сферы ближе всего следующие определения:

"Нововведения – это объект, внедренный в производство в результате проведения научного исследования или открытия, качественно отличный от предыдущего аналога; характеризуется более высоким технологическим уровнем, новыми потребительскими качествами товара или услуги по сравнению с предыдущим продуктом; производственная организационная, финансовая, научно-исследовательская, учебная и другие сферы, обеспечивающие экономию затрат или условие для экономии" (Э.А.Уткин,1996).

"Нововведения – это конечный результат инновационной деятельности, получившей воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам" (Л.М.Гохберг, 1996).

"Нововведения – это использование в любой сфере общества результатов интеллектуальной (научно-технической) деятельности для совершенствования процессов деятельности или его результатов (производство, экономические, правовые, социальные отношения, область науки, культуры, сферы образования и другие сферы деятельности общества)" (П.Н.Завлина, 1997)

"Нововведения – это новые способы и методы работы; распределение ресурсов и фондов в организациях; процесс внедрения новых продуктов, услуг и производственных процессов" (И.П.Пиннинго, 1990)

В социально-культурном сервисе и туризме инновационные процессы чаще всего представляют собой процессы, которые активно влияют на производственную, техническую, маркетинговую деятельность предприятия с целью удовлетворить потребности рыночного спроса. Как правило, это новые услуги. Новая услуга считается новой с точки зрения:

- удовлетворения новой потребности, которая может возникнуть у потребителя на каком-то этапе. Таковой является услуга, ранее не имевшая аналогов на рынке (гостиница Москва, которая реконструируется под конгресс-отель)

- по отношению к новому потребителю, когда услуга находит новую сферу применения (создание гостиницы только для женщин).

- по отношению к устаревшей услуге, которая получает некоторое или принципиально новое усовершенствование среди своих аналогов

- по отношению к новому рынку, когда данная услуга имела хождение на других рынках, но является новой для данного предприятия.

- это может быть не связано с основной деятельностью (например, внедрение гостиниц в шоу- и игорный бизнес, открытие при них казино, залов игровых автоматов, боулинга, бильярдных).

Основой для разработки и внедрения нововведений является многочисленная информация, изученная тщательным образом, и проанализированная, которая после этого, становится источником генерирования идей, позже материализованных в инновации. Но чтобы идеи рождались, надо создавать условия для их появления и внедрения. Например, благоприятную творческую атмосферу, возможность обмена идеями, составление банка данных новых идей, анализ ценности той или иной научно-технической идеи и возможности ее внедрения, стимулирование источника (мозговой штурм, научные исследования или др.) для появления новых идей.

Надо отметить, что рожденные новшества не всегда находят место на рынке (из практики развитых стран – только 2-8%), остальные терпят крах. Причиной такого небольшого процента внедрения инноваций является обстоятельство, когда из комплекса условий, обеспечивающих внедрение инноваций на рынке "выпадает" одна или несколько составляющих, среди которых:

- наличие финансовых ресурсов (собственные средства, фонды риска и др.)

- наличие материальной базы

- наличие специального оборудования

- наличие технологических возможностей

- наличие квалифицированного персонала

проведение, сбор и обработка результатов маркетинговых исследований (изучение поведения клиентов, их спрос, реакцию на ассортимент услуг и т.д.)

В туристской сфере объектом внедрения инноваций являются все ее сегменты: гостиницы, рестораны, офисы, спортивные центры, здравницы, транспорт. Так, туристско-гостиничный комплекс оказался одним из секторов экономики, где замечательное нововведение в виде современных компьютерных технологий начало приносить огромную прибыль. Это системы бронирования и резервирования номеров, авиабилетов. В развитие этих фактов выдвигается другая тенденция, когда гостиничные цепочки вместе с ресторанами создают объединенный сайт, на котором можно бронировать места и в гостиницах, и в ресторанах всей цепочки одновременно.

Гостиничная цепь Мариотт создала специализированную электронную биржу, объединившую поставщиков гостиничных товаров и оборудования.

Информация о такого рода услугах должна доводиться до потребителей с помощью хорошо поставленной рекламы.

 

Информационные технологии

Информационные технологии – это совокупность методов сбора, организации, обработки и передачи информации с помощью компьютеров и компьютерных сетей (Н.И.Плотникова, 2000)

С появлением информационных технологий, которые проникли во все сферы жизнедеятельности, в мире начали происходить глобальные изменения. Общество вступило в новую фазу своей цивилизации – информационного общества, в котором каждый человек с помощью умнейшей машины, компьютера, получает доступ к гигантскому информационному пространству.

Сегодня уже трудно представить какую-либо область человеческой деятельности, которая обходилась бы без компьютерной техники или компьютерной программы.

"Завтра на Россию надвинется фронт теплого воздуха" – говорит по телевизору метеоролог. А за его спиной на карте погоды действительно начинают двигаться облака, как будто их снимают со спутника. Такие картинки создаются благодаря графической программе, которая данные метеослужб превращает в наглядный фильм, позволяющий реально показывать, что происходит с погодой, представляя облака в виде, близком к натуральному, а с помощью анимации четко показывая их динамику. К тому же телекомпании могут выбирать, в каком виде представить прогноз погоды. Земная поверхность может выглядеть как снимки, сделанные с воздуха, или как географическая карта. Температура или уровень озона подаются как в виде цифр, так и в виде цветных картографических знаков.

Все чаще компьютеры приходят на помощь археологам. Существуют уже методы разведки, опирающиеся на явления электромагнетизма и позволяющие буквально прощупывать землю. С их помощью археологи могут установить, в каком месте под землей расположены здания, улицы или площади и в каком месте целесообразнее всего начинать раскопки

Коснулись эти изменения и сферы услуг (туризм, гостиницы, предприятия питания, службу быта и т.д.), да, пожалуй, и в большей мере, чем всех остальных.

Трудно представить работу преуспевающей гостиницы без компьютеров: они хранят базу данных о клиентах, их заказах, информацию о наличии свободных номеров и возможностях гостиницы. Компьютерную технику использует и служба базопасности гостиницы для обеспечения правопорядка и безопасности в стратегических местах предприятия (энергоузлы, АТС, водопровод и пр.) и на территории, технической основой здесь являются телекамеры, подключенные к компьютерам. С помощью компьютеров ведется учет телефонных переговоров гостей (междугородных, международных), учитывается время просмотра платных телевизионных каналов. Гостиница, имеющая бизнес-центр, не смогла бы его организовать без офисной оргтехники и, конечно, компьютерной техники, интегрированной в местную локальную сеть и глобальную сеть Интернет.

Передовые технологии активно используются на транспорте. Компьютерная система заказа билетов, посредством которой можно в билетной кассе любого города России заказать билеты на поезд любого направления из любой точки страны на любое время, причем ошибки двойного бронирования, когда два человека будут претендовать на одно и тоже место, исключены.

Подобная система действует и на авиалиниях, в этом случае она более глобальна, т.к. интегрирована с мировой системой заказа билетов. Заказать авиабилет практически на любой рейс можно и самостоятельно, с домашнего компьютера, с помощью все той же сети Интернет.

Компьютерные технологии используются и на транспорте, в навигационных системах, которые, связываясь со спутником на орбите, помогут путешественникам (туристам, геологам, археологам, мореплавателям и др.) определить свое местонахождение и выбрать дальнейший маршрут с точностью до десятка метров, или попросить о помощи.

Обеспечить беззаботный полноценный отдых туристам, безусловно, задача туристских предприятий и предприятий сервиса. Но устоять перед стихией не в состоянии никто. Уже имеется множество примеров, когда в силу разбушевавшейся стихии отдых был не только испорчен, но и закончился трагически, погубив тысячи жизней людей, разрушив дома, дороги, коммуникации.

Ученые, владея высокими компьютерными технологиями, не могут остаться в стороне от решения и этой проблемы: российские ученые планируют использовать выведенные на орбиту спутники серии "Вулкан", в задачу которых будет входить поиск и определение тех мест на земле, где существует вероятность возникновения землетрясений, наводнений и извержений вулканов. Идут работы по созданию такой космической техники, которая курсируя на разных высотах, будет фиксировать все аномальные процессы, происходящие в земной коре. В случае возникновения опасности системы, установленные на спутниках среагируют на поступающие сигналы за трое суток до приближающегося бедствия. Этого времени будет достаточно, чтобы предпринять экстренные меры, эвакуировать людей, вывезти туристов

В результате возникновения новых направлений в техническом прогрессе стали активно внедряться новейшие технологии, такие как компьютерные услуги, услуги электронных информационных сетей, интерактивного телевидения и др., позволившие расширить спектр услуг потребителям, полнее и качественнее удовлетворить запросы потребителей, повысить конкурентоспособность предприятий социально-культурной сферы на рынке услуг. Безусловно, что главное место в этом ряду отводится Интернет – мощной компьютерной сети, состоящей из десятков тысяч локальных и национальных глобальных сетей, соединенных между собой и трансформирующих огромные потоки информации, благодаря высокой скорости передачи (каждую секунду по сети устремляется тысячи электронных сообщений). Интернет содержит массивную базу данных, благодаря использованию которой, пользователями решаются миллионы задач и проблем: повышается интеллект людей, что способствует развитию более гармоничной личности, расширяется географическое пространство коммуникаций, повышается оперативность и качество связи, облегчается решение деловых вопросов и др.

В туризме Интернет предприятия социально-культурного сервиса и туризма используют для многих целей, т.к. она позволяет предприятиям не только оптимизировать свою работу, но и прогнозировать ее, моделировать различные ситуации и принимать верные решения:

– получение доступа к всевозможной информации, справочным материалам и поиск оптимальных вариантов выбора услуг

- реклама и продвижение турпродукта

-участие в выставках различного уровня и характера, семинарах, аукционах, а также презентация фирмы и ее продукта

-создание виртуального офиса

-возможность проводить маркетинговые исследования

-возможность использования оперативной, качественной и недорогой связи

-возможность использовать систему бронирования и резервирования мест в гостиницах, билетов на самолет, мест в ресторанах или заказывать прокат автомобилей.

Технический прогресс в области информационных технологий прочно завоевывает свои позиции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 533; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.234.232.228 (0.243 с.)