Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Техника и технологии – как высшее достижение человечестваСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Понятие "техника" (от греч."tеchnike"- искусная, позже "techne" искусство, ремесло) одно из самых древних и широко распространенных сегодня. Оно исторически трансформировалось от первоначального значения слова "мастерство", "искусство", обозначавшего качественный уровень деятельности, к понятию, подразумевающему определенный способ, метод, прием обработки или изготовления. И, наконец, в пору машинного производства его значение переносится на средства человеческой деятельности - материальные объекты (различные устройства, приспособления, приборы, механизмы), используемые в процессе производства с целью облегчения физического труда и повышения производительности. В настоящее время под техникой подразумевается совокупность материальных средств (орудий, машин, систем), создание которых продиктовано необходимостью осуществления производственных процессов и обслуживанием непроизводственных потребностей общества. При этом определяется назначение техники: полная или частичная замена функций человека во время производственного процесса с целью облегчения труда и повышения производительности. Существует и другое значение – "совокупность приемов и способов для выполнения чего-либо", близкое к современному понятию "технологический процесс", как элементу технологии. Технология, как понятие, различными авторами трактуется довольно широко и классифицируется как объективная и субъективная составляющая. Это некий алгоритм (система операций, выполняемых определенным способом, методом, по специальным правилам), приводящий к определенному результату и связанный с изменением состояния, свойств, форм, качества какого-либо объекта или процесса. Появление новых технологий связано с накоплением опыта, научными открытиями, созданием новой техники и открытием новых возможностей. Эти факторы становятся базой для моделирования интеллектуальной деятельности человека, что помогает создать механизм материальной и культурной основы для появления более прогрессивной технологии. Перестраивается инженерное мышление специалистов, меняется технологическое оборудование, совершенствуется техника, происходит синтез знаний. Технологии – это системы, которые динамичны, главным образом, за счет собственного внутреннего потенциала, важнейшее достижение человеческого общества. Они способствуют эволюции, результат которой может быть как позитивный, так и негативный. Процессы, происходящие в природе и обществе взаимосвязаны, поэтому, технологические изменения будут способствовать созданию в будущем новых широкомасштабных концепций техники и технологий, которые, в первую очередь, должны внедряться в производство. Они должны способствовать сохранению многообразия всех форм жизни на земле и их увеличению, не допуская приоритета искусственного мира, который приведет к неспособности всей биосферы выжить. Техника и технологии должны быть направлены на преобразование не только деятельности человека, но и его самого. Между техникой и технологиями существует взаимосвязь. Развитие технологий порождает новую технику, совершенствует ее, делает более производительной, полезной, технологичной, управляемой, многофункциональной. В свою очередь, функционирование техники приводит к изменениям в технологиях, способствуя их эффективности, научности, продуктивности. Техника – как элемент производительных сил, уходящий корнями в историю и имея широкую историческую перспективу, является феноменом, и занимает особое место в общественном развитии. Ее главное назначение – воздействуя на окружающий мир и силы природы реализовать возможности человека. Техника является частью системы производительных сил общества. Она играет роль посредника между человеком и природой. С одной стороны,человек, как личность, с присущей ему совокупностью свойств, воздействует на природу с помощью техники, создавая искусственные материальные образования. Вовлеченный в процесс прогресса, человек манипулирует силами природы, реализуя себя. Однако, ускорение этого процесса навлекает экологические катастрофы. И поскольку техника является только орудием в руках человека, то переломы в истории человечества во многом зависят от того, как он себя поставит и проявит, насколько он будет благоразумен. С другой стороны, техника оказывает действие на человека, воздействуя на него физически, приобщая к знанию природных процессов и их использованию. Т.о., прямая и обратная функции техники – это совокупность связей системы: человек – техника - природа. Являясь элементом человеческой деятельности, техника выполняет социальную функцию. Она преобразует и самого человека. В своей деятельности человек постоянно совершенствуется. В процессе эволюции у него возникает необходимость в знаниях, которые совершенствуют деятельность, а она, в свою очередь, совершенствует знание, которое преобразуется в умение, умение - в навыки, навыки - в опыт, а опыт человек реализует в новых видах техники и прогрессивных технологиях. Техника и технологии становятся непосредственным процессом жизни человека, с помощью их он активно вступает во взаимодействие с окружающей средой, покоряет ее, переходя на новую, более высокую ступень развития общества. От того, насколько хорошо человечество будет понимать сущность техники и ее роль в развитии формации, будет зависеть предотвращение кризиса технического мира, бедствий экологической революции. Постепенно общество в своем развитии перешло от ручного труда к машинному. Развитие техники и технологий, безусловно, связано с понятием цивилизация, выступающим синонимом высших достижений человека и человечества.Именно так трактовал данное понятие цивилизации, Энгельс, противопоставляя эту эпоху, эпохе дикости и варварства. Сегодня многие ученые и политики считают, что это исторический процесс, каждый этап развития которого, открывает перед человечеством новые возможности и перспективы. И каждая такая ступень исторического развития прогресса получила название общественно-экономической формации. И так на протяжении веков - из одного уклада жизни общества развивался вследствие роста производительных сил другой, более высокий. Сегодня наука определяет "цивилизацию", как качественную специфику (своеобразие материальной, духовной, социальной жизни) стран, народов на определенном этапе развития. "Цивилизация – это совокупность духовных, материальных и нравственных средств, которыми данное общество вооружает своего члена в его противостоянии внешнему миру" (М.Барг). Все цивилизации (Древняя Индия, Китай, Древний Египет и др) отличаются друг от друга общественно-производственной технологией и культурой. Особенно культурой, которая поддерживала сложившийся образ жизни. Особым типом цивилизации стала Европейская цивилизация, которая начала активно развиваться в эпоху Возрождения. Европейская цивилизация, проникнув во все регионы Земли, связала многие народы и страны. А наиболее существенные ее достижения приобрели значение общечеловеческих ценностей. Особенно при переходе к индустриальной фазе развития. Она основывалась на следующих ценностях: - уделялось огромное значение науке - оставалось постоянным стремление к прогрессу - изменялись формы деятельности Именно тогда зародился механизм соизмерения производства с потреблением, подразумевающим: - высокий уровень производительных сил - современные технологии, порожденные новым этапом научно-технической революции - система товарно-денежных отношений - наличие рынка До сегодняшнего дня другого механизма пока не выработано. В духовно-производственной сфере общим достоянием всех цивилизаций является великие достижения науки, искусства, культуры, мысли и творчества многих поколений, а также общечеловеческие моральные ценности. Развитие техники в разные времена не всегда было равномерным. То открытия следовали одно за другим, то наступала эпоха затишья. Новая эра научного и технического развития началась в конце Средневековья (конец XV века). Самыми первыми техническими изобретениями были: Компас (XIV в.). Он позволил сделать великие открытия многих стран, а это означает, что породил связь со всем миром Часы (VIII век – водяные, XIII-XIV - механические, XV – настольные и позже карманные). Они использовались в мануфактурном производстве, когда надо было отслеживать ритм технологического процесса, а также в научных опытах, измерениях. Книгопечатание. С появлением печатного станка, изобретенного в 1450 году Гуттенбергом, стали распространяться знания, информация. Порох (VIII-IX век), который облегчил завоевание других стран, сделал уязвимым оборонительные сооружения. И так продолжалось до современной эпохи, когда индустриальная цивилизация стала давать сбои в связи с тем, что стала вторгаться в природу, в развитие социальной машины общества. Начался энергетический кризис, рост вооружений, экологическая катастрофа, после чего последовали социальные изменения и демографический взрыв. Это были глобальные проблемы, которые и стала решать научно-техническая революция, создав в итоге высокоразвитое общество с множеством самых различных предприятий с ресурсосберегающими технологиями и управлением производством на основе электронно-вычислительной техники и повсеместной компьютеризации.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1.Что означает понятие "техника"? 2. Что означает понятие "технология"? 3.С чем связано появление новых видов техники и технологий 4. За счет чего развиваются технологии? 5. Чему способствуют технологические процессы, происходящие в природе и обществе? 6. Какая существует связь между техникой и технологиями? 7. Какое главное назначение техники? 8. В чем заключается социальная функция техники? 9. Существует ли связь между понятием "цивилизация" и развитием техники и технологий? 10. Назовите самые первые технические изобретения 11.Какова цель научно-технической революции на современном этапе?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 403; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.28.196 (0.012 с.) |