Предприятия социально-культурного сервиса и туризма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предприятия социально-культурного сервиса и туризма



 

Современное общество - это общественно-экономическая формация, характеризующаяся наличием множества рынков: кредитно-финансовых, страховых услуг, трудовых ресурсов, природных ресурсов и др. С ними успешно конкурирует рынок услуг.

Услуга – это результат взаимодействия между производителем и потребителем или результат собственно деятельности производителя.

Услуги делятся на 2 категории:

материальные (хлеб, одежда, товары широкого потребления, бытовые услуги и др.)

социально-культурные. Это услуги по удовлетворению интеллектуальных потребностей людей, поддержанию норм жизнедеятельности, восстановлению здоровья, духовного и физического развития, повышению профессионального мастерства.

К социально-культурным относятся услуги медицины, культуры, образования, туризма. Предприятия, производящие и реализующие услуги в этих сферах деятельности, являются предприятиями социально-культурного сервиса.

Сам термин "сервис" (англ.) означает бытовое обслуживание населения. В настоящее время он трансформировался в понятие определенного качества оказываемых услуг. И зачастую, употребляя слово "сервис", мы подразумеваем определенный уровень обслуживания клиентов.

Среди предприятий, осуществляющих свою деятельность в сфере социально-культурного сервиса и туризма, можно назвать: турагентства, базы отдыха, курорты, санатории, пансионаты, здравницы, дома отдыха, летние лагеря, офисы турфирм, гостиницы, предприятия общественного питания, культурно-развлекательные центры и учреждения (театры, картинные галереи, выставки, дискозалы, казино и др.), учебно-экскурсионные учреждения, туристские и спортивные центры, транспортные предприятия, образовательные центры и учебные заведения.

Социально-культурные технологии, применяющиеся в деятельности предприятий этой сферы, должны быть направлены на развитие культурных запросов и склонностей каждого человека. Они должны уметь гибко воздействовать и реагировать на тенденции, происходящие в сфере образования, науки, туризма, здравоохранения, экологии.

Развитие сферы услуг в настоящее время происходит в жестких рыночных условиях, где обостряется конкурентная борьба между производителями услуг, а ее условия заставляют предприятия прилагать максимальные усилия для удержания стабильных позиций на рынке.

Выжить на рынке без внедрения новых форм хозяйственной деятельности, маркетинговых исследований, инноваций, высокого научно-технического уровня производства, использования современных высоких технологий невозможно. Рассчитывать на универсальность спроса становится все сложнее: рынок услуг требует целевой сегментации, что способствует соответствующему оснащению предприятий материально-технической базой, оборудованием, инвентарем и внедрению эффективных технологий.

Рынок – это виртуальное место, где встречается спрос с предложением. Он состоит из покупателей (потребителей услуг, они же клиенты), которые создают спрос и оплачивают услуги денежными знаками, и множества продавцов, являющихся производителями этих услуг (предприятия).

Туристский рынок – это место. где туристский спрос встречается с туристским предложением. Это экономическая система взаимодействия четырех основных элементов: туристского спроса, предложения туристского продукта, цены и конкуренции (И.В. Зорин, В.А.Квартальнов, 1994).

Свою деятельность предприятие начинает с создания (строительства, покупки или аренды) материально-технической базы, включающей в себя:

- здания (административные, хозяйственные, жилые, спортивные и др.)

- сооружения (водонасосные станции, котельные, теплосети, газо- и водопроводы и пр.)

- техническое оснащение (коммуникации, инженерно-технические системы, техническое оборудование, мебель).

Затем, подбирает обслуживающий персонал.

Последующее производство услуг осуществляется на основании использования целого ряда технологий, необходимых в деятельности предприятия социально-культурного сервиса и туризма: маркетинговых исследований, рекламной деятельности, участия в выставочных мероприятиях, систематического обучения и повышения квалификации кадров, тренингов, послепродажного обслуживания, системного анализа, планирования, финансового менеджмента.

Технологии производства пронизывают всю практическую деятельность людей. С одной стороны это наукоемкие процессы, объединяющие научный и теоретический уровень организации. С другой стороны, это широкий уровень управления производством. Технологии неразрывно связаны с техникой. Технологические процессы стимулируют развитие техники, которая, в новых ее формах, вызывает изменения в технологиях.

Развитие предприятия обеспечивается выполнением требований условий рынка: производить и продавать конкурентоспособные услуги. Реализовать это требование можно только за счет гибкой производственной политики предприятия, постоянного обновления и расширения ассортимента услуг, их ценовых преимуществ с учетом комфорта и способности удовлетворить спрос.

Основным фактором динамизма предприятия является научно-технический прогресс, коренным образом меняющий представления о сфере услуг.

Информационные технологии и компьютерная техника позволяют радикально преобразовать материально-техническую базу путем внедрения в рабочие процессы технологического оборудования и, формируя новые черты экономической политики предприятия. С их помощью формируется новая модель многих видов услуг, изменяется их содержание: исчезают временные и географические барьеры между производителем и потребителем, осуществляются торговые, финансовые, деловые, информационные операции в режиме реального времени.

Компьютерные технологии стали движущей силой производства. Они ускорили распространение многих других технологий, эффективность которых напрямую зависит от компьютеров. С их помощью появилась возможность моделировать ситуации, заниматься точным анализом и учетом, широко использовать системы управления. Например, компьютерные системы по управлению гостиницами позволяют последним приблизиться к мировым стандартам обслуживания, обеспечить реальную безопасность проживающих и выходить с предложениями гостиничного продукта на международный уровень.

Ноу-хау, унифицированные разработки, автоматизация и модернизация производственных процессов, современное оснащение, электроника дают возможность производству выйти на новый качественный виток в обслуживании клиентов, повышать жизненный уровень населения, расширять государственные социальные программы, полнее учитывать интересы и пожелания клиентов. А также, облегчается доступ к услугам, создаются удобства в их потреблении. Поистине переворотом в сфере услуг стало электронное бронирование и резервирование мест в гостиницах, в ресторанах, в самолетах. Распространенное применение компьютеров в сфере туризма позволило оптимизировать процесс составления туров по индивидуальным заказам, внедрять прикладные программы управления турфирмой.

Бурное развитие современных технологических средств, расширение выполняемых ими функций, позволяет эффективно и рационально использовать их в производстве услуг в социально-культурном сервисе и туризме.

При этом необходимо выбирать из них самые производительные и приемлемые для данного производства.

В то же время, при внедрении прогрессивной техники и автоматизации, усложняются процессы управления техникой. Как правило, сама эксплуатация новой техники требует немалых дополнительных затрат труда. Вследствие чего растет нагрузка на обслуживающий персонал в плане эксплуатации и обслуживания этой техники. В связи с этим повышаются требования к качеству рабочей силы, уровню образования и квалификационные требования к персоналу, который должен быть способным и профессионально, и психологически управлять сложной техникой.

Динамически растущие технологические нагрузки требуют очень тщательных, продуманных управленческих решений и технологий, внедряемых на туристских предприятиях. Т.о. при усилении функции научно-технического прогресса в сфере услуг формируются предпосылки для создания интенсивного производства с позитивными и негативными последствиями для социального и экономического развития общества.

В конечном итоге, при разумном подходе, реализация целей по совершенствованию современных процессов обслуживания в сфере социально-культурного сервиса и туризма приводит к стабилизации и эффективности предприятия, производству качественных услуг, увеличению доходов, созданию, повышению и поддержанию имиджа.

Комплексное внедрение новой техники и технологий на предприятиях социально-культурного сервиса – это новые возможности и результаты.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1.Что такое услуга?

2.Назовите два вида услуг. Приведите примеры.

3.Что означает слово "сервис"?

4.Назовите предприятия, осуществляющие свою деятельность в сфере социально-культурного сервиса

5.Охарактеризуйте особенности условий, в которых действуют современные предприятия?

6.Опишите общую схему деятельности предприятия?

7.Когда предприятие сможет выжить в рыночных условиях?

8.Что является движущей силой в развитии производства?

9.Что является негативным моментом широкого внедрения новой техники в производство?

10. Что является позитивным моментом комплексного внедрения достижений технического прогресса?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 680; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.74.227 (0.008 с.)