Понятие информационной культуры общества и основные факторы ее развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие информационной культуры общества и основные факторы ее развития



Информационный потенциал общества определяется не только уровнем развития информационной техносферы и используемых в данном обществе современных информационных технологий. Многое зависит также и от уровня развития его информационной культуры. Ведь, как свидетельствует исторический опыт развития научно-технического прогресса, любые технические новшества и идеи становятся в социальном плане эффективными лишь в тех случаях, когда они органически включаются в культурную среду общества, становятся неотъемлемой частью его общей культуры.

В современной научной литературе существует значительное количество определений информационной культуры. Под информационной культурой, например, понимается:

• новый тип общения, дающий возможность свободного выхода личности в информационное бытие;

• свобода выхода и доступ к информационному бытию на всех уровнях - от глобального до локального. Внутринациональные варианты информационного бытия и научной деятельности не могут быть признаны состоятельными;

• новый тип мышления, формирующийся в результате освобождения человека от рутинной информационной работы, ориентированный на саморазвитие и самообучение.

Может быть приведено следующее принципиально важное для развития социокультурного варианта информатизации общества соотношение понятий компьютерная, информационная грамотность и информационная культура:

• компьютерная грамотность - это навыки решения задач с помощью ЭВМ, умение планировать действия и предвидеть их последствия;

• информационная грамотность - это понимание основных идей информатики, представление о роли информационных технологий в жизни общества, умение работать с информационными потоками;

• информационная культура - это знание своих информационных потребностей и культура потребностей, прогнозирование их развития в количественном и качественном отношении.

Информационная культура является понятием более высокого уровня, включающим в качестве атрибутов, в порядке возрастания иерархии, компьютерную и информационную грамотность.

Под информационной культурой общества понимается его способность эффективно использовать имеющиеся в распоряжении общества информационные ресурсы и средства информационных коммуникаций, а также применять для этих целей передовые достижения в области развития средств информатизации и информационных технологии.

Под информационной культурой человека понимают качества человека, позволяющие ему успешно действовать и взаимодействовать с другими людьми в современной информационной среде и решать социально значимые задачи на основе общечеловеческих ценностей.

К числу таких качеств относятся:

  • информационная грамотность — умение использовать модели, знаки, информацию, данные, алгоритмы, программные средства и компьютерное оборудование для решения разнообразных, в том числе и образовательных задач;

· информационное мировоззрение — понимание роли и места информации и информационных процессов в мире, в жизни человека, отношение к информации как ценности, которая нуждается в защите и охране и к которой, тем не менее, необходимо относиться критически, понимая, что информация может быть не только ценной и полезной, но и ложной, вредной;

  • социально-коммуникационная культура — способность общаться с другими людьми, в том числе при помощи современных коммуникационных технологий, выделять главное, намечать задачи и планы действий, распределять при этом функции и ответственность, уметь нести ее, выполнять поручения и обязанности;
  • информационно-коммуникационная этика — знание и соблюдение правовых аспектов и моральных норм получения и использования информации из различных источников, правил пользования международными телекоммуникациями.

Человек, будучи частью социума, должен уметь взаимодействовать с другими его членами. Одна из форм взаимодействия, важная как на профессиональном, так и на бытовом уровне — обмен информацией. Такой обмен совершается как в межличностных коммуникациях, так и, по мере развития человеческого общества, во все более опосредованных формах — через книги, произведения искусства и т. д.

Умения находить информацию, отбирать необходимую, анализировать ее, создавать новую информацию неотъемлемы от большинства видов профессиональной деятельности, которой будет занято большинство членов развитого информационного общества. По мере продвижения к нему все более возрастает в указанных процессах значение информационных технологий.

Современное понимание информационной культуры связано с умением и потребностью человека работать с информацией средствами новых информационных технологий. К ним относятся:

· устойчивые навыки по использованию технических устройств, порожденых информатизацией;

· постоянная потребность в использовании информационных технологий поиска и обработки информации;

· умение отбирать информацию, найденную из различных источников, ранжировать ее по степени адекватности запросу и важности;

· практически исчерпывающее знание информационных источников в сфере своей профессиональной деятельности.

Целенаправленные усилия общества и государства по развитию информационной культуры населения являются обязательными при продвижении по пути к информационному обществу. В частности, этому служит образование в области информатики, начиная с дошкольного воспитания и заканчивая послевузовским образованием. Формирование информационной культуры школьников — основная цель нашего учебного курса.

Однако указанная задача носит комплексный характер, она не может быть решена только в системе образования. Выработка элементов информационной культуры должна начинаться с детства, в семье и длиться всю сознатель­ную жизнь человека.

Информационная культура включает в себя гораздо больше, чем простой набор навыков технической обработки информации с помощью компьютера и телекоммуникационных средств. Информационная культура должна стать частью общечеловеческой культуры. Культурный (в широком смысле) человек должен уметь оценивать получаемую информацию качественно, понимать ее полезность, определять достоверность и т. д.

Существенным элементом информационной культуры является владение методикой коллективного принятия решений. Умение взаимодействовать в информационном поле с другими людьми — важное качество человека информационного общества.

Высокий уровень информационной культуры позволяет специалистам достичь того, что их знания, умения и навыки становятся (благодаря высокой степени их формализации на основе информационных технологий) непосредственно доступными другим специалистам (либо становятся товаром на рынке интеллектуальных продуктов). Это явление, названное Г. Р. Громовым "автоморфизацией профессиональных знаний", играет все возрастающую роль. Например, в наши дни бухгалтерам доступны информационные технологии, позволяющие выполнять множество операций, заложенных в программы опытными специалистами; инженер, работающий с системой автоматизированного проектирования (САПР), непосредственно пользуется профессиональными знаниями ведущих специалистов, создавших эту систему. Можно привести множество аналогичных примеров из самых различных сфер человеческой деятельности.

Сетевая культура

Информационные революции уже не раз в истории человечества вели к глобальным культурным инновациям. Так, появление письменности превратило устную культуру большинства народов в письменную, способную сохраняться веках. Изобретение книгопечатания позволило сделать письменную культуру доступной значительной части населения. Создание и широкое распростра­нение телевидения радикально изменило мир культуры в целом. Изменило — не значит "улучшило" или "ухудшило". Многие представители культурной интеллигенции считают, что телевидение негативно воздействует на культуру, но, с другой стороны, именно оно сделало многие из ее проявлений доступными практически для всего населения Земли. Остается фактом: телевидение значительно воздействовало на культуру, трансформировало средства массовой информации и даже литературу.

Телевидение привело к одностороннему коммуникационному взрыву. Взрыву — потому, что благодаря телевидению, объем коммуникаций возрос в гигантской степени. Одностороннему — потому, что телевизионная культура, отраженная в ежедневных передачах сотен каналов, является направленной исключительно от производителя информации к потребителю.

Еще более масштабными могут оказаться для культуры в наступающем информационном обществе последствия, связанные с интерактивностью и индивидуализацией, встроенными в современные технологии передачи информации. На наших глазах возникает невиданный ранее феномен, все чаще называемый "сетевой культурой". Его проявления многолики и ведут к формированию виртуальных сообществ людей, не ограниченных пространственными рамками, странами и континентами. Использование средств мультимедиа в профессиональных информационных ресурсах и интерактивных играх, изменение традиционных и создание новых форм проведения досуга, растущая культурная дифференциация по группам населения в сочетании с культурной унификацией внутри групп, интеграция нескольких видов культуры в нечто общее, порой еще не имеющее названия — таковы далеко не полные признаки новой сетевой культуры.

Включение многих форм культуры в интегрированную коммуникационную среду порождает новейший культурный феномен, социальные, политические и гуманитарные последствия которого противоречивы и не вполне очевидны. Их экстраполяция на несколько десятилетий вперед может привести как к крайне оптимистичному прогнозу о высоком уровне культуры развитого информационного общества, так и к крайне пессимистичному (господство наихудших проявлений массовой культуры, многократно усиленное технологическими возможностями сети). На самом деле, скорее всего, не случится ни того, ни другого. Культура не раз на протяжении истории человечества демонстрировала свою устойчивость, но значительные перемены все же неизбежны и уже наступают.

Основными факторами развития информационной культуры современного общества являются следующие:

система образования, определяющих общий уровеньинтеллектуального развития людей, их материальных и духовных потребностей.

информационная инфраструктура общества, определяющая возможности людей получать, передавать и использовать необходимую им информацию, а также оперативно осуществлять те или иные информационные коммуникации;

демократизация общества, которая определяет правовые гарантии людей по доступу к необходимой им информации, развитие средств массового информирования населения, а также возможности граждан использовать альтернативные, в том числе зарубежные источники информации;

развитие экономики страны, от которого зависят материальные возможности получения людьми необходимого образования, а также приобретения и использования современных средств информационной техники (телевизоров, персональных компьютеров, радиотелефонов и т. п.).

Таким образом, информационная культура общества непосредственно зависит от важнейших характеристик развития самого общества и поэтому может служить интегральным показателем уровня этого развития.

Поскольку использование информационно-вычислительной техники способствует росту производительности труда и увеличению свободного времени, возникает новая проблема: чем оно будет занято? Наиболее опасно так называемое «убивание» времени: пассивное ожидание, неинтеллектуальные игры, а также злоупотребление играми интеллектуального типа. Такое пустое времяпрепровождение тормозит развитие человека, рост его интеллектуальных возможностей и общекультурное развитие. Таким образом культура свободного времени тоже входит в общую информационную культуру человека



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1573; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.204.196.161 (0.011 с.)