Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Информационная культура общества

Поиск

Возникновение информационного общества неразрывно связано с осознанием фундаментальной роли информации в общественном развитии, а также с рассмотрением в социокультурном контексте таких феноменов, как информационные ресурсы, информационные технологии и информатизация. Оно потребовало обеспечить адекватность различных областей человеческой деятельности динамичным изменениям, происходящим в окружающей человека среде, прежде всего возросшему объёму информации и стремительному развитию новых информационных технологий. Таким образом, особое значение в информационном обществе приобретает информационная культура как самого общества, так и отдельной личности, предполагающая организацию информационного образования.

Понятием культуры обозначается определённая совокупность приобретённых людьми и передаваемых ими из поколения в поколение значимых для них символов, идей, ценностей, обычаев, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых они организуют свою жизнедеятельность. Это понятие используется для характеристики исторических эпох (средневековая или современная культура), конкретных наций, народностей или обществ (культура Древней Индии или Древнего Китая), а также различных сфер человеческой жизнедеятельности (художественная или информационная культура). Используемое в более узком смысле, оно охватывает только сферу духовной жизни людей. Общим для всех смыслов понятия культуры является то, что оно обозначает искусственную среду существования, которая создана людьми и служит для них способом самореализации и средством регулирования взаимоотношений.

Понятие информационной культуры, появившееся в 70-х годах прошлого столетия, вначале использовалось специалистами, которые были заняты в библиотечном деле. Однако вскоре оно стало использоваться философами, социологами, математиками и другими специалистами, которые придали ему категориальный статус. По мнению этих специалистов, информационная культура представляет собой важнейший элемент духовной культуры общества, а также различных социальных групп и отдельной личности.

Под информационной культурой общества имеется в виду достигнутый уровень организации информационных процессов, а также эффективности создания, сбора, хранения, переработки, передачи, представления и использования информации. Чем выше информационная культура общества, тем больше степень удовлетворения потребностей людей в информационном общении. Понятие информационной культуры характеризует информационный аспект жизни людей, роль которого в современном обществе постоянно возрастает. В настоящее время информационные потоки в обществе настолько велики, что требуют от каждого человека умения ориентироваться в них. Такое умение предполагает определённую информационную культуру, без которой человек не сможет адаптироваться к жизни в новых условиях. Речь идёт об изменении социальной структуры общества, в котором будет значительно увеличиваться число людей, занятых в информационной сфере.

Информационная культура личности представляет собой социально обусловленный уровень творческой деятельности человека, основанный на осознании им роли информации в обществе, знании законов информационной среды, понимании своего места в ней, а также владении новыми информационными технологиями. По мнению украинского специалиста Э. П. Семенюка, её критериями можно считать (1) умение адекватно формулировать свою потребность в информации, (2) умение эффективно осуществлять поиск нужной информации, (3) умение перерабатывать информацию и создавать новую, (4) умение адекватно отбирать и оценивать информацию, а также (5) наличие компьютерной грамотности. Большую роль в развитии информационной культуры личности играет образование, которое должно быть направлено на формирование нового специалиста, т. е. специалиста информационного общества.

Специалисты выделяют три уровня реализации информационной культуры личности – когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий. Первый из этих уровней включает в себя знания и умения, второй – установки, оценки и отношения, а третий – реальное и потенциальное поведение. Примером знаний и умений когнитивного уровня реализации информационной культуры личности могут служить интернет-грамотность, а также навыки обращения с информацией. Что касается установок, оценок и отношений эмоционально-ценностного уровня реализации информационной культуры личности, то их примером могут служить содержание информационных интересов и потребностей, мотивы обращения к различным источникам информации и связанные с ними ожидания, предпочтительность каналов получения необходимой информации, отношение к девиантному поведению в интернете, а также степень удовлетворения информационных потребностей и самооценка информационной компетентности. Наконец, примером реального и потенциального поведения поведенческого уровня реализации информационной культуры личности могут служить способы поиска и каналы получения необходимой информации, интенсивность обращения к различным источникам информации и их характеристика, применение полученной информации в различных сферах деятельности, способы распространения новой информации, степень включённости в интернет-сообщество, а также формы деятельности в интернете.

Информационная культура представляет собой не только феномен, порождённый научно-техническим прогрессом, а также электронными средствами переработки, хранения и передачи информации, но и деятельностную инфраструктуру, которая пронизывает все сферы человеческой деятельности. Обладая интегральной природой, она включает в себя множество элементов. Основными из этих элементов являются аудиовизуальная культура, логическая культура, семиотическая культура, понятийно-терминологическая культура, технологическая культура, коммуникационная культура и сетевая культура. Рассмотрим упомянутые нами элементы информационной культуры, которые в своём единстве формируют ценностное отношение современного человека к информации.

Аудиовизуальная культура представляет собой область культуры, связанную с современными техническими способами записи и передачи изображения и звука. К ней относятся кино, телевидение, видео и системы мультимедиа. Как способ фиксации и трансляции информации, аудиовизуальная культура не только дополняет, но и служит альтернативой по отношению к вербально-письменной коммуникации, которая прежде безраздельно господствовала. В настоящее время все достижения человечества, которые ранее отражались в письменных текстах, получают аудиовизуальное выражение. Образно говоря, происходит «удвоение культурной среды». В перспективе любой текст будет существовать в двух альтернативных формах – вербально-письменной и аудиовизуальной, свободный выбор которых является одним из проявлений плюралистичности современной культуры, т. е. многообразия её форм.

Логическая культура представляет собой навыки оперирования понятиями, суждениями и умозаключениями, имеющиеся у каждого человека. Она формируется в процессе овладения людьми родным языком, который становится для них не только средством общения, но и средством выражения знания. Благодаря логической культуре люди могут осуществлять интеллектуальные действия, даже не зная о существовании логики как науки. С другой стороны, поскольку навыки оперирования понятиями, суждениями и умозаключениями формируются стихийно, их не всегда хватает в нашей практической деятельности. Так, человеку может показаться правильным некоторое умозаключение, хотя на самом деле оно неправильно. Развитию логической культуры способствует изучение логики как науки, которое делает более осмысленным осуществление интеллектуальных действий, используемых для получения нового знания.

Семиотическая культура представляет собой понимание её как системы знаков, т. е. как процесс означения и понимания информации, закреплённой в текстах. Её название производно от слова «семиотика», которое используется для обозначения науки, исследующей свойства знаков и знаковых систем. В семиотике выделяют три аспекта изучения знаков – синтаксис, семантику и прагматику. Синтаксис изучает внутренние свойства знаковых систем безотносительно к их интерпретации, семантика рассматривает отношение знаков к обозначаемому, а прагматика исследует проблемы полезности и ценности знаков для тех, кто их использует.

Понятийно-терминологическая культура представляет собой умение определять понятия, а также пользоваться специальной терминологией. Язык, служащий для нас средством коммуникации, с развитием общества сам изменяется. Одни его выражения, называемые архаизмами, уходят в прошлое, а другие – неологизиы – входят в нашу жизнь. Каким бы большим ни был словарный запас того или иного человека, всегда найдутся слова, значений которых он не знает. Социальный работник, не знакомый близко с историей своей профессии, может, например, не знать, кого при Петре I называли зазорными младенцами. Однако специалист в области истории социальной работы знает, что содержанием понятия «зазорный младенец» является «новорождённый, которого тайно сдают в детский приют». В то же время он может не знать каких-то понятий, введённых в обиход представителями теории или технологии социальной работы. Для того чтобы понимать друг друга, люди обращаются к определениям неизвестных им понятий, которые можно почерпнуть из непосредственного общения с другими людьми, а также из учебников, словарей, энциклопедий и другой специальной литературы. Если люди обладают низкой понятийно-терминологической культурой, то в процессе общения между ними может возникнуть проблема непонимания.

Понятие технологической культуры возникло в связи с осознанной человечеством необходимостью ограничивать негативные последствия применения технических средств, а также новых методов и технологий как для самого человека, так и для окружающей его среды. Как известно, производственная деятельность человека привела к истощению природных ресурсов и нарушению естественного равновесия, которые угрожают самой жизни на Земле. Будучи результатом научно-технических и социально-экономических достижений нашего времени, технологическая культура представляет собой преобразовательную деятельность человека, в которой основным критерием оценки применения им новых технологий становится их способность обеспечивать его гармоничное развитие с природой и обществом. Её можно рассматривать в двух планах – социальном и личностном. Технологическая культура в социальном плане представляет собой уровень развития общества на основе преобразовательной деятельности людей, а в личностном – уровень овладения человеком современными способами познания и совершенствования как окружающего мира, так и самого себя.

Коммуникационная культура представляет собой часть культуры, которая обеспечивает движение культурных смыслов в социальном пространстве и времени. В её развитии выделяют три этапа, которые определяются господствующими средствами коммуникации и называются словесностью, книжностью и мультимедийностью. Словесность представляет собой этап развития коммуникационной культуры, на котором все культурные смыслы передаются в социальном пространстве и времени посредством устной коммуникации. Она существовала с возникновения человечества до 3 тысячелетия до н. э., а её целевой аудиторией было всё население. Книжность представляет собой этап развития коммуникационной культуры, на котором основные культурные смыслы передаются посредством документальной коммуникации. Она существовала с 3 тысячелетия до н. э. до первой половины 20 в., а её целевой аудиторией были образованные люди. Мультимедийность представляет собой этап развития коммуникационной культуры, на котором основные культурные смыслы передаются посредством электронной коммуникации. Она существует со второй половины 20 в., а её целевой аудиторией является всё население.

Прежде чем говорить о сетевой культуре, обратимся к понятию сети, которое первоначально использовалось в астрономии, химии, биологии и других естественных науках, а в последнее время получило широкое распространение в социально-гуманитарном знании. Специалисты выделяют следующие свойства сети: (1) фрактальность структуры (от лат. fractus – дробь) или стремление к ней по мере нарастания числа ячеек, (2) целостность, которая обеспечивается внутрисетевым каналом коммуникации, позволяющим синхронизировать процессы в различных её частях, (3) самоподобие, благодаря которому любая часть целого напоминает его уменьшенную копию, (4) многоцентровой характер, т. е. наличие в ней нескольких руководящих центров, (5) многопорядковость (или многоуровневость), т. е. наличие в ней более мелких сетевых структур, которые обладают частичной автономией, и (6) наличие границы, которая отделяет сетевые структуры от внешней среды. Принимая во внимание эти свойства, мы можем определить сетевую культуру как информационно-коммуникативную систему, связывающую воедино все её элементы посредством разделяемых ими ценностей, норм, правил, установок, идей, языка и др. и обеспечивающую её целостность и самовоспроизводимость. К отличительным чертам этой культуры можно отнести преобладание электронных форм коммуникативного обмена, отсутствие пространственно-временных ограничений, а также независимость от материальных форм воплощения идей, которые могут беспрепятственно распространяться в электронном пространстве.

История информационной культуры начинается с того момента, когда на смену формальному отношению к сигналу, свойственному животному миру, пришло содержательное отношение, которое свойственно для человека. Обмен содержательными сигналами послужил основой для развития языка, который первоначально был связан с устной информационной культурой, а с появлением письменности стал концентрироваться вокруг текста. Переход к письменной информационной культуре был связан с тем, что устная культура не обеспечивала полной сохранности растущих объёмов информации. В письменной информационной культуре, имевшей дело с документами, оперировать информацией стало легче, однако устная культура не утратила своего значения, а развивалась вместе с ней.

Современная информационная культура вобрала в себя все предшествующие формы, соединив их в единое целое. Будучи результатом социальной активности, она отражает характер и уровень практической деятельности людей. Между тем информационная культура одних людей формируется под влиянием современных технологий, а других – под влиянием традиционных подходов. Поэтому первые имеют больше возможностей для проявления своих творческих способностей, чем вторые. В настоящее время можно говорить о формировании новой информационной культуры, которая должна стать элементом общечеловеческой культуры. Эта культура включает в себя знание об информационной среде и законах её функционирования, а также умение ориентироваться в информационных потоках. Пока что она является показателем не общей, а скорее профессиональной культуры, но со временем станет важным фактором развития каждого индивида.

 

Контрольные вопросы

1. Что имеется в виду под информационным потенциалом общества?

2. Что такое инфосфера? информационная техносфера?

3. Что такое культура в широком смысле? в узком смысле?

4. Что такое информационная культура общества? информационная культура личности?

5. Что такое аудиовизуальная культура? логическая культура? семиотическая культура? понятийно-терминологическая культура? технологическая культура? коммуникационная культура? сетевая культура?

6. Что такое семиотика?

7. Что такое синтаксис? семантика? прагматика?

8. Что такое технологическая культура в социальном плане? в личностном плане?

9. Что такое словесность? книжность? мультимедийность?

10. Что такое система автоматизированного проектирования?

11. Что такое гибкие автоматизированные производства?

12. Что такое автоматизированная система управления технологическим процессом?

 

Задания для самостоятельной работы

1. Покажите, какое место занимает курс социальной информатики в основной образовательной программе подготовки бакалавров социальной работы.

2. Объясните необходимость анализа проблем, касающихся структуры, динамики и закономерностей формирования информационного потенциала общества.

3. Объясните, почему только широкое внедрение средств информатизации может снизить остроту проблемы информационного бума.

4. Объясните, почему проблему информационного бума в принципе невозможно решить посредством увеличения числа людей, занятых в информационной сфере

5. Обоснуйте утверждение, что от уровня развития информационной техносферы зависит то, как формируются информационные ресурсы страны и насколько эффективно они используются для целей жизнеобеспечения.

6. Охарактеризуйте основные элементы, которые включает в себя информационная техносфера современного общества.

7. Покажите, как за последние полстолетия изменялись критерии развития информационной техносферы.

8. Охарактеризуйте основные этапы, которые выделяют в развитии технических средств информатизации.

9. Объясните, почему в информационном обществе особое значение приобретает информационная культура как самого общества, так и отдельной личности, предполагающая организацию информационного образования.

10. Укажите, что является общим для всех смыслов понятия культуры.

11. Охарактеризуйте элементы, которые включает в себя информационная культура.

12. Объясните, с чем был связан переход от устной информационной культуры к письменной.

Темы рефератов

1. Стратегическое значение развития информационного потенциала общества.

2. Проблема информационного бума.

3. Современные оценки уровня развития информационной техносферы.

4. Программа развития вычислительной техники в Советском Союзе.

5. Информационная техносфера и развитие системы образования.

6. Аудиовизуальная культура.

7. Логическая культура.

8. Семиотическая культура.

9. Понятийно-терминологическая культура.

10. Технологическая культура.

11. Коммуникационная культура.

12. Сетевая культура.

ГЛАВА 5

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 771; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.120.103 (0.014 с.)