Понятие и структура информационного рынка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и структура информационного рынка



Уже в Федеральный закон Российской Федерации «Об информации, информатизации и защите информации» (1995) было включено положение, согласно которому информационные ресурсы могут быть товаром. Это положение дало толчок развитию в России информационного рынка, представляющего собой систему организационных, правовых и экономических отношений, которая обеспечивает торговлю информационной техникой, информационными технологиями и информационными продуктами, а также предоставление пользователям информационных услуг. Этот рынок распадается на две части – рынок информационной техники и информационных технологий, а также рынок информационных продуктов и информационных услуг. Рассмотрим основные понятия, используемые для описания структуры информационного рынка.

Информационная техника представляет собой приспособления и устройства, использующиеся для сбора, создания, накопления, хранения, переработки и использования информации. Её примерами являются компьютеры, системные блоки, ноутбуки, мониторы, сканеры, принтеры, многофункциональные устройства, цифровые фотоаппараты, сервера, маршрутизаторы и т. д. Информационные технологии, как мы уже знаем, представляют собой технологии, связанные с созданием, обработкой и хранением данных с применением вычислительной техники. Вместе с информационной техникой они могут выступать в качестве товара, реализуемого в первой части информационного рынка.

Вторая часть информационного рынка связана с реализацией информационных продуктов, а также предоставлением информационных услуг. Информационный продукт представляет собой совокупность данных, которая подготовлена его производителем для последующего распространения. Будучи результатом интеллектуальной деятельности людей, он может распространяться как в вещественной, так и в электронной форме. Примерами информационных продуктов могут служить аналитические обзоры, доклады, монографии, справки, статьи и т. д. Что касается информационных услуг, то под ними имеется в виду предоставление пользователям необходимых им информационных продуктов. Для того чтобы оказывать информационные услуги, владелец информационных ресурсов должен иметь базу данных в документальной или электронной форме.

Хотя понятие базы данных играет важную роль в информатике, в литературе встречается множество его определений, отражающих различные субъективные позиции. Поскольку ни одно из этих определений не считается общепризнанным, обратимся к правовым документам. В Гражданском кодексе Российской Федерации (2006) мы находим следующее определение базы данных: «Базой данных является представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов (статей, расчётов, нормативных актов, судебных решений и т. д.), систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины (ЭВМ)» (ст. 1260). Из этого определения видно, что база данных обладает двумя отличительными признаками: во-первых, образующие её материалы определённым образом систематизированы, а во-вторых, они обрабатываются с помощью компьютера. Поэтому никакая информация, хранящаяся вне компьютера (архивы, библиотеки, картотеки и т. д.), не является базой данных. С другой стороны, не любая информация, хранящаяся в компьютере, может быть названа базой данных (например, файловые архивы или интернет-порталы).

Производство информационных продуктов и услуг привело к появлению нового вида предпринимательской деятельности, получившей название информационного бизнеса. Под информационным бизнесом имеется в виду бизнес, который основывается на продаже информации. В странах Запада этот бизнес зародился в 60-е годы, а через двадцать лет превратился в крупнейший многоотраслевой комплекс. В Соединённых Штатах Америки, Японии и других странах по уровню занятости он превзошёл сферу материального производства. К предприятиям, которые специализируются на обработке информации, относятся различные агентства, вычислительные центры, институты научно-технической информации, консультативные фирмы и т. д. Особенностью производства на этих предприятиях является то, что предметом труда в них выступает информация, средствами труда – различные способы её передачи, преобразования и хранения, а целью производства – удовлетворение потребностей заказчика в информации. Иногда понятие информационного бизнеса используется в более широком смысле, обозначая бизнес, который основывается не только на продаже информации, но и на продаже информационной техники.

В зависимости от сферы деятельности различают потребительский, интеллектуальный и другие виды информационного бизнеса. Так, потребительский информационный бизнес предполагает передачу информации потребителю, интеллектуальный – потребление информации среди специалистов и т. д. С другой стороны, практически каждый вид деятельности, имеющий своей целью получение прибыли, связан с информационным бизнесом. Речь идёт прежде всего об использовании лицензий, патентов, товарных знаков и других способов защиты интеллектуальной собственности. Кроме того, открыв веб-сайт, предприниматель, с одной стороны, расширяет своё дело, а с другой – вступает в сферу информационного бизнеса. Действительно, через его веб-сайт потенциальные покупатели могут знакомиться с производимой им продукцией, т. е. получать информацию об определённых товарах и услугах. Таким образом, каждый желающий может стать участником информационного бизнеса, который всё более срастается с другими видами человеческой деятельности.

 

Контрольные вопросы

1. Что такое ресурсы?

2. Что такое материальные ресурсы? трудовые ресурсы? природные?

3. Что такое информационные ресурсы?

4. Что такое овеществлённые знания?

5. Что такое живые знания?

6. Что такое электронизация информационных ресурсов общества?

7. Что такое информационные потребности?

8. Что такое информационное пространство?

9. Что такое информационная инфраструктура общества?

10. Что такое политика государства?

11. Что такое внешняя политика? внутренняя политика?

12. Что такое политика в сфере информатизации?

13. Что такое информационные центры?

14. Что такое когнитивные структуры общества?

15. Что такое средства информатики?

16. Что такое электронная вычислительная машина?

17. Какие электронные вычислительные машины называются универсальными? проблемно-ориентированными? специализированными?

18. Что такое информационный рынок?

19. Что такое информационная техника?

20. Что такое информационный продукт?

21. Что такое информационные услуги?

22. Что такое база данных?

23. Что имеется в виду под информационным бизнесом в широком смысле? в узком смысле?

24. Что такое потребительский информационный бизнес? интеллектуальный информационный бизнес?

 

Задания для самостоятельной работы

1. Покажите, как понятие информационных ресурсов связано с понятием трудовых ресурсов.

2. Охарактеризуйте основные группы, на которые традиционно подразделяются ресурсы.

3. Докажите, что информационные ресурсы включают в себя не все знания, а только часть их.

4. Объясните, чем овеществлённые и живые знания отличаются от информационных ресурсов.

5. Объясните, в чём заключается проблема неравномерного развития процесса информатизации общества.

6. Охарактеризуйте объекты, которые относятся к основным элементам информационной инфраструктуры общества.

7. Охарактеризуйте основные направления, по которым осуществляется политика в сфере информатизации.

8. Объясните, почему необходимо создание единого регистра населения.

9. Укажите, что дало толчок развитию в России информационного рынка.

10. Охарактеризуйте две части, на которые распадается информационный рынок.

11. Укажите отличительные признаки, которыми должна обладать база данных.

12. Объясните, в чём заключается различие между понятием информационного бизнеса в широком и узком смысле.

 

Темы рефератов

1. Формы представления знаний.

2. Социальная информатика и информография.

3. Инженерия знаний как область исследований.

4. Знание как национальное достояние.

5. Классификация информационных ресурсов.

6. Проблема формирования единого информационного пространства.

7. Политика в сфере информатизации как часть внутренней политики государства.

8. Информационные ресурсы социальной сферы.

9. Правовые основы развития в России информационного рынка.

10. Современные информационные услуги.

11. Структура информационного рынка современного общества.

12. Информационный бизнес как вид предпринимательской деятельности.

ГЛАВА 4



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 774; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.159.150 (0.014 с.)