Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формирование информационного обществаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В литературе общепринятой считается классификация стадий общественного развития, которая включает в себя доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное и информационное общество. Её формирование явилось результатом исследований многих мыслителей, начиная с классиков социологии 19 в. Различие между доиндустриальным, индустриальным, постиндустриальным и информационным обществом имеет экономическую основу, хотя и не сводится только к экономике. Доиндустриальное общество представляет собой раннюю стадию развития общества, для которой характерны низкие темпы экономического роста, а также развития производительных сил, техники и технологии. Поскольку главным способом передачи социального опыта выступает в нём традиция, его называют также традиционным обществом. В доиндустриальном обществе господствует натуральное хозяйство, а товарные отношения в нём либо вообще отсутствуют, либо ориентированы на удовлетворение потребностей немногочисленного слоя элиты. Главным принципом организации социальных отношений в таком обществе является его жёсткая иерархическая стратификация, а основной формой организации социальных отношений – община, которая отличается относительной замкнутостью. Характерной особенностью доиндустриального общества является то, что в нём либо полностью отсутствует письменность, либо она существует в виде привилегии жрецов или чиновников, т. е. отдельных социальных групп. При этом письменный язык обычно отличается от разговорного языка, которым пользуется подавляющая часть населения (например, латынь в средневековой Европе). Поэтому трансляция культуры осуществляется в вербальной форме, а основным институтом социализации в доиндустриальном обществе является семья и община. На смену доиндустриальному (родоплеменному и феодальному) обществу пришло индустриальное, которое в марксистской литературе называют обычно капиталистическим. Возникший в рамках социологии в первой половине 19 в., термин «индустриальное общество» широко использовался вплоть до середины прошлого столетия. Согласно современным представлениям, капиталистическое общество не совпадает с индустриальным, а является его ранней формой, существовавшей в странах Европы в 19 – начале 20 в. В нём промышленное производство как преобладающая форма экономической организации находится в частных руках, а предприниматель является одновременно и собственником, и главным субъектом управления как трудовым процессом, так и работниками. Однако с ростом масштабов производства собственность на капитал не гарантирует уже ни контроля над системами власти, ни авторитета на предприятиях. Поэтому контроль над промышленным производством начинает переходить от собственников к менеджерам, выполняющим функции администраторов. Индустриальное общество представляет собой стадию в развитии общества, в основе которой лежит промышленное производство. Его теоретики исходят из признания если не всех, то по крайней мере некоторых из следующих положений. Во-первых, самые значительные изменения в современном мире связаны с переходом от традиционного общества к индустриальному, основанному на машинном производстве, фабричной организации труда и национальной системе хозяйства, включающей в себя свободную торговлю и общий рынок. Во-вторых, существует определённая логика индустриализации, которая приводит к увеличению сходства в основных социальных институтах между различными странами, как бы ни отличались они первоначально друг от друга. В-третьих, переход к индустриальному обществу ассоциируется с разрушением традиционных наследственных привилегий, провозглашением равных гражданских прав и демократизацией общественной жизни. Одной из тенденций развития современного индустриального общества является прогрессирующее устранение внешних неравенств между людьми при сохранении внутренних, которые производны от генетических различий в их способностях. В-четвёртых, по мере развития индустриального общества классовые различия теряют свою остроту, которая была характерна для его ранней стадии, называемой капитализмом. В-пятых, переход от традиционного общества к индустриальному характеризуется укреплением национального государства, основанного на принципах либерализма и демократии. Постиндустриальное общество представляет собой стадию в развитии общества, в которой определяющим является теоретическое знание с университетом как главным центром его производства и сосредоточения. Переход к нему от индустриального общества определяется следующими факторами: во-первых, переходом от товаропроизводящей к обслуживающей экономике, в которой сфера услуг превосходит сферу производства; во-вторых, изменением в социальной структуре общества, в которой классовое деление уступает место профессиональному; в-третьих, переходом главной роли в определении политики в обществе к теоретическому знанию, центрами сосредоточения которого становятся университеты, превращающиеся в основной социальный институт; в-четвёртых, созданием новой интеллектуальной технологии, а также введением планирования и контроля над технологическими изменениями. По мнению Д. Белла и других теоретиков постиндустриального общества, его возникновение связано прежде всего с изменениями в социальной структуре общества, обусловленными новой ролью науки и техники. Сам Д. Белл утверждал, что в постиндустриальном обществе исчезает класс капиталистов, а его место занимает новая правящая элита, для которой характерен высокий уровень образования. Более того, собственность как критерий социальной стратификации теряет своё значение, а решающим становится уровень образования. Если индустриальное общество характеризуется конфликтом между трудом и капиталом, обусловленным сосредоточением собственности в руках капиталистов, то постиндустриальное – конфликтом между знанием и некомпетентностью. Идеи теоретиков постиндустриального общества получили широкое распространение в 60-е годы прошлого столетия, хотя некоторые критики усматривали в нём не новую стадию общественного развития, а идеализированный вариант капиталистического общества. Как видно из приведённого нами определения, постиндустриальное общество определяется в терминах производства знания. Поэтому часто говорят, что оно тождественно информационному обществу. В то же время многие авторы полагают, что информационное общество не совпадает полностью с постиндустриальным. Так, К. К. Колин определяет информационное общество как такое общество, в котором преобладающим видом человеческой деятельности является производство информационных продуктов и оказание информационных услуг. Таким образом, информационное общество характеризуется превосходством над сферой производства не сферы услуг вообще, а именно сферы информационных услуг. По мнению А. И. Ракитова, в нём (1) каждый член общества в любое время и в любом месте имеет доступ к нужной ему информации, (2) общество способно обеспечить каждого человека как компьютерами, так и средствами связи и (3) общество само способно производить всю необходимую ему информацию. Переход от постиндустриального общества к информационному, имеющий революционные последствия для развития человечества, осуществляется не скачкообразно, а постепенно. Поскольку информационное общество вызревает внутри постиндустриального, возникает вопрос о критериях перехода к нему той или иной страны. Специалисты указывают на три группы таких критериев – экономические, социальные и технологические. Первая из этих групп характеризует долю валового национального продукта, которая создаётся в информационной сфере общества. Считается, что переход к информационному обществу начинается тогда, когда эта доля превышает 50%. Что касается социальных критериев перехода к информационному обществу, то их количественным выражением служит доля трудоспособного населения, занятого производством информационных продуктов и средств информатизации, а также оказанием информационных услуг. Наконец, технологические критерии перехода к информационному обществу определяют уровень развития его информационного потенциала. Одним из признаков перехода человечества на новый – информационный – этап своего развития является ускоряющийся рост объёма информации. Получивший название информационного взрыва, он стал особенно заметен во второй половине 20 в. По подсчётам специалистов, первое удвоение накопленных человечеством знаний произошло к середине 18 в., второе – к началу прошлого столетия, а третье – к его середине. С середины 20 в. объём знаний в мире стал удваиваться каждые десять лет, с начала 70-х годов – каждые пять лет, а с начала 90-х годов – ежегодно. Таким образом, кардинальным направлением движения человечества является информационное общество, основанное на широкомасштабном использовании информации и научных знаний. Однако это движение характеризуется неравномерностью, поскольку оно определяется уровнем развития тех или иных стран. Иными словами, его эффективность определяется способностью этих стран производить, накапливать и использовать знания. Между тем одни страны производят только сырьё, продовольствие и товары народного потребления по иностранным лицензиям, вторые – техническую продукцию по иностранным лицензиям и частично – по оригинальным технологиям, третьи – оригинальные технологи, а четвёртые – не только новые технологии, но и знания. Очевидно, что их движение к информационному обществу будет различным.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 447; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.153.19 (0.01 с.) |