Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура общественного сознания содержит уровни, стороны и формы.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Уровни: обыденное и теоретическое сознание. Обыденный уровень — совокупность знаний, обслуживающих каждодневные потребности людей. Отличается поверхностью, ненаучностью, консерватизмом, преимущественно основывается на традициях. Его главным компонентом является здравый смысл. Довольствуется фактами, бессистемно вырабатывается всеми людьми. Теоретический уровень — система знаний, формируемая профессионалами. Для него характерна доказательность, динамичность изменений, стремление постичь сущность явлений. Часть теоретических знаний носит научный характер, где работает строгая система понятий, категорий, законов и осуществляется проверка положений на практике. Со временем ряд теоретических знаний в упрощенном виде переходит в обыденное сознание. Стороны: общественная психология и общественная идеология. Общественная психология_ — совокупность чувств, эмоций, настроений, иллюзий людей, господствующая в определенный исторический период. Как и обыденный уровень, формируется в результате жизнедеятельности всех людей, носит поверхностный, спонтанный характер. Итоговым компонентом выступает общественное мнение. Является объектом интенсивного изучения не только наукой (социальная психология), но и общественной идеологией. Общественная идеология — целенаправленная система внедрения, защиты интересов и взглядов господствующего класса. Она создается профессионалами высокой квалификации, строго специализирована, структурирована (политическая, экономическая, правовая, эстетическая, религиозная, этическая идеология и т. д.), имеет избирательную преемственность, тщательно камуфлируется. Формы. Их десять: политическая, правовая, философская, научная, эстетическая, этическая, религиозная, атеистическая, экономическая, экологическая. Формы — это элементы общественного сознания, которые обслуживают отдельные сферы общества. Чем примитивнее жизненные процессы, тем меньше форм у общественного сознания. Исторически первыми образовались этическая и эстетическая формы. Остальные сформировались с появлением государства (политическая, правовая, философская, религиозная, научная и т. д.). Усложнение общественных ситуаций в последние десятилетия XX в. обусловили возникновение экономической и экологической форм. Все они по-разному связаны с материальной основой общества. Ближе всего к способу производства находятся экономическая, политическая, правовая и научная формы. Через эти формы все остальные связаны с общественным бытием опосредованно. Соответственно, первые и быстрее преобразуются. Каждая форма имеет свои специфические функции (религиозная — компенсаторную, научная — гносеологическую и т. д.) и своеобразные средства отражения действительности: религиозная — догмы, этическая — нормы и принципы, научная — категории, законы, теории и т. д.). В разные исторические периоды отдельные формы занимали ведущее положение по сравнению с остальными. Так, в период средневековья в Европе основной была религиозная форма, сейчас во всем мире – политическая. Политическая форма способствует укреплению власти и развитию государственности. Имеет следующие структурные элементы: 1) политическое обыденное сознание — повседневные, несистематизированные знания людей о политической сфере. Оно непоследовательно, поверхностно, основывается на шаблонах. Испытывает постоянное влияние политической идеологии; 2) политическое теоретическое сознание — система теорий и взглядов, обслуживающая политическую сферу. Разрабатывается профессионалами, моделирует новейшие политические технологии, схемы воздействия на общественное мнение и алгоритмы поведения политиков. Служит теоретической основой функционирования и развития политической идеологии; 3) политическая идеология — строгая система теорий, направленная на защиту интересов властных структур. Основной элемент данной формы: она формирует программу политических действий элиты, маскирует реальное содержание политики. Нетождественна политике, так как политика — это действия, политическая идеология — обоснование их; 4) политическая психология – совокупность эмоций, чувств, настроений людей, оценивающих политику. Ситуативна, полярна по социальным позициям людей, вырабатывается всеми членами общества. В современный период разработаны активные средства ее переориентации (во время референдумов, выборов и т.д.). Правовая форма имеет своей основной задачей защиту господствующих форм собственности. Закрепляет правовыми средствами экономические и политические интересы классов, представления о правомерности действий чиновников или государственных учреждений. Она структурно представлена: 1. Правовая психология – совокупность чувств, эмоций людей, выражающих оценку деятельности правовой сферы. Отличается полярностью эмоциональных позиций, подвижностью. Регулируется правовой идеологией. 2. Правовое обыденное сознание — ненаучные представления людей о правовой сфере. Поверхностно, не проникает в глубь явления, не требует доказательности. Зависит от политической и правовой идеологий. 3. Правовая идеология — обоснованная система теорий, целенаправленно защищающая интересы элиты. Вырабатывается профессионалами, придает интересам характер юридического закона. Имеет разветвленную сеть учреждений. 4. Правовое теоретическое сознание — система теорий о функционировании и совершенствовании правовой сферы. Основа для правовой, политической идеологий и разработки юридических нормативных актов (законов, декретов, декларации, конституций). Правосознание отличается от системы права. Право — комплекс, законов, действующих в государстве. Они табуальны (запретительны), принудительны к исполнению, вплоть до суровых мер наказания. Это практическая реализация интересов, теоретических и идеологических установок. Научная форма общественного сознания — объективно-достоверное знание, проверенное на практике и пронизанное определенным мировоззрением. Возникает, исходя из потребностей людей, когда в процессе развития общества сформировалось абстрактное мышление. Научное сознание базировалось на многочисленных эмпирических сведениях, накопленных в первобытный период. В условиях рабовладения появилась необходимость теоретически осмыслить достигнутое. Положения научного сознания строго доказательны по содержанию, четко систематизированы по форме. Имеет следующие структурные части: Эмпирические знания, полученные в результате обыденной деятельности, целенаправленных опытов и экспериментов. Теоретические знания — система обобщенных аргументированных разработок, исследующих эмпирические данные. Философские знания обеспечивают мировоззренческую направленность науки, связь результатов развития конкретных отраслей познания с выявленными всеобщими закономерностями мира. Наука прошла три основных этапа развития: 1) С момента возникновения в рабовладельческом обществе и до XV в.н.э. Развитие шло медленно, производство опережало ее по своим темпам. 2)ХVв.— конец XIX в.— интенсивное накопление знаний, процессы интеграции (объединения) и дифференциации (разделения) наук. Последние преобладали. В XVII—XVIII в. происходят первая научно-техническая и промышленная революции. Они носят локальный характер, так как совершаются только в наиболее развитых странах Европы. 3) Конец XIX в.— конец XX в. Изменился социальный статус (положение) науки: она стала непосредственной производительной силой общества, его активной составной частью. Увеличилось ее непосредственное влияние на всю общественную жизнь. Продолжаются процессы интеграции и дифференциации знания. В 30—60-е годы XX в. начинается вторая научно-техническая революция. Она носит глобальный характер: ее изменения охватывают весь мир. Темпы развития столь стремительны, что она опережает развитие производства, поэтому одновременно с ней идет и промышленная революция. Направления современной НТР: механизация, электрификация, химизация, автоматизация, компьютеризация, робототизация, космизация. В 80-е годы XX в. существенный вклад в процессы второй НТР внесла астрофизическая революция. В 90-е годы началась революция в области биологического знания (генная инженерия, клонирование). В будущем прогнозируется революция в психологии. Оценка роли науки неоднозначна. Существует несколько концепций. Наиболее распространенными являются: сциентизм (лат. scientia и англ, science — знание, наука) и антисциентизм. Сциентисты абсолютизируют роль науки, причем, в основном провозглашают приоритет естественных, математических, технических систем знания; отрицают роль философии в познании мира и жизни общества. Антисциентисты делают акцент на ограниченных возможностях науки, существовании ее специфических границ действия, невозможности решения ею всех сущностных проблем бытия мира и человека. Представители данных концепций стоят на противоположных позициях, преувеличивая особенности науки. В то время, как оценка роли науки должна осуществляться конкретно, соответственно историческим этапам жизни общества, без подмены функций одного вида знания функциями другого. Этическая форма — самая древняя из всех форм общественного сознания. Зародилась она в виде морали — единственного регулятора бытия первобытного сообщества. Это — свод неписанных норм, правил, законов человеческих отношений. На первых этапах происходила в основном регуляция трудовых процессов и семейных зависимостей. Дальнейшее развитие повлекло за собой усложнение моральных норм, принципов и идеалов, возникли моральные установки социальных общностей, отдельных сфер, профессий, образовалась зависимость от политики и права. Но если нормы права табуальны (запретительны), то нормы морали рекомендательны: дается совет как лучше поступать в том или ином случае. Сфера правовой регуляции уже, чем моральной. Наблюдается пронизанность моралью всех видов общественных отношений, а не только имущественных. Длительность морального осуждения больше, чем правового. Иногда негативная моральная оценка следует за человеком всю жизнь. Современная моральная сфера – сложное образование. Ее составными элементами выступают учреждения, деятельность, отношения и этническая форма общественного сознания, которая содержит в себе психологические, обыденные, теоретические и идеологические компоненты. - Этическая психология: чувства и эмоциональные оценки людей морально-нравственных процессов. - Этическая идеология — руководство морально-психологическими и нравственными состояниями людей. - Этическое обыденное сознание — непрофессиональные знания о моральной сфере, законах нравственности. - Этическое теоретическое сознание — система теорий о функционировании и развитии морально-нравственных регуляций. Служит теоретической основой этической идеологии. Данная форма имеет познавательную, воспитательную, оценочную функции. Если мораль — система норм и принципов общественной жизни, то нравственность есть показатель того, как люди их выполняют, а этическая форма — осознание обществом того и другого. Эстетическаяформа,— совокупность теорий, взглядов, чувств людей, направленных на оценку и анализ эстетической сферы. Возникновение эстетической формы произошло при первобытно-общинном строе как выражение потребности осознать себя и свои связи с миром, познать их с позиций красоты. Это специфический вид духовного познания и освоения действительности, проникновения в сущность человеческой природы и окружающего мира. Эстетическая форма — структурно сложное образование: эстетическая психология — чувства и эмоциональная настроенность в оценке произведений искусства, природы, окружающего мира и самого человека. Эмоциональные реакции и предпочтения глубоко индивидуальны, зависят от многих факторов, в том числе и от идеологических установок. Эстетическая идеология — система теорий, направленная на использование искусства как средства защиты государственности. Представляет собой комплекс целенаправленного воздействия, создаваемого профессионалами. Эстетическое обыденное сознание — непрофессиональные знания об эстетической сфере, особенностях и законах искусства. Не систематизировано, поверхностно, канонизировано (закрепощенность раз навсегда усвоенными представлениями об искусстве). Эстетическое теоретическое сознание — система теорий о закономерностях искусства, его роли в обществе. Это комплекс знаний, представленный искусствоведением, историей искусств, социологией искусства, эстетикой (наука о наиболее общих принципах освоения и преобразования мира по законам красоты) и т. д. Функции: эстетическая — отражение, познание и прославление прекрасного, порицание безобразного; идеологическая — защита государственных интересов средствами искусства; воспитательная – формирование приверженности идеям красоты и прекрасного в мыслях, действиях, поведении людей. Таким образом, эстетическая форма — есть отражение мира и уникальности человека эстетическими средствами (идеал красоты, вкусо-стилевое единство, гармония, совершенство). Искусство — процесс создания духовных ценностей, материализация эстетической формы. Оно призвано создавать красоту и прекрасное, отрицать уродливое. Религиозная форма общественного сознания — возникла в классовом обществе. Ей предшествовал длительный период существования верований, в которых первобытные люди отражали свой страх и неспособность предотвратить гибельные для них воздействия природы, т.е. долгое время был период безрелигиозного развития общества. С появлением социальных антагонизмов начинает формироваться религиозная сфера (учреждения, система догм, деятельности, отношений). Для создания религий использовались мифы, верования древних людей, искусство, философия. Религия — фантастическое отражение действительности. Ее функции: компенсаторная (призвана компенсировать, восполнять внутреннюю слабость человека в противостоянии трудностям), идеологическая (использование средств и положений религии для укрепления государственной власти), мировоззренческая (формирование системы религиозных взглядов на мир и человека), регулятивная (управление образом жизни верующих и вовлечение в их ряды новой паствы). Структурные параметры: религиозное обыденное сознание — фрагментарные знания о религиозной сфере, сущности религиозных догматов. Религиозное теоретическое сознание — система ненаучных доктрин (теология), религиозная психология — совокупность чувств и эмоций людей, направленных на положительное восприятие религиозной системы. Для этого используются разные виды искусства (музыка, архитектура, живопись). Они создают ощущение красивости религиозных обрядов вплоть до экзальтации. Религиозная идеология — система идей и теорий, целенаправленно формируемая религиозными учреждениями. Цель — защита и распространение религиозности, способствование укреплению государственности. Рассмотренные формы, стороны, уровни общественного сознания показывают его многообразие, что подтверждается и обилием его функций: как специфических — у форм, так и общих, присущих всем его компонентам. К числу последних относятся: – гносеологическая — накопление, критическая оценка, систематизация и способ передачи знаний; – мировоззренческая — формирование мировоззренческой культуры, способствование системе воспитания, приобретению человеком общественно необходимых качеств; – идеологическая — утверждение идеологических установок и идеологическая ориентация общества. – регулятивная — управление общественными процессами, организация преемственности духовной жизни.
36. Мифология – форма общественного сознания; способ понимания природной и социальной действительности на разных стадиях общественного развития. В общественном сознании первобытного общества мифология несомненно доминировала. Мифология в основном ориентирована на преодоление фундаментальных антилопий человеческого существования, на гармонизацию личности, общества и природы. Предпосылкой мифологической «логики» служили неспособность человека выделить себя из окружающей среды и нерасчлененность мифологического мышления, на неотделившегося от эмоциональной аффективной среды. Следствием было метафорическое сопоставление природных и культурных объектов, очеловечивание окружающей природной среды, в том числе одушевление фрагментов космоса. Мифологическому мышлению свойственно отчетливое разделение субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова, существа и его имени, пространственных и временных отношений, происхождения и сущности, безразличия к противоречию и т.п. Объекты сближались по вторичным чувственным качествам, смежности в пространстве и времени, выступали в качестве знаков других предметов и т.п. Научный принцип объяснения заменялся в мифологии тотальным генетизмом и этиологизмом: объяснение вещи и мира в целом сводилось к рассказу о происхождении и творении. Мифологии свойственно резкое разграничение мифологического, раннего (сакрального) и текущего, последующего (профанного) времени. Все происходящее в мифическом времени приобретает значение парадигмы и прецедента, т.е. образца для воспроизведения. Моделирование оказывается специфической функцией мифа. Если научное обобщение строится на основе логической иерархии от конкретного к абстрактному и от причин к следствиям, то мифологическое оперирует конкретным и персональным, использованным в качестве знака, так что иерархии причин и следствий соответствует гипостазирование, иерархия мифологических существ, имеющая систематически ценное значение. То, что в научном анализе выступает как сходство или иной вид отношения, в мифологии выглядит как тождество, а логическому разделению на признаки в мифологии соответствует разделение на части. Миф обычно совмещает в себе два аспекта: диахронический (рассказ о прошлом) синхронический (объяснение настоящего или будущего).
37. НРА́ВСТВЕННОЕ СОЗНА́НИЕ один из составных элементов морали, представляющий собой ее идеальную, субъективную сторону. В Н. с. в виде определ. понятий и представлений отражаются нравственные отношения общества и регулируемая посредством них нравственная деятельность людей. Природа Н. с. Объективные законы обществ. жизни в морали получают выражение в виде совокупности требований, предъявляемых к поведению людей. В отличие от норм права, нравств. требования вырабатываются непосредственно массовым сознанием и в Н. с. принимают форму безличного долженствования, неписаного закона, равно распространяющегося на всех людей, в к-ром остается скрытой как выраженная в нем обществ. воля, так и отраженная этой волей социально-историч. необходимость. Эта особенность Н. с. в прошлом порождала множество мифологич. и идеалистич. истолкований происхождения и природы нравств. требований. В этике они изображались как повеления бога, априорный закон практич. разума (Кант), веление совести "чистого Я" (Фихте), выражение нравств. чувства (А. Смит, А. Шефтсбери, Ф. Хетчесон) и т.п. Должное в Н. с. часто отрывалось от той социальной действительности, к-рая является его источником, и противопоставлялось ей, поскольку его практич. осуществление всегда встречалось с определ. историч. трудностями и иногда даже представлялось невозможным. Это противоречие между должным и действительностью, фиксируемое Н. с, всегда было одной из труднейших проблем для этики. Особенно резко оно выражено в этике Канта, к-рый, во-первых, считал невозможным вывести моральный закон из эмпирич. условий жизни человека и, во-вторых, пришел к выводу, что этот закон может быть полностью реализован лишь где-то в конце человеч. истории, в "царстве целей". Гегель, напротив, критически подходит к этой антиномии Н. с, усматривая в противопоставлении должного и сущего ограниченность и односторонность Н. с. В основе нравств. воззрения, по Гегелю, лежит "...полное равнодушие и собственная самостоя-тельность природы и моральных целей...", "...долг составляет его единственную существенную цель и предмет...", а ему противостоит "...лишенная всякого з н а ч е н и я действительность». Однако антитеза должного и действительного осталась непреодоленной в бурж. этике. В совр. позитивизме, напр., она выступает в виде положения о невозможности логич. связи между суждениями факта, описывающими эмпирич. действительность, и моральными суждениями, содержащими предписания. Эта же антитеза в иной форме проявляется в протестантской неоортодоксии (как извечная противоположность моральной воли бога и аморальной земной жизни, обществ. действительности). Другая особенность Н. с. состоит в том, что его предписания формулируются как универсальный закон, равно распространяющийся на всех людей (то же и в праве – принцип равенства всех перед законом). Эта особенность Н. с. нашла отражение уже в христ. Морали и была сформулирована Кантом в его понятии категорического императива, согласно которому нравств. максимой поведения является только та, которая одновременно может быть законом для всех людей. Для Н. с. характерен ценностный способ обоснования долженствования: нечто должно быть совершено или осуществлено в силу того, что оно представляет собой благо, ценность, предпочтительно перед всеми др. возможностями. Понятие ценности выступает в Н. с. как основание долженствования и, след., как критерий оценки всего происходящего и существующего, которым Н. с. измеряет все сущее. Эта ценностная форма интерпретации объективных социальных законов также содержит в себе возможность идеалистич. мистификации ("высшее благо" как вершина иерархии мироздания у Платона, добро как понятие, в самом себе заключающее "требование существования" у Гегеля, ценность как трансцендентная сущность у Дж. Мура и Н. Гартмана). Нормативный (оценочно-предписательный) характер представлений Н. с. вполне отвечает выполняемой моралью функции регулятора человеч. поведения. Однако сфера применимости нормативных критериев кончается там, где вступают в действие общие законы историч. необходимости и где за человеком не остается уже свободы выбора, – в области обществ. явлений, происхождение к-рых нельзя искать в доброй воле или злом умысле кого-либо. Морализированием и называется такое незаконное расширение прерогатив Н. с. (напр., применительно к осмыслению историч. процесса), к-рое состоит в подмене науч. анализа объективных законов истории рассуждениями о том, как должны были бы происходить историч. события согласно нравств. идее, закону справедливости и т.п. Такое морализование, присущее множеству социальных утопий прошлого, полностью преодолевается только в марксизме, где вопрос о том, каким должно быть общество будущего, решается на основе науч. предвидения дальнейшего хода истории. С т р у к т у р а Н. с. Место каждого понятия в структуре Н. с. и его логич. форма зависят от того, каким способом в нем выражено моральное долженствование. Простейшей формой Н. с. является норма. Уже здесь нравств. требование формулируется обобщенно, в виде общего правила, к-рому должны следовать во множестве отд. случаев все члены общества (класса). Каждая норма выделяет лишь какую-то одну сторону в поведении людей, предписывает или воспрещает только поступки определ. типа. Исторически первой формой нормы являются табу (запреты), представляющие собой основной нравственный регулятор поведения в первобытном обществе. В религ. сознании нормы обычно принимают вид заповедей – повелений, исходящих от бога (напр., библейские "Десять заповедей"). Свод норм составляет моральный кодекс. Если нормы вырабатываются Н. с. общества стихийно, то сведение их в кодекс приписывается к.-л. историч. или мифологич. лицу ("законы Моисея", "законы Ману"). В истории моральных учений неоднократно высказывалось намерение создать некий всеобъемлющий кодекс, исходя из к-рого каждый мог бы во всех случаях жизни определять свою линию поведения (Морелли, Руссо, Сен-Симон). В действительности никакая совокупность норм не может стать универсальным руководством для поведения человека, т.к. не может охватить все богатство и разнообразие обществ. жизни. От кодекса в традиционно-историч. понимании этого термина принципиально отличается моральный кодекс строителя коммунизма, содержащий не нормы, а общие принципы коммунистич. нравственности. Более сложный характер имеет понятие морального к а ч е с т в а. Выраженное в нем нравств. требование конкретно не указывает, какие действия должен совершать человек, а в суммарной форме характеризует (предписывает и оценивает) определ. сторону его поведения. Напр., понятие честности обнимает ряд частных норм поведения (говорить правду, исполнять обещания, уважать чужую собственность), и индивид должен сам решать, как ему поступить применительно к той или иной ситуации. Понятие морального качества ставит перед человеком задачу не только совершать к.-л. действия, но и целенаправленно формировать в себе определенные черты характера. Впервые понятие морального качества приобретает большое значение в морали и этике антич. общества (учение о добродетелях и пороках у Платона и Аристотеля), когда индивид настолько выделяется из родового коллектива, что начинает рассматриваться Н. с. как олицетворение обществ. морали. Процесс дальнейшего становления моральной личности находит выражение в понятии нравств. идеала (см. Идеал) – образа совершенного человека, воплощающего в себе все возможные добродетели. Антич. Н. с. не знает этого понятия: боги и герои древних греков наряду с добродетелями обладают всеми пороками и слабостями, характерными для людей. Впервые представление о морально совершенной личности возникает в христианстве (образ Иисуса как образец нравств. праведности и жертвенности), но этот идеал считается недостижимым для простых смертных; противоречие Н. с. между должным и действительным достигает здесь крайних пределов. Нравств. идеал является высшей формой Н. с. тогда, когда осуществление нравств. целей мыслится как задача самосовершенствования индивида. Но "решение" этой задачи, как правило, завершалось признанием непреодолимого противоречия между нравств. устремлениями отд. личности и обстоятельствами обществ. жизни. Неудивительно, что в тех этич. системах, где данное понятие играет особенно важную роль (Лютер, Кант, Соловьев, Барт, Нибур), нравств. идеал трактуется как нечто принципиально недостижимое в действительности. Пути преодоления этого противоречия первым указал Маркс, к-рый показал, что "совпадение изменения обстоятельств и человеческой деятельности может рассматриваться и быть рационально понято только как р е в о л ю ц и о н н а я п р а к т и к а". Еще более сложный характер имеют нравств. п р и н ц и п ы, формулирующие общие законы моральной деятельности человека. Здесь уже не просто характеризуются различные стороны поведения человека или черты нравств. облика личности, а дается определение моральной сущности человека, смысла жизни и ее конечного назначения. Принципы служат не правилами поведения, а лишь основанием для выбора жизненных правил и целей. Именно так, напр., перетолковывает в новое время христ. заповедь любви Лютер, считающий ее не нормой повседневного поведения, а общим законом жизни, к-рый невозможно выразить в виде строго определ. правил, а должен истолковываться каждым верующим соответственно "духу" учения Христа. Принципы приобретают главенствующее значение впервые в бурж. Н. с., что отражает процесс освобождения личности от традиц. сословно-цеховых и церк. регламентаций, жестко канонизировавших правила поведения индивида в повседневной жизни. В этике предпринимаются попытки найти некий универсальный принцип, исходя из к-рого каждый сам мог бы определять нормы своего поведения (категорич. императив Канта, принцип полезности Бентама и др.). В своей совокупности принципы должны давать обобщенное определение нравств. образа жизни индивида и общества в целом. Но поскольку это означает переход от рассмотрения нравств. сущности человека к выяснению конкретных условий ее реализации, постольку возникает новое понятие – о б щ е с т в. и д е а л, в к-ром вновь возникает противоречие между должным и существующим. Этот идеал, выражающий представление о совершенном миропорядке, наилучшем обществ. состоянии, с одной стороны выступает как конечная цель нравств. деятельности, а с другой – как единств. возможное условие полной реализации требований нравственности, предъявляемых к человеку. Религ. представление о "грядущем царстве божьем на земле" может быть названо обществ. идеалом лишь условно, т.к. оно рисовало некое состояние всеобщего блаженства без к.-л. характеристик этого "царства" как обществ. устройства. Понятие обществ. идеала в собств. смысле получает развитие лишь в новое время, гл. обр. в трудах социалистов-утопистов. Особое значение обществ. идеал приобретает в революц. системах нравственности, где он выполняет функцию конечной цели обществ. переустройства для массового сознания. Параллельно с формированием норм, принципов, идеалов, к-рые раскрывают содержание той или иной морали, в Н. с. развиваются понятия добра и зла, характеризующие деятельность человека с т. зр. ее нравств. значения. В этих предельно абстрактных понятиях вся совокупность разнородных требований, предъявляемых к человеку и обществу, получает выражение в виде общего критерия оценки, единой меры, к к-рой сводится все многообразие человеч. поступков. Особую группу понятий Н. с. составляют те его формы, в к-рых отражаются различные виды моральных отношений личности к обществу – долг, ответственность, совесть, достоинство. Т.о., структура Н. с. исторически развивается и надстраивается новыми понятиями по мере социального и духовного прогресса общества. Вместе с тем она более универсальна и устойчива, чем конкретное содержание нравств. представлений. Если смысл, вкладываемый в моральные нормы, принципы, идеалы, понятия добра и зла, совершенно различен у разных классов и претерпевает коренные изменения при переходе от одной социально-экономич. формации к другой, то их логич. форма является единой для различных историч. эпох. В этом смысле можно говорить о нек-рой общей логике Н. с., или логике морального языка. Соотношения и логич. связи между различными понятиями H. с. обусловливают законы морального рассуждения (доказательства и опровержения, обоснования и критики нравств. представлений, аргументации в процессе нравств. убеждения или решения моральных проблем).
38. –политическое сознание представляет собой систематизирование, теоретическое выражение общественных взглядов на политическую организацию общества, на формы государства, на отношения между различными социальными группами, классами, партиями, на отношения с другими государствами и нациями. –правовое сознание в теоретической форме выражает правосознание общества, природу и назначение правовых отношений, норм и учреждений, вопросы законодательства, суда, прокуратуры. Ставит своей целью утверждение правового порядка, соответствующего интересам определённого общества; –мораль – система взглядов и оценок, регулирующих поведение индивидуумов, средство воспитания и укрепления определённых нравственных устоев и отношений; – религия и философия – наиболее удалённые от материальных условий формы общественного сознания. Религия древнее философии и является необходимым этапом развития человечества. Выражает окружающий мир через систему мировоззрения, основанного на вере и религиозных постулатах.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 387; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.233.34 (0.02 с.) |