Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема человека в философии. Гуманизм как исторически эволюционирующая система воззрений.

Поиск

Проблема человека в философии. Философия человека отличается от множества наук о человеке спецификой постановки и решения вопросов о человеке. В частности, перед философской антропологией возникают следующие вопросы: • Какова природа человека?
• Какие существуют концепции человека?
• В чем состоят смысл, ценности и цели человеческой жизни?
• Каким образом человек исполняется в мире?
• Какие можно представить образы современного человека?«Кто есть человек?» Ответить на этот вопрос значит, так или иначе определить место человека в мире и отношение к нему. Бесспорно, что человек отличается от всех живых существ в природе. Сложность состоит в том, чтобы установить и выразить это отличие человека. Однако эта ситуация проясняет саму постановку вопроса о человеке: что именно в человеке делает его человеком? какой фактор является определяющим в его жизни? И, наконец: какой можно представить образ человека? В философии сформировались различные концепции человека. Начнем с вопроса: что же отличает человека от животного? Кажется, ответ очевиден: разум. Именно разум делает человека высшим существом, великим и прекрасным.Эти взгляды составляют концепцию человека, которую можно назвать рациональнопросветительской. Согласно рациональнопросветительской концепции, человек существо, прежде всего наделенное разумом, который является его главной силой и который возвеличивает человека среди других существ. Такая, казалось бы, безупречная концепция имеет свои недостатки. Во-первых, выясняется, что биологически человек не является самым сильным среди живых существ.На вопрос «отчего люди не летают, как птицы?» с биологической точки зрения ответ будет таким: даже если у человека и были бы крылья, он не смог бы взлететь, потому что человек в десятки раз слабее птиц по отношению силы к массе тела. В ходе развития культуры человеческие инстинкты ослабевают. И современный человек биологически слабее, нежели первобытный человек. Это дало повод делать выводы о том, что человек это слабое и больное животное. Вовторых, нельзя считать человека только разумным существом. В человеке действуют силы, неподконтрольные человеческому разуму, даже непонятные ему. И весьма проблематично, определяет ли жизнь человека именно разум или его иррациональные свойства. Религиозная концепция человека состоит в признании человека образом и подобием Божиим. Здесь следует оговориться, что данное определение обосновывается исключительной верой, а не рациональными доказательствами. В социальной концепции человек является продуктом общества, которое определяет его мысли и действия. В данной концепции необходимо предусматривается наличие надындивидуальной реальности. В экзистенциальной концепции человек представляет собой неопределившееся существо. Гуманизм выражает моральную сторону бытия человека, поэтому его возникновение связано с развитием морали. В целом античный гуманизм отражал мировоззрение человека древнего мира. Ему, поэтому, присущи как достоинства, так и недостатки. Достоинства заключаются в том, что человеческая личность начинает цениться, она становится субъектом общественной жизни при демократии, обладает правами и обязанностями. Однако этот гуманизм был ограничен территорией полиса, а внутри него - только свободными гражданами, из числа которых исключались рабы, плебеи и женщины. Мировоззренчески он основывался на идее космоцентризма, единства микро- и макрокосмоса, что приравнивало человека к природным вещам, не позволяло принципиально его выделить ни из социального, ни из природного мира. Личность подавлялась как космической необходимостью, так государством: примат государства над личностью в античности был безусловным даже в условиях демократии. Средневековый гуманизм мировоззренчески основывался на идее теоцентризма. Гуманизм в эпоху Возрождения стремился очиститься от указанных искажений. Его основной мировоззренческий принцип - антропоцентризм, затем - светскость, индивидуализм и эгоизм. Деятельность гуманистов привела не только к развитию естествознания, но и искусства: живописи, скульптуры, архитектуры и т.д. Начало гуманизма связано также с деятельностью другого величайшего поэта рассматриваемой эпохи - Франческо Петрарки (1304-1374), которого называют "первым гуманистом" или "отцом гуманизма".


 

 

33.Проблема антропосоциогенеза.

Антропосоциогенез — процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, атакже общества.К вопросу о происхождении человека антропологи и философы подходят с различных и внешне даже противостоящих друг другу позиций. Антропологи озабочены поисками «недостающего звена» в биологической эволюции от обезьяноподобного предка человека к Homosapiens.Давно признано, что превращение животных (гоминидов) в людей не могло быть неким мгновенным, одноактным событием. С неизбежностью должен был существовать длительный период становления человека (антропогенеза) и становления общества (социогенеза). Важнейшая черта антропосоциогенеза - его комплексный характер. Поэтому неверно было бы утверждать, что, скажем, «сначала» возник труд, «потом» общество, а «еще позднее» - язык, мышление и сознание. С конца XIX века в теме антропосоциогенеза на первый план снова и снова выдвигается проблема труда. Одним из важнейших факторов антропосоциогенеза было развитие языка. В самом широком смысле слова язык - это вся система культуры, поскольку посредством нее устанавливаются межчеловеческие связи. Язык в более узком смысле - это специализированная информационно-знаковая деятельность, именуемая речью.В ходе антропосоциогенеза совершился необратимый переход к человеческому нравственному существованию. Жестокие карательные меры, которыми первобытно-родовая община принуждала своих членов к соблюдению простейших нравственных требований, создавали непреодолимое препятствие для возврата первочеловека в животное состояние. Это было суровое «понукание» к надбиологической солидарности, к историческому развитию на путях коллективной деятельности.

 


 

 

34. Общественное сознание представляет собой совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений, в которых отражается природа, материальная жизнь общества и вся система общественных отношений. Общественное сознание формируется и развивается вместе с возникновением общественного бытия, так как сознание возможно только как продукт социальных отношений. Общественное сознание возникло одновременно и в единстве с возникновением общественного бытия. Природе в целом безразлично существование человеческого разума, а общество не могло бы без него не только возникнуть и развиваться, но и просуществовать ни дня, ни часа. В силу того, что общество есть объективно – субъективная реальность, общественное бытие и общественное сознание как бы «нагружены» друг другом: без энергии сознания общественное сознание статично и даже мертво.

Структура общественного сознания сложна, и находится в диалектическом взаимодействии с сознанием индивидуума. В структуре общественного сознания выделяются такие уровни как теоретическое и обыденное сознание. Первый образует – общественную психологию, а второй – идеологию. Обыденное сознание - это низший уровень общественного сознания, его неотъемлемая часть, подсистема общественного сознания. Оно отражает простые, зримые отношения между людьми, между людьми и вещами, человеком и природой. Повседневная практика людей позволяет устанавливать на эмпирическом уровне отдельные причинно-следственные связи между явлениями, позволяет строить простые умозаключения, вводить новые понятия, открывать простые истины. Однако на уровне обыденного сознания невозможно глубоко проникнуть в сущность вещей, явлений, подняться до глубоких теоретических обобщений. В первый период жизни людей обыденное сознание являлось единственным и главным. По мере развития общества возникает необходимость в более глубоких обобщениях, а обыденное сознание становится недостаточным для удовлетворения возросших потребностей. Тогда возникает теоретическое сознание. Возникая на основе обыденного сознания, оно направляет внимание людей на отражение сущности явлений природы и общества, побуждая к более глубокому их анализу. Через обыденное сознание теоретическое сознание связано с общественным бытием.

Теоретическое сознание делает жизнь людей более осознанной, способствует более глубокому развитию общественного сознания, поскольку раскрывает закономерную связь и сущность материальных и духовных процессов.
Обыденное сознание складывается из обыденного знания и общественной психологии. Теоретическое сознание несет в себе научные знания о природе и обществе. Обыденное знание - это знание элементарных условий бытия людей, позволяющее человеку ориентироваться в его непосредственном окружении. Это знание об использовании простых орудий труда, простых природных явлениях, нормах отношений друг с другом.

Связь с индивидуальным сознанием: Индивидуальное сознание – это сознание отельного индивида, отражающее его отдельное бытие и через посредство его в той или иной степени общественное бытиё. Общественное сознание является совокупностью индивидуальных сознаний. Наряду с особенностью сознания отдельных индивидов оно несёт в себе общее содержание, присущее всей массе индивидуальных сознаний. Как совокупное сознание индивидов, выработанное в процессе их совместной деятельности, общения, общественное сознание может быть определяющим только по отношению к сознанию данного индивида. Это не исключает возможности выхода индивидуального сознания за пределы наличного общественного сознания.

Эволюция: Первобытному обществу соответствовало примитивное сознание. Умственный труд не был отделён от физического, и умственный труд был непосредственно вплетён в трудовые отношения, в повседневную жизнь. Первыми в историческом развитии человека возникли такие формы общественного сознания, как мораль, искусство, религия. Затем по мере развития человеческого общества, возникает весь спектр форм общественного сознания, который выделяется в особую сферу общественной деятельности.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 544; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.80.194 (0.011 с.)