Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Христианский гуманизм» Э. Роттердамского.

Поиск

В развитии гуманистического движения в Англии большую роль сыграл кружок Джона Колета (ок. 1467—1519), образовавшийся в Оксфордском университете. В этом кружке сложилась программа так называемого христианского гуманизма, направленная против злоупотреблений католической церкви и даже рассчитанная на ее реформу. Она оказала значительное воздействие на мировоззрение двух весьма ярких и разносторонних гуманистов, давно и прочно вошедших в историю философии, — Эразма Роттердамского и Томаса Мора.

Дезидерий-Эразм из Роттердама (настоящее имя Герхардт Герхардс, 1469-1536), незаконнорожденный сын священника и его служанки, в молодости монах одного из нидерландских монастырей, упорным трудом сумел получить блестящее филолого-гуманистическое образование. В конце XV в. он оказался в Лондоне и стал одним из наиболее активных членов местного кружка Колета. В Лондон Эразм приезжал и в последующие годы. Не возвращаясь больше на родину, он жил в Париже, Лувене, Кембридже, Брюсселе, Антверпене, Брюгге, Генте, Майнце, Фрейбурге, Базеле. Умер Эразм в Базеле в 1536 г. Писатель огромного трудолюбия, Эразм, можно сказать, оставлял перо только на время непродолжительного сна, большую же часть бодрствования он посвящал чтению, писанию произведений и огромного числа писем, различным пометкам. Писал он, да и говорил по большей части только на латинском языке, обильно уснащая свои произведения греческими словами, выражениями, короткими фразами. Филологи считают Эразма самым выдающимся латинистом эпохи Возрождения, ибо он не просто возвратился к древнеримской латыни ее "золотого века", но и придал ей некоторые черты, сближавшие его латынь с европейскими языками нового времени.
Эразм, развернув масштабную литературно-издательскую деятельность, примерно с 10-х годов XVI в. до самой своей смерти был общеевропейским (впрочем, за вычетом Италии) лидером гуманизма. Среди множества» уже прославленных имен Дезидерий-Эразм пользовался едва ли не наибольшими известностью и влиянием. Сила "республики ученых", слагавшейся как в различных странах, так и во всей Западной Европе, общественная сила знания были уже столь велики, что император Священной Римской империи и испанский король Карл V, его соперник французский король Франциск I, английский король Генрих VIII, некоторые из римских пап (Павел III предлагал ему кардинальскую мантию), не говоря уже о менее значительных политических фигурах, искали внимания и даже поддержки Эразма. Эразм сделал множество переводов с древнегреческого на латинский язык.

Важнейшим из них стало первопечатное издание греческого текста Нового завета и его латинский перевод вместе с написанным Эразмом обширным комментарием к Евангелиям (1517). Перевод этот заменил старый латинский перевод (так называемая Вульгата), изобилующий ошибками, многократно умноженными в бесчисленных комментариях католических богословов и схоластов. Строго филологический подход Эразма к текстам Нового завета создавал предпосылки и для чисто исторического подхода к нему, и для его будущей секуляризации. Уже в силу этого Библия (пусть и частично) была обращена против схоластики. Антисхоластические настроения Эразма, как это имело место уже у ранних итальянских гуманистов, получили свое отражение и в его глубоком интересе к идеям и произведениям "отцов церкви", которых он тоже издавал и переводил.
Свое учение в целом Эразм чаще всего именовал "философией Христа". "Философия Христа" была уже достаточно полно сформулирована в первом значительном произведении еще молодого Эразма — в «Руководстве христианского воина» (или «Кинжал...», 1501-1503). Программе, изложенной здесь, автор оставался верен до самой смерти. Традиционная метафора христианского воина наполнена сугубо моральным содержанием. В целом вера христианина (например, в индивидуальное бессмертие души) превышает возможности его разума, но эта вера должна вести его к непрерывной борьбе с телесными соблазнами. Она должна также сочетаться с твердыми житейскими правилами и непрерывной борьбой за их осуществление.
"Философия Христа" призывавшая к возрождению идей и идеалов первоначального христианства, давно забытых католической церковью, погребенных под грудой обрядового формализма, в принципе доступна каждому человеку. Как подлинный гуманист Эразм не принимал тезиса ортодоксального христианства о радикальной испорченности человеческой природы первородным грехом. Поэтому нормальный человек, подражая Христу, способен возвышаться до идей, зафиксированных в Священном Писании.
Наиболее прославленное произведение Эразма — знаменитая «Похвала глупости» (1510-1511). Здесь блестяще продемонстрированы его качества писателя-сатирика. Из этого произведения можно многое узнать о его философских симпатиях и убеждениях. В монологе госпожи Глупости, напыщенно произносящей шутливую декламацию, восхваляющей себя, автор язвительно описывает различные стороны современной ему жизни. Поскольку "большинство людей глупы, и всякий дурачится на свой лад" [XIX], оказывается, что "в человеческом обществе все полно глупости, все делается дураками и среди дураков" [XXV]. Прихотью Глупости, лики которой бесчисленны (а едва ли не наиболее ярким проявлением Глупости служит человеческое самодовольство (filautia), так или иначе руководствуются люди всех сословий и прослоек, все нации, ибо Глупость богата и коллективными проявлениями. Самым же печальным из них служит война В своих произведениях Эразм не раз подчеркивал, что она может быть привлекательной лишь для тех, кто ее не изведал. А в «Похвале глупости» он даже написал, что война обычно ведется всякого рода подонками общества [XXIII]. В сочинении «Жалоба Мира, отовсюду изгнанного и повсюду сокрушенного» (1517) Мир скорбит о бедствиях, испытываемых вследствие раздоров и войн, порождаемых безумием людей. Блага мира, к которым, казалось бы, только и должны стремиться христиане, перечеркиваются злом войны. Проблема моральности снова возвращает нас в гущу жизни. Глупость не только неотделима от нее, но и служит, можно сказать, ее синонимом. Однако почему же она могущественнее мудрости?
27. Особенности и значение немецкой классической философии Первая особенность учений мыслителей, причисляемых к немецкой классике, — сходное понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры философии. Они вверяли высочайшую духовную миссию — быть критической совестью культуры. Философия, впитывая живые соки культуры, цивилизации, широко понятого гуманизма, призвана осуществить по отношению к человеческой жизнедеятельности широкую и глубокую критическую рефлексию. Это была очень смелая претензия. Но немецкие философы XVIII-XIX вв. достигли в ее претворении несомненного успеха. Гегель сказал: "Философия есть... современная ей эпоха, постигнутая в мышлении". И представителям немецкой философской классики действительно удалось запечатлеть ритм, динамику, запросы своего тревожного и бурного времени — периода глубоких социально-исторических преобразований. Они обратили свои взоры и к человеческой истории как таковой, и к человеческой сущности. Конечно, для этого потребовалось разработать философию весьма широкого проблемного диапазона — охватить мыслью существенные особенности развития мира природы и человеческого бытия. При этом через все проблемные разделы красной нитью была проведена единая идея высочайшей культурно-цивилизующей, гуманистической миссии философии. Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель еще и потому так высоко возносят философию, что мыслят ее как строгую и систематическую науку, правда, науку специфическую по сравнению и с естествознанием, и с дисциплинами, более или менее конкретно изучающими человека.

Вторая особенность немецкой классической мысли заключается в том, что ей выпала миссия придать философии облик широко разработанной и значительно более дифференцированной, чем раньше, специальной системы дисциплин, идей и понятий, системы сложной и многоплановой, отдельные звенья которой увязаны в единую интеллектуальную цепь философских абстракций. Не случайно немецкая философская классика чрезвычайно трудна для освоения. Но вот в чем парадокс: именно эта высокопрофессиональная, крайне абстрактная, трудная для понимания философия смогла оказать огромное воздействие не только на культуру, но и на социальную практику, в частности на сферу политики. Итак, немецкая классическая философия представляет единство также и в том отношении, что ее представители Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель строят свои очень сложные и разветвленные учения, системы, включающие философскую проблематику весьма высокой обобщенности. Они, прежде всего, философски рассуждают о мире — о мире в целом, о закономерностях его развития. Это так называемый онтологический аспект философии — учение о бытии. В тесном единстве с ним строится учение о познании, т.е. теория познания, гносеология. Философия разрабатывается и как учение о человеке, т.е. философская антропология. Вместе с тем, классики немецкой мысли стремятся рассуждать о человеке, исследуя различные формы человеческой деятельности, в том числе социальную жизнедеятельность человека. Они размышляют об обществе, общественном человеке в рамках философии права, нравственности, всемирной истории, искусства, религии — таковы были в эпоху Канта различные области и Дисциплины философии. Итак, философия каждого из представителей немецкой классики — разветвленная система идей, принципов, концепций, связанных с предшествующей философией и новаторски преобразующих философское наследие.

 

Характерными особенностями немецкой классической философии можно назвать следующие:

1. Своеобразное понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «конфронтирующим сознанием», «усмехающимся над действительностью», «душой» культуры.2. Исследовались не только человеческая история, но и человеческая сущность. У Канта человек рассматривается как нравственное существо. Фихте подчеркивает активность, действенность сознания и самосознания человека, рассматривает устройство человеческой жизни согласно требованиям разума. Шеллинг ставит задачу показать взаимосвязь объективного и субъективного. Гегель расширяет границы активности самосознания и индивидуального сознания: самосознание индивида у него соотносится не только с внешними предметами, но и с другими самосознаниями, из чего возникают различные общественные формы. Он глубоко исследует различные формы общественного сознания. Фейербах создает новую форму материализма − антропологический материализм, в центре которого стоит реально существующий человек, который является субъектом для себя и объектом для другого человека. Для Фейербаха единственными реальными вещами являются природа и человек как часть природы.3. Все представители классической немецкой философии относились к философии как к специальной системе философских дисциплин, категорий, идей. И. Кант, например, выделяет в качестве философских дисциплин, прежде всего, гносеологию и этику. Шеллинг − натурфилософию, онтологию. Фихте, считая философию «наукоучением», видел в ней и такие разделы, как онтологический, гносеологический, социально-политический. Гегель создал широкую систему философских знаний, в которую вошли философия природы, логика, философия истории, история философии, философия права, философия морали, философия религии, философия государства, философия развития индивидуального сознания и др. Фейербах рассматривал онтологические, гносеологические и этические проблемы, а также философские проблемы истории и религии.
4. Классическая немецкая философия разрабатывает целостную концепцию диалектики.
Кантовская диалектика − это диалектика границ и возможностей человеческого познания: чувств, рассудка и человеческого разума. 5. Классическая немецкая философия подчеркивала роль философии в разработке проблем гуманизма и предприняла попытки осмыслить человеческую жизнедеятельность. Шло это осмысление в разных формах и разными путями, но проблема была поставлена всеми представителями данного направления философской мысли. К социально значимым следует отнести: исследование Кантом всей жизнедеятельности человека как субъекта нравственного сознания, его гражданской свободы, идеального состояния общества и реального общества с непрекращающимся антагонизмом между людьми и т.д.; идеи Фихте о первенстве народа перед государством, рассмотрение роли нравственного сознания в жизнедеятельности человека, социального мира как мира частной собственности, который охраняет государство; гегелевское учение о гражданском обществе, правовом государстве, частной собственности; упование Шеллинга на разум как средство реализации нравственной цели; стремление Фейербаха создать религию любви и гуманистическую этику. Таково своеобразное единство гуманистических устремлений представителей классической немецкой философии.Родоначальником немецкой классической философии по праву считается Иммануил Кант

28 Философия И. Канта Иммануил Кант прошел в своем философском развитии два этапа: докритический и критический. Эти термины определяются работами философа "Критика чистого разума", "Критика практического разума" и "Критика способности суждения". На докритическом этапе Кант разрабатывал проблемы, которые были поставлены предшествующей философской мыслью; на критическом он выдвинул на первый план гносеологическую проблематику, совершив переворот в развитии философской мысли. Кант делает предметом анализа процесс познания, доказывая, что оно имеет свои собственные законы и многие неразрешимые философские проблемы возникают лишь потому, что мы ставим вопросы, которые не имеют решения. Кант видит возможности познания не в специфике познаваемого объекта, а сособенностях познающего субъекта. Так, ответ на вопрос "Что я могу знать?", оказывается, впрямую выходит на проблему познающего субъекта, его познавательные возможности. Тем самым Кант продолжает просвещенческую традицию, отвергая даже очевидные сложившиеся подходы к познанию, если они не подтверждаются критическим анализом.Таким образом, Кант радикально меняет предмет философии, сделав ядром своей философской системы не проблемы традиционной метафизики, а познающего субъекта.В заключение следует подчеркнуть, что Кант оказал огромное влияние на умы всего мыслящего человечества: многие философские направления, школы и учения, так или иначе, восходят к нему. Его идеи, подвергаясь постоянному осмыслению и переработке, продолжают свою плодотворную жизнь.

Кант считал, что в ходе познания человек может понять объект только науровне явления и то только если в духовном горизонте есть соответствующийфеномен. Разум человека слишком слаб, что бы понять сущность явления,

поэтому для человека все объекты выступают как объекты, хранящие свою сущность.Но Кант при этом считал, что некоторые люди могут понять сущности, ноделают это не рассудком, а практическим разумом с помощью интеллектуальнойинтуиции. Выше уже неоднократно указывалось, что основа интуиции – ситуативноемышление, глубина памяти и личный жизненный опыт.Названные компоненты являются важными элементами бытия человека.

Кант считал, что сущность и явление – плохо связанные вещи. На самом делеявление – верхняя часть сущности и человек, глядя на вещь, сразу видитсущность, но только ее верхнюю часть. В первой половине творчества Кант был материалистом. В 1755 г. Кантнаписал работу "Всеобщая естественная история и теория неба", в которой он

выдвинул гипотезу о возникновении солнечной системы из газопылевой туманности. После того как Кант сформулировал проблемы познания и попытался увидеть ихоснования в соотношении реального мира и духовного мира людей Кант увидел многовопросов, на которые он не смог найти ответа. Развитие научного знания очень

часто приводит подобным проблема/ Религиозная философия фактически исходит из следующих позиций: мир устроенгармонично, основа этой гармонии – разум бога. С этих позиций (всеобщей

гармонии) можно найти ответы на многие вопросы. Выход бывшего материалистаза пределы научной системы того времени по всеобщей гармонии религиознойфилософии фактически явился прообразом философствования Гегеля. Он сразу же стал строить свою философию на всеобщей гармонии мирового разума. Кантблестяще опроверг доказательства существования бога, выдвинутые Ф. Аквинским,эти доказательства фактически повторил Лейбниц.

Очень интересная позиция Канта о проблеме пространства и времени. Кант считал, что люди с самого начала раскладывают все попространственно-временным параметрам, таким образом, пространство и время

являются априорными формами чувственного познания. Это на самом делесерьезная проблема соотношения объективного пространства и времени и ихотражения в духовном горизонте людей и различных теориях. В критике способностисуждения Кант говорит об эстетике ее основания. По Канту получается, чточеловек – житель двух миров: мира необходимости и мира свободы. Кант фактическиопределил проблему, как человек в ходе своей жизни должен найти гармонию междуэтими двумя мирами. Эта проблема и сейчас очень актуальна. Гармония внешнего

мира находит либо правильное, либо неправильное отражение духовного горизонта Эстетика – это отражение духовного мира, духовного горизонта. Одной изсущественных проблем является этика. Кант заметил, что крупные хищники, имеющиеорудия убийства не могут убить себе подобного. Сейчас это рассматривают как

запрет у крупных хищников. Но человек создал орудие убийства (оружие),следовательно, он не имеет генетических запретов на убийство себе подобного. Но с точки зрения Канта Бог эту проблему предвидел и дал человеку этику.

Руководит, с точки зрения Канта, этикой категорический императив: "Поступай слюдьми так, что бы максима твоей воли могла выступить в качестве всеобщегозакона" (или поступай с людьми так, как хотел бы, что бы поступали с тобой). Когда Кант говорит о воле и ее максиме он фактически говорит о состоянияхдуховного горизонта как целостной системе, а это современное понимание воли кактаковой. Кант один из самых оригинальных мыслителей XVIII в., представительклассической философии. В рамках классицизма, особенно в новоевремя фактически поставлены все проблемы современной неклассической и постнеклассической философии, но есть отличия в обсуждении этих проблем.Обсуждение очень многих проблем в рамках классицизма имеет синкретический вид (

синкретизм – нерасчлененность проблемы). Синкретизм – это не совсем четкаяпостановка проблемы, ядро которой многие люди того времени не видели или непонимали и только на уровне современной философии удается четко сформулироватьобсуждаемую в рамках классицизма проблему. Это герменевтические возможности

современного философствования.

Философия Г. Гегеля.

По словам Вл. Соловьева, Гегель может быть назван философом по преимуществу, ибо из всех философов только для него одного философия была все. У других мыслителей она есть старание постигнуть смысл сущего, у Гегеля же, напротив, само сущее старается стать философией, превратиться в чистое мышление. Прочие философы подчиняли свое умозрение независимому от него объекту: для одних этот объект был Бог, для других - природа. Для Гегеля, напротив, сам Бог был лишь философствующий ум, который только в совершенной философии достигает и своего собственного абсолютного совершенства. На природу же в ее неисчислимых эмпирических явлениях Гегель смотрел как на своего рода «чешую, которую сбрасывает в своем движении змея абсолютной диалектики». Гегель развил учение о законах и категориях диалектики, впервые в систематизированном виде разработал основные принципы диалектической логики. Кантовской «вещи в себе» он противопоставил диалектический принцип: сущность проявляется, явление существенно. Гегель, усматривая в жизни природы и человека имманентную силу абсолютной идеи, движущей мировой процесс и раскрывающей себя в нем, утверждал, что категории суть объективные формы действительности в основе которой лежит «мировой разум», «абсолютная идея» или «мировой дух». Это - деятельное начало, давшее импульс к возникновению и развитию мира. Деятельность абсолютнойидеи заключается в мышлении, цель - в самопознании. В Процессе самопознания разум мира проходит три этапа: пребывание самопознающей абсолютной идеи в ее собственном лоне, в стихии чистого мышления (логика, в которой идея раскрывает свое содержание в системе законов и категорий диалектики); развитие идеи в форме «инобытия» в виде явлений природы (развивается не сама природа, а лишь категории); развитие идеи в мышлении и в истории человечества (история духа). На этом последнем этапе абсолютная идея возвращается к самой себе и постигает себя в форме человеческого сознания и самосознания. Гегель умер от холеры. Он был уже при смерти, когда супруга обратилась к нему с вопросом о Боге. Ослабевший от страданий, Гегель показал пальцем на Библию, лежавшую на столике у постели, и сказал: вот тут вся мудрость Божия. Эта позиция Гегеля отражает его панлогизм (от греч. pan - все и logos - мысль, слово), восходящий к Б. Спинозе и тесно связанный с признанием бытия Бога. По словам Гегеля, «половинчатая философия отделяет от Бога, истинная же философия приводит к Богу». Дух Бога, по Гегелю, не есть дух над звездами, за пределами мира, но Бог присутствует вездесущно. В своих трудах Гегель выступает как биограф мирового духа. Его философия не претендовала на предвидение того, что предпримет в будущем этот дух: о его действиях можно узнать лишь после их свершения. Философия не в состоянии предвидеть будущее. Огромная заслуга Гегеля заключается в установлении в философии и общем сознании истинных и плодотворных понятий: процесса, развития, истории. Все находится в процессе - не существует никаких безусловных границ между различными формами бытия, нет ничего отдельного, не связанного со всем. Философия и наука приобрели во всех сферах генетический и сравнительный методы. Философские взгляды Гегеля пронизаны идеей развития. Он считал, что невозможно понять явление, не уяснив всего пути, который оно совершило в своем развитии, что развитие происходит не по замкнутому кругу, а поступательно от низших форм к высшим, что в этом процессе совершается переход количественных изменений в качественные, что источником развития являются противоречия: противоречие движет миром, оно есть «корень всякого движения и жизненности», составляет принцип всякого самодвижения. В философской системе Гегеля действительность представлена как цепь диалектических переходов. Однако гегелевская философия проникнута глубоким внутренним противоречием.

“Гегеля сначала берут, читают, выкидывают, потом опять берут”. С точки зренияГегеля сначала существует только абсолютный дух, больше ничего. И духсобрался познать самого себя, для этого дух должен был посмотреть на себя со

стороны: Гегель: “Люди смотрят друг на друга как в зеркало”, для этого духпревратился в инобытие (иное бытие). Дух превратился в бесконечность,пронизанный всеобщей материальной связью, развивающейся по диалектическим

законам бытия. В ходе развития дух превратился. Постигает совершенства вчеловеке, в человеческом индивидуальном, и с помощью человеческого сознания духрассматривает самого себя с позиции объективного идеализма Гегеля. По Гегелюполучается, что нет предела силе человеческого разума, именно поэтому Гегель

буквально издевался над агностицизмом Канта.

Диалектика природы Гегель в книге “Наука логики” – указал, на то, что абсолютный дух далеко не

бесструктурное образование, структурой духа является диалектика ее принципами, законами и категориями. По мощи интеллектуальной работы Гегельвполне может быть назван Аристотелем нового времен.

Книга 2: “Феноменология духа” (диалектика духа)

Книга 3: “Философия истории” (диалектика развития общества)

Книга 4: “История философии” (диалектика человеческого сознания)

Помимо этих основных работ Гегель написал множество других книг “философия

права”. Со времен Гегеля основной облик теоретической диалектики практически

не менялся вплоть до конца 70 г. XX в.

Философские взгляды Гегеля проникнуты идеей развития. Он считал, чтоневозможно понять явление, не уяснив всего пути, которые оно совершило всвоем развитии; что развитие происходит не по замкнутому кругу, а

поступательно от низших форм к высшим, что в этом процессе совершаетсяпереход от количественных изменений в качественные, что источником развитияявляются противоречия: противоречие движет миром, оно есть корень всякого

движения и жизненности, составляет принцип всякого самодвижения. Вфилософской системе Гегеля действительность представлена как цепь диалектпереходов.

Каждое понятие и категория у него во внутренней необходимой связи со всемиостальными, взаимно переходят друг в друга. Категории есть чистые мысли, и всилу тождества бытия и мышления, диалектика категорий всеобща, существует нетолько для философского познания, но и в обыденном опыте. Создал систему

определений категорий.

Основные законы диалектики.

Закон перехода количества в качество. Вещь есть то, чем она являетсяблагодаря качеству, количество есть внешняя для бытия определенность.Закон Взаимопроникновения противоположностей - идея саморазвития в единстве и

борьбе противоположностей.Закон отрицания отрицания - развитие не только абсолютной идеи, но и каждой

отдельной вещи. Природа диалектического отрицания - не тотальное отрицание, асохранение положительного. Тут теория познания, разработка абсолютной иотносительной истины. Каждая ступень дает картину абсолютного, но неполную,незаконченную

Философия JI. Фейербаха.

Философию Фейербаха обычно квалифицируют как “антропологический материализм” (греч. “антропос” - человек, “логос” - слово, понятие, учение). Это связано с претензией мыслителя на создание истинно новой философии, в фокусе которой должен находиться человек.

“Новая философия, - объяснял Фейербах, - превращает человека, включая и природу как базис человека, в единственный, универсальный и внешний предмет философии; превращая, следовательно, антропологию... в универсальную науку”.

Однако, как это часто случается, “позитивная”, так сказать, часть воззрения Фейербаха получилась много слабее “критической”. Он не сумел или не захотел воспринять главных находок своих критикуемых учителей - диалектики и историзма. Оттого и грешит его концепция антиисторизмом (сущность человека, к примеру, у Фейербаха постоянна во все времена, т. е. берется с чисто биологической ее стороны), натурализмом в трактовке общественных отношений (главными из них признаются психологические и физиологические), созерцательностью в гносеологии (как будто не было достижений Канта и Фихте в выявлении активнейшей роли субъекта познания) и т.д.

Поэтому и оставался Л. Фейербах своеобразным лидером философских авторитетов своей эпохи, “властителем дум” недолгий период времени. Ему на смену уже спешила гораздо более мощная по силе воздействия оригинальная материалистическая философия Маркса и Энгельса.

Критика идеали­стической филосо­фии Ранняя философия Фейербаха характеризуется критикой идеалистичней философии, особенно Гегеля. Фейербах отвергает идею тож­дества бытия и мышления, не признает нали­чия абсолютной идеи - самостоятельной субстанции и первопричины материального мира. Он логически доказывает невозможность отчуждения абсолютной идеи в материальный мир, ибо окружающий очевиден и осяза­ем, в то время, как абсолютная идея является лишь выдумкой Гегеля. В целом философию Гегеля Фейербах считает искусственной, под­верженной предрассудкам, обращенной в про­шлое и не соответствующей новейшим дости­жениям науки.

Т еория антрополо­гического матери­ализма Фейербах полагает, что единственно существу­ющими реальностями является природа и че­ловек, который является частью природы. Че­ловек должен стать главным интересом фило­софии. Фейербах заявляет: «... философия, как таковая, чистый разум, чистая мысльни­что для человека и ни как тонет на него воз­действовать... человека можно убедить в ис­тине лишь в том случае, если ее из мысленной сущности, из сущности умозрительной... пре­вратить в сущность, подобную человеку, в чув­ственную сущность» (Фейербах Л., 1955.С. 15). Человек есть единство материального и духов­ного, поскольку идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека. Это же ка­сается и идеи Бога, которая является плодом воображения человека. Вечна и бесконечна лишь природа, которая никем не сотворима и никем не уничтожима. А всё, что нас окружа­ет, — это различные проявления материи.

Проблема Бога Фейербах выступает с атеистических пози­ций, считая, что не Бог создал человека, а чело­векБога. На самом деле Бога как самостоя­тельной реальности нет. Он есть лишь порожде­ние сознания человека. Религия представляет собой глубоко разработанную мифологически-фантастическую идеологию, не имеющую ничего общего с реальностью. Распространение религии стало возможным благодаря невежеству человека, его тяжелым жизненным ус­ловиям. Корни религии кроются в чувстве бес­силия человека перед внешним миром, его за­висимости от него и незащищенности. Сама мысль о Боге — сверхсильном разумном существе — утешает человека и притупляет его страх и аффекты. Бог — это идеальный образ человека, созданный человеком; это то, чем хотел бы себя видеть человек. В действитель­ности же Бог не является творцом. Он есть творение человека, его разума, в то время как истинный творец (а не творенье) — человек. Отвергая религиозный культ, Фейербах противопоставил ему культ человека: «Человек че­ловеку Бог».

Гносеология В вопросах гносеологии Фейербах был оппо­нентом И. Канта, в отличие от которого он утверждал, что окружающий мир познаваем а познавательные возможности разума безгра­ничны. Безграничность возможностей позна­ния разума наступает не сразу, а развивается постепенно, по мере эволюции человека, на­копления опыта и роста научно-технического прогресса. Суть данной идеи Фейербах выра­зил словами: «То, что не познаем мы, познают наши потомки». Основу познания, по Фейер­баху, составляют субъективные чувственные ощущения, в основе которых лежит объектив­ная реальность и которые осознаются разумом. Гносеология Фейербаха основывается на ма­териалистических принципах при соединении и уравнении эмпирического и рационального подходов.

Социально - поли­тические взгляды Фейербах считал, что человек представляет собой уникальное биологическое существо, на­деленное волей, разумом, чувствами, желани­ями. При этом полноценная реализация человеком своего «Я» возможна только во взаи­модействии с «Ты» (т.е. другими людьми), т.е. человек может жить только в обществе. Основой связей между людьми в обществе, стержнем общества должна стать религия, которая, по его мнению, должна быть основана не на вере в выдуманное сверхъестественное существо (Бога), а на иных принципах. Фейер­бах был убежден, что необходимо отбросить традиционную религию (христианство, мусуль­манство и т.д.) и заменить ее религией любви людей друг к другу и религией любви внутри семьи как наиболее отвечающей природе че­ловека, а смыслом жизни человека должно быть стремление к счастью.

Философия марксизма.

Основатели – Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895). Главный последователь, осуществлявший их идеи на практике –В.И.Ленин(1870-1924).
Предмет диалектического материализма (марксистской философии) – изучение универсальных зак-в развития мира, исходя из первичности материального мира и решающей роли материальных факторов. Помимо фил-ии, марксизм имеет и др. составные части: политическую теорию (научный социализм) и экономич-ю теорию (политическая экономия). Основные положения: -основной вопрос фил-ии решается в пользу бытия (бытие определяет сознание); - сознание понимается как свойство материи отражать саму себя; -материя находится в постоянном движении и развитии; -Бога нет, Он является идеальным образом, плодом челов-й фантазии для объяснения явлений, непонятных челов-ву, и дает челов-ву утешение и надежду; -Бог не оказывает никакого влияния на окр-ую действительность; -материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования; -важным фактором развития является практика - преобразование ч-ком окр-ей действительности и преобразование чел-м самого ч-ка; -развитие происходит по законам диалектики — единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания.
Главными произведениями марксизма: • "Тезисы о Фейербахе" К. Маркса; • "Капитал" К. Маркса; • "Манифест Коммунистической партии" К. Маркса и Ф. Энгельса; • "Святое семейство" и "Немецкая идеология" К. Маркса и Ф. Энгельса; • "Диалектика природы" Ф. Энгельса;

Основные выводы марксисткой философии: 1. Основа мира - вечная, никем не сотворимая материя. Она первична. В ходе своего бесконеч-ного развития материя создает различные идеальные (духовные) сущности (в т.ч. сознание ч-ка, понятия, категории, культуру в целом), к-е также развиваются и находятся во взаимосвязи с материальным миром предметов, в конечном счете, завися от него и являясь его отражением. 2. Диалектика понятий-отражением диалектики вещей. 3. Решающая роль практики (материальной деятельности человека) как основы, цели и критерия научного познания. 4. Решающая роль материального фактора в развитии общества. При этом его развитие носит прогрессивный ступенчатый характер (общественно-экономические формации), обусловленный заменой устаревшего способа производства материальных благ, а также борьбой классов. 5. Изменение главной задачи фил-ии – нужно не объяснять мир, а предлагать пути его революционного изменения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 793; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.138.214 (0.013 с.)