Соотношение философии и мировоззрения? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Соотношение философии и мировоззрения?



Соотношение философии и мировоззрения?

Всякая философия - мировоззрение, хотя мировоззрение не обязательно философия. Мировоззрение может быть религиозным, научным, материалистическим, идеалистическим, механистическим, метафизическим, оптимистическим, пессимистическим и т.д. Мы говорим о феодальном, буржуазном, коммунистическом мировоззрениях.Часто мировоззрение определяется как составляющая человеческого сознания: совокупность знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, стремлений, надежд, которые предстают как более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя. Мировоззрение также определяют как совокупность основных убеждений относительно природы, личной и общественной жизни, убеждений, которые играют интегрирующую роль в поведении, в совместной практической деятельности людей. В общем виде мировоззрение - это совокупность наиболее общих представлений о мире и человеке, о месте человека в мире, о цели и смысле его существования.Мировоззрение - это программа действий индивида, социальной группы или общества в целом (что надо делать, к чему стремиться) и обоснование этой программы (почему именно эти цели наиболее важные и достойные). Мировоззрение - не просто знание о мире и человеке, но и оценка, отношение человека к миру. Мировоззрение - совокупность наиболее общих ориентиров, которые позволяют нам делать выбор в конкретной ситуации.Это как бы общая программа, позволяющая выбирать программы частные. Она может быта продуманной и обоснованной, опираться на научные знания, иметь четко сформулированные цели и способы их достижения, а может быть не продуманной, не ясной, включать в себя противоречивые представления. Тогда выбор определяют различные внешние влияния, мимолетные чувства, настроения, эмоции. Мировоззрения конкретных индивидов могут различаться степенью осознанности, продуманности, тем, что в них преобладает - интеллект или чувства, миропонимание или мироощущение.Мировоззрение конкретного человека обычно достаточно аморфно, нечетко, противоречиво. Это связано с тем, что духовная культура, из которой он черпает свои представления, всегда содержит множество различных, порой противоречивых точек зрения на то, как устроен мир, какое место в нем занимает человек, в чем смысл его существования. Эта нечеткость и противоречивость - условие свободы. Но свобода не может быть безграничной. Человек живет в обществе, поэтому его действия должны быть понятны окружающим и предсказуемы. Должны быть общие представления о мире, об обществе, о целях существования, обеспечивающие совместную деятельность. Мировоззрение конкретного человека - сплав общего и частного, опыта человечества и личного опыта.От самого человека зависит «качество» его мировоззрения: будет ли оно узким, неразвитым, эгоистичным или, наоборот, опирающимся на опыт всего человечества.Общие представления о мире, обществе и человеке создаются «идеологами», «теоретиками» и закрепляются в различных формах идеологии. Идеологи - творцы идей, а идеологии - систематизированные, упорядоченные, обоснованные программы действий конкретного общества (государство) или социальной группы, класса. Наиболее общие идеологии - религия и философия. Они описывают мир как целое и человека как часть мира, формулируют наиболее общие программы. Более частные идеологии - политические. Они формулируют программы действий в сфере политики. Существуют еще более узкие «идеологии», которые формулируют программы (кодексы поведения) отдельных профессиональных групп: врачей, ученых, военных и т.д.Каждый человек в процессе жизни осваивает различные программы действий, общие и частные. Программы (мировоззрения, идеологии) - это, собственно, представления о цели деятельности и способах ее достижения. Общие программы формулируют общие, «конечные», главные цели, частные - цели частные, промежуточные, ближние. Цели (программы), которые человек принимает, считает своими, приобретают эмоциональный окрас, становятся значимыми, обретают статус ценности. Индивидуальное мировоззрение - конкретное сочетание различных «программ» общего и частного характера, имеющих статус ценностей. Оно или активно создается человеком, или пассивно воспринимается им. Первое характерно для философии, второе - для религии. Можно сказать, что философия (как мировоззрение, «программа», жизненная стратегия) входит в человека через разум, религия - через чувство. Религия и философия - виды мировоззрения, которые различаются способом обоснования своих идей (программ, жизненных стратегий, ценностей).

Таким образом, виды мировоззрения можно выделять по различным основаниям. По степени доказательности различаются религия и философия как формы мировоззрения.Виды мировоззрения различаются также по содержанию утверждаемых идей (целей, ценностей). Это различные «измы»: либерализм, социализм, фашизм, национализм и т.д.Различаются также мировоззрения различных эпох (феодальное, капиталистическое и т.д.), различных социальных групп, классов (рабов, крестьян, аристократии, буржуазии, пролетариата, интеллигенции и т.д.).Таким образом, в общих чертах было раскрыто понятие мировоззрение, основные его виды. Вернемся к вопросу о специфике философского мировоззрения. Его особенность состоит, прежде всего, в том, что оно представляет собой общее теоретическое мировоззрение. Именно теоретическая форма, опора на логику и доказательства отличают философию от религии. Проблема «человек - мир» - ядро философского и религиозного мировоззрений. Рассматривая проблему «человек - мир» философия трансформирует ее в более абстрактную проблему соотношения духовного и материального. В зависимости от ее решения в философии сформировались два направления - материализм и идеализм. Материалистическое направление (мировоззрение) рассматривает материальное начало как первичное, определяющее, а дух, сознание, разум - как свойство материи. Идеалистическое направление (мировоззрение) рассматривает духовное начало как главное, определяющее, а материю как порождение духа. Тот или иной вариант решения проблемы взаимосвязи материального и духовного определяет решение многих других философских проблем, определяет философское мировоззрение в целом..

Философское мировоззрение есть, прежде всего, постановка вопросов, осознаваемых как главные вопросы. Вопросы эти возникают не только из научных исследований, но также из индивидуального и общественно-исторического опыта. Они могут быть названы главными, поскольку это вопросы смысложизненные. Таковы, например, знаменитые вопросы «Критики чистого разума», решение которых, по Канту, составляет истинное призвание философии:Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?Что такое человек?

Философия Древней Индии

Особенностью индийской философии является ее интеллектуальная терпимость. Дальнейшие религиозно-философские учения брахманизма и индуизма не опровергают учения Вед, а дополняют, утверждая, что истина одна, но она многогранна. Со времен раннего средневековья сложилась традиция делить все философские учения Древней Индии - даршаны - на две большие группы:1) ортодоксальные (т. е. признающие авторитет Вед - астика): веданта, миманса, санкхья, йога, ньяя, вайшешика;2) неортодоксальные (не признающие авторитет Вед - настика): чарвака-локаята, джайнизм, буддизм.первых священных книгах Индии - Ведах (с санскр. - знание) наряду с религиозными идеями излагались философские представления о едином мировом порядке. Буддизм возник на северо-западе Индии в VI-V вв. до н.э. и на сегодняшний день является одной из мировых религий. Но буддизм – это и религиозно-философская школа, проповедовавшая избавление от страданий путем отказа от желаний и достижения «высшего просветления» - нирваны, основанная индийским принцем Сиддхартхой Гаутамой (Буддой, 560-483 гг. до н. э.).

Согласно его учению, все в мире преходяще, не имеет самости (постоянной субстанции), а поэтому полно страдания (неудовлетворенности). Поскольку ни одно злое или доброе дело не проходит бесследно, то, согласно карме, каждая индивидуальная жизнь после смерти находит свое продолжение в потустороннем существовании в зависимости от совершенных поступков и деяний. Моральные поступки ведут к очищению и прохождению через отдельные ступени. Главной идеей буддизма было освобождение от страдания и попытка преодоления кастового строя.Буддийская философия каждому верующему предлагает план личного совершенствования, целью которого является нирвана - великое освобождение

Характерные понятия индийской философии:· сансара - философское учение о перевоплощении души в различные тела, не имеющее конца, бесконечная цепь перерождений;· карма - предопределенность человеческой жизни и судьбы и воздаяние за человеческие поступки, закон причинности;· мокша - высшая ступень нравственного совершенства души, окончательное спасение души, единственный путь освобождения от бесконечных перерождений;· ахимса - единство всех форм жизни на земле, ненасилие и непричинение зла всему окружающему.

10 «Объективный идеализм» Платона

Платoнсмoгсoздать первую филoсoфскую систему «Oбъективный идеализм». Oдним из первых oнoпределилдвoйственнуюприрoдучелoвека. С oднoйстoрoны, челoвек есть часть материальнoгo мира. А с другoй, oн есть духoвнаясущнoсть. Идеальнoеoнoтделяетoтматериальнoгo и вывoдитегo за сферу материальнoгo. Идеальнoе выражается прежде всегo в сущнoсти явлений, прoцессoв. Называя какoй-либo предмет, мы в пoнятии фиксируем егoсущнoсть. Платoн, oпределивсущнoсть идеями, пoместил их в некoмидеальнoм мире. Идеи (эйдосы) вoплoщаются в амoрфнуюматерию, из кoтoрoйвoзникают вещи. Челoвек–сoединение тела, кoтoрoесмертнo, и души, кoтoрая бессмертна. Идеи бессмертны и неуничтoжимы. Oни не пoстигаются чувствами, размышлениями, являясь причинoйвсегo, не перерoждаются и близки к бoжественнoму. Мир вещей прoтивoпoлoжен миру идей. Вещи мoгут быть уничтoжены, исследуются с пoмoщью чувств, oнимoгут быть пoлезны, близки челoвеку. Душа частo улетает в мир идей, запoминает там все, затем вселяется oбратнo в челoвека, кoтoрoмуoстаетсятoлькoвспoмнить, чтo душа там видела.
Платoнпoлагал, чтo душа челoвека бестелесна и пoтoму неделима и прoста, бессмертна и вечна. Oначувственнo не вoспринимается. Пoнятие бессмертия трактуется иначе, чем в христианстве. У Платoна души существуют вечнo: и дoпoселения в телoчелoвека, и пoслефизическoй смерти. Душа пребывает в мире идей - это свoеoбразнoепoниманиепoзнания. Нахoдясь в мире идей, душа сoзерцаетсущнoсть вещей, поэтому душа oбладает исчерпывающим знанием o сущнoстях. Станoвясьдушoйoтдельнoгoчелoвека, душа «забывает» тo, чтooна знала o мире. Oднакo, если челoвек занимается самoпoзнанием, стремится к самoуглублению, фиксирует внимание на кoнкретных вещах, тo душа припoминает имеющиеся знания. Такая кoнцепцияпoзнанияпoлучила название кoнцепцииприпoминания.

Атомизм» Демокрита.

Атомизм Демокрита лучше любой современной ему теории отвечал на вопросы своего времени. Это кульминация умственного движения, направленного на рациональное познание мира и начавшегося в Греции с деятельности ионийских натурфилософов. Атомизм основывался на результатах простых наблюдений и немногих экспериментах, его сила как теория - в максимальном соответствии эти наблюдениям. Философия Демокрита прокладывала путь к будущей науке и философии. Атомистическая теория строения материи легла в основу всего дальнейшего развития теоретического естествознания, о представлении неделимости атома было остановлено физикой только на пороге XX в., когда она получила в свое распоряжение новые мощные экспериментальные средства. Много раз возникали и теории происхождения жизни. В них подтвердилось мнение, высказанное Демокритом: живое возникает из неживого. В глубокой сущности живого, в молекуле ДНК кроется, как "на дне глубокого колодца", тайна жизни, которая (как у Демокрита) зависит от порядка расположения частиц - нуклеотидов. Сознание же неотделимо от материи, оно отражает мир - об этом говорил материалист Демокрит.
Всеобъемлющие законы живой и неживой природы - закон сохранения материи и закон причинности - были открыты уже в античности на уровне простого наблюдения и лежали в основе философии Демокрита. В наше время они являются фундаментальными законами науки.
Учение астрономии о бесконечности мирового пространства и бесконечных "мирах" во Вселенной выдвинул тоже Демокрит.

Содержание и значение философии патристики

Характерной особенностью средневекового философского мышления, свойственного патристике, является то, что мыслители в целях подтверждения своих идей обращаются к самому авторитетному и древнему источнику — Библии. Она рассматривается как полный свод истин, сообщенных людям Богом. Следовательно, важно уяснить смысл библейских текстов, чтобы получить ответы на философские вопросы. Отсюда задача философа сводится к тому, чтобы раскрыть, выявить подлинный смысл положений Библии и отразить их в своих собственных сочинениях.Патристика является прямой приемницей апостольской традиции, которая обладает наивысшей после Ветхого завета авторитетностью. Созданная апостольской традицией философия первая по времени в христианстве. И она в силу традиционализма мышления представителей патристики рассматривается как прообраз всякого будущего философствования и его классический образец. Исходя из этого, они строят свои сочинения как разъяснения отдельных положений Ветхого и Нового завета.Особенностью сочинений отцов церкви периода патристики является то, что в них наряду со знанием текстов Священного писания отражено все богатство и многообразие античной философии. Это объясняется тем, что создатели святоотеческой философской литературы были образованнейшими людьми своего времени. Патристикой была создана традиция, которая нашла свое продолжение в схоластике. Большое внимание христианскими философами периода патристики уделялось пропаганде заповедей религиозной морали. Сочинения, посвященные этому, поражают глубиной проникновения в духовный мир человека, знанием человеческих страстей и желаний. Для этих сочинений характерен всепроникающий гуманизм.В своих сочинениях отцы церкви стремились дать конкретные рекомендации тем, кто стремился избежать греха и спастись от гнева Божия.

По мере завершения работы по оформлению догматических основ христианства патристика постепенно переходит в схоластику. Патристика боролась с язычеством и пропагандировала этико-религиозную доктрину христианства в мире, еще не вполне принявшем новую религию и утверждающую его мораль.

Содержание и значение философии схоластики.

Схоластика, опираясь на авторитет Священного писания, философские идеи патристики, стремится включить в обиход философствования наследие языческой античности и прежде всего наследия Платона, Аристотеля, Плотина и Прокла. Делает это она для того, чтобы осмыслить и рационализировать окружающую человека действительность. Одной из важнейших проблем схоластики выступает проблема соотношения мира рационального знания и мира духовного опыта. Решение этой проблемы требовало соотношения разума и веры. Представители схоластики, размышляя об этом соотношении, пришли к выводу о том, что вера и разум должны находиться в гармоническом единстве друг с другом. Дело в том, что разум при надлежащем использовании ведет к приближению к Богу, к единению с Ним. Иными словами, истины разума и веры не могут противоречить друг другу. Такова суть одного из главных выводов схоласти. Схоласты считали, что сущность вещей может быть постигнута человеческим разумом. Однако это требует точности в использовании языка и тонкости понимания различий вещей. Этого можно достичь лишь при наличии основательно разработанного, опирающегося на знание логики метода. Суть схоластического метода сводится к тому, чтобы обеспечивать движение мысли от анализа способов высказывания о сущем, к анализу реальности. При этом схоластика исходит из убеждения, согласно которому понятия укоренены не только в человеческом разуме, но и в Божественном уме, созидающем бытие. Иными словами, понятие рассматривается как бы существующим двойным способом в уме человека и в бытии. Ключом к постижению мира считается постижение универсалий.

18 Философские идеи Н. Макиавелли.'

Исторически Макиавелли принято изображать тонким циником, считающим, что в основе политического поведения лежат выгода и сила, и что в политике следует опираться на силу, а не на мораль, которой можно и пренебречь при наличии благой цели.В работах «Государь» и «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» Макиавелли рассматривает государство как политическое состояние общества: отношение властвующих и подвластных, наличие соответствующим образом устроенной, организованной политической власти, учреждений, законов.Макиавелли называет политику «опытной наукой» [8], которая разъясняет прошлое, руководит настоящим и способна прогнозировать будущее.Макиавелли один из немногих деятелей эпохи Возрождения, кто в своих работах затронул вопрос о роли личности правителя. Он считал, исходя из реалий современной ему Италии, страдавшей от феодальной раздробленности, что лучше сильный, пусть и лишенный угрызения совести, государь во главе единой страны, чем соперничающие удельные правители. Таким образом, Макиавелли поставил в философии и истории вопрос о соотношении моральных норм и политической целесообразности[9].Автор идеи о всеобщей воинской обязанности — в трактате «О военном искусстве» призывал к переходу от наёмной к набираемой по призыву из граждан государстваармии.Макиавелли презирал плебс, городские низы и церковный клир Ватикана. Симпатизировал прослойке зажиточных и активных горожан. Разрабатывая каноныполитического поведения личности, он идеализировал и ставил в пример этику и законы дохристианского Рима. Он с сожалением писал о подвигах античных героев и критиковал те силы, которые, по его мнению, манипулировали Святым писанием и использовали в своих целях, что доказывает следующее выражение его идеи: «Именно из-за такого рода воспитания и столь ложного истолкования нашей религии на свете не осталось такого же количества республик, какое было в древности, и следствием сего является то, что в народе не заметно теперь такой же любви к свободе, какая была в то время»[10]. Под «тем временем» имеется в виду античность.

По мнению Макиавелли, максимально жизнеспособными государствами в истории цивилизованного мира были те республики, граждане которых обладали наибольшей степенью свободы, самостоятельно определяя свою дальнейшую судьбу. Он считал независимость, мощь и величие государства тем идеалом, к которому можно идти любыми путями, не задумываясь о моральной подоплёке деятельности и о гражданских правах. Макиавелли был автором термина «государственный интерес», который оправдывал претензии государства на право действовать вне закона, который оно призвано гарантировать, в случаях, если это соответствует «высшим государственным интересам». Правитель своей целью ставит успех и процветание государства, мораль и добро при этом отходят на другой план. Труд «Государство» представляет собой своеобразное политтехнологическое наставление по захвату, удержанию и применению государственной власти:Правление заключается главным образом в том, чтобы твои подданные не могли и не желали причинить тебе вред, а это достигается тогда, когда ты лишишь их любой возможности как-нибудь тебе навредить или осыплешь их такими милостями, что с их стороны будет неразумием желать перемены участи.

Философия Г. Гегеля.

По словам Вл. Соловьева, Гегель может быть назван философом по преимуществу, ибо из всех философов только для него одного философия была все. У других мыслителей она есть старание постигнуть смысл сущего, у Гегеля же, напротив, само сущее старается стать философией, превратиться в чистое мышление. Прочие философы подчиняли свое умозрение независимому от него объекту: для одних этот объект был Бог, для других - природа. Для Гегеля, напротив, сам Бог был лишь философствующий ум, который только в совершенной философии достигает и своего собственного абсолютного совершенства. На природу же в ее неисчислимых эмпирических явлениях Гегель смотрел как на своего рода «чешую, которую сбрасывает в своем движении змея абсолютной диалектики». Гегель развил учение о законах и категориях диалектики, впервые в систематизированном виде разработал основные принципы диалектической логики. Кантовской «вещи в себе» он противопоставил диалектический принцип: сущность проявляется, явление существенно. Гегель, усматривая в жизни природы и человека имманентную силу абсолютной идеи, движущей мировой процесс и раскрывающей себя в нем, утверждал, что категории суть объективные формы действительности в основе которой лежит «мировой разум», «абсолютная идея» или «мировой дух». Это - деятельное начало, давшее импульс к возникновению и развитию мира. Деятельность абсолютнойидеи заключается в мышлении, цель - в самопознании. В Процессе самопознания разум мира проходит три этапа: пребывание самопознающей абсолютной идеи в ее собственном лоне, в стихии чистого мышления (логика, в которой идея раскрывает свое содержание в системе законов и категорий диалектики); развитие идеи в форме «инобытия» в виде явлений природы (развивается не сама природа, а лишь категории); развитие идеи в мышлении и в истории человечества (история духа). На этом последнем этапе абсолютная идея возвращается к самой себе и постигает себя в форме человеческого сознания и самосознания. Гегель умер от холеры. Он был уже при смерти, когда супруга обратилась к нему с вопросом о Боге. Ослабевший от страданий, Гегель показал пальцем на Библию, лежавшую на столике у постели, и сказал: вот тут вся мудрость Божия. Эта позиция Гегеля отражает его панлогизм (от греч. pan - все и logos - мысль, слово), восходящий к Б. Спинозе и тесно связанный с признанием бытия Бога. По словам Гегеля, «половинчатая философия отделяет от Бога, истинная же философия приводит к Богу». Дух Бога, по Гегелю, не есть дух над звездами, за пределами мира, но Бог присутствует вездесущно. В своих трудах Гегель выступает как биограф мирового духа. Его философия не претендовала на предвидение того, что предпримет в будущем этот дух: о его действиях можно узнать лишь после их свершения. Философия не в состоянии предвидеть будущее. Огромная заслуга Гегеля заключается в установлении в философии и общем сознании истинных и плодотворных понятий: процесса, развития, истории. Все находится в процессе - не существует никаких безусловных границ между различными формами бытия, нет ничего отдельного, не связанного со всем. Философия и наука приобрели во всех сферах генетический и сравнительный методы. Философские взгляды Гегеля пронизаны идеей развития. Он считал, что невозможно понять явление, не уяснив всего пути, который оно совершило в своем развитии, что развитие происходит не по замкнутому кругу, а поступательно от низших форм к высшим, что в этом процессе совершается переход количественных изменений в качественные, что источником развития являются противоречия: противоречие движет миром, оно есть «корень всякого движения и жизненности», составляет принцип всякого самодвижения. В философской системе Гегеля действительность представлена как цепь диалектических переходов. Однако гегелевская философия проникнута глубоким внутренним противоречием.

“Гегеля сначала берут, читают, выкидывают, потом опять берут”. С точки зренияГегеля сначала существует только абсолютный дух, больше ничего. И духсобрался познать самого себя, для этого дух должен был посмотреть на себя со

стороны: Гегель: “Люди смотрят друг на друга как в зеркало”, для этого духпревратился в инобытие (иное бытие). Дух превратился в бесконечность,пронизанный всеобщей материальной связью, развивающейся по диалектическим

законам бытия. В ходе развития дух превратился. Постигает совершенства вчеловеке, в человеческом индивидуальном, и с помощью человеческого сознания духрассматривает самого себя с позиции объективного идеализма Гегеля. По Гегелюполучается, что нет предела силе человеческого разума, именно поэтому Гегель

буквально издевался над агностицизмом Канта.

Диалектика природы Гегель в книге “Наука логики” – указал, на то, что абсолютный дух далеко не

бесструктурное образование, структурой духа является диалектика ее принципами, законами и категориями. По мощи интеллектуальной работы Гегельвполне может быть назван Аристотелем нового времен.

Книга 2: “Феноменология духа” (диалектика духа)

Книга 3: “Философия истории” (диалектика развития общества)

Книга 4: “История философии” (диалектика человеческого сознания)

Помимо этих основных работ Гегель написал множество других книг “философия

права”. Со времен Гегеля основной облик теоретической диалектики практически

не менялся вплоть до конца 70 г. XX в.

Философские взгляды Гегеля проникнуты идеей развития. Он считал, чтоневозможно понять явление, не уяснив всего пути, которые оно совершило всвоем развитии; что развитие происходит не по замкнутому кругу, а

поступательно от низших форм к высшим, что в этом процессе совершаетсяпереход от количественных изменений в качественные, что источником развитияявляются противоречия: противоречие движет миром, оно есть корень всякого

движения и жизненности, составляет принцип всякого самодвижения. Вфилософской системе Гегеля действительность представлена как цепь диалектпереходов.

Каждое понятие и категория у него во внутренней необходимой связи со всемиостальными, взаимно переходят друг в друга. Категории есть чистые мысли, и всилу тождества бытия и мышления, диалектика категорий всеобща, существует нетолько для философского познания, но и в обыденном опыте. Создал систему

определений категорий.

Основные законы диалектики.

Закон перехода количества в качество. Вещь есть то, чем она являетсяблагодаря качеству, количество есть внешняя для бытия определенность.Закон Взаимопроникновения противоположностей - идея саморазвития в единстве и

борьбе противоположностей.Закон отрицания отрицания - развитие не только абсолютной идеи, но и каждой

отдельной вещи. Природа диалектического отрицания - не тотальное отрицание, асохранение положительного. Тут теория познания, разработка абсолютной иотносительной истины. Каждая ступень дает картину абсолютного, но неполную,незаконченную

Философия JI. Фейербаха.

Философию Фейербаха обычно квалифицируют как “антропологический материализм” (греч. “антропос” - человек, “логос” - слово, понятие, учение). Это связано с претензией мыслителя на создание истинно новой философии, в фокусе которой должен находиться человек.

“Новая философия, - объяснял Фейербах, - превращает человека, включая и природу как базис человека, в единственный, универсальный и внешний предмет философии; превращая, следовательно, антропологию... в универсальную науку”.

Однако, как это часто случается, “позитивная”, так сказать, часть воззрения Фейербаха получилась много слабее “критической”. Он не сумел или не захотел воспринять главных находок своих критикуемых учителей - диалектики и историзма. Оттого и грешит его концепция антиисторизмом (сущность человека, к примеру, у Фейербаха постоянна во все времена, т. е. берется с чисто биологической ее стороны), натурализмом в трактовке общественных отношений (главными из них признаются психологические и физиологические), созерцательностью в гносеологии (как будто не было достижений Канта и Фихте в выявлении активнейшей роли субъекта познания) и т.д.

Поэтому и оставался Л. Фейербах своеобразным лидером философских авторитетов своей эпохи, “властителем дум” недолгий период времени. Ему на смену уже спешила гораздо более мощная по силе воздействия оригинальная материалистическая философия Маркса и Энгельса.

Критика идеали­стической филосо­фии Ранняя философия Фейербаха характеризуется критикой идеалистичней философии, особенно Гегеля. Фейербах отвергает идею тож­дества бытия и мышления, не признает нали­чия абсолютной идеи - самостоятельной субстанции и первопричины материального мира. Он логически доказывает невозможность отчуждения абсолютной идеи в материальный мир, ибо окружающий очевиден и осяза­ем, в то время, как абсолютная идея является лишь выдумкой Гегеля. В целом философию Гегеля Фейербах считает искусственной, под­верженной предрассудкам, обращенной в про­шлое и не соответствующей новейшим дости­жениям науки.

Т еория антрополо­гического матери­ализма Фейербах полагает, что единственно существу­ющими реальностями является природа и че­ловек, который является частью природы. Че­ловек должен стать главным интересом фило­софии. Фейербах заявляет: «... философия, как таковая, чистый разум, чистая мысльни­что для человека и ни как тонет на него воз­действовать... человека можно убедить в ис­тине лишь в том случае, если ее из мысленной сущности, из сущности умозрительной... пре­вратить в сущность, подобную человеку, в чув­ственную сущность» (Фейербах Л., 1955.С. 15). Человек есть единство материального и духов­ного, поскольку идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека. Это же ка­сается и идеи Бога, которая является плодом воображения человека. Вечна и бесконечна лишь природа, которая никем не сотворима и никем не уничтожима. А всё, что нас окружа­ет, — это различные проявления материи.

Проблема Бога Фейербах выступает с атеистических пози­ций, считая, что не Бог создал человека, а чело­векБога. На самом деле Бога как самостоя­тельной реальности нет. Он есть лишь порожде­ние сознания человека. Религия представляет собой глубоко разработанную мифологически-фантастическую идеологию, не имеющую ничего общего с реальностью. Распространение религии стало возможным благодаря невежеству человека, его тяжелым жизненным ус­ловиям. Корни религии кроются в чувстве бес­силия человека перед внешним миром, его за­висимости от него и незащищенности. Сама мысль о Боге — сверхсильном разумном существе — утешает человека и притупляет его страх и аффекты. Бог — это идеальный образ человека, созданный человеком; это то, чем хотел бы себя видеть человек. В действитель­ности же Бог не является творцом. Он есть творение человека, его разума, в то время как истинный творец (а не творенье) — человек. Отвергая религиозный культ, Фейербах противопоставил ему культ человека: «Человек че­ловеку Бог».

Гносеология В вопросах гносеологии Фейербах был оппо­нентом И. Канта, в отличие от которого он утверждал, что окружающий мир познаваем а познавательные возможности разума безгра­ничны. Безграничность возможностей позна­ния разума наступает не сразу, а развивается постепенно, по мере эволюции человека, на­копления опыта и роста научно-технического прогресса. Суть данной идеи Фейербах выра­зил словами: «То, что не познаем мы, познают наши потомки». Основу познания, по Фейер­баху, составляют субъективные чувственные ощущения, в основе которых лежит объектив­ная реальность и которые осознаются разумом. Гносеология Фейербаха основывается на ма­териалистических принципах при соединении и уравнении эмпирического и рационального подходов.

Социально - поли­тические взгляды Фейербах считал, что человек представляет собой уникальное биологическое существо, на­деленное волей, разумом, чувствами, желани­ями. При этом полноценная реализация человеком своего «Я» возможна только во взаи­модействии с «Ты» (т.е. другими людьми), т.е. человек может жить только в обществе. Основой связей между людьми в обществе, стержнем общества должна стать религия, которая, по его мнению, должна быть основана не на вере в выдуманное сверхъестественное существо (Бога), а на иных принципах. Фейер­бах был убежден, что необходимо отбросить традиционную религию (христианство, мусуль­манство и т.д.) и заменить ее религией любви людей друг к другу и религией любви внутри семьи как наиболее отвечающей природе че­ловека, а смыслом жизни человека должно быть стремление к счастью.

Философия марксизма.

Основатели – Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895). Главный последователь, осуществлявший их идеи на практике –В.И.Ленин(1870-1924).
Предмет диалектического материализма (марксистской философии) – изучение универсальных зак-в развития мира, исходя из первичности материального мира и решающей роли материальных факторов. Помимо фил-ии, марксизм имеет и др. составные части: политическую теорию (научный социализм) и экономич-ю теорию (политическая экономия). Основные положения: -основной вопрос фил-ии решается в пользу бытия (бытие определяет сознание); - сознание понимается как свойство материи отражать саму себя; -материя находится в постоянном движении и развитии; -Бога нет, Он является идеальным образом, плодом челов-й фантазии для объяснения явлений, непонятных челов-ву, и дает челов-ву утешение и надежду; -Бог не оказывает никакого влияния на окр-ую действительность; -материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования; -важным фактором развития является практика - преобразование ч-ком окр-ей действительности и преобразование чел-м самого ч-ка; -развитие происходит по законам диалектики — единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания.
Главными произведениями марксизма: • "Тезисы о Фейербахе" К. Маркса; • "Капитал" К. Маркса; • "Манифест Коммунистической партии" К. Маркса и Ф. Энгельса; • "Святое семейство" и "Немецкая идеология" К. Маркса и Ф. Энгельса; • "Диалектика природы" Ф. Энгельса;

Основные выводы марксисткой философии: 1. Основа мира - вечная, никем не сотворимая материя. Она первична. В ходе своего бесконеч-ного развития материя создает различные идеальные (духовные) сущности (в т.ч. сознание ч-ка, понятия, категории, культуру в целом), к-е также развиваются и находятся во взаимосвязи с материальным миром предметов, в конечном счете, завися от него и являясь его отражением. 2. Диалектика понятий-отражением диалектики вещей. 3. Решающая роль практики (материальной деятельности человека) как основы, цели и критерия научного познания. 4. Решающая роль материального фактора в развитии общества. При этом его развитие носит прогрессивный ступенчатый характер (общественно-экономические формации), обусловленный заменой устаревшего способа производства материальных благ, а также борьбой классов. 5. Изменение главной задачи фил-ии – нужно не объяснять мир, а предлагать пути его революционного изменения.

 

Философия Г. Сковороды

Философское наследство Г.С. Сковороды многогранно. Оно охватывает самые разнообразные аспекты человеческой жизни: науку, религию, культуру, искусство. Вполне естественно, что обо всем написать невозможно. Однако, что можно однозначно утверждать, так это то, что все грани опираются на общий центральный стержень, который рассматривает проблему природы человека и ее назначения. Этот стержень включает в себя и сам образ Сковороды, который подтвердил практикой жизни силу своего учения.

Однозначно, что учение Сковороды возникло не на пустом месте. Можно лишь отметить, что еще греческий философ Сократ, на чьи высказывания часто опирался Сковорода, считал нравственность-добропорядочность и знание-мудрость тождественными понятиями. Странствия Сковороды в образе "старца" также напоминают проповеди Сократом своих идей на улицах и площадях.

Значение философского наследств



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 730; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.204.217.37 (0.066 с.)