ТОП 10:

Философия в современном мире: функции и социальный статус



ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

«ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ»,

ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ НАУЧНЫХ КАДРОВ

 

Программа курса разработана на основе утвержденной Приказом высшей аттестационной комиссии республики беларусь базовой программы-минимум кандидатского экзамена по философии и методологии. Настоящая версия программы выполнена с учетом специфики профиля подготовки аспирантов по культурологическим специальностям. В силу этого программа в содержательном и структурном отношении организована таким образом, чтобы рассмотреть философию как феномен современной культуры, а современную философско-методологическую проблематику проанализировать в широком социокультурном контексте. Специальный модуль программы, посвященный проблемам современной дисциплинарно организованной науки, ориентирован — в соответствии с профилем белорусского государственного университета культуры и искусств — на освоение аспирантами методологической традиции гуманитаристики и овладение новейшими методами социо-культурного и культурологического познания.

 

Главной целью данного курса является формирование у аспирантов и соискателей глубоких системных знаний по философии и методологии науки, овладение методологией современного социально-гуманитарного познания..

 

Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

¾ ознакомление слушателей с классическими и современными достижениями мировой философско-методологической традиции;

¾ усвоение аспирантами базового массива знаний по основным проблемным полям современной философии и методологии науки;

¾ уяснение аспирантами специфики социально-философского познания и дисциплинарного статуса гуманитаристики в системе современного знания;

¾ формирование у аспирантов корректной когнитивно-методологической позиции по отношению к изучению социально-культурных явлений и процессов;

¾ овладение слушателями методологическими навыками исследования и рационально-теоретического объяснения социально-культурных явлений.

 

В результате изучения дисциплины аспиранты и соискатели должны знать:

¾ методологические основания социально-философского познания (в их спецификации применительно к специальности аспиранта);

¾ основные методологические программы как классической социально-гуманитарной традиции, так и современной гуманитаристики;

¾ основные методы, методики и техники проведения социально-гуманитарных исследований;

¾ терминологию социально-гуманитарного научного познания;

¾ важнейшие тенденции развития методологии современного социально-гуманитарног0о познания.

 

В результате изучения дисциплины аспиранты и соискатели должны уметь:

¾ применять на практике классические и современные методы социально-гуманитарного познания;

¾ самостоятельно анализировать социально-культуртные явления различной степени сложности (как в историческом контексте, так и в современных условиях);

¾ создавать теоретические модели исследуемых социально-культурных феноменов и процессов.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН: ПРОБЛЕМНАЯ СТРУКТУРА КУРСА

    Раздел       Тема Количество часов
Лекции Семинары КСР Всего
I. Философия и ценности современной цивилизации 1. Философия в современном мире: функции и социальный статус.  
2. Культурные традиции Запада и Востока и типы философского мышления. Философия и национальное самосознание.    
3. Проблема бытия в системе современного философского знания    
4. Проблема сознания и основные парадигмы ее анализа в современной философии  
5. Проблема человека в современной философии
6. Человек в системе социальных коммуникаций  
7. Проблемы антропосоциоприродной динамики. Философия и экологические императивы человечества.  
8. Проблемы структуры и динамики общества в современной социальной философии  
9. Современные модели цивилизационного процесса. Феномен информационного общества  
10. Современные проблемы философии культуры. Феномен глобализации и проблема сохранения культурного многообразия.   2*
II. Философско-методологический анализ науки 1. Наука в свете современной философской гносеологии    
2. Проблемы исторической динамики науки.  
3. Современные модели структуры научно-познавательной деятельности  
4. Метатеоретические основания науки. Культура и стиль научного мышления  
5. Научное познание и ценности современной культуры  
6. Проблемы современной философской методологии. Методология и методика научного исследования 4* 2*
7. Наука и образование. Статус ученого в современном мире и гуманизация научного познания  
8. Наука в системе современного общества. Перспективы развития и новые ценностные ориентиры современной науки  
III. Философско-методологические проблемы дисциплинарно организованной науки (философия социально-гуманитарного познания) 1.Специфика социально-гуманитарного познания. Основные исследовательские программы в гуманитаристике    
2. Парадигма историцизма в социально-гуманитарном познании и ее современные версии    
3. Парадигма социологизма в социально-гуманитарном познании: классические и современные модели    
4. Линейные и нелинейные модели в методологии современного гуманитарного познания  
5. Проблемы истины и интерпретации в современной гуманитаристике    
6. Философско-методологические проблемы социального прогнозирования. Философия и футурология    
7. Новейшие тенденции в методологическом развитии современной культурологии 2* 2*
IV. Философия и наука на рубеже XX–XXI веков 1. Классический, неклассический и постнеклассический типы философской и научной рациональности    
2. Ценности и цели философии и науки в эпоху постмодерна. Основные направления философского постмодернизма  
3. Коммуникативная парадигма в современной философии  
4. Новейшие тенденции в современной философии. Феномен пост-постмодернизма    
Всего:

 

* Занятие проводится по интерактивным методикам (брифинг, конференция-презентация, «круглый стол» и др.).


ПРОГРАММА КУРСА

РАЗДЕЛ I.

ФИЛОСОФИЯ И ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Тема 1.

Философия в современном мире: функции и социальный статус

 

Философия в системе культуры. Мировоззренческий статус философской проблематики. Мировоззрение как целостность, механизмы и закономерности его исторической динамики. Историческая динамика культуры и трансформации содержания мировоззренческих структур. Понятие мировоззренческих универсалий культуры. Системный характер культурных универсалий. Универсалии культуры и понятийный аппарат философии.

Философия как феномен современной культуры. Специфика современных форм философского знания.

Ценности современной культуры и проблемные поля философии. Аксиологические аспекты современного философского знания.

Природа философских проблем и трансформации проблематики философии в современных условиях.

Многомерность философии как феномена современной культуры. Философия как объективированное знание: рационально-критические аспекты философского мышления. Проблема научности философии Философия как личностное знание: экзистенциальные аспекты философского мышления. Проблема соотношения объективно-универсального и субъективно-индивидуального в философском знании. Роль философии в формировании ценностных ориентаций личности.

 

Тема 2.

Культурные традиции Запада и Востока и типы философского мышления. Философия и национальное самосознание

 

Сущность и механизмы социокультурной детерминации философского знания.

Философия и стиль мышления эпохи. Историческая динамика стилей мышления и трансформации содержания философского знания.

Культурные традиции Запада и Востока и типы философского мышления.

Философия как феномен культурной традиции человечества. Общечеловеческие ценности и универсальность содержания философского знания.

Философия как феномен этно-национальной культуры. Специфика западноевропейского и восточного типа философствования. Проблематика западноевропейской философии и ценности культуры западного типа. Специфика восточной культуры и проблемные поля восточной философии. Философия в контексте восточнославянских культур. Специфика белорусской философской традиции. Философия и национальное самосознание. Диалектика универсального и этно-национального в философской традиции.

Социокультурный статус и функции философии в современном мире культурного многообразия.

Структура философского знания и ее трансформации в современной культуре. Основные исследовательские стратегии в современной философии.

Тема 3.

Тема 4.

Тема 5.

Тема 6.

Тема 7.

Тема 8.

Тема 9.

Тема 10.

Современные проблемы философии культуры. Феномен глобализации

и проблема сохранения культурного многообразия

 

РАЗДЕЛ II.

Тема 1.

Тема. 2.

Тема 3.

Тема 4.

Тема 5.

Тема 6

Тема 7.

Наука и образование. Статус ученого в современном мире и

гуманизация научного познания

 

Наука как социальный институт. Эволюция организационных форм науки. Наука как система фундаментальных и прикладных исследований. Феномен социального заказа и стратегия научно-исследовательских работ (НИР) и опытно-конструкторских разработок (НИОКР). Академическая, отраслевая и вузовская наука: цели, задачи и перспективы развития.

Наука в системе общества. Проблема социальной регуляции научно-исследовательской деятельности. Организационные формы науки и современные социальные технологии. Наука и власть: механизмы взаимодействия. Политический контекст развития науки, наука и идеология. Праксеологическая функция науки и основные виды социальных технологий: хозяйственно-экономические, политические, управленческие, образовательные.

Феномен научного сообщества, его когнитивные и социокультурные параметры. Структура научного сообщества. Конкуренция в науке. Понятие стратификационной иерархии в науке и проблема «научной демократии». Формы научной коммуникации. Проблема диалога в научном сообществе. Конфликты в науке и пути их разрешения. Полемика и дискуссия как формы коммуникации в науке. Аргументация, ее структура, виды и роль в научной дискуссии. Культура научной дискуссии. Информационные технологии и специфика научной коммуникации в современной науке.

Понятие научной школы. Проблема преемственности и смены поколений в научном сообществе.

Наука и образование. Эволюция образовательных парадигм в истории культуры. Современные стратегии развития образовательных технологий.

Проблема социального статуса ученого. Понятия ученого и интеллектуала. Эволюция статуса интеллектуала в истории культуры. Феномены технической и гуманитарной интеллигенции. Понятие научной элиты. Переосмысление феномена технократии в современной социальной философии. Концепция экспертократии и ее неоконсервативная (Д.Майнихен) и радикальная (А.Гоулднер) версии. Социальная мобильность и трансформации статуса ученого в современном обществе.

Наука в культуре Беларуси. Основные тенденции развития науки и современной белорусской культуре.

 

Тема 8.

РАЗДЕЛ III.

Тема 1.

Тема 2.

И ее современные версии

 

Формирование парадигма историцизма в гуманитарном познании. Постановка проблемы специфики гуманитарного познания в истории науки. Проблема метода «наук о духе» в философии В.Дильтея. Анализ специфики исторического познания Баденской школой неокантианства. Идиографический метод В.Виндельбанда: сущность и проблема соотношения с номотетикой. Анализ Г.Риккертом механизмов образования понятийных средств в социогуманитарных и естественнонаучных дисциплинах.

Классические системы методологии историцизма. Концепция «идеальных типов» М.Вебера.

Современные методологические версии историцизма. Методология «имманентности исторического сознания» в концепции Р.Дж.Коллингвуда. Методология историцизма в современной «понимающей социологии». Рациональность как способ организации социального процесса в концепции А.Шюца. Методология историцизма в современной культурологии. Социокультурные феномены как «факты сознания» в концепции Р.М.Макайвера. Аналитика «символического универсума» в феноменологии П.Л.Бергера.

 

Тема 3.

Парадигма социологизма в социально-гуманитарном познании:

Тема 4.

Тема 5.

Интерпретация как феномен культуры. Расширительное понимание интерпретационных процедур в традиционной культуре: семиотизация бытия и отношение к миру как тексту. Феномен интерпретации в неклассической культуре: идея версификационных интерпретаций в традиции модерна. Переосмысление понятия интерпретации в постмодернистской методологии: феномен экспериментации. Стратегия «тотальной независимости интерпретации» (П. де Ман).

 

Тема 6.

Философско-методологические проблемы

социального прогнозирования. Философия и футурология

 

Целеполагающая природа человеческого сознания и моделирование будущего как функция человеческой деятельности. Прогностический потенциал культуры и формирование моделей будущего в социокультурном контексте. Перспективное прогнозирование как деятельность: ее специфика и система детерминант.

Донаучные и вненаучные формы социального прогноза: от мантики до религиозной эсхатологии. Утопия как тип социального прогнозирования.

Прогностика как рационально-теоретическая деятельность: проблема методологии социального прогнозирования (Дж.Мартино, Г.Кан, Э.Янч, И.Ласло). Футурологические концепции в контексте глобального моделирования (перспективно-прогностические модели Римского клуба).

Специфика социального процесса в контексте динамических и статистических закономерностей развития: специфика перспективного социального прогнозирования. Нелинейные версии прогностических моделей социального развития в современной культуре (И.Пригожин, К.Майнцер, Н.Н.Моисеев). Версификация эволюционных траекторий развития общества и понятие «вееров развития».

Прогностическая функция философии в системе социума: социальная философия как моделирование возможных социальных миров. Специфика социально-философского прогноза. Прогностический потенциал социальной философии: сущность и когнитивные механизмы реализации. Философия и футурология

Статус социального прогноза в общественном процессе и его историческая динамика. Соотношение естественнонаучного и социального прогнозов: специфика когнитивных процедур и их социально-аксиологического контекста. Проблема восприятия и операционализации социально-философского прогноза: необходимые социальные условия и предпосылки адекватной реализации социальной философией прогностических функций.

Тема 7.

Современной культурологии

 

Проблема интерпретации культурного события в современной культурологии. Содержательная эволюция и изменение статуса идиографического метода в современном социокультурном познании. Семантические трансформации понятия «событие» в контексте философии конца XX — начала XXI вв. Трактовка феномена «культурное событие» в современной гуманитаристике.

Анализ специфики социально-исторического текста в постструктурализме. Проблема референции культурного текста в нарративной концепции истории культуры (А.Дж.Тойнби, Р.Ингарден, Х.Аренд, П.Рикёр, Ф.Кермоуд, Дж.Каллер, А.Карр, Д.В.Фоккема, Д.Хейман, М.Постер, Х.Уайт).

Переосмысление феномена социокультурной темпоральности в современной социальной философии. Концепции «завершения истории» в постнеклассической философии (А.Кожев, М.Бланшо). Концепция «постистории» в современном постмодернизме.

Методология постколониальных исследований в современной культурологии: переосмысление классических программ Э.Саида, Г.Спивак, Г.Бгабхи. Феномен транскультурности и понятие культурного пограничья.

Программа гендерных исследований в современной культурологии. Пол и гендер: социокультурная размерность гендерной специфичности. Феномен гендерной культуры. Понятие сексизма и проблема «гендерной справедливости». Постмодернистские проекции гендерных аналитик (Э.Джердайн, Т. Мой).

Проблема языка культуры в современной гуманитаристике. Феномен дискурса и современные дискурсивные аналитики. Концепция вербально-коммуникативных практик Ю.Хабермаса и ее переосмысление в современной культурологии (А.-Ж.Греймас, Ж.Курте, Дж Фиске). Дискурсивных практик в аксиологическом контексте культуры: современные модели (М.Пёше, Ж.-Ж.Куртин, К.Фукс, П.Серио). Понятие «критического дискурса и феномен автономии в современной гуманитаристике (А.Гоулднер). Концепция «еретического дискурса» в постмодернистских аналитиках (Б.Смарт). Проблема семантического потенциала дискурсивных сред (П.Анри, К.Арош, Д.Мальдидье). Проблема Другого в контексте дискурсивных практик (Ж.Отье-Ревю, Э.Пульчинелли Орланди, Р.Робер).

Проблема диалога культурных традиций в современной культурологии. Специфика методологии современных кросс-культурных исследований. Механизмы и закономерности взаимодействия культурных традиций: концепции эволюционизма и диффузионизма. Идея инвазионизма: модель взаимодействия традиций в концепции Л.Фробениуса и ее переосмысление в современной культурологии. Теория сингулярности «исторического акта» в постнеклассической философии. Версии моделирования взаимодействия культурных традиций в современной гуманитаристике. Специфика нелинейных моделей кросс-культурных процессов. Семиотические модели кросс-культурного взаимодействия: проблема языка культуры в ситуации диалога традиций. Современные методы кросс-культурных исследований и понятие полилога культур.

 

РАЗДЕЛ IV.

Тема 1.

Тема 2.

Текстологический проект постмодернизма. Проблема означаемого и означающего в постмодернизме. Критика референциальной концепции знака (Ж.Деррида, К.Брук-Роуз, Р.Сальдивар). Постмодернистская интерпретация проблемы смысла. Проблемы смыслопорождения в дискурсивных практиках письма и чтения. Концепция означивания в философии постмодернизма (Ю.Кристева, Р.Барт). Стратегия деконструктивизма в постмодернизме: от Ж.Деррида — к Ф.Лентрикийе. Концепция интертекстуальности (Р.Барт, Ж.Женнетт, Ш.Гривель, М.Риффатер, Б.Морриссетт). Понятие «интертекстуальной энциклопедии» и . проблема «образцового читателя» (У.Эко).

Антипсихологизм постмодернистских аналитик. Семантическая фигура «смерти субъекта» в классическом постмодернизме: «смерть персонажа» (А.Роб-Грийе), «смерть Автора» (Р.Барт), «смерть Читателя» (Дж.В.Харрари, Дж.А.Аткинс). Феномен бессубъектного письма (Дж.-И.Тадье). «Я» как феномен безличной дискурсивности (Ж.Деррида, М.Фуко, Ю.Кристева).

Проблема новизны в постмодернизме; переосмысление понятия оригинальности. От произведения к конструкции: постмодернистская концепция творчества. Концепция «смерти Автора»: от Р.Барта — к М.Пфистеру. Феномен постмодернистской иронии: «пастиш» как стратегия творчества.

Тема 3.

Тема 4.

Феномен пост-постмодернизма

 

Новейшие тенденции в развитии современной философской рациональности. Понятия пост-постмодерна и пост-постмодернизма.

Основные проблемные поля и тенденции развития современной философии.

Семантическая фигура «воскрешения субъекта» в постнеклассической философии. Программа «герменевтика субъекта» в пост-постмодернизме (М.Фуко.). Проблема самоидентификации субъекта в современной культуре (Х.Уайт, К.Меррей, М.Саруп). Кризис понятия «судьба» в постмодернистском мире. Феномен нарративной биографии. Понятие «кризиса идентификации»: философская, социокультурная, психологическая и клиническая проекции. Системная трактовка «кризиса идентификации» в концепции Дж.Уарда. Современные программы преодоления «кризиса идентификации».

Программа культурного неоклассицизма в современной философии. Идея «возврата утраченных значений» (Дж.Уард, М.Готдинер, Ч.Дженкс). Парадигма импрингологии в постмодернистской социальной педагогике (А.А.Джироукс, К.Ланкшер, П.Мак-Ларен, М.Питерс).

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ[1]

 

РАЗДЕЛ I.

В современной философии

 

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Феномен сознания и специфика человеческого бытия.

2. Сознание как идеальная реальность. Проблема соотношения сознания и объективного мира: генетический и функциональный аспекты.

3. Сознание как субъективная реальность: современные подходы.

4. Сознание — дух — духовность: проблема соотношения.

 

Темы индивидуальных выступлений:

ü Феномен идеального: сущность и проблема онтологического статуса.

ü Сознание и мозг.

ü Проблема компьютерного моделирования функций сознания.

ü Сознание и психика. Понятия подсознательных и бессознательных процессов.

ü Сознание и язык. Семиотический аспект исследования феноменов сознания.

ü Функциональный подход к сознанию в современной философии и философская традиция.

ü Субстанциальный подход к сознанию в современной философии ценностно-мировоззренческие: аспекты.

Занятие 2 (2 часа).

Проблема человека в современной философии:

В современной культуре

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Дилемма натуралистических и трансценденталистских концепций человека в современной философии.

2. Парадигма социально-исторической трактовки человека.

3. Феноменологическая парадигма трактовки человека в современной культуре.

4. Экзистенциалистская парадигма интерпретации человека в философии и искусстве.

 

Темы индивидуальных выступлений:

ü Человек как биологический вид: специфика феномена homo sapiens.

ü Проблема соотношения духовности и телесности в трактовке человека. Взаимодействие биологических и надбиологических факторов в развитии человеческой индивидуальности.

ü Эрос как феномен человеческого бытия: специфика философской интерпретации.

ü Смерть как объект философского анализа, основные парадигмы танатологии.

ü Человек как социальное существо: проблема историчности человеческого существования.

ü Социальная размерность феномена человека. Понятие личности.

ü Проблема соотношения исторической необходимости и индивидуальной свободы личности.

Занятие 4 (2 часа).

РАЗДЕЛ II.

РАЗДЕЛ III.

И ее современные версии

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Постановка проблемы специфики гуманитарного познания в истории науки. Проблема метода «наук о духе» в философии В.Дильтея.

2. Анализ специфики исторического познания Баденской школой неокантианства (В.Виндельбанд, Г.Риккерт).

3. Классические системы методологии историцизма.

4. Современные методологические версии историцизма. Р.Дж.Коллингвуд, А.Шюц, Р.М.Макайвер, П.Л.Бергер).

 

Темы индивидуальных выступлений:

ü Специфика механизмов образования понятийных средств в социогуманитарных и естественнонаучных дисциплинах.

ü Идиографический метод познания и проблема его соотношения с номотетикой.

ü Историцизм и концепция «имманентности исторического сознания».

ü Методология историцизма в современной «понимающей социологии».

ü Методология историцизма в современной культурологии.

Занятие 2 (2 часа).

Парадигма социологизма в социально-гуманитарном познании:

ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛИРУЕМОЕЙ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Задание 1.

Подготовка реферативного обзора литературы

по проблеме «Философия в современном мире: функции и социальный статус».

 

Темы реферативных обзоров:

— Философия как феномен современной культуры. Специфика современных форм философского знания.

— Специфика философского знания и его статус в современном обществе. Аксиологическая размерность философской проблематики.

— Природа философских проблем и трансформации проблематики философии в современных условиях.

— Философия и национальное самосознание. Специфика белорусской философской традиции

— Проблема структуры философского знания и ее трансформации в современной культуре.

— Рационально-критические аспекты философского мышления и проблема научности философии.

— Философия как личностное знание. Роль философии в формировании ценностных ориентаций личности.

— Понятийный аппарат философии и культурная традиция.

— Философия и ценности современной культуры.

— Проблема социокультурной детерминации философского знания.

— Философия и стиль мышления эпохи.

— Специфика западноевропейской философии и ценности культуры западного типа.

— Культурная традиция Востока и особенности восточной философии.

— Исторические этапы развития белорусской философии..

— Белорусская философия в контексте культурной традиции.

Задание 2.

Подготовка тематического реферата по теме

«Проблема человека в современной философии:

основные парадигмы философской интерпретации человека

в современной культуре»

 

Темы рефератов:

— Трактовка человека и человеческого сознания в традиции неофрейдизма.

— Экзистенциалистская парадигма интерпретации человека в философии и искусстве.

— Идея «фундаментального проекта» индивидуального существования в философии Ж.-П.Сартра.

— Понятия «абсурда» и «бунта» в концепции человека А.Камю.

— Концепция сущности человека в персонализме (Э.Мунье, Ж.Лакруа).

— Трактовка сущности и предназначения человека в философии русского космизма.

— М.Шелер о специфике положения человека в Космосе.

— Концепция человека в философии С.Грофа.

— Философско-антропологические модели онтопсихологии и трансперсональной психологии.

 

Задание 3.

Подготовка дискуссионных выступлений для обсуждения проблемы

«Феномен глобализации и проблема сохранения культурного многообразия»

(проверка заданий осуществляется в ходе проведения Круглого стола)

 

Темы дискуссионных выступлений:

— Проблема единства и многообразия культурно-исторического процесса. Феномен национальной культуры. Мировая культура и национальные культурные традиции.

— Специфика восточнославянских культур. Проблема исторического самоопределения Беларуси и основные векторы развития современного белорусской культуры.

— Глобализация социокультурного пространства и проблема культурной идентичности. Креативный потенциал культурного многообразия и современные стратегии его сохранения

— Проблемы сохранения и развития белорусской национальной культуры в эпоху глобализма.

— Восток — Запад: проблема взаимопонимания и специфика диалога в современных условиях.

— Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии (2001) и Международная конвенция ЮНЕСКО об охране нематериального культурного наследия (2003).

— Проблемы сохранения и развития белорусской национальной культуры в эпоху глобализма.

 

Задание 4.

Подготовка письменных работ

по проблемам методологии и методики научного исследования

(на предметном материале диссертационных работ аспирантов)

Подведение итогов задания осуществляется в форме конференции.

 

Структура письменной работы:

1) цель диссертационной работы и задачи исследования

2) объект и предмет анализа

3) формулировка гипотезы

4) эмпирический базис исследования

5) методология:

— методы эмпирического исследования

— методы теоретического исследования

Задание 5.

Подготовка письменного реферата по проблеме «Линейные и нелинейные модели

в методологии современного гуманитарного познания»

(в приложении к предметной области диссертационного исследования)

 

Темы письменных рефератов:

— Понятие линейных и нелинейных моделей развивающихся систем.

— Описание, эксперимент) и специфика их применения в гуманитаристике.

— Методы теоретического исследования (идеализация, формализация, мысленный эксперимент) в гуманитарном познании.

— Гипотетико-дедуктивный метод в структуре гуманитарного исследования.

— Метод математической гипотезы в структуре гуманитарного исследования.

— Метод единства исторического и логического метод в структуре гуманитарного исследования.

— Метод восхождения от абстрактного к конкретному метод в структуре гуманитарного исследования.

— Сущность нелинейного подхода к действительности. Специфика нелинейного моделирования.

— Методология нелинейного моделирования в социогуманитарной сфере. Проблема учета специфики социокультурных процессов.

— Глобальные модели нелинейного развития человечества в современной культуре.

— Статус нелинейных моделей в социокультурном познании.

 

Задание 6.

Подготовка текста аналитической записки по проблеме

«Новейшие тенденции в методологическом развитии современной культурологии» (по работам современных методологов)

Темы аналитических записок:

— Номадологическая модель истории культуры в современной гуманитаристике.(по работам Ж.Делеза и Ф.Гваттари).

— Методология генеалогического анализа истории культуры (по работам М.Фуко)

— Нарративная методология истории культуры (по работам: А.Дж.Тойнби, Р.Ингардена, Х.Аренд).

— Методологическая парадигма «завершения истории» в современной культуре (по работам А.Кожева и М.Бланшо).

— Методология дискурсивных аналитик в современной гуманитаристике (по работам М.Пёше и П.Серио).

 

Задание 7.

Подготовка письменной аналитической работы по проблеме

«Основные направления философского постмодернизма»

 

Темы письменных аналитических работ:

— Нарратологический проект в постмодернисткой философии. Методологическая специфика анализа повествовательных текстов (по работам Р.Барта).

— Понятие «дискурса легитимации» в философии постмодернизма (по работам Ж.-Ф.Лиотара).

— Феномен метанаррации; основные метанаррации европейской культуры; концепция «заката метанарраций» (по работам Ж.-Ф.Лиотара).

— Номадологический проект современного постмодернизма. Ризома модель аструктурной, децентрированной и открытой среды (по работам Ж.Делеза и Ф.Гваттари).

— Текстологический проект постмодернизма; критика референциальной концепции знака (по работам Ю.Кристевой, Р.Барта, Ж.Деррида).

— Концепция интертекстуальности в постмодернизме (по работам Р.Барта, Ж.Женнетта , Ш.Гривеля, Б.Морриссетта, У.Эко).

— Антипсихологизм постмодернистских аналитик; семантическая фигура «смерти субъекта» в классическом постмодернизме (по работам Р.Барта, Ж.Деррида, М.Фуко, Ю.Кристевой).

— Феномен постмодернистской иронии: «пастиш» как стратегия творчества (по работам Ж.-Ф.Лиотара, Ф.Джеймисона).

— От произведения к конструкции: постмодернистская концепция творчества. Проблема новизны в постмодернизме; переосмысление понятия оригинальности (по работам Ж.Делеза, Р.Барта, Ж.Деррида, У.Эко).

Задание 8.

Подготовка коллективных письменных компаративных работ по проблеме

«Коммуникативная парадигма в современной философии»

Темы коллективных письменных компаративных работ:

— Идеи диалогизма в неклассической философии: сравнительный анализ концепций экзистенциального психоанализа, философской антропологии и философии аджорнаменто.

Работа готовится группой из трех аспирантов, каждый из которых предварительно отрабатывает материал по соответствующим проблемам экзистенциального психоанализа, философской антропологии и философии аджорнаменто.

— Концепция «коммуникативного существования» в современной философии: сравнительный анализ позиций М.Хайдеггера, Ж.-П.Сартра, Л.Бинсвангера, М.Бубера, О.Ф.Больнова, П.Тиллиха.

Работа готовится группой из шести аспирантов, каждый из которых предварительно отрабатывает материал по соответствующим аспектам текстов М.Хайдеггера, Ж.-П.Сартра, Л.Бинсвангера, М.Бубера, О.Ф.Больнова, П.Тиллиха.

— Осмысление языковой аспект субъект-субъектной коммуникации в современном постмодернизме: сравнительный анализ концепций Ю.Хабермаса, Х.Аренд, Ф.Жирара и Э.Левинаса).

Работа готовится группой из четырех аспирантов, каждый из которых предварительно отрабатывает материал по соответствующим аспектам текстов Ю.Хабермаса, Х.Аренд, Ф.Жирара и Э.Левинаса.

— Понятие «Другого» и проблема подлинности бытия в современной философии: сравнительный анализ концепций Ж.Лакана, Ф.Гвардини, К.-О.Апеля и П.Рикёра.

Работа готовится группой из четырех аспирантов, каждый из которых предварительно отрабатывает материал по соответствующим аспектам текстов Ж.Лакана, Ф.Гвардини, К.-О.Апеля и П.Рикёра.

— Коммуникативные аспекты концепции языковых игр в современной философии: сравнительный анализ позиций Л.Витгенштейна, Я.Ю.Хинтикки и К.-О.Апеля.

Работа готовится группой из трех аспирантов, каждый из которых предварительно отрабатывает материал по соответствующим аспектам текстов Л.Витгенштейна, Я.Ю.Хинтикки и К.-О.Апеля.

— Специфик







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.233.215.196 (0.045 с.)