Философия и наука на рубеже XX—XXI веков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия и наука на рубеже XX—XXI веков



Тема 1.

Классический, неклассический и постнеклассический

Типы философской и научной рациональности

 

Понятия классической, неклассической и постнеклассической философии. Специфика рациональности классического, неклассического и постнеклассического типа.

Модерн и модернизм. Интерпретация феномена современности в модернизме. Модернистская программа «крушения реальности» и ее переосмысление в современной культуре.

Специфика постнеклассической культуры. Понятие пост-современности (Ж.-Ф.Лиотар, Ф.Джеймисон, Ж.Бодрийяр, Р.Рорти, У.Эко). Сущность и предпосылки формирования постнеклассического типа рациональности.

Специфика восприятия мира в постнеклассической культуре, концепция «постмодернистской чувствительности» (Ж.-Ф.Лиотар, Ф.Джеймисон, А.Меджилл, В.Вельш, В.Лейч).

Феномен тотальной семиотизации мира в современной культуре. Картина мира эпохи постмодерна: трансформация «зеркала мира» в «зеркало зеркал» (З.Бауман, С.Бест, Дж.Вард, Дж.Ваттимо, Р.Виллиамс, Д.Лион, Д.Келлнер, Б.Смарт, Д.Харвей). Семиотизация и квазисемиотизация социального пространства: феномены социальной мифологии и символизации («симуляции») социального в сознании современного социума (Р.Барт, Ф.Джеймисон, Ж.Бодрийяр, Р.Сальдивар). Понятие симулякра

Концепция «заката метанарраций» Ж.-Ф.Лиотара как функционально-динамическая модель сознания современного социума. Специфика современных механизмов «легитимации дискурса» (Ж.-Ф.Лиотар). Переосмысление феномена духовной традиции в современном общественном сознании (концепции Х.Брук-Роуз, Э.Джеллнера Дж.Урри, Ф.Фехера, А.Хеллера). Идея фрагментированности культурного мира в современной философии (концепции Т.Д’ана и К.Лемерта). Понятие микшированной культурной среды. Коллаж как фундаментальный принцип организации культуры постмодерна (Ч.Дженкс, А.Хеллер, Ф.Фехер).

Программный плюрализм постнеклассической культуры и феномен «децентрации общественного сознания» (С.Лаш, В.Вард, К.Лемерт, И.Хассан). Релятивизация и плюрализация духовной жизни общества в эпоху постмодерна. Плюрализация современного нравственного сознания (Д.Мак-Кенс). Концепция программного отказа от нон-корформизма в современном религиозном сознании (Г.Кюнг).

Проблемные точки культуры постмодерна: перспективы и границы развития. Феномен «11 сентября» и кризис постмодернистской культурной парадигмы.

Классика — модерн — постмодерн: проблема преемственности в развитии культуры. Соотношение ценностей классической, неклассической и современной культур. Актуализация ценностей классической культуры в современных условиях.

 

Тема 2.

Ценности и цели философии и науки в эпоху постмодерна.

Основные направления философского постмодернизма

 

Понятие постмодерна. Постмодерн и постнеклассическая культура. Постмодернизм как философия эпохи постмодерна сущность, истоки, этапы становления.

Нарратологический проект в постмодернистской философии. Понятие нарратива. Методологическая специфика анализа повествовательных текстов (Р.Барт). Концепция нарративной истории (А.Дж.Тойнби, П.Рикёр). «Повествовательные стратегии» постмодернизма как способ моделирования реальности (Ж.Деррида, Ф.Джеймисон). Понятие «дискурса легитимации» в философии постмодернизма (Ж.-Ф.Лиотар). Феномен метанаррации; основные метанаррации европейской культуры. Концепция «заката метанарраций» Ж.-Ф.Лиотара.

Номадологический проект постмодернизма. Номадология как концептуальная модель аструктурной, децентрированной и открытой среды.. Понятие ризомы (Ж.Делез, Ф.Гваттари). Принцип ацентризма и стратегия «нон-селекции» (В.Д.Фоккема). Новое видение пространства в философии постмодернизма: концепции поверхности и складки. Феномены территориализации и детерриториализации. Предметные спецификации номадологического проекта в философии постмодернизма: номадические модели телесности, психики, языка, социальности.

Текстологический проект постмодернизма. Проблема означаемого и означающего в постмодернизме. Критика референциальной концепции знака (Ж.Деррида, К.Брук-Роуз, Р.Сальдивар). Постмодернистская интерпретация проблемы смысла. Проблемы смыслопорождения в дискурсивных практиках письма и чтения. Концепция означивания в философии постмодернизма (Ю.Кристева, Р.Барт). Стратегия деконструктивизма в постмодернизме: от Ж.Деррида — к Ф.Лентрикийе. Концепция интертекстуальности (Р.Барт, Ж.Женнетт, Ш.Гривель, М.Риффатер, Б.Морриссетт). Понятие «интертекстуальной энциклопедии» и. проблема «образцового читателя» (У.Эко).

Антипсихологизм постмодернистских аналитик. Семантическая фигура «смерти субъекта» в классическом постмодернизме: «смерть персонажа» (А.Роб-Грийе), «смерть Автора» (Р.Барт), «смерть Читателя» (Дж.В.Харрари, Дж.А.Аткинс). Феномен бессубъектного письма (Дж.-И.Тадье). «Я» как феномен безличной дискурсивности (Ж.Деррида, М.Фуко, Ю.Кристева).

Проблема новизны в постмодернизме; переосмысление понятия оригинальности. От произведения к конструкции: постмодернистская концепция творчества. Концепция «смерти Автора»: от Р.Барта — к М.Пфистеру. Феномен постмодернистской иронии: «пастиш» как стратегия творчества.

Тема 3.

Коммуникативная парадигма в современной философии

 

Субъект-объектная оппозиция как основная семантическая ось классической философии. Ориентация неклассической и постнеклассической философии на аналитику субъект-субъектных отношений.

Коммуникативный поворот в современной философии.

Феномен диалогизма. Идеи диалогизма в некласической философии (экзистенциальный психоанализ, современная философская антропология, философия аджорнаменто).

Коммуникативная парадигма в постнеклассической философии.

Структура коммуникативных процессов. Понятие «Другого». Концепция «коммуникативного существования» в современной философии: «бытие-с» (М.Хайдеггер), «со-бытие с Другим.» (Ж.-П.Сартр), «бытие-друг-с-другом» (Л.Бинсвангер), «отношение Я — Ты вместо Я — Оно» (М.Бубер), «преодоление отчаяния благодаря данности Ты» (О.Ф.Больнов), «малый кайрос» как подлинность отношения Я с Ты (П.Тиллих).

Современная философия о роли коммуникативных процессов в современной культуре. Концепция коммуникативной рациональности (Ю.Хабермас). Понятие коммуникативной компетенции.

Языковой аспект субъект-субъектной коммуникации. Проблема семиотических средств коммуникации в современной философии. Структура отношения Я — Ты (Э.Левинас). Понятие дискурса и виды дискурсивных практик в современной коммуникативной философии. Философская концепция языковых игр (от Л.Витгенштейна — к Я.Ю.Хинтикке). Специфика знаково-символических форм коммуникации в современной культуре (Х.Аренд, Ф.Жирар, Э.Левинас).

Проблема подлинности коммуникации в современной философии (Ж.Лакан, Ф.Гвардини). Трактовка подлинного бытия как «бытия в контексте Другого». Концепция интерлокуции П.Рикёра. Коммуникативно-герменевтическая концепция языка в современной философии. Проблема понимания как взаимопонимания в философии К.-О.Апеля.

Коммуникативная стратегия современного постмодернизма и деконструктивистская «постмодернистская классика». Семантические горизонты современной версии философии постмодернизма.

 

Тема 4.

Новейшие тенденции в современной философии

Феномен пост-постмодернизма

 

Новейшие тенденции в развитии современной философской рациональности. Понятия пост-постмодерна и пост-постмодернизма.

Основные проблемные поля и тенденции развития современной философии.

Семантическая фигура «воскрешения субъекта» в постнеклассической философии. Программа «герменевтика субъекта» в пост-постмодернизме (М.Фуко.). Проблема самоидентификации субъекта в современной культуре (Х.Уайт, К.Меррей, М.Саруп). Кризис понятия «судьба» в постмодернистском мире. Феномен нарративной биографии. Понятие «кризиса идентификации»: философская, социокультурная, психологическая и клиническая проекции. Системная трактовка «кризиса идентификации» в концепции Дж.Уарда. Современные программы преодоления «кризиса идентификации».

Программа культурного неоклассицизма в современной философии. Идея «возврата утраченных значений» (Дж.Уард, М.Готдинер, Ч.Дженкс). Парадигма импрингологии в постмодернистской социальной педагогике (А.А.Джироукс, К.Ланкшер, П.Мак-Ларен, М.Питерс).

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ [1]

 

РАЗДЕЛ I.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 354; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.22.136 (0.01 с.)